Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.14 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.02. Правоохранительная деятельность
рабочая программа по теме

Зайцева Анастасия Витальевна

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 14 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ  программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.02. Правоохранительная деятельность включает в себя следующие разделы:

-        паспорт рабочей программы учебной дисциплины,

-       структура и содержание учебной дисциплины,

-        условия реализации учебной дисциплины,

-       контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины,

-        приложение: характеристика основных видов деятельности студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_estestvoznanie_2015.doc353 КБ

Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  САМАРСКОЙ  ОБЛАСТИ

«СЕРГИЕВСКИЙ ГУБЕРСКИЙ ТЕХНИКУМ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ «Сергиевский губернский техникум»

_________________ ______________2015 г

                                                         

                                                                                   

                                                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 14 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

«общеобразовательный цикл»

Программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 40.02.02. Правоохранительная деятельность

Сергиевск, 2015

ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой)

методической комиссией

общеобразовательных дисциплин

 Председатель

_________ О.А. Гурылева

____ ____________2015 г.

Составитель: Зайцева А.В., преподаватель ГБПОУ  «Сергиевский губернский техникум»

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза:  методист  ГБПОУ  «Сергиевский губернский техникум»

Содержательная экспертиза:   преподаватель   высшей категории ГБПОУ  «Сергиевский губернский техникум»

Внешняя содержательная экспертиза: ________________________________________________________________

________________________________________________________________

    Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «12» мая  2014 г. № 509 и Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного  приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г.  № 413.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

- рекомендациями по организации получения среднего общего  образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования с учетом требований федеральных государственных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и  науки Российской Федерации от 17 марта 2015г. № 06-259);

- примерными программами для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, рекомендованными Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 381  от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»;

- разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.


СОДЕРЖАНИЕ

Название разделов

стр.

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

5

2. Структура и содержание учебной дисциплины

8

3. Условия реализации учебной дисциплины

17

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

20

5. Приложение 1

22

6. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

29



1.  ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ «Сергиевский губернский техникум» по специальности 40.02.02. Правоохранительная деятельность, разработанной в соответствии с ФГОС СПО.

 Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программе повышения квалификации и переподготовки) по специальности 40.02.02. Правоохранительная деятельность.

Рабочая программа составлена для очной формы обучения.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: общеобразовательный цикл

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

  • освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания законной природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
  • применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Базовая часть - не предусмотрено

Вариативная часть:

Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

− устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;

− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;

− объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

− умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

− готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания

метапредметных:

− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;

− применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;

− умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

предметных:

− сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временны х масштабах Вселенной;

− владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

− сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

− сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;

− владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

− сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.

1.4.  Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента  162 часа, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 108 часов;
  • самостоятельной работы студента 54  часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

108

в том числе:

лабораторные занятия

«не предусмотрено»

практические занятия

10

контрольные работы

«не предусмотрено»

курсовая работа (проект)

«не предусмотрено»

самостоятельная работа студента (всего)

54

в том числе:

реферат, сообщения, презентации,

 практическая работа,  расчетно-графическая работа, работа над проектами

24

30

Итоговая аттестация в форме (указать)

 Дифференцированный зачет


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Естествознание

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень

 усво-ения

Раздел 1.

Физика

63

Введение

Содержание учебного материала

2

1.

Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Естественно-научная картина мира и ее важнейшие составляющие. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Открытия в физике — основа прогресса в технике и технологии производства

2

Лабораторные работы

не предусмотрены

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся:

не предусмотрена

Тема 1.1 Механика.

Содержание учебного материала

12

1.

Кинематика. Механическое движение. Система отсчета. Траектория движения. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Относительность механического движения. Закон сложения скоростей. Графики движения. Средняя скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение. Свободное падение тел. Криволинейное движение. Угловая скорость. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.

2

2.

Динамика. Масса и сила. Взаимодействие тел. Законы динамики. Силы в природе.

Способы измерение сил. Инерциальная система отсчета. Закон всемирного тяготения.

2

3.

Законы сохранения в механике. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Работа силы тяготения, силы упругости и силы трения. Механическая энергия. Кинетическая энергия. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения полной механической энергии.

2

Лабораторные работы

не предусмотрены

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся:

Реферат «Материя, формы её движения и существования», «М.В. Ломоносов – первый русский академик».

Создание электронной презентации  «Закон сохранения полной механической энергии»

4

Тема 1.2. Основы молекулярной физики и термодинамики

Содержание учебного материала

10

1.

