Внеклассное мероприятие. История возникновения славянской письменности.
план-конспект занятия на тему

Садовникова Юлия Анатольевна

Данное мероприятие  разработано  к 1150- летию  возникновения славянской письменности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      ОТКРЫТЫЙ УРОК КО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ.

Тема  урока: История возникновения славянской  письменности.

         

         Преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ МО "ППЭТ имени А.В.Никулина"  Садовникова  Юлия Анатольевна.

        1. Цель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности,

                                     определить значение  письменной речи для человека.

 2. Задачи:

- обучающие:           обобщить сведения, полученные на  занятиях русского языка, литературы, истории, формировать умения комментировать, анализировать исторические изменения, происходившие в письменности с течением времени;

-развивающие:   формировать духовно-нравственную сферу личности ученика  через внимательное и вдумчивое изучение материалов по истории письменности;

-воспитательные:     пробудить интерес к познанию культуры своего народа, культуры других народов мира.

3. Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, групповые.

4. Необходимое  оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация "Откуда пошла славянская письменность",  рабочие тетради.

                                               

                                                                  Структура и ход  занятия.

№ п/п

  ЭТАП УРОКА

     ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧЕНИКА

  ФОРМИРОВАНИЕ

 УНИВЕРСАЛЬНЫХ

      УЧЕБНЫХ

      ДЕЙСТВИЙ

1.

Организационный момент.

 Приветствие, определение отсутствующих,  готовности к уроку, готовность  оборудования к уроку.

2.

Этап формирования установки на восприятие учебного материала.

Вступительное слово  преподавателя.( слайд №1)

Наше занятие  мы посвятим изучению истории возникновения письменности, наше занятие сегодня - это переплетение и взаимосвязь таких учебных предметов как русский язык, литература и история. 24 мая  наша страна отмечает  День славянской письменности, а в этом году исполняется 1150 лет со дня создания первой славянской азбуки.  Если оглянуться назад в минувшие века, то наряду с бесчисленными событиями, большими и малыми, происходившими в разных странах у разных народов в бесконечном многообразии движения истории, мы без труда обнаружим общее для всех времён и народов стремление закрепить память для будущих поколений. Из этого стремления и выросла в конечном итоге письменность – средство передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению.

Рассмотрение с учащимися эпиграфа к уроку            ( слайд №2), обсуждение основной мысли  данного отрывка.

Формирование совместно с учащимися цели урока: познакомить с истоками возникновения письменности и со значением письма для человека.

Вопросы  учащимся:

1. Какие формы речи существуют в русском языке?( устная и письменная)

2. Назовите языки, в которых отсутствует одна из форм речи?( латынь, древнегреческий)

3. Какие  произведения в литературе относят к устному народному творчеству?( сказки, былины, пословицы, поговорки, частушки)

(слайд №3)

Учащиеся записывают тему урока.

Чтение эпиграфа урока ( слайд №2), записывают эпиграф в тетрадь.

Выполнение задания:

Какие ассоциации вызывает у вас слово письмо?

Учащиеся записывают ответы в тетрадь и отвечают устно.

( слово, речь, язык и т.д.)

Познавательные УУД: совместное формулирование цели урока, поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания.

Личностные УУД: формирование целостного социально ориентированного взгляда на  мир в единстве и разнообразии народов и культур, формирование любви к Родине, знание истории своей страны.

Коммуникативные УУД: развитие навыков совместной деятельности со сверстниками и преподавателем, умение подтверждать свою точку зрения.

Регулятивные УУД: умение выбирать действия и способы решения учебной задачи.

3.

Этап изучения нового материала.

Рассказ преподавателя о празднике славянской письменности и его истоках.

24 мая в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия  во всём славянском мире празднуется День славянской письменности и культуры. Начиная с 1991 года, в России этот день

 является государственным  праздником и широко отмечается по всей стране. ( слайд №4)

Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражён весь мир, вся наша жизнь.       
Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием.

Но  искусство письма  развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.( слайд №5)

Греки создавали свой алфавит на основе финикийского письма,  но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для

гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки,  а в IX веке было создано славянское письмо путём использования букв

 греческого алфавита. ( слайд №6).

В IX веке в Византии, в городе Солунь (в настоящее время город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий.  Братьев, знавших славянский язык, греческий царь Михаил

послал к славянам в ответ на просьбу князя Ростислава, который просил прислать учителей, дабы рассказать о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их.         ( слайд №7)

Константин (после принятия монашества — Кирилл) и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку,  которая сперва именовалась глаголицей( от слова   "глаголить", что значит  " говорить") , а  впоследствии  переработали её, и второй вариант азбуки стал  называться кириллицей в честь одного из братьев.

 Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу.  Мефодий  был  верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему  с детства славянского языка основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Следует добавить, что буквам  азбуки  соответствовали и цифры по порядку.(слайд №8)

Вот как это событие описано в главном свидетельстве истории Руси — «Повести временных лет»: однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу  послов с такими словами:
«
Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского;  одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв,

ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать  о книжных словах и о смысле их». (слайд №9)

Тогда вызвал к себе царь Михаил двух учёных братьев —Константина и Мефодия и «уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и  Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали  они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие».
Совершилось это в 863 году.

 Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность.( слайд №10)

Однако нашлись такие люди, которые стали хулить славянские  книги и говорили, что «ни одному народу  не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, как в надписи  Пилата, который на кресте Господнем написал только на этих языках».

Чтобы защитить славянские письмена, братья Константин и Мефодий отправились в Рим.

 Римский епископ осудил тех, кто ропщет на славянские книги,

сказав так:

 «Да исполнится слово Писания: „Пусть восхвалят Бога все народы!“  То есть, пусть каждый народ молится Богу на своем родном языке».

Так он утвердил богослужение на славянском языке. ( слайд № 11-12)

При чтении по-старославянски слова произносятся так, как  они написаны.

В старославянском языке не встречается такого расхождения  между звучанием слов и их произношением,  как, например, в английском или французском. Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение

 в качестве общего языка для многих славянских народов.  Им пользовались южные славяне

(болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки),  восточные славяне (украинцы, белорусы, русские). ( слайд № 13-16)

Учащиеся  делают опорный  конспект.

Учащиеся обмениваются своими опорными конспектами,   определяют основную мысль  полученной информации.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания.

Личностные УУД: формирование целостного социально ориентированного взгляда на  мир в единстве и разнообразии народов и культур, формирование любви к Родине, знание истории своей страны, формирование гражданской позиции личности.

Коммуникативные УУД: развитие навыков аргументации, навыков совместной деятельности со сверстниками и преподавателем, умение подтверждать свою точку зрения.

Регулятивные УУД: умение выбирать действия и способы решения учебной задачи, умение составлять последовательность учебных действий.

4.

Этап организации самостоятельной деятельности учащихся.

Преподаватель предлагает учащимся объединиться в группы, вспомнить и записать пословицы, где встречаются опорные слова урока: слово, письмо, речь, язык, азбука.

(слайд № 17)

Определение функций письменной речи совместно с учащимися.

Ответы учащихся:

Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.

Слово — серебро, молчание — золото

Не всегда говори, что знаешь,

Но всегда знай, что говоришь.

Держи язык за зубами.

Язык до Киева доведёт. и т.д.

Функции письменной речи:

1. Письмо несет информацию.

2. Письмо- средство общения.

3. Письмо- историческая связь поколений.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания.

Личностные УУД:  формирование любви к Родине, знание истории своей страны, формирование гражданской позиции личности.

Коммуникативные УУД: развитие навыков аргументации, навыков совместной деятельности со сверстниками и преподавателем.

Регулятивные УУД: умение выбирать  способы решения учебной задачи, умение составлять последовательность учебных действий.

5.

Рефлексия.

 Построение фразы- лесенки  преподавателем и учащимися:

Сегодня на уроке я узнал..., а я узнала..., мне было интересно послушать о..., я получил сведения о...,  теперь я знаю, что..., я могу рассказать своим друзьям о..., меня поразило, что...  и т.д.

Заключительное слово преподавателя:

Кирилла и Мефодия называют святыми равноапостольными, то есть церковь приравняла братьев к 12  апостолам, ученикам Иисуса Христа, которые  несли миру новое учение о добре и любви. Кирилл и Мефодий внесли свой   вклад в развитие славянской нации.

Викторина. ( слайд №18, 19)

Ответы учащихся.

Личностные УУД:  формирование любви к Родине, знание истории своей страны, формирование гражданской позиции личности.

Коммуникативные УУД: навыков совместной деятельности со сверстниками и преподавателем.

Регулятивные УУД: умение выбирать  способы решения учебной задачи, умение составлять последовательность учебных действий.

6.

Домашнее задание.

Написать эссе на тему: Что было бы с людьми без  письменности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

24 Мая - является Днем славянской письменности и культуры.

По Церковному календарю 24 мая - день Кирилла и Мефодия, создателей глаголицы. Это первоначальный вид болгарский письмености, который является и славянской письменостью. Глаголица подвергалась с...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры

Методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню славянской письменности и культуры. Этот праздник отмечается ежегодно в славянских странах 24мая....

Внеклассное мероприятие "Славянские куклы обереги"

Цель данного мероприятия познакомить обучающихся и пробудить интерес молодежи к русской культуре и традиционной народной кукле. В ходе открытого урока обучающиеся знакомятся с историей народной тряпи...

Внеклассное мероприятие "История костюма в разные исторические эпохи".

Данное мероприятие показало обучающимся то , что архитектура, прикладное икусство и дизайн неотделимо связаны с историей костюма. Кроме этого, для каждой исторической эпохи характерен свой идеал ...

История возникновения денег в жизни человека. Сценарий мероприятия.

Цель данного мероприятия состоит в раскрытии понятия «деньги», их сущности и роли в повседневной жизни....

Внеклассное мероприятие "Георгиевская лента: история возникновения и значение"

Цель — создание условий для формирования чувства патриотизма; ознакомление с историей создания символа праздника — Дня Победы....