Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры
методическая разработка на тему

Демина Людмила Васильевна

Методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню славянской письменности и культуры. Этот праздник отмечается ежегодно в славянских странах 24мая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_24_maya_slav.pism_.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУСПО МО «Чеховский механико-технологический техникум молочной промышленности»

Утверждаю:

Заместитель директора по УР

_________/Попова Ю.А./

«____»_________2015г.

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню славянской письменности и культуры

Разработал(а): Демина Л.В. – преподаватель русского языка и литературы

Одобрено ПЦК общеобразовательных дисциплин

Протокол №____от «____»__________2015г.

Председатель ПЦК_________/Куликова Т.Ю./

Рассмотрено на заседании методического совета

Протокол №_____от «____»______2015г.

Методист__________/Демина Л.В./

Аннотация.

         Методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия в ГОУСПО МО «Чеховский механико-технологический техникум молочной промышленности» и посвящена Дню славянской письменности и культуры, который отмечается ежегодно в славянских странах 24мая.

        Данное внеклассное мероприятие прививает обучающимся любовь к родному языку, повышает их языковую культуру, расширяет кругозор студентов.

         Методическая разработка подготовлена с использованием ИКТ.

2

Цель: формирование у студентов знаний о возникновении славянской письменности; развитие интереса к прошлому славян, приобщение к национальной культуре; воспитание любви и бережного отношения к русскому слову и русской речи.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, рисунки обучающихся «Славянские буквы»

Ход внеклассного мероприятия.

(Слайд 1.)

1 ведущий.

Ежегодно,24 мая, в нашей стране отмечается День славянской письменности и культуры. С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о его возникновении. А ведь появлению письма мы обязаны святым апостолам Кириллу и Мефодию. (Слайд 2. Кирилл и Мефодий)

2 ведущий.

История поставила их имена в ряд с величайшими сынами человечества, ведь именно они принесли на землю славян свет письменности и знаний. Эти святые издавна считались на Руси покровителями «книжных людей» и учащихся.

1 ведущий.

И в XIX, и в начале XXвека в нашей стране отмечался этот праздник, им заканчивался учебный год. А потом на многие десятилетия о нем забыли. И лишь с 1987г. в нашей стране вновь стал отмечаться праздник День славянской письменности и культуры, а с 1991 он получил государственный статус.

2 ведущий.

Итак, давным-давно, более тысячи лет назад, братья Кирилл и Мефодий принесли на землю славян свет письменности и знаний. Сегодня мы расскажем вам,  как это было.

(Выходят девушка и парень в национальных костюмах, звучит музыка – русские гусли)

1чтец.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых лет.

Вспоминай их добрым словом!

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

3

2 чтец.

(Слайд 3. Монах в келье)

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах,

О земле о древнерусской

Быль записывал монах…

(Выходит монах со свечой в руках, садится за стол, берет перо)

Монах-летописец:

Еще одно, последнее сказанье,

И летопись окончена моя.

Исполнен труд, завещанный

От Бога мне, грешному.

Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству научил.

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд, усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду,

И пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет.

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу.

Еще одно, последнее сказанье…

1 чтец. (Слайд 4-6. Славяне)

Гой вы славные наши жители.! Расскажу вам не сказку, а быль о Святой Руси, о далеких временах, вам неведомых.

Жили-были тогда  добры молодцы, красны девицы-раскрасавицы.  А у них были добрые матушки, мудрые батюшки. Умели они  пахать да косить. дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книг читать и письма писать.

2 чтец.

Но это не значит, что славяне были темными и неграмотными в то время, когда другие народы уже читали и писали книги. Они тоже писали, только по-своему. Один из видов письма – предметный. Славяне делали зарубки на деревянных  «памятных» дощечках или, как говорили, «на носу». «Зарубить себе на носу» означало  запомнить. Также у славян было принято «узелковое». Узелки завязывались по-особому, чтобы вспомнить о чем-то. «Узелковое письмо» считалось священным, ему обучались языческие жрецы, называемые волхвами или кудесниками. Правда, «веревочные» книжки

4

оказались недолговечными – клубки могли разматываться, веревки рваться, а

слова -узелки легко забывались.

1 чтец.

