Методическая разработка урока по психологии по теме: «Темперамент» с использованием активных методов обучения студентов в рамках ФГОС СПО
методическая разработка по теме

Шишкова Лидия Ивановна

Методическая разработка  урока по учебной дисциплине «Психология»  по теме: «Темперамент» представляет собой опыт преподавателя по проведению практического занятия с использованием активных  методов обучения:  групповой работы обучающихся, лабораторного практикума по изучению особенностей темперамента у студентов, тренинговых упражнений, анализа практических ситуаций, видеосюжетов, рисунка Х.Бидструпа «Четыре темперамента», решения психологических задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx48.09 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования                                                   Ульяновский социально-педагогический колледж №1

Методическая разработка открытого урока  по учебной дисциплине ОП.2 Психология                                                                   по теме: Темперамент                                                       специальность 050715                                                    Коррекционная педагогика в начальном образовании

Выполнила:                                                                                                                                                      Преподаватель психологии                                                               Шишкова Л.И.

г.Ульяновск

2015

Методическая разработка урока по  психологии                                                                 по теме:  «Темперамент»                                                                                                                         с использованием активных методов обучения  студентов   в рамках  ФГОС СПО

Аннотация

Методическая разработка  урока по учебной дисциплине «Психология»  по теме: «Темперамент» представляет собой опыт преподавателя по проведению практического занятия с использованием активных  методов обучения:  групповой работы обучающихся, лабораторного практикума по изучению особенностей темперамента у студентов, тренинговых упражнений, анализа практических ситуаций, видеосюжетов, рисунка Х.Бидструпа «Четыре темперамента», решения психологических задач.

Пояснительная записка

        Методическая разработка урока составлена на основе рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС СПО к преподаванию учебной дисциплины «Психология» по специальности 050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Она посвящена методике организации и проведения практического занятия по  теме: «Темперамент». На данную тему в  рабочей программой предусмотрено 4 часа, из них 2 часа - практических. Занятие  предназначено для студентов второго курса  СПО  (на базе 9 классов),  которые только начали изучать  данную дисциплину, в частности, раздел «Основы общей психологии».

        Актуальность разработки заключается в том, что на данном занятии используются активные методы обучения, цель которых создать условия для  глубокого усвоения материала, осуществления самодиагностики темперамента,  связи  теоретического материала с  практическим, развитие аналитических  и проектировочных умений  при выполнении  разного типа заданий.                                                                                                                                       Практические занятия по общей психологии  развивают общие компетенции, на базе которых будут формироваться профессиональные компетенции. В частности, на данном занятии формируются следующие общие компетенции (ОК):

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК. 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Данное практическое занятие имеет следующую структуру:

1. Подготовительная часть: подготовка обучающихся к педагогическому взаимодействию: выполнение упражнений на релаксацию, целеполагание, создание положительной атмосферы в группе, анализ  проблемной ситуации, активизация внимания на содержании деятельности, актуализация опорных знаний в виде психологического диктанта.

2. Основная часть включает в себя закрепление, обобщение, систематизацию знаний, групповую работу в трениинговых упражнениях, проведение диагностической методики по изучению особенностей  темперамента у каждого студента и ее анализ, определение типа темперамента у героев мультфильма,  самостоятельную работу по решению психологических задач по теме урока.

3. Заключительная часть  занятия  включает в себя выполнение тренингового упражнения «Мой самый лучший»,   в котором они показывают достоинства своего темперамента и темпераментов  других  студентов, устно отвечают на вопросы друг друга, получают инструкцию о домашнем задании.

        Результатом данного урока является активная экспериментальная  и поисковая деятельность студентов, сформированные учебные действия  в виде теоретических знаний  основных дидактических единиц  и практических  умений  по решению психологических задач разного типа по теме: «Темперамент».

Литература:

1. Батаршев А. Диагностика темперамента и характер Издательство ЛитРеМ.,  2011.- 363 с.

2.Ефимова Н.С. Основы общей психологии. Учебник   М.: Издательство:Форум, Серия: Профессиональное образование, 2015.- 288 с.

3.Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования  / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 2004.-448с.

4.Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999.- 320 с. (Азбука психологии).

