ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ По учебной дисциплине Русский язык и культура речи 101101 «Гостиничный сервис» (углубленная подготовка)__
материал на тему

Музыченко Наталья Юрьевна

 

ФОНД

ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

По учебной дисциплине

Русский язык и культура речи

 

101101 «Гостиничный сервис» (углубленная подготовка)__

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fos_po_kr.doc514 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Первый Московский Образовательный Комплекс»

                             

     ПЦК _____гуманитарных дисциплин ____

УТВЕРЖДЕН

на заседании ПЦК

«28»августа 2014 г.

 протокол №1

Председатель ПЦК

______________(Габрук С.В.)        

ФОНД

ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

По учебной дисциплине

Русский язык и культура речи

101101 «Гостиничный сервис» (углубленная подготовка)__

(код и наименование направления подготовки)

____________социально-экономический_________

(наименование профиля подготовки)

______________________________ 

Квалификация  выпускника

Москва, 2014

Паспорт

фонда оценочных средств

                                 по дисциплине Русский язык и культура речи

                                                 

№ п/п

Контролируемые разделы (темы) дисциплины

Код контролируемой компетенции (или ее части)

Наименование

оценочного средства Представление оценочного средства

Раздел 1. Язык и речь, Раздел 2. Текст и его структура,

Раздел 3.

Функциональные стили литературного языка, Раздел 4. Лексика и лексикология. Фразеология, Раздел 5. Фонетика и орфоэпия,

Раздел 6.Морфемика.

Словообразование,

Раздел 7.

Орфография. Морфология, Раздел 8. Синтаксис. Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение 

ОК 1 – ОК 10

ПК 1.1-3, ПК 2.1-2.5, ПК 5.2

Вопросы для зачета

Раздел 5. Фонетика и орфоэпия,

Раздел 6.Морфемика.

Словообразование,

Раздел 7.

Орфография. Морфология, Раздел 8. Синтаксис. Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение

ОК 1 – ОК 9

ПК 1.1-3, ПК 2.1-2.5, ПК 5.2

Задания для контрольной работы

3

Раздел 5. Фонетика и орфоэпия,

Раздел 6.Морфемика.

Словообразование,

Раздел 7.

Орфография. Морфология, Раздел 8. Синтаксис. Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение

ОК 1 – ОК 9

Задания для текущего контроля знаний обучающихся (вопросы по разделам) и умений (тесты)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

(ГБПОУ «1-й МОК»)

Вопросы для зачета по русскому языку и культуре речи:

  1. 1.Разновидности русского языка.
  2. 2.Основные функции языка.
  3. 3.Основные уровни языка.
  4. 4.Язык как развивающееся явление.
  5. 5.Русский язык в современном мире.
  6. Смысловые и структурные признаки текста.
  7. Функционально-смысловые типы речи.
  8. Функциональные стили языка.
  9. Культура речи, её характеристики.
  10. Многозначность слова и омонимы.
  11. Синонимы, антонимы, паронимы, понятие антитезы.
  12. Употребление лексики.
  13. Лексические ошибки.
  14. Фразеологизмы и клише в речи.
  15. Слог, ударение, орфоэпическая норма.
  16. Способы словообразования.
  17. Имя существительное, его грамматические признаки.
  18. Имя прилагательное, его грамматические признаки.
  19. Морфемный состав числительных.
  20. Местоимение, его грамматические признаки.
  21. Глагол, его грамматические признаки.
  22. Глагольные формы: причастие и деепричастие.
  23. Наречие, его грамматические признаки.
  24.  Словосочетание, виды связи слов в словосочетании.
  25. простое осложненное предложение.
  26. Сложное предложение, его виды.

Составитель _________________Музыченко Н.Ю.

                                                                          (подпись)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

(ГБПОУ «1-й МОК»)

Комплект практических заданий для зачета

по дисциплине  Русский язык и культура речи

(наименование дисциплины)

Практическое задание №  1

1.                Отметить прилагательные, которые употреблены в переносном значении: бархатный голос, бархатное платье, бархатные глаза, бархатный сезон, бархатная кожа, бархатный занавес.

  1. Отметить номера с речевыми ошибками:

а) Больной был госпитализирован в больницу.

б) Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.

3        Выберите подходящий по смыслу синоним:

а) эффектный, эффективный (метод);

б) коренные, корневые (побеги).

Практическое задание № 2

  1. Определите значение слов, составьте с ними словосочетания: истекший - истёкший, небо-нёбо, железка-желёзка.
  2. Отметить прилагательные в сравнительной степени:

Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

3.        Определите функции знаков препинания в предложении:

а) Я крикнул, они побежали.

б) Я крикнул - они побежали.

в) Я крикнул: они побежали.

Практическое задание № 3

  1. В каком предложении устаревшее слово «ныне» используется неуместно?

а) Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам….

б) А воз и ныне там.

в) Ныне в университете был день открытых дверей.

2.        В каком предложении речевая ошибка? Исправьте.

        а) В том году сильные морозы начались в начале января.

        б) Она прошла мимо, не удостоив меня даже взглядом.

3.        Определить виды омонимов: течь – течь; лук – луг; ве́рхом – верхо́м; плот – плод.

Практическое задание № 4

  1. Какая особенность русского ударения использована в словах: ви́дение - виде́ние, про́пасть - пропа́сть, бе́гом - бего́м.
  2. Найдите неправильный ответ:

К среднему роду относятся: время, городишко, дитя, умишко, солнышко, пепелище.

  1. Объяснить значение новых фразеологизмов:

детский сад, каменный век, пожарная команда.

