Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Как развивать силу воли"
методическая разработка на тему

Кириченко Галина Анатольевна

Методическая разработка  внеаудиторного мероприятия  по  психологии "Как развивать  силу  воли"  для  студентов 1-2 курсов  медколледжей. Данная  методическая  разработка  будет интересна  преподавателям  психологии и  классным  руководителям  1-2  курсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

D:\КМК\Для логотипа\Логотип + крест.jpg

ГБОУ СПО "Кущевский медицинский колледж"

КАК РАЗВИВАТЬ  СИЛУ ВОЛИ

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия

По дисциплине:  « Психология»    

Специальность:  «Сестринское дело»   -  060501                                                

                                курс:  II

 

Разработал преподаватель психологии

 Г.А.Кириченко

ст. Кущёвская

2013г.

МОТИВАЦИЯ

Воспитание воли - один из важных и сложных процессов самосовершенствования человека. Вывод о необходимости действовать в том или ином направлении является лишь предварительным условием самого действия. Нужно еще заставить себя осуществить принятое решение, т. е. проявить волю, причем это означает не самоподавление личности, а осознание общественного долга или своего собственного интереса, превратившегося в личное желание; оно предполагает единство долга и желаний и сознательное преодоление внешних и внутренних препятствий во имя достижения поставленной цели. Поэтому воля обычно определяется как способность и умение человека сознательно направлять свою деятельность в соответствии с выработанными целями, принципами, задачами, способность преодолевать трудности на пути к достижению поставленных целей. Воля выражается в таких качествах, как 'выдержка и самообладание, настойчивость (в отличие от упрямства, которое называют неразумной волей), решительность, смелость, принципиальность, последовательность в действиях, единство слова и дела и т. п. 

Человеческая деятельность всегда так или иначе связана с преодолением препятствий, и не только внешних, объективных, но и внутренних, субъективных. В последнем случае речь идет о таких явлениях, как лень, страх, стеснительность, укоренившиеся отрицательные привычки и т. д. Нередко человек оказывается перед выбором одного из нескольких возможных вариантов деятельности, в этом случае в его сознании происходит борьба мотивов. В данных ситуациях происходят своеобразные столкновения индивида с самим собой, в которых воля выступает как степень господства человека над своим поведением. В отличие от импульсивного поведения, неосознанного и непосредственно не контролируемого человеком, волевое поведение имеет целенаправленный, сознательный, контролируемый характер.

Только человек, властвующий над собой, своими привычками, интересами, желаниями и т. д., может сознательно и целенаправленно регулировать свою деятельность, т. е. преодолевать одни желания, интересы, потребности ради других, признаваемых более высокими и важными, иначе говоря, разумно действовать не против себя, а в своих более важных интересах. Следует подчеркнуть, что в данном случае речь идет о благородных, прогрессивных целях, ибо воля может быть не только "доброй", но и "злой", направленной против блага других людей, всего общества. Человеку, говорил А. В. Луначарский, надо "уметь властной рукой направлять свою волю, свое сознание в нужную сторону …Это очень важная задача, к решению которой можно идти самовоспитанием, известными формами очень тонкой товарищеской дисциплины, товарищеским влиянием и т. д." Луначарский А. В.

I. Цели:

1.1. Дидактические:

  • дать понятие воли, определить её задачи и функции;
  • ознакомить студентов с методами воспитания воли;
  • показать позитивные стороны сильной воли;
  • способствовать созданию благоприятной обстановки для общения между студентами;
  • повысить психологическую компетенцию студентов;

1.2.  Развивающие:

  • сформировать  желание развивать свою силу воли;
  • пробудить интерес к познанию окружающего мира посредством чувства юмора;
  • выработать навыки общения и публичного выступления;

1.3 . Воспитательные:

  • повысить общую культуру студентов.
  • пробудить интерес к познанию окружающего мира посредством чувства юмора.

1.4. Методические:

  • оказать помощь педагогам - психологам в организации и  проведении внеаудиторного мероприятия по психологическому просвещению.  

II. Методы:

2.1. Метод формирования интереса:

  • использование различных источников получения информации: журналы, тематические папки, интернет;
  • использование методического материала.

2.2. Метод упражнений:

  • вовлечение студентов в подготовку внеаудиторного мероприятия;
  • контроль за подготовкой.

2.3. Метод использования ТСО:

  • усиление предлагаемой информации.

