Конспект урока по русскому языку "Сочинение по картине Исаака Ильича Левитана «Март»"
план-конспект урока на тему

Гафарова Велена Гафуровна

Конспект урока направлен на точное рассмотрение картины и чувственное проникновение в неё (картину).

При недостаточном времени можно задать написание сочинения на дом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_kartine.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

Орг.момент

Словесный: приветствие

Сообщение темы

Словесный:

рассказ

Наглядный: репродукция картины

Работа по картине

Наглядный: репродукция картины

Словесный:

беседа, ответы на вопросы

Словарная работа

Наглядный: репродукция картины

Словесный: ответы на вопросы

Физминутка

Практический: составление таблицы

Составление плана сочинения

Написание сочинения

Практический: написание сочинения

Самопроверка

Итог

2

2

7

2

2

4

25

3

  Здравствуйте, ребята! Меня зовут Велена Гафуровна, и сегодня я проведу у вас урок! Но перед тем как начать, хотелось бы знать с каким настроением вы пришли на урок. Перед вами лежат солнышко и тучка. Покажите, какое у вас настроение радостное солнечное или хмурое как тучка?

У меня как и у вас радостное солнечное настроение, ведь я рада видеть вас!

Теперь настройтесь на работу!

Сегодня на уроке мы с вами будем писать сочинение по картине известного художника – пейзажиста. 

Скажите, пожалуйста, кто пейзажист?

А знаете ли вы что такое пейзаж?

    В русской живописи выдающимся мастером жанра пейзажа был И.И.Левитан (1860-1900). Обратите внимание на портрет художника. Что вы можете о нём сказать, глядя на его портрет?  

Что об этом говорит? Что вы можете сказать, глядя на его одежду.

Он написал более тысячи картин, и все они посвящены изображению природы, чаще всего русской природы.

Среди картин Левитана преобладают те, на которых природа запечатлена в переходные моменты: не летом и зимой, а осенью и весной. И это не случайно, поскольку эти времена года богаче сменой и оттенками настроений. А картины Левитана обычно и называют пейзажами настроения. И сейчас вы в этом убедитесь!

Левитан написал картину «Март» в 1895 году. показана не в скромной сдержанности, а в яркой красочности, в игре всех цветов и красок.

Левитан не только видит природу, он ее понимает и осмысливает. Пейзаж передает чувства, мысли и настроение автора. Художник хочет подействовать и на тех, кто будет смотреть его произведение.

 Назовите три предмета на картине, которые вас сразу чем-то заинтересовали, привлекли ваше внимание. Попробуйте подобрать к этим предметам такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее. (Синеватый рыхлый снег, переливающийся разными оттенками;  зеленый, темный манящий лес; тоненькие, хрупкие, стройные деревца; сияющее, голубое, ликующее, чистое небо; рыжая, дремлющая, усталая лошадь; дом, освещенный солнцем;  лимонно-желтая стена; золотистые осины, тянущиеся к небу)

- Ребята! А какой день изобразил художник на этой картине?  (весенний, теплый, ясный, солнечный)

 А что нам показывает, что день именно такой? ( Желтые блики солнца на деревьях, на крыльце, на стене дома, синие и фиолетовые тени от деревьев)

Что вы можете сказать про цвет неба? ( Это не просто голубой, а как будто к голубому прибавили еще какие-то краски, цвет получился такой чистый и нежный, что кажется, будто от него какое-то радостное сияние). 

Как цвет помогает художнику показать приближение весны? Какие краски использует художник, чтобы показать свое отношение к весне? ( Оттенки снега, голубые тени, дорога в коричневых, фиолетовых тонах, золотистые стволы деревьев)

Хотя на картине присутствуют и холодные тона, вся она как будто пронизана теплыми тонами: желтым, золотистым, розоватым, голубым цветом. Солнечный цвет везде – на стенах дома, на стволах молодых березок, на тоненьких веточках тополей. При помощи цвета и света художник свое радостное настроение от созерцания весеннего дня передает и нам. 

Что вы можете сказать про ком снега на крыше? ( Ком снега подтаял, скоро он с шумом упадет с крыши на землю)

 Обратите внимание на лошадь у крыльца. Какая она? ( смирная, терпеливая деревенская лошадка, запряженная  в сани, тоже радуется весне. Она пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравится этот теплый весенний день)

 О чем говорит нам изображение дома с открытой дверью, лошадки перед крыльцом?

(Мы чувствуем присутствие человека, кажется, что он только подъехал на санях и вошел в дом, беспечно оставив дверь открытой)

Как вы считаете, каково настроение этого человека, что у него на душе?

(Он радуется приходу весны, бодр, энергичен, все представляется ему в радостном свете)

( Вывод: На этой картине ощущается незримое присутствие человека и его настроение)

 Каково ваше настроение, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

 Посмотрите на картину внимательно и скажите,  какие звуки, запахи можно ощутить здесь?

(Запах талого снега, зелени сосен, разъезженной дороги, лошадки, дома, в котором долгое время никто не жил, запоют птицы, зашумят ветки деревьев, скрипнет дверь, переступит с ноги на ногу лошадка, упадет с крыши глыба снега, мелодично зазвенит капель)

Почему мы можем услышать столько звуков на картине?

Весь пейзаж представлен художником в движении, в состоянии пробуждения природы)

Лошадка стоит около крыльца, на дереве висит пока еще пустой скворечник, почки набухли, но еще не распустились – о какой главной мысли картины свидетельствуют эти детали?

