Правовая игра "Мир моих прав"
классный час на тему

Прокина Екатерина Васильевна
Цель: просвещение учащихся, знакомство с основными правами и обязанностями гражданина РФ. Задачи:  формировать отношение к праву как социальной ценности и понимание необходимости правовых знаний в общественной жизни;  развивать гражданскую ответственность к общественным ценностям;  воспитывать уважение к закону. Материально-техническое обеспечение: мультимедийная установка, карточки с заданиями и ответами, песочные часы. Ход игры I. Вводная часть. Игра состоит из четырех раундов. За правильные ответы команды получают по баллу, учет которых будет вести жюри. В состав жюри включены учащиеся 11 классов, учитель обществознания, заместитель директора по правовому регулированию (3 человека). Педагог: Гражданин – это человек, обладающий гражданскими правами и обязанностями, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию. Сегодня наша правовая игра будет посвящена законам РФ. 1 раунд. Каждая команда получает по 5 вопросов и 5 карточек с вариантами ответов. Задача команд – верно с юридической точки зрения соединить карточки. Вариант А 1.Обобщенное и упрощенное представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе. (Стереотип) 2. Привычки, действующие в больших группах людей. (Обычаи) 3. Способы порицания и поощрения, являющиеся средством охраны групповых норм. (Санкции) 4. Правила, по которым живет группа людей. (Норма) 5. Взаимные деловые и дружеские отношения людей. (Общение) Вариант Б 1. Стереотип поведения человека. (Привычка) 2. Основные правила поведения в сети Интернет. (Сетикет) 3. Обычаи, тесно переплетающиеся с особыми действиями, совершаемые специальными лицами в строгой последовательности. (Ритуалы) 4. Принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. (Этикет) 5. Внешние нормы поведения человека, получающие положительную оценку окружающих. (Манеры)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovaya_igra_dlya_obuchayushchikhsya_7-9_klassov_1.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мир моих прав»

Правовая игра для учащихся 9 классов

Цель: просвещение учащихся, знакомство с основными правами и обязанностями гражданина РФ.

Задачи:

  • формировать отношение к праву как социальной ценности и понимание необходимости правовых знаний в общественной жизни;
  • развивать гражданскую ответственность к общественным ценностям;
  • воспитывать уважение к закону.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийная установка, карточки с заданиями и ответами, песочные часы.

Ход игры

  1. Вводная часть.

Игра состоит из четырех раундов. За правильные ответы команды получают по баллу, учет которых будет вести жюри. В состав жюри включены учащиеся 11 классов, учитель обществознания, заместитель директора по правовому регулированию (3 человека).

Педагог: Гражданин – это человек, обладающий гражданскими правами и обязанностями, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию. Сегодня наша правовая игра будет посвящена законам РФ.

1 раунд.

Каждая команда получает по 5 вопросов и 5 карточек с вариантами ответов. Задача команд – верно с юридической точки зрения соединить карточки.

Вариант А

1.Обобщенное и упрощенное представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе. (Стереотип)

2. Привычки, действующие в больших группах людей. (Обычаи)

3. Способы порицания и поощрения, являющиеся средством охраны групповых норм. (Санкции)

4. Правила, по которым живет группа людей. (Норма)

5. Взаимные деловые и дружеские отношения людей. (Общение)

Вариант Б

1. Стереотип поведения человека. (Привычка)

2. Основные правила поведения в сети Интернет. (Сетикет)

3. Обычаи, тесно переплетающиеся с особыми действиями, совершаемые специальными лицами в строгой последовательности. (Ритуалы)

4. Принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. (Этикет)

5. Внешние нормы поведения человека, получающие положительную оценку окружающих. (Манеры)

Раунд 2.

Педагог: Права человека можно разделить на несколько групп: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные. Вам предлагается распределить указанные ниже права по данным группам.

Заполните схему, используя приведенный ниже текст из Конвенции ООН о правах ребенка (запиши номера, под которыми указаны права, в соответствующий блок схемы).

Каждой команде выдается схема, которую нужно заполнить.

1) Ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2) Право на имя и приобретение гражданства.

3) Право на сохранение индивидуальности.

4) Право жить в семье, знать своих родителей.

5) Право свободно формулировать и выражать свое мнение.

6) Право на доступ к необходимой информации.

7) Право на свободу мысли, религии.

8) Право на свободу ассоциаций и мирных собраний.

10) Право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития.

11) Право на образование.

12) Право на отдых и досуг.

13) Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любых вредных работ.

Гражданские (личные)

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Политические

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Экономические

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Социальные

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Культурные

__________________________________________________________

__________________________________________________________

___________________________________________________________

Раунд 3.

Педагог: Основная задача закона обеспечить защиту прав и свобод каждого человека, то есть закон обеспечивает возможность существования общества и государства, заставляя отдельного гражданина учитывать не только свои интересы, но также права и интересы окружающих. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции).

Командам необходимо дать максимально точные ответы на предложенные вопросы. Правильные ответы транслируются на экран. Жюри оценивает, насколько точно были даны ответы.

1.Какие вы знаете виды правовой ответственности?

Ответ: Уголовная, административная, гражданско-правовая

2.С какого возраста наступает уголовная ответственность?

Ответ: С 16 лет за все преступления, с 14 лет за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества, хулиганство, вандализм

3. Что называется хулиганством?

Ответ: грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу (срок до 7-ми лет).

4.Что такое вандализм?

Ответ: Вандализмом признается осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах (срок до 3-х лет).

5.Что называется мелким хулиганством?

Ответ: Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Раунд 4.

Педагог: Следующий раунд последний и решающий, каждой команде будет зачитана ситуация, которую нужно обсудить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц и вас.

