Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.06 ХИМИЯ название учебной дисциплины ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ название профиля 190631 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА» 230401 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ» (ПО ОТРАСЛЯМ) коды и названия сп
рабочая программа на тему

Пряхина Юлиана Сергеевна

Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) среднего (полного) общего образования Химия  на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессиональ­ного образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Содержание программы направлено на достижение следующих целей:

·          освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

·         овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

·         развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

·         воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;

·         применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

На дисциплину Химия  по специаль­ностям среднего профессионального образования название технического профиля отводится 117 часов, в том числе 78 часов аудиторной нагрузки в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах ОПОП среднего профессионального образования '.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_khim_dlya_at_is_1_kurs_2014_novaya.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ФИЛИАЛ

СОГЛАСОВАНО:                                                        УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель УМЦ                                                         Директор колледжа

_____________________                                                _____________________

О.Б. Береснева                                                                С.А. Баландин

«___» _________ 20___ г.                                                «___» __________ 20__г.

Рабочая программа учебной дисциплины

ОДБ.06 ХИМИЯ

название учебной дисциплины

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

название профиля

190631 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»

230401 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ» (ПО  ОТРАСЛЯМ)

коды и названия специальностей

Челябинск, 2014

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК ________________________________________________________________________

        (Наименование ПЦК)

Протокол № __ от «__» ________20__г

Председатель ПЦК ___________________

        (подпись)

____________________________________

Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины ________________________

для специальностей СПО, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года.

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации ФГОС  среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО, формируемых на основе ФГОС НПО и СПО, одобренными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол № 1 от «03» февраля 2011 г.)

Разработчик программы: Пряхина Юлиана Сергеевна

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза:  

Содержательная экспертиза:

Внешняя экспертиза

Содержательная экспертиза:  

Содержание

                                                                                        стр.

Пояснительная записка                                                                        5-6

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины                                7-8                Структура и содержание учебной дисциплины                                        9-16        

Содержание профессиональной составляющей                                        17

Условия реализации учебной дисциплины                                        18        

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины                19-20

Лист изменений и дополнений                                                        21

Приложение 1 Конкретизация результатов освоения дисциплины        22-24        

Приложение 2 Технологии формирования ОК                                        25

Пояснительная записка

Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) среднего (полного) общего образования Химия  на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Содержание программы направлено на достижение следующих целей:

  •  освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

На дисциплину Химия  по специальностям среднего профессионального образования название технического профиля отводится 117 часов, в том числе 78 часов аудиторной нагрузки в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах ОПОП среднего профессионального образования '.

Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

В программе по дисциплине Химия  реализуемой при подготовке студентов  по специальностям технического профиля, профильной составляющей является разделы  для специальностей

190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными  работами.

Программа содержит тематический план, отражающий количество часов, выделяемое на изучение Химии  при овладении студентами специальностями технического  профиля.

Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая  заполнение таблиц, составление схем, подготовку сообщений, решение задач, составление конспектов.

Контроль качества освоения дисциплины Химия проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине.

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета по итогам изучения дисциплины.

Дифференцированный зачет по дисциплине проводится за счет времени, отведенного на её освоение, и выставляется на основании результатов выполнения лабораторных работ, а также точек рубежного контроля.

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины Химия.

1.1. Область применения программы:

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО.

190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

230401 «Информационные системы» (по отраслям)

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающиеся должны

 знать:

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
  • основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

  • называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  • связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
  • решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося- 39 часов.

 

Структура и содержание учебной дисциплины

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

   лекции

67

   лабораторные занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

1


Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия. 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение.

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

3

Раздел 1.

Общая и неорганическая химия

Тема 1.1.

Содержание учебного материала

Основные понятия и законы химии

Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Понятие биотехнологии.

Лекции

  1. Основные понятия и законы химии

2

1

Самостоятельная работа обучающихся  решение расчетных задач

1

2

Тема 1.2.

Содержание учебного материала

 

8

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома.

Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d- орбитали.  Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки

Лекции

  1. Периодический закон Д.И. Менделеева, его значение.
  2. Строение атома

2

2

1-2

Самостоятельная работа обучающихся   заполнение таблицы, составление схем строения атомов

4

2

Тема 1.3.

