Мир моих прав
проект

Хазбиева Лилия Ильгизовна

Целью данного проекта является формирование правовой культуры учащихся 5-х классов посредством проведения факультативных занятий в рамках внеурочной деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_moih_prav.docx39.17 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект

«Мир моих прав»

Автор проекта: учитель

обществознания, экономики и права

высшей квалификационной категории,

заместитель директора по УР

Хазбиева Лилия Ильгизовна

Казань – 2022

Информационная карта проекта

Название проекта

Мир моих прав

Специализация проекта

правовое обучение и воспитание школьников

Цель проекта

формирование правовой культуры учащихся 5-х классов посредством проведения факультативных занятий в рамках внеурочной деятельности.

Автор проекта

учитель обществознания, экономики и права высшей квалификационной категории, заместитель директора по учебной работе

Хазбиева Лилия Ильгизовна

Срок реализации проекта

1 год

География проекта

ГБОУ «Казанская кадетская школа-интернат им. Героя Советского Союза Б. К. Кузнецова»

Целевая аудитория

кадеты 5-х классов

Исполнители проекта

участники Кадетского ученического самоуправления

Партнеры и единомышленники

- родительский комитет обучающихся школы;

- педагогический коллектив;

- военно-патриотический клуб «Юный десантник»;

- военно-патриотический клуб «Юный разведчик»

Бюджет проекта

-

Актуальность проекта

Сегодня термин «правовая культура» прочно закрепился в научных источниках и обыденной речи. Самое общее представление позволяет понимать правовую культуру как совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Вопросы формирования правовой культуры в современном мире достаточно актуальны: правовая культура отражает отношение общества к праву, поэтому без формирования правовой культуры личности нельзя говорить о возможности построения правового государства. Именно высокий уровень правовой культуры граждан обеспечивает стабильность в обществе и чувство защищенности, психологического комфорта.

Формирование правовой культуры должно начинаться с самого раннего возраста. Агенты первичной социализации (в первую очередь семья) закладывают основы правомерного поведения. В последующем правовая культура прививается при активном участии различных социальных институтов, среди которых особую роль играет школа.

Правовая культура, как и любой другой элемент, составляющий содержание духовной культуры личности, формируется в человеке под влиянием определенных факторов. Правовое воспитание представляет собой целенаправленную систему просветительских, образовательных и иных мер, которые формируют установки уважения и соблюдения права и направлены на профилактику правонарушений.

Государство и общество заинтересованы в том, чтобы личность формировала в себе высокий уровень правовой культуры. Для этих целей успешно используется правовое просвещение, которое представляет собой систематическую деятельность государства по повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности.

Одним из важнейших шагов со стороны государства в области правового просвещения стало принятие Президентом РФ Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Этот документ направлен на создание условий для формирования у граждан безусловного уважения к закону. Основы на государственном уровне закрепляют приоритетные направления государственной политики в отношении всего населения России, каждого гражданина государства, отдельных социальных групп, категорий лиц, уделяя особое внимание формированию правосознания подрастающего поколения. Главная цель Основ – это создание единой системы качественного правового просвещения и юридического образования для формирования правового мышления подрастающего поколения, устойчивого уважения к закону, а также преодоление правового нигилизма и повышения уровня правовой культуры граждан.

В целях реализации принятых положений многие образовательные учреждения уже ведут успешную работу в рамках формирования правовой культуры и правосознания.

Основная идея проекта

В целях формирования высокого уровня правовой культуры учащихся в рамках внеурочной деятельности в ГБОУ «Казанская кадетская школа-интернат им. Героя Советского Союза Б. К. Кузнецова» организовано проведение правового кружка «Мир моих прав». Так, в первом полугодии 2021-2022 учебного года в кружке занимались учащиеся 5-х классов в количестве 50 человек.

Во время проведения подготовительных мероприятий учащимся 5-х классов было предложено ответить на ряд вопросов, которые помогли определить  уровень их правовой культуры.

Вопросов было всего три:

1. Как вы понимаете, что такое право?

2. Какие права и обязанности вам известны?

