Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)
методическая разработка

Низамутдинова Олеся Нурисламовна

Цель урока: формирование у учащихся понятий об изменении глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.

 

Задачи урока

Дидактические:

      Дидактические:

  1. познакомить учащихся с изменением глаголов по временам;
  2. закрепить умения определять времена глаголов.

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление, внимание у учащихся, речь;
  2. развивать навык определения времен глаголов;
  3. развивать интерес к учебному предмету.

Личностные:

  1. воспитывать интерес к уроку русского языка;
  2. формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
  3. формировать интерес к изучению темы «времена глаголов».

Оборудование: учебная презентация, учебник УМК «Школа России» М.И. Моро 3 класс 2 часть, листочки с самостоятельной работой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русский язык82.61 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 26.04.2022

Студентка: Низамутдинова Олеся Нурисламовна

Школа: Многопрофильный лицей № 148

Группа: 36

Класс:  

Учитель: Цветкова Евгения Сергеевна

Урок: 1

Руководитель практики: Кошкарова Любовь Сергеевна

Время: 08:00-08:40 Кабинет: 223

Тема урока «Времена глаголов»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у учащихся понятий об изменении глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.

Задачи урока

Дидактические:

      Дидактические:

  1. познакомить учащихся с изменением глаголов по временам;
  2. закрепить умения определять времена глаголов.

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление, внимание у учащихся, речь;
  2. развивать навык определения времен глаголов;
  3. развивать интерес к учебному предмету.

Личностные:

  1. воспитывать интерес к уроку русского языка;
  2. формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
  3. формировать интерес к изучению темы «времена глаголов».

Оборудование: учебная презентация, учебник УМК «Школа России» М.И. Моро 3 класс 2 часть, листочки с самостоятельной работой.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

Приветствует обучающихся. Создаёт эмоциональный настрой на уроке.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Олеся Нурисламовна и сегодня я у вас буду проводить урок.

-Сейчас тихо сядут девочки, еще тише сядут мальчики.

-приветствуют учителя, настраиваются на урок

Р: включение в учебную деятельность

Л:самоопределение; принятие и осваивание социальной роли обучающегося.

Презетация

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

-Давайте вспомним что такое глагол и сделаем «Дом глагол».

- Вспомните, что вам известно о глаголе, составьте кластер.

Один ученик составляет кластер на доске

глагол

часть речи

обозначает действие

что делать? что сделать и др.

неопр. ф. ть чь ти

сказуемое

изменяется по числам

- Хорошо! Вспомнили всю известную нам информацию о глаголе.

-составляют кластер

П: знать, что такое глагол.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

Наглядныйпрезентация

 А сейчас я хочу вам прочитать необычный рассказ глагола о себе. Этот рассказ напечатан на карточке (у каждого ученика), поэтому во время моего чтения, вы сможете его видеть. Это нам пригодится для дальнейшей работы.

«Однажды у Глагола спросили: «Что вы делаете?». Вот что ответил Глагол:

- Я что делаю? С тобой разговариваю. Ещё дышу носом, моргаю глазами и улыбаюсь ртом. Или, может быть, ты хочешь знать, что делал я, пока ты спал? Я рубил дрова, носил воду, поливал цветы, окучивал грядки, вырывал сорняки и посыпал песком дорожки. А теперь угадай, что буду делать я дальше? Я буду расспрашивать тебя.»

- Какие вопросы вы увидели в тексте?

Что делал?

Что делаю? (карточки на доске)

Что буду делать?

- Ответьте на вопрос, называя глаголы (разговариваю, …, рубил, …, буду расспрашивать). Есть ли разница в вопросах и глаголах, которые мы называли?

- Когда эти действия происходят, в какое время?

Значит действия, которые обозначает глагол, происходили в разное время.

- В русском языке у глаголов 3 времени: настоящее время, прошедшее время и будущее время. Как вы думаете, на какой вопрос будут отвечать глаголы в настоящем времени? В прошедшем времени? В будущем времени?