III. Продолжительность:  60 минут.

IV. Место проведения:   актовый зал.

Карта внутрипредметных связей

Тема программы

Связь изучаемого и изученного

Общение с пациентом

Повышение силы воли у пациента

Эмоциональные и волевые процессы

Применение силы воли в деятельности

Карта межпредметных связей

Обеспечивающие:

Дисциплина

Тема

Основы латинского языка и медицинской терминологии

Терминология.

Обществоведение

Философские и психологические знания о человеке.

Духовная культура личности.

 

Обеспечиваемые:

Дисциплина

Тема

Социология

Личность и общество

Гигиена и экология человека

Компоненты здорового образа жизни человека и пути их формирования.

Основы реабилитации

Общие основы ЛФК

Философия

Жизненный мир человека

 Карта ТСО и наглядностей.

№ пп

                Вид

    Наименование

ТСО

Мультимедийный проектор «BENQ», ПК, экран

Наглядности

  1. Презентация «СИЛА ВОЛИ»

  1. Видео клипы:
  •  «Китайская   балетная пара»
  • «Дикуль - из инвалидной коляски - на арену цирка»

  1. Плакаты с высказываниями о силе  воли:
  • Свободен тот, в ком сила есть от всех желаний отказаться, чтобы в одно в себя вложить.   

                                                       М. Горький.

  • Упорство – чудеснейшая вещь: оно сможет сдвинуть такие горы, о которых вера не смеет мечтать. Действительно, упорство должно быть законным отцом всякой уверенности в себе.  

                                                                Дж. Лондон.

  • Кому не хватает решительной воли,- не хватает ума.                                                      В. Шекспир.
  • Только человек может совершать невозможное.  Могут те, которые думают, что могут. Характер есть совершенно  воспитанная воля.  

                                                               Р. Эмерсон.

  • Есть воля, как сталь, тверда, цели достигнешь всегда.                                      Русская пословица.
  • В воле для каждого человека выражается как бы высшее представление о самом себе: воля – предмет его гордости и достоинства.   

                                                        Н.В. Шелгунов.

 

Хронокарта

№ п. п.

Содержание работы

Время в минутах

Вводная часть:

  1. Вступительное слово преподавателя

3

 Основная часть:  по сценарию

50

Заключительная часть:

  1. Заключительное слово преподавателя;

7

Итого:

60

ИНТЕРНЕТ  РЕСУРСЫ

  1. http://amn.net.ua/ru/news/publikatsii/23535
  2. http://www.botexpert.com.ua/Articles/Articles_72.html

СЦЕНАРИЙ

Ведущий 1

Человек осознает необходимость действовать и принимать соответствующие решения, но не всегда переходит к их реализации. Одной мотивацией этот переход объяснить нельзя. Например, люди, располагающие равными знаниями и умениями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов с разной степенью решительности и интенсивности, приступают к реализации стоящей перед ними задачи. Или когда при столкновении с трудностями один из них прекращает действовать, а другой действует с удвоенной силой, эти проявления связывают с волей.

Ведущий 2

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, которое выражается в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Ведущий 3

Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. Волевое поведение является результатом взаимодействия многих весьма сложных физиологических процессов мозга с воздействиями внешней среды.

Ведущий 1

Волевые или произвольные действия развиваются на почве непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные, например, глотание, чихание, сужение и расширение зрачка, мигание, одергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д. Также непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при удивлении мы поднимаем брови, радуясь, начинаем улыбаться и т. п.

Ведущий 2

Существует специфическая особенность волевого поведения в переживании состояния “Я должен”, а не “Я хочу”, однако возможен и другой вариант, такой как совпадение волевого и импульсивного поведения “Я хочу исполнить свой долг”.

Ведущий 3

Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.

 Ведущий 1

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

Ведущий 2

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности.

Ведущий 3

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе.

В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.

Ведущий 1

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это — ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность.

Ведущий 2

К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те, в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность.

Возникает естественный вопрос: как стать волевым человеком?

 Ведущий 3            РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА

      Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Все эти процессы начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и учится пользоваться ею, как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Ведущий 1

Начало развития воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков.

Ведущий 2

Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности.

 Ведущий 3

Некто может спросить: «А зачем следует развивать волю?»  Шутя, можно ответить известным анекдотом о том, что воля – есть, сила – есть, а силы воли – нет...

Ведущий 1

На самом же деле, цель воспитания воли очевиднабез нее нельзя ни принять решений, ни добиться их выполнения. 

Но есть у воспитания воли и еще одна более важная и неотложная задача — это развитие воли для развития воли.

