Биологические действия радиации
план-конспект занятия на тему

Светлышева Галина Викторовна

Биологические действия радиации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologicheskie_deystviya_radiatsii_moy.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-конференция по физике

Преподаватель ГБОУ СПО ОГТ Светлышева Г.В.

Тема урока: «Радиоактивные излучения и их биологическое воздействие на живые организмы».

Цели урока:

Образовательная

Углубить знания учащихся о структуре атома;  

  сформировать представление о радиоактивности, физической  природы α-, β-, γ-излучений Проанализировать доступную информацию о биологическом действии радиоактивных излучений, степени их опасности для живых организмов. Защита от радиоактивных излучений.

Развивающая. 

Развитие мышления (умение выделять главное в большом объеме информации).

Воспитательная

Формирование материалистического мировоззрения, развитие познавательного интереса.

Тип урока.  Урок сообщения новых знаний.

Вид урока.  Урок-конференция.

Оборудование.  Таблицы, фрагменты видеофильмов,  компьютер, компьютерная презентация, мультимедийный проектор

ПЛАН УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

- Вступление (тема, цель конференции).

- Открытие радиоактивности. Альфа, ветта и гамма лучи (Физик)

- Естественная радиация  (эколог).

- Меры по радиоактивной защите (Физик)

- Действие радиоактивных веществ на клетку (биолог).

- Лучевая болезнь. Генетические мутации, затрагивающие будущие поколения(врач)

- Влияние дозы облучения на живые организмы(физик)

- Смерть Правика (ведущий)

- Исцеляющие лучи( врач)

  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

Заключительная часть: фильм «Вся правда  о Чернобыле» (40 минут)(при двух часовом изучении материала)

 

                                    Вступление

1 ведущий

В мимолетном прогале

Только раз увидать удалось,

как выходит из мглы

на песок отдаленного берега

без единой шерстинки,

словно начисто выбритый, лось.

Из березовой рощи,

из густого приречного сада ли,

осторожно прощелкал

и умолк соловей.

И на влажную землю

Тяжелые яблоки падали,

и без крика вороны

слетали с тяжелых ветвей.

( Почему лось был « без единой шерстинки» ? Ответ- Следствие поражающего действия радиоактивных излучений на живые организмы после аварии на Чернобыльской АЭС)

(Слайд№3)

 Чернобыль

Быстро забыть – значит, в будущем разбить лицо о невыученное, повторить не просто ошибку, совершить новое преступление.

Чернобыль – это звонок из 21 века. И ещё раз пройти, через его испытание без колоссальных, необратимых потерь – невозможно

  Чернобыль: трагедия, подвиг, предупреждение.  

  Чернобыль высветил величайший взлёт духа человека и потрясающую по своим последствиям халатность, мощнейшие возможности нашей экономики и удивительную косность, которую мы обязаны назвать преступной

  (2 ведущий) Радиация… Не видно, не слышно , не больно… Случилась беда, но вокруг – то ничего не изменилось .

Но невидимая, неслышимая, неуловимая радиация имеет прямое отношение к нашему здоровью.

Сегодня тема конференции посвящена радиоактивности и  проблеме биологического действия радиоактивных излучений, загрязнению окружающей среды. Это проблема глобальная, т.к. человек сам создает условия, непригодные для существования человеческой цивилизации. На конференции мы должны проанализировать доступную информацию о биологическом действии радиоактивных излучений, степень их опасности для живых организмов.

   Радиоактивные излучения сопутствуют человечеству на протяжении всей его истории. В течении нескольких миллионов лет радиоактивный фон был относительно постоянным, до открытия искусственной радиоактивности, создания ядерного оружия и строительства АЭС.

Слово предоставляется физику

(слайд №4).                                                  Физик

Историческая справка

Более ста лет назад, в феврале 1896 года, французский физик Анри Беккерель обнаружил самопроизвольное излучение солей урана 238U. 26-27 февраля 1896 года Беккерель приготовил несколько образцов кристаллов и прикрепил их к завернутым в бумагу фотопластинкам. Однако в эти дни стояла пасмурная погода, и Беккерель решил отложить опыт. Он считал, что ему необходим яркий солнечный свет. Пластинки были спрятаны в ящик стола и пролежали там около трех дней.

