Рабочая программа по русскому языку (10 класс)
рабочая программа на тему

Александрова Марина Александровна

Материал содержит рабочую программу по русскому языку и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе. Программа адаптирована на основе ФК ГОС основного общего образования с учетом тематического планирования учебного материала, приведенного в учебнике "Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень", авторы А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2012.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку в 10 классе составлена на основании нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  2. Примерной программы по русскому языку среднего (полного) общего образования. М.: Просвещение, 2011.
  3. Авторской программы по русскому языку общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10-11 классов, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации ( авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. М.: Просвещение 2010)
  4. Учебного плана МБОУ - Средней общеобразовательной школы №4 города Мценска Орловской области на 2014 – 2015 учебный год.
  5. Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год (Приказ МОиН РФ от 31.03.2014 г. № 253).

Предмет «Русский язык» в 10 классе  входит в образовательную область «Филология». Всего на изучение отводится 34 часа (из них: контрольных работ – 4+1 (тестирование).

Основная цель изучения русского языка – свободное владение родным языком. Для реализации этой цели необходимо усилить практическую направленность обучения  русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

Русский язык как учебный предмет имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения системных знаний, но и важнейшим средством развития.

Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на решение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Основные задачи в 10 классе сводятся к следующему:

  • закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность  учащихся; закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время конструирование текстов; обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их использования;
  • способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе; обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, а также восприятия учащимися содержания художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения.

В работе использую учебники  

  1. Власенков А. И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014.
  2.  Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык 10-11 классы. –М.: Просвещение, 2010

В методических пособиях сгруппированы и  систематизированы основные орфографические правила в соответствии с программой по русскому языку для 10 класса. В конце изучения каждой темы дается материал для контроля: диктант.

Формы контроля знаний: устное сообщение на лингвистическую тему, лабораторная работа, изложение с творческим заданием, сочинение, осложненное и творческое списывание и др., творческие работы, проверочная  работа, контрольная работа, различные виды диктантов, традиционные диагностические и контрольные работы, разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий, ведение тетрадей по русскому языку, анализ текущей успеваемости, ЕГЭ.

 Формы обучения:

комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование,  урок-лекция,  урок-практикум,  урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • различные виды разбора( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
  • составление учащимися авторского текста  на основе исходного, что представляет собой задание С1 Единого государственного экзамена;
  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
  • письмо под диктовку;
  • комментирование орфограмм и пунктограмм.

Важной особенностью данной  программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование общеучебных знаний, умений и навыков, коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
  • информационные(умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Виды деятельности учащихся на уроке

  • оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • взаиморецензирование;
  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • разные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
  • лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • выполнение практических заданий из КИМов;
  • разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
  • информационная переработка устного и письменного текста:
  • составление плана текста;
  • пересказ текста по плану;
  • пересказ текста с использованием цитат;
  • определение проблемы текста;
  • аргументация своей точки зрения;
  • переложение текста;
  • продолжение текста;
  • составление тезисов;
  • редактирование;
  • создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
  • создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
  • создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
  • составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
  • работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

  1. Содержание предмета «Русский язык. 10 класс» с учетом подготовки к ЕГЭ

Общие сведения о языке (1ч.)

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа.

Русский язык в современном мире. Функции русского языка как учебного предмета. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Должны знать: особенности развития русского языка; общие сведения об истории развития русского языка, о происходящих в нем изменениях, его взаимосвязи с другими языками; роль русского языка как национального языка русского народа; общеупотребительные, устаревшие слова, их роль в художественной литературе.

Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления; пользоваться словарями.

Иметь представление: о культуре речи, языковой норме.

Фонетика. Орфоэпия. Орфография (5ч.)

Обобщение и систематизация, углубление ранее приобретенных знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятие фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство.

Принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, традиционный.

Фонетический разбор (№1), орфографический разбор (№6)

Требования к уровню подготовки обучающихся

Должны знать: основные орфограммы, изученные ранее

Уметь: производить разборы №1, 6; соблюдать в практике письма основные орфографические правила, в практике речевого общения – основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка.

Контроль: контрольный диктант (стартовый контроль)

Лексика и фразеология (6ч.)

Лексическая система русского языка. Многозначность слова, омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения, сфер употребления. Лексика межстилевая, разговорно-бытовая, книжная. Активный и пассивный словарный запас. Авторские неологизмы, их использование в художественной речи. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы, поговорки.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их назначением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности лексики. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический разбор (№5)

Требования к уровню подготовки обучающихся

Должны знать: смысл понятий речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера словоупотребления, ситуация речевого общения (речевая ситуация) и др.; сферы употребления русской лексики; основные нормы русского литературного языка.