Ведущий 2

ВАЖНОЕ   П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е: 

ни в коем случае никому не рассказывайте о своем решении, даже если из самых лучших побуждений вам захочется уговорить кого-то последовать вашему примеру. Разговоры обычно ослабляют накопленную энергию, необходимую для действия.

Кроме того, если другие узнают о вашей цели, это легко может вызвать скептические и обидные замечания, а они в свою очередь посеют в вас сомнение и уныние. 

Работайте молча. Во всяком случае, вреда от этого не будет.

  Ведущий 3

МОТИВАЦИЯ И ГОТОВНОСТЬ НАЧИНАТЬ СНАЧАЛА

Безусловно, в тренировке воли самый важный исходный импульс — желание, мотивация, решимость человека воспитать волю.

Известно, например, алкоголизм и наркомания эффективно не лечатся без желания самого алкоголика или наркомана. Собственно подобного рода лечения и представляют собой процесс тренировки волевого комплекса, а исходная предрасположенность к наркомании и алкоголизму есть ослабленность воли.

Ведущий 1

Схожим образом дело обстоит и с феноменом безволия (абулия) — воля может тренироваться только тогда, когда у человека есть желание её тренировать.

Ведущий 2

У слова «желание» можно выделить два смысла, точнее две степени проявления: 
1) Желание как мечта, благое пожелание, прихоть. 
2) Желание как готовность прикладывать усилия для достижения цели.

Ведущий 3

Если вы нас слушаете, то вы, скорее всего, находитесь где-то посередине между этими двумя значениями. Более того,  значит, у вас уже есть, по меньшей мере, начальный волевой импульс.

Тогда вам очень важно понять, в тренировке воли самое главное, это не терять настроя, желания, мотивации стать волевым человеком.

Ведущий 1

Надо помнить — будут многочисленные срывы, будет настроение прекратить борьбу, лень будет брать своё. Это нормальный «рабочий» процесс, и на это не следует обращать особого внимания. Даже, если вы совершили только пару усилий-действий — это уже большой шаг вперёд. Если после этого у вас опять случится «приступ безволия» – не страшно. В этом деле самое главное — готовность еще и ещё раз начинать сначала.

Ведущий 2

Волевой потенциал человека определяется его готовностью всё начинать с начала. 
Как было сказано выше, конструкция волевого комплекса имеет две составляющие: 
1) Цель 
2) Усилия для её достижения.

Ведущий 3

Поэтому очень важна ваша мотивация — объяснение себе причин, по которым вы хотите укрепить свою волю. Важно понять цель, которую вы хотите достигнуть, укрепив свою волю. Хорошо подумайте на эту тему и возвращайтесь снова и снова к своей мотивации, конечной цели, которую вы хотите достигнуть.

Ведущий 1

Проведённые психологами  глубинные интервью, позволили выделить следующие мотивы, побуждающие укреплять волю:

Ведущий 2

Стать волевым — чтобы чувствовать себя полноценным человеком и повысить свою самооценку. 

Ведущий 3

Натренировать волю — чтобы посредством сильной воли достигнуть гораздо бoльших успехов в учёбе. 
Ведущий 1

Стать волевым — чтобы иметь репутацию волевого человека, увеличить уважение окружающих и повысить свой статус в группах окружающих тебя людей. 
Ведущий 2

 Почувствовать себя волевым — чтобы избавится от неприятного самоощущения безвольного, ни на что не способного человека. 
Ведущий 3

Стать волевым — для повышения своей привлекательности в глазах противоположного пола, чтобы иметь больший успех. 
Ведущий 1

Иметь волю — чтобы избавиться от вредных привычек типа курения, алкоголизма или избавиться от лишнего веса. 
Ведущий 2

Воспитать волю — чтобы стать более организованным человеком, перестать быть растяпой и посмешищем для окружающих. 
Ведущий 3

Воля – инструмент конкуренции, — хочется быть более конкурентоспособным в это сложное время. 
Ведущий 1

 За счёт тренированной воли почти всегда иметь хорошее настроение. 
Ведущий 2

За счёт тренированной воли организованно, доброжелательно и эффективно общаться с людьми, чувствуя свои преимущества.

Ведущий 3

Наверняка 2-3 мотива выбрали и Вы, запомните их и примите к действию.

Ведущий 1

А сейчас мы вам расскажем о людях, которые стали известными благодаря своей силе воли.