Лишь 1 марта, Беккерель решил их проявить, ожидая в лучшем случае, увидеть слабые изображения. Но все оказалось наоборот: изображения были очень четкими. Таким образом, какое-то излучение испускалось солями урана безо всякого освещения светом. Беккерель продолжил исследования солей урана, однако он не понимал природы этого излучения.

(Слайд №5)

Двумя годами позднее, супруги Пьер и Мария Кюри, доказали, что аналогичным свойством обладает химический элемент торий 232Th.  Затем они же открыли новые, ранее неизвестные элементы – полоний 209Po и радий 226Ra. Радий – редкий элемент; чтобы получить 1 грамм чистого радия, надо переработать не менее 5 тонн урановой руды; его радиоактивность в несколько миллионов раз выше радиоактивности урана.

Впоследствии было установлено, что все химические элементы с порядковым номером более 83 являются радиоактивными.

Супруги Кюри, явление самопроизвольного излучения назвали радиоактивностью. 

(слайд №6)

 Радиоактивностью называют самопроизвольное превращение неустойчивой разновидности одного химического элемента в неустойчивую разновидность другого элемента, которое сопровождается испусканием элементарных частиц или ядер (ионизирующим излучением). Такие превращения ядер называют радиоактивными превращениями, а сами ядра, атомы и элементы - радиоактивными.

Виды радиационного излучения

(слайд №7-8).

В 1903 году Эрнест Резерфорд проделав опыт обнаружил три пятна, от испускаемых веществом трех лучей, которые отличаются друг от друга разной способностью проникать сквозь вещества. Их назвали α-, β-лучами и γ-излучением

Эти излучения могут привести к тяжелым заболеваниям, генетическим нарушениям и гибели человека. Ионизирующее излучение и возникающее вместе с ним возбуждение атомов и молекул являются пусковым механизмом процессов, приводящих к процессу лучевого поражения биологических структур - клеток, тканей, органов, систем и всего организма.

 На сегодняшний день наука установила достаточно фактов в этой области. Но до конца механизм воздействия проникающего излучения на клетку не установлен.

Слайд №9-13 В результате α-распада элемент смещается на две клетки к началу периодической системы Менделеева. После β-распада элемент смещается на одну клетку вперед к концу периодической системы Менделеева. γ-излучение – это электромагнитное излучение, частота которого превышает частоты рентгеновского излучения. Оно не сопровождается изменением заряда, а масса ядра меняется ничтожно мало.

Слайд№14Для регистрации элементарных частиц используют различные методы наблюдения

Оно не сопровождается изменением заряда, а масса ядра меняется ничтожно мало

        Эколог

        Слайд №15-16        Естественная радиация

Человек постоянно подвергается ионизирующему облучению – существует природный радиоактивный фон. Воздействие излучения на живые организмы характеризуется дозой излучения.  Средняя естественная доза облучения, которая принята у специалистов за точку отсчёта примерно 100 миллирентген в год. В некоторых местах земного мира естественный фон выше среднего. Например в Франции в Центральном гранитном массиве в 5-6 раз. Однако такой факт никак не сказывается на здоровье населения.

Кроме естественного фона излучения люди получают дозы в результате медицинского обследования. Например, в России – это примерно 140 миллирентген в год , в Японии – 180 , в Польше – 160.

Ещё около 150 миллирентген ежегодно получает человек просто оттого, что живёт в современных домах: в кирпиче и бетоне также присутствуют радиоактивные элементы . Мощность дозы внутри жилища главным образом зависит от содержания радиоактивных веществ. Городской житель, проживающий в кирпичном или бетоном домах будет облучаться намного в большей степени, чем сельский житель, чей дом построен из дерева. Строительные материалы выделяют радон, который облучает лёгкие человека, поэтому что он попадает в организм вместе с вдыханием воздуха. Ситуация для городского жителя усложняется ещё тем, что для сохранения тепла мы стараемся герметизировать свои жилища, что ведёт к повышению концентрации радона в воздухе помещения. Подароксально то, что человек в результате утепления жилища с целью сохранения тепла получает намного большую дозу облучения, чем бы он получил от ядерного реактора, построенного для производства энергии