Интеернет-ресурсы:

http://pumbaa.ru/soviet/13-vinni-puh.html

Технологическая  карта урока

ФИО  преподавателя: Шишкова Лидия Ивановна

Учебная дисциплина:  ОП.02 Психология

Раздел 1. Общие основы психологии

Тема: «Темперамент»

Тип урока – практический

Группа – 22, специальность 050715  «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Место проведения: Ульяновский социально-педагогический колледж №1

Длительность урока – 90 минут

Оборудование: папки с практическим материалом для урока  на  каждого студента (задачи разных вариантов на определение типа ВНД, типа темперамента, рисунок Х.Бидструпа «Четыре темперамента», психологические задачи, практические ситуации, диагностическая методика «Формула темперамента»). Мультимедийный проектор, экран для показа  видеоролика   с выдержками из мультфильма «Винни-Пух» для определения типов темперамента героев мультфильма.

Тема:

Темперамент   ( 2 ч.)

Тип  урока

Практический

Цель:

формирование теоретических и практических учебных действий, необходимых в последующей учебной и профессиональной деятельности.

Задачи:

Образовательные:  обеспечить закрепление основных понятий  темы: «темперамент», «тип ВНД», «холерик», «флегматик», «сангвиник», «меланхолик», «интроверт», «экстраверт», «амбоверт», «активность», «реактивность», «сензитивность», «пластичность  и ригидность», «экстраверсия и интроверсия», «темп реакций».

Развивающие: развивать профессиональную компетентность: уметь выявлять сущностные характеристики  темперамента,  проявлять аналитические знания при  анализе проблемных ситуаций, видеосюжетов, результатов самодиагностики; применять теоретические знания для решения  практических задач, развивать проектировочные способности при выполнении домашнего задания  по составлению кроссвордов по теме урока  и таблицы о связи темперамента с деятельностью человека.

Воспитательные: воспитывать познавательную активность, интерес к изучению курса психологии, самостоятельность, культуру диалога.

Универсальные учебные действия

Личностные УУД: развитие самостоятельности в поиске информации и решения задач.

Регулятивные УУД: умение ставить цель и добиваться ее достижения.

Коммуникативные УУД: умение слушать  и понимать другого.

Познавательные УУД: умение анализировать информацию,  устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Планируемые результаты

Предметные:

Уметь решать теоретические и практические  учебные задачи.

Знать сущностные характеристики темперамента и его значимость для личностного и профессионального развития.

Личностные:  уметь определять особенности своего темперамента.

Метапредметные: уметь анализировать свою работу на уроке, использовать полученные знания и умения для характеристики своих свойств личности и темперамента других людей.

Основные понятия

Темперамент, Тип ВНД, сила, уравновешенность, подвижность, реактивность, темп реакций, интроверсия экстраверсия,чувствительность(сензитивность),пластич- ность-ригидность, холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник. Теории  темперамента: Гиппократа, Э.Кречмера, К.Юнга, И.П.Павлова , Я.Стреляу ,                 В.С. Мерлина, В.М.Русалова.

Межпредметные связи

Анатомия, физиология и гигиена человека, тема: «Типы ВНД».

Формы урока

Ф - фронтальная, И- индивидуальная, Г- групповая

Технология

Системно-деятельностное обучение


Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность  

преподавателя

Деятельность

обучающегося

Результаты

Общие              компетенции

Организационный этап

Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке.

Этап постановки цели, задач урока

Цель:  осознание студентами  значимости  изучаемой темы  для самопознания и будущей профессиональной деятельности.

Этап актуализации опорных знаний

Цель: обобщение, систематизация знаний  по теме: «Темперамент», подготовка к выполнению практических заданий .

Методы и приемы:

Эвристическая беседа

Форма организации – фронтальная            (опрос);  

групповая

(выполнение практических упражнений).

Этап эксперимен- тального исследова-ния  особенностей Цель: изучить особенности своего темперамента

Метод: тестирование.

Форма обучения: групповая

Этап применения знаний.

А).Просмотр  и анализ видеоролика мультфильма «Винни-Пух»

Цель: развивать способность  связы-вать теоретический материал с практическим.

Метод: наглядный – просмотр видеосюжетов.

Форма организации – групповая.

Б).Самостоятельная работа  обучающихся

Цель: проверить осознанность усвоения  пройденной темы

Метод: практический-решение психологических задач.

Форма организации  - индивидуальная

в). Выполнение тренингового упра-жнения «Мой – самый лучший»

Цель: развивать умение находить достоинства своего темперамента и темперамента других обучающихся.

Метод:  рассказ

Форма организации деятельности- индивидуальная

Этап разъяснения домашнего  задания

Цель:обеспечить  понимание  цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Методы и приемы: объяснение, уточнение, вопросы

Форма организации деятельности - групповая

Этап рефлексии и подведение итогов

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом

Методы и приемы: беседа, вопросы.

