Актуальность проблемы повышения финансово-экономической грамотности студентов непрофильных специальностей профессиональных образовательных организаций
статья на тему

Русских Елена Станиславовна

В данной статье рассмотрены основные проблемы среднего профессионального образования в современных условиях связанные с поиском методов формирования экономических компетентностей студентов не экономических специальностей/

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 377.112.4

Е.С. Русских

Актуальность проблемы повышения финансово-экономической грамотности  студентов непрофильных специальностей профессиональных образовательных организаций

В данной статье рассмотрены основные проблемы среднего

профессионального образования в современных условиях связанные с поиском методов формирования экономических компетентностей студентов

не экономических специальностей.

Ключевые слова:

современные проблемы среднего профессионального образования,

формирование экономических компетенций, финансово-экономическая грамотность

Среднее профессиональное образование является важной атомарной частью российского образования. Миллионы молодых людей, заинтересованных в скорейшей личной и профессиональной самореализации, приобретают необходимые компетенции и квалификации в стенах средней профессиональной школы. По мнению Д. В. Чернилевского, современный этап развития среднего профессионального образования характеризуется ростом как востребованности, так и объема подготовки специалистов [2]. В. С. Библер, С. И. Гессен, В. П. Зинченко отмечают важность развития в профессиональных образовательных организациях не только профессиональных качеств выпускника, но и становление культурной личности специалиста, формирования студента как носителя общей и профессиональной культуры, обеспечивающей его полноценное существование в окружающем мире и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Вместе с тем, Г.И. Ибрагимов отмечает, что качество подготовки специалистов не в полной мере отвечает современным и перспективным потребностям. Вопрос о качестве подготовки специалистов обычно сводится, по мнению автора, к текущей и итоговой оценке студентов лишь по одному параметру - уровню знаний и умений. В то же время необходимо стимулировать проявление активности в различных видах деятельности - культурной, научной, общественной и т.д. Знания и умения, считает Г.И. Ибрагимов - лишь часть личностных свойств, влияющих на успешность деятельности общения, поведения будущего специалиста [1].

То есть, чтобы соответствовать современным требованиям, наряду с получением квалификации у выпускника профессиональной образовательной организации необходимо формировать необходимые для поддержания конкурентоспособности на рынке труда, компетенции. Компетентностный подход избран концептуальным основанием ФГОС СПО. Об этом свидетельствует и анализ образовательной модели по ФГОС третьего поколения, в рамках которой компетентностный подход подразумевает обязательное приобретение тех качеств, которые помогают выпускнику адаптироваться к изменяющимся условиям современного постиндустриального общества. В отличие от термина «квалификация» компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие надпрофессиональныекачества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать необходимую для профессиональной деятельности информацию.

Перед педагогом профессионального обучения ставится принципиально новая общекультурная задача: целенаправленно готовить юных граждан не только к труду и познанию, но и полноценному вступлению в противоречивые социально-экономические отношения в стране в условиях развития рыночного типа экономики. Подготовка таких конкурентоспособных выпускников возможна только в условиях широкого внедрения экономической составляющей в программы. подготовки специалистов среднего звена всех укрупненных групп специальностей. Повышение финансово-экономической грамотности возможно через формирование экономических компетенций.

В соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования Российской федерации экономика вводится в учебные планы всех направлений обучения студентов, в том числе, и, как региональный компонент. В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы «острейшей проблемой» системы профессионального образования является «несоответствие структуры профессионального образования потребностям рынка труда» [2]. Механизмы, позволяющие гармонично включить необходимые финансовые знания в программы обучения и профессиональные стандарты  только формируются. Продолжается «поиск эффективных моделей развития» системы профессионального образования на региональном уровне [6].

Очевидно, что программы для студентов по профессиональным программам укрупненной группы 38.00.00 «Экономика и управление»  должны быть наполнены содержанием позволяющим будущему бухгалтеру, специалисту по налогообложению, специалисту банковского дела осознанно и самостоятельно принимать ответственные решения в трудовой деятельности. Однако, наполнение программ для студентов педагогических, технических, гуманитарных, медицинских, юридических и других специальностей требует иного подхода в преподавании. Содержательная часть программ подготовки специалистов должна быть направлена на формирование устойчивых экономических компетенций с учетом будущей профессиональной деятельности выпускников. Значительное внимание необходимо уделять мотивационной и деятельностной стороне формирования экономических компетенций, как основополагающей цели повышения финансово-экономической грамотности, а не  формированию экономического мышления на понятийном уровне, на уровне представлений о специфике экономических процессов, законов и закономерностей.  При этом особо важным является принцип актуальности, простоты и доходчивости подаваемой информации, ее связи с реальной жизнью и возрастными интересами обучаемых.

Проблемы экономической подготовки в системе среднего профессионального образования рассмотрены в работах Л.Л. Любимова, А.А. Мицкевич, И.В. Липсица, В.С. Автономова и др. Интересны разработки в направлении формирования экономических компетенций студентов не экономических профилей К.А. Баранникова, К.И. Старостиной, О.Г. Назаровой, Н.Е. Поповой, А.В. Боранукова, А.Ф. Казаковой.