Практическое задание  № 5

  1. Раскрыть лексическое значение слов. Какое из них имеет значение «сильное возбуждение, волнение, борьба интересов вокруг чего - либо»: кураж, мираж, ажиотаж, антураж.
  2. Определить стиль речи, указать признаки различных стилей:

а) Град – атмосферный осадок в виде небольших ледяных шариков.

б) – А дождь-то, видать, с грозой.

Под укрытие пора.

- Да, ничего.

- Ничего. Град – то голову тебе враз обмолотит.

в) Дождь был холодный, заставил удирать к лесной полосе. Не успели мы отдышаться в сыром кленовом полумраке, из дождя начали выпадать градины. Сначала они были маленькие, матовые, потом покрупнее.

3.        Найти ошибки в согласовании прилагательного с существительным: черный вуаль, красивая тюль, болезненный мозоль, справедливое жюри, любимое дитя.

Практическое задание  № 6

  1. Заменить архаизмы современными словами: виктория, страж, десница.

2.        Отметьте предложения, в которых неверно согласовано прилагательное с существительным:

        а) У стены стоит черный рояль.

        б) В зале сидит компетентный жюри.

        в) Мама чисто прибрала в комнате, на окна повесила красивую тюль.

        г) Друг пригласил меня на чашечку черного кофе.

3.        Вычеркнуть в ряду фразеологизмов один, не являющийся синонимом:

        а) терять голову; сходить с ума; без царя в голове;

        б) от корки до корки; вдоль и поперек; терять голову.

Практическое задание  № 7

  1. Найти омоформы:

а) посветить (свечой) – посвятить (роман);

б) семью (семь) – семью (содержать);

в) вы ли – выли;

г) плач – плачь.

2.        Восстановите паронимические пары: болотный - …; каменистый - …; удачливый - …

3.         Раскрыть смысл фразеологизмов, составить словосочетания: поставить на ноги; поймать на слове; сесть в лужу; тянуть за язык.

Практическое задание № 8

  1. Из приведенных слов составить синонимические ряды: высокомерный, надменный, равнодушный, бесчувственный, докучный, робкий, гордый, страстный, боязливый, трусливый, безучастный, назойливый, несмелый, навязчивый, заносчивый.

2.        Образовать форму единственного числа существительного: туфли, босоножки, погоны, чучела, клипсы.

3.        Заменить цифры словами:

        а) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в рейс.

б) Город с 4675 жителями.

Практическое задание №  9

  1. Определить виды омонимов: ку́рица – кури́тся, плот – плод, попугай – попугай, лесть – лезть.
  2. Образовать множественное число от существительного: курица, учитель, выбор, крестьянство, темнота.
  3. Исправить ошибки, связанные с управлением:

а) Уделить внимание на здоровье.

б) Заведующий больницы встретил нас «прохладно».

Практическое задание № 10

  1. Найти ошибки, исправить, объяснить:

а) В этом отделе находятся научные монографии по физике и математике.

б) Как только актер появился на сцене, публика устроила ему настоящий бенефис.

2.         Выбрать правильные окончания:

        а) Опытному моряку шторм (а, ы) нипочем.

        б) На конференции выступили известные доктор (а, ы) наук.

3.        Какое ударение является литературным, а какое употребляется в профессиональной речи?

        И́скра – искра́, ко́мпас – компа́с, при́кус – прику́с. Вспомните устойчивые словосочетания, в которые входят слова: завидки, сажень, гуся (Р.п).

Практическое задание № 11

  1. Указать, к какому стилю речи относятся слова: вещий, лучезарный, интервьюировать, вышеуказанны        й, амплитуда, очарование.
  2. Объяснить форму рода выделенных существительных:

а) Опять дворянская зала наполнилась дворянами в мундирах.

б) Со шляпой на голове, зеленым вуалем и распущенными волосами, вошла она в переднюю.

3.        Определить лексическое значение слова: умалять – умолять; увидать – увядать; просвещение – посвящение; обежать – обижать.

Практическое задание № 12

  1. Найти в предложении диалектизмы. Объяснить их значение.

а) Работу начали с первыми кочетами.

б) К вечеру ненадолго разведрилось.

в) Отец с братьями охотились на векшу.

2.        Подобрать определения к существительным: метро, жалюзи, цеце, Ай – Петри, Сочи, шоу.

3.        Записать цифры словами.

        а) автобус с 27 студентами;

        б) к 675 прибавить 25.

Практическое задание № 13

  1. Найти ошибки в образовании словосочетаний: опытные инженеры, более сильнее, обоих студентов, около полтора километров.

2.        Из двух форм существительных выбрать нормативную:

        а) домик на пригорке был черный и крыт (толем, толью);

        б) мы вошли в светл…больш…(зал, зала).

3.        Образовать повелительное наклонение от глагола: лечь, есть, ехать, видеть, слышать.

Практическое задание №14

  1. Определить вид омонимов: темы – те мы; выли – в иле; плач – плачь; окно – окна.
  2. Расставить ударения: звонит, облегчить, баловать, гнала, каталог, партер, алфавит.
  3. Определить род существительного: мозоль, тюль, колибри, шимпанзе, городишко, горюшко, забияка, плакса.

Практическое задание №15

  1. Указать, какие из данных сочетаний являются свободными и какие – фразеологическими: берет деньги, берет книги, злость берет, берет отпуск, берет на поруки.
  2. Какая особенность русского ударения используется автором этих строк?

Я под синим по́логом. На холме поло́гом.

  1. Выберите правильную форму Р.п. множественного числа:

Кочерга

  1. не образуется;
  2. кочерг;
  3. кочерег.

Сапог

1)        сапогов;

2)        сапог.

Практическое задание  №16

  1. Подобрать синонимы к заимствованным словам:

легальный, презентовать, имитация, аргумент, вакансия.