Форма организация деятельности: фронтальная

Приветствие, проверка  готовности студентов к учебному занятию, создание положительной атмосферы в  группе.

Сообщение темы, целей и задач урока, привлечение студентов к определению важности изучения данной темы для самопознания и самосовершенствования, а также для будущей профессии с целью обеспечения индивидуального подхода к учащимся.

«Возьмите из папки рисунок Бидструпа «Четыре темперамента. Объясните разную реакцию людей на одно и то же явление».

Пример  ситуации из практики обучения и воспитания.

«Антон  и Саша – ученики 3 класса. Антон любит оживленную суету вокруг себя, очень общителен, предпочитает быть в центре внимания; Саша, напротив, предпочитает тишину и уединение. С трудом знакомится с новыми людьми. Слишком большое внимание его смущает». Вопрос: «Почему дети такие разные? Какого индивидуального подхода  к себе требует каждый из детей?»

Преподаватель проводит эвристическую беседу.

1. Почему говорят, что  темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность?

2. Какая связь между типом ВНД и темераментом?

3. Почему люди такие разные по  проявлениям эмоциональности, подвижности и активности? Выполнение упражнения: «Ранжирование».

Цель: показать на практике  отличие людей по типологическим  особенностям. Инструкция: «Расставьте группу студентов (5-6 человек) по степени их активности                              (эмоциональности, подвижности): от самых активных  в начале шеренги до пассивных – в конце..

4.Почему не бывает  «хороших» и «плохих» темпераментов?

6.Как вы думаете,  определяет ли темперамент социальную значимость человека? Обоснуйте свой ответ.

Преподаватель предлагает студентам изучить особенно-сти своего темперамента,  используя диагностическую методику «Формула темпера-мента       (авторы-составители А.В.Тимченко, В.Б.Шапарь). Инструкция: «Отметьте в каждом из четырех блоков знаком «+» только те качества в паспорте темперамента, которые характерны для вас. Затем по каждому из блоков подсчитайте сумму плюсов и выведите формулу вашего темперамента: число плюсов в каждой колонке разделить на общее количество плюсов во всех колонках и умножить на100%.                                                0% и выше – данный тип темперамента доминирует; от 30до 39% - черты данного темперамента выражены ярко; от 20 до 29% - средне; от 10 до 19% - выражены слабо; от 0 до 9% - черты не присущи.

Преподаватель предлагает посмотреть и  проанализировать поведение героев известного мультфильма  и определить тип темперамента  каждого из них.

Преподаватель предлагает самостоятельную работу на 15 минут, связанную с решением задач на определение типа ВНД и типа темперамента.

Преподаватель дает инструкцию к выполнению тренингового упражнения: «По очереди каждый из вас должен похвалить свой темперамент, подчеркивая его выигрышные стороны. Далее холерики хвалят сангвиников и флегматиков, сангвиники- холериков и флегматиков и т.д.»

«Дома  в рабочих тетрадях выполнить по теме два задания: 1. Сделать таблицу «Рекомендации по учету темперамента в деятельности». Таблица будет включать в себя 4 графы с названиями типов темперамента и конкретных рекомендаций. Например, для холерика не рекомендуется однообразная монотонная работа. Для меланхолика – работа, требующая большого напряжения, особенно в нестандартных и стрессовых ситуациях».

2. «Составить кроссворд по теме: «Темперамент» не менее  6  заданий по вертикали и горизонтали.  Схема кроссворда, вопросы и ответы на задания выполнять на отдельных листах. Будет проведен конкурс кроссвордов, выставлены оценки, а  лучшие работы будут использованы для практических  занятий.

Преподаватель предлагает сформулировать студентам те результаты, которые  были достигнуты на уроке. «Что мы сегодня узнали, и чему конкретно   научились? Благодаря каким видам деятельности мы достигли этого?

Подготовка к занятию, активизация внимания, направленность на взаимодействие и сотрудничество  с преподавателем и однокурсниками.

Анализ рисунка Х.Бидструпа «Четыре темперамента»

Активное участие студентов

в обсуждении значимости темы для личностного развития и профессиональной деятельности.

Возможные ответы по  анализу рисунка Х.Бидструпа «Четыре темперамента»

(все люди разные по динамическим особенностям поведения. Они разного темперамента, отсюда – разные реакции людей на одни и те же обстоятельства).

