Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.07 Естествознание название учебной дисциплины 051001 Профессиональное обучение (Дизайн)
рабочая программа на тему

Пряхина Юлиана Сергеевна

Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) среднего (полного) общего образования Естествознание на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессиональ­ного образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Содержание программы направлено на достижение следующих целей:

•          освоение знаний о современной естественно -научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;

•         овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно­научного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

•         развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;

•         воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;

•         применение естественно -научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требова­ниями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Рабочая программа не имеет явно выраженной профильной составляющей, однако включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_est_1_kurs_pd.docx69.19 КБ

Предварительный просмотр:

                        

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ФИЛИАЛ

СОГЛАСОВАНО:                                                        УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель УМЦ                                                         Директор колледжа

_____________________                                                _____________________

О.Б. Береснева                                                                С.А. Баландин

«___» _________ 20___ г.                                                «___» __________ 20__г.

Рабочая программа учебной дисциплины

ОДБ.07 Естествознание

название учебной дисциплины

051001 Профессиональное обучение (Дизайн)

коды и названия специальностей

Челябинск, 2014

Разработчик программы:  Пряхина Юлиана Сергеевна

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза:  

Содержательная экспертиза:

Внешняя экспертиза

Содержательная экспертиза:  

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК ________________________________________________________________________

        (Наименование ПЦК)

Протокол № __ от «__» ________20__г

Председатель ПЦК ___________________

        (подпись)

____________________________________

Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины ________________________

для специальностей СПО, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года.

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации ФГОС  среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО, формируемых на основе ФГОС НПО и СПО, одобренными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол № 1 от «03» февраля 2011 г.)

Содержание

                                                                                        стр.

Пояснительная записка                                                                        4-6

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины                                7-8                Структура и содержание учебной дисциплины                                        9-15        

Условия реализации учебной дисциплины                                        16-17        

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины                18-19

Лист изменений и дополнений                                                        20

Приложение 1 Конкретизация результатов освоения дисциплины        21-23        

Приложение 2 Технологии формирования ОК                                        24

Пояснительная записка

Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) среднего (полного) общего образования Естествознание на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Содержание программы направлено на достижение следующих целей:

  •  освоение знаний о современной естественно -научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
  • применение естественно -научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Рабочая программа не имеет явно выраженной профильной составляющей, однако включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия с основами экологии», «Биология с основами экологии» для учреждений СПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по профессиям социально-экономического профиля. Такой подход к структурированию содержания программы не нарушает привычную логику естественно -научного образования, позволяет специалистам-предметникам использовать разработанные частные методики и преподавать естествознание совместно.

Заметное место в программе занимают интегрирующие, межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание, освещающее естественно -научную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, человека как биологический организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы экологии.

В программе для социально-экономического профиля представлены дидактические единицы, при изучении которых целесообразно акцентировать внимание на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это вода и атмосфера, которые рассматриваются с точки зрения химических состава и свойств, их значения для жизнедеятельности людей («Химия с элементами экологии»). Это разделы, посвященные человеческому организму: важнейшие химические соединения в организме («Химия с элементами экологии»), системы органов, их функции, охрана здоровья, профилактика заболеваний и вредных привычек («Биология с элементами экологии»). Важно уделить внимание более глубокому изучению темы «Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности», вопросам экологического содержания. Вместе с тем, количество лабораторных работ и опытов в этом содержании программы значительно меньше.

В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными и практическими работами.

Программа содержит тематический план, отражающий количество часов, выделяемое на изучение Естествознания при овладении студентами специальностями социально- экономического профиля.

Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая решение задач, подготовку сообщений, заполнение схем, составление таблиц.

Контроль качества освоения дисциплины Естествознание проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине.

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета по итогам изучения дисциплины в конце учебного года.

Дифференцированный зачет по дисциплине проводится за счет времени, отведенного на её освоение, и выставляется на основании результатов выполнения лабораторных работ и практических занятий, а также точек рубежного контроля.

 

 

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины  Естествознание

 

Область применения рабочей программы

        Рабочая программа учебной дисциплины  является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям

051001 Профессионально обучение (Дизайн)

         

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

 дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам.

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

 В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-  приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих: существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;

-        объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;

-        выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;

  • работать с естественно -научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
  • энергосбережения;
  • безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
  • профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
  • осознанных личных действий по охране окружающей среды.