  1. Выберите нужную форму сказуемого. Объясните выбор.

а) Большинство произведений композитора (были созданы – было создано) в годы странствий.

б) Большинство студентов (сдало, сдали) зачет.

3.        Составить словосочетания, поставить заключенные в скобках слова в нужном падеже.

удивляться (результаты);

преклоняться (талант);

оплатить (проезд);

заплатить (проезд);

управляющий (филиал).

Практическое задание №17

  1. Определить род существительных:

Разиня, пианино, врач, жюри, тихоня.

2.        Отметить неизменяемые слова:

        а) левый, метро, рассмотрев;

        б) вверх, грядущий, справа.

3.        Расставить ударения:

        диспансер, колосс, обеспечение, партер, полшага.

Практическое задание  №18

  1. Определить виды омонимов:

а) выли – в иле;

б) плод – плот;

в) течь – течь.

2.        Подобрать синонимы к фразеологизмам:

        а) точить лясы;

        б) бить баклуши.

3.        Выбрать нужную форму сказуемого:

а) Множество темных туч (расползл (о, и) сь по небу.

б) Большинство студентов получил (и, о) отличные и хорошие оценки на экзамене.

Практическое задание  №19

  1. Определить тип переноса значения слова «несёт» в предложениях:

Официант несёт поднос с едой. Река несёт свои воды к океану.

2.        Укажите словосочетания, в которых имеется ошибка в управлении:

        а) оплатить за проезд; б) уверенность в победу;

        в) заведующий аптеки.

3.        Объяснить и составить словосочетания с фразеологизмами:

        белые мухи, попасть впросак.

Практическое задание №20

  1. Найти среди словосочетаний фразеологические:

злость берет, книги берет, берет деньги, берет отпуск, берет на поруки.

2.        Вспомнить устойчивые словосочетания, в которые входят данные слова: баклуши, впросак, сажень.

3.        Употребить словосочетания в прямом и переносном значении:

        ждать у моря погоды; поставить на ноги.

Практическое задание №21

  1. Правильно ли употреблены прилагательные в данных предложениях?

а) Человек ведет праздничную жизнь.

б) У меня сегодня праздное настроение.

2. Отметить, формы какого рода в данное время являются принятыми, а какого – устаревшими:

        а) клавиши – клавиша;

        б) просека – просек;

        в) зал – зала;

        г) тальк – талька;

        д) рельс – рельса.

3.        Найти ошибки, объяснить, исправить:

        а) Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили.

        б) Второкурсник, он все рассказал нам о сессии.

Практическое задание №22

  1. Исправить речевые ошибки:

а) Он крепко держит в своих руках штурвал руля.

б) Все гости получили памятные сувениры.

2.        Продолжить пословицы:

        а) Не спеши языком …;

        б) Береги платье снову …

        в) Свежо предание …

3.        Выбрать нужное:

        (две, двое) девочек; (три, трое) учеников; (пять, пятеро) девочек.

Практическое задание № 23

1. Употребить следующие слова в контекстах: три, напасть, простой.

2.        Найти многозначные слова: шаль, шапка, пальто, галстук, гардероб.

3.        Найти ошибки в употреблении многозначных слов: врач обошел вторую палату; проблемам образования посвящена настоящая статья.

Практическое задание № 24

1.        Указать фразеологические единицы, раскрыть смысл:

        а) Стоило только увеличить состав прокурорского надзора, чтобы очистить авгиевы конюшни.

        б) Литература 40-х годов не знала никаких свобод, ежечасно изнемогала на Прокрустовом ложе всевозможных укорачиваний.

2.        Как изменится смысл предложений, если части поменять местами?

        а) Напрямик не пробиться: впереди непроходимые болота.

        б) Кто - то зажег спичку - мелькнул огонек.

3.        Указать, для чего служит в данных словах изменение ударения:

        Па́хнуть – пахну́ть, досыпа́ть – досы́пать, у́же – уже́, и́збы – избы́, у́гольный – уго́льный.

Практическое задание № 25

  1. Подобрать синонимы и антонимы к слову «свежий», учитывая его значения: свежий воздух, свежий хлеб.

2.        Исправить тавтологические ошибки:

        а) активисты активно участвуют в работе с молодежью;

        б) руководители предприятий настроены на деловой настрой.

3.        Заменить цифры словами:

        а) А.П. Чехов родился в 1860 году, умер 1904 году.

        б) Самолет с 180 пассажирами совершил посадку.

Практическое задание №26

1.        Определить тип омонимов: стать-стать, строй-строй, мука-мука, кот-код, лечу-лечу.

2. Раскрыть смысл фразеологизмов: остаться с носом, плясать под чужую дудку, положить в долгий ящик.

3.        Исправить ошибки, допущенные в построении сложного предложения:

а) Многие считают, что будто этот завод не может выполнить план.

б) Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения.

Составитель _________________Музыченко Н.Ю.

                                                                          (подпись)

Комплект заданий для контрольной работы

по дисциплине  Русский язык и культура речи

(наименование дисциплины)

Пояснительная записка

Данная контрольная работа направлена на выявление уровня усвоения учебного материала за 1 семестр по предмету «Русский язык и культура речи» для обучающихся очного отделения. Задания, представленные в контрольной работе, определяют уровень сформированности следующих компетенций: языковой, социокультурной, лингвистической.  Контрольная работа  составлена в соответствии с  Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по дисциплине «Русский язык и культура речи».

Работа представлена в форме тестов. 

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по русскому языку даётся  45 минут. Работа состоит из 9 заданий различных типов: с единичным, множественным выбором и т.д.