Ведущий 2

История легендарного Валентина Дикуля

Валентин Дикуль при жизни стал легендой. Этот рассказ о нем – не только дань уважения замечательному современнику, но и лучик надежды тем, с кем так же жестоко обошелся рок. Дикуль – доктор биологических наук, академик Международной академии информатизации, народный артист России, неофициальный чемпион мира по пауэрлифтингу (силовому троеборью) в абсолютной весовой категории, автор уникальной, единственной в мире методики лечения и реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями детского церебрального паралича.

Ведущий 3

Судьба сама распорядилась за Валентинаса Дыкуляса, каким ему быть. Недоношенный, чуть больше одного килограмма весом, он буквально был вынужден цепляться за жизнь с первых секунд своего появления на свет. Родители мало ему в этом помогали. Отца убили бандиты в лихие послевоенные годы, и о нем крохотный Валентинас знал лишь из рассказов матери. Мама умерла, когда он, вечно больной, еще ходил в детсад. О том, чтобы остаться жить в огромной семье бабушки, не могло быть и речи. И без него прокормить всех было трудно, не говоря о том, чтобы одеть или купить лекарства.

Ведущий 1

В семилетнем возрасте он стал воспитанником вильнюсского детского дома. Борьба за выживание стала нормой (даже болеть было некогда). Удрав однажды на выступление заезжего цирка шапито, он влюбился в него с первого взгляда и навсегда. Он убегал из детдома в цирк. Дневал и ночевал там, готов был исполнять любую работу, помогать кому угодно, только бы не прогоняли.

Ведущий 2

Когда его приняли в Каунасский цирковой кружок, он уже был "стариком"– почти 14 лет. Сказать, что был счастлив, значит, не сказать ничего. Его первый профессиональный номер на арене назывался "воздушный гимнаст". А когда в знак благодарности за выступление он услышал первые зрительские аплодисменты, чуть не потерял сознание. Валька понял, что ради этого стоит жить и... поднял свой номер почти на максимальную высоту – 13 метров...

Ведущий 3

На ней-то все и произошло. Случилось то, что случается раз в 100 лет: лопнул штамберт – стальная перекладина, на которой крепятся вся арматура и страховка. Тринадцать метров свободного падения! Он даже не успел сгруппироваться. Зрители, наблюдавшие представление в Каунасском дворце спорта, зашлись в едином выдохе "А-ах!" и смолкли враз, когда тело гимнаста глухо ударилось о пол. Дикуль ничего этого не слышал.

Компрессионный перелом позвоночника в поясничном отделе и сильнейшая черепно-мозговая травма – таким был первый настоящий плод его безрассудной любви к цирку.

Ведущий 1

Неделю в реанимации, балансируя между жизнью и смертью, Валька не мог в полной мере осознать, что с ним произошло. Зато когда увидел, как сестра, словно бревна, передвигает его ноги, и понял, что они живут отдельно от туловища,– заплакал. А когда на обходе врач сказал, что так теперь будет всегда, Валентин испытал глубочайший шок.

Ведущий 2

Первое, что сделал Дикуль, окончательно придя в себя,– попросил ребят принести ему из цирка гантели и резиновый эспандер.

Недели через две на очередном обходе врач его отругал. Валентин не бросил своих занятий и одновременно принялся изучать по книгам и учебникам строение человеческого тела, анатомию мышц, биомеханику, проштудировав весь курс медицинского вуза, касающийся всех видов перелома позвоночника...

Ведущий 3

Выписали его через 8 месяцев инвалидом I группы. До бабушкиного дома он добрался "своим ходом" на инвалидной коляске. Первое время не мог заставить себя выйти на улицу. Ему казалось, что все сразу бросятся жалеть его. Однако сидеть на бабушкиной шее было еще невыносимее, и он поехал через весь город во Дворец культуры профсоюзов на прием к директору.

Валентина приняли на работу руководителем... циркового кружка. Это было равносильно чуду, во всяком случае по эмоциям не уступало тому моменту, когда, очнувшись после падения, он понял, что жив.

Ведущий 1

Жизнь более или менее налаживалась. Днем он занимался с ребятами, вечером либо "лопатил" медицинскую и цирковую литературу, либо, оставаясь в спортзале после всех, продолжал свои изнурительные тренировки. Но теперь уже со знанием дела, четко представляя, чего хочет добиться конкретным упражнением от определенной группы мышц. Нередко случалось так, что, таская до одури свои безжизненные ноги на костылях по гимнастическим матам (на пол Валентин боялся выходить, потому что, упав, разбился бы наверняка), он падал, когда иссякал суточный ресурс сил, и так засыпал. Утром, находя его в неестественной позе и не сомневаясь, что он мертв, уборщицы вызывали "скорую" и милицию. Так было несколько раз, пока они не разобрались, что к чему.

