Актуальные проблемы повышения безопасности лекарственных средств
статья на тему

Яворская Зейнеп Каппасовна

В статье рассматриваются  проблема безопасности ЛС  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yavorskaya_-_statya_2.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы повышения безопасности лекарственных средств

Аляутдин Р.Н., д.м.н., профессор, зав. каф.фармакологии фарм.ф-та ММА им. И.М. Сеченова, Скулкова Р.С., д.ф.н., профессор, кафедра организации фармации ММА им. И.М.Сеченова., Романов Б.К., д.м.н., профессор, кафедра фармакологии фарм.ф-та ММА им.И.М.Сеченова., Яворская З.К., заведующая аптекой (сеть «Сердечко»)

Применение в медицинской практике высокоэффективных лекарственных средств (ЛС) нередко приводит к возникновению неблагоприятных побочных реакций  (НПР). В связи с этим  проблема безопасности ЛС становится всё более актуальной во всём мире.

Изучение данных литературы, связанных с проблемой лекарственных осложнений, показало, что в среднем НПР возникают у 10-20% госпитализированных больных. Только в США вследствие развития НПР ежегодно госпитализируется от 3,5 до 8,8 млн. человек; от осложнений, связанных с применением ЛС, ежегодно погибает 200 тыс.человек. Экономические затраты на лечение последствий НПР составляют в США около 77 млрд.долл.в год [1].

Одним из путей решения данной проблемы является обеспечение контроля (надзора) за безопасностью ЛС, включающего рациональную организацию сбора и регистрацию данных  о побочном действии  ЛС, создание объективной информационной базы и разработку соответствующих мероприятий по преодолению последствий.

Изучение зарубежного опыта показало, что в большинстве европейских стран и США для этого сформированы соответствующие системы фармаконадзора (англ. Pharmacovogilance – имеющие дословный перевод как «фармакобдительность», или как «фармакологический надзор»).

В соответствии с определением ВОЗ «фармаконадзор»-это наука и деятельность, направленные на выявление, оценку, понимание и предупреждение неблагоприятных побочных эффектов и /или любых других возможных проблем, связанных с лекарственными средствами» [3].

Однако, даже в странах с наиболее развитой системой фармаконадзора только около 10% врачей сообщения о НПР направляют в соответствующие центры контроля безопасности ЛС [2].

В России накоплен определенный опыт по созданию системы мониторинга безопасности ЛС. С 1969 г. организован Отдел учета побочного действия лекарств, который периодически реорганизовывался, изменялась его подчиненность.

После распада СССР и ликвидации Минздрава СССР работа Центра в 1992 г. была прекращена, но затем вновь был создан Федеральный центр мониторинга безопасности лекарственных средств, основной целью которого является повышение безопасности при проведении фармакотерапии, а основной задачей - создание эффективной системы фармаконадзора.

В настоящее время российская система фармаконадзора, состоящая из государственных органов, занятых сбором данных о побочных действиях ЛС, представляет собой двухуровневую структуру, включающую федеральный и региональный уровни (рисунок 1).

Министерство здравоохранения и социального развития

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и

социального развития

Управление регистрации лекарственных средств и медицинской техники

Отдел регистрации лекарственных средств и фармацевтических субстанций (функции):

Осуществление сбора и анализа информации о побочных эффектах применения лекарственных средств

§

«Рассмотрение фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей при применении зарегистрированных лекарственных средств»

«Внесение изменений в регистрационную документацию на лекарственно средство»

«Внесение изменений в регистрационную документацию на лекарственное средство»

Отзыв регистрационного удостоверения

Отсутствие дополнительных действий

                                                              

ФГУ «НЦ ЭСМП»

ИДКЭЛС

Отдел безопасности ЛС

Региональные отделения по сбору и анализу данных об НПР

(на базах кафедр фармакологии ВУЗов, ЛПУ, местных органов управления здравоохранением)

Рисунок 1. Схема взаимодействия организаций в Российской системе фармаконадзора за безопасностью ЛС.

Однако полноценному сбору и анализу исчерпывающей информации о побочном действии ЛС, в том числе по методу спонтанных сообщений, препятствует отсутствие в ряде субъектов Российской Федерации региональных отделений, а также отсутствие четкого представления о всех участниках данного процесса.

С нашей точки зрения, к решению этой важной медико-социальной и экономической проблемы, кроме врачей-специалистов, необходимо активнее привлекать фармацевтических работников аптек, которые, как показали результаты настоящего исследования, располагают весьма ценной информацией о нежелательных действиях ЛС, получаемой ими в процессе оказания лекарственной помощи посетителям.

Слабая активность медицинских и фармацевтических работников в выявлении побочного действия препаратов, а также в информировании об этом  органов здравоохранения и фармаконадзора является существенным недостатком современной системы контроля за безопасным использованием ЛС.

Необходимость выявления НПР и информирования о них органов исполнительной власти в сфере здравоохранения в соответствии с Федеральным Законом «О лекарственных средствах» (1998г.) являются обязательными функциями, за невыполнение которых субъекты системы обращения ЛС (в том числе медицинские и фармацевтические работники) несут дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность.

В свете изложенного выше нами обоснована организационно-функциональная модель схемы взаимодействия всех участников сбора и анализа информации о побочном действии ЛС (рисунок 2).