ТЕСТЫ

по русскому языку и культуре речи

ВАРИАНТ № 1.

1.   Отметьте слово с ударением на первом слоге.

           А) ДО-ГО-ВОР                                           В) И-СКРА

           Б) ГНА-ЛА                                                  Г) ШО-ФЕР

2.   Отметьте  словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

           А) чёрный рояль                                         В) яблочное повидло

           Б) покрыть толью                                       Г) огромный мозоль

3.   Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р.п. от существительных  

      мн. числа.

      А) килограмм помидоров                         В) несколько башкиров

      Б) табор цыган                                           Г) герои басней

4.   Отметьте неправильное сочетание слов.

А) принять меры                      В) принять решение

Б) предпринять меры                                Г) предпринять шаги

5.   Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных     

оборотов.      

            А) Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко.

            Б) Проснувшись от холода, я увидел, что уже семь часов.

            В) В комнате был камин, в котором уже давно не разжигали огонь и служивший

                 жильцам полкой.

            Г) Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности

                 полтора года.

6.   Отметьте предложения с речевыми ошибками.

            А) Писатель подробно описывает о жизни.

            Б) Эта истина очевидна для всех.

            В) Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?

            Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия,

                Россия, Италия, Франция и др.

            Д) Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.

7.   Отметьте предложения с речевыми ошибками.

            А) Я согласился на это скрипя сердцем.

            Б) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.

            В) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.

            Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.

8.   Отметьте предложения с речевыми ошибками.

            А) Наконец его давнее стремление стать лётчиком осуществилось

            Б) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.

            В) Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.

            Г) Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького.

9.   Отметьте предложения с речевыми ошибками.

            А) Незнакомая женщина сказала, что знает о готовящемся спектакле и хотела бы

                 встретиться с исполнительницей главной роли.

            Б) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.

            В) Определяя творческую задачу, молодой поэт восклицает, что « хочу воспеть

                 свободу миру!..».

            Г) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир.

ВАРИАНТ № 2.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

            А) ЗВО-НИТ                                                  В) КА-ТА-ЛОГ

            Б) КУ-ХОН-НЫЙ                                          Г) АЛ-ФА-ВИТ

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

            А) жареный картофель                                 В) чёрное кофе

            Б) густой вуаль                                              Г) компетентное жюри

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.        

      А) нашествие варваров                                В) оружие осетинов

      Б) пара резиновых сапогов                          Г) отряд солдат

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

             А) надеть шляпу                                           В) одеть очки

             Б) надеть на палку                                        Д) одеть ребёнка

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

             А) Создавая ценности, человек обновляет себя.

             Б) Стоя у двери в гостиную, мне был ясно слышен весь их разговор.

             В) Этот новый роман, опубликованный в журнале «Юность» и который рассказывает о

                  событиях последних лет, очень понравился мне.

             Г) Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

             А) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.

             Б) Море глаз устремились на знаменитого актёра.

             В) Кротким характером девушка выдалась в отца.

             Г) В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

             Д) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

             А) Ваше предложение мне совсем не по душе.

             Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.

             В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.

             Г) Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.

8.   Отметьте предложения с речевыми ошибками.

            А) Большинство летних месяцев я провёл на даче.        

             Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

             В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.

             Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.

9.   Отметьте предложения с речевыми ошибками.

             А) Диктор сообщил телезрителям, что вновь встретится с ними только через месяц,

                  так как уходит в отпуск.

             Б) Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна».

             В) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

             Г) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

ВАРИАНТ № 3.

  1. Отметьте слово с ударением на третьем слоге.

               А) ПРЕ-МИ-РО-ВАТЬ                             В) ХО-ДА-ТАЙ-СТВО-ВАТЬ

                Б) ИН-ДУСТ-РИ-Я                                  Г) ЗА-КУ-ПО-РИТЬ

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

               А) моют шампунью                                  В) вкусный студень

               Б) полученная бандероль                         Г) новая тюль

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных          

мн. числа.

              А) десять гектар                                         В) пара ботинок

              Б) жилище якутов                                      Г) забрал из ясель

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

              А) проявить способности                          В) проявить интерес

              Б) проявить образцы труда                        Г) проявить сознательность

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

              А) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.

              Б) На почте упаковывали посылки, отправляющиеся беженцам.

              В) Приехав в Париж, его пригласили в посольство.

              Г) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и    

                   который притягивал его.    

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

              А) Бездна звёзд смотрели на меня в ночной тиши.

              Б) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

              В) Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалёк к

                   истине.

              Г) Витя – ужасный невежда в музыке.

              Д) Девочка окунула мордочку голодного котёнка в молоко.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

              А) Ему везёт: что бы он ни натворил, всё сходит с рук.

              Б) Прошло всего лишь несколько часов.

              В) Всегда и во всём надо понимать меру.

              Г) Пологий берег реки зарос густыми зарослями.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

              А) Этот человек произвёл на меня большое воздействие.

              Б) Сегодня праздник, но у меня самое будничное настроение.

              В) Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все доку-

                   менты.

               Г) За торт можно оплатить в первой кассе.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

               А) Сократ знал, что «я знаю, что я ничего не знаю».

               Б) Главный герой романа не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру.

               В) Франция, в особенности Париж, давно привлекает русских художников.

               Г) Паренёк поинтересовался у нас, как долго мы ещё будем заняты и сможем ли

                    ему помочь.                                                    

ВАРИАНТ № 4.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

               А) КВАР-ТАЛ                                  В) КРО-ВИ (АНАЛИЗ)

               Б) САН-ТИ-МЕТР                            Г) НА-ЧАЛ

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительных.