В результате освоения учебной дисциплины   обучающийся должен знать:

  • смысл понятий: естественно -научный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, самоорганизация;
  • вклад великих ученых в формирование современной естественно -научной картины мира;

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  176 часа, в том числе:

        обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  117 часов;

        самостоятельной работы обучающегося  59 часов.

Структура и содержание учебной дисциплины

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

176

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

   лекции

49

   лабораторные занятия

27

   практические занятия

40

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

59

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета

1


Тематический план и содержание учебной дисциплины   Естествознание

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение. Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия. Естественно -научный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение,  эксперимент, гипотеза, теория.

Лекция 1. Введение

2

1

Раздел 1.

Физика

22

 

Тема 1.1.

Механика

Содержание учебного материала

Механическое движение, его относительность. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.

Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.

Механические колебания. Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.

Лекции

  1. Механическое движение и его виды.
  2.  Законы механики Ньютона
  3. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.
  4. Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение.
  5. Потенциальная и кинетическая энергия. Работа и мощность.
  6. Механические колебания. Звуковые волны.

1

1

1

1

1

1

1-2

Практические занятия

П.з №1 Решение задач с использованием законов Ньютона

П.з № 2 Решение задач с использованием закона импульса

П.з № 3 Решение задач на нахождение потенциальной и кинетической энергии

П.з № 4 Решение задач по теме  «Звуковые волны»

2

2

2

2

Лабораторные работы

Л.р. №1 Исследование зависимости силы трения от веса тела.

Л.р. №2 Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити

1

1

2

2

Самостоятельная работа обучающихся  решение расчетных задач, подготовка сообщение о значении ультразвука,

6

2

Тема 1.2.

Тепловые явления

Содержание учебного материала

14

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц.

Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений.

Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимый характер тепловых процессов. Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения

Лекции

  1. История атомистических учений. Масса и размеры молекул.
  2. Тепловое движение
  3. Агрегатное состояние вещества. Закон сохранения энергии в тепловых процессах
  4. Экологические   проблемы,   связанные   с  применением  тепловых   машин,   и   проблема энергосбережения.

 

1

1

1

1

1-2

 Лабораторные работы

Л. Р. № 3 Измерение температуры вещества в зависимости от времени при изменения агрегатных состояний.

2

2

Практическая работа

П.з № 5 Решение задач на нахождение количества вещества, массы, количества молекул.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся решение задач, подготовка сообщение  о проблеме энергосбережения

6

2

Тема 1.3.

Электромагнитные явления

Содержание учебного материала

Электрические заряды и их взаимодействие. Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле.

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля - Ленца.

Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии.

Электромагнитные волны. Радиосвязь и телевидение. Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света.

10

Лекции

  1. Электрические заряды и их взаимодействие.
  2. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление.
  3. Закон Ома.  Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца

1

1

2

1-2

Лабораторные работы

Л.р. № 4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.

2

2

Практические работы

П.з. №6  Решение  задач на применение закона сохранения заряда и закона Кулона

2

2

Самостоятельная работа обучающихся  решение задач

2

2

Тема 1.4.

Строение атом и квантовая физика.

Содержание учебного материала

11

Фотоэффект и корпускулярные свойства света. Использование фотоэффекта в технике. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.

Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием.

Лекции

  1. Фотоэффект и корпускулярные свойства света.
  2. Строение атома: планетарная модель и модель Бора.
  3. Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.

2

2

1

1-2

Практические работы

П.з №7  Решение задач на вычисление энергии и импульса фотона

2

Самостоятельная работа обучающихся  решение задач,  подготовка сообщение о «плюсах» и «минусах» АЭС

4

2

 Раздел 2.

Химия с элементами экологии.

 

Тема 2.1.

Вода. Растворы

Содержание учебного материала

18

Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.

Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды. Качество воды в Московском регионе.

Лекции

  1. Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды.  
  2. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.

2

2

1-2

Практические задания № 8  Растворы. Концентрация растворов

Практические задания № 9   Растворы. Концентрация растворов

Практические задания № 10   Расчет массовой доли растворенного вещества

Практические задания № 11   Расчет массовой доли растворенного вещества

Практические задания № 12  Гидролиз соли

2

2

2

2

2

2

Лабораторная  работа  № 5. Гидрологический цикл в условиях Земли

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся решение задач

2

2

Тема 2.2. Химические процессы в атмосфере

Содержание учебного материала

Химический состав воздуха. Атмосфера и климат. Озоновые дыры. Загрязнение атмосферы и его источники. Экологическая обстановка в Челябинске.

