Активизация познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Основы философии»
статья на тему

Изотова Наталья Алексеевна

Эфективность различных форм проведения занятий при изучении дисциплины "Основы философии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filosofiya_1.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Основы философии»

Активизация познавательной деятельности студентов в современном процессе образования имеет огромное значение, так как способствует воспитанию коммуникабельного, квалифицированного специалиста в соответствии с требованиями социально-экономической действительности.

Важное значение в активизации познавательной деятельности студентов принадлежит гуманитарным дисциплинам, которые формируют нравственную культуру, гражданское самосознание и политическую позицию. Особую роль  в процессе образования играет дисциплина «основы философии».

Философия – одна из древних и увлекательных областей человеческого знания, связанного с осознанием и постижением человеком природного и социального мира. Осуществляя рефлексию, она формирует мировоззрение, духовно-нравственные ценности, способствует социализации личности, являясь способом бытия свободной, сомневающейся и самокритичной мысли.

В соответствии с ФГОС СПО в результате освоения дисциплины студент должен уметь ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Изначально студенты  не всегда осознают значение данной дисциплины в процессе обучения, так как «основы философии» – обязательная, но не специальная дисциплина. Поэтому задачами преподавателя являются: продемонстрировать, что «философия – наука мудрости»; организовать диалог, в ходе которого студенты самостоятельно откроют для себя истину; способствовать усвоению специального философского знания и умения в рамках дисциплины; способствовать  формированию общих компетенций.

Целью философского образования должно стать не только получение знаний, но и формирование гуманистических ценностных ориентаций личности. Важнейшая ценность философии - отстаивать право человека на самореализацию, утверждать в нем его собственное достоинство. Философское образование является важнейшим условием формирования духовной культуры личности.

В преподавании философии считаю эффективным использовать культурно-информационный подход, ориентированный на изучение истории философии. Поскольку история философии –  школа теоретической мысли, позволяющая формировать  толерантное отношение к разным точкам зрения, способствующая осуществлению свободы выбора и развитию умения оценивать, критически мыслить.

В учебном процессе применяю следующие формы:лекция, семинары-дискуссии, семинары-конференции, дебаты, которые активизируют познавательную деятельность студентов, способствуют расширению кругозора, формируют умение вести дискуссию, работать в команде, осознавать ответственность за принятые решения.

Лекционная форма позволяет систематизировать материал блока, раздела, проблемы курса. Для философии панорамный взгляд имеет особую ценность. Обзорная лекция отличается большой информационной емкостью.

Проблемная лекция - содержит различные противоположные взгляды на один и тот же объект. Студенты должны усвоить не только результаты познания, но и понять сам процесс, ведущий к результатам, осознать генезис знания.

Важную роль для развития познавательной активности студентов, осознанного восприятия материала играет семинар.

Студенты при подготовке к семинарам занимаются поиском информации для решения проблем, задач. Таким образом, они формируют компетенции – способность к самообразованию, совершенствованию умений, навыков. Умение обосновывать свою позицию – важное условие формирования самостоятельности мышления. Каждый семинар – представление различных философских концепций, которые выражают  культурную, социальную среду эпохи.

Формированию творческой коммуникативной личности, способной брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку способствуют семинарские занятия, проводимые в форме «сократических бесед», где преподаватель и студенты образуют некое неформальное общество, ведут дискуссию, беседу в рамках темы.

Активизации познавательной деятельности на занятии способствуют проблемные задачи. В педагогическом процессе задача - средство овладения системой научных знаний, формирования умений решать жизненные, производственные задачи. Решение каждой задачи, в особенности познавательной, требует от студентов не только актуализации, систематизации и воспроизведения ранее усвоенных знаний. В этом процессе  опираясь на известное ему, ведет дальнейший поиск и усвоение новых знаний, неизвестных ему ранее способов и средств решения задачи. Задача стимулирует мышление студентов, сближает их учебную деятельность с научным поиском, в определенной степени знакомит с этапами, методам средствами научного познания и, безусловно, готовит к их будущей практической деятельности.

Одна из интересных форм семинара – дебаты. Эта педагогическая технология стимулирует познавательную активность студентов, развивает коммуникативные способности, навык аргументировать отстаиваемую позицию, формирует умение прислушиваться к позиции оппонента, учит быть толерантным к мнению другого, развивает способность обозначить и усвоить главное и второстепенное в теоретическом материале, увидеть акценты в речи оппонента. Дебаты как один из видов обсуждения, представляет собой свернутую форму дискуссии. 

Таким образом, изучение дисциплины основы философии – это неотъемлемый этап в процессе образования будущего специалиста с освоенным багажом общих компетенций, востребованного современной реальностью.

Литература

  1. Баканова Г.В.,  Суркова И.И. Технология «Дебаты» как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий студентов при изучении общественных дисциплин // Среднее профессиональное образование 2013, № 1. Приложение. С. 119-123.
  2. Филиппов А. В., РомановаН.Н. Риторика. Понятия и упражения.2-е изд. М., 2005.
  3. Харламов И. Ф. Педагогика М., 2000, С .183.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (ТО и РАТ)

Описана активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности  «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорт...

Активизация познавательнй деятельности студентов на уроках биологии

В статье рассмотриваются конктретные примеры  активизации познавательной деятельности студентов на уроках биологии...

Активизация познавательной деятельности студентов и использование информационно-компьютерных технологий на уроках теоретического и производственного обучения.

В современной преподавании применяются разнообразные формы обучения – занятие, практикум, семинары, собеседования, консультации, конференции, лекции, домашние занятия. Характерной особенностью ф...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

Статья отражает основные направления   формирования исследовательских компетенций студентов....

Методические рекомендации " Активизация познавательной деятельности студентов на различных этапах занятия"

Данные методические рекомендации выполнены с цельюоказания помощи в применении приемов активизации ядеяятельности студентов на различных этапах .Активизация познавательной деятельности остается вечной...