Схемы анализа литературных произведений
учебно-методический материал на тему

Александрова Марина Александровна

Материал содержит схемы анализа литературных произведений различных жанров. Материал может быть полезен как учащимся, так и учителям для организации работы с художественным текстом, проведения проверочных и итоговых работ, при подготовке к олимпиадам по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skhema_analiza_literaturnogo_proizvedeniya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Схема анализа эпизода.
1.Об авторе (своеобразие творчества, литературное направление). 
2.О произведении (эпиграф или посвящение, анализ названия).
З. Дата написания с историческим и биографическим комментарием.

4.Тема (о чем? чему посвящено?). 
5.Проблематика:
человек и общество, человек и история, человек и природа.
творец и искусство, человек и человек,
мифологическая или фантастическая,
национально-историческая,
идейно-нравственная,
философская (размышления о смысле жизни), 
б. Пафос (эмоциональное отношение автора к изображаемому):
- героический, драматический, романтический; сатирический, сентиментальный, оценочный, реалистический.
7.Основная мысль (идея). 
8. Жанр: рассказ, повесть; роман, роман-эпопея. 
9.В каком месте повествования находится данный эпизод: вступление, завязка, развитие действия, кульминация; развязка, эпилог.
10.Композиция:
- повествование (от первого лица, рассказ в рассказе), описание (портрет персонажа, интерьер, пейзаж), характеристика (авторская, со стороны другими персонажами, самохарактеристика - исповедь, дневник, письмо...), собственная прямая речь персонажа (диалог, монолог, внутренний монолог), авторские рассуждения, лирические размышления.
11 .Герои эпизода, их речевая и портретная характеристика, их место в системе образов произведения
12.Какую роль данный эпизод играет в произведении, какие мысли автора выясняет, иллюстрирует, доказывает, как помогает раскрыть характер героя (или героев)? 
13. Лексика. 
14.Тропы и фигуры. 
15. Синтаксис. 
16.Фонетика.
17.Является эпизод ярким, запоминающимся или же при прочтении не останавливает на себе внимание читателя.

ОТЗЫВ О СТИХОТВОРЕНИИ (5-6 класс)
1. Какую картину представляешь, читая стихотворение?
2. Какие поэтические строки, эпитеты, сравнения кажутся наиболее точными, необычными, помогающими ярко увидеть нарисованную картину ?
3. Какие слова помогают лучше понять чувства поэта, выраженные в стихотворении?
4. Каким настроением проникнуто стихотворение?
5. Какой отзвук находит стихотворение в твоей душе: о чем напоминает, какие будит мысли?

СХЕМА АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА № 1
1. Дата написания с историческим или биографическим содержанием.
2. Связь текста стихотворения с эпохой (если это необходимо для понимания основной идеи).
3. Жанр, жанровое своеобразие стихотворения.
4. Тема, идея
а) тема - о каких явлениях жизни говорит поэт,
б) идея - как вы понимаете мысли и оценки, данные поэтом описываемым явлениям жизни.
5. Пафос - отношение автора к изображаемому.
6. Композиция (основные части и их связь, ведущие переживания, чувства).
7. Поэтическая лексика ( использование синонимов, антонимов, устаревших слов, неологизмов, роль существительных и других частей речи, близость поэтического языка к разговорному).
8. Своеобразие тропов и фигур.
9. Поэтический синтаксис
10. Поэтическая фонетика.

СХЕМА АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ № 2.
1. Когда оно написано?
2. Тема (о чем говорится).
3. Идея (какую мысль доказывает автор, какие основные вопросы решает).
4. Как раскрывается идея произведения (в композиции, в системе образов, в выборе языковых средств)?
5. Приемы раскрытия образов (портрет, интерьер, действия и поступки, мысли, переживания, антитеза, сопоставление).
6. Язык стихотворения (эпитеты, метафоры, сравнения, гипербола и др., лексика).
7. Размер стиха.
8. Способы рифмовки.
9. Какие мысли, чувства и переживания вызывает стихотворение?