Кислотные дожди. Кислоты и щелочи. Показатель кислотности растворов  - рН.

14

Лекции

  1. Химический состав воздуха. Атмосфера и климат. Озоновые дыры. Загрязнение атмосферы и его источники.

2

1

1

Практическое задания № 13 Решение задач по теме Газовые законы  

Лабораторная работа № 6. Парниковый эффект

Лабораторная работа № 7 Кислородная эволюция

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся  подготовка сообщения об экологической обстановки в Челябинске.

6

Тема 2.3.

Химия и организм человека

Содержание учебного материала

Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Строение белковых молекул. Углеводы – главный источник энергии организма. Роль жиров в организме, холестерин.

Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.

27

Лекции

  1. Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества.
  2. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины.
  3. Углеводы - главный источник энергии организма. Роль жиров в организме, холестерин.

2

2

2

1-2

Лабораторная работа № 8 Идентификация органических соединений

 Лабораторная работа № 9 Знакомство с образцами пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.

2

2

2

Практическое задания № 14 Составление индивидуального рациона питания

Практическое задания № 15 Проверка качества натурального меда

Практическое задания № 16 Анализ продуктов быстрого питания

Практическое задания № 17 Обнаружение белков, углеводов и красителей входящих в состав мороженого

2

2

2

2

2

Самостоятельная работа учащихся  заполнение таблицы «Белки, жиры, углеводы», подготовка сообщения о пищевых добавках.

9

2

Раздел 3.

Биология с элементами экологии

Тема 3.1.

Наиболее общие представления о жизни.

Содержание учебного материала

25

Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие. Понятие «организм». Разнообразие живых организмов, принципы их классификации.

Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК – носитель наследственной информации.

Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, надорганизменный. Эволюция живого. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор.

Лекции

  1. Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие.
  2. Клетка - единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
  3. Основы генетики
  4. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор

2

2

2

2

1-2

Лабораторная работа № 10  Решение генетических задач и составление родословных

Лабораторная работа № 11  Выявление изменчивости у особей одного вида

Лабораторная работа № 12  Изучение приспособленности организма к среде обитания

2

2

2

2

Практическое задания № 18 Решение генетических задач на 1, 2 законы Г.Менделя.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся  решение генетических задач.

9

2

Тема 3.2.

Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности

Содержание учебного материала

Питание. Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма. Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи. Система пищеварительных органов. Предупреждение пищевых отравлений – брюшного тифа, дизентерии, холеры. Гастрит и цирроз печени как результат влияния алкоголя и никотина на организм.

Дыхание организмов как способ получения энергии. Органы дыхания. Жизненная емкость легких. Тренировка органов дыхания. Болезни органов дыхания и их профилактика. Курение как фактор риска.

Движение. Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Мышечные движения и их регуляция. Утомление мышц при статической и динамической работе. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Основные функции крови. Кровеносная система. Иммунитет и иммунная система. Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний.

Индивидуальное развитие организма. Половое созревание. Менструация и поллюция. Оплодотворение. Образование и развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Влияние психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.

19

Лекции

  1. Организм человека: ткани, органы и системы органов человека.
  2. Индивидуальное развитие  организма.  
  3. Влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания.

2

2

2

1-2

Практическое задания № 19 Действие слюны на крахмал

Практическое задания № 20 Утомление при статической работе

2

2

2

2

Самостоятельная работа  обучающихся  составление таблиц «Заболевания ЖКТ и профилактика», Заболевания органов дыхания и профилактика», подготовка сообщения о наследственных заболеваниях,

9

2

Тема 3.3.

Человек и окружающая среда

в

Содержание учебного материала

Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы. Устойчивость экосистем.

Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека на окружающую среду (ядохимикаты, промышленные отходы, радиация и другие загрязнения). Рациональное природопользование.  Охрана природы в Челябинской области.

14

Лекции

  1. Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы.

2

1-2

 Лабораторная работа № 13 Многообразие связей в биогеоценозе

  Лабораторная работа № 14 Пищевые цепи

  Лабораторная работа № 15 Биогеохимический цикл углерода в условиях современной Земли  

2

2

1

Самостоятельная работа обучающихся описание любой экосистемы по предложенному плану.

6

2

Зачет

1

Всего

176

        


Условия реализации программы дисциплины

 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физика» и лаборатории физики, кабинета «Химии и биологии» и лаборатории химии.