(Слайды 7-11. Славянские божества)

До X века у славян  не было единого бога, и они верили в разных богов. Такая вера получила название языческой. Древние наши предки называли своими богами воду, землю, солнце, ветер. Хорс – бог солнца, Сварог – бог огня, Даждьбог – бог дождя , Макошь – богиня земли и жизни, Перун – сначала покровитель грома и молнии, покровитель воинов, а затем и главный бог. Каменных и деревянных истуканов, которых сами же сотворили, они пытались задобрить – приносили им жертвы.

Монах-летописец. (Слайд 12. Князь Владимир)

И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса , Даждьбога и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. (Слайд 13. Идолы)

2 чтец.

Кроме названных богов, на Руси почитали и многих других. Практически каждое племя поклонялось своим богам или возвышало одних над другими, и такое разноверие продолжалось вплоть до вступления во власть князя Владимира. В 980г. он возвысил над другими языческими богами  Перуна, Даждьбога, Стрибога, Мокошь, Хорса.

1 чтец.

Но Русь не приняла этой реформы, несмотря на то, что в столице ежегодно проводили пышные праздники в честь этих богов. Люди продолжали молиться разным.

Руси нужна была единая религия, и князь Владимир остановил свой выбор на византийском православии. (Слайд 14. Крещение Руси)

Итак, в 988г. Владимир крестил Русь византийским крестом.

Монах-летописец.

…Владимир велел изрубить всех деревянных идолов и старшего- Перуна- бросить в воду. А народу велел креститься. И обратился к городу со словами: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг». И все люди шли креститься и говорили

5

друг другу: «Пойдем креститься в новую веру. Если бы эта вера не была хорошей, князь и дружина не приняли бы ее!» Множество людей пришло к реке Днепру. Все вошли в воду. И греческие священники крестили всех.

2 чтец.

После святого крещения были разрушены идолы, пропали волхвы, забылись их тайные письмена, а чуть позже возникла и письменность на Руси, пришедшая сюда из Византии и Болгарии. Так как же овладевали грамотой славяне?

Монах-летописец

(Слайд 15. Кирилл и Мефодий)

Если спросите у славян-грамотеев: «Кто вам азбуку сотворил или кто книги перевел, - все знают и ответят – святой Кирилл-философ и Мефодий, брат его…»

«Если спросить, когда это было, знают и это скажут: во времена греческого царя Михаила, и болгарского князя Бориса, и моравского князя Ростицы, и блатенского князя Коцела, в 863г. по Рождеству Христову».

1 чтец.

В 822 – 907г. на Среднем Дунае существовало славянское государство Моравия, включавшее в себя территорию современной Словакии, Венгрии, Чехии, часть Польши и Украины.

И вот, однажды, славянский князь Ростислав из Моравии отправил  к византийскому царю Михаилу посла со словами: «Земля наша крещена, но нет учителя, который бы наставил и поучил нас, и разъяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского, одни учат нас так, другие по-другому, от того не знаем мы ни букв, ни начертаний. Пошлите нам учителей, которые бы могли рассказать о книжных словах и о их смысле. Мы, Божию милостию, здоровы, и вот пришли к нам учители многие от итальянцев, и от греков, и от немцев, и учат нас по-разному, а мы, славяне, люди простые, и нет у нас никого, кто бы наставил нас истине и дал нам знание. Так пошли нам такого мужа, который нас наставит всякой правде».

2 чтец.

В 9 веке в Византии, в городе Солуни (теперь это город Салоники в Греции)  на берегу Эгейского моря жили два брата Константин (после принятия монашеского сана Кирилл)  и Мефодий. Были они люди мудрые и хорошо знали славянский язык. Вообще, Кирилл знал геометрию, астрономию, грамматику и 22 языка. Он стал одним из самых образованных людей

6

Византии, за великую мудрость его прозвали Философом. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава.  

1 чтец.

И вот братья приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, а помимо этого в их миссию входила и проповедь Христианства, хотя Константин считал, что без письменности христианское просвещение невозможно. 24 мая 863г. в городе Плиске (в те времена столица Болгарии) Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.

2 чтец.

(Слайд 16. Глаголица.)

