Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме: «Прилагательные»
методическая разработка на тему

Аничкина Ирина Владимировна

Цель   урока:       Обобщить   знания   учащихся   об   имени   прилагательном,   закрепить   лексико – грамматические   признаки   прилагательных.

 

Задачи: усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по числам. Создать условия для развития   познавательного   интереса   к   языку,   формирования   орфографической   зоркости,   речевой   культуры,   мыслительных   процессов.  Способствовать воспитанию   нравственных   качеств   личности   и   эстетических   чувств.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 открытого урока

 по русскому языку

2 класс

по теме:

 «Прилагательные»

Выполнила учитель начальных классов

МБОУ СОШ №14

г. Красногорска

Аничкина Ирина Владимировна

2017 год


Тема урока: Имя прилагательное

Класс:  2 класс  

Предмет:  Русский язык

Тип урока:  Урок обобщения и систематизации знаний  

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, светофоры для самооценки.

Цель   урока:       Обобщить   знания   учащихся   об   имени   прилагательном,   закрепить   лексико – грамматические   признаки   прилагательных.

Задачи: усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по числам. Создать условия для развития   познавательного   интереса   к   языку,   формирования   орфографической   зоркости,   речевой   культуры,   мыслительных   процессов.  Способствовать воспитанию   нравственных   качеств   личности   и   эстетических   чувств.  

УУД:

 личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.

 Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической   и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ход урока

1.  Орг. момент: (2 мин)

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.

- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты,

Нас две ниточки связали.

Теплоты и доброты.

Улыбнитесь друг другу. Ребята, желаю вам успехов и творческих удач на уроке..

 Откройте тетради, запишите число, классная работа

2.    Актуализация знаний: ( 5 мин)

Учитель: В некотором царстве, в тридевятом государстве, которое зовется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе живет много жителей. Некоторых из жителей мы с вами уже знаем.

 (части речи,  сущ, прил, гл )

-О какой части речи мы сегодня будем вести разговор?

- Определите тему нашего урока по стихотворению.

Я имя ищу необычное, звучное,

 Особое, сильное, самое лучшее,

 Короткое, длинное, красное, синее,

 Неброское, яркое, очень красивое,

 Оно уменьшительное или ласкательное,

 Его называют ещё ... (Прилагательное)

- Так как это последний урок по данной теме, определите учебную задачу.

- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем об этой части речи. Я буду рада вашей активной работе на уроке и вашим правильным ответам.

Сегодня давайте вспомним, что мы изучали.

Работа в парах.

- Подумайте, посоветуйтесь с товарищем по парте и ответьте на вопросы:

1.Какую роль в нашей речи играют имена прилагательные?

2.На какие вопросы они могут отвечать?

3.С какой частью речи имена прилагательные тесно связаны?

4.Как изменяются имена прилагательные?

3. Чистописание. ( 5 мин)

 

  На доске записаны буквосочетания: ый_ий_ой_ая_яя_ое_ее_ые_ие.

- Что можно сказать об этих буквосочетаниях? ( на эти буквосочетания заканчиваются прилагательные)

- Напишите , соблюдая высоту букв и соединения.

4. Словарные слова пишем отгадки

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?..
(Карандаш)

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
(Тетрадь)

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
(Пенал)

Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель)

Снаружи смотришь -
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай...
Как называют этот дом?
Попробуй угадай!
Ответ: (
Библиотека)

Что за комната такая -
Очень светлая, большая,
Парты ровными рядами,
А за партами мы сами?
(Класс)

Вот он у доски стоит,
На него весь класс глядит.
Говорит он: Ну, начнем.
Все тетрадки достаем!"
(Учитель)

Я большой бумажный, важный
Фамилии во мне от А до Я столбцом, 
Успехи и провалы налицо. 
(Школьный журнал)

- Прочитайте слова, составьте из них пословицу.

День, год, весенний, кормит.

- Объясните смысл пословицы.

- Зажжём огоньки над орфограммами.

- Запишите предложение , подчеркните грамматическую основу.

- Подчеркните имя прилагательное.

- Каким членом предложения оно является?

4. Работа по теме урока.

 

 а ) Выделение из группы имён прилагательных. ( 3 мин)

-  Посмотрите на доску, прочитайте слова.  

Стол, синее, пчелка, падает, идет, хищная, ворона, большой, играют, бежит,  снег, белые.

- На сколько групп можно разделить эти слова?

- На какие? (Существительное, прилагательное, глагол)

- Выпишите  в тетрадь  в столбик только имена прилагательные. ( выписывают в столбик)

- Ребята, давайте проверим, как вы выполнили работу, используем светофоры. Назовите имена прилагательные.