Содержание материала

10

 

Строение вещества.

Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

 Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов

Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

Лекции

  1. Агрегатное состояние веществ. Классификация веществ.
  2. Виды химической связи, механизмы образования.
  3. Типы кристаллических решеток. Дисперсные системы.

2

2

2

1-2

Лабораторная работа № 1 Растворение железа и цинка в соляной кислоте

2

2

Самостоятельная работа  решение задач на определение  типы химической связи, степени окисления элементов в веществах.  Сообщения на темы: Конденсация. Аномалии физических свойств воды. Жидкие кристаллы.

6

2

Тема 1.4.

Содержание материала

Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.

Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Массовая доля растворенного вещества.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

9

Лекции

  1. Растворы их классификация. Массовая доля растворенного вещества.
  2. Электролитическая диссоциация
  3. Степень электролитической диссоциации.

2

2

2

1-2

Самостоятельная работа  составление  уравнений электролитической диссоциации, определении кислот, солей оснований по формулам.

3

2

Тема 1.5.

Содержание материала

Классификация неорганических соединений и их свойства

Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований.

Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.

Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

10

Лекции   10. Основные классы неорганических соединений.(оксиды, основания)

2

1

11. Основные классы неорганических соединений.(кислоты, соли)

2

1

Лабораторная работа №2

Вытеснение одного металла другим из раствора соли

 

2

2

Самостоятельная работа   составление таблиц  «Свойства оксидов», «Свойства кислот», «Свойства оснований», «Свойства солей»

4

2

Тема 1.6.

Содержание материала

 Химические реакции. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

11

Лекции 12. Степень окисления

               13. окислительно-восстановительные реакции

14 .Классификация химических реакций.

15.Скорость химической реакции.

2

2

2

2

 

1 -2

Самостоятельная работа  заполнение таблицы «Типы реакций»,  составление уравнений реакций разных типов.

3

2

Тема 1.7.

Содержание материала

Металлы и неметаллы.

Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

13

Лекции

16 .Особенности строения атомов  металлов, их свойства.

17.Сплавы металлов

18.Особенности строения атомов неметаллов, их свойства

2

2

2

1

1

1

 Лабораторная работа №3 Идентификация неорганических соединений

                       2

                  2

Самостоятельная работа  подготовка сообщения по темам:  Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии. Производство чугуна и стали.

5

1

Раздел 2.

Органическая химия

  Тема 2.1.

Содержание учебного материала

5

Основные понятия органической химии.

Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность.  Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и изомеры.  Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.

Лекции

19.Основные понятия органической химии.

2

1

Самостоятельная работа  подготовка сообщения о роли органической химии в жизни человека.

3

2

Тема 2.2.

Содержание материала

Углеводороды и их природные источники.

  Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.

Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

13

Лекции

  1. Алканы, гомологический ряд, изомерия, номенклатура и свойства
  2. Алкены: гомологический ряд, изомерия, номенклатура и свойства.
  3. Алкадиены: гомологический ряд, изомерия, номенклатура и свойства
  4.   Алкины гомологический ряд, изомерия, номенклатура и свойства.
  5. Бензол: гомологический ряд, изомерия, номенклатура и свойства

2

2

2

2

2

 

1 - 2

Самостоятельная работа   составление таблицы «Классификация углеводородов», составление молекулярных и структурных формул  углеводородов.

3

2

Тема 2.3.

Содержание материала

Кислородсодержащие органические соединения.

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ⎯→ полисахарид. Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств

18

Лекции

  1. Спирты : номенклатура, свойства, получение и применение
  2. Альдегиды: номенклатура, свойства, получение и применение.
  3. Карбоновые кислоты: номенклатура, свойства, получение и применение.  
  4. Углеводы: номенклатура, свойства, получение и применение.
  5. Жиры: номенклатура, свойства, получение и применение
  6. Амины: номенклатура, свойства, получение и применение

2

2

2

2

2

2

Лабораторная работа № 4 Качественные реакции на альдегиды , многоатомные спирты, крахмал и белки

2

2

Самостоятельная работа   составление молекулярных и структурных формул  кислородсодержащих соединений,  подготовить сообщение о  применении кислородсодержащих соединений в качестве  химического сырья.