Все лабораторные работы по дисциплине Естествознание выполняются он-лайн в программе VirtuLab

Оборудование учебных кабинетов и лабораторий:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • учебно-наглядные пособия по физике, химии и биологии;
  • лабораторное оборудование (периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ряд напряжений металлов; ряд электроотрицательности неметаллов, таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде, плакаты по физике, химии и биологии, химическая посуда, химические реактивы)

Технические средства обучения:

-        интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
  • таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
  • ряд напряжений металлов;
  • ряд электроотрицательности неметаллов;
  • плакаты по общей и неорганической химии;
  • плакаты по органической химии;
  • химическая посуда;
  • химические реактивы;

             Информационное обеспечение обучения

       Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: 

Основные источники: 

1.Петелин А.Л, Гаева Т.Н, Бреннер А.Л Естествознание: учебник/ Петелин А.Л, Гаева Т.Н, Бреннер А.Л-М.: ФОРУМ, 2012.-256с.:ил.-(Профессиональное образование)

  1. Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М.,  Издатаельский центр «Академия»,2009.
  2. -  Габриелян О.С. Химия. 10, 11 кл. - М., Дрофа, 2008.
  3. - Физика: учеб. для 10  кл. общеобразоват. учреждений/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев – 11-е изд – М.: Просвещение, 2009 – 336 с.
  4. - Физика: учеб. для 10  кл. общеобразоват. учреждений/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев – 11-е изд – М.: Просвещение, 2009 – 336 с
  5. Физика (для нетехнических специальностей): учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / П. И. Самойленко, А.В. Сергеев – 5-е изд. Стер – М.: Издательский центр «Академия» , 2007 -400с.
  6. Химия: учеб. Для сред. проф. учеб. Заведений / Ю. М. Ерохин – 13-е изд, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 400с.
  7. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10- 11 кл.  – М., Просвещение, 2001.

Дополнительные источники:  – для преподавателей:

  1. Биология с основами экологии. (Учебник) Пехов А.П. (2008, 672с.)  
  2. Клиническая анатомия человека. (Учебное пособие) Егоров И.В. (2009, 3-е изд., 688с.)  
  3. Ключ к пониманию физиологии. (Учебное пособие) Леках В.А. (2008, 360с.)
  4. Концепции современного естествознания. Биология. (Учебное пособие) Анисимов А.П. (ДВГУ, 2008, 102с.)  
  5. Сайты:  skeletos.zharko.ru,  nrc.edu.ru

                                        

                                        - для студентов:

     1. Физика. Задачник. 10-11 кл: Пособие для общеобразовательных учреждений – 7-е изд,

         стериотип. – М.: Дрофа, 2009 – 192с.

Дополнительные источники:  – для преподавателей:

  1. Биология с основами экологии. (Учебник) Пехов А.П. (2008, 672с.)  
  2. Клиническая анатомия человека. (Учебное пособие) Егоров И.В. (2009, 3-е изд., 688с.)  
  3. Ключ к пониманию физиологии. (Учебное пособие) Леках В.А. (2008, 360с.)
  4. Концепции современного естествознания. Биология. (Учебное пособие) Анисимов А.П. (ДВГУ, 2008, 102с.)  
  5. Сайты:  skeletos.zharko.ru,  nrc.edu.ru

                                        

                                        - для студентов:

     1. Физика. Задачник. 10-11 кл: Пособие для общеобразовательных учреждений – 7-е изд,

         стериотип. – М.: Дрофа, 2009 – 192с.

                                        

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

  1. В результате изучения учебной дисциплины  Естествознание студент должен 

Знать:

-  смысл понятий: естественно -научный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, самоорганизация;

      -  вклад великих ученых в формирование современной естественно -научной картины мира;

           Уметь:

- приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих: существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;

-        объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;

-        выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;

  • работать с естественно -научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
  • энергосбережения;
  • безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
  • профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
  • осознанных личных действий по охране окружающей среды.

  1. В процессе освоения дисциплина способствует  формированию у студентов  общих компетенций (ОК):

 

           ОК 1. – Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать

           высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

 ОК 2. - Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

 методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество.

 ОК 3. -  Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях

 и нести за них ответственность

ОК 4. - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.-  Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. - Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. - Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, - заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. –  Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 ОК 10.- Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей

 

Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу.

