Таблица 5.1: Результаты участия педагогического работника в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса
календарно-тематическое планирование по теме

Яновская Екатерина Вячеславовна

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ  № 8

имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова

(ГАОУ СПО  ПК № 8 им. И.Ф. Павлова)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для  внеаудиторной

самостоятельной работы

по дисциплине «Биология»

для обучающихся групп ООО

Преподаватель: Яновская Е.В.

2012

Самостоятельная работа №1

Цель: изучение влияния молочно-кислых бактерий

 Возьмите  три банки. В 2 банки налейте сырого молока, а в третью банку – кипяченое. Накройте крышками одну банку с сырым молоком и одну с кипяченым. Наблюдение проводите в течение 3-х дней.

Задание:

  1. Запишите получившийся результат.

(Результат:  сырое молоко в банке, незакрытой крышкой, скисло. В двух других банках появился неприятный запах, который у некипяченого молока был более сильным).

  1. Проанализируяйте результаты опыта

(Анализ: бактерии гниения испортили молоко, а бактерии молочно-кислого брожения превратили его в простоквашу, которую можно употреблять в пищу).

  1. Подготовьте доклад о молочно-кислых бактериях.

(Сообщение: кисломолочные продуты не только можно, но и нужно употреблять. Вроде бы испорченный продукт через некоторое время вдруг приобретает совершенно новый вкус и приятный аромат. Люди давно заметили это свойство молока и употребили его себе во благо. Русские издавна готовят простоквашу и варенец, грузины – мацони, казахи – кумыс, украинцы – ряженку, болгары – йогурт. Все это кисло-молочные продукты. В качестве заквасок используются чистые культуры молочнокислых бактерий. Занимаясь проблемами долгожительства И. И. Мечников в начале XX в. пришел к выводу, что одной из причин преждевременного старения является постоянное отравление организма продуктами распада пищи. Молочно-кислые бактерии выделяют кислоту, которая подавляет жизнедеятельность гнилостных бактерий, а это прямой путь к долголетию).


Самостоятельная работа №2

Цель:  изучение методов борьбы с патогенными бактериями, вызывающими заболевания животных и человека.

Изучение пользы соблюдения гигиенических правил.

Задание:

  1. Составьте анкету о правилах гигиены
  2. Проведите анкетирование.
  3. Подготовьте отчет о проделаной работе.

Пример отчета:

 В опросе приняли участие 137 человек. Школьники должны были ответить на вопрос: Какие правила гигиены следует соблюдать, чтобы избежать заражения инфекционными заболеваниями? Результаты опроса показали, что в целом ученики знают основные правила гигиены. Затруднились ответить 5 человек. Остальные называли основные правила гигиены. Так, 89 учащихся назвали более 5 правил, 58 – более 3-х. Лидировал ответ “мыть руки перед едой”. Это правило знает 132 ученика. На втором месте по популярности стояли правила “не есть немытые овощи и фрукты” и “следить за чистотой тела”. На вопрос “Всегда ли вы соблюдаете правила гигиены?” учащиеся ответили так:

а) всегда –

б) часто –

в) изредка –

г) никогда –

Вывод: учащиеся знают основные правила гигиены, но не всегда их соблюдают.

Многие учащиеся в анкетах отмечали, что следует мыть руки перед едой.

Мы решили проверить насколько верно это утверждение. Наша группа провела следующий опыт.

За два дня до опыта мы закрыли чашки Петри крышками. Приготовили питательную смесь: вымытый клубень картофеля очистили, разрезали пополам и вымочили 2 -3 ч в 1-% растворе соды, затем сварили его и разрезали на ломтики. Затем положили кусочки картофеля на фильтровальную бумагу в чашки Петри (это и есть питательная среда для выращивания бактерий). Прикоснулись к одной пластинке пальцем немытой руки, к другой – пальцем вымытой руки, предварительно хорошо вымыв руки с мылом. Через два дня сравнили результаты. В чашке Петри, где мы коснулись чистой рукой, практически отсутствовали бактериальные колонии. Тогда как на пластинке, которой касались немытой рукой, их было множество. Возможно, что среди бактерий были и возбудители заболеваний. Значит, следует перед едой обязательно мыть руки.

Самостоятельная работа №3

Цель: изучение методов борьбы с патогенными бактериями, вызывающими заболевания животных и человека.

Чувствительность к тем или иным лекарственным препаратам, например антибиотикам, можно выяснить, поместив на засеянную бактериями поверхность маленькие диски из фильтровальной бумаги, пропитанные данными веществами. Если какое-либо химическое соединение убивает бактерии, вокруг соответствующего диска образуется свободная от них зона.

Так же, как и вторая лаборатория, мы приготовили питательную среду для выращивания бактерий. Антибиотик — вещество микробного, животного или растительного происхождения, способное подавлять рост микроорганизмов или вызывать их гибель.

В качестве химического соединения сначала решили выбрать пенициллин, но пришли к выводу, что большинство бактерий уже давно адаптировались к действию этого препарата, поэтому взяли антибиотик нового поколения.

В чашке Петри, где мы воздействовали антибиотиками колонии бактерий не выросли.

Задание: 

  1. Подготовить сообщение на тему «методов борьбы с патогенными бактериями, вызывающими заболевания животных и человека».


