РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА для специальности СПО: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
рабочая программа по теме

Пересыпкина Елена Владимировна

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика»  предназначена  для изучения математики в ГОУ СК № 38 на 1 курсе (на базе 9 классов) для специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» по программе  как профильная учебная дисциплина.

Рабочая программа рассчитана на максимальную учебную нагрузку- 408 часов,  в том числе занятий на уроках – 273 часа, самостоятельная работа обучающихся – 135 часов.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника и на основе примерной программы для специальностей среднего профессионального образования  авторов: академика РАО, доктора  физико-математически и педагогических наук, профессора Башмакова М.И, кандидата физико-математических наук Луканкина А.Г. (Минобрнауки  ФГУ ФИРО) 2008 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_matematike_dlya_avtomehannikov_2012.docx78.4 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Строительный колледж № 38

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МАТЕМАТИКА

для специальности СПО: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Москва

2012

Одобрено

предметной цикловой комиссией

Протокол  № 1

от  30 августа  2012 г.

Председатель ПЦК

_________ ___ Е.В.Пересыпкина

Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Заместитель Директора по ООД

____________                          (ФИО)

«___»____________20___г.

Рецензенты:

1.

2.

Автор: преподаватель математики  ГОУ

среднего профессионального образования

СК № 38 _____________________ Е.В. Пересыпкина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика»  предназначена  для изучения математики в ГОУ СК № 38 на 1 курсе (на базе 9 классов) для специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» по программе  как профильная учебная дисциплина.

Рабочая программа рассчитана на максимальную учебную нагрузку- 408 часов,  в том числе занятий на уроках – 273 часа, самостоятельная работа обучающихся – 135 часов.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника и на основе примерной программы для специальностей среднего профессионального образования  авторов: академика РАО, доктора  физико-математически и педагогических наук, профессора Башмакова М.И, кандидата физико-математических наук Луканкина А.Г. (Минобрнауки  ФГУ ФИРО) 2008 года.

Математика является фундаментальной общеобразовательной дисциплиной со сложившимся устойчивым содержанием и общими требованиями к подготовке обучающихся. Реализация общих целей изучения математики традиционно формируется в четырёх направлениях – методическое (общее представление об идеях и методах математики), интеллектуальное развитие, утилитарно-прагматическое направление (овладение необходимыми конкретными знаниями и умениями) и воспитательное воздействие. В связи с этим данная рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  1. формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  2. развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
  3. овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в других областях;
  4. воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
  5. использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
  1. развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации в различные областях деятельности, включая техническую, как профильную область;
  2. расширения круга математических понятий и определений;
  3. совершенствования коммуникативных способностей, развития готовности к грамотному межличностному и межкультурному общению;
  4. самообразования и участия в производственной, научной и исследовательской деятельности.

В рабочей программе учебный материал  представлен в форме чередующегося развертывания основных содержательных линий:

 алгебраическая линия, включающая систематизацию сведений о числах; изучение новых и обобщение ранее изученных операций (возведение в степень, извлечение корня, логарифмирование, синус, косинус, тангенс, котангенс и обратные к ним); изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и прикладных задач;

 теоретико-функциональная линия, включающая систематизацию и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объёме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;

 линия уравнений и неравенств, основанная на построении и исследовании математических моделей, пересекающаяся с алгебраической и теоретико-функциональной линиями и включающая развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований для решения уравнений, неравенств и систем; формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных и специальных дисциплин;

 геометрическая линия, включающая наглядные представления о пространственных фигурах и изучение их свойств, формирование и развитие пространственного воображения, развитие способов геометрических измерений, координатного и векторного методов для решения математических и прикладных задач;

 стохастическая линия, основанная на развитии комбинаторных умений, представлений о вероятностно-статистических закономерностях окружающего мира.

Развитие содержательных линий сопровождается совершенствованием интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления.