СХЕМА АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА № 3.
1. Дата написания.
2. Биографический и фактический комментарий.
3. Жанровое своеобразие.
4. Идейное содержание:
ведущая тема, основная мысль. эмоциональная окраска, преобладание интонации.
5. Структура стихотворения:
А) сопоставление и развитие основных словесных образов:
по сходству, по контрасту, по смежности; ассоциативно, по умозаключению, 
б) основные изобразительные средства:
- метафора (переносное значение слова по сходству или контрасту = сравнительному обороту с как бы),
- метонимия (переносное значение слова, основанное на замене прямого названия предмета другим по смежности),
например, читать Белинского,
сравнение (сопоставление одного предмета или явления с другим),
- аллегория (изображение отвлеченного через конкретное, например , весы -правосудие), символ (максимально обобщенный образ), гипербола (литературное преувеличение),
- литота (преуменьшение), ирония (отрицательная оценка явления или предмета через его осмеяние),
- сарказм (едкая, сатирическая насмешка),
перифраз (описательный оборот, чтобы избежать повторения: артиллерия – царица полей),
в)речевые интонационно-синтаксические особенности; эпитеты, повтор, антитеза, инверсия, эллипсис, параллелизм, риторический вопрос, обращение, умолчание, зевгма.
Г) основные ритмические особенности, размеры стиха,
Д) рифма: мужская, женская, дактилическая, точная - неточная, богатая, простая - составная;
Е) способы рифмовки: парная (смежная),перекрестная, кольцевая,
Ж) строфика: одностишие, терцет, катрен, секстина, септима, октет, сонет, онегинская строфа.
6.Инструментовка: фонетические, языковые средства. 
7.Черты лирического героя.

Схема анализа эпического произведения.
1. История создания.
2. Характеристика жанра. Особенности сюжета.
3. Идейно-тематическое содержание:
А) замысел произведения;
Б) Основные проблемы, поставленные автором;
В) Композиция, её роль в раскрытии идейного содержания.
4. Система образов:
А) Основной принцип группировки действующих лиц.....
Б) Своеобразие приёмов построения художественного образа (портрет, диалоги, поступки, внутреннее состояние, восприятие событий, внутренние монологи)
5. Способы выражения авторской позиции.
6. Художественные особенности:
А) Язык; Б) Стиль, индивидуальность.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ПОЭТА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА.
1. Введение. Место стихотворения в лирике автора. Насколько характерны тема и образный строй стихотворения для данного поэта?
2. Основная часть. Анализ и интерпретация стихотворения:
- Тематика и жанр стихотворения (рассказ в стихах, лирический монолог и др.)
- Особенности позиции лирического героя (специфика мироощущения, отстаиваемые ценности).
- Лирический герой, сюжет и композиция, образный строй стихотворения: как развивается главная идея или передаются чувства лирического субъекта, значимы ли логические или ассоциативные связи между образами, как используются приемы противопоставления (контраста) или сопоставление образов, какова избранная поэтом строфическая форма.
- Соотношение пластичности ("живописности") и музыкальности в стихотворении; приемы лирического «внушения»: роль предметной конкретизации и иносказаний (метафор, метонимий, символов).
- Ритмическая и звуковая организация стихотворения: как связаны звуковые, синтаксические и образные повторы с чувствами и мыслями, выражаемыми в стихотворении,
- Лексика стихотворения (нормативное и окказиональное словоупотребление; Традиционные словесные формы и неологизмы;"своя" и "чужая" речь).
- В чем общечеловеческая значимость выраженных в стихотворении чувств и мыслей?
3. Заключение. Что мне особенно близко или интересно в избранном стихотворении,

Схема анализа драматического произведения.
1. История создания произведения.
Характеристика жанра. 
2.Художественное своеобразие. 
3. Особенности сюжета и его элементов. 
4.Тема, идея, смысл заглавия. 
5.Герои произведения:
А) Внешность (авторские пояснения);
Б) Поведение героя в различных ситуациях;
В) Речевая характеристика (диалог, монолог, содержание речи, стиль);
Г) Роль пейзажа, интерьера в раскрытии образов.


Схема анализа

История и биография

Зачастую, чтобы понять стихотворение необходимо знать время его создания, историю публикации, некоторые факты биографии автора, связанные с лирическим сюжетом или имеющим какое-либо отношение к истории написания стихотворения.