Анализ практической  ситуа-ции доказательства необходи-мости учета  типа темперамента детей  в учебно-воспитательном процессе школы.

«Дети разные по темпераменту.  Антон – сангвиник, а Саша –меланхолик. Отсюда разный подход к детям, например на уроке. Зная, что внимание сангвиника отличается подвижностью, учитель с первых минут урока должен стараться держать такого ученика в поле зрения и направлять его сосредоточен -ность на учебную работу. На парте не должно быть ничего постороннего. Для  детей меланхолического темперамента показательно медленное сосредоточение внимания в начале урока. Устный опрос, контрольная

работа, новый вид занятий– являются для них сильными раздражителями, вызывающи-ми повышенное переживание. Зная это, учитель должен стремиться отвлечь внимание школьника от его эмоционального состояния и направить его на учебную работу, чему будет способствовать создание в классе спокойной обстановки. Лучше давать работу не у доски, а  на месте, за партой.

Ответы студентов на поставленные вопросы, выполнение практических заданий. Выводы студентов по итогам проведения практических упражнений:  темперамент относится к индивидуально-типологическим особенностям личности.

Он характеризует динамическую сферу поведения человека. Все люди отличаются  по уровню активности, эмоциональности и моторному компоненту.

Каждый темперамент имеет свои плюсы и минусы. Полностью изменить темперамент нельзя,  т.к. он имеет биологическую основу: в основе темперамента лежит тип ВНД;                    быть полезным обществу можно при любом темпераменте (примеры из истории).

«Чистых» темпераментов не бывает, у человека есть черты всех 4-х                         (редко-3-х) темпераментов.

Выполнение  диагностической методики. Анализ результатов. Вопросы к преподавателю, совместное обсуждение результатов. Примерные вопросы студентов: «А если  в процентах получается одинаковое число, например, по холерическому и   сангвиническому темперамен-ту, о чем это говорит?»

Студенты анализируют видеосюжеты, в ходе совместного обсуждения определяют тип темперамента каждого из увиденных героев мультфильма: медвежонка, совы, поросенка, ослика.

Активное участие студентов в выполнении  заданий.

Взаимопроверка заданий, выставление оценок самими обучающимися.

Студенты выполняют упражнение. Группа  подсказывая плюсы данного темперамента.

Студенты записывают требования  к выполнению домашнего задания, уточняют  непонятные моменты.

Студенты высказывают свои впечатления от урока, приводят примеры тех моментов, которые помогли им закрепить знания и сформировать новые умения и навыки.

Полная готов-ность группы и оборудования к работе, органи-зация внимания всех студентов, быстрое включе-ние в единую  деятельность.

Осознание студентами практической значимости темы для себя и будущей профессиональной деятельности; наличие мотивации к активной деятельности на уроке.

Знание основных дидактических единиц урока;

способность  грамотно анализировать конкретные ситуации,  доказывать примерами  объективность

своей точки зре-ния,связывать тео-ретический мате-риал с практикой.

Получение результатов диагностики, эксериментальное подтверждение особенностей  темперамента каждого студента. Удовлетворенность обучающихся самопознанием своих личностных особенностей.

Способность связывать теоретический материал с практикой, в том числе,  и  с педагогическим процессом начальной школы.

Опорные знания, умения и навыки.

Практические умения и навыки

Понимание целей, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Решение на  заня- тии  всех постав-ленных  задач.

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК. 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК. 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК. 4. Осуществлять

поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Приложение №1: Психологические задачи

Тема:  «Темперамент»

1 вариант

На основании характеристик, которые даются ниже, определите типы темперамента школьников.

1. Виктор Г., 3 класс. Медлителен. Походка неторопливая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно равнодушным выражением лица, сам руку не поднимает, но на вопросы учителя обычно отвечает правильно. Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно. Незлоблив, но для товарища ленится что-либо сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Усваивает материал медленно, но задания выполняет правильно, аккуратно. Любит порядок. К новой школе привыкал долго.

2. Борис Р., 3 класс. Безгранично увлекающийся. Часто берется за работу, которая ему не по силам. До крайности подвижен. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в любом направлении. Руки не находят покоя. Часто и быстро поворачивает голову во все стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но часто от торопливо Обожает военные игры. Очень инициативен. Буквально засыпает учителя вопросами. Отзывчив и на хорошее и на дурное. Очень любит получать хорошие отметки. Часто не дослушивает  партнера по общению до конца.

