Принципы обучения с использованием активных методов
статья на тему

Карпенко Сергей Петрович

В статье обобщены подходы к современному понятию активных методов обучения, систематизированы основные принципы обучения с использованием таковых методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-printsipy_aktivnyh_metodov.docx180.34 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы обучения с использованием активных методов

Карпенко О.А., преподаватель специальных дисциплин

Карпенко С.П., мастер производственного обучения

Активными методами обучения принято называть методы, которые позволяют побудить ученика к творческому участию в активном учебном процессе с целью обеспечить развитие личности на основе выявления её индивидуальных особенностей. Задача таких методов – развитие мышления, которое способно понимать внутренние противоречия изучаемых явлений. Считается, что активные методы вовлекают обучающихся в решение проблем, приближенных к реальным, одновременно с углублением знаний развивают и умения, практические навыки (Российская энциклопедия) [9].

Обратимся к истории активизации обучения. Свободная русская энциклопедия [1] отмечает историю педагогики как противостояние двух взглядов на роль ученика в образовательном процессе. С одной стороны, ученик – объект педагогического воздействия  с собственной пассивной ролью. Сторонники другого взгляда утверждали, что ученик – равноправный участник процесса и его роль в обучении даже главная. Сами идеи активизации высказывались еще в древние времена, например Сократом, Сенекой, Квинтилианом (основателем лекций «с ошибками»). Мишель Монтень в XVI веке высказывался за то, чтобы больше говорил ученик, а учитель бы слушал. Среди родоначальников активизации учебного процесса в энциклопедии названы Я.А. Коменский, И.Г. Пестолоцци, Г. Гегель, А. Дистервег, Д.Дьюи. Среди русских ученых и исследователей важно отметить Чернышевского Н.Г., Добролюбова Н.А., Бердяева Н.А., Бирштейна М.М., Сухомлинского В.А., Макаренко А.С., Ушинского К.Д., Выготского Л.С. и других. Особенно интересно то, что первая деловая игра была разработана М.М. Бирштейном в 1932 году, однако в СССР этот метод своего применения не получил. А вот в 60-е годы прошлого столетия бурное развитие деловых игр началось в США. В 80-е годы произошел  подъем популярности и других активных методов обучения. В среде специалистов в сфере активных форм обучения современности названы такие, как: Абрамова И.Г., Вербицкий А.А. Смолкин А.М. и другие. Должны отметить еще и Азимова Л.Б., Журавскую Е.В., так как свое тесное знакомство с активными формами преподавания начали в конце 90-х годов с их методик и книги «Преподавание экономики» в процессе обучения по программе «Современная экономика» в Международном Центре Экономического и Бизнес Образования.

Вместе с тем, высказывания большинства ученых до середины прошлого века, на наш взгляд, сводились не к активизации процесса взаимодействия «Учитель – ученик - другие ученики», а к необходимости активизации самопознания, развитию потребности ученика самосовершенствоваться, самоактуализироваться. Думается, что вопросы активного обучения, как принято его определять современными теоретиками и практиками, в нашей стране прорабатываются лишь последние 30-35 лет.

Обобщение теоретических основ активного обучения начнем с определения основных понятий. Так, профессор Пидкасистый П.И. [7], рассуждая о наиболее точной трактовке понятия «метод», приходит к выводу о том, что «это общее теоретическое представление o единой деятельности учителя и учащихся, направленной на pешение зaдaч oбучения, т.е. дидактическиx зaдaч». При этом автор отмечает, что методы реализуются в различных формах, приемах, действиях. Каждый из методов имеет логическую структуру (индуктивную, дедуктивную, смешанную индуктивно-дедуктивную) в зависимости от построения содержания учебного материала и деятельности обучаемых. Наиболее ранней классификацией методов обучения профессор считает деление на методы работы учителя (например, рассказ) и методы работы учеников (например, упражнение). В качестве распространенной классификации отмечено деление в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению мaтеpиaлa на:

- объяснительно-иллюстративные;

- репродуктивные;

- проблемные;

- частично-поисковые;

- исследовательские.