3. Куда ребенок может обратиться, если были нарушены его права?

Анализ результатов данного исследования показал, что все учащиеся 5-х классов обладают некоторыми представлениями о праве, однако эти представления слишком размыты и неопределенны. Так, на вопрос «Что такое право?» уверенно и четко смогли дать ответ всего три ученика; остальные пытались объяснить значение термина, прибегая к различным примерам и описаниям.

Больше всего затруднений вызвал вопрос «Какие права и обязанности человека вам известны?» Самым распространенным вариантом ответа оказалось право на жизнь (33%). Учащимся также известны право на образование (21%), право на свободу слова (5%). Среди обязанностей наиболее популярным ответом стала обязанность соблюдать законы (50%). Еще один популярный ответ – обязанность защищать Отечество (47%). Популярность данного варианта ответа легко объясняется спецификой образовательного учреждения: здесь учатся дети, мечтающие стать профессиональными военнослужащими; многие из них продолжают семейные традиции.

Вопрос «Куда ребенок может обратиться, если были нарушены его права?» вызвал у учащихся некоторое замешательство. В основном среди ответов учащихся встречаются два варианта: обратиться в полицию (30%) и рассказать родителям (59%).  Нередко оба варианта ответа встречаются вместе, причем, в различных комбинациях («сообщить в полицию и рассказать родителям», или «рассказать родителям, а они уже решат, нужно обращаться в полицию или нет»).

Проведенный опрос показал, что у учащихся 5-х классов нет сложившегося стереотипа поведения относительно затруднительных с правовой точки зрения ситуаций, в которых они могут оказаться. Они не знают о том, что с заявлением в правоохранительные органы они смогут обратиться по достижении 14 лет, а до этих пор их интересы защищают законные представители (родители или опекуны). Учащиеся не обратили внимание на тот момент, что в вопросе не указано, кто может нарушить их права. Они не задумываются о том, что их права могут быть нарушены в семье, и тогда обращение к родителям вряд ли поможет решить проблему. Учащиеся не умеют оценивать предложенные  ситуации в комплексе, с различных сторон.

Занятия, проводимые с пятиклассниками в рамках кружка «Мир моих прав», имели различную форму реализации: здесь были небольшие по объему лекции, беседы, диалоги. Больше всего учащимся понравились практические занятия, на которых знакомство с правом проходило для них в игровой форме: проводились различные конкурсы и театрализованные постановки. Не меньший интерес у ребят вызвала работа с различными источниками: юридическими документами, текстами известных литературных произведений, фрагментами популярных фильмов и мультипликационных картин.

Цель проекта

Целью данного проекта является формирование правовой культуры учащихся 5-х классов посредством проведения факультативных занятий в рамках внеурочной деятельности.

Задачи проекта

- изучить работы отечественных исследователей об особенностях формирования правовой культуры;

- провести с учащимися 5-х классов факультативные курсы «Мир моих прав» в рамках внеурочной деятельности;

- диагностировать уровень правовой культуры учащихся на начальном и конечном этапе исследования.

Сроки реализации проекта

Проект был реализован в рамках первого полугодия 2021-2022 учебного года – с сентября 2021г. по декабрь 2021г.

География проекта

Проект был реализован с учащимися 5-х классов на базе ГБОУ «Казанская кадетская школа-интернат им. Героя Советского Союза Б. К. Кузнецова».

Данный проект может быть реализован в любой образовательной организации.

Целевая аудитория проекта

Целевой аудиторией проекта являются обучающиеся 5-х классов. Выбор данной категории обучающихся связан с тем, что именно в этом возрасте ребята начинают ощущать свою самостоятельность, постепенно увеличивается количество выполняемых ими социальных ролей, но навыки правового поведения в различных ситуациях у них еще не сформированы.

План реализации проекта

1 этап. Подготовительный (первая неделя сентября)

- анализ состояния проблемы;

- проведение опроса среди учащихся 5-х классов;

- подбор и систематизация учебных материалов;

- подготовка рабочей программы факультативного кружка «Мир моих прав».