Кирилл, на основе греческого письма, создал оригинальную, хорошо приспособленную к записи славянской речи азбуку. Ряд ученых предполагает, что Кирилл создал две азбуки: глаголицу и кириллицу. Глаголица содержала в себе 40 букв и использовалась для записи церковных текстов на старославянском языке.

1 чтец.

Форма букв глаголицы была чрезвычайно сложной и замысловатой, со множеством петель и завитков.  Скоро она вышла из употребления, но, наряду с греческим алфавитом стала основой для составления впоследствии кириллицы, которую после смерти Кирилла доработали его ученики и сподвижники, назвав ее в честь своего учителя. (Слайд 17. Кириллица)

2 чтец.

Славянская азбука-кириллица содержит 43 буквы. Обратите внимание, что каждая из них была особенной – имела свое имя: а – аз, б – буки, в – веди, г – глаголь и т.д. Название букв должно было напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «земля», «люди», «покой».  Само название «азбука» образовано от двух первых букв – «аз» и «буки», а  «алфавит» – от греческих  «альфа»+ «вита»=алфавит

 1 чтец.

Буквами можно было обозначать и числа: буква «аз» обозначала 1, «буки» - 2, «веди» - 3 и т.д. Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, четкими, мягкими в написании. До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма. А первой книгой, переведенной братьями на славянский язык, стало «Евангелие»: «Вначале было слово, и слово было

7

Бог…» (Слайд 18. «Евангелие»)

2 чтец.

Старославянский язык, на который были переведены богослужебные книги, очень понятен и доступен. Когда русские переписчики переписывали эти книги, то они добавляли в них еще и черты родного языка. Так постепенно создавался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов – “Слово о полку Игореве”, “Поучение Владимира Мономаха”, “Житие Александра Невского”

1 чтец: Послушайте отрывок из повести Горького “Детство”, о том, как учили грамоте встарь. (Чтение отрывка по ролям)

 Дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, позвал внука.

Дед: Ну-ка, ты пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это – Аз. Говори: Аз! Буки! Веди! Это – что?

 Внук: Буки.

 Дед: Попал! Это?

 Внук: Веди.

Дед: Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть, – это что?

 Внук: добро.

 Дед: Попал! Это?

 Внук: Глаголь.

Дед: Верно! А это?

Внук: Аз.

Дед: Валяй, Лексей!

Внук: Земля! Люди!

 Дед: Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?

 Внук: Это вы кричите…

Дед: Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и

за это я тебе дам пятак…

2 чтец.

Кирилл и Мефодий воспитали немало учеников, которые внесли большой

8

вклад в историю славянской письменности и культуры. Всю жизнь братья посвятили учению, служению славянам, не придавая значения почестям и славе.

1 чтец.

К сожалению, Константину не суждено было вернуться на родину. Когда он вместе с Мефодием приехал в Рим, то тяжело заболел там, принял монашеский постриг, здесь-то как раз он и получил имя Кирилл, и через несколько часов скончался, не дожив до 42 лет. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. А похоронен он в Риме.

2 чтец.

Мефодий позже занимался переводческой, просветительской работой, был учителем до самых последних дней. Умер в 885г.,  был похоронен в Моравии.

1 чтец.

В старину книги писались от руки и поэтому создавались очень медленно. Переписчиками были монахи. В тиши монастырских келий они старательно изо дня в день трудились над старинными текстами, любовно выписывая каждую буковку.

2 чтец.

Гусиное перо обмакивали в баночку с чернилами, которые тщательно подбирались; писали даже растворенным золотом или серебром. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение “начать с красной строки”. Заглавные буквы в начале строки назывались буквицами. (Слайд 19. Буквицы.)

1 чтец.

(Слайд 20. Петр Первый)

Славянский алфавит просуществовал на Руси более семи столетий. Лишь в царствование Петра Первого были внесены изменения в алфавит. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «пси», «зело», «омега».

2 чтец.

Во второй половине 18-го столетия русский алфавит пополнился новыми

буквами, которых не было в славянской азбуке. Это буквы «И краткое» и «Е»

В 1918г. была проведена еще одна реформа, в результате которой убрали

9

буквы: «ять», «фита», «ижица»  и  «ер» на конце слова. Современный вариант азбуки  содержит оптимальное количество букв – 33, которые легко произносятся и пишутся. (Слайд 21. Современный алфавит)

1 чтец.

Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.

2 чтец.

И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия. (Слайд 22 Кирилл и Мефодий. Музыка)

1 чтец.

По широкой Руси – нашей  матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды  свои прославляются.

2 чтец.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных, равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии!

(Чтецы уходят, выходят ведущие)

1 ведущий.

Многие столетия наши предки читали книги и творили молитвы на церковно-славянском языке.

2 ведущий.

Когда слышишь этот древний язык, кажется, присоединяешься к тем, кого уже давно нет, вспоминаешь о славных русичах, которые, как сказано в

10

«Повести о разорении Рязани Батыем»

Монах-летописец.

(Слайд 23. Славяне)

 «…были лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры храбры, к приезжающим приветливы, к церкви прилежны, на пирования скоры, ратному делу искусны, перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали…»

 (Монах уходит)

1 ведущий.

Старославянизмы в современном русском языке относятся к пассивному словарю, но интересен тот факт, что некоторые из старославянских слов возрождаются и становятся весьма актуальными в наше непростое время. Это такие слова, как: великодушие, благополучие, благословение, милосердие. Эти слова должны занимать почетное место в нашем языке.

2 ведущий.

Не перечислить всех богатств  славянской речи. Речи, без которой не было бы произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого и других великих классиков.

1 ведущий.

Давайте же бережно относиться к нашему языку, подаренному нам нашими предками. Из поколения в поколение трепетно, с любовью, передавалось великое русское слово. И нам его хранить и обогащать. Стихотворение Ивана Бунина «Слово». (Слайд 24. Бунин. Музыка)

Молчат гробницы, мумии и кости –

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

11

2 ведущий.

В заключение нашего мероприятия хотелось бы еще раз отметить, что 24 мая во всех странах, где живут славяне празднуют День славянской

письменности и культуры. Благодаря Кириллу и Мефодию мы имеем самый

красивый и богатый в мире русский язык, который дал нам великих поэтов и писателей.

1 ведущий. (Слайд25 . Памятник Кириллу и Мефодию)

Неугасимая лампада в Москве на площади горит,

Там памятник стоит двум братьям, навек закованным в гранит.

От них язык свой знаем мы с древнейших дней, от «аз» до «буки»,

От них мы грамотой сильны, другие познаем науки

(На сцену выходят все участники)

2 ведущий.

Будем же чтить  славных предков наших и  помнить их великие дела на благо Отечества!

1 чтец.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы? (Слайд 26. Славяне)

Все: Мы – славяне!

2 чтец.         

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне – россияне,

Издревле кто вы? (Слайд 27. Славяне)

12

Все: Мы – славяне!

(Слайд 28. Спасибо за внимание)

13

Используемые источники

  1. Научно-методический журнал «Русский язык в школе» №3 2007г.
  2. http://infourok.ru
  3. http://wikipedia.org
  4. http://yandex.ru

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

24 Мая - является Днем славянской письменности и культуры.

По Церковному календарю 24 мая - день Кирилла и Мефодия, создателей глаголицы. Это первоначальный вид болгарский письмености, который является и славянской письменостью. Глаголица подвергалась с...

Урок День славянской письменности и культуры

Урок к Дню славянской письменности и культуры разработан с использованием материалов Интернета и методических пособий. Буду рада, если кому-то этот материал поможет провести урок....

Участие сводного хора МВМУ в концерте, посвящённом Дню славянской письменности и культуры, 24 мая 2014 года

24 мая 2014 года на Красной площади столицы состоялся большой праздничный концерт, посвящённый Дню славянской письменности и культуры. Сводный хор Московского военно-музыкального училища ...

2-е место во Всероссийском конкурсе. Методическая разработка. Открытый урок, посвящённый Дню славянской письменности и культуры.

Цели урока:Познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита;Показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;Развиват...

КВН на тему «День славянской письменности и культуры».

КВН был подготовлен в рамках работы ШМО русского языка и литературы ко Дню славянской письменности и культуры. Проводился среди учащихся 5-9 классов....

Внеклассное мероприятие. История возникновения славянской письменности.

Данное мероприятие  разработано  к 1150- летию  возникновения славянской письменности....