Стихотворение в творчестве поэта

Определяя место стихотворения в творчестве поэта, нужно

сначала отнести произведение к какому-либо из периодов творчества поэта;

осмыслить контекст;

выявить характерные или нетипичные черты стихотворения для конкретного поэтического этапа.

Основная тема

Основой любого художественного произведения является тема. Для того чтобы было проще определить тематику стихотворения и выделить его ведущую тему, разработана тематическая классификация лирических произведений. Выделяют следующие темы лирики:

любовная (интимная),

пейзажная,

лирика дружбы,

патриотическая и гражданская,

медитативная или философская,

тема поэзии и поэта.

Это условная классификация, но она помогает начать анализ стихотворения и служит его отправной точкой.

Чаще всего в стихотворении можно определить ведущую тему, определяя которую нужно соотнести тематическую классификацию с "вечными" темами рока, смерти, красоты, любви и так далее. Но любой поэтический текст представляет сложное переплетение мотивов и тем.

Мотив при этом отличается от темы своей словесной закреплённостью в тексте и устойчивостью формально-содержательного компонента. Так, для лирики Лермонтова характерен мотив изгнанничества, присутствующий в таких стихотворениях, как "Тучи", "Нет, я не Байрон, я другой...".

С помощью мотива проще понять подтекст стихотворения. Традиционными для поэзии являются мотивы встречи, одиночества, пути, тоски, разочарования, бегства, борьбы, возмездия и так далее.

Чтобы определить ведущий мотив, необходимо выделить лейтмотив произведения, под которым понимается преобладающее настроение, основная идея и эмоция всего произведения или творчества поэта, а также образ или оборот художественной речи, который постоянно повторяется и характеризует героя, ситуацию или переживание.

Сюжет лирического произведения

Сюжет неразрывно связан с событием. Импульсом лирического переживания или особого эмоционального состояния героя могут стать случайная встреча, созерцание природы, воспоминание, сюжетная сценка или мысль. Если в стихотворении есть развёрнутый сюжет, то произведение следует относить к лиро-эпическому жанру. В лирическом произведении сюжет может быть ослаблен.

Сложнее всего подобрать такие слова, которые смогли бы передать события, которые стали основой сюжета. При этом очень легко соблюсти точность и пересказать сюжет стихотворения, но суть стихотворения будет уничтожена.

Проблематика стихотворения

Для определения проблематики стихотворения нужно задать вопросы к тексту или подтексту произведения. Принципиальных отличий от проблематики других литературных родов в стихотворных произведениях нет. Поэты задают такие же социальные и этические вопросы и по-своему отвечают на "вечные проблемы". Чаще всего проблема вводится в подтекст произведения. Реже проблема формулируется в стихотворении напрямую. Анализ проблематики зависит от умения формулировать и видеть проблему, которая организует поэтическую мысль.

Композиция стихотворения

Стихотворение можно разделить на смысловые части. Благодаря этому можно проследить за тем, как развивается тема, заметить, как меняется настроение, ощутить композиционную стройность стихотворения и его гармонию, выделить поэтическую мысль. Иногда разделить текст на смысловые части невозможно, так как это не позволяет сделать миниатюрность или содержательная цельность стихотворения.

Лирический герой

Литературоведы до сих пор спорят о границах и содержании понятия "лирический герой", но без него трудно постичь образ поэта. Если драматический или эпический герой проявляет свой характер через поступки и взаимодействие с другими героями, то лирический герой проявляет себя через эмоциональные переживания.

Анализируя стихотворение, нужно учесть сложность соотнесённости автора и лирического героя. Между ними могут быть разные отношения. Лирический герой может оказаться "двойником" автора, тогда говорят о том, что лирическое "я" раскрывает авторское сознание.

Когда мир проходит сквозь призму выдуманного "я", то говорят о лирическом субъекте, а не о лирическом герое. Этот субъект порождает авторская фантазия, чтобы раскрыть чужое сознание.

Не всегда в стихотворении можно обнаружить лирического героя. Когда задачей поэта становится постановка философской проблемы, а не изображение внутренних переживаний человека, то говорить об образе лирического героя становится трудно.