Уметь: осуществлять речевой самоконтроль; извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, уместно употреблять заимствованные слова в речи.

Контроль: контрольная работа (тестирование)

Морфемика и словообразование (3ч.)

Обобщающее повторение ранее изученного.

Выразительные словообразовательные средства.

Морфемный и словообразовательный разбор (№2).

Требования к уровню подготовки обучающихся

Должны знать: виды морфем; чередование звуков в морфемах; основные способы образования слов; основные выразительные средства словообразования.

Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию на практике; производить разбор №2; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с ситуацией общения.

Контроль: контрольная работа (рубежный контроль за I полугодие)

Морфология и орфография (13ч.)

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические нормы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разборов при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор №3.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Должны знать: языковые единицы, проводить различные виды их анализа; порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь: соблюдать на практике письма основные правила орфографии и пунктуации, обосновывать выбор орфограммы.

Контроль: контрольная работа

Текст. Основные виды переработки текста (6ч.)

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Текст, его строение. Типы речи. Виды преобразования текста. Тезисы, конспект, аннотация. Выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Должны знать: признаки текста и его функциоанльно-смысловых типов; способы и средства связи между частями текста; основные типы речи.

Уметь: определять тему, идею текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности; находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; создавать текст заданного стиля речи; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости.

Контроль: итоговая контрольная работа (зачет)


Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Вводный урок

Общие сведения о языке

1

-

Культура речи. Понятие о системе языка

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

5

1

Лексика и фразеология

6

1

Морфемика и словообразование

3

1

Морфология и орфография

13

1

Культура речи. Речевое общение. Функциональные разновидности языка

Текст. Основные виды переработки текста

6

1

Содержание разделов с учетом типологии заданий КИМ по русскому языку

Название

раздела

Тема и содержание учебного занятия

Кол-во часов

Рекомендуемые задания

для подготовке к ЕГЭ (с указанием номера задания в КИМах)

Вводный урок

Русский язык в Российской Федерации. Русский язык сегодня. Проблемы «экологии языка». Взаимосвязь языка и культуры.

1

орфоэпические нормы - А2;

лексические нормы - А3, А12;

стили и типы речи - А30

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)

Культура речи. Понятие о системе языка

Фонетика и графика. Повторение ключевых теоретических понятий разделов. Фонетический разбор

1

фонетика, орфоэпические нормы - А1, А2;

Понятие о системе языка, его уровнях и единицах, взаимосвязях и отношениях единиц языка разных уровней. Совершенствование умений опознавать, анализировать и классифицировать факты языка разных уровней. Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении

1

фонетика, орфоэпические нормы - А1, А2;

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания

2

правописание приставок - А15;

Н и НН в различных частях речи - А14

правописание союзов, предлогов, частиц - А20;

словосочетание, связь слов в словосочетании - В3;

правописание гласных в корнях и приставках - А15, А16; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий - А16

Лексические нормы. Употребление   слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения

Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена.

Фразеология. Русские пословицы и поговорки.

Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения. Синонимы и речевая культура. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

Нарушения лексических норм, характерные для современной речи

6

лексическое значение слова - А12;

состав слова - А13;

лексикология - А31;

паронимы - А3;

построение текста - А7, А8

Морфемика. Виды морфем. Словообразование. Способы словообразования в русском языке. Морфемный и словообразовательный разбор (№2).

3

Морфемный анализ слова – А13, А15, А16, А17, А18, А19, А20;

Морфология. Грамматическое значение.  Орфография. Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Культура речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка

Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями.

Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности. Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации

13

грамматические нормы - А4, А5, А6;

повторение: НЕ с различными частями речи, НЕ и НИ - А19;

части речи - А11, В2;

основа предложения - А9, В4

союз И в простом и сложном предложениях - А21;

обособленные члены предложения - А22, В5

предложения с однородными членами, союзы при ОЧП - А24, В6

пунктуация в ССП и СПП - А26

Культура речи. Речевое общение. Функциональные разновидности языка

Язык и речь. Речь устная и письменная. Текст и его место в системе языка и речи.

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты. Невербальные средства общения

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка

Культура разговорной речи. Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Совершенствование умений вести беседу, разговор, спор, рассказать об увиденном, услышанном, прочитанном в ситуациях повседневного обиходно-бытового общения

Культура научной (учебно-научной) речи Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.

