вводная лекция по основам ритрики
план-конспект занятия на тему

В лекции рассмтаривается хронологическое возникновение риторики как науки и искусства, представлены роды и виды риторики с точки зрения отечественного красноречия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_ritoriki._rody_i_vidy.45-46.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ РИТОРИКИ. РОДЫ И ВИДЫ РИТОРИКИ. ФОРМЫ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ (45-46).

Цели и задачи: познакомить с историей зарождения и становления риторики, с основными родами и видами красноречия.

Оборудование:  план-конспект,   А.В.Филиппова, Н.Н.Романова. Публичная речь в понятиях и упражнениях. – М.: ACADEMIA, 2002.; О.Я.Гойхман, Т.М.Надеина. Речевая коммуникация. – М.: ИНФРА – М, 2008.

Ход занятия:

1.Орг. момент.

2.Объявление темы занятия.

Термин «ораторское искусство» греческого происхождения. Его синонимами являются риторика (греч.) и красноречие (рус.).  Риторика – это:

  • Ораторское искусство, теория красноречия;
  • Учебный предмет, изучающий теорию красноречия;
  • Учебная книга, излагающая основы этой теории;
  • (перен.) эффектность, внешняя красивость речи, напыщенность;
  • В старину – название младших классов духовной семинарии.

Красноречие – способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант и искусная речь, построенная на ораторских приемах; собственно ораторское искусство. Устар. – наука, изучающая ораторское искусство; риторика.

Под ораторским искусством понимают:

- высокую степень мастерства публичного выступления;

- искусное владение живым словом;

-искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желательного воздействия на слушателей.  

Эта трактовка возникла еще во времена Аристотеля и сохранилась до  наших дней. Хотя ОИ часто сравнивают с искусством, все же в первую очередь следует говорить о связи ОИ с наукой.

 Почему?

  • ОИ широко использует современные открытия и достижения науки и техники, в то же время популяризируя их;
  • Многие идеи или гипотезы первоначально излагались в устной форме: в публичных речах, лекциях, докладах, сообщениях, беседах;
  • ОИ опирается а то же, что и научные дисциплины: аргументация, факты, анализ, суждения и т.д.

Основой зарождения ОИ стала необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную т.з., доказать правильность выдвигаемых суждений и т.п., нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор. ОИ активно начало развиваться в первую очередь в демократических городах-государствах Древней Греции.

Афины

Спарта

Самый крупный экономический, политический и культурный центр Др. Греции.

Самый крупный военизированный город-колония.

-народное собрание;

-совет пятисот;

-суд.

Два царя и совет старейшин. Верховным органом власти являлось народное собрание, но фактически никакого значения оно не имело.

Через каждые 10 дней афиняне собирались на площади и обсуждали важные государственные дела. Экклесия могла принять решение об объявлении войны или заключении мира, об издании различных постановлений и т.п. Ему подчинялись все другие государственные организации.

Место, где проводились собрания, ничем не было укрыто или украшено (чтобы не отвлекать народ). Когда народ начинал изменять утвержденные решения, цари говорил, чтобы все расходились, т.о. оставляя выбор и право окончательного решения за собой.

Между заседаниями дела разбирались советом пятисот (булэ). В него избирались по жребию.

Со своим казарменным строем не оставили ничего потомкам.

В суде (гелиэя) было 6000 судей (чтобы исключить возможность подкупа). Государственных обвинителей не было, как и адвокатов, поэтому каждый должен был уметь и защищаться и обвинять, т.е. отстаивать свое мнение убедительно и обстоятельно говорить. Т.о. овладение ораторским искусством и умение спорить было первой необходимостью для афинян.

Афины с их демократическими спорами на площадях, в суде и собраниях в короткий срок выдвинули величайших писателей, ученых, поэтов, бессмертные произведения культуры.

Наиболее активно ОИ развивается в переломные эпохи жизни общества. Оно помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их доказательством является расцвет красноречия в:

- эпоху Возрождения;

- периоды социальных революций;

- в настоящее время в связи с демократическими процессами в стране.