Изучение математики как профильной, ориентированной на технический профиль, учебной дисциплины обеспечивается:

– выбором различных подходов к введению основных понятий,  ориентированных на техническую составляющую;

–    учебные задания, ориентированы на эффективное осуществление

выбранных целевых установок;

–    спектр заданий ориентирован на деятельностные  характеристики

выбранной профессии.

Профильная составляющая отражается в требованиях,  к подготовке  обучающихся в части:

– общей системы знаний: содержательные примеры использования математических идей и методов в профессиональной деятельности;

– умений: ориентация на алгоритмический стиль познавательной деятельности;

– практического использования приобретенных знаний и умений: индивидуального учебного опыта в построении математических моделей, выполнении исследовательских и проектных работ.

Для специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» дисциплина «Математика» тесно связана с такими учебными дисциплинами как «Физика», «Информатика», «Электротехника», «Техническая механика», «Инженерная графика», «Электронные приборы», поэтому при изучении необходимо обращать внимание студентов на ее прикладной характер, на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов. Необходимо соблюдать преемственность в обучении, единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими государственными стандартами. При проведении занятий следует использовать учебные пособия, технические и наглядные средства обучения, пользоваться при необходимости калькулятором.

        Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий. При изучении дисциплины «Математика» она проводится с целью:

     - систематизации  и закрепления полученных теоретических знаний и

практических умений обучающихся;

     - углубления и расширения теоретических знаний;

     - формирования   умений   использовать справочную и специальную литературу;

     - развития познавательных способностей  и  активности  обучающихся:

творческой    инициативы,    самостоятельности,    ответственности   и

организованности;

     - формирования   самостоятельности   мышления,   способностей   к

саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

     - развития исследовательских умений.

        В рабочей программе предусмотрены такие виды и формы внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся как: написание творческих работ(докладов, сообщений), составление и решение математических кроссвордов на математические понятия и определения, выполнение заданий по алгоритму, составление и заполнение таблиц для систематизации учебного материала, изготовление геометрических тел, индивидуальные домашние задания, работа с учебной литературой и ресурсами Internet.

        

                Изучение данного курса дисциплины «Математика» заканчивается письменным экзаменом.

 

Резерв рабочего времени  распределён на раздел «Повторение» - 6 часов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Макс. учебн. нагрузка студента, час.

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студента

всего

Лаборат. работы

Практич. занятия

1 семестр

Введение

2

2

-

-

-

Тема 1. Развитие понятия о числе

16

12

-

-

4

Тема 2. Корни, степени и логарифмы

52

32

-

-

20

Тема 3. Прямые и плоскости в пространстве

34

24

-

-

10

Тема 4. Элементы комбинаторики

16

12

-

-

4

Тема 5. Координаты и векторы

24

20

-

-

4

Тема 6. Основы тригонометрии

23

17

-

-

6

Итого за  1 семестр

167

119

-

-

48

2 семестр

Тема 6. Основы тригонометрии

32

18

-

-

14

Тема 7. Функции, их свойства и графики

30

20

-

-

10

Тема 8. Многогранники

46

30

-

-

16

Тема 9. Тела и поверхности вращения

14

10

-

-

4

Тема 10. Начала математического анализа

36

30

-

-

6

Тема 11. Измерения в геометрии

18

12

-

-

6

Тема 12. Элементы теории вероятностей

12

12

-

-

-

Тема 13. Уравнения и неравенства

47

16

-

-

31

Тема 14. Повторение

6

6

-

-

-

Итого за  2 семестр

241

154

-

-

87

Итого за I курс

408

273

-

-

135

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА

Введение

Обучающийся должен:

понимать:

  1. значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике.

Содержание учебного материала 

Математика в науке, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики в учреждениях среднего профессионального образования.

Тема 1. Развитие понятия о числе

Обучающийся должен:

знать: историю развития понятия числа , обозначения целых, рациональных, действительных и комплексных чисел.

уметь:

  1. выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приёмы; находить приближённые значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;
  2. выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами чисел;
  3. пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах.  