Самостоятельная работа №4

Задание: Буквенный диктант

  1. Жидкая среда клетки;
  2. Вторая буква в названии органоида движения инфузории-туфельки;
  3. Набор хромосом соматической клетки;
  4. Постоянные структуры внутри клетки;
  5. Органоиды, содержащие ферменты;
  6. Органоид растительной клетки, состоящий из целлюлозы;
  7. Энергетическая станция клетки;
  8. Хранитель наследственной информации



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ  № 8

имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова

(ГАОУ СПО  ПК № 8 им. И.Ф. Павлова)

Контрольно-оценочные материалы

для проведения

итогового  мониторинга

качества подготовки обучающихся групп ООО

по дисциплине «Биология»

(2012-2013 уч.год)

Одобрены на заседании ПЦК

Естественно-научных

 и математических дисциплин

Протокол № 7

От « 21 » февраля  2013г.

Председатель ПЦК Янишевская О.Л. _______________________

«Утверждаю»

Зам. директора по УМР

Анохина С.В.

_____________________

Москва

2013

Пояснительная записка

  1. Работа составлена на основании заданий, разработанных на Дмитровском отделении в феврале 2013 г.
  2. Работа содержит 2 варианта задания и рассчитана на средний уровень знаний обучающихся.
  3. Время проведения работы – 45 минут.
  4. Во время выполнения работы обучающийся может пользоваться таблицами и схемами.
  5.  Работа должна быть выполнена чётко и аккуратно на двойных тетрадочных листах в клетку.
  6.  Работа оценивается по пятибалльной системе.

Тест для входного мониторинга по биологии

Время: 45 минут.

Курс: ООО

Вариант 1.

1. А.Опарин и Д.Холдейн утверждали, что жизнь:

 1) была создана сверхъестественным существом в течение некоторого времени;

 2) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам;

 3) возникала неоднократно из неживого вещества;

 4) была занесена на планету из космоса.

2. К организмам, не имеющим клеточного строения, относятся:

 1) дробянки;

 2) прокариоты;

 3) грибы;

 4) вирусы.

3. Основу всех клеточных мембран составляют:

 1) жиры;

 2) фосфолипиды;

 3) гликолипиды;

 4) липопротеины.

4. В клетке клеточный центр:

 1) принимает участие в клеточном делении;

 2) является хранилищем наследственной информации;

 3) отвечает за биосинтез белка;

 4) является центром матричного синтеза рРНК.

5. Рибосомы обеспечивают в клетке:

 1) окисление органических веществ;

 2) синтез белка;

 3) транспортировку белка;

 4) размножение клеток.

6. Организмы, у которых диссимиляция происходит при отсутствии кислорода, называются:

 1) аэробами;

 2) автотрофами;

 3) анаэробами;

 4) гетеротрофами.

7. Процесс переписывания информации с ДНК на иРНК необходим для того, чтобы в клетке происходили процессы синтеза:

 1) белка;

 2) углеводов;

 3) липидов;

 4) молекул АТФ.

8. Кислородная стадия энергетического обмена начинается с окисления:

 1) пировиноградной кислоты;

 2) глюкозы;

 3) полисахаридов;

 4) молекул белка.

9. В световой фазе фотосинтеза происходят реакции:

 1) синтез АТФ и разложение молекул воды;

 2) окисление органических веществ;

 3) синтез АТФ и образование молекул воды;

 4) восстановление углекислого газа до углеводов.

10. Молекула АТФ в процессе гликолиза образуется в результате:

 1) изменения энергии при перемещении электронов с более низкого энергетического уровня на более высокий;

 2) образования молекул – носителей энергии;

 3) расщепления глюкозы на две трехуглеродные молекулы;

 4) изменения энергии при перемещении электронов с более высокого энергетического уровня на более низкий.

Тест для входного мониторинга по химии

Время: 45 минут.

Курс: ООО

Вариант 2.

1. Одно из положений клеточной теории говорит о том, что:

 1) при делении клетки хромосомы способны к самоудвоению;

 2) новые клетки образуются при делении исходных клеток;

 3) в цитоплазме клеток содержатся различные органоиды;

 4) клетки способны к росту и обмену веществ.

2. О сходстве клеток эукариот свидетельствует наличие в них:

 1) ядра;

 2) пластид;

 3) оболочки из клетчатки;

 4) вакуолей с клеточным соком.

3. Ферментативную функцию в клетке выполняют:

 1) белки;

 2) липиды;

 3) углеводы;

 4) нуклеиновые кислоты.

4. Главными компонентами ядра являются:

 1) рибосомы;

 2) хромосомы;

 3) митохондрии;

 4) хлоропласты.

5. Первичная структура ДНК представляет собой:

 1) простую неразветвленную правозакрученную спираль;

 2) двойную правозакрученную спираль в комплексе с белками;

 3) линейную последовательность нуклеотидов;

 4) двойную неразветвленную правозакрученную спираль.

6. Началом биологической эволюции на Земле принято считать момент возникновения первых:

 

1) органических веществ, синтезированных абиогенным путем;

 2) коацерватных капель, микросфер и других агрегатов из органических веществ;

 3) одноклеточных прокариотических организмов – пробионтов;

 4) одноклеточных эукариотических организмов – растений, животных и грибов.

7. Пировиноградная кислота образуется при гликолизе из:

 1) этилового спирта;

 2) глюкозы;

 3) углекислого газа;

 4) молочной кислоты.

8. Главная заслуга Роберта Гука в  биологии  заключается в том, что он:

 1) сконструировал микроскоп;

 2) открыл микроорганизмы;

 3) открыл клетку;

 4) сформулировал положения клеточной теории.