Синее, хищная, большой, белые.

- Почему вы решили, что это имена прилагательные? Докажите.

- Какие группы ещё остались?

- Назовите их. ( дети называют существительные и глаголы )

  б )    Установление связи прилагательного с существительным. ( 3 мин)

- С какой частью речи связано имя прилагательное? ( с существительным)

- Подберите  к именам прилагательным имена существительные.

- Что у вас получилось? ( словосочетания )

- Установите связь прилагательного и существительного.

  в ) Работа с текстами. ( 5 мин)

Прочитайте тексты.

*Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

*Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

 - О чем первый текст?     ( О весне  )                                                                      

 -  О чём второй текст?        ( О весне  )                                                                  

 -  Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

  -  Что же отличает первый текст от второго?  (Наличием прилагательных.)                                             

  - Назовите их. ( Ранняя, последний, говорливые, ласковое, голосистые. )                                                                            

-    Почему вы решили, что это прилагательные?

-   Для чего нужны имена прилагательные? ( Имена прилагательные нужны для точности описания .)

-  Выпишите из 2 текста словосочетания , состоящие из прилагательного и существительного, укажите число имён прилагательных.

 ед.ч                             ед.ч                            мн.ч                           ед.ч                                 мн.ч

Ранняя весна, последний снег, говорливые ручьи, ласковое солнце, голосистые птицы.

- Как определяли  число имён прилагательных? ( по вопросам )

-Как ещё можно определить число прилагательных?

* проверка , оценивание с помощью  шкалы

5. Физкультурная разминка ( 1 мин )

Мы в строю шагаем браво,

Мы науки познаем:

Шаг – налево,

Шаг – направо,

И, конечно же, - кругом.

Это левая рука. Это правая рука.

Ох, наука нелегка!

Это левая нога. Это правая нога.

Ох, наука нелегка!

6. Продолжение работы по теме урока. (  6 мин )

 а )  Описание предмета . Работа по группам.

-   Дети, а снег весной и зимой одинаковый?

Учитель: Давайте попробуем наиболее точно описать зимний снег и весенний снег, используя имена прилагательные  ( на доске )

Последний, искристый, мокрый,  грязный, пушистый, серебристый,  рыхлый, белый, свежий, серый.

Задание по группам.

1 группа: из слов выбирают прилагательные, которые помогут описать зимний снег.

2 группа: из слов выбирают прилагательные, которые помогут описать весенний снег.

Учитель: Проверяем. Назовите прилагательные, которые описывают зимний снег.                                                                                  

Ученик: Искристый,  пушистый, серебристый,  белый, свежий.                                                                                  

Учитель: Молодцы. Назовите прилагательные, которые описывают весенний снег.                                                            

Ученик: Последний, мокрый, грязный,  рыхлый, серый. Молодцы.  

-  Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

б )  Применение знаний в измененных ситуациях:

 ….утром Кирилл пошел в … рощу.  На травке засверкала …роса.  Запели…птицы.

   - Вставить имена прилагательные

Игра «Придумай загадку».

Я каждой группе раздаю фото животных. Ваша задача придумать загадку, употребляя несколько прилагательных.

Например:

Олень – рогатый, гордый, длинноногий.

Придумали в группе, остальные группы отгадывают.

Какую роль выполняли имена прилагательные в этой игре.

Вывод: имена прилагательные помогают описывать предметы и уточнять их.  (слайд)

8. Итог урока. ( 2 мин)

Имя прилагательное открыло нам с вами не все секреты . В третьем классе мы продолжим знакомство с именем прилагательным.

 - Спасибо за урок! Вы отлично сегодня работали. Я благодарю вас за урок. Мне с вами было приятно работать. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие по теме "Прилагательное"

упражнение для закрепления грамматического материала по теме "Прилагательное"...

Презентация 11 класс Русский язык "Анализ текста как одна из форм работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку "

Презентация содержит пошаговую информацию к написанию сочинени-рассуждения на экзамен по русскому языку 11 класс....

Рабочая программа элективного предмета по русскому языку для 6 класса "Загадки русского языка"

Программа  составлена в соответствии с требованиями:федерального компонента государственного образовательного  стандарта; основной образовательной программы МБОУ «Ленинская ...

Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...

Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...

Проверочная работа по русскому языку по теме "Прилагательное"

Проверочная работа по русскому языку УМК "Перспектива" 4 класс. Тема "Имя прилагательное". В работе проверяется умение правильно писать окончания прилагательных, определять род, чи...