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для практических расчётов по формулам, включая формулы, содержащие радикалы, функции.

Содержание учебного материала

 Целые, рациональные и действительные числа.

Приближенное значение величины. Абсолютная и относительная погрешности. Действия с приближенными значениями. Стандартная запись числа. Действия с числами в стандартном виде.

Понятие комплексного числа. Различные формы записи.  Действия над комплексными числами.

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение расчетного задания по предложенному алгоритму с использованием карточек-инструкций.

Тема 2. Корни, степени, логарифмы.

Обучающийся должен:

знать: определение корня; степени, логарифма, их основных свойств.

уметь: 

  1. находить значения  корней, степени,  логарифма,  на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства.
  2. выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов.
  3. решать иррациональные, показательные, логарифмические уравнения и неравенства, сводящиеся к линейным и квадратным
  4. составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.

Содержание учебного материала

Корень n-ой степени и его свойства.  

Иррациональные уравнения.

 Степень с рациональным показателем и ее свойства. Преобразование выражений, содержащих степени.

Показательные уравнения. Решение показательных уравнений. Показательные неравенства. Решение показательных неравенств.

Логарифмы и их свойства. Правила логарифмирования. Логарифмические уравнения. Решение логарифмических уравнений. Логарифмические неравенства. Решение логарифмических неравенств. 

Преобразование  показательных и логарифмических выражений.

Самостоятельная работа обучающихся:   

1. Работа с конспектом лекций и учебником, составление таблицы для систематизации учебного материала  по основным способам решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств.

2. Решение заданий из экзаменационного сборника под ред. Дорофеева Г.В. и ЕГЭ.

Тема  3.   Прямые  и  плоскости  в пространстве

Обучающийся должен:

 знать: 

  1. историю возникновения и развития геометрии
  2. расположение прямых и плоскостей в пространстве

уметь:

  1. распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
  2. описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  3. анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  4. использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  5. строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
  6. изображать основные многогранники, выполнять чертежи по условиям задач;
  7. проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

Содержание учебного материала

Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельные прямые в пространстве.

 Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. Перпендикулярность прямых в пространстве.

 Перпендикулярность прямой  и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах.

Угол между прямыми. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол между двумя плоскостями.

Перпендикулярность плоскостей.

Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции. Изображение пространственных фигур на плоскости.

Самостоятельная  работа обучающихся:

1. Работа с конспектом лекций и учебником, составление справочных таблиц для изучения, систематизации и запоминания основных определений, признаков и свойств.

2. Подготовить сообщение по теме: «Краткий экскурс в историю геометрии».

Тема 4. Элементы комбинаторики

Обучающийся должен:  

знать:  основные понятия комбинаторики;

уметь: решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;

Содержание учебного материала  

Перестановки. Размещения. Правила комбинаторики. Сочетания.

Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний.

Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление кроссворда на новые математические понятия, определения, теоремы.

Тема 5. Координаты  и векторы

Обучающийся должен:

уметь: распознавать и применять на моделях метод координат и векторов в несложных практических ситуациях на основе изученных свойств векторов;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

Содержание учебного материала  

Декартова система координат в пространстве. Расстояние между двумя точками в пространстве

Уравнения сферы, плоскости и прямой.

Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Угол между двумя векторами.

Проекция вектора на ось. Координаты вектора. Разложение вектора по координатным осям.

Длина вектора и скалярное произведение векторов в пространстве.

Использование координат и векторов при решении задач.

Самостоятельная работа обучающихся:

 Построение вектора в пространстве (опережающее домашнее задание)

Тема  6. Основы тригонометрии

Требования  к  знаниям:

Обучающийся   должен:

уметь:

  1. проводить вычисления с помощью тригонометрических функций;
  2. проводить действия с тригонометрическими функциями;
  3. преобразовывать тригонометрические тождества;
  4. решать тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;
  5. использовать графический метод решения уравнений и неравенств;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тригонометрических функций;

Содержание  учебного материала

Радианная мера угла. Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса. Основные формулы тригонометрии. Формулы сложения. Формулы приведения. Формулы суммы и разности синусов (косинусов). Формулы двойного и половинного угла. Преобразование тригонометрических выражений.

