РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки
рабочая программа на тему

Перфилова Оксана Викторовна

Разработчик: Перфилова О.В.

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"

Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и психологии, ГБОУ СПО НО «НМБК»

Рабочая программа учебной дисциплины  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по  специальности  среднего профессионального образования  31.02.02 Акушерское дело  Рабочая программа может быть использована  для очно-заочной формы обучения, при реализации сокращённой образовательной программы по специальности 31.02.02 «Акушерское дело».

Дисциплина «Психология» принадлежит циклу дисциплин (ОП.08.) ППССЗ специальности 31.02.02 «Акушерское дело», содействует формированию ОК (ОК 1-3; 6, 7, 11-13) и является базой для модулей: ПМ.01 Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорожденному, семье при физиологическом течении беременности, родов, послеродового периода; ПМ.02 Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах; ПМ.03 Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни; ПМ.04 Медицинская помощь женщине, новорожденному, семье при патологическом течении беременности, родов, послеродового периода в части формирования знаний, умений и профессиональных компетенций: ПК 1.1-1.5, ПК 1.7, ПК 2.1-2.3, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_psihologiya_ad_perfilova_o.v.doc649.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ БАЗОВЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ

Замдиректора по УР

ГБОУ СПО НО «НМБК»

________ О.Ю. Лютова

_______________2014 г.

                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВЧ.ОПД.08 Психология

 «профессионального учебного цикла»

 программы подготовки специалистов среднего звена

по специальностям 31.02.02 Акушерское дело

                               

    базовой подготовки

г. Нижний Новгород

2014 год

ОДОБРЕНО

ЦМК  ____________

_____________________

протокол № 1

« ___» ____ 2014г.

председатель ЦМК

_________/__________/

Разработчик: Перфилова Оксана Викторовна

     

                           

 

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМБК»

                                                       

Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и психологии, ГБОУ СПО НО «НМБК»

                                                   

Внешняя экспертиза

Содержательная экспертиза: _________________________________________________

     

Рабочая программа учебной дисциплины  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по  специальности  среднего профессионального образования  31.02.02 Акушерское дело

                     

СОДЕРЖАНИЕ



1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

     2.РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ

стр.4

стр.8

3.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.13

4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.24

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.28


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Психология

1.1. Область применения программы

Рабочая программа дисциплины «Психология» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности: 31.02.02 Акушерское дело

                                                                         

   Рабочая программа может быть использована  для очно-заочной формы обучения, при реализации сокращённой образовательной программы по специальности 31.02.02 «Акушерское дело».

1.2. Место и роль дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.

Дисциплина «Психология» принадлежит циклу дисциплин (ОП.08.) ППССЗ специальности 31.02.02 «Акушерское дело», содействует формированию ОК (ОК 1-3; 6, 7, 11-13) и является базой для модулей: ПМ.01 Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорожденному, семье при физиологическом течении беременности, родов, послеродового периода; ПМ.02 Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах; ПМ.03 Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни; ПМ.04 Медицинская помощь женщине, новорожденному, семье при патологическом течении беременности, родов, послеродового периода в части формирования знаний, умений и профессиональных компетенций: ПК 1.1-1.5, ПК 1.7, ПК 2.1-2.3, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5.

Межпредметные связи:

1. Учебно-междисциплинарные связи с дисциплинами: ОГСЭ.01. Основы философии, ОГСЭ.02. История, ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности, ОП.02. Анатомия и физиология человека, ОП.03. Основы патологии, ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики, ОП.05. Гигиена и экология человека, ОП.09. Правовое обеспечение профессиональной деятельности, ОП.10. Общественное здоровье и здравоохранение, ОП.12. Безопасность жизнедеятельности.

2. Исследователъско-междисциплинарные связи проблемного характера с дисциплинами: МДК.01.01. Физиологическое акушерство, МДК.01.02. Физиопсихо-профилактическая подготовка беременных к родам, МДК.01.03.

Сестринский уход за здоровым новорожденным, МДК.02.01. Соматические заболевания, отравления и беременность, МДК.02.02. Инфекционные заболевания и беременность, МДК.02.03. Хирургические заболевания, травмы и беременность,

МДК.02.04. Педиатрия, МДК.03.01. Гинекология, МДК.03.02. Охрана репродуктивного здоровья и планирование семьи, МДК.04.01. Патологическое акушерство, МДК.04.02. Сестринский уход за больным новорожденным

3. Ментально-опосредованные связи с дисциплинами: МДК.01.01. Физиологическое акушерство, МДК.02.02. Инфекционные заболевания и беременность, МДК.02.03. Хирургические заболевания, травмы и беременность, МДК.02.04. Педиатрия, МДК.03.01. Гинекология, МДК.04.01. Патологическое акушерство

4.    Опосредованно-прикладные связи с дисциплинами: ОГСЭ.01. Основы философии, ОП.02. Анатомия и физиология человека, ОП.05. Гигиена и экология человека, ОП.12. Безопасность жизнедеятельности, МДК.01.02. Физиопсихо -профилактическая подготовка беременных к родам, МДК.01.03. Сестринский уход за здоровым новорожденным, МДК.02.01. Соматические заболевания, отравления и беременность, МДК.03.02. Охрана репродуктивного здоровья и планирование семьи, МДК.04.02. Сестринский уход за больным новорожденным

1.3. Цель дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 уметь:

- эффективно работать в команде;

- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;

- урегулировать и разрешать конфликтные ситуации;

- оказывать психологическую помощь при стрессах.

знать:

-психологию личности;

-функции и средства общения;

- пути разрешения стрессовых ситуаций и конфликтов;

- типологию межличностных отношений.

- Формировать общие (и профессиональные) компетенции согласно разделу 2 настоящей программы.

                               

                            Задачи дисциплины:

  Ориентированы на деятельность преподавателя и могут быть представлены в виде триединой дидактической цели (образовательные, развивающие, воспитывающие).

                 Образовательные:

- Осуществлять обучение на дисциплине  «Психология»  с целью усвоения знаний по темам разделов «Общая психология», «Социальная психология»,  «Медицинская психология»:

1. Предмет психологии.

2.  Методологические принципы современной психологии.

3. Личность.

4. Понятие об общении, функции общения.

5. Эмоциональные процессы и состояния.

6.  Мышление и интеллект.

7.  Психология жизненного пути.