Как видно из представленной модели, взаимодействие всех исполнителей надзорных функций обеспечивает на «входе» сбор исчерпывающей информации и создание базы данных о НПР, а на «выходе» - в результате анализа полученных данных – возможность разработки организационных мер по преодолению последствий нежелательного действия ЛС, направленных на повышение качества жизни больных.

Эффективность организационных мер по преодолению последствий НПР в значительной степени зависит от осознания медицинскими и фармацевтическими работниками серьезности решаемой проблемы. В связи с этим одной из наиболее важных организационных мер по преодолению последствий НПР следует признать необходимость повышения не только уровня профессиональной подготовки, но и профессионального долга работников сферы обращения ЛС, а также повышение знаний в области программного обеспечения информационной деятельности по безопасности использования фармакотерапии.

Кроме того для повышения результативности решения указанной проблемы в нашей стране с огромной территорией и многомиллионным населением крайне необходимым является повсеместная организация и совершенствование деятельности региональных центров, обеспечивающих конфиденциальность информаций.

        

 

База  

Рисунок 2. Организационно-функциональная модель схемы взаимодействия участников сбора и анализа информации о побочном действии ЛС и преодолении последствий НПР

Сбор достоверной информации и создание региональных баз данных о побочном действии ЛС.

Это позволит с достаточной полнотой учесть влияние различных региональных факторов (структуры и особенностей региональной заболеваемости, экологических и медико-географических факторов, особенностей питания и т.п.) и обеспечит полноценное пополнение федеральной базы данных, позволяющей раскрывать причины и следствия тех или иных осложнений фармакотерапии.

Для обьективной регистраций всех случаев возникновения НПР результаты поступающих сведений следует отражать в извещений,форма которого должна содержать информацию о возрасте,поле и краткой историй болезни пациента;о природе и характеристике НПР ,способе лечения последствий и исходе;о международном патентном наименований и торговом названий ЛС,о дозе и способе введения ЛС;а также о нарушений тех или иных функций(печени ,почек и.т.п).При этом должна быть гарантирована конфидициальность информаций.(карта оповещения прилагается).

Сбор и анализ такой информаций должен осуществляться не только врачами поликлиник или стационаров,но и фармацевтическими работниками аптеки в первую очередь такими специалистами как провизор-информатор,владеющим соответствующими знаниями ;должности которые в последние годы утрачены.

Заполненные карты-оповещения должны направляться вначале в региональные органы управления здравоохранения,а затем в региональные центры контроля безопасности ЛС,в том числе в региональные базы данныхдля последующего анализа с целью установления степени достоверности причинно-следственной связи НПР с подозреваемым ЛС и формированием организационных мер по преодолению и лечению последствий побочного действия ЛС.

Выводы:

1. В ряде субъектов РФ пока не созданы региональные отделения по сбору и анализу данных о НПР; не разработаны научно-методические документы, регламентирующие их деятельность, не решены проблемы организационного характера о механизме сбора и анализа информационных  данных о НПР, об участниках этого процесса.

2. Целесообразно участие в сборе данных  фармацевтических работников аптек, составлена организационно-функциональная модель схемы взаимодействия участников сбора и анализа поступающих сообщений, реализация которой направлена на повышение качества жизни больных и уровня информированности заинтересованных пользователей о НПР. 

Список литературы:

1.Астахова А.В., Лепахин В.К., Неблагоприятные побочные реакции и контроль безопасности лекарств // М.: «Когто-Центр.»-2004.-200с.

2. Астахова А.В., Лепахин В.К., Бунятян Н.Д., Переверзев А.П. Публикации как источник выявления неблагоприятных побочных реакций на лекарственные средства // Безопасность лекарств и фармаконадзор.- 2008.-№2.- с.4-12.

3.The importance of Pharmacovigilance, WHO, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС СПО. Актуальные проблемы образования

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для обучающихся по специальности «Фармация» по производственной практики ПМ. 01 ПМ. 01 Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента. МДК 0102 «Организация отпуска лекарственных средств и товаров аптечного ас

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕдля обучающихся по специальности «Фармация»  по производственной практикиПМ. 01 ПМ. 01 Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента.  МДК 0102 «Орган...

Актуальность проблемы повышения финансово-экономической грамотности студентов непрофильных специальностей профессиональных образовательных организаций

В данной статье рассмотрены основные проблемы среднего профессионального образования в современных условиях связанные с поиском методов формирования экономических компетентностей студентов н...

Актуальные проблемы информационной безопасности

Актуальные проблемы информационной безопасности...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, влияющие на сердечно -

Сердечно-сосудистая система, как и другие системы организма, имеет большой, но не беспредельный запас прочности. К естественному старению, обусловленному снижением скорости обновления клеток, добавляю...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, регулирующие водно-солевой обмен.

Мочегонные средства, или диуретики, применяются для коррекции нарушений водно-солевого обмена. В практической медицине мочегонные средства широко применяются при отеках различного происхождения (серде...

Сборник: Актуальные проблемы подготовки кадров, статья "Проблемы повышения качества профессионального образования"

Сборник статей по результатам работы конференции содержит оригинальные материалы ведущих и молодых ученых, посвященные актуальным вопросам подготовки кадров в системе среднего и высшего профессиональн...