Из этих 3 величин – естественного фона земли, медицинских диагностических исследований и излучений внутри помещений – складывается средняя годовая доза каждого из нас. Для сельского жителя, она составляет около 350, а для городского около – 500 миллирентген в год. (При этом , правда, неучтенными остаются такие источники дополнительного облучения, как включенный телевизор, полёты на самолётах, радиоактивные осадки, которые выпадали в результате ядерных взрывов в атмосфере )  

Слайд№17-18  Воздействие излучения на живые организмы характеризуется дозой излучения. Естественный фон радиации (космические лучи, радиоактивное окружение среды) составляют за год 2*10-3 Гр на человека ( 1 Гр=1Дж/кг). Доза излучения 3-10 Гр, полученная за короткое время смертельна.

Большинство бытовых дозиметров измеряют ионизацию за определенное время, в микрорентгенах в час. По результатам таких измерений мы можем судить о поглощенной энергии в биологической ткани. В норме показатель в помещении не должен превышать 20 микрорентген в час

Слайд 19-20

ФИЗИК.

   При работе с любым источником радиации (радиоактивные изотопы, реакторы и т.д.) необходимо принимать меры по радиоактивной защите. Самый простой метод – удаление от источника излучения на достаточно большое расстояние. Ампулы с радиоактивными препаратами не следует брать руками, надо пользоваться специальными щипцами с длинной ручкой. Если удаление от источника невозможно, то необходима защита из поглощающих материалов.

   У нас в городе радиоактивных производств нет.

   Но мы сегодня собрались рассмотреть вопрос не только защиты от проникающих излучений, но и обсудить проблему биологического действия этих излучений.  

Слайд№21        Биолог

Все живые существа состоят из клеток — основных строительных «кирпичиков» жизни. Любой орган, будь то головной мозг, кровь, кости или железы, образован скоплением клеток. Все клетки взрослого организма имеют набор хромосом, в которых содержится в кодовой форме полная генетическая информация, точно определяющая размер, форму и тип данного живого существа. Каждая клетка слона среди миллионов клеток его организма содержит информацию, которая делает его слоном, а каждая клетка мыши содержит информацию, делающую ее мышью. Обычная ( неполовая) клетка человека  содержит 46 хромосом.

Модель ДНК

Каждая хромосома состоит из молекул ДНК. Участок хромосомы, то есть молекул ДНК, несущий информацию в виде кода о свойствах  организма.  Есть ген, определяющий цвет глаз, или цвет волос , или форму носа, или рост организма и так далее. ДНК обладает способностью удвоения.

Слайд №22

Биологические последствия радиации.

Последствия, которые вызывает воздействие излучения в клетках, зависят главным образом от величины полученной дозы и могут быть сведены к следующим эффектам:

1) изменения в соматических клетках, приводящие к возникновению рака;

2) генетические мутации, оказывающие влияние на будущие поколения;

3) влияние на зародыш и плод, вследствие облучения матери в период беременности;

4) смерть непосредственно в момент облучения.

Первые два последствия радиации  являются биологическими последствиями, наиболее часто связанными с ситуацией, когда огромное число людей подвергается небольшим дозам излучения во время экспозиций в медицинских целях или в результате работы на атомных электростанциях. 

Последствия радиации – возникновение рака. Что такое рак спросим у врача?.

Врач

В обычной неполовой и соматической клетке определённая доза облучения вызывает нарушения в генетическом механизме клетке, а именно в момент  двоения ДНК. Это приводит к изменения наследственных признаков клетки или говорят, приводит к появлению мутации   В результате появляется клетка с видоизмененными наследственными клетке признакам, её называют раковой клеткой, которая отличается от других клеток и выполняет другие функции. Раковая клетка как и все другие обладает способностью размножаться путём деления по полам. Она начинает быстро воспроизводить себе подобные клетки, так происходит рост раковой опухоли или злокачественной опухоли. Мутация, произошедшая в соматической клетке приводит к последствиям касающихся только конкретного индивидуума и поэтому не влияет на потомство .

