Открытый урок/внеклассное мероприятие по русскому языку "О скверном и святом"
методическая разработка на тему

Садовникова Юлия Анатольевна

Данная разработка направлена на развитие культуры речи студентов средних профессиональных учреждений и недопустимости употребления ненормативной лексики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_o_skvernom_i_svyatom.docx68.19 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого мероприятия по русскому языку

Тема: “О скверном и святом…”

Пояснительная записка.

                                                 Актуальность проблемы.

В настоящее время вопрос о проблеме сквернословия весьма актуален. Один из компонентов общей культуры человека – это речевая культура, интеллект и мысли, а выражать свои мысли мы можем только с помощью слов.

Сквернословие стало нормой для современного человека. Данные явления особенно остро проявляются в школьной среде, поскольку неспособность формирующейся личности осуществить правильную нравственную ориентацию включает механизмы психологической защиты регрессивного типа и подталкивает молодого человека к выбору форм противоправного поведения, одним из которых является употребление ненормативной лексики. В связи с этим приоритетным направлением деятельности общества выступает работа по формированию культуры личности как средству профилактики употребления инвективной (оскорбительной) и непристойной (выходящее за рамки принятого) ненормативной лексики в студенческой  среде.

В глазах  подростков, сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости, зачастую это является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды.

С научной точки зрения «ненормативная лексика» заключает в своей экспрессивной окраске и оценочном компоненте содержания, намерение говорящего унизить, оскорбить, обесчестить, опозорить адресата речи. Явление сквернословия характеризует нравственную деградацию общества. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, беседой искаженного сознания.

По данным Фонда «Общественное Мнение» (2008г.) сегодня около 70 % жителей нашей страны используют ненормативную лексику в своей речи. Только 29 % населения ее никогда не употребляют.

Приведённые факты, говорят о том, что сквернословие - это одна из главных социальных проблем нашего общества. В этой связи особую значимость приобретает работа по формированию культуры речи подрастающего поколения.

Цели:

• показать, что представляет собой сквернословие как языковое явление (этимология, семантика, роль в языке);

• развивать умение дискутировать, аргументировать свою точку зрения;

• воспитывать речевую культуру учащихся, уважение к матери, собеседнику и самому себе.

Оборудование: cборник стихов Э.Асадова, раздаточный материал (тексты стихотворения Асадова “О скверном и святом” , цитаты из Послания апостола Иакова), презентация, запись темы и эпиграфа урока на доске.

Данное мероприятие рекомендовано студентам 1, 2 курсов.

Тип урока: урок-диалог.

 

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Язык наш- древо жизни на земле и отец наречий иных. Хочешь погубить народ, истреби его язык».

«Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное”.

А.С.Шишков

1. Легенда о языке ( Слайды)

Чтение легенды о философе Ксанфе и его рабе – баснописце Эзопе.

Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиных языков, поджарил их и подал гостям.

– И это ты считаешь самым лучшим? – разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.

– Да, – отвечал Эзоп, – именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, – все существует благодаря языку.

Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:

– Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!

Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.

– Вчера ты утверждал, что язык – самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! – злорадно воскликнул Ксанф.

– Совершенно верно, хозяин, – ответил невозмутимый Эзоп. – Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка).

– Какой вывод можно сделать на основании данной легенды?

(Ключевые фразы: язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете).

– Прав ли, на ваш взгляд, был Эзоп? Как называется один из тропов русского языка, основанный на иносказании ?( эзопов язык).

Данная легенда свидетельствует о том, что наш “великий, могучий русский язык” – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.

2. Слово учителя

– Обращение к теме занятия – “О скверном и святом…”

– К какой категории слов относятся подобные слова? (Антонимы)

В названии темы представлено сочетание лексически не сочетаемых, взаимоисключающих друг друга понятий: “святое” и “скверное”. Занятие мы проведём в форме диалога, позволяющих высказывать и отстаивать противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу.

3. Результаты анкетирования

Как вы думаете, почему я обратилась к данной теме?

 

Актуальность

По данным последних исследований в подростковой среде степень нечистоты речи превышает   среди девушек.

Преподаватель анализирует результаты анкетирования учащихся и делает вывод:

Анкета (анонимная):

1. Часто ли вы используете нецензурные слова в своей речи?

а) В общении в “своем” кругу –

б) Использую, но очень редко –

в) вообще не использую никогда –

2. Что провоцирует вас на нецензурные слова и выражения?