Ведущий 2

Дикуль встал на костыли не в одночасье. Сначала до звериного рефлекса он отработал координацию движений при ходьбе шагом, в железо превратил мышцы плечевого пояса, отжимаясь до синих кругов в глазах на брусьях с грузом, привязанным к ногам. Сегодня Валентин Иванович точно знает, сколько движений и какие были проделаны впустую, но также и знает, что без этих "холостых" упражнений не было бы его уникальной методики. День, когда он почувствовал, что у него снова есть ноги, Дикуль называет началом своей новой жизни. Он упорно шел к этому. Целых пять лет один месяц и семь дней! Шел, несмотря на то, что был приговорен медицинскими светилами к вечной недвижимости.

Ведущий 3

Еще семь месяцев Валентин проходил, опираясь на палочку.

Будь Дикуль хоть супергимнастом, никакая самая прогрессивная комиссия не допустила бы его работать под куполом. И он решил переквалифицироваться в силовые жонглеры. За пять лет "безногой" жизни Валентин привык все делать руками и знал, что они не подведут. Начались гастроли по стране, и никогда в своих номерах Дикуль не стоял на месте. Все время что-то совершенствовал в трюках, бесконечно работал над своим многопудовым реквизитом.

Ведущий 1

Получив добро от Минздрава России на использование своей методики для лечения больных и помещение в одной из городских больниц, Валентин Иванович стал вести прием там. Именно тогда у него родилась мысль создать свой реабилитационный центр.

Ведущий 2

Никакую отдельную плату с больных Дикуль как не брал, так и не берет. Он получает строго фиксированную зарплату в тех учреждениях, где трудится.

Сегодня только в одной Москве Дикуль имеет 4 реабилитационно-восстановительных центра и работает в каждом как научный руководитель.

Ведущий 3

По его методике практикуют уже свыше тысячи врачей в России и за границей. Его центры функционируют в США, Японии и в Италии.

Каждые 45 дней он обязательно выезжает за рубеж: для консультаций больных, обучения медперсонала, контроля за хозяйственной деятельностью.

Ведущий 1

Когда Валентин Иванович стал народным депутатом СССР, он продолжал выступления в цирке, который был своего рода отдушиной, где Дикуль черпал душевные и физические силы.

  • Видео «Дикуль – из инвалидной коляски – на арену цирка»

Ведущий 2

30 декабря 1999 года в присутствии прессы, нескольких десятков зрителей и официальных представителей двух книг рекордов Гиннесса и рекордов планеты Дикуль выполнил три упражнения из программы классического силового троеборья. Приседание со штангой на плечах, жим штанги лежа и становая тяга (поднятие штанги от пола до "ровной" спины). Результат ошеломил всех: первый вид – 450 килограммов, второй – 260 и третий – 460. В сумме троеборья выше официального мирового рекорда на 70 килограммов! И это в возрасте (сам Дикуль кокетливо скрывает свои года), который давно уже по спортивным меркам перешел в ветеранскую категорию.

 Ведущий 3

В 1985 году правительством нашей страны была учреждена медаль "Преодолей судьбу". Медаль под номером 1 была вручена легендарному Алексею Маресьеву, а вторая – Валентину Дикуль.

Ведущий 1

История китайского балета “Рука в руке” удивительна. Она вызвала множество откликов и комментариев в интернете. Все они сводятся примерно к одному: упорство и сила воли, помогшие балетной паре инвалидов преодолеть трудности, заставляют задуматься о многом.

Ма Ли всегда отличалась целеустремленностью и трудолюбием. В то время как ее сверстники предавались детским забавам, она корпела над учебниками. Но больше всего она любила танцы и им отдавалась со всей душой. Родители поддерживали дочь, ограждали ее от тяжелых обязанностей, чтобы ничто не могло помешать занятиям танцами. Уже в одиннадцать Ма Ли могла профессионально исполнить народный танец.          В восемнадцать девушка поступила в дом искусств в Циндао. Жизнь Ма Ли складывалась счастливо, в любимом деле она была усердна и преуспевала.

Ведущий 2

Но все изменилось в одночасье. В 1996 году произошла страшная автокатастрофа. В ней девятнадцатилетняя Ма Ли потеряла руку. В больнице, очнувшись от наркоза, девушка первым делом подумала не о боли, а о том, как же теперь она будет танцевать. От отчаянья даже пыталась свести счеты с жизнью.