3. Саша Д., 2 класс. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет из-за каждого пустяка. Однажды заплакал только из-за того, что не нашел в портфеле учебника. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Медлительный. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо того, чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит дело до конца. Но если настоять на выполнении задания, выполняет его не хуже других.

4. Лена В., 2 класс. Девочка очень подвижная, на уроках не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку для ответа, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но и сравнительно быстро остывает. Преобладающее настроение веселое и бодрое. Плохим оценкам не очень огорчается. Про пятерки радостно объявляет всем в доме. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко призвать к порядку. На интересных уроках проявляет большую энергию и работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива.

5. Коля – ученик 4 класса. Сидит на уроках обычно спокойно, редко отвечает на вопросы болтливого соседа по парте. На уроках часто занимается посторонними делами. На замечания учителей не реагирует. По его лицу трудно понять, что он думает и чувствует в данный момент. Кажется, что его трудно рассердить или рассмешить, но когда он рассердится, совершенно теряет контроль. На переменах  Коля спокоен, замечания дежурного игнорирует. Ребята побаиваются его.

Тема: «Темперамент»

2 вариант.

По предлагаемым характеристикам определите, какой тип темперамента у каждого ребенка.

1. Дима – ученик 4 класса. Это болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Когда его пересадили на другое место, Дима обиделся и долго размышлял, почему так сделали, и на всех уроках сидел расстроенный и подавленный. На уроках часто занимается посторонними делами. Мешает товарищу, способен на каверзный         поступок: может ущипнуть соседа, когда тот отвечает с места. Если учитель делает замечание, то он краснеет и долго оглядывается. На перемене примыкает к драчунам, хотя сам в драке участия не принимает, но подзадоривает других. При появлении дежурного сразу же убегает.

2. Саша – ученик 3 класса. Отличается от своих товарищей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко переходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями и вопросами. На любой вопрос учителя  мальчик поднимает руку, не подумав, и потому часто отвечает невпопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя, вступает в драку. Бывали случаи, когда он устраивал драку на уроке. На переменах он никогда не сидит на месте, бегает по коридору или борется с кем-нибудь. Требования дежурного и учителя игнорирует.

3. Боря – ученик 4 класса. Он типичный непоседа. На уроке ни минуты не сидит спокойно. Постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку для ответа, разговаривает с соседом. Исключения составляют уроки математики, на которых он сосредоточен, деловит и настойчив. Говорит он быстро. Походка быстрая вприпрыжку. Легко увлекается каким-нибудь делом (и хорошим, и плохим), но быстро охладевает. На замечания учителя не реагирует. Слывет среди товарищей человеком, которому «все нипочем».

4. Витя – ученик 3 класса. Говорит, ходит медленно. На уроках руку не поднимает, но если его спросят, отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему он не поднимает руку, отвечает односложно: «Да так…» Неэмоционален, его трудно рассмешить или опечалить, сам одноклассников не обижает Когда друзья подшучивают над ним, не обижается. В разговор вступает редко, больше отмалчивается. Усваивает материал небыстро, требуется несколько раз повторить новый материал, но все задания выполняет основательно, аккуратно и правильно. Придя домой, сначала сделает уроки и только потом займется чем-то другим. Придя в класс из другой школы, с трудом подружился с ребятами. По словам матери, часто вспоминает прежнюю учительницу. Видимо, привязчив.

5. Катя – ученица 3 класса. Она легко ранимая, впечатлительная девочка. Способна глубоко переживать даже незначительные неудачи, она склонна к мнительности и подозрительности.  Девочка не уверена в себе, но когда ее хвалят, буквально «расцветает» на глазах. Катя очень мягкая девочка, у нее всего одна подружка. Других детей она сторонится, в жизни класса пассивна. Говорит тихо, иногда голос ниспадает до шепота. В общении  Катя тактичная, выслушивает собеседника до конца, поддакивает ему. На уроках руку поднимает очень редко, быстро устает.

Приложение №2  Психологические задачи

                                                   Тема:   «Темперамент»

                                                       1 вариант.

 1. Указать те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

          Повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчиво непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств, настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, аффективность, бедность движений, малая активность, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, высокая чувствительность.

2. На основании характеристики определить тип темперамента школьника.

а). Виктор учащийся 3 класса. Медлителен. Походка неторопливая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно равнодушным  лицом, сам руки не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает правильно.