А9. Функционируют только в клетке другого организма, используют его аминокислоты, ферменты и энергию для синтеза нуклеиновых кислот и белков:

 1) вирусы;

 2) бактерии;

 3) лишайники;

 4) грибы

10. Вирион – это:

 1) комплекс нуклеиновых кислот, составляющих центральную часть вируса;

 2) неактивная форма вируса при нахождении вне клетки-хозяина;

 3) оболочка вируса, состоящая из уложенных определенным образом белков;

 4) дополнительная оболочка, образующаяся из фрагментов мембраны клетки-хозяина.

Ответы к варианту 1.

1 – 2;

2 – 4;

3 – 2;

4 – 1;

5 – 2;

6 – 3;

7 – 1;

8 – 1;

9 – 1;

10 – 4;

Ответы к варианту 2.

1 – 2;

2 – 1;

3 – 1;

4 – 2;

5 – 3;

6 – 3;

7 – 2;

8 – 3;

9 – 1;

10 – 2;

Критерии  оценки

Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

«5» - 10 правильных ответов

«4» - 7-9 правильных ответов

«3» - 5-6 правильных ответов

«2» - менее половины



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ  № 8

имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова

(ГАОУ СПО  ПК № 8 им. И.Ф. Павлова)

Контрольно-оценочные материалы

для проведения

итогового  мониторинга

качества подготовки учащихся

по дисциплине «Биология»

(2012-2013 уч.год)

Одобрены на заседании ПЦК

Естественно-научных

 и математических дисциплин

Протокол № 7

От « 21 » февраля  2013г.

Председатель ПЦК Янишевская О.Л. _______________________

«Утверждаю»

Зам. директора по УМР

Анохина С.В.

_____________________

Москва

2013

Пояснительная записка

  1. Работа составлена на основании заданий, разработанных на Дмитровском отделении в декабре 2013 г.
  2. Работа содержит 2 варианта 10-ти заданий и рассчитана на средний уровень знаний обучающихся.
  3. Время проведения работы – 45 минут.
  4. Во время выполнения работы студент может пользоваться таблицами и схемами.
  5.  Работа должна быть выполнена чётко и аккуратно на двойных тетрадочных листах в клетку.
  6.  Работа оценивается по пятибалльной системе.

Вариант 1

1. Согласно теории самопроизвольного зарождения жизни, жизнь:

 1) возникала неоднократно из неживого вещества;

 2) занесена на нашу планету извне;

 3) была создана сверхъестественным существом в определенное время;

 4) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам.

2. Первыми живыми организмами на нашей планете были:

 1) аэробные гетеротрофы;

 2) анаэробные автотрофы;

 3) аэробные автотрофы;

 4) анаэробные гетеротрофы.

3. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

 1) гидрофобными;

 2) гидрогенными;

 3) гидроидными;

 4) гидрофильными.

4. Значение иРНК:

 1) определяет последовательность аминокислот в молекуле полипептида;

 2) переносит аминокислоты к месту биосинтеза белка;

 3) участвует в регуляции основных процессов жизнедеятельности в клетке;

 4) связывается с белками и регулирует протекание процессов биосинтеза белка.

5. Вирион – это:

 1) комплекс нуклеиновых кислот, составляющих центральную часть вируса;

 2) неактивная форма вируса при нахождении вне клетки-хозяина;

 3) оболочка вируса, состоящая из уложенных определенным образом белков;

 4) дополнительная оболочка, образующаяся из фрагментов мембраны клетки-хозяина.

6. Период в жизни клетки от одного деления до другого или до ее гибели называется:        

 1) митотическим циклом;

 2) интерфазой;

 3) жизненным циклом;

 4) онтогенезом.

7. Важнейшим свойством цитоплазматической мембраны является ее:

 1) электронейтральность;

 2) избирательная проницаемость;

 3) гидрофильность;

 4) лабильность.

8. В результате гликолиза (в пересчете на 1 моль глюкозы) образуется ... молекул(ы) АТФ:

 1) 2;

 2) 4;

 3) 34;

 4) 36.

9. Молекула белка свертывается в клубок и образует третичную структуру благодаря наличию в ней:

 1) пептидных связей между аминокислотами;

 2) гидрофобных связей между радикалами аминокислот;

 3) водородных связей с NH- и CO- группами разных аминокислотных остатков;

 4) связей между полипептидными цепями.

10. В световой фазе фотосинтеза, в отличие от биосинтеза белка:

 1) используется энергия молекул АТФ;

 2) участвуют ферменты;

 3) реакция имеет матричный характер;

 4) происходит синтез молекул АТФ.

Вариант 2

1. Согласно коацерватной гипотезе, коацерваты обладали свойствами живого, потому что они:

 1) состояли из белковых молекул и избирательно поглощали вещества;

 2) обладали способностью к воспроизводству и самообновлению химического состава;

 3) избирательно поглощали вещества, увеличивали свой объем и распадались при определенных условиях на более мелкие;

 4) реагировали на изменение химического состава окружающей среды и сами выделяли соединения, изменяющие ее.

2. В состав нуклеиновых кислот могут входить углеводы:

 1) глюкоза и сахароза;

 2) рибоза и дезоксирибоза;

 3) пировиноградная и молочная кислоты;  

 4) дезоксирибоза и мальтоза.

3. Вторичную структуру белковой молекулы поддерживают в основном связи:

 1) водородные;

 2) пептидные;

 3) ионные;

 4) гликозидные.

4. Синтез АТФ, АДФ и фосфата происходит во время фотосинтеза за счет энергии:

 1) образующейся при фотолизе воды;

 2) протона (Н+);

 3) возбужденного электрона;

 4) которая поступает из цитоплазмы.

5. Во время синтетического периода интерфазы в клетке происходит:

 1) синтез белков;

 2) образование ядрышек;

 3) накопление энергии;

 4) репликация ДНК.