4

2

Тема 2.4.

Содержание материала

Азотсодержащие органические соединения.

.

Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.

Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

14

1-2

Лекции

31Аминокислоты: номенклатура, свойства, применение.

  1. Белки и другие высокомолекулярные соединения.
  2. Пластмассы. Волокна

2

2

2

1-2

Лабораторная работа № 5 Идентификация органических соединений

2

2

Самостоятельная работа    решение задач.

3

2

Дифференцированный зачет

2

Всего

117

 

         


Содержание профильной составляющей

190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Раздел 1. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.

-  Тема:  1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома. При изучении данной темы целесообразно уделить время  на формирование у студентов  представлений о радиоактивности, об  использовании  радиоактивных изотопов в технических целях, о  рентгеновском излучении  и его использовании в технике.

- Тема: 1.3. Строение вещества. При изучении данной темы необходимо уделить время на раскрытие понятий  Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Жидкие кристаллы.

- Тема: 1.7. Металлы и неметаллы. При изучении данной темы необходимо обратить внимание студентов на следующие вопросы: Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии. Производство чугуна и стали.

 

 

Условия реализации программы дисциплины

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 Реализация  программы  дисциплины  требует  наличия  учебного кабинета   «Химии» и  лаборатории химии.

Оборудование учебного кабинета и лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее  место преподавателя;

- демонстрационный стол

- вытяжной шкаф  

- учебно-наглядные пособия по химии;        

- лабораторное оборудование  

Технические средства обучения:

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и  

  мультимедиапроектор

Информационное обеспечение обучения

Перечень  рекомендуемых  учебных  изданий,  Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Все лабораторные работы выполняются интерактивно в программе VirtuLab, Виртуальная образовательная лаборатория

Интернет ресурсы

1.Alhimikov.net    2.Chimikal.ru    3.NANOBET.RU   4.SCI-LIB    5.WebElements

6.XuMuK.ru     7.Univer.ru

Основные источники:  

  1. Химия: учеб. для студ. Учреждений сред.проф.образования/ Ю. М. Ерохин – 15-е изд, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 400с.
  2.  Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): учеб. для сред. Проф. учеб. Заведений / Ю. М. Ерохин, В. И. Фролов  – М:. Издательский центр «Академия», 2008. – 304 с.

  1. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2009.

                                     

Дополнительные источники:  – для преподавателей:

1.  Габриелян О.С. Общая химия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Н. Соловьев, Ф.Н. Маскаев – М., 2009.

2. Габриелян О.С., Воловик В.В. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений. – М., 2009.

3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: Пособие для поступающих в вузы. – М., 2009.

4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008.

5. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2009.

6. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2008.

  1. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2009.
  2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2009.

                                        - для студентов:

            1.  Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2008.

2. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2009.

3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие. – М., 2008.

                                

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

1. В результате изучения учебной дисциплины  Химия

студент должен  знать:

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
  • основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

  • называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  • связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
  • решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

2. В процессе освоения дисциплина способствует формированию  у студентов  общих компетенций (ОК):

 

           ОК 1. – Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать

           высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

 ОК 2. - Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

 методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество.

 ОК 3. -  Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях

 и нести за них ответственность

ОК 4. - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.-  Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. - Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. - Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, - заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. –  Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 ОК 10.- Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей

 

Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу.

№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

подпись лица, внесшего изменения

Приложение 1

Конкретизация результатов освоения дисциплины

Уметь:

-   производить расчеты по формулам и уравнениям;

 

- характеризовать свойства оксидов, кислот, оснований, солей;

- составлять химические ряды.

- Составлять электронные формулы, схемы элементов;

- определять характер соединений;

- сравнивать элементы друг с другом.

- определять характер связи, степень окисления элементов;

- составлять структурные формулы веществ

- записывать уравнение реакций ионного обмена

- составлять  уравнения реакций, характерных для веществ разных классов.

- составлять уравнения окислительно – восстановительных реакций с помощью электронного баланса;

- определять тип химической реакции.

