Урок День славянской письменности и культуры
методическая разработка по теме

 Урок к Дню славянской письменности и культуры разработан с использованием материалов Интернета и методических пособий. Буду рада, если кому-то этот материал поможет провести урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл день славянской письменности19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: День славянской письменности и культуры

Цель:  1) расширить представления учащихся о возникновении письма, о создании славянской азбуки, о деятельности болгарских просветителей Кирилле и Мефодии;

              2) рассказать об изменениях в русском алфавите, показать историческое значение азбуки для культурного развития  русского народа;

             3) формировать уважительное отношение к культурному наследию, воспринимать культурные ценности как дань культурной памяти;

             4) развивать интерес к русскому языку, к его истории.

 Форма занятия: урок -праздник

Технология: развивающее обучение, исследовательская деятельность с использованием информационных технологий

Оборудование: плакаты с высказываниями, стенд с дидактическим материалом (загадки, пословицы, кроссворды), компьютерные слайды.

Ход урока

Орг. Момент

Звучит музыка Чайковского

1.Вступительное слово учителя. Ребята, как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без телевидения? Трудно, но можно, наверное, скажите вы.  У моих бабушек и дедушек в детстве не было телевизора. А можно ли представить жизнь без электричества, без компьютеров? Очень трудно, но ведь известно, что раньше люди жили без этого.

        А теперь попробуйте себе представить себе жизнь без письменности. Не исключено, что кто-то подумает про себя: вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения. Допустим. Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т.п. В конце концов, бесполезны станут компьютеры.

        Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без. Недаром русский писатель и историк Н.М.Карамзин говорил: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир,  - особенно в наше время, при нынешних успехах разума».

- Согласны вы с писателем? Как же произошло изобретение букв?

Давайте   посмотрим слайды об  истории развития письменности

На экране слайды об истории развития письменности.

Слово учителя. Славянская и письменность и культура связана с именами великих просветителей Кирилла и Мефодия.

-Чем прославились Кирилл и Мефодий?

-Где родились?

-Почему весь славянский мир помнит и чтит их имена?

Учитель: Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте узнаем

Как вы понимаете значение слова “просветители”?  Приведите однокоренные слова. Свет – осветить – просвещение – светоч (cемиклассники в результате обсуждения приходят к выводу, что просветители – люди, несущие окружающим свет знания. Запишите это словарное слово   в словарики. Давайте вспомним    пословицу, в которой учение уподоблено свету. Ученье – свет, неученье – тьма ( запись открывается на доске)

А теперь, давайте послушаем сообщения  ребят по теме урока.

(Домашнее задание дается заранее: найти материал о деятельности Кирилла и Мефодия)

1-й ученик.  Имена Кирилл  и  Мефодий   создатели славянской азбуки получили в монашеском постриге, уже в конце жизни, а с рождения они носили имена Кирилл и Мефодий. Братья родились и получили воспитание в городе Фессалоники ( славяне называли его Солунью ). Этот город был вторым по величине городом Византийской империи.

Слайд № 2

Их отец был высокопоставленным  городским чиновником. Всего в семье было семеро детей, из них особым складом характера и выдающимися способностями к учебе выделялся младший –Константин.

Основное население города  составляли греки, но и в его округе жило много славян, поэтому на рынках  можно было услышать не только греческую, но и славянскую  речь.

Слово учителя. Однажды Константин получил от отца очень дорогой подарок- охотничьего ястреба. Ястребиная охота была любимым развлечением византийской молодежи. В ближайший же день Константин отправился на охоту, но взмывшего в небо ястреба  подхватил внезапный порыв ветра и унес. Два дня от огорчения Константин ничего не ел, а потом сделал  выводы: Такова ли есть эта жизнь, где на место  радости приходит печаль? С этого дня вступлю на другой путь. Таким путем для Константина стало учение.

Об учебе Константина расскажет нам другой ученик .

2-й ученик.В Фессалониках  Константин получил начальное образование, а затем продолжил свое образование в столице - Константинополе у лучших византийских ученых того времени. После завершения образования Константин был назначен преподавателем философии

Слово учителя. В 862 г. Князь славянского государства Моравии Ростислав направил к византийскому императору  Михаилу  3  просьбу: прислать в Моравию христианских проповедников, которые учили бы  о Христе на славянском языке. Именно Константину     император поручил  отправиться  в Моравию. Чтобы успешнее осуществить свою учительскую миссию Константин призвал на помощь своего   старшего брата Михаила. Произошло это  в 863. ( Слайд № 3)

Звучит  звон колоколов. Выходят два  ученика в образе просветителей.

