Активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (ТО и РАТ)
консультация по теме

Описана активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности  «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (ТО и РАТ) на примере препдователя Белгородсого строительного колледжа Лукьянова Александра Ильича.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГАОУ СПО «Белгородский строительный колледж»

К О Н К У Р С

профессионального мастерство «Профессионал»

номинация «Молодой специалист»

Тема: «Активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности  «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (ТО и РАТ)».

     Преподаватель специальных дисциплин                     Лукьянов А.И.

                      отделения ТО и РАТ

г. Белгород.  

 2014 год

Активизация познавательной деятельности студентов, как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности      «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Раздел Ι. Информация о педагогическом опыте.

  1. Условия возникновения и становления педагогического опыта.

Несмотря на то, что я участвую в конкурсе  профессионального мастерства «Профессионал» в номинации «Молодой специалист» я решил поделиться своим богатым жизненным опытом, в том числе связанным с образовательным процессом не только  в стенах образовательного учреждения, но и на производстве.

В далёкие 70 годы прошлого столетия мы жили по лозунгам и призывам, предложенным КПСС. Одним из этих лозунгов был «Автомобилизация государства», который воплотился в строительство двух крупнейших заводов в Тольятти и в Набережных Челнах. Предполагая, что автомобилизация неизбежна и количество автомобилей будет только расти, я принял решение связать свою профессиональную деятельность с автомобилями. Я поступил в Харьковский автомобильно-дорожный институт на факультет «Автомобили и автомобильное хозяйство и успешно его окончил в далёком в 1979 году. Далее моя трудовая деятельность была связана с автомобильным транспортом, где я работал  на руководящих должностях.

Базовая институтская подготовка мне очень помогла при работе. Иногда просто печально было видеть как выпускник  ВУЗа, получивший высшее образования не имел самых элементарных знаний о профессии, об устройстве, ремонте и техническом обслуживании автомобиля. Работая в автотранспортном предприятии, я постоянно сталкивался со студентами, проходящими  производственную практику, приходившим  на экскурсии, собирающим материалы для выполнения дипломного проекта или выпускной квалификационной работы. Кроме всего прочего был и личный фактор: мой сын также окончил наш БСК, отделение ТО и РАТ.

Поэтому, когда в 2011 году мне предложили работу преподавателем специальных дисциплин на отделении ТО и РАТ Белгородского строительного колледжа, я практически не колебался. Зная устройство автомобиля , его работу , ремонт автомобиля, техническое обслуживание не по книгам, нормативным документам, и непосредственно осуществляя  всё на производстве я с удовольствием окунулся в педагогическую деятельность.

 1.2 Актуальность педагогического опыта.

Первый год работы был самым трудным. Рассказывая ту или иную тему,  я часто сталкивался с тем, что меня просто не понимали, хотя с моей точки зрения  объяснял студентам элементарный материал, но потом я понял, то, что для меня элементарно, для многих студентов это нечто такое новее, что он даже не может представить, что это такое. Часто учащиеся воспитываются в неполных семьях, и у них в семье нет автомобиля, не было возможности повозиться с отцом в гараже с автомобилем, помочь отцу при выполнении какой-либо работы и получить первоначальные знания об устройстве автомобиля. Следовательно, довольно часто, мне необходимо рассказывать об устройстве автомобиля с азов, объясняя самые элементарные вещи. Объясняя новый материал я стараюсь как можно чаще рассказывать о той или иной проблеме, случившейся на производстве и связанной с данной темой.

1.3 Ведущая педагогическая идея.

Есть мнение, что чем больше преподаватель  расскажет на занятии, тем лучше будут знать устройство автомобиля учащиеся. Однако  больше чем величина объёма переданных знаний на занятии преподавателя должен волновать вопрос, как сделать так, чтобы всем учащимся было интересно на занятии, чтобы все были вовлечены в процесс познавания, чтобы все слушали и пытались не остаться равнодушным. Я считаю, что главная проблема обучения — научить учащихся  способности мыслить самостоятельно, развивать у них потребность учиться посредством установления обратной связи, основанной на интересе к предмету, на получении тех знаниях, которые обязательно пригодятся в обозримом будущем.

