Рабочая программа "Метрология, стандартизация и сертификация" для специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"
рабочая программа на тему

Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация" является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовая подготовка). Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_metrologiya_ta-312.doc389.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

(ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА)

БУ  «Урайский политехнический колледж»

по специальности

190631

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Урай, 2014

Одобрена:

Предметной (цикловой) комиссией «Дисциплин технического профиля»

Протокол №______от «_____»________________201_г.

Протокол №______от «_____»________________201_г.

Протокол №______от «_____»________________201_г.

Председатель  ЦМК :

___________________/_______О.Г.Логинова_______/

___________________/_________Ф.И.О____________/

___________________/_________Ф.И.О____________/

Разработана на основе ФГОС СПО по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Организация-разработчик: БУ ПО «Урайский политехнический колледж»

Автор: С.А. Бахмат, преподаватель высшей квалификационной категории Урайского политехнического колледжа

  Заместитель  директора:

___________________/___________________________/

___________________/_________Ф.И.О____________/

___________________/_________Ф.И.О____________/

Рецензент:        _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБОУ СПО

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Метрология, стандартизация и сертификация

1.1. Область рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовая подготовка).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выполнять метрологическую поверку средств измерений;
  • проводить испытания и контроль продукции;
  • применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта;
  • определять износ соединений;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия, термины и определения;
  • средства метрологии, стандартизации и сертификации;
  • профессиональные элементы международной и региональной стандартизации;
  • показатели качества и методы их оценки;
  • системы и схемы сертификации

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;

самостоятельной работы обучающегося 28 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:

        лабораторные работы

12

        практические занятия

10

        контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

в том числе:

       внеаудиторная самостоятельная работа

28

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта                                              


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Метрология

Тема 1. Основные положе-

ния в области метроло-

логии. Службы надзора

и контроля

Содержание учебного материала

2

1

Основные положения, понятия, термины и определения в области метрологии. Службы надзора и контроля. Задачи метрологии. Нормативно – правовая основа метрологического обеспечения точности. Международная система единиц. Единство измерений. Метрологическая служба. Основные термины и определения. Международные организации по метрологии.

1

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой

1

Тема 2. Основы теории измерений

Концевые меры длины. Гладкие калибры

Содержание учебного материала

2

1

Основы теории измерений. Средства метрологии. Концевые меры длины. Гладкие калибры

Плоскопараллельные концевые меры длины (ПКМД): понятие, назначение. Правила составления блока мер требуемого размера. Классификация гладких калибров и их назначение. Щупы и их назначение.

1

Практические работы

4

2

ПР Составление размеров деталей с помощью концевых мер длины

2

3

ПР Проверка годности детали с помощью калибров

2

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации по теме урока. Оформление практических работ.

3

Тема 3. Штангенинструменты и микрометры

Содержание учебного материала

2

1

Штангенинструменты и микрометры. Простейшие средства измерения. Штангенинструменты: штангенциркуль, штангенглубиномер, штангенрейсмус. Нониусы, их назначение и устройство. Микрометрические инструменты: микрометр, микрометрический глубиномер, микрометрический нутромер. Точность, пределы измерения, проверка настройки микрометрического инструмента. Чтение показаний, правила измерений.

1

Практические работы

6

1

ПР Измерение размеров деталей штангенциркулем

2

2

ПР Измерение размеров деталей гладким микрометром

2

3

ПР Измерение расстояния между осями двух отверстий

2

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации по теме урока. Оформление практических работ.

4

Тема 4. Рычажные приборы. Автоматизированные измерительные системы и

комплексы

Содержание учебного материала

2

1

Рычажные приборы. Автоматизированные измерительные системы и

комплексы. Выбор средств измерения линейных величин. Гарантированный допуск и его связь с погрешностью инструмента. Допустимая погрешность измерений. Выбор средств измерения по погрешности. Измерительные головки приборов для относительных измерений (индикаторы, микрокаторы, миниметры, оптиметры). Угломеры.

1

Практические работы

2

2

ПР Измерение радиального биения вала, установленного в центрах, индикатором часового типа 

2

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации по теме урока. Оформление практических работ. Современные измерительные инструменты, применяемые в машиностроении (конспект)

2

Раздел 2. Стандартизация

Тема 5. Основные понятия в области стандартизации

Содержание учебного материала

2

1

Основные понятия, термины и определения в области стандартизации. Средства стандартизации Стандартизация, стандарт. Стандартизация и ее разновидности. Цели и задачи стандартизации. Комплексная и опережающая стандартизация. Принципы стандартизации. Основные методы стандартизации.

1

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой. Подготовить сообщение о  порядке утверждения и внедрения стандартов.