ОИ на протяжении своего развития использовалось духовной, идеологической, социально-политическим сферами.  Еще в Др. Греции ОИ и политика были неразрывны. В Древнем Риме – аналогичная ситуация. Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя в будущем правителями государства. Поэтому, когда в середине II в. до н.э. в Риме появились греческие риторы, молодежь устремилась в их школы. Но это было доступно не всем (дорого; надо было знать древнегреческий язык). Поэтому правительство не волновалось до I в., когда открылась школа с преподаванием риторики  на латыни. Естественно, их запретили. Ораторская карьера в Др. Риме была и почетной и доходной (Марк Катон Старший, Марк Антоний, Цицерон и др.).

Следует отметить, что ОИ практически во все времена обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных групп и одинаково может выступить как на стороне добра, так и зла. Отсюда нравственная позиция оратора – это, пожалуй, самое главное в ОИ.

Есть еще одна особенность у ОИ, это его синтетический характер, эклектичность. ОИ помогают такие науки  как психология, философия, педагогика, логика, языкознание, этика, эстетика и др.

В зависимости от сферы применения ОИ никогда не было однородным, подразделяясь на различные роды и виды. В отечественной риторике выделяют:

  • Социально-политическое красноречие – выступления, посвященные вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры (парламент, митинги, общественные собрания, заседания и т.д.).
  • Академическое красноречие – учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение.
  • Судебное красноречие – речь, произносимая участниками судебного процесса.
  • Социально-бытовое красноречие – приветственные, юбилейные, застольные, поминальные и пр. речи.
  • Богословско-церковное – проповеди, речи на Соборе.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности – контакт со слушателями.

В результате чего возникает контакт?

1.На основе совместной мыслительной деятельности (интеллектуальное сопереживание).

2.Испытываемые чувства у слушателей и оратора должны быть общими (эмоциональное сопереживание). Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются аудитории и вызывают ответную реакцию.

Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта является непременное уважение к слушателям, признание в них равноправных партнеров по общению.

В зависимости от того, произносит ли речь один человек, или же беседующих людей больше, мы говорим о монологе, диалоге, полилоге.

Все публичные выступления по существу монологичны (одобрительное молчание, реплики и пр., идущее от слушателей в данном случае – не в счет). Подлинно диалогичными всегда были и остаются споры, дискуссии, различные беседы. Различают:

-непринужденную беседу между хорошо знакомыми людьми;

-первую беседу при знакомстве;

-деловую беседу, которая, в свою очередь, может происходить между:

  1. Равноправными партнерами
  2. Начальником и подчиненным
  3. Разговор о сотрудничестве двух (нескольких) представителей с разных сторон.

-застольная беседа.

3.Подведение итогов.

4.Д/з.: конспект, написать несколько социально-бытовых  речей-скетчей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ. "ОБЩАЯ ГЕНЕТИКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МОДУЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ" МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ . ПЛАН ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ...

Лекция "Теоретические основы тепловлажностной обработки бетона" по профессиональному модулю «Эксплуатация теплотехнического оборудования производства неметаллических строительных изделий и конструкций»

ПМ.02 «Эксплуатация теплотехнического оборудования производства неметаллических строительных изделий и конструкций» по специальности 270809 «Производство неметаллических строительных изделий и констру...

Вводная лекция по дисциплине: "Электротехника"

Вводная лекция по дисциплине: "Электротехника" состоящая из 4-х частей:1 часть - Введение;2 часть - Этапы развития электротехники;3 часть - Возможности электрической энергии;4 часть - Токи....

Презентация к Вводной лекции по судебному делопроизводству

Презентация содержит основные тезисы Вводной лекции по дисциплине "Судебное делопроизводство"...

Конспект лекций по основам геодезии

в конспектах рассмотрены основные понятия  курса геодезии для студентов специальностей "Строительство" и "Архитектура"...

Вводная лекция МДК 02.01 СВЧ печи. Устройство, принцип работы.

Тема урока:  СВЧ – печи.  Классификация, типы, принцип действия.Цель урока:- образовательная: обеспечить усвоение обучающимися устройства и принципа действия СВЧ – печи;- воспита...

вводное занятие по Основам латинского языка с элементами медицинской терминологии

Презентация к вводному занятию по Основам Латинского языка с элементами медицинской терминологии для специальности34.02.01 Сестринское дело...