Молекулярная физика. Атомистическая теория строения вещества. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Массы и размеры молекул. Тепловое движение частиц вещества. Броуновское движение. Идеальный газ. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Уравнение состояния идеального газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества.

2

2.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа и теплоотдача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Тепловые машины и их применение.

2

Лабораторные работы

не предусмотрены

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся:

Доклад «Кристаллические и аморфные вещества»

2

Тема 1.3. Основы электродинамики

Содержание учебного материала

12

1.

Электростатика. Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электростатическое поле, его основные характеристики и связь между ними.

2

2.

Постоянный ток. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи

2

3.

Магнитное поле. Магнитное поле и его основные характеристики. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукции

2

Лабораторные работы

не предусмотрены

Практические занятия

Сборка электрической цепи, измерение силы тока и напряжения на её различных участках

2

Контрольные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся:

Доклады «Световые волны», «Электродвигатель»

3

Тема 1.4. Волны и колебания

Содержание учебного материала

2

1.

Механические колебания и волны. Свободные колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Гармонические колебания. Механические волны и их виды. Звуковые волны. Ультразвуковые волны. Ультразвук и его использование в медицине и технике.

Электромагнитные колебания и волны. Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн.  Световые волны. Развитие представлений о природе света. Законы отражения и преломления света. Линзы. Формула тонкой линзы

2

Лабораторные работы

не предусмотрены

Практические занятия

Изучение колебаний математического маятника

2

Контрольные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить презентацию «Электромагнитное поле. Электромагнитные волны»

2

Тема 1.5. Элементы квантовой физики

Содержание учебного материала

4

1.

Квантовые свойства света. Квантовая гипотеза Планка. Фотоэлектрический эффект.

2

2.

Физика атома. Модели строения атома. Опыт Резерфорда.

Физика атомного ядра и элементарных частиц. Состав и строение атомного ядра. Радиоактивность. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.

2

Лабораторные работы

не предусмотрены

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся:

Доклад «Происхождение Солнечной системы»

2

Тема 1.6. Вселенная и её эволюция

Содержание учебного материала

2

1.

Строение и развитие Вселенной. Модель расширяющейся Вселенной. Происхождение Солнечной системы. Современная физическая картина мира.

2

Лабораторные работы

не предусмотрены

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить схему «Современная картина мира»

2

Раздел 2.

Химия

33

Введение

Содержание учебного материала

2

1.

Химическая картина мира как составная часть естественнонаучной картины мира.

Роль химии в жизни современного общества. Применение достижений современной химии в гуманитарной сфере деятельности общества. Химическое содержание учебной дисциплины «Естествознание» при освоении специальностей СПО социально-экономического и гуманитарного профилей профессионального образования.

2

Лабораторные работы

не предусмотрены

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся:

не предусмотрена

Тема 2.1. Общая и неорганическая химия

Содержание учебного материала

14

1.

Основные понятия и законы химии. Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент и формы его существования. Простые и сложные вещества.

2

2.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов

Д. И. Менделеева. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира

2

3.

Строение вещества.  Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.

2

4.

Вода. Растворы. Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические свойства воды. Опреснение воды. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного состояния в другое.

2

5.

Химические реакции. Понятие о химической реакции. Типы химических реакций. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит.

2

6.

Классификация неорганических соединений и их свойства. Оксиды, кислоты, основания, соли. Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная,

щелочная. Водородный показатель рН раствора.

2

7.

Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов. Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека.

2

Лабораторные работы

не предусмотрены

Практические занятия

Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей

2

Контрольные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся:

Доклад «Типы химических реакций».

2

Тема 2.2. Органическая химия

Содержание учебного материала

8

1.

Основные положения теории строения органических соединений. Многообразие органических соединений. Понятие изомерии.

2

2.

Углеводороды. Предельные и непредельные углеводороды. Реакция полимеризации. Природные источники углеводородов. Углеводороды как основа международного сотрудничества и важнейший источник формирования бюджета РФ.

2

3.

Кислородсодержащие органические вещества. Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота. Жиры как сложные эфиры. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.

2

4.

Азотсодержащие органические соединения. Амины, аминокислоты, белки. Строение и биологическая функция белков. Пластмассы и волокна. Понятие о пластмассах и химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна.

2

Лабораторные работы

не предусмотрены

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся:

не предусмотрено

Тема 2.3. Химия и жизнь.

Содержание учебного материала

4

1.

Химия и организм человека. Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Углеводы — главный источник энергии организма. Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека. Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание..

2

2.

Химия в быту. Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии

2

Лабораторные работы

не предусмотрены

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся:

Реферат «Научно-технический прогресс и проблемы экологии»

1

Раздел 3.