1

Тема 6. Профессиональные элементы международной и региональной стандартизации. Взаимозаменяемость

Содержание учебного материала

2

1

Международная и региональная стандартизация. Взаимозаменяемость Органы и службы стандартизации в Российской Федерации и их функции. Осуществление государственного контроля и надзора. Информационное обеспечение в области Цели, принципы создания, структура стандартов. Понятие об экономической эффективности стандартизации. Международная организации по стандартизации (ИСО). Внедрение международных стандартов в отечественную нормативную документацию. Точность в технике. Термины: точность, погрешность. Причины появления погрешностей геометрических параметров элементов деталей. Взаимозаменяемость. Виды взаимозаменяемости: полная и неполная, геометрическая и функциональная, внешняя и внутренняя. Основные принципы взаимозаменяемости и ее связь с эксплуатационными требованиями, технологией производства. Роль взаимозаменяемости в рациональном производстве и ее эффективность.

1

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой

1

Тема 7. Основные понятия о допусках и посадках. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений

Содержание учебного материала

4

1

Основные понятия о допусках и посадках. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений Классификация соединений по форме сопрягаемых поверхностей, по характеру контакта, по степени подвижности. Основные определения: номинальный, действительный и предельный размеры; отклонения размера: действительное, предельное (верхнее или нижнее), среднее. Допуск размера.

2

Квалитеты. Основные отклонения. Система отверстия и вала Определение посадки. Понятие о зазоре и натяге. Предельные зазоры и натяги. Допуск посадки (зазора и натяга). Связь предельных зазоров и натягов с допусками на обработку. Графическое изображение полей допусков. Расстановка  размеров с отклонениями на чертежах.

Практические работы

2

3

ПР Определение посадок, отклонений, предельных размеров, построение полей допусков для соединений типа «вал-втулка»

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации по теме урока. Оформление практических работ.

3

Тема 8. Допуски и посадки подшипников качения

Содержание учебного материала

2

1

Допуски и посадки подшипников качения. Классы точности подшипников. Зазоры в подшипниках (начальные, монтажные, рабочие).. Особенности системы допусков  и посадок для подшипников. Выбор и назначение посадок для колец подшипников. Требования к точности формы шероховатости поверхностей деталей, сопрягаемых с подшипниками качения.

1

Практические работы

2

2

ПР Определение посадок, отклонений, предельных размеров, построение полей допусков для соединений типа «вал-подшипник»

2

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации по теме урока. Оформление практических работ. Провести расчет интенсивности нагрузки на посадочные поверхности, выбрать поля допусков для посадочных поверхностей и обозначить  их на сборочном чертеже

2

Тема 9. Нормы геометрической точности. Допуски форм и

расположения поверхностей

Содержание учебного материала

2

1

Нормы геометрической точности. Допуски форм и расположения поверхностей. Поверхности (профили) прилегающие и реальные. Отклонения  и допуски формы и расположения поверхностей: терминология, виды, условные детали. Влияние отклонений  геометрических параметров на эксплуатационные показатели машин.

1

Практические работы

4

2

ПР  «Измерение размеров и отклонений формы поверхностей»

2

3

ПР Допуски формы и расположения поверхностей и обозначение их на чертежах.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации по теме урока. Оформление практических работ.

3

Тема 10. Шероховатость поверхностей. Размерные цепи.

Содержание учебного материала

2

1

Шероховатость поверхностей. Размерные цепи. Параметры шероховатости. Условные обозначения шероховатости и простановка их на чертежах. Понятие о волнистости  поверхностей. Точность обработки, основные причины возникновение погрешностей.

1

Практические работы

2

ПР  «Расчёт  размерных цепей»

2

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации по теме урока. Оформление практических работ. Обозначить на поверхностях деталей шероховатость, отклонения и допуски расположения поверхностей.

2

Тема 11. Допуски угловых размеров и резьбовых соединений. Допуски и посадки на зубчатые колёса и соединения

Содержание учебного материала

Допуски угловых размеров и резьбовых соединений. Допуски и посадки на зубчатые колёса и соединения. Зависимые и независимые углы. Степени точности угловых размеров. Допуски угловых размеров. Способы выражения и обозначения допусков углов. Классификация резьб и их  применение.   Крепежые  резьбы и их основные параметры.  Допуски, основные отклонения, степени точности, классы точности. Обозначение требований  к точности резьб на рабочих и сборочных чертежах.

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации по теме урока.

Тема 12. Допуски и посадки шпоночных и шлицевых соединений

Содержание учебного материала

2

Допуски и посадки шпоночных  и шлицевых соединений. Применение шлицевых соединений.  Понятие о центрировании.  Допуски и посадки. Обозначение посадок шлицевых  соединений на  чертеже. Применение шпоночных соединений. Основные параметры  призматических и сегментных шпонок. Допуски шпоночных соединений и их обозначение на чертежах.

1

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации по теме урока.

1

Раздел 3. Качество продукции

Тема 13. Показатели качества продукции и методы их

оценки

Содержание учебного материала

2

1

Показатели качества продукции и методы их оценки. Система показателей качества продукции. Оценка и методы оценки качества продукции.

1

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации по теме урока.