8.  Личность и общество.

9.  Природа межличностного конфликта.

10. Социально-психологические особенности овладения профессией.

11. Принятие решения.

12. Индивидуальные особенностей мыслительной деятельности.

13. Предмет медицинской психологии.

14. Социопсихосоматика здоровья.

15. Психология соматического больного. Влияние заболевания на психику    

больного.

16. Профессиональные качества медицинского работника.

17. Черты личности медицинского работника.

18. Соматические заболевания.

19. Общение с пациентом.

20. Различные аспекты общения с пациентом.

21. Психология кризисных состояний.

22. Психопрофилактика болезней.

23. Психопрофилактика и психогигиена.

формирование умений  эффективно работать в команде; оказывать психологическую помощь при стрессах; урегулировать и разрешать конфликтные ситуации; использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях; использовать простейшие методики

саморегуляции,

общих и профессиональных компетенций:      

ОК 1-3; 6, 7, 11-13, ПК 1.1-1.5, ПК 1.7, ПК 2.1-2.3, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5;

- формировать умения применять полученные знания и умения в учебно-исследовательской работе в рамках внеаудиторной деятельности, курсового и дипломного проектирования.

                   Развивающие:

- содействовать развитию профессионально важных качеств специалиста: памяти, восприятия, внимания, ощущений,   представлений, мышления через деятельностный подход организации учебного процесса на занятиях (познавательная, преобразующая, общеучебная, самоорганизующая деятельность обучающихся);

-  развивать познавательный интерес к будущей профессии;

-  развивать навыки коллективной и самостоятельной работы;

- развивать познавательный и профессиональный интерес к информационным технологиям;

-  развивать навыки исследовательской работы.

                     Воспитывающие:

                        Стремиться к воспитанию:

- гражданина и патриота своей Родины;

- духовно-нравственной личности;

- обладающей креативностью;

- профессиональной направленностью;

- общей культурой;

- способной к эффективному общению;

- владеющей современными информационными технологиями;

-ориентированной на здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.

Каждое направление воспитывающих задач позволяет формировать общие компетенции специалиста, как показано в модели личности выпускника (Приложение 1).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 129 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  86 часа;

самостоятельной работы обучающегося 43 часов.

Вариативная часть 2 часа предназначена для углубления знаний по разделу «Медицинская психология» по теме «Общение с пациентом».

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 

  Результатом освоения программы дисциплины является:

2.1. Участие в формировании у обучающихся общих компетенций

(полностью или частично).

                                            Код

Наименование ОК (из ФГОС)

Роль дисциплины в формировании компетенции

Знать

Уметь

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

+

+

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

в части учебных задач

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

+

+

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

в части учебных задач

ОК 5

Использование информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

в части учебной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

+

+

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) за результат выполнения заданий.

+

+

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

+

-

ОК 9

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

в части учебной деятельности

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

+

+

ОК11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

+

+

ОК12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

в части учебной деятельности

ОК13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

+

+

2.2. Участие в формировании у обучающихся профессиональных компетенций

Код

Наименование ПК

Роль дисциплины в формировании компетенции

Знать

Уметь

ПК 1.1

Проводить диспансеризацию и патронаж беременных, родильниц самостоятельно.

- психологию личности;

- принципы медицинской этики и деонтологии;

- психологию профессионального общения;

- функции общения;

- средства общения

- проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия;

- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;

- организовывать мероприятия по проведению диспансеризации

ПК 1.2

Проводить физиопсихопрофилактическую подготовку беременных к родам, обучать мерам профилактики осложнений беременности, родов и послеродового периода.

- принципы здорового образа жизни и факторы окружающей среды, влияющие на здоровье;

- психологию личности;

- принципы медицинской этики и деонтологии;

- психологию профессионального общения;

- функции общения;

- средства общения

- проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия;

- обучать население принципам ЗОЖ;

-составить план беседы по профилактике различных заболеваний;

- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях

ПК 1.3

Оказывать лечебно-диагностическую помощь при физиологической беременности, родах и в послеродовом периоде.

- принципы медицинской этики и деонтологии;

- психологию профессионального общения;

- принципы здорового образа жизни и факторы окружающей среды, влияющие на здоровье;

- методы  диагностики проблем пациента, профилактики

- проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия;

-составить план беседы по профилактике различных заболеваний;

- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях

ПК 1.4

Оказывать акушерское пособие при физиологических родах.

- принципы медицинской этики и деонтологии,

- психологию профессионального общения

- установить психологический контакт с пациентом;

- провести беседу о сути предстоящих вмешательств;

- соблюдать права пациента.

ПК 1.5

Оценивать, контролировать динамику состояния новорожденного и осуществлять уход.

- принципы медицинской этики и деонтологии;

- методы  диагностики проблем пациента, профилактики;

- принципы подготовки к исследованиям

- соблюдать права пациента;

- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях

ПК 1.7

Информировать пациентов по вопросам охраны материнства и детства, медицинского страхования.

- принципы медицинской этики и деонтологии;

- психологию профессионального общения

- установить психологический контакт с пациентом;

- соблюдать права пациента;

- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях

ПК 2.1

Проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами с экстрагенитальной патологией под руководством врача.

- принципы медицинской этики и деонтологии;

-психологию профессионального общения;

-принципы консультирования пациента;

- психологию личности;

- функции, средства общения;

- типологию межличностных отношений

- установить психологический контакт с пациентом;

- соблюдать права пациента;

- эффективно работать в команде;

- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях

ПК 2.2

Выявлять физические и психические отклонения в развитии ребенка, осуществлять уход, лечебно-диагностические, профилактические мероприятия детям под руководством врача.

- принципы медицинской этики и деонтологии;

-психологию профессионального общения;

-принципы консультирования пациента;

- психологию личности;

- функции, средства общения;

- типологию межличностных отношений

- выявлять психические отклонения в развитии ребенка;

- установить психологический контакт с пациентом;

- соблюдать права пациента;       - эффективно работать в команде;

- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях

ПК 2.3

Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.

- принципы медицинской этики и деонтологии;

- принципы оказания психологической помощи при чрезвычайных ситуациях;

- психологию общения с пострадавшим;

- пути разрешения стрессовых ситуаций

- участвовать в оказании психологической помощи при чрезвычайных ситуациях;

- проводить мероприятия по защите пациентов от негативных воздействий при чрезвычайных ситуациях;

- оказывать психологическую помощь при стрессах

ПК 3.1

Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни.