Учёба  для обучающегося является основной  деятельностью. В учебной деятельности обучающегося возникают трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Это избирательная возможность, повышенная восприимчивость  к тем или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами колледжа и приятно слышать вопросы, заданные студентами, особенно второго- третьего курса о том или ином процессе, проходящем в агрегате автомобиля, конструкции той или иной детали. Иногда приходится немного приостанавливать эту познавательную инициативу, так как времени на обсуждение её недостаточно, а иногда просто приходится отвечать: «Останься после пары или подойди  в перерыв, и я расскажу  всё, что я знаю по этому вопросу». Недостаток  обучающегося состоит в том, что эту готовность принятия новых знаний он не умеет реализовывать на практике. Обучить новым способам  познания, не дать угаснуть интересу к ним – одна из важнейших задач преподавателя. Очень интересно наблюдать, когда  приходят в аудиторию молодые учащиеся, с интересом смотрят на  хорошо оформленный кабинет, с наглядными пособиями, макетами, начинают активно записывать в тетрадь тему занятий, конспектирует предложенный материал. В самом деле, кто не наблюдал, как эмоционально подросток реагирует на новый учебный предмет и как у некоторых эта реакция исчезает довольно быстро.

Чтобы поддержать интерес к предмету я применяю два направления:

- рассказываю какой-нибудь случай из моей практики, связанный с  объясняемой темой;

- предполагаю ситуацию, связанную с поломкой автомобиля, водитель которого является дилетантом в устройстве  автомобиля, а водителем, ко всему прочему, может быть блондинка из анекдота и тут подходит специалист – выпускник БСК, один из присутствующих на занятии и буквально за минуту устраняет неисправность и на слова благодарности говорит, что это элементарно.

1.4. Длительность работы над педагогическим опытом.

Длительность работы над педагогическим опытом у меня составляет, как у молодого специалиста, два с половиной года. Теперь и я сам понимаю слова – он опытный педагог. Можно знать свой предмет как свои пять пальцев, но объяснить учащимся, преподнести знания таким образом, чтобы они буквально впитывались учащимися это дано не каждому. С каждым годом, с каждой прочитанной лекцией, выполненной самостоятельной работой, выполненной  лабораторной работой, выполненным курсовым проектом я набираюсь педагогического опыта, который вместе с моим жизненным опытом, знаниями, которые я получал всю жизнь, позволяют мне сказать, что я всё-таки неплохой педагог.

1.5 Диапазон педагогического опыта.

 Уровни познавательной активности

Первый уровень – воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

 Второй уровень – интерпретирующая активность.

 Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

 Третий уровень – творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

          Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

        Формирование знаний можно проводить не только при помощи наглядных  пособий, макетов, плакатов, но и видеоматериалами. Воспроизведение видеоизображений через компьютер, проектор на большой экран в аудитории позволяет, как бы внести какой -то игровой оттенок в  подачу  материала студентам. Можно в любой момент остановить фильм, рассказать о том или ином моменте связанным с получаемой информацией, возвратиться к началу изучаемого  материала.        Безусловно, подготовка таких блоков видеоматериалов предполагает значительные затраты времени со стороны учителя. Однако процесс работы с учащимися и её результат стоят затраченных усилий. 

1.6 Теоретическая база  педагогического опыта.

В наше время, как мы не пытаемся убедить  себя, что наиболее востребованы на рынке труда рабочие профессии образование продолжает оставаться основой персонального и профессионального успеха любого человека. Его влияние на возможности трудоустройства и жизненный уровень стало намного выше, чем раньше. Уже сегодня надо готовить и себя и нынешних учащихся к встрече с теми возможностями, которые предоставят информационные технологии в ближайшем будущем.
       Требования, предъявляемые к образованию, изменились: помимо базовых знаний и постоянного овладения новыми, современный работник должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы, грамотно вести поиск, обработку и использование необходимой информации средствами информационных технологий (информационная компетентность). Сегодня от него требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей жизни.

Без владения компьютерными технологиями, а именно интернет ресурсами, невозможно уследить за всеми веяниями в автомобилестроения.

Кажется, уже автомобиль настроен так, что сам заводится в зимний период, автоматически прогревает двигатель и создаёт комфортную температуру в салоне автомобиля, сам паркуется,  освобождая водителя от выполнения рутинной и небезопасной работы, а  уже проходит сообщение, что автомобиль проехал без участия водителя по автомобильным дорогам США более 100000км в автоматическом режиме.
      Технологии, используемые для связи учащихся с сообществами и друг с другом, могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Этот процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и получаемыми результатами, которые формируют среду обучения. Информационные технологии могут сыграть ключевую роль в этой реформе. Имеются многочисленные примеры, показывающие, как компьютерные и сетевые технологии используются для того, чтобы:
     – лучше приспособить обучение к потребностям и способностям обучающегося;
     – обеспечить доступ всем учащимся к информационным ресурсам за пределами колледжа, как обогащая их обучение, так и увеличивая время, посвященное самостоятельному обучению;

При этом следует помнить, что компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. Необходимо определить:

-  для каких тем стоит использовать задания, выполняемые на компьютере, и для каких дидактических задач;

-  какие программные средства целесообразно использовать для создания заданий, выполняемых на компьютере;

-  какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у учащихся;

-  как организовать занятия с использованием компьютера.