Функции y=sin x и y=cos x и их графики. Функции y=tg x и y=ctg x и их графики.  Арксинус, арккосинус и арктангенс.

Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений с использованием тригонометрических формул. Однородные тригонометрические уравнения.

Решение простейших тригонометрических неравенств.

Самостоятельная  работа обучающихся:

1. Работа с учебником; справочным материалом; таблицами  для закрепления и систематизации знаний.

2. Домашняя работа: преобразование тригонометрических выражений, решение примеров из учебника Н.В. Богомолова «Практические занятия по математике» №73 с. 131, № 167 с. 149, № 187 с.154, № 199 с.156.

Тема  7. Функции, их свойства и графики

Обучающийся должен:

знать:  определение степенных, показательных, логарифмических  и тригонометрических функций, их свойства и графики; геометрические преобразования  графиков.

уметь:

  1. вычислять значение функции  по заданному значению аргумента при различных способах  задания функции;
  2. определять основные свойства  числовых функций, иллюстрировать их на графиках;
  3. определять основные свойства показательных, логарифмических и тригонометрических функций;
  4. строить графики  изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций;
  5. использовать  понятие функции  для описания и анализа зависимостей величин.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.

Содержание учебного материала  

Определение функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции.

 Преобразование графиков функций. Четность, нечетность и периодичность функций. Возрастание и убывание функций. Экстремумы.

Исследование функций. Степенная функция. Показательная и логарифмическая функции. Тригонометрические функции. Обратные тригонометрические функции.

Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Изготовление шаблона функций  .

Построение с помощью шаблона функции вида: ;; -;

2. Построение графиков функций   Сравнение их свойств.

Тема   8. Многогранники

Обучающийся должен:

знать: определение многогранника; призмы; пирамиды; иметь представление о правильных многогранниках ( тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр).

уметь: 

  1. изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач,
  2. строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
  3.  решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение  геометрических величин (длин, углов, площадей);
  4. использовать при решении  стереометрических задач планиметрические факты  и методы;
  5. проводить доказательные  рассуждения  в ходе решения  задач;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.

Содержание учебного  материала  

Пространственные тела. Многогранники. Призма. Построение сечений призмы. Правильная призма и ее свойства. Параллелепипед и его свойства. Решение задач на нахождение элементов правильной призмы.

Пирамида. Правильная пирамида. Построение сечений пирамиды. Усеченная пирамида.  

Площади поверхностей многогранников.  Правильные многогранники.

Самостоятельная  работа обучающихся:

Построение развертки геометрических тел и изготовление по ней моделей геометрических тел.

Тема 9. Тела  и  поверхности вращения

Требования  к  знаниям:

Обучающийся должен:

знать: определения тел вращения и их основных элементов.

уметь:  

  1. изображать основные круглые тела.
  2. выполнять чертежи по условиям  задач.
  3. строить простейшие сечения тел вращения.
  4. решать планиметрические и простейшие стереометрические  задачи на нахождение геометрических величин  (длин, углов, площадей, объемов).
  5. использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы.
  6. проводить доказательные рассуждения  в ходе  решения задач.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  2. для вычисления объёмов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Содержание учебного материала 

Цилиндр. Конус. Усеченный конус. Шар и сфера.

Самостоятельная работа обучающихся:

 Построение осевых сечений и сечений параллельных основанию конуса и цилиндра.

Тема  10.  Начала  математического анализа

Обучающийся должен:

знать: 

уметь:

  1. распознавать виды последовательностей;
  2. вычислять пределы функций;
  3. находить производные элементарных функций;
  4. использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;
  5. применять производную для проведения приближённых вычислений;
  6. решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;
  7. вычислять в простейших случаях площади и объёмы с использованием определённого интеграла;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.

