конспект урока по русскому языку за 5 класс
методическая разработка по теме

Конспект урока по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки" в 5 классе будет полезен студентам, в нем прописан подробно ход урока, прописаны методы и приемы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_rus._yaz_dlya_studentov.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку за 5 класс

 по теме «Разделительные Ъ и Ь знаки»

Тема: разделительные Ъ и Ь знаки.

Задачи:

Образовательные: обобщить и закрепить знания о написании букв и, у, а после шипящих; сформулировать представления, почему Ъ и Ь являются разделительными и от чего зависит написание Ъ и Ь знаков; усовершенствовать знания учащихся в ходе выполнения тренировочных упражнений; обогатить активный словарь учащихся.

Развивающие: развивать логическое, образное мышление, развить интерес к предмету; развивать внимательность и память; развивать орфографическую зоркость; развивать речь, отвечая на поставленные вопросы.

Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе; усидчивость; аккуратность.

Оборудование: доска, мел, сигнальные карточки, тетрадь, учебник.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Метод: слово учителя.

Прием: приветственное слово. (Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Разделительные Ъ и Ь знаки». Откройте тетради, запишите число, тему урока).

  1. Повторение.

Метод: частично поисковый.

Прием: словарно-орфографическая работа.

Запись в тетрадях и на доске: парашют, парашютист, парашютистка.

Заранее подготовленный ученик объясняет значение слова: пара-«против» (греч.), шют – «падение» (франц.)

Метод: диктант.

Прием: орфографическая пятиминутка «Кто грамотнее?» Вызванные для ответа 2,3 ученика пишут на доске, остальные - в тетрадях.

Люблю кипучую жизнь, звенящую тишину; трещат кузнечики,   щебечут чижи.

Задание: подчеркнуть буквосочетания с гласными и, а, у; объяснить написание этих слов.

Метод: частично поисковый.

Прием: устное упражнение «Закончи предложение».

Небольшая книжка, листы которой скреплены или сшиты, называется…. (брошюрой). Группа специалистов, которые решают вопросы о присуждении награды на конкурсах или выставках, называется….(жюри).

Метод: диктант.

Прием: игра «Подскажи словечко!»

  1. Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе… (зонтик).
  2. Через несколько минут опустился… (парашют).

Задание: написать слова-отгадки, объяснить, почему слово-парашют исключение.

Ответ учащегося: потому что по правилу в слове после шипящих пишется и. у, а, но не пишется ы, ю, я. Это слово исключение.

  1. Объяснение нового материала.

Так как правило о написании разделительных Ъ и Ь изучались во 2 и 3 классах, то работу начинаем с беседы.

Метод: беседа.

Прием: эвристическая беседа.

-Какие буквы иногда называют немыми? Почему? (это твердый и мягкий знаки. Немые – потому что не обозначают звука).

-Почему Ъ и Ь знаки называют разделительными?

-Почему в нашем алфавите не один разделительный знак, а два? (один указывает на мягкость, а другой – на твердость.)

-От чего зависит написание разделительного знака Ъ или Ь? (от того, где стоит Ъ или Ь знаки, после приставки или в корне слова и от букв е, ё, ю, я, и).

Метод: репродуктивный.

Прием: чтение правила №6

Задание: прочитать правило №6 по учебнику, запомнить его, повторить. (Ъ знак пишется перед буквами е, ё, ю, я только после приставок, оканчивающихся на согласный, в остальных случаях перед этими же буквами пишется Ь знак).

Метод: беседа (подготовка к тренировочным упражнениям).

Прием: воспроизводящая беседа.

-Что общего в первой и второй части правила? (о написании твердого и мягкого разделительного знака).

-В чем различие? (Ъ знак пишется только после приставок, оканчивающихся на согласный, а  Ь знак только после букв е, ё, ю, я, и).

-На что надо обращать особое внимание для того, чтобы соблюдать на письме правило №6? (на состав слова).

4. Закрепление изученного.

Метод: диктант.

Прием: выборочный диктант.

Задание: заполните таблицу. Из диктуемых слов выбрать такие, в которых надо писать Ъ или Ь, и записать их в соответствующую колонку таблицы. Выделить орфограмму.

После приставок перед е, ё, ю, я, и - Ъ

В остальных случаях перед е, ё, ю, я, и - Ь

Съездил

Барьер

Подъехал

Серьёзно

Объединил

Вьюга

Обезьяна

Соловьи

Метод: диктант.

Прием: зрительный диктант.

Заревом заката

Даль небес объята. (А. Пушкин.)

Метод: диктант.

Прием: выборочный диктант.

(на материале загадок)

Задание: отгадайте загадки, во время повторного чтения загадок выбрать из них слова на изучаемое правило, записать.

  1. Один льёт, другой пьёт, третий растёт. (Дождь, земля, растение).
  2. Вокруг носа вертится, а в руки не дается. (Ветер).
  3. Летит – кричит, сядет – молчит, а кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар).
  4. Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает и бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь).
  5. Комментированное домашнее задание. 

Параграф 11, правило №6 выучить, упражнение №54. Составьте и запишите предложения с 3-4 словами данными на поле, обозначьте орфограмму №6.

  1. Метод: диктант.

Прием: программированный, с использованием сигнальных карточек.

Задание: учитель называет слова на изучаемое правило, ученики показывают карточки с Ъ или Ь знаками.

Съездил, обезьяна, несъедобный, пьеса, ружье, добьются, муравьи, необъятный, объемный, листья, предъюбилейный.

  1. Обобщение изученного.

-Что нового узнали за урок?

  1. Выставление отметок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Цель урока: формирование понятия корень слова.Задачи урока:Образовательная:Уточнить представления о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково;Формировать умение находить однокоренные слов...

Конспект урока по русскому языку. 1 класс.

Конспект урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова" для 1 класса по программе "Школа России"....

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме: «Прилагательные»

Цель   урока:       Обобщить   знания   учащихся   об   имени   прилагательном,   закрепить   лексико – грамматические   признаки ...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Деепричастие".

Предлагаемый урок по структуре комбинированный, включает в себя этапы повторения, изучения нового материала, закрепления....

Конспект урока по русскому языку для 4 классов

Во вложении представлен конспект урока для 4 классов. На тему :"Глаголы 2 лица, ед.числа" ...

Конспекты уроков по русскому языку 2 класс.

Конспекты уроков по русскому языку 2 класс....