Интернациональная терминология как результат взаимодействия национальных культур

Разновидности научного стиля: учебно-научный, научно-популярный. Их особенности. Основные жанры научного (учебно-научного) стиля. Структура текстов разных жанров. Лингвистический анализ текстов научного (учебно-научного) стиля

Совершенствование умений восприятия устной научной речи (монологической). Развитие умений написания конспектов лекции

Изучающее чтение научной, научно-популярной статьи. Просмотровое и ознакомительное чтение справочной литературы, энциклопедий, научно-популярной литературы

Редактирование. Использование синонимических замен как один из способов редактирования.

Информационная переработка научных и учебно-научных текстов. Написание аннотаций, рефератов, конспектов, тезисов

средства связи предложений в тексте - В7;

стили и типы речи - А30;

повторение: правописание суффиксов глаголов - А18

стили и типы речи - А30;

тема и идея текста, смысловое содержание текста - А29

фонетика, орфоэпические нормы - А1, А2;

тема текста и авторская позиция - А29;

элементы разговорной речи в художественном и публицистическом тексте - А30

паронимы - А3;

лексическое значение слова - А12;

состав слова - А13;

средства связи предложений в тексте - А8, В7;

синтаксис ССП и СПП - А26;

особенности анализа текста учебного подстиля, научно-популярного подстиля - С1 (К1-К3)

лексическое значение слова - А12;

задание по лексикологии - А31

связность текста - А7;

выделение основной мысли текста, абзаца - С1 (К1, К3); композиция сочинения - С1 (К5)

синтаксическая характеристика предложения - А10, А21, В6;

лексическое значение слова - А12;

задание по лексикологии - А31;

композиция сочинения - С1 (К5);

работа над редактированием сочинения - С1 (К6);

аргументация собственной позиции - С1 (К4);

6

Контрольные работы

5

Материал для сопутствующего повторения и обобщения

Орфоэпия. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Типичные ошибки в произношении и ударении.

Орфография. Правописание морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов.

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложений. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Для интенсивного повторения орфографических и пунктуационных тем рекомендуем использовать пособие Т.Я.Фроловой «Русский язык. Практикум» (10-11 классы).


Календарно-тематическое планирование по русскому языку

10 класс (34 часа)

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Роль русского языка в современном обществе

1

Фонетика и графика. Повторение ключевых теоретических понятий разделов. Фонетический разбор

1

Контрольный диктант

1

Анализ контрольной работы. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Словарь

1

Принципы русской орфографии

1

Повторение отдельных орфограмм

1

Лексика как раздел науки о языке. Лексическое значение слова

1

Русская лексика с точки зрения происхождения и употребления

1

Русская фразеология, происхождение и сфера употребления фразеологизмов

1

Урок-практикум по лексико-фразеологическому анализу

1

Лексика и культура речи. Лексические ошибки

1

Контрольная работа (тестирование)

1

Анализ контрольной работы. Морфемика и словообразование. Значение морфем, их многозначность и омонимичность

1

Основные способы образования слов в русском языке. Правописание морфем

1

Контрольная работа за I полугодие

1

Анализ контрольной работы. Морфология как раздел науки о языке.

1

Лексико-грамматические особенности и стилистические возможности именных частей речи. Грамматические нормы

2

Лексико-грамматические особенности и стилистические возможности глаголов, причастий, деепричастий и наречий. Грамматические нормы их использования

2

Трудные случаи правописания окончаний отдельных частей речи

1

Служебные части речи

1

Трудные случаи правописания суффиксов различных частей речи. Н и НН в различных частях речи

2

Выбор слитного, раздельного и дефисного написания слов с опорой на определенные части речи

1

Правописание НЕ с разными частями речи

1

Правописание частицы НИ

1

Контрольная работа

1

Текст. Признаки текста. Типы и средства связи между частями текста; цепная и параллельная связь

1

Типы речи: повествование, описание, рассуждение, их характерные особенности

1

Сокращение текста. План. Тезисы. Конспект. Аннотация (теория и практика работы)

1

Оценка текста. Отзыв и рецензия (на основе текстов заданий КИМ)

1

Итоговая контрольная работа (зачет)

1

Анализ контрольной работы

1


  1. Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

  • адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
  • использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
  • передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
  • использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
  • формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
  • высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
  • владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
  • создавать устное высказывание на лингвистические темы;
  • владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и
  • грамматической синонимии;
  • оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

анализ текста и языковых единиц:

  • проводить разные виды языкового разбора;
  • опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
  • грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
  • эффективно использовать языковые единицы в речи;
  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
  • участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

  1. Программно- методическое обеспечение

Учебники:

  1. Власенков А. И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014.
  2.  Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык 10-11 классы. –М.: Просвещение, 2010

Для учащихся

  1. Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс / А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2006.
  2. Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: СА¬ГА, Азбука-классика, 2005.
  3. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
  4. Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.