а) Не могу иначе выразить свои чувства –

б) злость на что-то или кого-то –

3. Что (или кто) является для вас источником “новых” слов и выражений?

а) друзья –

б) улица – в) родители-

4. Считаете ли вы допустимым слушать брань из уст ровесников?

а) Иногда можно, если нужно –

б) никогда –

5. Считаете ли вы “жаргон” мусором речи?

а) да, он загрязняет, оглупляет речь –

б) нет, так как речь подростка звучит “круче” –

Итак, ребята, к большому сожалению, грубость и матерщина стали в нашей жизни почти обыденностью.

 Обратимся к  результатам анкетирования. (Слайды)

Что же нужно сделать для того, чтобы ругань и мат воспринимались как зло?

Вот на этот проблемный вопрос мы и попытаемся ответить.

По каким причинам в наше время используется мат?

1) для повышения эмоциональности речи

2) эмоциональной разрядки

3) оскорбления, унижения

4) демонстрации агрессии, раскованности, пренебрежительного отношения к запретам

5) демонстрации принадлежности к «своим».

4. Словарно-семантическая работа со словами: сквернословие, злословие, скабрезный

Что же такое сквернословие? Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.

а) Подберите определения к этому слову( нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика).

Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова»скверна».

Скверна-

СКВЕРНА - ж. мерзость, гадость, пакость, , все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное.

( Словарь Даля).

б)Сквернословие-

Злословие-

(разбор по составу).

Скабрезный-

(неприличный, непристойный ).

(Анекдоты иной раз скабрёзные, а зачастую площадные сыплются).

в)Подбор слов-синонимов к слову “скабрёзный” (неприличный, непристойный, нецензурный, матерный, скверный).

Подобную речь мы часто слышим из уст героев современных телесериалов, исполнителей популярной музыки, известных политиков, телеведущих.

5. “Из истории русского мата”

- Слово учителя.

Существует ошибочное мнение, что брань придумал русский народ. Но Ф.М.Достоевский в “Дневнике писателя” заметил : “Народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то мнение, что это самый сквернословный народ в мире.»

- Сообщение  о истории сквернословия.

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой .Наши предки произносили эти слова , призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

До середины 19 века брань на Руси не только не была распространена , но являлась уголовно наказуемой. . По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание- вплоть до смертной казни.

При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие было положено телесное наказание: по рынкам и площадям ходили переодетые чиновники, схватывали ругателей и тут же , на месте, для примера другим, наказывали их розгами.

Таким образом, так называемый мат являлся языком общения с демоническими силами .Таковым и остался. Не случайно в русском языке это явление именуется инфернальной лексикой.

Инфернальный- значит адский, из преисподней.

6. Чтение и анализ стихотворения Э. Асадова “О скверном и святом”

(тексты заранее распечатаны и розданы студентам ).

Э.Асадов «О скверном и святом».

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире самое простое

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как тёмная река.

Нашлись другие. Взяли, подхватили

И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять,

Что слово “мат” идёт от слова “мать”,

Сквернейшее – от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

1. В названии стихотворения лежит такой художественный приём, как сочетание лексически не сочетаемых слов. Как он называется ? (оксюморон).

2. Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям: “самое святое”, “сквернейшее”? (“Мать” – “мат”)

3. Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить своё отношение к русскому мату? (Кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова.)

4. Что вызывает особый гнев поэта? (Оскорбление имени и чести матерей.)

7. Особый интерес представляет «Поучение против матерщины»,приписываемое Иоанну Златоусту, в котором говорится, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, “третья мать” – Мать-Земля:

– Не подобает православным христианом матерны лаяти. Понеже Мати Божия Пречистая Богородица… тою же Госпожою мы Сына Божия познахом…

– Другая мати, родная всякому человеку, тою мы свет познахом.

– Третия мати – земля, от нея же кормимся и питаемся и тьмы благих приемлем, по Божию велению к ней же паки возвращаемся, иже есть погребение.

8. Чтение и обсуждение цитат из Послания святого апостола Иакова

( распечатаны и розданы ученикам)

-Беседа о связи: мысль- слово-действие…!

«…Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем их .Вот , и корабли , как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык- небольшой член, но много делает …Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим , а язык укротить никто из людей не может; это –неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда .Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие …»( гл.3, стих2-5,7-10).

– Мне бы, ребята, хотелось вам дать совет: не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. Давайте же уважать друг друга, не будем сквернословить и грубо выражаться.

10. Подведение итогов занятия

– Можем ли мы изменить собственную речь?

– Как вы думаете, что нужно для этого сделать?