Его трудно рассмешить или рассердить. Сам не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно. Незлобив, но для товарища ленится что-либо сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Понимает материал не быстро. Требуется несколько раз повторить ему новый материал, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя в класс из другой школы, с трудом сдружился с ребятами. По словам матери, часто вспоминает прежнюю учительницу. Видимо, привязчив.

б). Лена ученица 2 класса. Девочка очень подвижная, на уроках ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается  всем новым, но сравнительно быстро и остывает. Преобладающее настроение веселое и бодрое. На вопрос: «Как дела?» - обычно отвечает с улыбкой: «Очень хорошо!»,- хотя иногда оказывается, что полученные ею отметки и не так уж хороши. Про пятерки радостно объявляет всем в доме. Двоек не скрывает, но всегда бодро добавляет: «Это у меня так…случайно…» Иногда огорчается, даже плачет, но ненадолго. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, е. легко дисциплинировать. Легко сходится  с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива.

 3. Какое свойство темперамента проявляется у Димы и у Вани?

Дима любит оживленную суету вокруг себя, очень общителен, предпочитает быть в центре внимания. Ваня, напротив, предпочитает тишину и уединение. С трудом знакомится с новыми людьми. Слишком большое внимание его смущает.

                                         Тема: «Темперамент»

                                                   2 вариант.

1.Указать те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

 а). Бодрое, повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке, медленное усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, энергичность, подвижность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний, малая активность, терпеливость, невыразительность речи, ровное, спокойное настроение, возбужденное состояние.

2.На основании характеристики определить тип темперамента школьника.

а). Артем ученик 3 класса. Безгранично увлекающийся. Часто берет работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и  «лететь» в любом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову в разные стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно. Приходится все время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай сначала, не торопись». Резко переходит от смеха к гневу и наоборот. Обожает военные игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает вопросами. Отзывчив и на хорошее и на дурное. Когда рассердится, то не умеет себя сдерживать, хотя и старается. Хоть сто раз может сбегать куда угодно, но по дороге часто забывает поручение, так как от желания скорее его выполнить не дослушивает до конца.

б). Саша ученик 2 класса. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашел в портфеле учебника. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтателен. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо того, чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит начатое до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполнит его не хуже других.

3.Укажите те особенности поведения, которые обусловлены темпераментом, и те, которые обусловлены мотивацией. По каким признакам это можно установить?

У детей старшего дошкольного возраста холерического темперамента при выполнении трудовых заданий могут проявляться следующие особенности поведения:

а).Они невнимательны при объяснении задания, даже тогда, когда интересно.

б).Часто не выслушивают объяснение до конца и приступают к работе.

в).В работе соревновательного характера проявляют терпение и настойчивость при неудачах.

Приложение №3 Психологическая задача из рассказа  Круга «Торопись не спеша».

         Четыре усталых спутника добрались до полуночи до городских ворот. Ворота заперты, а стража спит. Первый сел на землю. «Вот не везет, стоило в кои-то веки выбраться из дома, и такое невезение! Что же делать - до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет», - приговаривал он сквозь слезы. «Чего тут ворчать, вышибем ворота и все дела!»-горячился второй, дубася кулаками в ворота. «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем, подождем, летняя ночь коротка», - успокаивал попутчиков третий. «Зачем сидеть и ждать?  Подойдем-ка к воротам поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, попробуем, вдруг пролезем в нее», - взял в свои  руки инициативу четвертый.

           Определите, каким темпераментом обладает каждый странник из рассказа Круга «Торопись не спеша». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПО.

Использование активных методов обучения естествознанию в рамках образовательной деятельности СПО. Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основ...

Методическая разработка урока с использованием интерактивных методов обучения в группе профподготовки по профессии «Оператор ЭВ и ВМ», учебная дисциплина: Программное обеспечение ЭВМ.

В данной работе показано применение инновационных педагогических технологий и приемов, интерактивных методов обучения при проведении современного занятия профессиональной подготовки специалистов по пр...

Принципы обучения с использованием активных методов

В статье обобщены подходы к современному понятию активных методов обучения, систематизированы основные принципы обучения с использованием таковых методов....

Методический семинар «Использование активных методов и приемов обучения на различных этапах урока».

научить применять  активные методы и приемы обучения на различных этапах урока....

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...

Методическое пособие «Методика проведения инновационных уроков профессионального обучения с использованием активных методов обучения».

Методическое  пособие по применению активных методов обучения (АМО) в процессе инновационного обучения для педагогов образовательных организаций....

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе

Исрользование активных методов обучения на уроках в начальной школе...