6. Процесс трансляции в эукариотической клетке протекает в:

 1) цитоплазме клетки;

 2) ядре;

 3) аппарате Гольджи;

 4) лизосомах.

7. Организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических за счет энергии, освобождаемой при окислении неорганических:

 1) автотрофы;

 2) хемотрофы;

 3) паразиты;

 4) сапротрофы.

8. Энергия, заключенная в химических связях молекул АТФ, используется в:

 1) процессе присоединения аминокислот к тРНК;

 2) реакции бескислородного этапа энергетического обмена;

 3) расщеплении молекул воды в клетке;

 4) поглощении энергии света хлорофиллом.

9. Функционируют только в клетке другого организма, используют его аминокислоты, ферменты и энергию для синтеза нуклеиновых кислот и белков:

 1) вирусы;

 2) бактерии;

 3) лишайники;

 4) грибы.

10. Из перечисленных утверждений выберите положение клеточной теории:

 1) гены расположены в хромосомах линейно, в определенной последовательности;

 2) каждая гамета содержит по одному гену из каждой аллели;

 3) в процессе онтогенеза происходит краткое повторение филогенеза;

 4) наименьшей единицей строения, жизнедеятельности и развития организмов является клетка.

ОТВЕТЫ

Вариант 1

 А1 – 4; А2 – 4; А3 – 4; А4 – 1; А5 – 2; А6 – 3; А7 – 2; А8 – 1; А9 – 2; А10 – 4;

Вариант 2

 А1 –3; А2 –2; А3 – 1; А4 – 3; А5 – 4; А6 – 1; А7 – 2; А8 – 2; А9 – 1; А10 – 4;

Критерии  оценки

Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

«5» - 10 правильных ответов

«4» - 7-9 правильных ответов

«3» - 5-6 правильных ответов

«2» - менее половины



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ  № 8

имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова

(ГАОУ СПО  ПК № 8 им. И.Ф. Павлова)

Контрольно-оценочные материалы

для проведения

итогового  мониторинга

качества подготовки студентов

по дисциплине «Экологические основы природопользования»

(2012-2013 уч.год)

Одобрены на заседании ПЦК

Естественно-научных

 и математических дисциплин

Протокол № 7

От « 21 » февраля  2013г.

Председатель ПЦК Янишевская О.Л. _______________________

«Утверждаю»

Зам. директора по УМР

Анохина С.В.

_____________________

Москва

2013

Пояснительная записка

  1. Работа составлена на основании заданий, разработанных на Дмитровском отделении в феврале 2013 г.
  2. Работа содержит 10 заданий и рассчитана на средний уровень знаний обучающихся.
  3. Время проведения работы – 45 минут.
  4. Во время выполнения работы студент может пользоваться таблицами и схемами.
  5.  Работа должна быть выполнена чётко и аккуратно на двойных тетрадочных листах в клетку.
  6.  Работа оценивается по пятибалльной системе.

ВАРИАНТ 1

1. Природные ресурсы – это

а)совокупность составляющих природной среды, которые используются или могут быть использованы человеком

б)все пригодные для употребления вещественные составляющие литосферы, используемые в хозяйстве как минеральное сырье или источники энергии

в)количественно неиссякаемая часть природной среды, обеспечивающая здоровье и трудоспособность человека

г)компоненты окружающей человечество естественной среды, возобновление которых происходит в результате природных процессов

2. Выпадение кислотных дождей связано с:

а) изменением солнечной радиации;

б) повышением содержания углекислого газа в атмосфере;

в) увеличением количества озона в атмосфере;

г) выбросами в атмосферу диоксида серы и оксидов азота.

3. Существует ли Международная Красная книга и кем она ведется?

а) Международная Красная книга существует и  ведется ЮНЕСКО

б) Международной Красной книги не существует, имеются лишь национальные Красные книги; действительно, ведь любое животное или растение находится под юрисдикцией какого-либо государства

в) Международная Красная книга существует и ведется Международным союзом охраны природы и природных ресурсов

г) Международная Красная книга существует. Редкие и исчезающие виды растений и животных в нее вносят путем голосования в Генеральной Ассамблее ООН; для включения представителей флоры или фауны в Красную книгу они должны набрать не менее двух третей голосов, включая голоса всех без исключения постоянных членов Совета Безопасности ООН

4. Каковы факторы, вызывающие потери лесного фонда?

а) Лесные пожары, истощение и уничтожение лесов человеком

б) Антропогенное загрязнение, лесные пожары, истощение и уничтожение лесов человеком

в) Истощение и уничтожение лесов человеком

г) Только антропогенное загрязнение лесов и лесные пожары

5.  Коренное улучшение нарушенных земель называется

а) эрозией

б) мелиорацией

в) дефляцией

г) минерализацией

6. Внедрение какого-либо нового вида растений или животных в местные природные экосистемы, это:

а) предельно-допустимая концентрация;                    

б) интродукция;          

в) химическое загрязнение;                                          

г) экологический кризис.

7. Процесс накопления в почве химических элементов, неорганических и органических веществ в результате разложения останков животных и растений, называется:

а) биоаккумуляция                                 

б) детоксикация

в) рекультивация                                 

г) гумификация

8. Сооружение для биологической очистки сточных вод с помощью анаэробных бактерий

а) аэротенк

б) метантенк

в) кяризы

г) аэрофлокула

9. Вещества, отпугивающие животных (грызунов, насекомых …) :

а) кяризы

б) редуценты

в) серпентарий

г) репелленты

10.  Самое глубокое озеро (1620 м) в мире:

а) Мичиган

б) Байкал

в) Виктория

г) Виннипег

 

ВАРИАНТ 2

1.Система мер, направленных на регулирование состояния окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в рамках какой- либо территории или мира в целом, называется:

а) природопользованием

б) охраной окружающей природной среды

в) экологической стабилизацией

г) экологической политикой

2. Гидропоника это –

а) способ выращивания растений на растворах

б) единственный путь получения высокого урожая зерновых

в) способ кормления животных только водой

г) применение воды для получения энергии

3.Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, сообществ, называют факторами:

а) абиотическими,

б) биотическими,

в) экологическими,

г) антропогенными.