               А) отметить в табели                        В) блестящее монисто

               Б) чёрный кофе                                  Г) звучный контральто

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

         А) купил мандаринов                       В) не нашёл носок

         В) досидел до сумерек                     Г) две пары туфлей

  1. Отметьте неправильную форму множественного числа.

                А) доктора                                         В) инженера

                Б) выговоры                                       Г) катера

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

                       А) Наклонясь над рекой, у девушки упала в воду косынка.

                       Б) Будучи проездом в провинциальном городе, известного профессора пригласили

                            посетить местный университет.

                       В) В комнате был камин, в котором давно не разжигали огонь и служивший

                            жильцам полкой.

                        Г) Проснувшись от холода, я увидел, что было уже семь часов.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                 А) Артист был удостоен высокой наградой.

                 Б) Она прошла мимо, не удостоив меня даже взглядом.

                 В) Все, даже лучшая подруга, отвернулись от меня в трудную минуту.

                 Г) Старики снисходительны до шалостей детей.

                 Д) Море глаз устремились на знаменитого актёра.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                 А) Между ними произошёл далеко не приятный разговор.

                 Б) Все вздрогнули от резкого звука, а он и глазом не моргнул.

                 В) Не без труда удалось нам решить эти трудные проблемы.

                 Г) Я встречался с профессором только два раза, поэтому мы с ним на короткой

                      ноге.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                 А) Николай выбрал самый кратчайший путь к дому.

                 Б) В этом зале музея представлены изделия народных умельцев.

                 В) На будущий день началось обсуждение текущих дел.

                 Г) Маяковский стоял у источников новой поэзии.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                       А) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

                       Б) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

                       В) Старик не ответил, что он будет делать с кладом.

                       Г) Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время

                            на подготовку.

ВАРИАНТ № 5.

  1. Отметьте слово с ударением на третьем слоге.

                А) БА-ЛО-ВАТЬ                                             В) ДРЕ-МО-ТА

                Б) КОМ-БАЙ-НЕР                                          Г) НА-МЕ-РЕ-НИЕ

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

                А) серый кенгуру                                            В) полная гостей зала

                Б) чёрная вуаль                                                Г) новенькая экю

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

мн. числа.

         А) партия кадетов                                            В) падал с плечей

         Б) килограмм помидор                                    Г) несколько ремёсел

  1. Отметьте неправильную форму мн. числа.

                А) офицера                                                       В) колокола

                Б) корректоры                                                  Г) штемпеля

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

оборотов.

         А) Владельцы земельных участков вносят в казну города земельный налог,

              устанавливающий в соответствии с законодательством.

         Б) Офицер вернулся в избу и, позвав кучера, велел ему выезжать.

         В) В зале не раз вспыхивали долго не смолкающиеся аплодисменты.

         Г) Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

               А) Мой друг всегда полон новыми идеями.

               Б) Лектор оперировал с точными фактами.

               В) Эта женщина – прекрасный повар.

               Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия,

                    Россия, Италия, Франция и др.

               Д) В лаборатории накоплен достаточный опыт по использованию новых материалов.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                      А) По вечерам отец часто рассказывал нам любопытные истории из своей жизни.

                      Б) В конце ХV111 века страна была разделена на три неравные половины.

                      В) Я не ударил лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

                      Г) Однажды на рыбалке случился с ним такой случай.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

               А) Наш завод производит телевизоры высокого качества.

               Б) Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

               В) Мы опоздали на поезд по независимым от нас причинам.

               Г) Первая премьера этого балета состоялась в Риге.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

               А) Раскольников спросил у Сони, что может ли она простить его.

               Б) Катерина умоляла мужа взять её с собой, но, однако, Тихон тем не менее не

                   выполнил её просьбу.

               В) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир, его идеи,

                    стремления.

               Г) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.

ВАРИАНТ № 6.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

                  А) ДИС-ПАН-СЕР                                        Б) ЗА-ВИД-НО

                  Б) ОБ-ЛЕГ-ЧИТЬ                                          Г) КА-У-ЧУК

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

                  А) отметить в табели                                    В) на любимый мозоль

                  Б) свежий силугуни                                      Г) красивый тюль

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

            А) музыка туркмен                                      В) пора свадеб

            Б) купить яблоков                                        Г) несколько полотенцев

  1. Отметьте неправильную форму мн. числа.

                   А) кучеры                                                     В) мастера

                   В) ордера                                                      Г) цехи

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

оборотов.

             А) Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель

                  ни одного свободного дня.

             Б) Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волну-

                  ющий шум, оказывали на нас магическое воздействие.

             В) Всю ночь не давал мне спать гулко раздававшийся в ночной тишине заливистый

                  лай собаки.

             Г) Рисуя пейзаж, у художника был задумчивый вид.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

                   Б) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.

                   В) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.

                   Г) Чацкий полон высокими думами.

                   Д) Через час начнётся совещание по выработке плана спасательных работ.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Я не ударился лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

                   Б) Мы долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

                   В) Недостатком диссертационного исследования является недостаточно глубокая

                        разработка некоторых вопросов.

                   Г) Победители соревнования были награждены памятными подарками.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.

                   Б) Свою автобиографию я уже рассказывал вам.

                   В) Директор сегодня подписал заявление о представлении мне отпуска.

                   Г) Ученики пристально слушали рассказ учителя.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Учитель несколько раз объяснил задание, но, однако, многие ученики

                        тем не менее не поняли его содержания.

                   Б) Тургенев был необыкновенно чутким к смыслу и красоте слова.

                   В) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также

                        Эстонии и Латвии.

                   Г) Раздался долгожданный звонок, и Саша спросил у Кати, что может ли он

                        увидеть её сегодня.