- психологию личности;

- принципы медицинской этики и деонтологии;

- психологию профессионального общения;

- функции общения;

- средства общения

- проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия;

- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;

- организовывать мероприятия по проведению диспансеризации

ПК 3.2

Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача.

- принципы медицинской этики и деонтологии;

-психологию профессионального общения;

-принципы консультирования пациента;

- психологию личности;

- функции общения;

- средства общения;

- типологию межличностных отношений

- установить психологический контакт с пациентом;

- соблюдать права пациента;

- эффективно работать в команде;

- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях

ПК 3.3

Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно,

в пределах своих полномочий.

- принципы медицинской этики и деонтологии;

-психологию профессионального общения;

-принципы консультирования пациента;

- психологию личности;

- функции общения;

- средства общения

- установить психологический контакт с пациентом;

- соблюдать права пациента;

- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях

ПК 3.4

Оказывать доврачебную помощь пациентам при неотложных состояниях в гинекологии.

- принципы медицинской этики и деонтологии;

-психологию профессионального общения;

-принципы консультирования пациента;

- психологию личности;

- функции и средства общения

- проводить и осуществлять профилактические мероприятия;

- установить психологический контакт с пациентом;

- соблюдать права пациента;

- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях

ПК 3.5

Участвовать в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде.

- принципы медицинской этики и деонтологии;

- психологию личности

- соблюдать права пациента;

- установить психологический контакт с пациентом

ПК 4.1

Участвовать в проведении лечебно-диагностических мероприятий беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии.

- принципы медицинской этики и деонтологии;

-психологию профессионального общения;

- психологию личности;

- функции общения;

- средства общения;

- типологию межличностных отношений

- установить психологический контакт с пациентом;

- соблюдать права пациента;

- эффективно работать в команде;

- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях 

ПК 4.2

Оказывать профилактическую и медико-социальную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии.

- психологию личности;

- принципы медицинской этики и деонтологии;

- психологию профессионального общения;

- функции общения;

- средства общения

- проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия;

- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;

- установить психологический контакт с пациентом;

- соблюдать права пациента

ПК 4.3

Оказывать доврачебную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии.

- принципы медицинской этики и деонтологии;

-психологию профессионального общения;

- психологию личности;

- функции общения;

- средства общения;

- типологию межличностных отношений

- обучать население принципам ЗОЖ;

- установить психологический контакт с пациентом;

- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;

- оказывать психологическую помощь при стрессах

ПК 4.4

Осуществлять интенсивный уход при акушерской патологии.

- пути разрешения стрессовых ситуаций;

- типологию межличностных отношений;

- принципы медицинской этики и деонтологии;

-психологию профессионального общения

- установить психологический контакт с пациентом;

- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;

- оказывать психологическую помощь при стрессах

ПК 4.5

Участвовать в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде.

- типологию межличностных отношений;

- принципы медицинской этики и деонтологии;

-психологию профессионального общения

- эффективно работать в команде;

- урегулировать и разрешать конфликтные ситуации;

- соблюдать права пациента

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ               ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

129

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

86

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

30

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

43

в том числе:

Подготовка домашнего задания

Написание реферата  или создание прикладных заданий

25

18

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета    


3.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

«Психология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

материала

Формирование

ОК

ПК

1

2

3

4

5

6

Раздел 1.

 Общая психология

Тема 1.1. 

Предмет психологии

Содержание учебного материала

2

1

ОК1

ОК2

1

Предмет психологии, её задачи.

2

Роль психологических знаний в практической жизни человека.

3

Отрасли психологии.

4

Основные функции  психики.

5

Структура психики человека.

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

0,5

2

Работа с учебной и дополнительной литературой

0,5

Тема 1.2.

Методологические принципы современной психологии

Содержание учебного материала

2

1

ОК1

ОК2

1

Основные методы психологии: наблюдение, эксперимент, беседа, метод тестов.

2

Классификация психодиагностических методик.

3

Новые направления психологии.

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

0,5

2

Работа с учебной и дополнительной литературой

0,5

Тема 1.3.

Личность

Содержание учебного материала

2

1

ОК6

ОК7

1

Понятие личности.

2

Современные психологические теории личности.

3

Структура личности.

4

Психология и возраст.

Практическое занятие

1

Изучение личностных образований: Темперамент, характер, способности. Типы темперамента.  

Акцентуации характера по Д.Личко. Самоценность и самооценка личности.

2

2

ОК2

ОК7

ПК 3.3

ПК 3.4

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

0,5

2

Работа с тестовым материалом

1,5

Тема 1.4.

Понятие об общении, функции общения

 Содержание учебного материала

2

1

ОК 6

ОК 7

1

Понятие об общении.

2

Функции общения.

3

Вербальное и невербальное общение.

4

Психология слушания.

5

Общение в работе акушерки.

Практическое занятие

1

Изучение аспектов делового общения: Процесс передачи информации. Построение делового общения через вопросы. Волевое регулирование поведения в профессиональной деятельности акушерки.

2

2

ОК 2

ОК 3

ПК 4.2

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

0,5

2

Работа с учебной и дополнительной литературой

0,5

 Тема 1.5.

Эмоциональные процессы и состояния

Содержание учебного материала

2

1

ОК 6

ОК 7

1

Общее понятие об эмоциях и чувствах.

2

Классификация эмоциональных состояний человека.

3

Физиологические особенности протекания эмоций.

4

Психология стресса.

5

Теории эмоций.

Практическое занятие

1

 Изучение эмоций и чувств: Зависимость здоровья, эффективности деятельности от уровня эмоциональной напряжённости. Патология эмоций и чувств. Стресс, в профессиональной деятельности акушерки. Изучение собственной  подверженности стрессу.

2

2

ОК 2

ОК 6

ОК 7

ПК 1.5

ПК 4.5

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

0,5

2

Работа с учебной и дополнительной литературой

0,5

Тема 1.6.

Мышление и интеллект

Содержание учебного материала

2

1

ОК 2

ОК 6

1

Мышление как процесс.

2

Виды мышления.

3

Качества мышления.

4

Понятие об интеллекте.

5

Оценка интеллекта.  