4. Каковы первоочередные направления деятельности ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) на ближайшую перспективу?

а) Создание глобальной системы наблюдений за состоянием окружающей среды

б) Населенные пункты, здоровье человека, санитария окружающей среды, охрана океанов, земель, вод, предотвращение опустынивания

в) Охрана природы, диких животных, генетических ресурсов

г) Образование, профессиональная подготовка: торговля, экономика, технология

5. Для борьбы с сорными растениями используют

а) инсектициды

б) акарициды

в) нематоциды

г) гербициды

6. В настоящее время широко используется способ выращивания растений без почвы. Этот способ  называется:    

а) гибридизацией                                      

б) биоаккумуляцией

в) возвратным водопотреблением            

г) гидропоникой

7.  Среди биологических методов защиты растений широко применяются

а) физиологический

б) энтомологический

в) генетический

г) микробиологический

8 .Ядохимикаты, которые действуют на органы дыхания насекомых называют

а) пестицидами

б) фумигантными

в) контактными

г) энтомофагами

9.  Разложение гумуса протекает под влиянием

а) микроорганизмов

б) аллохтонной биоты

в) температуры

г) изменением климата

10. Самый обширный в мире национальный парк называется

а) Греландский (Дания)

б) Грейт- Виктория- Дезерт (Австралия)

в) Центрально- Калахарский (Ботсван)

г) Вуд- Баффало (Канада)

ОТВЕТЫ

Вариант 1

1 – а

2 – г

3 – в

4 – б

5 – б

6 – б

7 – а

8 – б

9 – г

10 – б    

Вариант 2

1 – а

2 – а

3 – в

4 – а

5 – г

6 – г

7 – г  

8 – б

9 – а

10 – а

Критерии  оценки

Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

«5» - 10 правильных ответов

«4» - 7-9 правильных ответов

«3» - 5-6 правильных ответов

«2» - менее половины



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ  № 8

имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова

(Дмитровское отделение)

Методические рекомендации

по курсу "Социальная психология"

для специальности "Экономика и бухгалтерский учет"

2010

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель курса: овладение студентами знаниями о социальных и индивидуально-психологических механизмах общения и взаимодействия людей в группах и межгрупповых контактах.

Задачи курса:

• дать студентам знания теоретических основ социальной психологии, выделяя ее специфику и роль в системе социально-гуманитарных наук;

• помочь студентам овладеть методами самостоятельного анализа социально-психологических явлений и процессов;

• способствовать овладению студентами умениями и навыками распознавания индивидуальных и социально-психологических особенностей личности, коррекции собственного сознания и поведения.

Требования к уровню освоения содержания курса:

• знать основные понятия социальной психологии, научные направления и концепции;

• освоить социально-психологические категории и их характеристики;

• иметь представление о сущности социального восприятия и его психологических эффектах;

• сформировать и развить навыки рефлексии, социальной перцепции;

• понять социально-психологические регуляторы межличностных конфликтов;

• понимать смысл межгрупповой коммуникации;

• знать механизмы воздействия на партнеров по общению в разных жизненных ситуациях;

• понимать природу агрессии и пути регулирования деструктивного поведения;

• владеть навыками социально-психологического анализа, уметь их использовать в своей будущей профессионально-трудовой деятельности.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Исследовательское поле социальной психологии

(Самостоятельное изучение, письменная самостоятельная работа)

Основные понятия: предмет социальной психологии, структура социальной психологии, психологическая социальная психология, социологическая социальная психология, социальная ситуация, социальное влияние, социальное познание.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит специфика социальной психологии как отрасли знания?

2. Охарактеризуйте главные категории науки.

3. Раскройте содержание функций социальной психологии?

4. В чем состоит суть практической направленности социальной психологии?

5. Охарактеризуйте области работы социального психолога-практика.

6. Какие социально-психологические проблемы актуальны в современной России?

Тема 2. История становления и развития социальной психологии

(Самостоятельное изучение, написание реферата)

Основные понятия: позитивизм, социальный конструктивизм, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивизм, когнитивный диссонанс, интеракционизм.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте основные вехи в развитии социальной психологии.

2. С какими факторами был связан кризис в социальной психологии?

3. Назовите основные научные парадигмы современной социальной психологии?

Темы рефератов

1. Система взглядов К. Левина – «психология поля».

2. Процессы в малой группе в оценках и экспериментах К. Левина.

3. Психоаналитическая ориентация в социальной психологии: история и современность.

4. Идеи «Т-групп» и современная практика тренинга.

5. Когнитивный диссонанс Л. Фестингера и способы его уменьшения.

6. Концепция социальных представлений С. Московичи и типы социально-политических представлений в России начала ХХI в.

7. Теория человеческой агрессивности Э. Фромма и современная российская действительность.

8. Экспериментальный подход С. Милграма.

9. Социально-психологическая школа К. Роджерса.

10. Особенности истории развития социальной психологии в России.

11. Концепция коллективной рефлексологии В.М. Бехтерева.

12. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского.