Как вы думаете какая тема у нас сегодня будет?

-Верно! Тема сегодняшнего урока «Времена глаголов»

-А какую цель мы поставим?

-Верно!

 -слушают рассказ

-что делал? что делаю? что буду делать?

-да, есть

-в настоящем и прошлом

-что делаю?

Что делал?

Что буду делать?

 

-времена глаголов

 

-Научиться определять времена глаголов

Метапредметные:

П: знать, что такое глагол; уметь определять времена глаголоа; уметь строить высказывания.

К: достижение договоренностей и согласование общего решения.

Р:целеполагание.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Презентация

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный: перевод слов, ответы на вопросы

Наглядныйпрезентация, учебник

Практичсекий: упражнение

Наглядный учебник

-Откройте учебники страница 111, упражнение 195. Прочтите задание.

Что нужно сделать?

Прочитайте предложения.

-В каких предложениях глаголы называют действия, которые происходят сейчас, в настоящем времени? Поставьте вопросы к этим глаголам.

-В каких предложениях глаголы называют действия, которые произошли до момента речи, в прошедшем времени?

В каких предложениях глаголы называют действия, которые еще не произошли, но произойдут в скором времени?

-Молодцы!

-А теперь давайте прочтем правило на странице 112 в учебнике.

На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени? В прошедшем? В будущем?

-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

А теперь давайте выполним упражнение 196. Но для начала мы поделимся на 3 команды. 1 команда – 1 ряд, 2 команда – 2 ряд, 3 – 3 ряд.

1 ряд выпишет из упражнения 195 предложение с глаголом в настоящем времени. 2 ряд выпишет предложение с глаголом в прошедшем времени, а 3 ряд выпишет предложение с глаголом в будущем времени.

-Работа с учебником

-Прочитать

-Читают задание

-Кончились вьюги и метели. Прилетели грачи. На полях растаял снег.

-Ярче греет солнце. Набухают почки на деревьях. Летят на родину певчие птицы.

-Скоро все кругом зазеленеет. Расцветет душистая сирень. Лес будет звенеть от птичьих голосов.

-Читают правило

-Что делает? Что делают?

-Что сделал? Что делал?

-Что буду делать?

-Выполняют упражнение.

Предметные: уметь составлять слова; уметь работать с правилами.

Метапредметные:

П:структурирование знаний: анализ; обобщение; выполнение действий по алгоритму

К: умение излагать мысли; достижение договоренностей и согласование общего решения.

Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей.

Личностные: проявление активности в общей работе.

Учебник

Тетради

Динамическая пауза

Ф

Практический: физминутка

Организация проведения динамической паузы.

Учитель выполняет динамическую паузу вместе с учащимися.

Выполнение физминутки

К: умение слушать и понимать учителя.

Р: организация внимания и самоконтроля.

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Наглядныйучебник

Практический: упражнение

Закрепление с детьми полученных знаний.

Вернемся к нашему дому-кластеру. Мы решили проблему, как может изменяться глагол? (Ответы детей). Уберем знак вопроса и запишем – временам.

-Продолжим работать с учебником, упражнение 197.

Прочитайте задание. Что нужно сделать?

-По временам.

-Работа с учебником.

-Списать, вставить пропущенные буквы. Указать время глаголов.

Метапредметные:

П: анализ.

К: умение слушать и понимать учителя; аргументация своего мнения.

Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф Словесный: инструктаж

Наглядный раздаточный материал

И

Практический: самостоятельная работа

Организация самостоятельной работы учащихся.

Индивидуальная карточка.

-А теперь поработаем самостоятельно. На партах у вас лежат листочки с заданием, на выполнение задания-5 минут

Карточка

Образуйте от данных глаголов всевозможные временные формы.

Прыгать, прочитать, кричать, бежать, плыть.