Практические занятия

1

Изучение креативного мышления: Понятие креативной (творческой) личности. Расстройства мышления. Психические процессы человека (воображение, ощущение, внимание и др.).

2

2

ОК 2

ОК 6

ПК 2.3

2

Изучение интеллектуальной сферы: Патологии интеллектуальной сферы. Олигофрения. Изучение интеллектуального коэффициента.

2

2

ОК 6

ОК 11

ПК 2.2

3

Активизация мышления: Спец. формы организации мыслительного процесса («Мозговой штурм»). Метод контрольных вопросов. Правила мощной памяти на практике – мнемотехнический тренинг.

2

2

ОК 6

ОК 7

ОК 12

ПК 3.2

ПК 3.3

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания:

Повторение лекционного материала

0,5

Написание реферата:

Выбор темы реферата и обсуждение плана реферата: «Творческое мышление»,  « Понятие креативной личности», « Профессиональная деятельность как способ развития интеллектуальных процессов».

0,5

Работа с литературными и интернет – источниками по теме реферата

1

Оформление реферата

1

Защита реферата

0,5

Тема 1.7.

Психология жизненного пути

Содержание учебного материала

2

1

ОК 1

ОК 6

1

Жизненные кризисы.

2

Психологические особенности юношеского и зрелого возраста.

3

Развитие и самоопределение в юности.  

4

Выбор жизненного пути.

Практическое занятие

1

Анализ психологии обыденной жизни: Сферы деятельности человека. Ответственность.    

Психология личной жизни.

2

2

ОК 1

ОК 6-7

ПК 1.1

ПК 3.4

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

0,5

2

Подготовка доклада: «Самоопределение и самоактуализация личности», «Моя будущая профессия», «Психология личной жизни»

1

Раздел 2.

 Социальная

психология

Тема 2.1. 

Личность и общество

Содержание учебного материала

2

1

ОК 1

ОК 11

ОК 12

1

Социальная природа человека в различные эпохи.

2

Понятие группы как социально-психологический феномен.

3

Мировоззрение, убеждения личности.

4

Воля, волевая регуляция поведения.

Практическое занятие

1

Изучение аспектов внутригруппового общения: Лидерство и сопротивление социальному давлению. Социометрия группы. Психологическая структура диалога. Психологические приёмы влияния на партнёра. Развитие умений устанавливать контакт. Развитие умения слушать.

2

2

ОК 6

ОК 7

ОК 13

ПК 3.1

ПК 3.6

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

0,5

2

Работа с учебной и дополнительной литературой

0,5

3

Работа с тестовым материалом

1

Тема 2.2.

Природа межличностного конфликта

Содержание учебного материала

2

1

ОК 6

ОК 7

1

Основы конфликтов: классификация, типология, общая характеристика конфликтной ситуации.

2

Типы конфликтных личностей.

3

Общая процедура разрешения конфликта.

Практические занятия

1

Изучение природы межличностного конфликта и путей его разрешения: Собственный тип реагирования в конфликтных ситуациях и личностная характеристика поведения в конфликте. Способы регуляции и разрешения конфликтов, возможность переговоров.

2

2

ОК 7

ОК 12

ПК 4.2

ПК 4.3

2

Изучение агрессии: Причины возникновения агрессии. Способы ослабления агрессии. Неагрессивные стратегии решения конфликтов. Приёмы эмоционального самоконтроля.

2

2

ОК 6

ОК 13

ПК 3.3

ПК 4.5

3

Изучение альтруизма: Природа альтруистических поступков. Когда оказывать помощь. Способы усиления помощи. Социализация альтруизма.

2

2

ОК 3

ОК 11

ПК 1.5

ПК 2.2

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

0,5

2

Работа с учебной и дополнительной литературой

0,5

3

Написание эссе «Психологический анализ моего поведения в конфликте» по результатам тестов: «Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки», «Методика диагностики межличностных отношений  Т. Лири», «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса»

1

4

Подготовка докладов по темам: «Противоречия и конфликты в семье», «Молодёжные субкультуры», «Конфликты (межличностный и внутриличностный). Пути их разрешения»

1

Тема 2.3.

Социально-психологические особенности овладения профессией

Содержание учебного материала

2

1

ОК 1

ОК 2

1

Развитие личности через овладение профессией.

2

Понятие профессиональной пригодности.

3

Значение профессиональной ориентации.

4

Понятие профессиональной адаптации.

5

Духовные заповеди медицинского работника.

Практические занятия

1

Исследование профессионального выбора: Мой жизненный план. Планирование. Формирование положительных черт.

2

2

ОК 6

ПК 1.5

ПК 2.2

2

Изучение психологических особенностей овладения профессией: Специальные способности. Профессия акушерки. Профессиональные качества медработника. Профессиональная деформация личности медработника.

2

2

ОК 1

ОК 3

ПК 3.1

ПК 3.5

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

0,5

2

Работа с учебной и дополнительной литературой

0,5

3

Подготовка доклада: «Профессиональные и деловые качества медицинского работника», «Духовные заповеди медицинского работника»

1

Тема 2.4.

Принятие решения

Содержание учебного материала

2

1

ОК 1

ОК 7

1

Сферы деятельности человека.

2

Ответственность.

Практическое занятие

1

Активизация памяти: Метод контрольных вопросов. Правила мощной памяти на практике – мнемотехнический тренинг.

2

3

ОК 2

ОК 6

ПК 1.2

ПК 1.3

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

0,5

2

Работа с учебной и дополнительной литературой

0,5

Тема 2.5.

Индивидуальные особенности мыслительной деятельности

Содержание учебного материала

2

1

ОК 2

ОК 3

1

Способы активизации мышления. Правила мощной памяти.  

2

Способы исследования памяти.

Практическое занятие

1

Тренировка индивидуальных особенностей мыслительной деятельности: Развитие индивидуальных особенностей мышления – самостоятельности, глубины, гибкости, широты мышления. Преодоление умственных стереотипов.

2

2

ОК 2

ОК 6

ПК 1.1

ПК 4.4

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

0,5

2

Работа с учебной и дополнительной литературой

0,5

3

Подготовка к деловой игре «Активизация мышления»

1

Написание и защита итогового эссе:

4

«Психология в моей жизни».

2

Раздел 3.

Медицинская психология

Тема 3.1.