Надо заметить, что, только, рассматривая классификацию методов обучения по источнику получения знаний на словесные, наглядные, практические, ученый отмечает игровой метод обучения среди практических.

Скаткин М.Н. определяет метод обучения как цель деятельности учителя средствами, находящимися в его распоряжении. Причем, именно в результате этой деятельности возникает цель у ученика и, соответственно, его деятельность средствами, имеющимися у него[8].

Колокольникова З.У. [6] приводит перечень функций методов в учебном процессе: обучающую, развивающую, воспитывающую, мотивационную, контрольно-коррекционную. Все эти функции относятся к различным методам, применяющимся в образовании. Однако автор отмечает, что, если в результате применения способа организации учебного процесса обеспечивается ученическая активность, сопоставимая с преподавательской, то речь идет об активных методах обучения. При этом активность учащихся определяется, как: управляемая, оцениваемая и вынужденная. То есть методы активного обучения всегда имеют вынужденный характер и побуждают обучаемых к мыслительной (чаще всего одновременно практической) деятельности.

В этом месте нашего исследования стоит уточнить понятие активности. Например, Губина С.Т. [4] дает определение активности как способности человека производить общественно значимые преобразования. И приводит мнение Д.Н. Узнадзе: «Активность имеет независимую ценность как развитие в определенном направлении сил учащихся в процессе учения».

Сорокопуд Ю.В.[11] считает, что подлинная активность проявляется в сознательности действий учеников, ориентируясь на образцы, в планировании и анализе своего труда, собственном выборе способов действий и их сочетания. Другими словами, активность ориентирована на положительный результат при самостоятельном контроле самого себя, оптимизации усвоенных навыков и умении действовать в условиях изменяющейся среды. Подлинная активность на взгляд ученого – есть активность сознательная и творческая. Он утверждает, что как раз в целях формирования, развития «производственной смекалки» и применяются активные методы.

Присоединяясь к мнениям коллег, работающих в системе профессионального образования, отметим, что активность означает наличие инициативы, деятельное участие и готовность нести ответственность при достижении цели и решении поставленных задач.

Ведущим фактором достижения учебных целей и подготовки личности Колокольникова З.У.[6] отмечает вопрос активности, для решения которого требуется осознать не только методы обучения, но и другие элементы: содержание и формы. Потому так важно рассмотреть следующее понятие – активное обучение. Ряд авторов [там же] утверждают, что такое обучение предполагает превосходство получения знаний и умений над передачей от преподавателя, а активные методы (АМО) – стимулирование процесса получения , мотивируют и учитывают индивидуальные особенности ученика. Преподаватель в этом случае должен направлять ученика и ориентировать, далее помогать методически.

Высказывание Губиной С.Т. [5] имеет похожую трактовку активных методов, однако подчеркивает высокую степень включенности учеников. При этом автор аргументирует особенности этих методов, причем точно такую же аргументацию можно увидеть и в других источниках литературы (например [3, 6] и некоторых других, изученных ранее). Итак, авторы считают, что отличительными чертами АМО выступают:

  • Целенаправленная или принудительная активизация мышления, поведения обучающихся. Каждый ученик не может не участвовать, так как он либо решает собственную задачу (чаще всего соревнуясь очно или заочно с другими ученикам/самим собой), либо от его усилий зависит решение задачи группой учеников;
  • Длительное время вовлечения в процесс обучения;
  • Самостоятельность и творческий подход при принятии решений;
  • Повышенная эмоциональность участников обучения;
  • Высокая степень мотивации учеников;
  • Постоянное взаимодействие преподавателя, обучающей машины и обучаемого. Такое взаимодействие даже названо интерактивным [5].

Наглядно признаки АМО представлены на рис.1:

Рис. 1 – Основные характеристики активных методов обучения

Обобщая все мнения авторов по определению АМО, считаем мнение А.М. Смолкина [10] наиболее оптимальным: «Способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики».