2 этап. Апробирование (сентябрь-декабрь)

- проведение занятий с учащимися 5-х классов;

- регулярный анализ результативности деятельности.

3 этап. Заключительный (последняя неделя декабря)

- проведение опроса среди учащихся 5-х классов;

- формирование копилки методических материалов по правовому обучению;

- подведение итогов и анализ результатов;

- презентация результатов реализации проекта на республиканских и российских научно-практических конференциях.

Механизм реализации проекта

Проект будет реализовываться при участии инициативной группы старшеклассников, имеющих прочные правовые знания. Из обучающихся, заинтересованных в данном проекте, создается группа-актив, внутри актива распределяются обязанности: подготовка наглядного материала, проведение занятий, анализ результатов и т. д.

Проект курируется учителем обществознания, экономики и права Хазбиевой Л. И. Контроль над проектом ведет директор школы.

Критерии оценки эффективности проекта

Оценка эффективности проекта осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих системный, содержательный и организационный характер.

Главным критерием показателя эффективности деятельности факультативного кружка «Мир моих прав» является итоговый опрос обучающихся 5-х классов после завершения ими полугодового курса занятий.

В перспективе показателем эффективности данного проекта должно послужить правомерное поведение учащихся в различных ситуациях; отсутствие среди обучающихся кадетской школы детей, привлекающихся к юридической ответственности, состоящих на учете в правоохранительных органах.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

- создана методическая база по правовому обучению;

- подготовлен актив старшеклассников, готовых работать с младшими товарищами в вопросах повышения их правовой грамотности;

- у учащихся 5-х классов сформировано представление о праве как о регуляторе общественных отношений; сформированы навыки правомерного поведения в сложных жизненных ситуациях.

Основные риски проекта и пути их минимизации

Основные риски

Пути их минимизации

Низкая мотивация старшеклассников в работе с младшими товарищами

Объяснить старшеклассникам, что работа в рамках проекта – возможность закрепить свои правовые знания и умения; возможность оказать помощь и поддержку младшим – менее осведомленным в вопросах права, а значит, и менее защищенным

Низкая мотивация учащихся 5-х классов

Объяснить пятиклассникам роль права в их жизни; показать связь получаемых ими знаний с реальной жизнью

Перспективы проекта

- формирование методической базы по правовому обучению;

- презентация результатов работы над проектом на различных научно-практических конференциях и иных мероприятиях;

- отсутствие в школе обучающихся, привлекаемых к юридической ответственности; стоящих на учете в правоохранительных органах.

Форма представления результатов

Результаты деятельности факультативного кружка «Мир моих прав» представляются в виде презентации с результатами опроса обучающихся 5-х классов. Для возможности сравнения используются результаты как входного опроса – до начала занятий, так и итогового – после завершения полугодового курса.

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровые ресурсы: проект реализуется 2-3 учащимися 10-11 класса. Это кадеты, имеющие прочные знания в политико-правовой области, имеющие авторитет среди других обучающихся школы и, что самое важное, желающие работать с младшими товарищами в рамках проекта.

Методическое сопровождение проекта осуществляет учитель обществознания.

Административный контроль осуществляется директором школы.

Материальные ресурсы: проект практически не требует материальных затрат. Проведение занятий возможно в любом школьном кабинете, оснащенном проектором и персональным компьютером с выходом в сеть Интернет.

Бюджет проекта

Реализация данного проекта не потребовала вложения денежных средств.

Отражение проекта в СМИ

Работа над проектом, его планирование и результативность широко освещались в социальных сетях на официальных страницах ГБОУ «Казанская кадетская школа-интернат им. Героя Советского Союза Б. К. Кузнецова»: https://vk.com/kadetikazani; https://edu.tatar.ru/vahit/kadet_sch-int6

Приложение 1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАЗАНСКАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Б. К. КУЗНЕЦОВА»

Программа

факультативного кружка для 5 класса

«Мир моих прав»

на 2021 – 2022 учебный год

Составитель: Хазбиева Лилия Ильгизовна,

учитель обществознания, экономики и права

высшей квалификационной категории,

заместитель директора по УР

г. Казань, 2021г.