Предмет медицинской психологии

Содержание учебного материала

2

1

ОК1

1

Медицинская психология как предмет

2

Задачи, методы медицинской психологии

3

Структура медицинской психологии

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

0,5

2

Работа с учебной и дополнительной литературой

0,5

Тема 3.2.

Социопсихо-

соматика

здоровья

Содержание учебного материала

2

1

ОК11

ОК13

1

Термин «Социопсихосоматика». Составляющие здоровья: телесная, психическая, социальная

2

Понятие психогенных нарушений и психогенных заболеваний

3

Понятие «Психогении». Саногенное и патогенное влияние психологических факторов на соматическую сферу человека.

4

Понятие «Соматогений». Влияние хронических соматических заболеваний на психику, личность человека.

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

0,5

2

Работа с учебной и дополнительной литературой

0,5

Написание реферата:

3

Выбор темы реферата и обсуждение плана реферата: «Психологические аспекты работы с пациентками в акушерстве», «Психологические аспекты работы с пациентами в гинекологии».

1,5

4

Работа с литературными и интернет – источниками по теме реферата

1

5

Оформление реферата

1

6

Защита реферата

0,5

Тема 3.3.

Психология

соматического

больного.

Влияние заболевания

на психику больного.

 

Тема 3.4.

Внутренняя картина болезни.

Содержание учебного материала

2

1

ОК3

ОК11

1

Понятие соматического больного

2

Психическое реагирование пациента на заболевание

3

Возрастные особенности соматических больных

Содержание учебного материала

1

2

3

Понятие внутренней картины болезни

Уровни ВКБ

Психотерапевтическая роль акушерки

2

3

ОК3

ОК6

ОК7

ПК 2.3

ПК 3.5

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

0,5

2

Работа с учебной и дополнительной литературой

3

Подготовка сообщений по теме

1

Тема 3.5.

Профессиональные качества медицинского работника

Содержание учебного материала

2

1

ОК1

ОК3

ОК12

1

Классификация типов среднего медицинского персонала по характеристике их деятельности (типология по И.Харди)

2

Характеристика основных черт личности медицинского работника

3

Понятие «Личностный рост», «Личностная зрелость».

4

Профессиональная направленность медицинского работника.

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

0,5

2

Работа с учебной и дополнительной литературой

Тема 3.6.

Черты личности медицинского работника

Содержание учебного материала

2

1

ОК1

ОК3

1

Понятие деонтологии.

2

Этические нормы медицинской деятельности.

3

Эмоциональная идентификация. Эмпатия.

4

Клятва медицинского работника.

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

0,5

2

Работа с учебной и дополнительной литературой

0,5

Тема 3.7.

Соматические заболевания

--------------------------

Тема 3.8.

Влияние психологических факторов на соматическую сферу человека

Содержание учебного материала

2

1

ОК3

ОК11

1

Характеристика соматических заболеваний

2

Возрастные особенности соматических больных

Содержание учебного материала

1

2

Психологическое проявление соматических заболеваний

Конструирование рабочих ситуаций

2

3

ОК6

ОК7

ПК 3.2

ПК 3.3

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

0,5

2

Работа с учебной и дополнительной литературой

Тема 3.9.

Общение с пациентом

Содержание учебного материала

2

1

ОК3

ОК6

1

Общение медицинского работника с пациентом.

2

Что должен уметь медработник при общении с любым пациентом.

3

Умение слушать, эмоционально поддерживать, без оценочно воспринимать информацию о пациенте.

4

Общие рекомендации для проведения беседы с пациентом.

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

0,5

2

Работа с учебной и дополнительной литературой

3

Работа с тестовым материалом

1

Тема 3.10.

Различные аспекты общения с пациентом

--------------------------

Тема 3.11.

Типы общения с пациентом

Содержание учебного материала

2

1

ОК3

ОК7

1

Особенности общения с пациентами различных возрастных групп с различным уровнем личностной зрелости.

2

Общение с пациентом, длительное время находящимся в стационаре.

3

Общение с родственниками пациента.

4

Особенность общения среднего медицинского работника и пациента вне лечебного заведения.

Содержание учебного материала

1

2

 Типы общения с пациентом

Экологичное и неэкологичное общение с пациентом

2

3

ОК3

ОК11

ПК 1.1

ПК 3.1

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

0,5

2

Работа с учебной и дополнительной литературой

3

Подготовка к ролевой игре: « Экологичное и неэкологичное общение с пациентом» (все обучающиеся)

1,5

4

Подготовка докладов по темам: « Особенности общения с пациентом, длительное время находящимся в стационаре», « Особенности общения с пациентами различных возрастных групп»

1,5

Тема 3.12.

Психология кризисных

состояний

Содержание учебного материала

2

1

ОК3

ОК13

1

Структура личности. Уровни организации личности: невротический, пограничный, психотический.

2

Особенности взаимодействия с пациентами..

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

0,5

 2

Работа с учебной и дополнительной литературой

3

Подготовка сообщений по теме

1

Тема 3.13.

Психопрофилактика болезней

Содержание учебного материала

2

1

ОК11

ОК13

1

Понятие «Психопрофилактика».

2

Первичная, вторичная, третичная психопрофилактика.

3

Пренатальная (дородовая) психопрофилактика.

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

0,5

2

Работа с учебной и дополнительной литературой

Тема 3.14.

Психопрофилактика и

Психогигиена

--------------------------

Тема 3.15.

Понятие здорового образа жизни

Содержание учебного материала

2

1

ОК11

ОК13

1

Создание условий для положительных переживаний.

2

Общий доброжелательный настрой персонала. Его терпимость и готовность помочь.

Содержание учебного материала

1

2

Понятие здорового образа жизни

Культивирование позитивного взгляда на жизнь

2

3

ОК11

ОК13

ПК 1.2

ПК 3.1

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала по всему курсу

1

2

Работа с учебной и дополнительной литературой   по всему курсу

1

Тема 3.16

Психогигиена

Содержание учебного материала

2

1

ОК11

1

Понятие «Психогигиена»

2

Эстетика помещений, внешнего вида медицинских работников

3

Возможность для пациента  в стационаре общаться, при его желании, с близкими людьми

4

Социальная поддержка. Поддержание благоприятного психологического климата в женских консультациях, палатах стационара, в процедурных кабинетах, там, где собираются пациенты.