13. Проблематика современных исследований в отечественной социальной психологии.

Тема 3. Методы прикладных исследований в социальной психологии

Основные понятия: методология исследования, программа исследования, процедура исследования, качественные методы, количественные методы, качественно количественные методы, эксперимент, наблюдение, контент-анализ, опрос, социометрия, тестирование, аппаратно-технические методы, глубинное интервью, фокус-группа, проективные техники.

1

Контрольные вопросы

1. В чем состоит специфика методологии социально-психологического исследования?

2. Каковы возможности и ограничения качественных и количественных методов сбора первичной информации?

3. Какова процедура социально-психологического эксперимента?

4. Как проводится фокус-группа?

5. В чем состоит суть такого метода, как контент-анализ?

Лабораторная работа

«Прикладное социально-психологическое исследование»

Студентам предлагается разделиться на группы (2–3 человека) – рабочие команды. Домашнее задание состоит в разработке проекта письменной лабораторной работы по следующей схеме: тема, актуальная проблема, цель, задачи, объект, предмет, анкета.

Чтобы выбрать тему и обосновать ее актуальность, нужно помнить, что социально психологической проблемой является существующая в окружающей жизни противоречивая ситуация взаимодействий, взаимоотношений, восприятия, носящая массовый характер и затрагивающая интересы социальных групп.

Существуют строгие правила и принципы конструирования вопросов в анкете, которые являются исследовательским инструментом.

Перечислим главные из них:

1. Каждый вопрос должен быть логически отдельным.

2. Необходимо использовать язык «простого человека», избегая слов с двойным значением, малораспространенных, узкоспециальных, иностранных.

3. Вопросы не должны быть длинными.

4. Каждый вопрос должен быть конкретным, насколько это возможно.

5. Следует либо подробно указывать все возможные варианты ответа (лучше, если количество подсказок не превышает семи-девяти), либо не указывать ни одного.

6. Подсказки в закрытом вопросе должны иметь одну логическую связь.

7. Рекомендуется уравновешивать варианты «за» и «против».

8. Формулируйте вопрос таким образом, чтобы избегать стереотипных шаблонных ответов.

9. Избегайте включения слов и выражений, которые могут вызвать негативное отношение опрашиваемых.

10. Вопрос не должен иметь внушающего характера типа «Не кажется ли Вам…», «Не согласны ли Вы…».

11. Помещайте в конце закрытого вопроса подсказку «Не задумывался» или «Не могу сказать», чтобы дать возможность респонденту уклониться от ответа на вопрос.

12. Помещайте в конце полузакрытого вопроса подсказку «Другое», чтобы предоставить респонденту возможность выйти за рамки предложенных Вами альтернатив.

Лабораторная работа выполняется на практическом занятии под руководством преподавателя.

Тема 4. Коммуникативная сторона общения

Основные понятия: коммуникация, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, системы знаков: оптико-кинетическая, паралингвистическая, экстралингвистическая, пространство и время коммуникации, визуальный контакт, ольфакторные сигналы; убеждение, манипуляция, ложь.

Контрольные вопросы

1. Какое место в межличностной коммуникации занимает речь и не-вербальные сигналы?

2. Назовите и охарактеризуйте эмоциональные функции речи.

3. Классифицируйте жесты и раскройте содержание каждого типа с примерами.

4. Какова роль пространства и времени организации коммуникации в общении?

5. В чем состоят результаты исследований визуальной коммуникации?

6. Каковы пути убеждения?

Тема 5. Взаимопонимание и социальное познание

Основные понятия: социальная перцепция, идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция, фундаментальная ошибка атрибуции, стереотипизация, эффекты восприятия.

Контрольные вопросы

1. Каковы механизмы восприятия людей друг другом?

2. Какие эксперименты доказали, что объяснение причин поведения другого человека является главным в социальной перцепции?

3. Каковы ключи для определения адекватности объяснения индивидом причин поведения другого человека?

4. Охарактеризуйте типичные искажения при восприятии другого человека.

5. Как увеличить точность восприятия?

Проблемные задания

1. Перцептивная сторона общения людей – основа для взаимопонимания, установления доверительных отношений, согласования действий. У восприятия как бы два полюса – личностный и социальный. Линия типичного восприятия индивида проходит между ними.

Проиллюстрируйте данное положение собственными примерами.

2. Приведите примеры из своего опыта общения, изучив следующую информацию. В экспериментах было обнаружено явление, получившее название «Акцентировка». Оно заключается в том, что в зависимости от конкретных условий, в которых человек формируется и живет, он приучается считать одни вещи, явления, качества более значимыми, чем другие. Отсюда различия в восприятии и оценке других людей представителями социально-демографических, профессиональных и других групп.

3. Восприятие селективно: новые впечатления категоризируются на основе прошлого опыта (значимости усвоенных понятий, отношений, ценностей и правил). Поэтому в формировании восприятия большую роль играет процесс стереотипизации. Что собой представляет данный процесс? Приведите собственные примеры.

4. Раскройте содержание факторов, влияющих на восприятие:

• ограничения, связанные с органами чувств;

• состояние сознания;

• предшествующий опыт;

• «культурное моделирование».

5. Объясните, используя информацию по теме, результаты эксперимента, проведенного социальными психологами. Эксперимент получил название «Плацебо» (пустышка).

В одной из школ были сформированы две группы школьников, схожих по способностям и прочим качествам. Учителям, которые должны были работать с этими группами, сказали, что ученики первой группы – чрезвычайно одаренные дети, а ученики второй – заторможенные, трудные. Через некоторое время был проведен анализ успеваемости в обеих группах. Результаты оказались поразительными: в первой «одаренной» группе успеваемость была на высоте, дети блистали знаниями, и учителя были до-вольны. Во второй группе у детей были «удовлетворительные» и «неудовлетворительные» оценки и возникали постоянные конфликты.