Пояснительная записка к программе

 Практика показывает, что даже взрослые не знают не только свои права, но и не знакомы с нормативно-правовыми документами, регламентирующими гражданско-правовые и семейные отношения. Учащиеся старших классов на уроках обществознания знакомятся с основными правоведческими понятиями. Но в жизни дети гораздо раньше сталкиваются с жестокой реальностью: нарушаются права в области образования и даже семейного воспитания (жестокое обращение с детьми, вовлечение в преступную деятельность и т.д.). Как этому противостоять, что делать, к кому обращаться – чаще всего школьники этого не знают. Представления о нормативной базе по правам детей и механизм защиты своих прав у них не сформированы.  В связи с этим возникает необходимость внедрения правового образования с младшего возраста.

 Актуальность факультативного курса «Мир моих прав» определяется тем, что учащимся важно знать о роли и значении права в их жизни и уметь защищать себя, отстаивая свои права. Кроме того, если разработана нормативная база по правам ребенка, то ребенок должен быть ознакомлен с основными положениями этих документов.  Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу.

Данный курс реализует обществоведческий аспект образования, обеспечивает формирование активной гражданской позиции учащихся.

Принципами отбора содержания материала программы являются:

- системность,

- доступность,  

- соответствие возрастным особенностям.

 Данный курс дает учащимся сведения практического характера. В содержании курса рассматривается много житейских проблем, касающихся широких слоев населения и, в частности, самих учащихся.

 Факультативный курс является по направленности - исследовательским, информационно-репродуктивным, с зачатками продуктивного;  по уровню усвоения – ознакомительным.

 Факультатив предназначен для учащихся пятого класса и соответствует возрастным особенностям детей 11 – 12 лет (познавательная активность, любознательность, чрезмерная чувствительность).

Так как особенностью данного возраста является повышенный интерес к общению со сверстниками, которое выступает на первое место, широко используются в программе игры, практикумы, в процессе которых происходит развитие коммуникативных способностей.

Умение и навыки, отрабатываемые на занятиях:

- отстаивать свою точку зрения,

- взаимодействовать в группе,

- применять полученные знания в конкретных ситуациях.  

Цель факультативного курса: формирование правовой культуры у младших школьников, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.

Задачами курса выступают:

 - знакомство учащихся с основными документами по защите прав людей, и, в частности, прав ребенка;

- освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав;

- развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;

- воспитание вдумчивого отношения и уважения к своим правам и правам других людей.

Занятия проводятся в групповой форме, продолжительность занятий 45 минут.

При изучении тем факультатива используются:

- памятки;

- тексты документов (Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Устав школы);

- мини-спектакли по темам программы;

- карточки с правовыми ситуациями;

- кроссворды;

- фрагменты сказок.

Ожидаемые результаты:

В процессе изучения факультатива «Мир моих прав» учащиеся 5-го класса:

1) получат представление:

- об основных правах, и в первую очередь о правах ребенка;

- о соблюдении хороших манер при общении с незнакомыми людьми при различных обстоятельствах;

- об основных нравственно-правовых нормах, ценностях и понятиях (жизнь, равноправие, честь и достоинство, милосердие, правонарушения, преступления и т.д.);

2) смогут научиться:

- защищать и отстаивать свои права;

- осуществлять выбор поведения на основе нравственно-правовых ценностей;

- находить конструктивные пути выхода из конфликтной ситуации;

- разъяснять правила поведения другим детям;

- оперировать терминами и формулировками;

- отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;

- оценивать различные ситуации с точки зрения соответствия положениям Декларации и Конвенции по правам ребенка.

Список литературы

1. Азбука права / авт.-сост. Н.Н.Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. ДереклееваН.И.Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя:  5 – 9 классы. - М.: ВАКО 2007

3. История. Обществознание. 5 – 11 классы: внеклассные мероприятия / авт.-сост. Л.Л. Кочергина. – Волгоград: Учитель, 2009

4. Кравченко А.И., Певцова Е.А.  Обществознание. Учебник для 6 класса  М.: «Русское слово» 2007

5. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5 – 11 классы. / В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М. Кумицкая. - М: ВАКО, 2006.