Первые радиологи и ученые, работавшие с рентгеновскими лучами в начале нашего века, не имели ни малейшего представления о том, что открытые ими лучи опасны, и мало обращали внимания на меры предосторожности. Многие из них умерли от лейкоза и раковых опухолей кожи и костей. Например, Мари Кюри, впервые выделившая в чистом виде радий и полоний, умерла от лейкоза, как и ее дочь Ирен, которая помогала матери в исследованиях явления радиоактивности. Известно также, что в 20-х годах нашего столетия молодые работницы часовых фабрик, раскрашивая циферблат люминесцентной краской, часто для придания кисточкам остроконечной формы смачивали их во рту слюной. Люминесцентная краска содержала радий, который, поступая в организм через желудочно-кишечный тракт, откладывался в растущих зонах костей. Возникшие из этих отложений радия очаги излучения вели к образованию опухолей, которые стали клинически явными спустя многие годы. Впоследствии почти каждая бывшая работница фабрики, обследование которой удалось провести, умерла, если не от лейкоза или его осложнений, то на более позднем сроке от рака костей.

Лейкоз — это болезнь, характеризующаяся избыточным содержанием в крови неполноценных белых клеток. Ее еще часто называют «раком крови». Болезнь  начинается с того, что происходит видоизменения, то есть мутация одной или нескольких стволовых клеток косного мозга и лимфатических узлов. Стволовая клетка – это клетка родоначальница, рождающая крошечнные клетки и тромбоциты. Мутированная стволовая клетка буквально наводящий организм неполноценными белыми клетками, которые «пожирают» красные кровяные клетки

Что лейкоз, связанный с радиацией, говорит тот факт, что большое число ликвидаторов Чернобыльской аварии, умерли от лейкоза. Причём, наибольшая частота возникновения лейкоза отмечена у тех, кто находился близко или непосредственно в эпицентре аварии, и меньшее - у тех, кто был дальше.

Какое влияние оказывает рентгеновское обследование беременной женщины?

Доктор Stewart и её  коллеги в Англии провели изучения большого количества (7.649) смертных случаев детей в возрасте до 10 лет от лейкоза и других видов рака. Оказалось, что среди умерших 1.140 детей ( 15%) подверглись рентгеновскому облучению во время внутриутробного развития, то есть их матери во время беременности прошли рентгеновское обследование.

Рентгеновские лучи увеличивают заболеваемость раком и объяснить это можно большой склонностью не родившегося ещё организма к развитию злокачественного процесса.

Особенно это вредно в раннем возрасте, когда идёт усиленный процесс деления клеток с образованием новых

И ещё! Надо иметь в виду , что если группа людей, которая генетически предрасположены к заболеванию рака. И надо представить, какие последствия будут у ребёнка, который         уже в внутриутробном развитие подвергся действию рентгеновских лучей. До  девятого  дня беременности  радиация вызывает гибель зародыша, иными  словами радиация действует в этот период по принципу «всё или ничего».

Б) Органогена продолжается с 9 дня по 6 неделю также после зачатия. Облучению в это период вызывает  рождение ребёнка с  грубыми дефектами, так же часто вызывает  задержку роста организма, то есть с уменьшительными размерами тела при рождении.  Может быть смерть новорожденного в момент родов или спустя некоторое время после них.

В) плодный период – после 6 неделя больше дозы вызывает стойкое отставание в росте организма, то есть потомок облученной матери по размерам меньше нормы при рождении и остаётся ниже среднего роста всю свою жизнь.

Слайд№23-29

Генетические мутации, затрагивающие будущее поколение.

Если Мутация происходит в зародышевой клетке (в сперматозоиде или яйцеклетке),  то последствия будут не только для конкретного организма, который разовьётся из этой клетке, но и для будущего поколения. Мужская и женская половые клетки содержат по 23 хромосомы, которые, сливаясь, дают в сумме 46 хромосом или 23 пары.

Мутация, возникающая в половой клетке, называется генетической и может передаваться последующим поколениям. Различают два типа генетических мутаций:

1. Одиночные генные,

2. Мутации вызванные неправильным набором хромосом, то есть большим количеством хромосом, например, у человека 47, или меньшем количестве.

Слайд№30-31                       Физик

Возникновение генетических мутаций зависит от дозы полученной радиации. При чём,  это не зависит от того, получена такая доза от однократного облучения или небольшая доза радиации, полученная сегодня затем на следующий неделе и в следующий месяц приводит к таким же генетическим изменениям.