Использование компьютера определяет три типа уроков:

 1) с использованием ПК в демонстрационном режиме (один компьютер на столе учителя и проекционное оборудование);

2) с использованием в индивидуальном режиме (компьютерный класс);

3) с использованием в индивидуальном дистанционном режиме (компьютерный класс с выходом в Интернет).

Проведение уроков второго и третьего типа ограничено в связи с сильной загруженностью кабинетов информатики, отсутствием необходимого количества ноутбуков – альтернативы стационарным компьютерам, отсутствием возможности выхода в Интернет вне кабинета информатики, поэтому на занятиях я использую ПК в демонстрационном режиме.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

        Используя Интернет – ресурсы учащиеся скачивают множество интересного материал с «автомобильных» сайтов, задают вопросы, даже опережая тематику проводимого занятия, и если преподаватель не ответит на вопрос, а в лучшем случае пообещает найти в Интернете ответ на заданный вопрос, и ответит на заданный вопрос, то может завоевать уважение у «продвинутых» знатоков Интернета и обычных учащихся.

        Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с компьютером, но  наблюдения показали, что учащиеся стали больше интересоваться тем, что происходит на уроке.  Таким образом, ИКТ помогает обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность.

 1.7 Новизна педагогического опыта.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

            -отстаивать свое мнение;

-принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

-ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

-рецензировать ответы товарищей;

-оценивать ответы и письменные работы товарищей;

-заниматься обучением отстающих;

-объяснять более слабым учащимся непонятные места;

-самостоятельно выбирать посильное задание;

-находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

-создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

-решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

 -Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Вывод:  Преподавание специальных дисциплин (особенно технических) необходимо проводить по всем канонам педагогики и обязательно связывать преподавание с реалиями нашей жизни, приучая подрастающее поколение к непростой, но такой интересной самостоятельной жизни.

1.8 Условия, в которых возможно применение и распространения педагогического опыта.

 Применение и распространение педагогического опыта возможно  в любых СПО, НПО занимающихся подготовкой специалистов связанных с техническими дисциплинами.

Раздел ΙΙ

2.1 Технология педагогического опыта

Основана на примере урока № 11-2

Тема урока «Устройство и работа подвижных деталей кривошипно-шатунного механизма»

Поурочный план урока   №11-2

Дисциплина: ПМ 01. МДК 01. 01. «Устройство автомобиля».

Группы: ТО-21,ТО-22, ТО-23, ДТО-21.

      Тема урока:  «Устройство, работа подвижных деталей кривошипно-шатунного механизма  (КШМ)».

   Цель занятия:

  1. Развивающая: организовать деятельность студентов по восприятию,

осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов действий.

               2.     Дидактическая: обеспечить устойчивые знания устройстве и работе подвижных деталей  КШМ.

   Тип урока:  урок изучения и закрепления новых знаний.

   Вид урока: лекция.

Оснащение урока: плакаты, наглядные пособия, видеофильм.

                                                 Ход урока:

  1. Организация начала урока –2-3 мин.
  2. Проверка выполнения домашнего задания, повторение, учёт знаний студентов –20-25 мин.
  3. Актуализация знаний – 3-5 мин.
  4. Объяснение нового материала –45-50 мин.
  5. Закрепление нового материала –10-12 мин.
  6. Задание на дом: В.П. Передерий. «Устройство автомобиля». Стр. 28-34

 

Урок 11-2

Тема: Устройство и работа подвижных деталей КШМ.

ПОРШЕНЬ воспринимает давление расширяющихся газов при рабочем ходе и передаёт его через шатун на кривошип коленчатого вала. Поршень состоит из днища ( головки) юбки, бобышек. Из-за неравномерного расширения поршень выполнен в виде конуса, овального сечения. Днище имеет проточки под поршневые кольца.

КОМПРЕССИОННЫЕ КОЛЬЦА  уплотняют соединение между поршнем и гильзой, препятствуя прорыву газов в поддон, маслосъёмные снимают излишки масла с рабочей  поверхности гильзы, равномерно распределяет  масло по поверхности гильзы, и препятствуют проникновению масла в камеру сгорания.  Имеются дренажные отверстия для слива масла. Днища поршней бывают: плоскими, выпуклыми, вогнутыми, и фигурные. Имеются вырезы под клапана. Материал колец - легированный чугун или сталь. Разрез кольца – «замок»  может быть прямым или косым. Комбинированное маслосъёмное кольцо - состоит из дискообразного кольца, осевого расширителя, радиального расширителя. Замки колец для уменьшения прорыва газов смещаются на 90-180о.