Содержание учебного материала 

Последовательности и их свойства. Предел последовательности. Понятие производной. Её физический и геометрический смысл.

Формулы дифференцирования. Правила вычисления производных. Производная сложной функции. Уравнение касательной.

 Вторая производная. Её геометрический и физический смысл.

Применение производной к исследованию функций. Наибольшее и наименьшее значение функции.

Понятие первообразной.  Основное свойство первообразной. Основные правила нахождения первообразных.

Площадь криволинейной трапеции. Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка доклада на тему «Роль Исаака Ньютона и Карла Лейбница в создании дифференциального исчисления».

Тема  11.  Измерения в геометрии

Обучающийся должен:

знать: формулы для измерения объема куба, параллелепипеда, призмы, пирамиды, тел вращения.

уметь:

  1. распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
  2. описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  3. анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  4. изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
  5. строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
  6. решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объёмов);
  7. использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  8. проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  2. для вычисления объёмов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Содержание учебного материала  

Объем и его измерение. Интегральная формула объема. Объем призмы, цилиндра, пирамиды.

Объем тел вращения. Площадь поверхности цилиндра, конуса. Площадь сферы.

Отношения площадей поверхностей и объемов подобных тел.

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектом лекций и учебником, оставление таблиц для систематизации учебного материала  

Тема 12.  Элементы теории вероятностей.  

       Элементы математической статистики

Обучающийся должен  

уметь: вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
  2. анализа информации статистического характера.

Содержание учебного материала 

Вероятность события. Классическое определение вероятности. Теорема сложения и умножения вероятностей.

Дискретная случайная величина, закон ее распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины.  

Основные понятия математической статистики. Решение практических задач.

Тема  13. Уравнения и неравенства

Требования к знаниям:

Обучающийся должен знать: основные методы решения рациональных, показательных, логарифмических, тригонометрических уравнений, неравенств, систем.

Требования  к умениям:

Обучающийся  должен

 уметь: 

  1. решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным  и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;
  2. использовать графический метод решения уравнений и неравенств;
  3. изображать на координатной плоскости решения уравнений , неравенств и систем уравнений с двумя неизвестными;
  4. составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых  (в том числе  прикладных  задачах);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для построения и исследования простейших математических моделей.

Содержание учебного материала 

Равносильность уравнений, неравенств, систем. Основные приемы решения рациональных, иррациональных уравнений и их систем.

Основные приемы решения показательных, тригонометрических уравнений и их систем.

 Метод интервалов.

Основные приемы решения рациональных и показательных неравенств.

Основные приемы решения тригонометрических неравенств.

Решение задач на составление уравнений и систем уравнений.

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение экзаменационных вариантов, в том числе ЕГЭ (опережающее домашнее задание).

Тема  14.  Повторение

Обучающийся должен

знать/понимать:

  1. значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  2. значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  3. универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
  4. вероятностный характер различных процессов окружающего мира

 

Содержание учебного материала 

Производная. Применение производной к исследованию функции. Первообразная и интеграл.  Решение геометрических задач.


Таблица по организации самостоятельной работы студентов  I курса –

приложение к Рабочей программе по дисциплине «Математика»

Раздел

Тема

Кол-во часов

Вид работы

Цель

Контроль

1

2

3

4

5

Тема 1. Развитие понятия о числах

4

 Выполнение расчетного задания по предложенному алгоритму с использованием карточек-инструкций.

Изучение практических приемов вычислений с приближенными данными.

Закрепление и углубление ранее изученного материала.

 Проверка выполненной работы преподавателем.

Тема 2. Корни, степени и логарифмы

20

1. Работа с конспектом лекций и учебником, оставление таблиц для систематизации учебного материала  по основным способам решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств.

2. Решение заданий из экзаменационного сборника под ред. Дорофеева Г.В. и ЕГЭ.

Изучение, систематизация  и углубление  изученного материала. Подготовка к итоговой аттестации.