Тематический план

п/п

Название темы

Кол-во

часов

Формы работы

Обеспечение

Большая забота о

маленьких детях

1

Беседа «Международные и Российские документы, защищающие твои права»

Текст Конвенции о правах ребёнка,  Декларация прав ребенка

 Право на жизнь

1

Беседа «Право в нашей жизни»

Текст Конституции РФ

Вся семья вместе – и душа на месте

1

Эссе «Счастье в семье - это когда…»

Пословицы о семье

Казнить нельзя,

помиловать?

1

Ролевая игра

Памятка «Как выжить, если вы в опасности»

Все мы разные

1

Занятие - тренинг

Кроссворд «Качества личности»

Тест «Конфликтный ли ты человек?»

Школа моей мечты

1

Проект «Школа будущего»

Опережающие задания: придумать название школы, эмблему, девиз, правила поведения учащихся

Клятва Гиппократа

1

Проект «Я бы в медики пошёл…»

Плакат «Здоровье и его составляющие»  

Труд детей

1

Лекция с элементами беседы. Обсуждение ситуаций

Материалы для обсуждения ситуаций

Страна  справедливости

1

Ролевая игра по правам ребёнка

Конвенция о правах ребёнка.

Тест «Проверь свои знания»

Маленький, да

удаленький

1

Практикум «Закон один для всех»

Правовой статус несовершеннолетних от рождения до совершеннолетия

Мои права – моя свобода

1

Урок - размышление

Задание: определить,  какими  правами пользуются дети и подростки

За что я в ответе

1

Ролевая игра

Тексты правовых заданий

Устав школы

1

Практикум

Схема «Права и обязанности ученика»

Мои обязанности

1

Мини - сочинение

Фрагменты сказок

Счастье твоё закон бережёт

1

 Тестирование

Итоговое тестирование

Анкетирование

Подведение итогов

1

Беседа  

Карточки с правовыми ситуациями.

Фрагменты сказок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Моё будущее в моих руках!?"

Как жить? В этой работе можно найти ответ на этот вопрос. Ученица строит программу своей жизни. Она продумывает, какую работу она выберет, в каком доме и где она будет жить, сколько у неё будет детей ...

практические работы по теме "Здоровье моей семьи"

Воспитанники 1 -года обучения ГБОУ ЦДЮТТ на практических заниятиях приобрели умения и навыки выполнения простейших медицинских манипуляций. Фотовыставка работ учащихся по программе "домашний доктор"...

Правовая игра "Мир моих прав"

Цель: просвещение учащихся, знакомство с основными правами и обязанностями гражданина РФ. Задачи:  формировать отношение к праву как социальной ценности и понимание необходимости правовых знаний в ...

Методическая разработка бинарного урока по дисциплинам "Право","Обществознание","История" Тема:« «Труд: право или обязанность.(Трудовые права несовершеннолетних)»

Сценарий деловой игры предполагает создание трехступенчатой системы участия в ней обучающихся.В методической разработке описаны все три ступени системы участия обучающихся и преподавателей,а также соз...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Игра «Брейн – ринг»»» по общепрофессиональной дисциплине «Финансовое право и налоговое право» (специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения)

методическая разработка предназначена для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений ведущих общепрофессиональную дисциплину «Финансовое право и налоговое право», и может быть ...

Лекция «Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы. Источники права» по дисциплине "Индивидуальный проект (Право)"

Лекция «Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы» по дисциплине "Индивидуальный проект (Право)"...

МР к СРС по дисциплинам Право ОУД.12, МР к СРС по основам уголовного права ОП. 18, МР к СРС по трудовому праву ОП. 5, методическая разработка к внеурочной деятельности студентов, МР к СРС Правовое обеспечение проф. деят.

Методические рекомендации играют важную роль в процессе обучения и воспитательной работы. Методические рекомендации - это разновидность учебно-методического издания, в котором отсутствует описательный...