Проверка:

-Обменяйтесь карточками с соседом по парте и проведите взаимопроверку по эталону на слайде.

-Поднимите руку у кого 5?

-Поднимите руку у кого 4?Почему?

-Поднимите руку у кого 3? Почему

-Поднимите руку у кого 2?Что не понято? Почему не получилось?

Самостоятельно работают

Предметные: уметь самостоятельно работать; знать как работать по образцу(по примеру).

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

П: анализ, извлечение из текста необходимой информации, выполнение действий по алгоритму.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Раздаточный материал(листочки с самостоятельной работой)

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесный: вопросы

Наглядный учебник

Практический: упражнение

-Закрепим знания и поработаем в парах.

-На партах  у вас лежат листочки с заданиями, вам нужно прочитать предложения, в скобках написать вопрос к глаголу и определить, когда относительно момента речи происходит действие.

Рабочий лист

Солнце (что … ?) ярко сияет.

(Что … ?) Цветут кисти черемухи.

Вывод: действие происходит ……. момент речи.(Слайд)проверка

Рабочий лист

(Солнце (что … ?)ярко сияло.

(Что … ?) зацвели кисти черемухи.

Вывод: действие происходит …… момента речи.(слайд)

Рабочий лист

Солнце (что … ?) будет ярко сиять.

Скоро (что … ?) зацветут кисти черемухи.

Вывод: действие происходит …… момента речи.

Рабочий лист

Солнце (что делает ?) ярко сияет.

(Что делают ?) Цветут кисти черемухи.

Вывод: действие происходит в данный момент речи.(Слайд)проверка

Рабочий лист

(Солнце (что делало?)ярко сияло.

(Что делали ?) зацвели кисти черемухи.

Вывод: действие происходит в прошлом момента речи.(слайд)

Рабочий лист

Солнце (что будет делать?) будет ярко сиять.

Скоро (что будут делать?) зацветут кисти черемухи.

Вывод: действие будет происходить.

Предметные: уметь работать у доски; знать порядок выполнения кластера.

Метапредметные:

Р: коррекция

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение отвечать за себя и других участников учебного процесса.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; извлечение необходимой информации из текста.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Презентация

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

Наглядныйпрезентация

Наглядныйраздаточный материал

- Вспомните, какую цель мы ставили пред собой на данном уроке?

Нам удалось достичь цели?

 Подведение итогов

- Итак, какие времена глагола вы узнали?

-На какие вопросы отвечают глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени?

Домашняя работа: рабочая тетрадь страница 69

- Научиться определять времена глаголов.

-Настоящее, будущее, прошлое.

-Что делаю? Что делал? Что буду делать?

Метапредметные:

Р: оценка.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Презентация

Раздаточный материал (квадраты)

https://omoro.ru/wp-content/uploads/2018/05/smailik-ylibka-6.jpg

https://documents.infourok.ru/c651eedc-de8f-4eff-9226-ebfbe4f028c2/0/image010.jpg

https://omoro.ru/wp-content/uploads/2018/05/grystnii-smailik-5.jpg

Дом «глагол»

Упражнения из учебника

Самостоятельная работа

Работа в парах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русского языка во 2 классе

Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Существительные с шипящим на конце"

Материал к уроку русского языка по теме "Существительные с шипящим на конце"...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе....

Технологическая карта урока русского языка в 6-м классе. Тема урока - "Повторение по теме Имя числительное".

Тема:  «Повторение по теме «Имя числительное» Тип урока: урок общеметодологической направленностиВид урока: урок-совершенствование...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. Тема "Род имен существительных"

Педагогические целиСпособствовать развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения родаТип урокаУрок открытия...

Технологическая карта урока русского языка "Согласные в сильной и слабой позиции" (УМК "Эльконина-Давыдова, 2 класс)

Цель урока: формирование умения определять позиции у согласных звуков; формирование навыка определения позиции согласных и гласных звуков.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) учить...