IV Смерть в результате больших доз облучения называют «непосредственной лучевой смертью»

Можно выделить три смертельных исходов (хотя при авариях часто бывают смешанный тип)

  1. При очень высокой дозе, свыше 10.Зв – смерть наступает в считанные часы. Причины смерти не совсем ясны, но считают, что это связанно с увеличением содержания жидкости в головном мозге вследствие её выхода из мелких сосудов, что ведёт  к повышению внутричерепного давления. В считанные минуты после облучения возникает тошнота и рвота, затруднено дыхание, нарушение координации движения и ориентации, судорожные припадки, кома и смерть.
  2. Облучение в средних дозах, до 10. Зв, ведёт к смерти за нескольких дней. Данный типа смерти известен как кишечный синдром. Под воздействием радиации перестают обновляться клетки ворсинок кишечника, всасывающие из кишечника питательные вещества, так как клетки теряют способность делится. В результате старые клетки отживают свой жизненный срок, разлагаются, а на смену них новых нет. Образуются огромные очаги прободений. Вредные и без вредные бактерии поступают  из кишечника в кровь, наступает общая инфекция организма и его обезвоживание, появляются самопроизвольные кровотечения.
  3. При дозах облучения 2-5 Зв, смерть наступает через несколько недель после облучения, и её причина состоит в поражении кроветворных органов. Известно, что кровяные клетки живут определённый срок, затем умирают и удаляются из кровеносного русла. На смену них приходят новые, но при обучении такая замена нарушается и развивается заболевание известное под названием «лучевой болезнью». У человека в костном мозге и селезёнке не образуется, красные кровяные клетки и наступает анализ (недостаток эритроцитов). Перестают обновляться тромбоциты, то есть снижается свёртываемость крови, поэтому появляется кровотечения. Снижается образование количества лейкоцитов, которые занимаются уничтожением болезнетворных бактерий, поэтому сильно понижается сопротивляемость организма к инфекциям.

Если доза облучения велика, то человек умрёт, если доза поменьше, то облученный может выздороветь. Очень молодой и очень старый человек более радиочувствительные, чем человек среднего возраста, женщины имеют более повышенную устойчивость к радиации по сравнению с мужчинами.

1-й ведущий 

В журнале «Новый мир» за 1989 год напечатана документальная повесть Григория Медведева

« Чернобыльская тетрадь». Это компетентный и правдивый рассказ о происшедшей трагедии. Автор – специалист атомщик, работавший в одно время на Чернобыльской АЭС и хорошо её знающий. Сразу после аварии Медведев был командирован в Чернобыль и имел возможность многое узнать по свежим следам, увидеть своими глазами.

Автор описывает подвиги пожарников, героизм электриков, операторов и других работников станции.

Ночь с 25 на 26 апреля. 1 час 23 минуты 43 секунды – Взрыв. Дежурство по пожарной охране АЭС нёс третий караул под руководством лейтенанта Владимира Правика.

1 час 30 минут. К станции подъехала машина Правика. Из документа: « Лейтенант внутренней службы Правик Владимир Павлович, начальник караула пожарной части, 1962 года рождения, г.Чернобыль, украинец, образование среднее специальное. Правик в органах внутренних де с 1979 года. Окончил Черкасское пожарно-техническое училище, из семьи рабочего, учился в школе № 1 г.Чернобыль, окончил школу на «4» и «5». Любил спорт III разряд по лыжам, занимался пожарно-прекладным спортом. Любил столярное и плотницкое дело. Дочери Владимира Исполнился 1 месяц, когда не стало отца.

Правик прибыл к месту катастрофы первым, поэтому весь его караул был брошен на тушение кровли машзала. Это была борьба с огнём в атомном аду. Когда погасили очаги в помещениях и в реакторном зале, остался последний и самый главный очаг – реактор. Вначале не разобрались и стали гасить водой гудящую огнём активную зону. Но вода была бессильна. Нейтроны и гамма – лучи водой не загасишь…

Дым ел глаза, на сапоги налипал расплавленный битум, каски осыпало чёрным радиоактивным пеплом. Было страшно жарко. О радиации никто пока не подозревал. Пожар как пожар. Маврей даже каску снял. Душно, давит грудь, душит камень. Но вот один Зв другим стали выходить из строя люди. Тошнота, рвота, помутнение сознания. Телятников был уже плох: буро – коричневое лицо, рвота, головная быль. Но он считал, что отравился дымом и перегрелся на пожаре. У Пшеничников был радиометр. Везде показывал зашкаливая.