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала по всему курсу

1

2

Работа с учебной и дополнительной литературой   по всему курсу

2

Самостоятельная работа обучающихся:

43

1. Повторение изученного материала.

2.  Подготовка докладов по темам: «Самоопределение и самоактуализация личности», «Стресс в профессиональной деятельности медицинского работника», «Зависимость здоровья от уровня эмоциональной напряжённости», «Общение как средство психотерапевтического воздействия», «Наследственные факторы агрессивности», «Альтруизм: примеры из обыденной жизни», « Психопрофилактика и психогигиена».

ОК1

ОК2

ОК13

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 3.1

3.  Выполнение заданий в рабочей тетради: решение  ситуационных задач по теме: «Конфликты и пути их решения»,

«Профессиональные качества медицинского работника», «Общение с пациентом»;  составление

ситуационных задач по темам: «Черты личности медицинского работника», «Различные аспекты общения с пациентом».

ОК1

ОК2

ОК6

ОК7

ПК2.3

ПК3.1

ПК4.2

ПК4.3

4.  Составление кроссвордов на тему «Эмоциональные процессы и состояния».

5. Составление схемы «Виды психосоматических заболеваний».

ОК3

ОК11

ПК 4.2

ПК 4.3

ПК 3.2

ПК 3.3

6. Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.

7. Подготовка мультимедийной презентации  к темам теоретических и практических занятий по разделам «Общая психология», «Социальная психология», «Медицинская психология».

ОК2

ОК12

ПК 1.1-1.5, ПК 1.7,

ПК 2.1-2.3, ПК 3.1-3.5,

ПК 4.1-4.5

Всего:

129


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины предполагает:

наличие учебного кабинета  Психологии,

а также кабинета технических средств обучения, компьютерного класса, библиотеки с читальным залом.

     Оборудование учебного кабинета включает:

  1. Комплект учебной мебели кабинета:

-шкаф для хранения документации, учебно-наглядных пособий, раздаточного материала;

- тумбочки для литературы;

- классная доска;

- стол для преподавателя;

- стул для преподавателя;

- столы для студентов;

- стулья для студентов.

  1. Технические средства обучения:

-

  1. Комплект учебно-методической документации:

-  рабочая программа дисциплины «Психология» по специальности 31.02.02 Акушерское дело;                                                                                                                                         

-  календарно-тематические планы дисциплины «Психология»;

-  учебно-методические комплексы (УМК) по темам дисциплины;

-  УМК «Промежуточная аттестация».

 

  1. Комплект средств обучения:

 -  наглядные плоскостные средства обучения (плакаты) к темам:

«Личность»; «Мышление и интеллект»; «Функции общения»; «Деловое

общение», «Профессиональные качества медицинского работника»,

«Общение с пациентом», «Влияние заболевания на психику больного».

           -  демонстрационные средства обучения (стенды): «Психология для вас»; «Информация для студентов»; «Методический уголок».

           

4.2. Информационное обеспечение обучения

- Основная литература:

     1. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю.Головин. –

         2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2011. – 976с. –        

         (Библиотека прикладной психологии).

     2. Классическая социальная психология/учебное пособие для студентов/

        под ред. Е.И. Рогова М.: Издательский центр «МарТ», 2010. – 104 – 131с.  

3.  Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии /    

     В.Ф. Матвеев. – М.: «Медицина», 2010.

4. Обуховец Т.П. и др. Основы сестринского дела / Сост. Т.П.Обуховец.  –  

    Ростов- на -Дону:  «Феникс», 2012.

5. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей/  

    Н.Н.Петрова - М.: Изд-во Академия, 2010. – 5 – 96с., 104 – 130с.

6. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. /  

    О.И. Полянцева. – Серия «Среднее профессиональное образование». –  

    Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013. – 416с.

7. Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:  

    «Юнити», 2013.    

8. Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология – Ростов- на- дону:  

    «Феникс», 2010.

     9. Эльконин Д.Б. Психология развития/ Д.Б.Эльконин - М.: Изд-во  

        Академия, 2011.

- Дополнительная литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева - М.: Изд-во Академия, 2007.
  2. Зуева Е.А. Я беременна?! Это временно! Психологические и физиологические аспекты беременности, родов, послеродового периода / Е.А. Зуева - М.: Изд-во института психотерапии, 2010.
  3. Немов Г.С. Психология / Г.С. Немов. – Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 кн.- 3-е изд. – М.: Владос, 2006.
  4. Петровский В.А.  Человек над ситуацией/ Петровский В.А.-М.: Изд-во Смысл, 2010. – 560с.
  5. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология – М.: «Гардарики», 2003.

-  Интернет - ресурсы:

  1. Информационная справочная и поисковая система Консультант и/или Гарант (модуль «Здравоохранение»);
  2. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ (www.minzdravsoc.ru);
  3. Официальный сайт Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (www.rospotrebnadzor.ru)

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

       При конструировании педагогической технологии обучения по дисциплине «Психология»  предполагаются  разнообразные формы, методы и  технологии обучения:

- деятельностные, ориентированные на овладение способами профессиональной и учебной деятельности (контекстное обучение, моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе);

- личностно-ориентированные, направленные на развитие личности, в частности  на формирование активности личности в учебном процессе;

- мыследеятельностные, направленные на развитие  интеллектуальных функций обучающихся, овладение обучающимися принципам системного подхода к решению проблем (проектный метод, метод решения проблем);

- информационно-коммуникационные, позволяющие овладеть методами сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах.

    Данные педагогические технологии способствуют приобретению умений и знаний по дисциплине, а также решают задачи формирования общих и профессиональных компетенций.

Код ОК

Способы формирования

1

ОК 1,ОК 11, ОК 12, ОК 13

Через содержание обучения

2

ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 7

Через технологии и методики обучения

    Теоретические и практические занятия проводятся преподавателем данной дисциплины.

    Продолжительность теоретических и  практических занятий -2 часа.

    В зависимости от поставленных дидактических целей при изучении дисциплины используются разнообразные типы занятий: по изучению нового материала; закреплению знаний, совершенствованию умений; систематизации и обобщению; контролю  знаний и умений, а также комбинированные занятия, включающие перечисленные выше элементы.

