Статья на тему: "Некоторые проблемы правового регулирования социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления"
статья на тему

Агапов Сергей Викторович

         В данной статье рассмотрены некоторые проблемы, существующие в правовом регулировании социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций. Выявлена и обоснована необходимость реализации социального партнерства в сфере образования, как обязательного условия подготовки профессиональных кадров. По результатам проведенного исследования, автором предлагается принятие мер, направленных на совершенствование правового регулирования социального партнерства в сфере образования.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sr-26_sektsiya_25_agapov.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

С.В. Агапов

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 среднего профессионального образования Московской области

«Красногорский колледж», город Красногорск


         В данной статье рассмотрены некоторые проблемы, существующие в правовом регулировании социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций. Выявлена и обоснована необходимость реализации социального партнерства в сфере образования, как обязательного условия подготовки профессиональных кадров. По результатам проведенного исследования, автором предлагается принятие мер, направленных на совершенствование правового регулирования социального партнерства в сфере образования.    

Образование, социальное партнерство, работодатель, профессиональная образовательная организация

Происходящие в последнее время изменения в экономике и других сферах жизни общества требуют корректировки, а возможно и пересмотра, подходов к управлению и правовому регулированию деятельности современных профессиональных образовательных организаций и системы профессионального образования в целом.

Одним из обязательных условий обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов является надлежащее исполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации предоставленных им полномочий по разработке и реализации региональных программ развития образования, а также организации предоставления среднего профессионального образования [1].

В то же время, современные экономические условия ставят перед руководителями предприятий различных отраслей экономики необходимость выработки и реализации такой стратегии развития, которая позволит им не только выжить, но и сохраняя конкурентоспособность, расширить присутствие на рынках сбыта товаров и услуг.

Важным фактором, определяющим конкурентоспособность предприятия, является его обеспеченность профессиональными кадрами. Отсутствие сотрудников, квалификация которых позволит производить товары и оказывать услуги, способные выдерживать конкуренцию в условиях рыночной экономики, ослабляет конкурентоспособность предприятия, а также затрудняет или может сделать невозможным его стратегическое развитие.

Профессиональные образовательные организации, в свою очередь, также заинтересованы в сохранении конкурентоспособности, осуществляя подготовку кадров исключительно с учетом состояния рынка труда, а также требований, которые предъявляются работодателем к компетенциям специалистов.

Таким образом, является очевидной необходимость создания устойчивого и эффективного механизма взаимодействия, позволяющего учитывать интересы и согласовывать усилия органов власти, профессиональных образовательных организаций, а также предприятий-работодателей и их объединений в деле подготовки профессиональных кадров.      

Основным механизмом взаимодействия предприятий – работодателей и профессиональных образовательных организаций является институт социального партнерства, под которым понимается основанная на договорах или соглашениях система взаимодействия между образовательной организацией, работодателями, службой занятости, профсоюзами и другими субъектами, позволяющая отслеживать и адекватно реагировать на показатели развития рынка труда, а также на объем и структуру востребованных профессий и специальностей [2].

Социальное партнерство является действенным механизмом, позволяющим работодателям принимать участие в формировании заказа на образовательные услуги по подготовке кадров, коррекции содержания профессиональной подготовки, оценке качества подготовки и др.

Отдавая должное отдельным руководителям предприятий – работодателей и профессиональных образовательных организаций, активно и последовательно реализующим на практике положения института социального партнерства, необходимо отметить, что взаимодействие между ними не лишено некоторых проблем и недостатков, возможные пути устранения которых являются предметом рассмотрения в настоящей статье.

Актуальность темы настоящей статьи обусловлена тем, что без изучения и полноценного функционирования института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций невозможно обеспечение конкурентоспособности,  поступательного развития регионов, предприятий и учреждений различных секторов экономики, а также профессиональных образовательных организаций.  

Рассматривая проблемы реализации института социального партнерства нормативно – правового характера, можно констатировать отсутствие четкого регулирования правового статуса договоров и соглашений между работодателем и профессиональной образовательной организацией, что часто затрудняет их заключение и исполнение.

Кроме того, недостаточно урегулирован порядок и формы участия работодателей в формировании заказа на образовательные услуги, коррекции содержания образовательных программ, в оценке качества подготовки выпускников и других направлениях социального партнерства.

Представляется, что действующее законодательство необходимо дополнить, включив в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации главу (раздел), содержанием которой должно являться установление понятия, принципов, уровней и форм социального партнерства в сфере образования, прав и обязанностей его субъектов, а также регулирование содержания, порядка разработки, заключения и исполнения договоров (соглашений) о социальном партнерстве между предприятиями – работодателями (их объединениями) и профессиональными образовательными организациями.

Кроме того, требует урегулирования вопрос о порядке учета предложений предприятий – работодателей и их объединений при распределении контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Учитывая, что порядок установления контрольных цифр приема утверждается Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, необходимо скоординированное изменение нормативной базы на всех указанных уровнях.

В связи с изложенным представляется, что необходимо дополнить ст. 100 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормой, устанавливающей обязанность по созданию механизма учета предложений предприятий – работодателей и их объединений при распределении контрольных цифр приема на обучение за счет средств бюджетов всех уровней.  

Таким образом, в настоящей статье были рассмотрены некоторые проблемы правового регулирования института социального партнерства в сфере образования, а также намечены возможные пути их решения.

Изложенные выше предложения по модернизации законодательства направлены на преодоление сохраняющегося дисбаланса между структурой выпуска специалистов и актуальными потребностями предприятий и учреждений различных секторов экономики в квалифицированных кадрах.

Кроме того, реализация указанных предложений создаст механизм, который обеспечит обоснованное прогнозирование потребностей рынка труда, что позволит обеспечить опережающую подготовку профессиональных кадров.

Представляется, что дальнейшее обсуждение и практическая реализация изложенных тезисов может способствовать повышению эффективности социального партнерства между профессиональными образовательными организациями и предприятиями – работодателями (их объединениями), что позволит обеспечить устойчивое развитие и конкурентоспособность  предприятий различных секторов экономики, а также профессиональных образовательных организаций.

Список литературы

1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года  273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"//СПС КонсультантПлюс

2 Общая и профессиональная педагогика: учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 448 с. : ил. – (ПРОФИль).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления в условиях реализации экономических стратегий импортозамещения"

В данной статье рассмотрены проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций. Выявлена и обоснована необходимость реализации положений...

Актуальность проблемы повышения финансово-экономической грамотности студентов непрофильных специальностей профессиональных образовательных организаций

В данной статье рассмотрены основные проблемы среднего профессионального образования в современных условиях связанные с поиском методов формирования экономических компетентностей студентов н...

Социальное партнерство в сфере профессионального образования как путь к формированию компетентного специалиста

Опыт организации самостоятельной работы студентов Тольяттинского медицинского колледжа при прохождении производственной практики....

Рабочая программа учебной дисциплины Правовое регулирование занятости населения специальность 030912 Право и организация социального обеспечения

Рабочая программа учебной  дисциплины Правовое  регулирование  занятости  населения специальность 030912  Право и организация социального обеспечения...

Статья: Внедрение ВФСК "ГТО" в профессиональной образовательной организации.

В статье рассматривается опыт внедрения комплекса ГТО в систему физического воспитания и охраны труда в профессиональной образовательной организации. С этой целью реализуется проект по функциональному...

Статья "Системный подход в профилактике нарушений осанки у обучающихся в условиях профессиональной образовательной организации"

В статье освещен вопрос системного подхода при профилактике нарушений осанки. Раскрыты основные причины возникновения нарушений осанки, способы профилактики в условиях образовательного учреждения....