Активное обучение, как часть учебного процесса, опирается на определенные принципы обучения. Естественно, что все общедидактические принципы (сознательности, посильности и др.) к нему однозначно применимы, но существуют и специфические. Их систематизировал Балаев А.А. [2], считающий, что их всего 13 и это - принципы:

  1. равновесия между содержанием обучения и методом (с учетом темы и степени готовности учащихся к ее углублению);
  2. соответствия содержания и методов целям обучения;
  3. моделирования (желательна модель среды, обязательна – модель конечного результата;
  4. входного контроля (главным образом для убедительной аргументации необходимости учиться, чтобы вызвать желание ученика);
  5. проблемности;
  6. «от простого к сложному»;
  7. «негативного опыта» (чужого и собственно ученического, в основном для убеждения обучаемого в необходимости углублять знания и совершенствоваться);
  8. непрерывного обновления (средств обучения, методов тем и т.д.);
  9. организации коллективной деятельности (для того, чтобы каждый участник был уверен, что достижение цели невозможно без взаимодействия);

10) экономии учебного времени;

11) опережающего обучения;

12) диагностирования (эффективности занятия в активной форме, возможностей его трансформации, корректировки и т.п.);

13) выходного контроля.

Эти принципы абсолютно сочетаемы с принципами профессионального обучения: соединения обучения с производительным трудом студентов, моделирования профессиональной деятельности, экономической целесообразности, создания производственно-учебной среды, модульности обучения и др. [12].

Подводя итог, считаем важным отметить ошибочное мнение ряда преподавателей и мастеров производственного обучения, противопоставляющих активное обучение традиционному. Из педагогической теории известно, что роль последнего – воспроизведение наследия прошлого, а сущность – передача универсальных элементов (знаний, умений, идеалов). Универсальность их заключается в том, что они способствуют и сохранению социальных ценностей, и развитию индивидуальности человека. Именно поэтому не считаем возможным их сопоставлять, но настаиваем должным соединять: традиционное образование эффективно дает базовые ЗУН, без которых невозможно самостоятельно усваивать более сложные знания, умения и тем более развивать, а иногда и открывать совершенно новые.

Список использованных источников и литературы

  1. Активное обучение/ Свободная русская энциклопедия  «Традиция». – http: www.traditio.wiki
  2. Балаев А.А. Активные методы обучения. – М., 1986
  3. Вульферт В.Я. Имитационные методы активного обучения: учебное пособие. – Новосибирск, 2011
  4. Губина С.Т. Активное социально-психологическое обучение: применение дискуссионных, игровых и тренинговых методов: учебное пособие. – Глазов: Глазовский педагогический институт, 2010
  5. Гузеев В.В., Остапенко А.А. Полный системный классификатор методов образования // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 2 (33) – с. 3
  6. Колокольникова З.У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учебное пособие. – Красноярск: Сибирский федеральный университет; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007
  7. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996
  8. Педагогика профессионального образования : учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «академия», 2008
  9. Российская энциклопедия. - http:// labor_protection.academic.ru / 57 / Активные_методы_обучения
  10. Смолкин А.М. Методы активного обучения – М., 1991
  11. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. – м., 2011
  12. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПО.

Использование активных методов обучения естествознанию в рамках образовательной деятельности СПО. Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основ...

Методическая разработка урока по психологии по теме: «Темперамент» с использованием активных методов обучения студентов в рамках ФГОС СПО

Методическая разработка  урока по учебной дисциплине «Психология»  по теме: «Темперамент» представляет собой опыт преподавателя по проведению практического занятия с использованием активных...

Использование активных методов обучения при конструировании учебного занятия

С статье приводятся примеры использования активных методов обучения при конструировании учебного занятия...

Организация работы группы при использовании активных методов обучения на практических занятиях

Суть темы исследования связана с целесообразностью использования активных методов обучения на лабороторно - практических занятияхв учебном процессе учреждений профессионального образования....

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...

Методическое пособие «Методика проведения инновационных уроков профессионального обучения с использованием активных методов обучения».

Методическое  пособие по применению активных методов обучения (АМО) в процессе инновационного обучения для педагогов образовательных организаций....