Первыми вышли из строя пожарные Кибенка вместе со своим командиром. В первой группе пострадавших был и лейтенант Правик. К пяти утра пожар погасили. Но победа далась дорогой ценой. Семнадцать пожарных. Среди них Кибенок, Правик, Телятников были отправлены в медсанчасть, а вечером – в Москву. В ту роковую ночь на «скорой помощи» дежурил врач Валентин Белоконь. Первое, что бросилось в глаза, когда увидел врач пожарников, - их страшное возбуждение, на пределе нервов . Такого не наблюдал никогда раньше.

Поэтому и колол им успокаивающее. А это как выяснилось потом, было ядерное бешенство нервной системы, ложный сверхтонус, который сменился затем глубокой депрессией …

Владимир Правик голый лежит на наклонном ложе под железным каркасом с лампами. Вся поверхность тела обожжена, трудно разобрать, где огнём, где радиацией, всё слилось. Чудовищные Отёки снаружи и внутри. Распухли губы, полость рта, язык, пищевод…

Ядерная боль особенная, она не терпима и беспощадна, доводит до шока и потери сознания.

Кололи морфий т другие наркотики, которые на время купировали болевой синдром. Правику и его товарищам сделали внутривенную пересадку костного мозга. Внутривенно же влили экстракт печени многих эмбрионов для стимулирования кроветворения. Но смерть не отступала… Всё уже было у него:  и агранулоцитом, и кишечный синдром, и эпиляция (выпадение волос) , и стоматиты с тяжелыми отёками и отслоением слизистой рта… Но Владимир Правик переносил боль и муки. Этот славянский богатырь выжил бы, победил бы смерть, если бы только кожа не была убита на всю её глубину.

И казалось, что в таком состоянии не до мирских радостей и горя, не до судеб товарищей. Сам ведь на краю гибели. Но нет… Пока мог ещё говорить, Правик пытался узнать, что с его друзьями, как они, живы ли, продолжают ли борьбу, теперь уже со смертью. Он хотел, чтобы они боролись.

И вот настал день, когда стало ясно: сделано всё, что способна была сделать современная радиационная медицина. Даже новейшие факторы роста, стимулирующие размножение клеток крови, не помогли. Потому что нужна была ещё живая кожа, а её у Правика не было не кусочка. Она вся была убита радиацией. Радиацией были убиты и слюнные железы. Рот пересох, как земля в засуху. Правик не мог говорить, только смотрел, мигал веками без ресниц, которые выпали. Смотрел, и в глазах порою вспыхивало жгучее не желание подчиниться смерти. Потом внутренние силы сопротивления стали ослабевать и постепенно иссякли. Началось умирание, исчезновение плоти на глазах, он стал таять, сохнуть, исчезать. Человек с каждым днём уменьшался, уменьшался и уменьшался. Умершие – почерневшие, высохшие мумии – стали лёгкими, как дети.

Какую пользу оказывают радиоактивные излучения на живые организмы спросим у врача ?

 

Слайд №32                                                        Врач

Радиация в медицине используется как в диагностических, так и в лечебных целях. Одним из самых распространенных медицинских приборов является рентгеновский аппарат, с помощью которого проводится медицинское обследование различных органов человека. Подсчитано, что на каждую 1000 жителей в развитых странах приходится от 300 до 900 рентгеновских обследований различных органов в год – и это не считая рентгенологических обследований зубов и массовой флюорографии. Средняя эквивалентная доза, получаемая человеком от этих обследований, составляет около 20% от естественного радиационного фона, т.е. примерно 0,38 м3в в год. Многие проблемы физиологии и медицины удалось решить с помощью радиоактивных изотопов. Так, для исследования кровообращения в кровь человека вводят радиоактивный натрий. А для исследования работы щитовидной железы человека используют радиоактивный йод. Местоположение опухолей, особенно злокачественных, определяют по гама-излучению скопления радиоактивных изотопов, специально введенных в человеческий организм. А одним из способов лечения раковых заболеваний является облучение злокачественной опухоли гамма-излучением кобальта.