    В процессе обучения по дисциплине «Психология» используются следующие технологии обучения:

1. Деятельностная, ориентированная на овладение способами профессиональной и учебной деятельности. Данная технология в контексте дисциплины «Психология» предполагает использование форм обучения: моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, основанное на решении ситуационных задач в рамках разделов «Социальная психология» и «Медицинская психология» по следующим темам:

- Личность и общество;

- Конфликты и пути их решения;

- Тренировка индивидуальных особенностей мыслительной деятельности;

- Профессиональные качества медицинского работника;

- Психология кризисных состояний;

- Психология соматического больного. Влияние заболевания на психику  

  больного;

- Общение с пациентом;

- Психопрофилактика и психогигиена.

2. Личностно-ориентированная, направленная на развитие личности. Данная технология предполагает формирование активности личности студента в учебном процессе. Наряду с традиционными формами проведения занятий (лекции, лекционно-семинарские занятия, практические)  используются и нетрадиционные формы занятий – ролевые игры, творческие мастерские,  семинарские занятия, выступления учащихся с сообщениями, докладами, защита мультимедийных презентаций. Технология личностно-ориентированного обучения используется во всех разделах дисциплины «Психология»:  «Общая психология», «Социальная психология» и «Медицинская психология».

3. Мыследеятельностная, направленная на развитие  интеллектуальных функций обучающихся. Данная технология направлена на овладение обучающимися принципов системного подхода к решению проблем. Технология используется на занятиях по темам:

- Мышление и интеллект;

-  Личность и общество;

- Природа межличностного конфликта и пути его разрешения;

- Социально-психологические особенности овладения профессией;

- Тренировка индивидуальных особенностей мыслительной деятельности;

- Профессиональные качества медицинского работника;

- Общение с пациентом.

4. Информационно-коммуникационная. Данная технология позволяет овладеть методами сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах. Данная технология используется во внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся при подготовке докладов, сообщений по темам курса, презентаций по темам теоретических и практических занятий.

   Практические занятия:

  1. Изучение личностных образований.
  2. Изучение аспектов делового общения.
  3. Изучение эмоций и чувств.
  4. Изучение креативного мышления.
  5. Изучение интеллектуальной сферы.
  6. Активизация мышления.
  7. Анализ психологии обыденной жизни.
  8. Изучение аспектов внутригруппового общения.
  9. Изучение природы межличностного конфликта и путей его разрешения.
  10.  Изучение агрессии.
  11.  Изучение альтруизма.
  12.  Исследование профессионального выбора.
  13.  Изучение психологических особенностей овладения профессией.
  14.  Активизация памяти.
  15.  Тренировка индивидуальных особенностей мыслительной деятельности.
  16.  Изучение влияния психологических факторов на соматическую сферу человека.
  17.  Изучение влияния психологических факторов на соматическую сферу человека.
  18.  Изучение типов общения с пациентом.
  19.  Изучение здорового образа жизни.

предназначены для закрепления материала теоретических занятий на основе решения учебных задач, выработки практических умений и формирования ПК и ОК.

Код ОК

Сфера компетенции

Технологии, методики формирования общих компетенций

ОК2.

ОК3.

Саморегуляция, самоуправление

ролевая игра, упражнения, мини-проекты, самостоятельная работа.

ОК 6.

ОК 7.

Коммуникация

групповое обсуждение вопроса, дискуссии, задания в тренинговой форме, публичное выступление.

    Структура занятий и его этапы, методика проведения  описываются в технологической карте.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

    Преподавание учебной  дисциплины «Психология»  осуществляется  педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование  по специальности «Психология».

5.СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ     ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий. Итоговый контроль  результатов освоения дисциплины осуществляется в ходе промежуточной аттестации. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка умений и знаний, а также динамика развития общих компетенций.

5.1.  Контроль и оценка освоения знаний и умений

Результаты

(освоенные умения,  усвоенные знания)

Основные показатели

результатов

подготовки

Формы и методы

Контроля и оценки результатов обучения

Умения:

-адекватно применять полученные знания для психологического роста, а также при работе с коллегами  и с пациентами

1.Давать психологическую оценку личности

Экспертная оценка  результатов практической  работы

2.Эффективно работать в команде

 

Экспертное наблюдение в ходе выполнения практического задания

3. Осуществлять психологическую подготовку пациента и его окружения

Экспертное наблюдение в ходе выполнения практического задания

4.Общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности

Экспертное наблюдение в ходе выполнения практического задания

5.Использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях

Экспертное наблюдение в ходе выполнения практического задания

6.Проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе

Экспертная оценка  результатов практической  работы

7.Регулировать и разрешать конфликтные ситуации

Экспертная оценка  результатов практической  работы

8.Использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении.

Экспертное наблюдение в ходе выполнения практического задания

Знания:

-основные направления психологии;

-психологию личности и малых групп;

-основы медицинской психологии.

1.Задачи и методы психологии

2. Психические процессы и состояния

3. Структура личности

4. Пути социальной адаптации и мотивации личности;

5.Основы психосоматики

6. Комплексный подход к человеку, сочетающий физиологический,

социальный и психологический уровни

7.Особенности психических процессов у здорового и больного человека

8.Психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни

9.Особенности общения с пациентами различных возрастных групп

10. Психологию общения

11.Психологию медицинского работника

12.Этапы профессиональной адаптации

13.Особенности делового общения

14.Медицинскую этику.

Экспертная оценка в ходе фронтального устного опроса.

5.2.  Контроль и оценка  развития общих компетенций

Общие компетенции

Основные показатели оценки результата

Формы и методы

контроля и оценки

развития общих

 компетенций

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- ориентируется в общих вопросах бытия, ценностей и смысла жизни, профессиональной деятельности;

- понимает значение своей профессии в формировании гармоничного, экономически процветающего и политически стабильного государства;

- приводит примеры, подтверждающие значимость выбранной профессии;

-соблюдает морально-этические и правовые нормы поведения;

Экспертное наблюдение на теоретических занятиях по теме 1.1, 1.2, 1.7, 2.1, 2.3, 2.4, 3.1, 3.4, 3.5 и практических занятиях по теме  1.7, 2.3 формирующее оценивание на дифзачёте по дисциплине

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

- воспроизводит технологию;

- планирует деятельность в рамках известных технологий (подбирает элементы технологий, применяет технологию с учётом изменения параметров);

- выбирает способ решения задачи (способ достижения цели);