Ситуация для первой команды.

Учитель обсуждает с учеником вопрос о его курении  за пределами школы.

Вопросы:

1.Личное ли это дело каждого? Почему?

2.Имеет ли человек право курить в общественном месте? Почему?

3.Какую гражданскую позицию такой человек занимает? Какие законы, права нарушает?

Ситуация для второй команды.

Двое учеников вовремя перемены о чем-то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.

Вопросы:

1.Имел ли ученик право брать стул учителя? Почему?

2.Какое право здесь нарушено? (Право неприкосновенности чужой собственности).

3.Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном? Если должен, то как и с какими последствиями?

Ситуация третья.

  Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: "Ну, подумаешь! Всё равно ничего не будет". Прав ли он?

Вопросы:1. Какой нормативно правовой акт будет регулировать этот вопрос?

2.прав ли подросток в данной ситуации?

3. имел ли право несовершеннолетний грубить в этой ситуации?

 Ответ: Статья 135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины администрация применяет следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.

Ситуация четвертая.

Три ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отдали в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому всё равно им ничего не будет.

1.Как вы расцениваете данную ситуацию?

2. Какие последствия могут быть?

Ответ: Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие преступления - с 14 лет. Статья 5 УПК. Если правонарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передаётся в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 Раунд 5

Командам необходимо узнать по описанию знаменитых героев популярных фильмов.

1) Он почти неизвестен за границей, но был начальником отдала по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за чёрной кошкой. Считал, что вор должен сидеть в тюрьме. (Глеб Жеглов).

2) Самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. У него есть свой номер, а любое препятствие для него - пустяк. (Джеймс Бонд).

3) Живёт в Лондоне. Он не музыкант, но музыка помогает ему в работе. Его любимый инструмент - скрипка. Его любима опера - "Волшебная флейта". (Шерлок Холмс).

4) У него аналитический склад ума. Он всегда очень аккуратен, носит котелок, жилет, трость. Очень щепетильно относится к своим усам. (Эркюль Пуаро).

Раунд 6

Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста.

1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? ("Красная Шапочка").

2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип " от каждого по способности, каждому - по труду" и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу телесные повреждения, привёдшие к смерти. ("Сказка о попе и о работнике его Балде").

3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. ("Волк и семеро козлят").

4. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финалу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. ("Колобок").

5. Назовите сказку, где невестки, царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына и сжигают его. ("Царевна-лягушка").

6. В этой сказке птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. ("Курочка Ряба").

Раунд 7

Блиц-опрос "Как ты знаешь паспорт?"

1) Сколько страниц в паспорте? (19).

2) С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет).

3) Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина РФ).

4) На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На стр. 2).

5) Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения).

6) Какие сведения о владельце ещё указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте).

7) Сколько страниц отведено в паспорте разделу "Семейное положение"? (Две - 13 и 15).

8) На скольких страницах паспорта поставлен номер? (На 10-ти).

9) Обладают ли страницы паспорта водяными знаками? (Да).

10) Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел).

11) Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-факторе).

12) Каков был возраст получавших паспорт граждан СССР? (16 лет).

13) Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет).

14) В каком году началась выдача паспорта нового образца? (2001г.).

15) Указывается ли в паспорте национальность? (Нет).

16) Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет).

17) Сколько цифр в номере паспорта? (10).

18) Сколько страниц паспорта отведено под раздел "Воинская обязанность"? (Одна - 13-я).

19) В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии).

20) В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и т.д.).

5.Подведение итогов. Слово жюри.

Педагог: Если человек не собирается всю жизнь прожить на необитаемом острове, то он должен освоить нормы поведения, принятые обществом, в том числе и правовые.

Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления гражданского общества и правового государства. В связи с этим все большее значение приобретает уровень правовой культуры. Без правовой культуры невозможным становится существование государства, коллектива, отдельной общности.

________________________________________________________

Список литературы:

1.Боголюбова Л.Н., Иванова Л.Ф.  Обществознание.7 кл. Издательство  М. «Просвещение», 2010 г.

2.Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание, рабочая тетрадь.7 кл. М. «Просвещение», 2010 г.

3.Тимченко А.А. Учебный год без забот. М. «Глобус», 2008 г.

4.Умрихина М.Е. Профилактика безнадзорности, правонарушений  и наркомании среди обучающихся и воспитанников ОУ г. Москвы. М. центр «Школьная книга» , 2009 г.

5. Конвенция о правах ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Источники права. Нормативно-правовой акт (дисциплина "Право", презентация)

Может использоваться на уроках права и обществознания...

Правовая игра "О правах человека в шутку и всерьез"

Правовая игра "О правах человека в шутку и всерьез"Цель: формирование у обучающихся правовых компетенций, обеспечивающих успешность в обществе, способностей к анализу правовых ситуаций,...

Методическая разработка интеллектуальной правовой игры "Знатоки права!"

Методическая разработка по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних создана в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и основана на материале...

Лекция «Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы. Источники права» по дисциплине "Индивидуальный проект (Право)"

Лекция «Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы» по дисциплине "Индивидуальный проект (Право)"...

Скрипты по обществознанию "Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Порядок приема на работу." для подготовки к ЕГЭ по блоку: "Право"

Скрипты по обществознанию "Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Порядок приема на работу." для подготовки к ЕГЭ по бл...

План-конспект урока "Правовой статус спасателей. Права и обязанности спасателей"

Цель урока: Познокомить студентов с правовым статусом спасателей, их правами и обязанностями. Раскрыть механизм реализации и защиты прав спасателей....

Мир моих прав

Целью данного проекта является формирование правовой культуры учащихся 5-х классов посредством проведения факультативных занятий в рамках внеурочной деятельности....