Выполнение контрольной работы

Тема 3. Прямые и плоскости в пространстве 

10

1. Работа с конспектом лекций и учебником, составление справочных таблиц для изучения, систематизации и запоминания основных определений, признаков и свойств.

2. Подготовить сообщение по теме: «Краткий экскурс в историю геометрии».

Систематизация и запоминание основных понятий, терминов и свойств.

Развитие кругозора и интереса к дисциплине.

Отчет-защита студента по выполненной работе перед преподавателем

Тема 4. Элементы комбинаторики  

4

Составление кроссворда на новые математические понятия, определения, теоремы.

Изучение, систематизация  и углубление  изученного материала.

Проверка работ преподавателем. Решение лучших кроссвордов на уроке.

1

2

3

4

5

Тема 5. Координаты и векторы

4

 Построение вектора в пространстве (опережающее домашнее задание)

Систематизация и закрепление полученных знаний и применение их на практике.

Проверка домашней работы преподавателем.

Тема 6. Основы тригонометрии

20

1. Работа с учебником; справочным материалом; таблицами  для закрепления и систематизации знаний.

2. Домашняя работа: преобразование тригонометрических выражений, решение примеров из учебника Н.В. Богомолова «Практические занятия по математике» №73 с. 131, № 167 с. 149, № 187 с.154, № 199 с.156.

Систематизация  и углубление  изученного материала, отработка навыков тождественных преобразований тригонометрических выражений, решения основных типов тригонометрических уравнений и неравенств.

Выполнение контрольной работы

Тема 7. Функции и их свойства и графики

10

1. Изготовление шаблона функций .

Построение с помощью шаблона функции вида: ;

; -;

2. Построение графиков заданных функций  

Сравнение их свойств.

Научить определять свойства функции по готовому графику и, наоборот, по известным свойствам строить графики функций.

Отчет-защита студента по выполненной работе перед преподавателем

1

2

3

4

5

Тема 8. Многогранники

 

16

Построение развертки геометрических тел и изготовление по ним моделей геометрических тел.

Научиться строить развертку многогранников.

Уметь применять полученные знания при решении задач.

Проверка работ преподавателем и студентами группы.

Тема 9. Тела и поверхности вращения

4

 Построение осевых сечений и сечений параллельных основанию конуса и цилиндра.

Приобретение навыков построения сечений тел вращения.

Проверка работ преподавателем

Тема 10. Начала математического анализа

.

6

Подготовка доклада на тему «Роль Исаака Ньютона и Карла Лейбница в создании дифференциального исчисления»

Повышение интереса к изучаемой дисциплине, расширение кругозора.

Проверка работ преподавателем. Лучший доклад заслушать на уроке.

Тема 11. Измерения в геометрии

6

 Работа с конспектом лекций и учебником, оставление таблиц для систематизации учебного материала  

Систематизация и запоминание формул объёмов и площадей поверхностей тел вращения.

Технический диктант.

Тема 13. Уравнения и неравенства

31

Решение экзаменационных вариантов в том числе ЕГЭ (опережающее домашнее задание).

Повторение материала курса.

Проверка выполненной работы преподавателем по мере выполнения.

Всего:

135


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

  1. Башмаков М.И. Математика: учебник для нач. и сред. Проф.образования. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2010
  2. Богомолов Н.В. Математика: учеб. для ссузов/ Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
  3. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: Учеб. пособие для

средних проф. учеб. заведений/ Н.В.Богомолов. – 9-е изд., стер. – М.:

Высшая школа, 2007.

  1. Богомолов Н.В. Сборник дидактических заданий по математике: учеб.

пособие для ссузов/ Н.В. Богомолов, Л.Ю. Сергиенко. – 2-е изд.,

стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

  1. 5. Богомолов Н.В. Сборник задач по математике: учеб. пособие для

ссузов/Н.В. Богомолов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1.   Пехлецкий И.Д. Математика: Учебник для студ. образоват. учреждений

      сред. проф. образования/ Игорь Дмитриевич Пехлецкий. – 3-е изд. стер. –

      М.: Издательский центр "Академия", 2005.