Кирилл: Нужно бы нам, Мефодий, алфавит новый создать, язык письма, на который можно переложить тексты церковных книг. Непонятен чужой латинский славянским народам нашим.

Мефодий: Как же создать его? Языков-то много уже. Похож больно будет он на другие. Может, пообвыкнут люди к латинскому?

Кирилл: Нет. К чужому привлекать сложнее. Видел я недавно азбуку их дивную из 27 букв, 23 похожи на греческие. Мы вот что сделаем. Возьмем за основу алфавит греческого письма. Добавим буквы из еврейского, грузинского и других языков понемногу. Вот и получится у нас алфавит славянский, народу близкий и понятный.(Уходят)

3-йученик. Так появилась глаголица ( Слайд №  4) .Но этим алфавитом было трудно пользоваться. Уж больно витиеватый он  оказался. После знаменитых Кирилла и Мефодия  их ученики, из которых наиболее известен Климент, подготовили новую азбуку и назвали ее  кириллица  — в честь Кирилла (Константина)

Слово учителя. Из Великой Моравии славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием, стала распространяться и в другие славянские страны  Болгарию,  Чехию, и, наконец, на Русь.

Слово  учителя. А что же было дальше?

4-йученик. Прошло несколько веков. Язык крепчал, развивался, приобретал новые слова. Он был уже хорошо знаком монахам. На нем складывались песни, летописи.

Учитель. Ребята, а давайте заглянем в гости да послушаем сказ старинный: Отрывок из  «Слово  о полку Игореве»- это памятник древнерусской литературы, написанный в 12 веке.  

Звучит отрывок. Плач Ярославны.

5-й ученик.  Много сложено на языке этом было летописей, которые повествуют о «делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой». Менялась жизнь, менялся и язык. Он избавлялся от некоторых букв в алфавите, приобретал новые слова, складывал ненужные  устаревшие слова. Некоторые изменения  произошли при  Петре  Великом.

Учитель. Заглянем в петровскую эпоху. Диалог Петра Первого и языка

Петр1. Много больно  букв  накопилось. Неудобно пользоваться. Вычеркнем, пожалуй, пару-тройку - легче писать будет.

Язык: Всего-то 43 буковки было. Что ж у меня останется? Так все и повычеркиваете.

Петр1. Я побывал в Голландии, корабли там строят умело, науки развиваются, язык совершенствуется, культура великолепная, есть чему поучиться

Учитель. Так язык что-то терял, а что-то впитывал в себя, перенимал, развивался. И теперь мы имеем алфавит, основу которого заложили славянские просветители Кирилл и Мефодий. Конечно, их путь был тернист, было не все так просто и гладко

Итак, ребята, запишите в тетради  то, что вы узнали сегодня  на уроке?

Ответили ли мы на вопросы, которые прозвучали в начале урока.

Итоги урока. Домашнее задание. Подготовить  кроссворд по теме урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

24 Мая - является Днем славянской письменности и культуры.

По Церковному календарю 24 мая - день Кирилла и Мефодия, создателей глаголицы. Это первоначальный вид болгарский письмености, который является и славянской письменостью. Глаголица подвергалась с...

Участие сводного хора МВМУ в концерте, посвящённом Дню славянской письменности и культуры, 24 мая 2014 года

24 мая 2014 года на Красной площади столицы состоялся большой праздничный концерт, посвящённый Дню славянской письменности и культуры. Сводный хор Московского военно-музыкального училища ...

2-е место во Всероссийском конкурсе. Методическая разработка. Открытый урок, посвящённый Дню славянской письменности и культуры.

Цели урока:Познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита;Показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;Развиват...

КВН на тему «День славянской письменности и культуры».

КВН был подготовлен в рамках работы ШМО русского языка и литературы ко Дню славянской письменности и культуры. Проводился среди учащихся 5-9 классов....

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры

Методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню славянской письменности и культуры. Этот праздник отмечается ежегодно в славянских странах 24мая....

Проект "Книжная полка". "24 мая - День славянской письменности и культуры"

Ежегодно 24 мая в славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры. Связан этот праздник с именами святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – славянских просветител...