1

Тема 14. Испытания и контроль продукции. Системы качества

Содержание учебного материала

2

1

Испытания и контроль продукции. Системы качества. Контроль и методы контроля качества. Единая система государственного управления качество продукции.  Основные понятия и определения  в области качества продукции. Классификация и номенклатура показателей качества.

1

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации по теме урока.

1

Раздел 4. Сертификация

Тема 15. Основные определения. Порядок и правила сертификации.

Средства и схемы сертификации

Содержание учебного материала

4

1

Основные понятия, термины и определения в области сертификации. Цели сертификации. Обязательная сертификация. Продукция (услуги), подлежащая (подлежащие) обязательной сертификации.

1

2

Порядок и правила сертификации. Средства и схемы сертификации Нормативные документы по сертификации. Система сертификации. Добровольная сертификация.

1

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка к промежуточной аттестации по дисциплине. Изучить вопрос международного сотрудничества в области стандартизации, метрологии и качеством продукции, ознакомиться с содержанием стандартов СТ ИСО

2


ИТОГО по дисциплине

84

В том числе ПР

22

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Метрология, стандартизация и подтверждения качества»

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- измерительный инструмент;

- изношенные детали ДВС;

- учебно-методические материалы: инструкционные карты, комплекты контрольных вопросов, заданий

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте: учебник для студ. сред. проф. образования/ (И.А. Иванов, С.В. Урушев, А.А. Воробьёв, Д.П. Кононов). – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  2. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении: учебник для студ. сред. проф. образования/ (С.А. Зайцев, А.Н. Толстов, Д.Д. Грибанов, А.Д. Куранов). – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  3. Метрология, стандартизация и сертификация в энергетике: учебник для студ. сред. проф. образования// (С.А. Зайцев, А.Н. Толстов, Д.Д. Грибанов, Р.В. Меркулов). – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  4. Кузнецов В.А., Ялунини Г.В. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.: Инфра-М, 2009.
  5. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
  6. Основы стандартизации, метрологии и сертификации / И.М. Лифиц. – М.: «Юрайт», 2000.  
  7. Антонюк Е.М., Антонюк П.Е., Бишард Е.Г. и др. Сборник задач по метрологии и измерительной технике: Учеб.пособие – СПб, 1997.
  8. Дубовой Н. Д., Портнов Е. М. Основы метрологии, стандартизации и сертификации. – М.: Инфра-М, 2009.

Дополнительные источники:

  1. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник для студ. высш. учеб. заведений / (Б.Я. Авдеев, В.В. Алексеев, Е.М. Антонюк и др.). ; под ред. В.В. Алексеева. – 2-е изд., стер. – М. Издательский центр «Академия», 2008.
  2. Дудников А.А.. Основы стандартизации, допуски  посадки и технические измерения. – М: ВО Агпромиздат», 2003.
  3. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. – М: Машиностроение, 2003.
  4. Козловский Н. С., Виноградов А. Н.  Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения. – М.: Машиностроение, 2000.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов

наблюдение и оценка выполнения практических занятий

оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой

наблюдение и оценка выполнения практических занятий

использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества

наблюдение и оценка выполнения практических занятий

приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ

наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ

Знания:

основные понятия метрологии;

устный опрос,

письменная проверка

задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;

решение задач,

устный опрос

формы подтверждения качества;

устный опрос,

письменная проверка

основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

устный опрос

терминологии и единиц измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ

устный опрос,

письменная проверка

Разработчики:         

Урайский политехн..колледж     преподаватель                      Бахмат С.А.

   (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Техническая механика для специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническая механика" является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 «Техническое обслужива...

Рабочая программа. Математика ЕН. Специальность:Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.190631

Рабочая программа для учебных заведений среднего профессионального образования. Максимальная учебная нагрузка 102 часа,обязательная учебная нагрузка 68 часов,самостоятельная нагрузка студентов 34 часа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) для специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта," СПО, 1 курс, 2015 год

Рабочая программа  учебной дисциплины ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) для 1 курсаДля специальностей технического профиля среднего профессионального образованиябазовой подготовки на базе основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) Для специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта," СПО, 2-4 курсы, 2015 год

Рабочая программа учебной дисциплины ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) для 2-4 курсовДля специальностей технического профиля среднего профессионального образованиябазовой подготовки на базе основного обще...

Рабочая программа по дисциплине "Технология" для 1 курса СПО (повышенный уровень) по специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"

Представленная авторская рабочая программа для 1 курса по дисциплине "Технология" разработана в рамках вариативной части учебного плана по специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильно...

Рабочая программа по информатике для специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"

Рабочая программа дисциплины «Информатика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт авт...

План проведения Конкурса Автомобильный ринг Группы АМ-12 и АМ-13 Специальность: «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

План проведения Конкурса Автомобильный ринг Группы АМ-12 и АМ-13  Специальность: «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Дата проведения: Тема ур...