Ведущий 3

Но однажды ей довелось побывать на вечере искусств, где выступали инвалиды. И Ма Ли поняла, что может и хочет танцевать дальше.

Тао Сяовей никогда не занимался танцами. В четыре года он решил забраться на трактор, но не удержался и упал. Трактор переехал ему ногу. Через пару дней врач понял, что ногу придется ампутировать.

Тао довольно быстро свыкся с отсутствием ноги, ведь он потерял ее так рано — в отличие от Ма Ли. Юноша даже смог стать известным спортсменом-велосипедистом.

Ведущий 1

И вот однажды они встретились. Ма Ли сразу обратила внимание на Тао, находящегося в отличной физической форме. Она подошла к нему и спросила, любит ли он танцевать. Юноша ответил, что не умеет. Тогда она снова спросила, любит ли он танцевать, и он ответил “да”, хотя и не понимал, как он может этим заниматься, не имея ноги. Но побывав на выступлении Ма Ли, Тао вдохновился ее примером. Так сложился их дуэт.

Ведущий 2

В 2005 году молодая китайская пара начала репетировать. На сцену она вышла лишь в 2007 году. Для создания номера, длящегося около пяти минут, понадобились два года упорных тренировок с восьми утра до одиннадцати вечера.

•        Видео  Китайская балетная пара

Ведущий 3

Но то, что получилось, действительно красиво. Отсутствие руки и ноги не мешает танцу быть удивительно пластичным. А костыль не кажется чем-то лишним, он органично вплетается в канву номера. Ли и Тао завоевали второе место в национальных соревнованиях по танцу, в которых участвовали семь тысяч претендентов, к тому же получили приз зрительских симпатий. Когда они уходили со сцены, зал аплодировал стоя.

Ведущий 1     ТРЕНИРОВКА ВОЛИ

Воля, фигурально выражаясь, это своего рода «морально-психологическая мышца», умение напрягать которую и есть обладание волей. Отсюда понятно, воля может тренироваться точно так же, как и «физическая» мышца, и также может быть развита до своего совершенства.

Ведущий 2

Тренировка воли есть процесс формулирования для себя «тренировочных» целей и прикладывание «тренировочных» усилий для их достижения. 
Таким образом,
тренировка воли есть процесс выполнения комплекса упражнений «Цельсa  Усилие».

При этом, понятно, как и при выполнении физических упражнений, надо идти от простого к сложному. От поднятия легких, «подъёмных» предметов, к поднятию всё более и более тяжёлых.

Ведущий 3

Из предложенного ниже списка сами составьте себе свой список упражнений воли на ближайший месяц и старайтесь как можно добросовестнее выполнять их. Выбирать следует наиболее легкие, выполнимые для вас упражнения.

Ведущий 1

Важно помнить, что невыполнение вашего списка упражнений ещё ничего не значит, более того, это нормально. Пусть вы сделали только очень малую часть из намеченного — если вы сделали совсем немного – это уже очень хорошо. Самое важное, чтобы в вас сохранялось желание, решимость воспитать волю. Надо всегда помнить - это очень длительный и сложный процесс, напоминающий в чём-то легенду о Сизифе.

Ведущий 2

Миф гласит — боги наказали Сизифа (по разным версиям за разглашение тайны богов, за арест богом и т.д.) — заставили его закатывать на вершину горы большой, тяжёлый, круглый камень. Как только Сизиф с огромным трудом его подкатывал к вершине, камень выскальзывал и катился к основанию горы. Сизиф спускался вниз и начинал закатывать камень снова. И так бесчисленное количество раз и многие дни подряд.

Ведущий 3

У вас, в отличие от Сизифа, есть большое преимущество – у вас есть возможность вкатить камень на вершину горы. Правда, на этом нельзя будет останавливаться. Для того, чтобы держать себя в физической форме надо регулярно делать зарядку, тренировки. Для того, чтобы иметь хорошую волевую форму – следует её также тренировать, поддерживать в высоком тонусе.

Ведущий 2

Позже мы расскажем об упражнениях на развитие силы воли. 
Ни в коем случае нельзя «включать» весь список сразу. Планируйте систему упражнений самостоятельно – выбирайте постепенно, что вам  больше нравится, что кажется наиболее исполнимым. То есть двигаться надо от простого к сложному, от лёгкого к более сложному.