Биология

36

Тема 3.1. Биология – совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии

Содержание учебного материала

2

1.

Биология — совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии

Живая природа как объект изучения биологии. Методы исследования живой природы в биологии. Определение жизни (с привлечением материала из разделов физики и химии). Уровни организации жизни.

2

Лабораторные работы

не предусмотрены

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся

не предусмотрены

Тема 3.2. Клетка

Содержание учебного материала

6

1.

История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка — структурно-функциональная (элементарная) единица жизни. Строение клетки. Прокариоты и эукариоты — низшие и высшие клеточные организмы. Основные структурные компоненты клетки эукариот. Клеточное ядро. Функция ядра: хранение, воспроизведение и передача наследственной информации, регуляция химической активности клетки. Структура и функции хромосом. Аутосомы и половые хромосомы.

2

2.

Биологическое значение химических элементов. Неорганические вещества в составе клетки. Роль воды как растворителя и основного компонента внутренней среды организмов. Углеводы и липиды в клетке. Структура и биологические функции белков. Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и РНК, АТФ.

2

3.

Вирусы и бактериофаги. Неклеточное строение, жизненный цикл и его зависимость от клеточных форм жизни. Вирусы — возбудители инфекционных заболеваний; понятие об онковирусах. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции.

2

Лабораторные работы

не предусмотрены

Практические занятия

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

2

Контрольные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся:

Доклады  «Структура и биологические функции белков», «История и развитие знаний о клетке»

2

Тема 3.3. Организм

Содержание учебного материала

6

1.

Организм — единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем.

Способность к самовоспроизведению — одна из основных особенностей живых  организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Бесполое размножение. Половой процесс и половое размножение. Оплодотворение, его биологическое значение. Понятие об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и постэмбриональном развитии.

2

2.

Общие представления о наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Современные представления о гене и геноме. Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека.

2

3.

Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.

2

Лабораторные работы

не предусмотрены

Практические занятия

Решение элементарных генетических задач.

2

Контрольные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся:

не предусмотрена

Тема 3.4. Вид

Содержание учебного материала

6

1.

Эволюционная теория и ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Движущие силы эволюции в соответствии с СТЭ.

2

2.

Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

2

3.

Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Антропогенез и его закономерности. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи. Происхождение человеческих рас.

2

Лабораторные работы

не предусмотрены

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить презентацию «Современные взгляды на биологическую эволюцию»

2

Тема 3.5. Экосистемы

Содержание учебного материала

6

1.

Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообществах организмов, учение о биосфере.

2

2.

Экологические факторы, особенности их воздействия. Экологическая характеристика вида. Понятие об экологических системах. Цепи питания, трофические уровни. Биогеоценоз как экосистема.

2

3.

Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Основные направления воздействия человека на биосферу. Трансформация естественных экологических систем. Особенности агроэкосистем (агроценозов).

2

Лабораторные работы

не предусмотрены

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся:

Доклад «Биологический круговорот»

2

Работа над индивидуальными проектами:

Темы индивидуальных проектов:

Физика и музыкальное искусство

Цветомузыка

Физика в современном цирке

Нанотехнология как приоритетное направление развитие науки и производства в Российской Федерации.

Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.

Охрана окружающей среды от химического загрязнения.

Средства гигиены на основе кислородсодержащих  органических соединений.

Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества  и пути её решения.

Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы.

Современные взгляды на происхождение человека: столкновение мнений.

30

3

Итого

162


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин  

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по естествознанию;

- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портреты выдающихся ученых в области естествознания и т. п.);

- комплект электроснабжения кабинета;

- технические средства обучения;

- демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

- лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы, в том

числе для постановки демонстрационного и ученического эксперимента, реактивы);

- статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели, включая

натуральные объекты;

- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности

- комплект учебно-методической документации.

- библиотечный фонд.

Технические средства обучения:

- компьютеры, принтер, сканер, модем;

- проектор, плоттер, лицензионное программное обеспечение общего профессионального назначения;

- видеофильмы, презентации.

3.2. Информационное обеспечение обучения  (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)

Основные источники:

Для преподавателей

  1. Самойленко П. И. Теория и методика обучения физике: учеб. пособие для преподавателей ссузов. — М., 2010.
  2. Ильин В. А., Кудрявцев В. В. История и методология физики. — М., 2014.
  3. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учебно-методическое пособие. — М., 2014.
  4. Биология: в 2 т. / под ред. Н. В. Ярыгина. — М., 2007, 2010.
  5. Биология. Руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. — М., 2010.