характеризовать общие свойства металлов и неметаллов;

Лабораторная работа №1Растворение железа и цинка в соляной кислоте

Лабораторная работа№2 Вытеснение одного металла другим из растворов

Л 2

Л5

Л9

Л5,Л12

Л5, Л6,Л11,Л12, Л19,Л 20-24,Л 25-30

Л13-14

Л 20-24,Л 25-30

Л13

Л14

Л16-18

- определять реакцию растворов с помощью индикаторов;

- решать задачи на концентрацию растворов.

- записывать уравнения реакций гидролиза;

- распознавать  ионы с помощью качественных реакций

Лабораторная работа №3  Идентификация неорганических соединений

Л7

Д8-9

- определять гомологов и изомеров;

- распознавать  виды химических реакций.

называть углеводороды по международной номенклатуре;

Лабораторная работа №4 Качественные реакции на альдегиды, многоатомные спирты, крахмал и белки

Л 20-24,Л 25-30

-  составлять молекулярные и структурные формулы; уравнения реакций.

- сравнивать свойства аминов;

- определять белок.

Лабораторная работа № 5 Идентификация органических соединений

Знать:

 - определение понятий атом, элемент, молекула;

-  формулировку основных законов химии;

 1.1. Основные понятия и законы химии

-  состав, названия и свойства основных классов неорганических веществ.

- современную формулировку периодического закона;

- структуру таблицы;

- строение атома.

1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

- виды химических связей;

- понятия смеси и чистые вещества;

1.3. Строение вещества

- теорию электролитической диссоциации;

- понятия гидролиз, электролиз.

1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

- основные классы неорганических соединений;

- химические и физические свойства солей, кислот, оснований и  оксидов;

1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства.

- классификацию химических реакций;

-  факторы, влияющие на  скорость химической реакции;

1.6. Химические реакции

- положение металлов и неметаллов в ПСХЭ;

- особенности строения их атомов;

-состав, строение и получение  важнейших соединений металлов и неметаллов

1.7. Металлы и неметаллы

- предмет органической химии;

- методы изучения органических соединений;

- основные положения теории А.М. Бутлерова

- классификацию органических веществ, реакций.

2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

- общие формулы углеводородов

- характер связи в молекулах;

-  систематическую номенклатуру, свойства и практическое значение углеводородов.

2.2. Углеводороды и их природные источники

- определение, состав, номенклатуру, получение, применение классов кислородсодержащих органических соединений.

2.3. Кислородсодержащие органические соединения

- название аминов;

- свойств аминов и аминокислот;

-  структуру и строение белка;

- состав, строение и способы синтеза полимеров.

2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.

Самостоятельная работа студента

 Составление таблиц, схем, подготовка сообщений по темам, решение химических задач, составление структурных и молекулярных формул  веществ, название веществ согласно международной номенклатуре,   определение типа химических реакций, степени окисления элементов,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 Информатика название учебной дисциплины СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт»

Вашему вниманию предлагается рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Информатика специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт»....

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.07 Естествознание название учебной дисциплины 051001 Профессиональное обучение (Дизайн)

Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) среднего (полного) общего образования Естествознани...

Календарно-тематический план по учебной дисциплине ОДП.10 "Математика" по специальности:Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Календарно-тематическое планирование по дисциплине математика ОДП 10. Предусматривает 273 аудиторных часа и 137 самостоятельная работа учащихся,всего 410 часов....

Календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине "Математика" ЕН.01, по специальности:Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Каледарно-тематическое планирование по учебной дисциплине " Математика" ЕН.01 Обязательная аудиторная нагрузка - 68 часов,самостоятельная работа студентов - 34 часа,максимальная учебная нагрузка - 102...

Методическая разработка по дисциплине "Иностранный язык" Методические рекомендации при работе с техническим текстом для студентов 2 курса , специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Методические рекомендации составлены для того, чтобы научить студентов читать и переводить тексты по специальности, составлять реферат, а также ознакомить с основными правилами работы со словарем на п...

Методические рекомендации к практическим работам по инженерной графике для специальности технического профиля 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"

Методические рекомендации к практическим работам по инженерной графике для специальности технического профиля 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" можно ска...

Рабочая программа ПМ. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств код, специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

ПМ. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средствспециальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта...