Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
план-конспект урока на тему

: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) 

Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3a_spisok_2.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

                              Самоанализ урока русского языка в 3 классе

По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Учитель: Разинькова Ольга Николаевна

Дата: 19.11.2018г.

Класс: 3

Предмет: русский язык

Тема: Работа окончаний слов, называющих предметы. 
Цель: 
1) Создать условия для выяснения работы окончаний слов, называющих предмет, по указанию на род; выявление постоянства рода. 
2) Способствовать развитию внимания, восприятия, мыслительных операций, речи. 
3) Содействовать воспитанию интересов к предмету через успех, умения общаться друг с другом в парах и группах. 
Оборудование: учебник, задания на листах, опорные схемы. 


 Тип урока: урок решения учебной задачи
Задачи  к уроку:
обучающие: обучение учащихся выделять окончания у слов-предметов.

развивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; бережного отношения к книге, природе, правильного поведения на уроке; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.
В процессе обучения формирую следующие виды УУД.

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации; способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение); осознавать познавательную задачу, слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- постановка цели; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка.

Метапредметные связи: окружающий мир, литературное чтение

Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении нового материала использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

  1. по виду источника информации:
  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);
  • наглядные ;
  • практические (работа в тетради)
  1. по виду учебной деятельности:
  • частично-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая ,которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался средний темп работы учащихся.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии, личностно – ориентированные технологии.

Для решения поставленных целей была выбрана следующая структура урока.

Урок начинается с организационного момента, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке. На организационном этапе я использовала упражнение, направленное на создание положительного эмоционального настроя, включение в деловой ритм урока. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил подготовить класс к работе на уроке и именно на этом этапе закладывается характер взаимоотношений учителя и класса .

Следующий этап – актуализация опорных знаний. Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний учащимся были предложены проблемные вопросы. Учащиеся вспомнили, что такое слова-предметы, как изменяются, какую работы у них выполняет окончания  . Обязательны были на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением. Для решения поставленной задачи я использовала фронтальную форму работы. Всё это стимулировало познавательную мотивацию, развивало речь учащихся; способствовало организации внимания.

Следующий этап – самоопределение к деятельности. Это этап создания проблемной ситуации. На данном этапе ученики формулируют тему урока и постановка задач урока.

Следующий этап урока – отработка знаний, умений и навыков. Здесь учащиеся обобщали и систематизировали полученные сведения. На данном этапе основные формы работы – групповая и фронтальная.

По наблюдениям психологов, после 30 минут работы внимание учащихся на уроке снижается. Поэтому на этапе закрепления знаний использовалось упражнение, позволяющее детям в игровой форме закрепить полученные знания и систематизировать их.

В течение всего урока соблюдается логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. Выполняя один из дидактических принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.

Структура урока мною тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности.

На уроке были задействованы все виды восприятия по типу: глаз – мозг – рука. Для увеличения двигательной активности я применяла физкультминутку, смену динамических поз, упражнение для глаз.

Внимание учащихся на уроке было мобилизовано различными способами:

через прямое требование;

связывая изученный материал с жизнью школьника;

с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций.

На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению.

На организационном и заключительном этапе, для оценки успешности каждого ребенка, мною была проведена «Рефлексия» - объективное оценивание самого себя по шкале успешности. Данный вид работы создает ситуацию успеха на уроке, помогает учителю оценить каждого ребенка на уроке, а учащимся почувствовать свою значимость и успешность.

Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая психологическая атмосфера урока.


Учитель: __________ (О.Н. Разинькова)

                                           Урок русского языка 
Тема: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) 

Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Тема: Работа окончаний слов, называющих предметы. 

Цель: 
1) Создать условия для выяснения работы окончаний слов, называющих предмет, по указанию на род; выявление постоянства рода. 
2) Способствовать развитию внимания, восприятия, мыслительных операций, речи. 
3) Содействовать воспитанию интересов к предмету через успех, умения общаться друг с другом в парах и группах. 
Оборудование: учебник, задания на листах, опорные схемы. 

План урока. 

I. Создание учебно – мотивационной ситуации. 

1) На доске:

 Мы сюда пришли учиться, 
Не лениться, а трудиться, 
Слушаем внимательно, 
Работаем старательно. 
- Прочитайте четверостишие. Выделите слова, называющие действия. (учиться, трудиться, слушаем, работаем, пришли, лениться). 
- Они вам понравились?