Для учителя

1.        Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

2.        Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

3.        Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004.

4.        Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.;ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.

5.        Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006..

6.        Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2001.

7.        Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

8.        Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.

9.        Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.

10.        Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.

11.        Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену - 2007. - М.: Федеральный центр тестирования, 2007.

12.        Черников И.Н., Петровская С.С, Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.

13.        Единый государственный экзамен - 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2006.

14.        Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003.

15.        Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ОО ТИД «Русское слово- РС», 2005.

Образовательные электронные ресурсы:

1.        http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

2.        http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

3.        http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар

4.        http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

5.        http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

6.        http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

7.        http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6)

8.        http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

9.        http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

10.        http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

11.        http://school-sector.relarn.ru/ -школьный сектор ассоциации РЕЛАРН

12.        http://pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский августовский педсовет

13.        http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

14.        http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

15.        http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

16.        http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

17.        Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/

18.        Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/

19.        Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp

20.        Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/

21.        Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm

22.        Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

23.        Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/

24.        Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html

25.        Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/

26.        Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/

27.        Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm

28.        Ярославский институт развития образования. Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/russian_language/index3.htm

29.        Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm

30.        Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

31.        Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/

32.        Толковый словарь В.И. Даля  http://www.slova.ru/

33.        Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

34.        Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/

35.        Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html

36.        Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/

37.        Русский язык. Тест-экзамены, 9-11 классы http://main.emc.spb.ru/Staff/KNV/otvet/russian/RUS11.HTM

38.        Говорим по-русски! http://www.echo.msk.ru/headings/speakrus.html

39.        Словесник http://slovesnik-oka.narod.ru/

40.        Русское письмо http://character.webzone.ru

41.        Редактор.ru http://www.redactor.ru/

42.        Ономастикон. Русские фамилии http://express.irk.ru/1000/fam/index.htm

43.        Словесник http://www.slovesnik.ru

44.        Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/

45.        Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm

46.        Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/

47.        Русское слово http://www.rusword.com.ua

48.        Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

49.        Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

50.        Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp



Предварительный просмотр:

 Календарно-тематическое планирование по русскому языку

10 класс (34 часа)

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Роль русского языка в современном обществе

1

Фонетика и графика. Повторение ключевых теоретических понятий разделов. Фонетический разбор

1

Контрольный диктант

1

Анализ контрольной работы. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Словарь

1

Принципы русской орфографии

1

Повторение отдельных орфограмм

1

Лексика как раздел науки о языке. Лексическое значение слова

1

Русская лексика с точки зрения происхождения и употребления

1

Русская фразеология, происхождение и сфера употребления фразеологизмов

1

Урок-практикум по лексико-фразеологическому анализу

1

Лексика и культура речи. Лексические ошибки

1

Контрольная работа (тестирование)

1

Анализ контрольной работы. Морфемика и словообразование. Значение морфем, их многозначность и омонимичность

1

Основные способы образования слов в русском языке. Правописание морфем

1

Контрольная работа за I полугодие

1

Анализ контрольной работы. Морфология как раздел науки о языке.

1

Лексико-грамматические особенности и стилистические возможности именных частей речи. Грамматические нормы

2

Лексико-грамматические особенности и стилистические возможности глаголов, причастий, деепричастий и наречий. Грамматические нормы их использования

2

Трудные случаи правописания окончаний отдельных частей речи

1

Служебные части речи

1

Трудные случаи правописания суффиксов различных частей речи. Н и НН в различных частях речи

2

Выбор слитного, раздельного и дефисного написания слов с опорой на определенные части речи

1

Правописание НЕ с разными частями речи

1

Правописание частицы НИ

1

Контрольная работа

1

Текст. Признаки текста. Типы и средства связи между частями текста; цепная и параллельная связь

1

Типы речи: повествование, описание, рассуждение, их характерные особенности

1

Сокращение текста. План. Тезисы. Конспект. Аннотация (теория и практика работы)

1

Оценка текста. Отзыв и рецензия (на основе текстов заданий КИМ)

1

Итоговая контрольная работа (зачет)

1

Анализ контрольной работы

1