ПОРШНЕВОЙ ПАЛЕЦ - обеспечивает шарнирное соединение шатуна с поршнем, « плавающий палец».

ШАТУН – передаёт усилие на кривошип коленвала  давление поршня при рабочем ходе, обеспечивает перемещение поршня при вспомогательных тактах. Шатун состоит из  верхней головки, нижней головки  с разъёмным отверстием, соединяемых шатунными болтами.  Профиль шатуна - стержень «2-х таврового сечения, материал – высококачественная сталь.

КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ - воспринимает давление газов от поршней через шатуны при рабочем ходе и преобразует во вращательное движение, а также обеспечивает движение поршней во время вспомогательных тактов и пуска двигателя. Материал - среднеуглеродистая сталь (штамповка) или модифицированный чугун ( литьё). Состоит из: коренных  шеек, шатунных  шеек, щёк, противовесов  (съёмных или цельных), маслоотражающего гребня, маслосгонной резьбы, фланца. Коренные и шатунные шейки: закалка ТВЧ, проточка, шлифовка, полировка. Подшипники скольжения  (вкладыши – коренные и шатунные) – устанавливаются на коренные и шатунные  шейки. Изготавливают из сталеалюминевой ленты. На дизельных двигателях устанавливаются 3-х слойные вкладыши, залитые свинцовистой бронзой. Имеются усики от проворачивания вкладышей

МАХОВИК - служит для уменьшения неравномерности вращения коленчатого вала, накопления энергии во время рабочего хода. Эта энергия необходима для вращения вала в течение подготовительных тактов и вывода деталей КШМ из ВМТ и НМТ, а также для пуска двигателя. Материал- чугун. Динамическая балансировка с коленчатым валом двигателя. Поясок для посадки венца маховика. Метки ВМТ. Торец для нажимного диска сцепления. Маховик центрируют по наружной поверхности фланца, фиксируют установочным штифтом или несимметричным расположение отверстий крепления маховика.

Урок закончен.

Краткое содержание урока, скорее тезисы его, я раскрываю непосредственно  показывая , например, поршень двигателя внутреннего сгорания. Рассказывать о поршнях, а их у меня 8 штук, начиная от скутера и кончая двигателем ЯМЗ-238, я мог бы не менее двух часов, но время очень ограничено. Но видели бы вы, как светятся глаза у тех учащихся, которые уже держали в руках поршень, которые могут назвать составные части этой одной из важнейшей детали двигателя внутреннего сгорания, которые стремятся получить знания в стенах «Белгородского строительного колледжа».

Раздел ΙΙΙ

3.1. Результативность педагогического опыта.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА для специальности СПО: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика»  предназначена  для изучения математики в ГОУ СК № 38 на 1 курсе (на базе 9 классов) для специальности 190631 «Техническое обслуживани...

Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине "Материаловедение" для студентов специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"

Методические указания по выполнению лабораторной работы №1 "Ознакомление с методикой измерения твердости материалов по Роквеллу и Бринеллю" предназначены для студентов специальности "Техническое обслу...

Контрольно-оценочные средства учебной дисциплины"Инженерная графика" по специальности "техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"

Областное государственное автономное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Чернянский агромеханический техникум»    Комплект контрольно-оценочных с...

Рабочая программа по дисциплине "Технология" для 1 курса СПО (повышенный уровень) по специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"

Представленная авторская рабочая программа для 1 курса по дисциплине "Технология" разработана в рамках вариативной части учебного плана по специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильно...

Методические рекомендации для обучающихся по учебной практике ПМ.02 «Организация деятельности коллектива исполнителей» для ОП подготовки специалистов среднего звена 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Результатом освоения программы учебной практики по профессиональному  модулю является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности по организации деятельности коллектива исполнителе...

Фонд оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации при изучении дисциплины ОП.02. Техническая механика по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Фонд оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации при изучении учебной дисциплиныОП.02. Техническая механика разработан на основе Федерального государственного образователь...

Методические указания по изучению дисциплины «Документационное обеспечение управления» для студентов, обучающихся по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Учебная дисциплина «Документационное обеспечение управления», преподаваемая в Тучковском филиале Московского политехнического университета состоит из 11 учебных тем. По данному курсу обуча...