 Как же вы сегодня будете работать на уроке? (учиться, трудиться, слушать внимательно, работать старательно, но (не лениться). Пусть эти слова станут девизом нашего урока. 
- Ну а теперь посмотрели друг на друга, подарили улыбку и с прекрасным настроением начнем урок. 
2)
1). Прочитайте  слова. 
Портфели, дорога, морковь, огороды, карандаши, завтрак, малина, ужин. 
- Можно ли эти слова записать в одну группу? ( словарные слова). Проговорим орфографически, определим число. Запишем в два столбика выделяя окончания
2). На что еще может указывать окончание? (на падеж) 
- Что такое падеж? (связь слова с другими словами). 
Дополним модель. 
_________________ ___ Ч 
Значение П 

- А как показать эту связь? (нужно задать вопрос, воспользоваться словами-помощниками

- Итак, какую же работу выполняет окончание? (указывает на число и падеж) 
- А для чего нам это знать? ( для связи слов в предложении). 
II. Постановка УЗ. 
- А нет ли еще какой то работы у окончания? 
На доске:

Письмо лежит на столе. 
Книга лежит на столе. 
Журнал лежит на столе. 

- Что интересного вы заметили?( высказывания различаются словами : письмо, книга, журнал). 
- Выпишем слова, выделим окончания. 
письмо 
книга 
журнал 
- Что увидели? (окончания разные). Почему? (высказывания детей). 
- Они различаются по числу? Падежу? ( Нет). На какую же работу указывает окончание в этих словах? (указывает на род) 
- А что вы знаете о роде? ( муж. род, жен. род, ср. род) 
- А вы умеете определять род? Как? (он - м.р., она-ж.р., оно-ср.р.) 
- А что это за слова – он, она, оно? 
Вывод: Он, она, оно – указательные слова. Они указывают на предмет, но не называют его. 
- Какую же еще работу выполняет окончание? (указывает на род). Дополним нашу модель: 

Ч 
_________________ ___ П 
значение Р 

- Эта работа особенная! Как вы думаете почему? (высказывания детей). 
-Возьмем наши слова: письмо, книга, журнал. В каком они числе? (в ед. числе) Поставим во мн. ч.(письма, книги, журналы). 
Вывод

  1. Слова- предметы изменяются по числу. 
    - Изменим по падежу. (Подставим словопомогайки – есть, нет, вижу, рад, доволен, думаю.) 
    Вывод 2. Слова – предметы изменяются по падежу. 
    - Изменим по роду.(не получается). 
    Вывод 3. Слова – предметы по родам не изменяются. Род постоянный. 
    - Как это можно показать на модели? (высказывания детей). 

Ч 
_________________ ___ П 
значение Р 
- Так какая же задача у нас сегодня на уроке? (учиться определять у слов – предметов род, указывать работу окончаний) 

III. Работа по учебнику 

Задание 1. Учебник упр. 122.
ФИЗМИНУТКА

Именительный- подпрыгнул

А Родительный-летал.

Дательный полез на горку.

А Винительный-устал.

Наш Творительный-поплавал.

А Предложный-убежал.

Падежи нам все нужны

И при этом все важны.


3) Проверим наши умения.

Работа в группах

Облако

Заяц

Петух

Рысь

щука


IV. Итоговая рефлексия. 
- Над чем работали на уроке? (определяли работу окончаний слов, называющих предмет). 
- Что мы для этого делали? Вернемся к нашему девизу. (мы учились, трудились, слушали внимательно, работали старательно) 
- А нам нужны эти знания? Для чего? 
V. Самооценка. 
- Кому было трудно? Почему? 
- Кому легко? Кто сможет помочь? 
- Кто сможет дома рассказать о работе окончаний? Спасибо за урок! 
VI. Домашнее задание: упр. 123 (по заданию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Активный и пассивный словарный запас русского языка"

В презентации раскрываются понятия  "активный и пассивный запас",приводятся примеры устаревших слов....

Конспекты уроков русского языка к УМК Бабайцевой В.В. 5 класс

В помощь всем, кто продолжает или начинает работать по ФГОС, я предлагаю подробные разработки  уроков в 5,7, 9 классах по русскому. В этих разработках сделан акцент на развитии не только предметн...

План-конспект урока русского языка "Личные окончания глаголов" 5 класс

План-конспект урока русского  языка с использованием современных технологий...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование у учащихся понятий об изменении глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы. Задачи урокаДидактические:      Дидактические: поз...

Технологическая карта урока русского языка "Согласные в сильной и слабой позиции" (УМК "Эльконина-Давыдова, 2 класс)

Цель урока: формирование умения определять позиции у согласных звуков; формирование навыка определения позиции согласных и гласных звуков.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) учить...