В институте биофизики был поставлен уникальный эксперимент для оценки действий различных доз облучения на организм. Руководил экспериментом профессор Юрий Григорьев. Объектом эксперимента были 250 собак. На протяжёнии нескольких лет, а именно, 16 лет, постоянно, круглосуточно подвергали облучению от гамма источников. За ними был установлен ежедневный контроль. Через каждые 2 месяца при обследованиях оценивали состояние хромосомного аппарата клеток костного мозга, иммунологические и биохимические реакции, состояние высшей нервной деятельности, реакцию на различные нагрузки.

Основной результат: частота появления злокачественной опухолей не увеличилось, не менялось воспроизводительная способность животных, продолжительность жизни подопытных животных была чуть больше, чем у контрольных.

Слайд №33

1-й ведущий

Заключение

Польза, которую приносит человеку применение медицинского рентгеновского облучения, реальна и имеет большое значение. Соотношение её с риском незначительно и его трудно продемонстрировать. Пока это остаётся именно так . Использование радиации будет непрерывно возрастать с признанием, что она не только надёжный друг, но и смертельный враг.

Радиации не надо боятся, но с ней следует обращаться очень осторожно, и главное, рассудительно, помня, что она нам помощник, но одновременно и смертельный враг. В каждом конкретном случае, будь то медицинское рентгенологическое обследование или строительство атомно-энергетической установки, необходимо взвешивать риск и приносящую пользу для отдельного человека и общества в целом.

Слайд 34

 Земля одна нам всем дана.

 Хранить и беречь ее - прямая обязанность каждого человека

Домашнее задание.

Ответить на вопросы:

  • Правда ли, что к малым дозам облучения можно привыкнуть?
  • Радиоактивные осадки проникли вглубь почвы. Можно ли земле вернуть былое плодородие? Не будут ли опасны для людей, выращенные на таких землях растения?
  • В каких морях производят захоронения радиоактивных отходов?
  • Где хранят контейнеры с радиоактивными отходами?
  • Как вы считаете, существуют экологически чистые радиоактивные источники?
  • В каких городах существуют радиоактивные могильники?

Используемая литература:

  1. Г.Я. Мякишев,  Б.Б. Буховцев Физика: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
  2. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник Физика: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004
  3. Е. Кюри  Мария Кюри. – Москва, Атомиздат, 1973
  4. С.А. Тихомирова:Дидактический материал по физике7-11 –Москва Просвещекение1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Радиация и ее воздействие на биологические объекты

     Интегрированный  физико-биологический урок-конференцияТип урока: изучение нового материала....

Интегрированныйурок «физика + биология» На тему: «Ядерная энергетика. Воздействие радиации на живые организмы и окружающую среду»

В связи с актуальностью данной темы нами был разработан интегрированный урок «Ядерная энергетика. Воздействие радиации на живые организмы и окружающую среду» для обучающихся первого курса (СПО) или вт...

Биологическое действие радиации.

Материал отражает виды излучений, единицы радиации, источники радиоактивных излучений....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения на примере общеобразовательных дисциплин» Коммуникативные действия

Материал содержит презентацию и теоретические выкладки по теме. Выкладки получились весьма забавны и вполне научно логичны...

Лекция 5 Биологические методы контроля – биологический мониторинг

Техногенная нагрузка на водную, как на любую другую экосистему, оказывает существенное влияние на поток энергии и трансформацию вещества в данной системе, на жизнеспособность биоценозов. Посредством с...

Исследовательская работа на тему: Биологическое действие электромагнитных полей

Проблемный вопрос: какое влияние оказывает электромагнитное поле (электросмог) на   окружающую среду?...

"Импортозамещение ветеринарных биологических препаратов. Участие Щелковского колледжа в решении этой задачи" доклад на международной научно- практической конференнции " Научные основы производства и обеспечения качества биологических препаратов".

Доклад на международной научно- практической конференнции " Научные основы производства и обеспечения качества биологических препаратов" 29-30 ноября 2023 г.  ФКП "Щелковский...