2.   Соловейчик И.Л. , В.Т. Лисичкин: Сборник задач по математике с

      решениями для техникумов./ И.Л. Соловейчик, В.Т. Лисичкин. – М.: ООО

    "Издательский дом "ОНИКС 21 век": "Издательство "Мир и образование",

      2003.

3.   Н.С. Глаголев, Е.А. Орлов, Н.Г. Топазов. Математика

      для заочных техникумов. Часть III. Элементы высшей математики. – М.:

      Высшая школа, 1990.

4.   Афанасьева О.Н., Бродский Я.С., Павлов А.Л. Математика для

      техникумов на базе среднего образования: Учеб. пособие. – М.:

      Издательство физико-математической литературы, 2005.

5.   Дорофеев Г.В. Сборник заданий для подготовки и проведения

      письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам

      анализа (курс В) за курс средней школы. 11 класс/ Г.В. Дорофеев, Г.К.

      Муравин, Е.А. Седова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

6.   Денищева Л.О., Михеева Т.Ф. Учимся решать задачи. Геометрия 10 – 11

      класс – М.: Интеллект-Центр, 1998.

7.    Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные

       работы по алгебре и началам анализа для 10 – 11 классов. М.: Илекса,

       2004.

8.   Дадаян А.А. Сборник задач по математике: учеб пособие/ А.А. Дадаян.

      М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.

9.   Гурский И.П. Функции и построение графиков. Пособие для учителей.

      ИЗД. 3-е, испр. И доп. М., "Просвещение", 1968.

10. Добржицкая И.Г., Добржицкий М.Б. Краткое руководство к решению

      задач по высшей математике (для техникумов). Мн., "Вышэйш. Школа",  

      1972.

11.   Н.С.Глаголев и др. Математика для заочных техникумов. 3-х томн. Изд.,

       М., "Высшая школа", 1963.

 СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Оборудование учебного кабинета:

-    комплект учебно-методической документации;

-  наглядные пособия (дидактические материалы содержащие рисунки, схемы, определения, таблицы, плакаты предназначенные для демонстрации преподавателем на лекциях; презентационные материалы по темам; макеты)

- лицензионные компьютерные обучающие и контролирующие, которые предполагают использование инновационных педагогических технологий и методов обучения, основанных на приемах развития самостоятельной и проектной деятельности студентов, формирующих навыки производственного моделирования и конструирования, направленных на развитие профессиональных личностных качеств.

 .

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- персональные компьютеры;

- сканер;

- принтер;

- видеопроектор;

- кодоскоп;

- экран;

- набор слайдов;

- телекоммуникационное оборудование;

- комплект измерительных инструментов для работы у доски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ИНФОРМАТИКА по специальности: 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Рабочая программа учебной дисциплины ИНФОРМАТИКА является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 190631  «Техническое обслуживание и ре...

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.06 ХИМИЯ название учебной дисциплины ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ название профиля 190631 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА» 230401 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ» (ПО ОТРАСЛЯМ) коды и названия сп

Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) среднего (полного) общего образования Химия  н...

Рабочая программа "Метрология, стандартизация и сертификация" для специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"

Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация" является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 1906...

Рабочая программа "Инженерная графика" для специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"

Программа учебной дисциплины «Инженерная графика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 190613 Техническое об...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01 специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"

Профессиональный модуль«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» Область применения программыРабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образова...

Методическая разработка по дисциплине "Иностранный язык" Методические рекомендации при работе с техническим текстом для студентов 2 курса , специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Методические рекомендации составлены для того, чтобы научить студентов читать и переводить тексты по специальности, составлять реферат, а также ознакомить с основными правилами работы со словарем на п...

Рабочая программа учебной дисциплины ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (Специальности: 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»).

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям  СПО, в рамках реализации ОПО...