При создании и методическом наполнении программы у студентов не экономических специальностей педагог-практик сталкивается с проблемой теоретической неразработанности вопроса, ограниченным перечнем официальных документов, дающим возможность грамотно изменить направление обучения в соответствии с требованием времени, недостатком практических материалов. Анализ литературы, исследовательских работ, официальных документов позволили создать список информационных источников содержащих практический и теоретический материал,  способствующий изучению вопросов  формирования экономических компетентностей  и повышению уровня финансово-экономической грамотности студентов:

  1. Материалы проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» является повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения ответственного отношения к личным финансам и разумного финансового поведения, а также совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг. Сегодня Проект реализуется в 9 регионах России: Республика Татарстан, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Калининградская, Волгоградская, Архангельская, Саратовская, Томская области. Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/
  2. Письмо руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам В.Д. Миловидова от 24.09.2009 № 09-237/пз «Об утверждении Основных направлений деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения»
  3. Письмо МОН РФ  №Д8- 1045 от 7.08.2014 г. «Изучение основ бюджетной грамотности»
  4. Итоги исследования в рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», организованный  Министерством финансов Российской Федерации совместно со Всемирным банком (2012 год)
  5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" // Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, N 47, ст. 5489
  6. Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12. 2008 г. N 2043-р.
  7. Статья 14 Закона Российской Федерации «Об образовании», где отражена потребность государства в решении проблемы повышения уровня экономического образования и отмечены требованиях к содержанию образования.
  8. Национальная доктрина развития образования в России http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm
  9. Перечень программ и проектов по финансовой грамотности, действующие в Российской Федерации  http://onlinetestpad.com/ru-ru/User/10241/Page/363
  10. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 – 2020 годы" // Собрание законодательства РФ", 28.04.2014, N 17, ст. 2058
  11. Наиболее известные интернет-ресурсы в области финансовой грамотности:
  1. Информационный портал «Банки.ру» - крупнейший банковский сайт России. Повышению финансовой грамотности населения полностью посвящен раздел «Банковский словарь», в котором разъясняются финансовые и экономические понятия и термины, даются практические рекомендации потребителям финансовых услуг.
  2. «Город финансов» – портал, созданный в рамках общефедеральной программы «Финансовая культура и безопасность граждан России».
  3. «ФинграмТВ» - проект Ассоциации российских банков. Интернет-телеканал, ориентированный на повышение финансовой грамотности. На сайте можно посмотреть телевизионные лекции и получить консультации онлайн.
  4. «Экспертная группа по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам России ».
  5. «Финграмота.com» – официальный сайт Союза заемщиков и вкладчиков России.
  6. «Азбука финансов» – проект по повышению финансовой грамотности, разработанный платежной системой VisaInternational при поддержке Министерства финансов РФ.
  7. «Финансовая грамота»  - совместный проект по повышению финансовой грамотности Российской экономической школы (РЭШ) и Фонда Citi.
  1. Школа финансового успеха  http://finsuccess.ru/servisy/test_na_finansovuyu_gramotnost 
  2. Концепция Национальной программы повышения уровня

финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143

  1. Горяев А., Чумаченко В., «Финансовая грамота», спецпроект

Российской экономической школы по личным финансам. Электронная версия книги доступна на сайте www.nes.ru и www.azbukafinansov.ru

  1.  Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения - http://www.edu.ru/abitur/act.86/index.php

Литература

  1. Ибрагимов Г.И. Государственный образовательный стандарт и формирование системы контроля качества подготовки выпускников // Среднее профессиональное образование.-2002.-№1.- С. 10-14.
  2. Чернилевский Д.В. Технология обучения в высшей школе - М.: Экспедитор, 1996.- 288с.
  3. Кравченко  А. И. Культурология: Учеб.пособие. М., 2001. С. 28.
  4. Фадеева Е. А. Становление экономической культуры подростка // URL: http://aeli. altai. ru/nauka/sbornik/2000
  5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" // Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, N 47, ст. 5489
  6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 – 2020 годы" // Собрание законодательства РФ", 28.04.2014, N 17, ст. 2058

Информация об авторе – Русских Елена Станиславовна магистрант института педагогики и психологии Вятского государственного гуманитарного университета (г. Киров)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы повышения безопасности лекарственных средств

В статье рассматриваются  проблема безопасности ЛС ...

Статья на тему: "Проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления в условиях реализации экономических стратегий импортозамещения"

В данной статье рассмотрены проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций. Выявлена и обоснована необходимость реализации положений...

Статья на тему: "Некоторые проблемы правового регулирования социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления"

       В данной статье рассмотрены некоторые проблемы, существующие в правовом регулировании социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организ...

Приёмы повышения мотивации на занятиях по иностранному языку в профессиональных образовательных организациях.

В образовательной деятельности познавательный мотив к изучению иностранного языка -это интерес к самому языку,культуре страны, возможность использования иностранного языка как средства коммуникации. б...