ВАРИАНТ № 7.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

                    А) ЧЕР-ПАТЬ                                                  В) ЩА-ВЕЛЬ

                    Б) СТА-ТУ-Я                                                    Г) ОТ-НЯ-ЛИ

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

                    А) левый рельс                                                 В) молодая чинара

                    Б) красивая эполета                                         Г) горячее кофе

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

мн. числа.

             А) две пары носков                                          В) несколько равных доль

             Б) свыше ста гектаров                                      Г) обычаи туркменов

  1. Отметьте неправильную форму мн. числа.

                    А) шофера                                                         В) якоря

                    Б) секторы                                                         Г) директоры

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

оборотов.

             А) Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.

             Б) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

             В) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.

             Г) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны

                  получать льготную пенсию.        

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Необходимо отметить о том, что погодные условия не способствовали

                        проведению работ.

                   Б) Никто, даже лучшие друзья, не мог помочь мне выйти из кризиса.

                   В) Всю свою долгую жизнь его отец был глух к страданиям близких.

                   Г) Всё студенчество охотно принимают участие в праздновании юбилея.

                   Д) По прибытию поезда мы сразу же отправились в центр города.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Ваше предложение выеденного гроша не стоит.

                   Б) Использование минеральных удобрений приносит большую пользу растениям.

                   В) Поэзия для него была книгой за семью печатями.

                   Г) Проект этого комплекса разработан группой архитекторов.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами.

                   Б) При первой же встрече он произвёл на нас хорошее впечатление.

                   В) Впереди лидирует гонщик под номером 5.

                   Г) Слово представили самому молодому участнику конкурса.        

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) В качестве материала для романа «Война и мир» Лев Толстой использовал

                        семейные архивы, мемуары, официальные документы и другие источники.

                   Б) Все газеты писали о крупном политическом скандале  в правительстве, но,

                        однако, тем не менее находились люди, которые об это ничего не знали.

                   В) Николай спросил у княжны Марьи, что согласна ли она выйти за него замуж.

                   Г) Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником и

                       абсолютно авангардные.

ВАРИАНТ № 8.

  1. Отметьте слово с ударением на третий слог.

                  А) ХО-ЗЯ-Е-ВА                                        В) ЭКС-ПЕРТ-НЫЙ

                  Б) У-КРА-И-НЕЦ                                     Г) ПРЕ-МИ-РО-ВАТЬ

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительных.        

                  А) дорогой шампунь                                В) красная георгина

                  Б) зелёные Сочи                                        Г) густая тушь

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных  

мн. числа.    

                  А) жить среди узбек                                 В) лампа в сто ватт

                  Б) пламя свеч                                            Г) три килограмма яблок

  1. Отметьте сочетание слов с ошибкой в связи слов.

                         А) оставить впечатление                         В) произвести впечатление

                         Б) радоваться успехам                             Г) гордиться успехами

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

                   А) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и

                        который притягивал его.

                   Б)  После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие

                         годы.

                   В) Прочитав пьесу, передо мной отчётливо возникли образы персонажей.

                   Г) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.

                   Б) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.

                   В) В первое время по приезду в Москву я чувствовал себя плохо.

                   Г) Кротким характером девушка выдалась в отца.

                   Д) Море глаз устремились на известного актёра.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                    А) Берега реки быстро разрушаются водой.

                    Б) Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу.

                    В) Проект гостиницы в центре города был спроектирован молодым архитектором.

                    Г) Как поступать, решай сам: у тебя своя голова на плечах.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                    А) Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты.

                    Б) Недавний студент, он быстро вошёл в роль учителя.

                    В) Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально.

                    Г) Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                    А) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

                    Б) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

                    В) Старик не ответил, что он будет делать с кладом.

                    Г) Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время   на

                          подготовку.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                         

 

ВАРИАНТ № 9.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

                   А) РЖА-ВЕТЬ                                       В) МИ-ЗЕР-НЫЙ

                   Б) НА-НЯ-ЛИ                                        Г) ЗА-ГО-ВОР

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

                   А) маринованная иваси                        В) левая рельса

                   Б) шёлковый кашне                              Г) устный хинди

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

мн. числа.

            А) нашествие татар                                В) новых простынь

            Б) пять гектар леса                                 Г) урожай помидор

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

                   А) показать в произведении                 В) изобразить героя

                   Б) отобразить героя                               Г) изобразить в произведении

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

                   А) Шум от набегавших и удалявшихся волн был так силён, что не раз будил меня.

                   Б) Устав после занятий, мне не читалось.

                   В) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать

                        льготную пенсию.

                   Г) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые материалы о творчестве

                        Л. Н. Толстого.

                   Б) По отношению к Бэле Печорин ведёт себя со свойственным для него эгоизмом.

                   В) Молодые супруги посетовали на нехватку денег.

                   Г) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

                   Д) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                    А) Я согласился на это скрипя сердцем.

                    Б) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.

                    В) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.

                    Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                    А) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

                    Б) Нас перевели работать в отсталую бригаду.

                    В) Большинство летних месяцев я провёл на даче.

                    Г) Нас перевели работать в отстающую бригаду.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                     А) М. Ю. Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим

                          мы случайно».

                     Б) Тургенев был необыкновенно чутким к смыслу и красоте слова.

                     В) Думается, что в семье Раевских опальный поэт встретил дружеское располо-

                           жение и ощутил тепло домашнего очага.

                      Г) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также

                           Эстонии и Латвии.

ВАРИАНТ № 10.

  1. Отметьте слово с ударением на первом слоге.