(Все в природе ждет весны, теплых весенних денечков, вся картина проникнута мотивом ожидания)

Скажите, пожалуйста, какие чувства вызывает у вас эта картина?

- Как рассказать так, чтобы не знающий эту картину человек мог себе ее представить?

Что такое  Сравнения? Олицетворения?

Найдите точные, выразительные слова, используйте эпитеты, сравнения, олицетворения и разнообразные прилагательные. Порядок, по которому будем описывать картину, предложен вам в таблицах, используйте их как черновики (таблица состоит из двух граф: в одной перечислены пункты, которые вы видите ниже, в другой оставлено место для того, чтобы школьники заполнили их словами, словосочетаниями или предложениями, наиболее ярко отражающими характер описываемого явления или предмета).

Давайте немного отдохнём. (Вставить лирическую мелодию)

Представьте, что картина ожила, что вы участвуете в этой картине. Девочки, представьте, что вы птицы, которые прилетели с теплых краёв на родину. А мальчики наездники. Представьте, что вы едете теплой весной в солнечный день на лошади по лесу. Поменяйтесь ролями

 Теперь, когда найдены выразительные слова для всего, что мы видим на картине, попробуем объединить все сказанное нами. Я предлагаю вам свои план сочинения, который вы видите на слайде. Давайте попробуем обобщить и по плану составить предложения.

План сочинения

  1. Что и как изображено? (освещение, основные цвета, снег, деревья и скворечник, небо, дорога, дом, лошадка).
  2. Пробуждение природы: все находится в движении. Мотив ожидания (указать, какие детали подтверждают это).
  3. Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? (запахи, звуки).
  4. Незримое присутствие на картине человека. Его настроение.
  5. Ваше отношение к картине.

Кто сможет рассказать нам свои вариант по пункту 1?2?3?4?5?

Сейчас можете приступить к написанию сочинения на черновиках, опираясь на таблицу! В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся. Помните : чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности, красочности. 
В описании, грамотного письма. Для этого не забывайте пользоваться памяткой. Конечно, ваши сочинения будут разными, каждый по – своему видит пейзаж. Не забудьте передать своё отношение к этому времени года. Как закончите работу в черновиках внимательно  проверьте текс и знаки препинания, а затем приступайте к чистовикам!

Работать в полной тишине, не отвлекайте остальных. Если что-то нужно, спрашивайте шёпотом!

Осталось 3 мин. Перед тем как сдать свою работу, несколько раз и внимательно её проверьте!

Ну что же, урок подошёл к концу. Все сдаём свои тетради.

Ответное приветствие

Настраиваться на положительную работу

Слушать  рассказ учителя

Подбирать максимальное количество имён прилагательных к заданному имени существительному

Моделировать правила участия в диалоге(умение слышать, поддерживать разговор, приводить доводы)

Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения (умения слышать,поддерживать разговор)

Анализировать картину для более точного написания сочинения с помощью учителя

Выполнять физ. упражнения

Составлять таблицу

Составлять план действий

Составлять текст по картине

Анализировать письменную речь по критериям: правильность, богатство, выразительность.

К:Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться.

Л:Проявлять познавательный интерес к учению, активность при изучении материала.

П: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, экспонат и др.)

К: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения

Анализировать, сравнивать информацию представленную в разных формах (картина, экспонат и др.)

К:Формулировать своё мнение, слушать и понимать других

П: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, экспонат и др.)

К:Формулировать своё мнение, слушать и понимать других

П: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, экспонат и др.)

Составлять план сочинения

П: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, экспонат и др.

К: . оформлять свои мысли в письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Р: осуществлять самопроверку

Класс: 4 «В»                                                                                           Учитель школы: Бабичева Е.Ю.

Школа: №95                                                                                       Методист ЧПК№1: Кондратьева И.И.

Дата:23.12.14.                                                                                                    Студентка: Шакирова В.Г.

Сочинение по картине Исаака Ильича Левитана «Март»

Цель урока: развитие письменной речи обучающихся 4 класса  посредством описания картины  Исаака Ильича Левитана «Март».

Задачи:

  • Формировать умение обучающихся составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности; умение использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником;
  • Обучать обучающихся правильному построению предложений с опорой на картину, с помощью дополнительного материала обогащать речь обучающихся эпитетами, метафорами, рекомендуя их к использованию в тексте сочинения; развивая речь и мышление обучающихся, настойчиво приучать их правильно рассуждать, делать собственные выводы, умозаключения;
  • Упражнять обучающихся в распространении предложений, построении их согласно теме картины, помогать овладевать связной письменной речью; продолжать выработку у обучающихся навыков грамотного письма с использованием орфографических опор;
  • Способствовать развитию творческого воображения детей;
  • Воспитывать любовь к родной русской природе.

Оборудование: презентация, карточки по речевой работе, музыкальное произведение И.С. Баха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку за 5 класс

Конспект урока по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки" в 5 классе будет полезен студентам, в нем прописан подробно ход урока, прописаны методы и приемы....

Конспект урока по русскому языку "Бессоюзные сложные предложения" (10-11кл.)

Конспект урока по русскому языку с презентацией по теме:"Бессоюзные сложные предложения"....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Цель урока: формирование понятия корень слова.Задачи урока:Образовательная:Уточнить представления о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково;Формировать умение находить однокоренные слов...

Конспект урока по русскому языку. 1 класс.

Конспект урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова" для 1 класса по программе "Школа России"....

Презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине Исаака Ильича Левитана «Март»" 4 класс

Данная презентация отностится к конспекту урока по русскому языку...