6. Типичными искажениями представлений о другом человеке являются психологические эффекты «ореола», «значимости», «проекции», «новизны», «логической ошибки» и др. Что они собой представляют? Встречались ли Вы в своей практике с подобными эффектами?

7. Изучите схему, приведенную ниже, и приведите примеры поступков людей, соответствующих классификации уникальности и социальной желательности (как бы заполнив все четыре ячейки схемы):

Пространство причин человеческих поступков УНИКАЛЬНЫЕ ТИПИЧНЫЕ СОЦИАЛЬНО НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ

Тема 6. Межличностные конфликты и их регулирование

Основные понятия: кооперация, конкуренция, конфликт как социально-психологическое явление, конструктивный конфликт, деструктивный конфликт, стиль поведения в конфликтной ситуации, конфликт как когнитивная схема, конфликтное восприятие.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит специфика понимания конфликта в социальной психологии?

2. Сформулируйте типологию конфликтов М. Дойча и приведите свои интерпретации.

3. Каковы основные стратегии человеческого поведения в конфликте? Какие из них наиболее типичны для Вашего ближайшего окружения?

4. Охарактеризуйте конфликтного человека. Каким образом можно повлиять на такую личность?

5. Какие законы и эффекты психики действуют в конфликтном восприятии?

Тест

СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Инструкция

Выберите в каждом вопросе предпочитаемый вами вариант поведения и укажите его букву в ответах.

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я стараюсь не задеть чувства другого.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь делать все, чтобы избегать бесполезной напряженности.

6. а) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь достичь своего интереса.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я постараюсь, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я показываю другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а). Я стараюсь успокоить другого и сохранить отношения.

б) Я стараюсь делать все необходимое, чтобы избегать напряжения.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возмож-ность настоять на своем.

б) Я даю другому возможность остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затро-нутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

      б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям дру-гого человека.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти среднюю позицию (между моей и другого чело-века).

б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я озадачен тем, чтобы удовлетворить желания каж-дого из нас.

б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответ-ственность при решении спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю, позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую я стремлюсь избежать споров.

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность постоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) умаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Тема 7. Личность в социальном мире

Основные понятия: личность, Я-концепция, локус контроля, социальная идентичность, социализация, социальная роль, ролевой конфликт, психологическая игра, маргинальная личность, девиантная личность.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит специфика изучения личности социальной психологией?

2. Какие теоретические объяснения психологической природы личности были выработаны наукой?

3. Какое значение для индивида и общества имеет Я-концепция и локус контроля?

4. Что собой представляет социальная роль, и каковы трудности выполнения ролей?

5. С какими ролевыми конфликтами Вы сталкивались в кругу своих друзей?

Проблемные задания

  1. Какой тип личности – с внутренним или внешним локусом контролем – распространен в Вашем ближайшем окружении? Обоснуйте свою точку зрения, используя материал таблицы, в которой даны ответы на вопрос «Во что Вы больше верите?».

3. Чтобы лучше понять, что собой представляет «социально отвергаемая роль», представьте себя в роли девиантной личности и ответьте на следующие вопросы.

– Каковы выгоды моего положения?

– Каковы мои трудности?

– Что я думаю о таких же людях как я?

– На что я болезненно реагирую?

– Кто бы мог меня понять?

Тема 8. Деструктивное поведение личности и его характеристика

Основные понятия: конструктивное поведение, деструктивное (агрессивное) поведение, прямая агрессия, косвенная агрессия, факторы агрессии, гипотеза катарсиса, когнитивные методы контроля агрессии, языковой ключ для снятия агрессии.

Контрольные вопросы

1. Что собой представляют конструктивное и деструктивное поведение личности?

2. Каковы виды и факторы агрессии?

3. Каковы основные идеи социально-психологических концепций деструктивного поведения?

4. Какие способы регулирования агрессивного поведения человека Вы знаете?

5. Какова природа психологии подчинения?

Проблемные задания

1. В науке сформировались два ответа на вопрос, является ли деструктивное поведение личности врожденным:

– человек по своей истинной природе добродушен, это вина общества, что он агрессивен;

– человек – неуправляемое, импульсивное животное.

Назовите имена ученых, которые высказывали подобные идеи. Приведите свои аргументы «за» или «против».

2. Изучите таблицу «Типы агрессивного поведения» проанализируйте, приведите соответствующие примеры.

3. Изучите данные экспериментов по изучению агрессивного поведения школьников, приведенные в таблицах. Попытайтесь выделить те параметры, которые с большей степенью вероятности приводят к формированию личности правонарушителя.

4. В лаборатории психосоциальных исследований при Национальном центре психического здоровья (г. Москва) в ходе изучения поведения заключенных было выявлено, что наиболее агрессивной группой являются впервые осужденные воры, последнее место занимают убийцы. По индексу враждебности первое место заняли расхитители, последнее также убийцы. Попытайтесь объяснить данный противоречивый феномен.

Тема 11. Социальное влияние

Основные понятия: социальное влияние, социальная власть, социальные нормы, идентификация, интернализация, авторитет, харизма, манипуляция.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятиям «влияние» и «власть» в психологиче-ском смысле.

2. Охарактеризуйте психологические процессы, посредством которых люди оказываются под влиянием.

3. Назовите виды влияния и дайте их развернутый анализ.