№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

подпись лица, внесшего изменения

Приложение 1

Конкретизация результатов освоения дисциплины

Уметь:

-  формулировать понятия: механическое движение, скорость, ускорение, системы отсчёта, изображать графически виды движений, решать количественные и качественные задачи на данные темы;

- решать задачи с использованием формул для равномерного и равноускоренного движения различать понятия веса и силы тяжести, инерции и инертности, решать задачи с применением законов Ньютона, закона всемирного тяготения объяснять суть реактивного движения, решать задачи на применение законов сохранения;

- решать задачи на применение закона сохранения импульса и механической энергии формулировать понятия, изображать графически гармонические колебания;

- решать задачи на нахождение параметров колебательного движения, свободные и вынужденные, затухающие колебания.

 Практические занятия

П.з №1 Решение задач с использованием законов Ньютона

П.з № 2 Решение задач с использованием закона импульса

П.з  № 3 Решение задач на нахождение потенциальной и кинетической энергии

П.з№ 4 Решение задач по теме  «Звуковые волны»

Лабораторные работы

Л.р. №1 Исследование зависимости силы трения от веса тела.

Л.р. №2 Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити

- объяснять связь средней кинетической энергии молекул с температурой по шкале Кельвина;

- строить и читать графики изопроцессов;

-  решать количественные и качественные задачи на  тему Тепловые явление.

Лабораторные работы

Л. Р. № 3 Измерение температуры вещества в зависимости от времени при изменения агрегатных состояний.

Практическая работа

П.з № 5 Решение задач на нахождение количества вещества, массы, количества молекул

- решать задачи: на применение закона сохранения заряда и закона Кулона, принципа суперпозиции полей, на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом поле, на расчет  напряженности, потенциала, напряжения, работы электрического поля, электрической емкости, энергии электрического поля;

 - решать задачи на определение силы и плотности тока с использованием законов Ома для участка цепи и для полной цепи.

Лабораторные работы

Л.р. № 4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.

Практические работы

П.з. №6  Решение  задач на применение закона сохранения заряда и закона Кулона

- решать задачи с использованием уравнения фотоэффекта, на вычисление энергии и импульса фотона;

Практические занятия

П.з №7  Решение задач на вычисление энергии и импульса фотона

- вычислять   массовую   долю   растворенного   вещества   в  растворе,   решать   расчетные    задачи    по    химическим формулам;

Практические занятия

Растворы. Концентрация растворов.

Гидролиз соли.

- выполнять химический эксперимент по распознаванию жизненно важных  химических элементов и органических соединений  в продуктах питания;

- определять значение белков, жиров, углеводов и витаминов для жизнедеятельности человека.

Лабораторная работа

Идентификация органических соединений

Знакомство с образцами пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей

Практические занятия

Проверка качества натурального меда

Анализ продуктов быстрого питания

Обнаружение белков, углеводов и красителей, входящих в состав мороженного

-- связывать   функции  органоидов     клетки  с   физиологическими   процессами, протекающими в ней;
- объяснить    закономерности  наследственности и изменчивости;

Практические занятия

Решение задач на 1, 2 законы Менделя

Лабораторная работа

Решение генетических задач и составление родословных

Выявление изменчивости у особей одного вида

Изучение приспособленности организма к среде обитания

- связывать функции  органов и систем органов  организма  с физиологическими   процессами, протекающими в них.

Практические занятия

Действие слюны на крахмал

Утомляемость при статической и динамической работе

-взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;

Лабораторная работа

Многообразие связей в биогеоценозе

Пищевые цепи

Биогеохимические циклы углерода в условиях современной Земли

Знать:

- механическое движение и его относительность;

- уравнения прямолинейного равноускоренного движения;

- понятие траектории, пути, перемещения,

- Силы в механике: тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Вес и невесомость.

- Законы сохранения импульса и механической энергии.

- Механические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Механические волны. Длина волны.

Тема 1.1. Механика

- Физическую сущность понятий: внутренняя энергия, изолированная система, работа, количество теплоты, необратимость тепловых процессов;

- Проблемы энергетики и охрана окружающей среды, физическую сущность понятий: фаза вещества, критическое состояние вещества; газообразное, жидкое и твердое состояние вещества; явление поверхностного натяжения жидкости, смачивания и капиллярности, типы связей в кристаллах и виды кристаллических структур;

Тема 1.2.  Тепловые явления

-  закон сохранения заряда, закон Кулона

условия, закон Ома для участка цепи и для полной цепи,  закон Джоуля – Ленца;

Тема 1.3.   Электромагнитные явления

- законы внешнего фотоэффекта;

 - уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, давление света, сущность корпускулярно-волнового дуализма фотона, особенности химического и биологического действия света;

- сущность опытов Резерфорда,  модель атома Резерфорда и Бора, уровни энергии в атоме, состав атомного ядра;

Тема 1.4.