Для обучающихся

  1. Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.
  2. Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Бородин П.М. и др. Биология (базовый уровень). 11 класс. — М., 2014.
  3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
  4. Константинов В.М., Резанов А. Г., Фадеева Е. О. Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. В. М. Константинова. — М., 2014.

Дополнительные источники:

Для преподавателей

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
  4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Для обучающихся

  1. Габриелян О.С. Химия. Практикум: учеб. пособие. — М., 2014.
  2. Габриелян О.С. и др. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие. — М., 2014.
  3. Габриелян О.С. Химия. Пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие. — М., 2014.
  4. Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Интернет – ресурсы

www. class-fizika. nard. ru («Классная доска для любознательных»).

www. physiks. nad/ ru («Физика в анимациях»).

www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).

www. chemistry-chemists. com/ index. html (электронный журнал «Химики и химия»).

www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

www. hemi. wallst. ru («Химия. Образовательный сайт для школьников»).

www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).

www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).

www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).

www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).

www. biology. asvu. ru (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

www. window. edu. ru/ window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).


4.  КОНТРОЛЬ  И  ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ

  ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной

знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий

умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя

сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов

владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию

умения понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей

фронтальный опрос

тестирование

устный опрос

индивидуальный опрос

тестирование

индивидуальный опрос

Итоговый контроль

дифференцированный зачет


Приложение 1

Обязательное

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Физика

Введение

Развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право  другого человека на иное мнение.

Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства

Механика

Кинематика

Ознакомление со способами описания механического движения, основной задачей механики. Изучение основных физических величин кинематики: перемещения, скорости, ускорения.

Наблюдение относительности механического движения. Формулирование закона сложения скоростей.

Исследование равноускоренного прямолинейного движения

(на примере свободного падения тел) и равномерного движения тела по окружности.

Понимание смысла основных физических величин, характеризующих равномерное движение тела по окружности

Динамика

Понимание смысла таких физических моделей, как материальная точка, инерциальная система отсчета.

Измерение массы тела различными способами. Измерение сил взаимодействия тел. Вычисление значения ускорения тел по известным значениям действующих сил и масс тел.

Умение различать силу тяжести и вес тела. Объяснение и приведение примеров явления невесомости.

Применение основных понятий, формул и законов динамики

к решению задач

Законы сохранения в механике

Объяснение реактивного движения на основе закона сохранения импульса. Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях.

Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела. Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле.

Характеристика производительности машин и двигателей с использованием понятия мощности

Основы молекулярной физики и термодинамики

Молекулярная физика

Формулирование основных положений молекулярно-кинетической теории. Выполнение экспериментов, служащих  обоснованием молекулярно-кинетической теории. Наблюдение броуновского движения и явления диффузии.

Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа.

Представление в виде графика изохорного, изобарного и изотермического процессов. Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества.

Измерение влажности воздуха

Термодинамика

Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты на основании первого закона термодинамики.

Объяснение принципов действия тепловых машин

Основы электродинамики

Электростатика

Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов.

Вычисление напряженности и потенциала электрического поля одного и нескольких точечных зарядов.

Измерение разности потенциалов.

Приведение примеров проводников, диэлектриков и конденсаторов.

Наблюдение явления электростатической индукции и явления поляризации диэлектрика, находящегося в электрическом поле

Постоянный ток

Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Сбор и испытание электрических цепей с различным соединением проводников, расчет их параметров

Магнитное поле

Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током, картинок магнитных полей.

Формулирование правила левой руки для определения направления силы Ампера.

Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле, объяснение принципа действия электродвигателя.

Исследование явления электромагнитной индукции

Колебания и волны

Механические

 колебания и волны

Приведение примеров колебательных движений. Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Определение ускорения

свободного падения с помощью математического маятника.

Наблюдение колебаний звучащего тела. Приведение значения скорости распространения звука в различных средах.

Умение объяснять использование ультразвука в медицине

Электромагнитные

колебания и волны

Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи.

Объяснение превращения энергии в идеальном  колебательном контуре.

Изучение устройства и принципа действия трансформатора.

Анализ схемы передачи электроэнергии на большие расстояния.

Приведение примеров видов радиосвязи. Знакомство с устройствами, входящими в систему радиосвязи.

Обсуждение особенностей распространения радиоволн

Световые волны

Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач. Наблюдение явления дифракции и дисперсии света.

Умение строить изображения предметов, даваемые линзами. Расчет оптической силы линзы

Элементы квантовой физики

Квантовые свойства света

Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэффекте

Физика атома

Формулирование постулатов Бора. Наблюдение линейчатого

и непрерывного спектров.

Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома из одного стационарного состояния в другое.

Объяснение принципа действия лазера

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрация ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера.

Расчет энергии связи атомных ядер.

Понимание ценности научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценности овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности

Вселенная и её эволюция

Строение и развитие вселенной

Объяснение модели расширяющейся Вселенной

Происхождение солнечной системы

Наблюдение звезд, Луны и планет в телескоп.

Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа

Химия

Введение

Раскрытие вклада химической картины мира в единую

естественно-научную картину мира.

Характеристика химии как производительной силы общества

Важнейшие химические понятия

Умение дать определение и оперировать следующими химическими понятиями: «вещество», «химический элемент», «атом», «молекула», «относительные атомная и молекулярная массы», «ион», «аллотропия», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «валентность», «степень окисления», «моль», «молярная

масса», «молярный объем газообразных веществ», «вещества молекулярного и немолекулярного строения», «растворы», «электролит и неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «окислитель и восстановитель», «окисление и восстановление», «скорость химической реакции», «химическое равновесие», «углеродный скелет», «функциональная группа», «изомерия»

Основные законы химии

Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. Установление причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Раскрытие физического смысла символики Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента,

периода, группы) и установление причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах.

Характеристика элементов малых периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева

Основные теории химии

Установление зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов.

Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток.

Формулирование основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений.

Формулирование основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств важнейших представителей основных классов органических соединений

Важнейшие вещества и материалы

Характеристика строения атомов и кристаллов и на этой основе — общих физических и химических свойств металлов и неметаллов.

Характеристика состава, строения, свойств, получения и применение важнейших неметаллов.

Характеристика состава, строения и общих свойств важнейших классов неорганических соединений.

Описание состава и свойств важнейших представителей органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, карбоновых кислот (уксусной кислоты), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), аминокислот, белков, искусственных и синтетических полимеров

Химический язык и символика

Использование в учебной и профессиональной деятельности

химических терминов и символики.

Называние изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.

Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций

Химические реакции

Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам

Химический эксперимент

Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами техники безопасности.

Наблюдение, фиксирование и описание результатов проведенного эксперимента

Химическая информация

Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использование компьютерных технологий для обработки и передачи

химической информации и ее представления в различных формах

Профильное и профессионально значимое содержание

Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.

Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.

Критическая оценка достоверности химической  информации, поступающей из разных источников

Биология

Биология — совокуп-

ность наук о живой

природе. Методы

научного познания

в биологии

Знакомство с объектами изучения биологии.

Выявление роли биологии в формировании современной

естественно-научной картины мира и практической деятельности людей

Клетка

Знакомство с клеточной теорией строения организмов.

Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке.

Знание строения клеток по результатам работы со световым

микроскопом.

Умение описывать микропрепараты клеток растений. Умение сравнивать строение клеток растений и животных по готовым микропрепаратам

Организм

Знание основных способов размножения организмов, стадий онтогенеза на примере человека.

Знание причин, вызывающих нарушения в развитии организмов.

Умение пользоваться генетической терминологией и символикой, решать простейшие генетические задачи.

Знание особенностей наследственной и ненаследственной изменчивости и их биологической роли в эволюции живого

Вид

Умение анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни на Земле.

Умение проводить описание особей одного вида по морфологическому критерию.

Развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

Умение доказывать родство человека и млекопитающих,

общность и равенство человеческих рас

Экосистемы

Знание основных экологических факторов и их влияния на организмы.

Знание отличительных признаков искусственных сообществ — агроэкосистем.

Получение представления о схеме экосистемы на примере

биосферы.

Демонстрация умения постановки целей деятельности, планирование собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.

Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране


Приложение 2

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ

В  РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения,  дата внесения изменения; № страницы с изменением;

.

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения


Зайцева Анастасия Витальевна

Преподаватель специальных дисциплин

Сергиевский губернский техникум

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Естествознание

«общеобразовательный цикл»

Программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 40.02.02. Правоохранительная деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка

Разработчик:  Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза:  Слюзина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки

Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.14 Основы предпринимательской деятельности программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 Механизация сельского хозяйств

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.14 Основы предпринимательской деятельности программы подготовки специалистов среднего звенапо специальности среднего профессион...

2019г. Рабочая программа по УД "Охрана труда" подготовки специалистов среднего звена 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

Рабочая  программа учебной дисциплины ОП.08 «Охрана труда» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионально...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.11 ФИЗИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Квалификации: СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ С

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу средн...