Основное настроение и его изменение

В стихотворении конкретика может переплетаться с символикой и аллегорией. Тем не менее основой является эмоциональная составляющая, связанная с переживаниями героя.

При восприятии поэтического текста необходимо подключиться к настроению произведения, уметь чувствовать изменения душевных состояний героя и давать объяснение мотивам. Чувства лирических героев стихотворных произведений чаще всего предстают в динамике.

Но не во всех стихотворениях можно проследить перемены настроения, так как эмоции и чувства могут быть устойчивы и статичны.

Жанр стихотворения

Жанровая система лирики начала разрушаться в XIX веке. Причинами этого явления стали:

подвижность границ между разными жанрами,

творческая воля поэта,

неопределённость признаков жанров.

Большинство стихотворений довольно сложно отнести к тому или иному жанру. Однако жанровое деление в лирике сохранилось, но имеет условный характер. Анализируя жанровую форму стихотворения, можно лучше понять содержание, заметить совмещение жанров или новаторские перемены традиционного жанра.

В процессе развития литературы некоторые жанры забывались. Такая судьба постигла мадригал (стихотворение о любви, которое построено на комплиментах возлюбленной) и дифирамб (гимн богу Дионису). Эти жанры в период Нового времени использовались лишь как подражания.

Главным жанром лирики остаётся лирическое стихотворение, представляющее собой небольшое произведение в стихах. Универсальным на сегодняшний день является понятие "стихотворение". Им обозначаются лирические произведения всех жанров. Но поэты в некоторых случаях конкретизируют жанр написанного стихотворения. Так, Пушкин стихотворение "Безумных лет угасшее веселье..." называет элегией.

Элегии древних греков писались строго определённым размером и были разнообразны по тематике. Римляне сузили этот жанр и изображали лишь любовные переживания. В новое время жанр элегии связывался с размышлениями о судьбе, созерцанием природы, любовными переживаниями, сопровождаемыми меланхолией, печалью и сожалением.

Элегия чаще всего писалась ямбом. Для этого жанра существовал определённый поэтический словарь. Со временем элегия утратила эти признаки, но сохранила в качестве основных жанровых признаков тональность и тематику.

Есть и такие жанры, которые обладают чёткими жанровыми признаками. За это их называют твёрдыми стихотворными формами. Таков, например, сонет, который состоит из 14 стихов, имеет строгую строфическую композицию и специфическую систему рифм.

По такой схеме вполне можно сделать анализ стихотворения. Конечно, можно углубиться и проанализировать поэтическую речь, синтаксис, фонетику. Главное, не забывать о цели, с которой анализируется поэтическое произведение. А она должна заключаться не в том, чтобы получить положительную оценку на экзамене, а в том, чтобы раскрыть все красоты стихотворения, глубже понять его смысл, окунуться в его контекст и обнаружить массу удивительного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературные произведения по пдд для детей

Очень полезная и интересная информация в стихотворной форме....

Разработка классного часа на тему : " Великая Отечественная война в литературных произведениях"

В данной публикации излагается ход урока по теме Великой Отечественной войны в литературных произведениях...

Презентация классного часа на тему: "Великая Отечественная война в литературных произведениях"

В данной презентации изложен материал на тему Великой Отечественной войны, представлены краткие биографии поэтов...

ВКР: Пересказ литературных произведений как средство формирования связной речи у дошкольников 7 года жизни с общим недоразвитием речи

     В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого – педагогических условий развития связной речи детей дошкольного во...

Методическая разработка Классного часа " Кулинария в литературных произведениях"

Методическая разработка Классного часа « Кулинария в литературных произведениях» предназначена для того чтобы сформировать у студентов представление о социальной значимости профессии &laqu...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Кухня в литературных произведениях русских классиков» в рамках предметной недели

laquo;Кухня  в литературных произведениях русских классиков»Методическая разработка предназначена для внеаудиторногомероприятияпо ОД.Литература по теме «Кухня в литературных произвед...

Роль описания одежды в литературном произведении

Актуальность. Часто, читая художественную литературу 18-го века, натыкаешься на незнакомые названия одежды. Сейчас читатели мало обращают внимания на описания внешнего вида героев, но у писателя-класс...