Строение атом и квантовая физика.

-  химические понятия: относительные атомная и молекулярная массы, моль, массовая доля растворенного вещества, растворы, растворимость веществ, жесткость воды;

- физические и химические свойства воды, растворимость различных веществ в воде;

Тема 2.1.   Вода. Растворы

-  вещества, входящие в состав воздуха;

- основные загрязнители атмосферы,  экологические проблемы атмосферы;

- химические понятия: озоновая дыра, глобальное потепление, кислотный дождь, показатель кислотности, индикатор;

Тема 2.2.

Химические процессы в атмосфере

- важнейшие для человека органические вещества: жиры, углеводы, моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза, лактоза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), аминокислоты, белки, витамины, минеральные вещества и пищевые добавки, содержащиеся в  продуктах питания, холестерин;

- основные химические элементы, минеральные (неорганические) и органические вещества в организме человека, их роль для организма;

- значение белков,  жиров,  углеводов, витаминов для организма человека;

Тема 2.3.

Химия и организм человека

        формы  и уровни существования живой материи, основные свойства живого организма;

- смысл понятий: клетка, организм, видообразование, ген, ДНК, эволюция, наследственность, изменчивость, естественный отбор, приспособленность;

 - элементный     состав  и   строение клетки;
- сущность  энергетического  и   пластического   обмена в клетке;

- главные направления эволюции  и закономерности   действия  движущих сил эволюции;

- виды приспособленности организмов к окружающей среде.        

Тема 3.1.

Наиболее общие представления о жизни.

- ткани, органы и системы органов человека, их строение и функции;

- значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма;

- смысл понятий: иммунитет, иммунная система, вирус, бактерии;

- основные заболевания органов  человека, возможные причины их возникновения, профилактику инфекционных заболеваний;

- стадии индивидуального развития организма, эмбриональное и постэмбриональное развитие организма.

Тема 3.2.

Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности

- смысл понятий: биогеоценоз, экосистема, биосфера;

-        структуру  и функции  биосферы;

- экологические (абиотические,  биотические и  антропогенные) факторы;
- биогеоценозы  и  их   свойства,   их   смену   и   восстановление;

Тема 3.3.

Человек и окружающая среда

Самостоятельная работа студента

 Решение расчетных  задач, подготовка сообщений, заполнение таблиц, составление схем, описание экосистемы.

 

Приложение 2

Технологии формирования ОК

Название ОК

Технологии формирования ОК (на учебных занятиях)

ОК 2.1. - Организовывать собственную деятельность

ОК 2.2. - Выбирать типовые  методы и способы  решения  задач.

 ОК 3.1.  -  Принимать решения в стандартных ситуациях

ОК 3.2. – Принимать решения в  нестандартных ситуациях и

ОК 4.1. - Осуществлять поиск информации

ОК 4.2. - Использование информации, необходимой для эффективного выполнения   задач  

ОК 5.1.  - Использовать информационно-коммуникационные технологии в  деятельности.

ОК 6.1-  Работать в коллективе и команде

ОК 7.1 - Брать на себя ответственность  за  результат выполнения заданий.

ОК 8.1.  - Заниматься самообразованием

ОК 9.1.  –  Ориентироваться в условиях частой смены технологий в   деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 Информатика название учебной дисциплины СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт»

Вашему вниманию предлагается рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Информатика специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт»....

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.06 ХИМИЯ название учебной дисциплины ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ название профиля 190631 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА» 230401 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ» (ПО ОТРАСЛЯМ) коды и названия сп

Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) среднего (полного) общего образования Химия  н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БД.02 "Обществознание" по специальности 54.02.01 "Дизайн (по отраслям)"

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС), Учебного плана по ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДб.07 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ общеобразовательная подготовка (социально-экономический профиль) по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта. По программам подготовки специалистов среднего звена по специально...

Рабочая программа учебной дисциплины: Автомобильные эксплуатационные материалы для специальности: 051001 Профессиональное обучение (автомобильный транспорт)

Содержание программы реализуется в процессе обучающимися основной ппрофессиональной образовательной программы по специальности 05001 Профессиональное обучение (автомобильный транспорт)...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.14 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.02. Правоохранительная деятельность

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 14 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ  программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.02. Правоохранительная деятельность включает в себя следующие ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.11 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОДБ.11  ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ общеобразовательная подготовка (социально-экономический профиль)  по  специальности 38.02.10 Эконо...