                   А) А-НА-ТОМ                                    В) ФЕ-НО-МЕН

                   Б) КРА-СИ-ВЕ-Е                                Г) МЕЛЬ-КОМ

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

                   А) модный туфель                              В) больная мозоль

                   Б) клетчатое кашне                             Г) покрыть толью

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

                  А) китель без погон                             В) отряд солдат

                   Б) обычаи монгол                                Г) много блюдцев

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

                   А) заплатить за проезд                       В) согласно расписания

                   Б) приговаривать к казни                   Г) оплатить за проезд

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных  

оборотов.

            А) Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.

            Б) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

            В) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.

            Г) Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

                   Б) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.

                   В) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.

                   Г) Чацкий наполнен высокими думами.

                   Д) Через час начинается совещание по выработке плана спасательных работ.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Ваше предложение мне совсем не по душе.

                   Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.

                   В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.

                   Г) Эти стихи я  выучил назубок.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Ещё один ряд предложений возникли у главного инженера.

                   Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

                   В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.

                   Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником

                        и  абсолютно авангардные.

                   Б) В качестве материала для романа «Война и мир» Л. Н. Толстой использовал

                       семейные архивы, мемуары, официальные документы и другие источники.

                   В) Преподаватель спросил студента, какие проблемы были у вас во время

                        работы над дипломом.

                   Г) Опоздавший признался, что он проспал.      

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ                

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вариант 1.

В

Б, Г

В, Г

Б

А, В, Г

А, В, Г

А, Б

А, В, Г

Б, В

Вариант 2.

А

Б, В

Б, В

В

Б, В

Б, Г, Д

Б, Г

А, Б, В

Б, В

Вариант 3.

Б

А, Г

А, Г

Б

Б, В, Г

А, Б, В

В, Г

А, В, Г

А, Б

Вариант 4.

А

А, Г

В, Г

В

А, Б, В

А, Г, Д

В, Г

А, В, Г

А, Г

Вариант 5.

А

В, Г

Б, В

А

А, В, Г

А, Б, Г

Б, Г

Б, В, Г

А, Б, Г

Вариант 6.

Б

А, В

Б, Г

А, Г

Б, Г

А, Б, Г

А, В

Б, В, Г

А, В, Г

Вариант 7.

В

Б, Г

В, Г

В, Г

А, В, Г

А, Г, Д

А, В

А, В, Г

Б, В, Г

Вариант 8.

Б

Б, В

А, Б

А

А, Б,В

Б, В,Д

Б, В

А, В Г

А,Г

Вариант 9.

В

Б, В

Б, Г

Б

Б, В

Б, Г,Д

А, В

А, Б,В

А, Г

Вариант 10.

Г

А, Г

Б, Г

В, Г

А, В,Г

А, Б,Г

Б, В

А, Б,В

А, В

 Критерии оценки:

За правильный ответ на каждое задание ставится 1 балл.

Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует, ставится 0 баллов.

30 -26 – оценка «5»

25-21 – оценка «4»

20- 16 – оценка «3»

15-0 – оценка «2»

Составитель _________________Музыченко Н.Ю.

Комплект заданий для текущего контроля                 

по дисциплине     Русский язык и культура речи

                                             (наименование дисциплины)

Вопросы и задания по разделу1:

  1. Что понимается  под понятием «культура речи»?
  2. Назовите три аспекта культуры речи. В чем они состоят?
  3. Каковы коммуникативные качества хорошей речи?
  4. Что такое коммуникативная компетенция личности?
  5. Как вы понимаете понятие «речевая коммуникация»?
  6. Опишите модель речевой коммуникации с опорой на схему  коммуникативного акта.
  7. По каким признакам определяются типы речевой коммуникации?
  8. Что такое «речевой жанр». Приведите примеры.

Вопросы и задания  по разделу 2:        

  1. Определите понятия «язык/речь».        
  2. Каковы основные функции языка/речи?
  3. В чем состоит различие между устной и письменной формами речи?
  4. Что такое «языковая норма»?
  5. Назовите основные типы норм.
  6. Как различаются нормы по степени обязательности?
  7. Определите понятия «императивная (обязательная)» и «вариантная» нормы. Приведите  примеры.
  8. Как различаются между собой речевая ошибка и вариант нормы. Приведите примеры.
  9. Как вы понимаете понятие «речевой этикет»?                

Вопросы и задания по разделам 3-4:

  1. Назовите основные разновидности национального языка.
  2. Какие варианты н.я. не входят в литературный язык?
  3. Определите понятие «литературный язык».
  4. Каковы признаки литературного языка?
  5. Что такое «функциональный стиль»?
  6. Назовите основные сферы человеческой деятельности и     функциональные стили, которые используются в этих сферах.
  7. Назовите главные конструктивный принцип и основные признаки функциональных стилей: а) научного, б) официально-делового, в) публицистического, г) художественного, д) разговорного.

Вопросы и задания по разделам 5-6:

  1. Дайте определение понятия «официально-деловой стиль».
  2. Назовите основные разновидности этого стиля.
  3. Каковы основные черты официально-делового стиля?
  4. Что такое «деловой документ»? Приведите примеры.
  5. Определите понятие «реквизит документа».
  6. Назовите основные реквизиты служебного документа.
  7. Каковы общие правила оформления документов?
  8. Что такое «бланк документа»? Каковы требования к бланкам документов?
  9. На какие виды документы делятся по своему содержанию?
  10. Назовите основные группы и жанры служебных документов.
  11. Какие документы относятся к личным? Дайте их определения.
  12. Каковы основные правила оформления личных документов: а) заявления; б) доверенности; в) расписки; г) объяснительной записки?