Ведущий 3

Самое общее пожелание — если приняли решение выполнять определенное упражнение, процедуру — не откладывайте на завтра. Это путь к поражению.  Но, в начале, вы можете назначить себе выполнять упражнение не каждый день, а в определённые дни.
Ведущий 1

Настойчиво боритесь с собой, со своей ленью — каждое утро, весь день и каждый вечер. Надо объявить тотальную войну своей лени и безволию. Напомню, главное в этой борьбе даже не упражнения — а непрерывное желание стать сильнее.

Ведущий 2

Запомните, — сначала вы работаете  на укрепление своей воли, потом сильная воля работает на Вас. Быть волевым человеком легко и приятно.

Ведущий 3

Вы должны быть готовы к долгой борьбе. Если вы будете очень хотеть – первые серьёзные результаты появятся примерно через год.

Ведущий 1

УПРАЖНЕНИЯ

1) Найди свою волю
Начальное упражнение для совсем безвольных людей. Цель его — «нащупать волевую мышцу» — понять, что такое волевое усилие и как легко, при желании, проявить волю. 
Придумай себе любое лёгкое задание. Например, утром перенести какой-либо предмет (ручку, чашку, книгу и т.д.) с одного места на другое определенное место (из одной комнаты в другую). Вечером, в строго определённое время, вы относите этот предмет обратно. 
Это упражнение надо выполнять 30-60 дней – срок назначаете вы сами. 
Чем слабее воля, тем больший срок вы должны себе назначить и не бросать выполнение упражнения через три дня, считая «задание выполненным».

Ведущий 2

2) Пойми, что такое воля  
Здесь нужно выбрать любую удобную или доступную игру. Например, дартс — кидание дротиков в мишень, ракетка с мячом, определённая компьютерная игра т.д. Необходимо, например дважды в день, желательно в одно и тоже время, играть в выбранную игру строго определённое, небольшое время. Например, кинуть в мишень три дротика три раза, или подбросить мяч на ракетке десять раз, на компьютерной игре играть только три минуты, вне зависимости от результата. 
Важно — кидать дротики только  три раза и ни одним разом больше, подбросить мяч 10 раз и ни разом больше, играть на компьютере 3 минуты и не секундой больше! Вы должны себя заставлять, как играть, так и сдерживать желание поиграть больше! 
Это упражнение также надо выполнять 30-60 дней – срок назначаете вы сами. 
Чем слабее воля, тем больший срок вы должны себе назначить и не бросать выполнение упражнения через три дня, считая «задание выполненным».

Ведущий 3

3) Твоя воля контролирует твой режим сна и бодрствования 
а) Старайтесь ложиться во время — по расписанию. 
б) Старайтесь спать не менее 8 часов, но не более 9. 
Процедуры, на первый взгляд, простые, но очень эффективные. Они очень дисциплинируют и формируют волю. 
К тому же это очень полезно для здоровья — для вашего физического и психического тонуса. 
У вас улучшится настроение, повысится психическая стабильность — уже через 20-30 дней вы почувствуете определённый позитивный эффект. 
Эти «упражнения» надо выполнять год и более  – пока не войдёт в привычку, пока вы не почувствуете себе уверенным, волевым человеком. Только тогда — иногда себе можно делать небольшие послабления.

Ведущий 1

4) Твоя воля контролирует твой режим учебы и отдыха. 
Делайте перерывы в работе, занятиях, сидении за компьютером технологические перерывы каждые 45-50 минут на 5-12 минут. 
В это время вы можете просто опустить руки, закрыть глаза, расслабиться. 
Можно просто походить по комнате, коридору, а ещё лучше сделать какие-либо простые физические упражнения — помахать руками, ногами, присесть, покрутить головой, вращать тазом, наклоняться и т.д. 
Хорошо выйти на улицу на 5-10 минут подышать воздухом, отвлечься – посмотреть по сторонам — на здания, деревья, небо, людей. 
Если вы работаете – это повысит вашу дневную производительность труда и понизит утомляемость. 
Кроме того, эти незамысловатые процедуры, уже через тройку-пару недель, несколько улучшат ваш психофизический тонус, улучшат настроение и повысят психическую устойчивость.
Эти упражнения также надо выполнять год и более  – пока не войдёт в привычку, пока вы не почувствуете себе уверенным, волевым человеком. Только тогда — иногда себе можно делать небольшие послабления.