– Для повышения речевой грамотности нужно больше читать.

– Нужно пользоваться различными словарями. Их много, и задачи у них разные.

Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе. Нужно помнить, что ( обращение ко второму эпиграфу)

– Назовите слова, святые для каждого человека (учащиеся по очереди называют их: Родина, честь, совесть, верность, труд, долг, свобода, геройство, мир, щедрость, доброта, учитель, родители, милосердие, благородство и т.д.).

11. Дерево Добрых Слов

Перед вами листья цвета зеленого .

Возвращаясь к 1 эпитету урока, хочу предложить вам взять лист, написать доброе слово и прикрепить к нашему дереву.

12. Чтение  стихотворения “Слова” (автор неизвестен)

Словно травы шелестят слова.

Как слова и травы в жизни схожи!

Говорим: целебная трава –

Есть слова целительные тоже.

Есть слова, исполненные яда,

Есть простые, словно васильки,

А порой, с собою нету слада,

Если всходят в речи сорняки.

Есть слова пьянящие, как розы,

Есть сухие, как степной ковыль,

Есть слова, рождающие слёзы, –

Горькие слова, слова – полынь.

Словом можно душу искалечить,

Словом можно раны исцелить,

Тяжкий груз недобрых слов на плечи

Берегитесь ближнему взвалить!

Я смотрю на луг, в цветы одетый,

Как прекрасен сочных трав покров!

Научи нас, Бог, дарить букеты,

Состоящие из мудрых, добрых слов!

Спасибо всем за работу.

13. Домашнее задание

Высказать свое отношение к данной проблеме « Скверные слова засоряют и огрубляют нашу речь».

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1) Эмото М. Послания воды: Тайные коды кристаллов льда. Изд-во/производитель: София 2007 год

2) http://krotov.info/library/17_r/radio_svoboda/20020212.htm

3) http://skvernoslovie.narod.ru/staty/virus_skvernoslovia.html

4) Гаряев П.П. Волновой геном. М.: изд-во Общ. Польза, 1994.

5) Гаряев П.П. Выступление на Всероссийской научно-практической медицинской конференции.

Москва, Российская Академия Наук. 31 мая 2007 года.

6) С. Виноградов.Сквернословие. Журнал «Наука и жизнь», №4, 1993 год.

7) Клара Клименко. Сквернословие - позор или национальная гордость?

8) Сквернословие: Трехэтажный компромат. Ирина Нестерова. Общероссийская газета «Екклесиаст», 2002

9) Протоиерей Сергий Николаев. Сквернословие: Грех языка. От слов своих осудишься: сквернословие». Москва, 2007

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

" Подольский   промышленно-экономический техникум

имени  А.В.Никулина"

                                                                                 СОГЛАСОВАНО

Методист ОСП корпус 1

Козлова Н.Е.__________

"____"____________2015 год

                                                 

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ:

"О СКВЕРНОМ И СВЯТОМ"

(в рамках проведения предметной Недели русского языка)

                                                                            Разработчик:

                                                                            преподаватель русского языка

                                                                            Садовникова Юлия Анатольевна

г. Подольск

2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку, посвященного Дню Святого Валентина

Внеклассное мероприятие  по английскому языку для студентов 1-2 курса. В разработке содержатся задания, правильные ответы, Прилагается презентация и использованное музыкальное сопровождение...

методическая разработка внеклассного мероприятия "Праздник русской каши"

Разработка классного часа ( внеклассного мероприятия) представляет собой интерессный рассказ с презентацией об истории, пользе и значении русских каш. передставлены игровая технология ( театрализирова...

Урок /внеклассное мероприятие " Стихами о войне поговорим..."

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание....

Внеаудиторное мероприятие по русскому и английскому языкам "Что в имени тебе моём, Айван?" (поморские названия, значение поморских и английских фамилий и имен)

Данная методическая разработка представляет собой сценарий внеаудиторного мероприятия по двум предметам: русскому и английскому языкам. Тема разработки: ономастика, имена, фамилии, топонимы. Цель меро...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Пословица в труде задорница"

Данное мероприятие развивает познавательный интерес обучающихся. Филолог выполняет главную задачу по развитие речи, чтобы речь студентов была богатой, выразительной и разнообразной....

Сцерарий внеклассного мероприятия "О, русская земля - земля героев!"

Данная разработка предназначена для подготовки и проведенния внекласснных мероприятий с обучающимися по патритическому воспитанию. Эта разработка может быть использована для проведения классных часов,...