- оценивает продукт и результат своей деятельности

Экспертное наблюдение на учебных занятиях и формирующее оценивание на дифзачёте по дисциплине

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

- анализирует ситуацию (задаёт критерии анализа, определяет проблему, проводит анализ причин существования проблемы);

- осуществляет текущий контроль своей деятельности (планирует текущий контроль своей деятельности, предлагает способ её коррекции);

- оценивает продукт своей деятельности (планирует продукт, определяет критерии его оценки, оценивает результаты деятельности);

- выбирает способ решения проблемы (задаёт критерии);

- оценивает последствия принятых решений (прогнозирует последствия);

- проводит анализ ситуации (называет риски);

- анализирует риски (предлагает способы предотвращения)

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

- участвует в групповом обсуждении вопроса (договаривается о процедуре и вопросах для обсуждения, принимает и фиксирует групповое решение);

- соблюдет нормы публичной речи, регламент, жанр высказывания и др. (использует средства наглядности, невербальные средства и др.);

- соблюдает нормы делового общения;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых) и результат выполнения заданий

- осознаёт самостоятельную ответственность за собственную деятельность (воспроизводит ситуативный самоконтроль, принимает самостоятельно решение, оценивает качество своей деятельности);

- решает стандартные и нестандартные практические задачи, корректирует свою деятельность;

- использует способы общения в соответствии с целями команды, согласовывает личные и коллективные цели, регулирует собственное эмоциональное состояние, организовывает общение и взаимодействие в коллективе;

- корректирует свои действия с учётом ситуации, развивает навыки гуманного культурного общения, развивает чувство ответственности за принимаемые решения

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

- соблюдать законы существования природы, общества и человека;

- развивает способности к волевой саморегуляции, самовоспитанию и самосовершенствованию (личностному, гражданскому и профессиональному);

- подчиняет свои поступки, поведение и способ жизни выбранным нравственным ценностям;

- берёт на себя ответственность за свои действия;

- выбирает методы саморазвития (самообучения, самовоспитания, самосовершенствования)

Экспертное наблюдение на теоретических занятиях по теме 2.1, 3.3, 3.6, 3.10, 3.11, 3.12 и практических занятиях по теме 1.6(2), 2.2(3), 3.8; формирующее оценивание на дифзачёте по дисциплине

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

- демонстрирует правильную организацию рабочего места (в моделируемых условиях);

- осуществляет текущий самоконтроль в ходе организации рабочего места (в моделируемых условиях);

- корректирует свои действия на рабочем месте (в моделируемых условиях)

Экспертное наблюдение на теоретических занятиях по теме 2.1, 3.4 и практических занятиях по теме 1.6(3), 2.2(1); формирующее оценивание на дифзачёте по дисциплине

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой т спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

- оценивает уровень собственного здоровья;

- выбирает методы и средства сохранения и укрепления собственного здоровья

Экспертное наблюдение на теоретических занятиях по теме 3.9, 3.10, 3.11, 3.12 и практических занятиях по теме 2.1, 2.2(2); формирующее оценивание на дифзачёте по дисциплине

 

Промежуточная аттестация по дисциплине Психология проводится в соответствии с рабочим учебным планом по специальности «Акушерское дело» в форме дифференцированного зачёта.

 Форма   дифференцированного зачета  -  смешанная.  

Организация  и   проведение промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Психология» проводится в соответствии с «Порядком  организации  промежуточной аттестации студентов ГБОУ СПО НО «НМБК».

Для дифференцированного зачёта формируется фонд оценочных средств, позволяющих оценить знания, умения, уровень формирования у обучающихся компетенций.

Оценочные средства составляются на основе рабочей программы учебной дисциплины, охватывают ее  наиболее актуальные разделы и темы.

Перечень вопросов и практических заданий, выносимых на дифференцированный зачёт разрабатывается преподавателем дисциплины, обсуждается на заседании цикловых методических комиссий. На основе разработанного и объявленного студентам перечня вопросов и практических заданий, рекомендуемых для подготовки к дифференцированному зачёту, составляются задания в тестовой форме с эталонами ответов.

К дифференцированному зачету допускаются студенты, полностью выполнившие все виды работ, предусмотренных  рабочей программой.

Дифференцированный зачет принимает, как правило, преподаватель, который вел учебные занятия по данной дисциплине.

 Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух направлениях:

-оценка уровня освоения дисциплины: уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой дисциплины;  обоснованность, четкость, краткость изложения ответа;

-оценка компетенций обучающихся: умение студента использовать   теоретические знания при выполнении практических заданий, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности.

Уровень подготовки студентов на дифференцированном зачете  по учебной дисциплине определяется оценками 5 «отлично», 4 «хорошо», 3 «удовлетворительно».

- Оценка 5 «отлично» ставится студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой специальности, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

При проведении контроля в тестовой форме оценка 5 «отлично» выставляется за правильные ответы более чем на 90 процентов заданий.

- Оценка 4 «хорошо» выставляется студенту, показавшему систематический характер знаний по дисциплине,  способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности. Содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.

При проведении контроля в тестовой форме, оценка 4 «хорошо» выставляется за правильные ответы более чем на 80 процентов заданий.

- Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется студентам, обладающим необходимыми знаниями, но допустившим неточности в определении понятий, в применении знаний для решения профессиональных задач, не умении обосновывать свои рассуждения.

При проведении контроля в тестовой форме оценка 3 «удовлетворительно» выставляется за правильные ответы более чем на 70 процентов заданий.

- Оценка «не зачтено» («незачет»), 2 «неудовлетворительно» выставляется, если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает неточности в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения профессиональных задач.

При проведении контроля в тестовой форме оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется за правильные ответы менее чем на 70 процентов заданий.

Оценка по дифференцированному зачету является определяющей независимо от полученных в семестре оценок текущего контроля.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы строительного производства» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондицио

Основы строительного производства1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специал...

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника и электронная техника» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки)...

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка

Разработчик:  Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза:  Слюзина...

Рабочая программа ЕН.01 Математика для обучающихся очной формы обучения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности: 15.02.07 « Автоматизация технологических процессов и производств».

рабочая программа ЕН.01 Математикадля обучающихся  очной формы обученияпрограммы подготовки специалистов среднего звенапо специальности:  15.02.07 « Автоматизация технологических проце...