Вопросы и задания по разделу 7:

  1. Дайте определение понятия «научный стиль».
  2. Каковы стилистические черты научной речи?
  3. Назовите методы логической организации научного текста.
  4. Опишите композицию а) дедуктивного и б) индуктивного рассуждения.
  5. Назовите подстили научной речи и их особенности.
  6. Определите жанры текстов, характерных для разных подстилей научной речи.
  7. Каковы приемы компрессии информации в научном тексте?
  8. Назовите вторичные жанры научной речи. Что представляет собой текст-источник?
  9. Опишите правила составления вторичных научных текстов: а) аннотации; б) реферата; в) рецензии.
  10. Какие виды рефератов вы знаете?
  11. Определите правила оформления библиографии. Опишите особенности библиографического описания а) книги, б) статьи в журнале; в) диссертации.
  12. Каковы основные правила оформления цитат?

Составитель _________________Музыченко Н.Ю.

Комплект заданий для текущего контроля                 

по дисциплине     Русский язык и культура речи

                                             (наименование дисциплины)

Критерии оценки ответов: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Сумма баллов

31 – «отлично»

30-21 - «хорошо»

20-11 – «удовлетворительно»

менее 10 баллов – «неудовлетворительно»

Вариант 1

Задание 1. Расставить ударения в словах

Августовский, еретик, маркетинг, поутру,

Задание 2. Выписать из толкового словаря лексические значения следующих слов

Апломб, бенефис, конфронтация, пилигрим, эпатировать

Задание 3. Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Получить отклики с областей; оплатить за работу; указать о недостатках; различный от других; радоваться победой в конкурсе.

Задание 4. Найдите в приведенных предложениях нарушения норм литературного русского языка, определите тип ошибки, дайте правильный вариант

  1. Чукотка издавна считается традиционной житницей народов Севера.
  2. Ведущее значение в деятельности этой молодежной организации играет ее отношение к труду.
  3. Во время прямой линии поступило огромное количество звонков, к сожалению, не все из них удалось прочитать.
  4. В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора.  
  5. Лидер фракции считает, что нужно вкладывать деньги в те отрасли, которые быстро отдадут отдачу.
  6. На собрании станичников царствовала разноголосица.
  7. Ваше предложение выеденного гроша не стоит.
  8. Наш театр вмещает до пятьсот зрителей.
  9. Ни для кого не секрет о том, что положение нашей экономики оставляет желать лучшего.
  10. После собрания Павел спросил у Риты, что может ли он проводить ее домой.

Задание 5. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

Паспорт, торт, выбор, образ, штабель

Задание 6. Просклоняйте приведенные числительные.

964, тысяча триста пятьдесят первый

Задание 7. Ответьте письменно на вопрос

Что называется орфоэпической нормой? Перечислите типичные нарушения орфоэпических норм.

Вариант 2

Задание 1. Расставить ударения в словах

Агент, духовник, жестоко, маркетинг, поставщик,

Задание 2. Выписать из толкового словаря лексические значения следующих слов

Амбиции, габарит, инаугурация, ретроспектива, экстремист

Задание 3. Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Действовать согласно приказа; глубокая бездна; удивляться способностями ребенка; воспевать о любви; памятный сувенир.

Задание 4. Найдите в приведенных предложениях нарушения норм литературного русского языка, определите тип ошибки, дайте правильный вариант 

  1. Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности.
  2. Его врожденная скромность и интеллигентный апломб всегда вызывали симпатию коллег.
  3. Стараясь доказать свою правоту, он говорил очень возбужденно, жестикулируя руками.
  4. Рязанцы послали послов к татарам.
  5. Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.
  6. Скрепя сердцем он согласился на это предложение.
  7. Нашей газете требуются редакторы, корректоры, а также инспекторы по технике безопасности.
  8. Необходимо гораздо больше внимания уделять на повышение культурного уровня современной молодежи.
  9. Приятель спросил меня, что далеко ли я живу.
  10. Устав после занятий мне не читалось.

Задание 5. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

Верх, инспектор, маклер, офицер, округ

Задание 6. Просклоняйте приведенные числительные.

257, две тысячи шестьсот восемьдесят четвертый

Задание 7. Ответьте письменно на вопрос

Что называется лексической нормой? Перечислите типичные нарушения лексических норм.

Составитель _________________Музыченко Н.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Английский язык" для специальности 101101 "Гостиничный сервис".

Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Краснодарский гуманитарно-технологический колледж»...

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 101101 «Гостиничный сервис» (углубленной подготовки)

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность101101 «Гостиничный сервис»(углубленной подготовки)...

Календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине "Русский язык и культура" речи для студентов специальности 101101 «Гостиничный сервис» (углубленная подготовка)

Календарно- тематическое планирование учебной дисциплины  РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ для студентов специальности  101101 «Гостиничный сервис» (углубленная подготовка)...

ФОС по информатике и ИКТ для гостиничного сервиса- углубленный уровень

ФОНДОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ По учебной дисциплине  Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (наименование дисциплины, модуля)...

Рабочая программа Учебной практики Специальность 43.02.02 Парикмахерское искусство (углубленная подготовка)

Рабочая программа Учебной практики Специальность 43.02.02 Парикмахерское искусство (углубленная подготовка)...

Фонд оценочных средств учебной дисциплины "Русский язык и культура речи"

Фонд оценочных средств  для проведения промежуточной аттестации предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины  "Русский язык и культура речи" по специальн...

Открытый урок по дисциплине "Деловой английский язык" по теме «Бронирование номеров. Подготовка и выполнение тестового задания. Тест 1». Колледж Туризма Санкт-Петербурга, группа 116 (1 курс) СПО 43.02.11 Гостиничный сервис (углубленная подготовка)

Данный материал содержит все необходимое для проведение открытого урока по теме "Бронирование номеров. Подготовка и выполнение тестового задания" (специальность "Гостиничный сервис"...