4. Каковы основы социальной власти?

5. Что собой представляет авторитетная личность?

Проблемные задания

1. Вспомните какую-либо недавнюю ситуацию, когда Вы после совершения определенного поступка осознали, что кто-то манипулировал Вами: объявил одну цель, в то время как преследовал другую. Как Вы до-гадались об этом? Почему Ваш партнер так поступил?

2. Вспомните какую-либо недавнюю ситуацию, когда Вы созна-тельно пошли на то, чтобы ввести Вашего партнера в заблуждение: объя-вили ему одну цель, в то время как преследовали другую. Почему Вы это сделали?

3. При определенной привычке к самоанализу каждый человек может признать, что во многих случаях он пытается убедить других людей в чем-либо или склонить их к определенной линии поведения потому, что это отвечало его собственным интересам. Проанализируйте приведенный ниже пример.

Действие инициатора

Объявляемые цели

Истинные цели

1. Руководитель настаивает на своем решении

2. Деловой партнер оттягивает заключение договора

3. Родители требуют от своих детей самостоятельности

1. Якобы в интересах дела

2. Под видом борьбы за точность условий

3. Ради воспитания у них ценных качеств

1. Чтобы удовлетворить потребность в ощущении собственной силы

2. Чтобы не потерять возможность заключить договор с другим партнером

3. Чтобы избавиться от чувства вины из-за того, что мало времени проводят с детьми

Тема 10. Малые группы: структура, типология, исследования

Основные понятия: малая группа, референтная группа, сплоченность в группе, социальная фасилитация, социальная ленность, групповая поляризация, модели коммуникации.

Контрольные вопросы

1. Раскройте суть понятия «малая группа» и расскажите об основных на-правлениях исследования феномена.

2. В чем суть теоретических подходов к явлению малой группы? Назовите их и охарактеризуйте основные идеи.

3. Как можно классифицировать малые группы? Приведите конкретные примеры различных групп и укажите на их специфику.

4. Какие психологические эффекты действуют в малой группе?

5. Охарактеризуйте модели коммуникации (информационные сети) в малой группе.

Тема 11. Социально-психологические особенности межгрупповых отношений

(Самостоятельное изучение)

Основные понятия: внутригрупповая пристрастность, межгрупповая вражда, сплоченность группы, этнические стереотипы, межэтнические отношения, гендерные стереотипы, гендерные отношения.

Контрольные вопросы

1. Как осуществляется процесс межгрупповой дифференциации?

2. Что собой представляет «внутригрупповая пристрастность»?

3. Каковы механизмы межэтнического восприятия?

4. Какова природа гендерных отношений?

Темы докладов

1. Внутригрупповая пристрастность как социальный феномен.

2. Групповое принятие решений.

3. Групповые защитные механизмы и их характеристика.

4. Сплоченность группы как психологическое явление.

5. Межгрупповые отношения и проблемы социальной справедливости.

6. Межэтнические отношения в современной России.

7. Этнические стереотипы: содержание и типология.

8. Гендерные стереотипы и их характеристика.

9. Гендерные отношения в современной России.

10. Способы оптимизации межгрупповых отношений.

Темы рефератов

1. Курт Левин как социальный психолог

2. Теория человеческой деструктивности Э. Фромма

3. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

4. Концепция социальных представлений С. Московичи

5. Транзактный анализ Э. Берна

6. Эксперимент в социальной психологии

7. Метод фокус-группы в прикладных исследованиях по социальной психологии

8. Метод контент-анализа в исследовании социально-психологических явлений

9. Межкультурная коммуникация

10. Агрессивное поведение личности и его характеристика

11. Вербальное поведение в межличностной коммуникации

12. Роль невербального поведения в общении

13. Экспрессия лица и взгляда

14. Жесты, мимика, пантомимика в структуре невербальной интеракции

15. Ольфакторные компоненты в общении

16. Межличностные конфликты и способы их регулирования

17. Ролевое поведение в организации: характеристика ролей

18. Межличностные отношения в организации с позиции транзактного анализа

19. Конфликтная личность: свойства и черты поведения

20. Явление конформизма

21. Сущность и природа этнического характера

22. Предрассудки и стереотипы: влияние на взаимодействие людей

23. Преступные группы и их психологические характеристики

24. Феномен межгрупповой вражды и современная Россия

25. Гендерные роли и их влияние на жизнь человека

26. Привязанность и тесные взаимоотношения

27. Практическое применение социальной психологии

28. Фундаментальная ошибка атрибуции

29. Психология религии

30. Психология моды

31. Психология слухов и сплетен

32. Массовые настроения в политике социальной психологии и его специфика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты участия педагогических работников в подготовке методического сопровождения учебного процесса

Предлагается неполный перечень материалов, подготовленных преподавателями подразделения 1 по методическому сопровождению учебного процесса. При необходимости могу разместить все эти материалы. Програм...

Таблица 4.3: Результаты участия педагогического работника в инновационной деятельности

Таблица 4.3: Результаты участия педагогического работника в инновационной деятельности...

Таблица 5.2: Результаты участия педагогического работника в профессиональных конкурсах

Таблица 5.2: Результаты участия педагогического работника в профессиональных конкурсах...

Результаты участия педагогического работника в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

Результаты участия педагогического работника в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса...

Результаты участия педагогического работника в профессиональных конкурсах

Результаты участия педагогического работника в профессиональных конкурсах...

Результаты участия педагогического работника в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

Результаты участия педагогического работника в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса...

Результаты участия педагогического работника в профессиональных конкурсах

Результаты участия педагогического работника в профессиональных конкурсах...