Ведущий 2

5) Твоя воля контролирует общение.
Когда общаетесь с кем-либо, старайтесь контролировать свои эмоции и слова. Продумывайте тактику общения. 
Старайтесь представить, как вы выглядите со стороны. 
Обращайте внимание, какие у вас эмоции во время общения. 
Думайте, с какими словами и чувствами лучше обращаться к каждому из окружающих. 
Старайтесь контролировать тембр голоса и интонации. 
Следите за своей мимикой — она должна быть строгой, доброжелательной, приветливой, задумчивой — в зависимости от ситуации. 
Эти упражнения надо выполнять год-два — потом это войдёт в привычку. Но периодически (раз в полгода) надо проводить ревизию, проверку своего поведения в указанной части.

Ведущий 3

6) Твоя воля контролирует приём пищи. 
Контролируйте себя во время еды 
а) Ешьте как можно медленнее. 
б) Не наедайтесь досыта — прекращайте еду после утоления чувства «первого голода».
в) Не ешьте механически — когда работаете, занимаетесь с компьютером,  смотрите телевизор и т.д. — вы портите себе настроения, пищеварение и фигуру. 
г) Во время еды старайтесь чувствовать вкус еды — так, чтобы можно было вспомнить после еды. Это будет немного повышать ваше настроение и вкус к жизни. 
Эти упражнения надо выполнять всю жизнь, делая себе редкие исключения. Такое поведение должно войти в привычку, стать вашей природой.

Ведущий 1

7) Твоя воля контролирует твою жилую и рабочую среду.  
Держите рабочее место, письменный стол, комнату, квартиру и т.д. в порядке - всё время! Очищайте, упорядочивайте, раскладывайте вовремя! 
Это упражнение надо выполнять годы, до той поры, пока это не войдёт в привычку.

Ведущий 2

8) Твоя воля планирует и контролирует твою деятельность  
Планируйте свою ежедневную деятельность – составляйте письменный (на бумаге или в электронном виде) график своего дня, включая покупки в магазине. Составляйте подробный график своего дня – начиная с времени пробуждения и кончая временем отхода ко сну. 
Воля здесь тренируется даже не столько выполнением графика, сколько самим фактом его составления. В конце дня составляйте список дел на завтра.

Ведущий 3

9) Твоя воля пресекает провокации твоей лени.  
Возможно, есть некоторые действия по дому, которые вы ленитесь выполнять — заправлять (убирать) постель, сходить в магазин за продуктами, мыть посуду, выносить мусор, мыть полы, пылесосить и т.п., и т.д.

В тот момент, когда вы вдруг поймали себя на том, что вам не хочется, лень, что-либо делать, вы должны сделать усилие и «нарочно» выполнить это действие.

И так ловить себя на этом всё время (годы) и заставлять делать и делать, пока эта проблема не исчезнет, и вы легко будете заставлять себя делать всё, что угодно.

Ведущий 1

10) Твоя воля укрепляет твой организм.

И наконец, самый сложный, но и самый эффективный способ тренировки воли – ежедневная физическая зарядка или бег. 
Понятно, что это также укрепляет здоровье, сердечнососудистую систему, повышает эмоциональный тонус, повышает уверенность в себе. 
Физические упражнения, бег надо заставлять себя делать довольно долго (до трёх лет), пока у вас не будет возникать ощущения так называемого «двигательного голода» — т.е. внутренней, психофизиологической потребности в физической нагрузке. Потом это станет вашей привычкой, которая всё больше и больше будет помогать вам, позволяя достигнуть хорошей формы на долгие годы.

Преподаватель

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Поскольку деятельность человека совершается в более или менее длинной цепи действий, существенно, насколько все волевые акты личности объединены общей линией, насколько твердо сохраняются и последовательно проводятся одни и те же принципиальные установки в следующих друг за другом поступках. Бывают люди, которые могут с известной настойчивостью добиваться достижения какой-нибудь цели, но сами цели у них изменяются от случая к случаю, не объединяясь никакой общей линией, не подчиняясь никакой более общей цели. Это беспринципные люди без четких установок.

Последовательность и принципиальность как свойства личности, характера, в силу которых через все поступки человека на протяжении больших периодов или даже всей его сознательной жизни проходит как бы единая линия, составляет выходящую за пределы собственно волевых качеств существенную черту характера личности. При наличии такой принципиальности все время от времени пробуждающиеся желания, любая частная цель, которая может встать перед человеком на каком-нибудь отдельном этапе его жизненного пути, подчиняются большой единой цели – конечной цели всей его жизни и деятельности.

       Таким образом, волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всем великом и героическом, что делал человек, в величайших его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО

Данные методические рекомендации помогут преподавателям  педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и  к...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ 04 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)

Учебно-методический комплекс ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования

Методические указанияпо выполнению практических работ поМДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования ТЕМА 3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТ...