Из опыта работы по реализации рейтинговой системы оценки знаний в образовательной организации среднего профессионального образования
учебно-методический материал на тему

Чалова Наталья Федоровна

В статье речь пойдет об опыте работы по внедрению модульно-рейтинговой технологии в обучение студентов СПО дисциплине "Методика преподавания  русского языка в начальных классах".

В рамках ФГОС СПО под модулем понимается целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля. Как формируется модуль? Каким образом разработана система оценки знаний (рейтинг)? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_reytingovoy_sistemy_otsenki_znaniy.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по реализации рейтинговой системы оценки знаний в образовательной организации среднего профессионального образования

Чалова Н.Ф., преподаватель

ГБОУ СПО НАО "Нарьян-Марский

социально- гуманитарный колледж  

им. И.П. Выучейского"

 

В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено одной из главных целей профессионального обучения. Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой профессии. Обучение, основанное на компетенциях, на наш взгляд, эффективно реализуется в форме модульно-рейтинговых технологий.
         Анализ модульной-рейтинговой технологии обучения позволяет определить ее как инновационный вид обучения, основанный на личностно-деятельностном подходе. Основополагающим понятием обсуждаемой темы является образовательный модуль.

В рамках ФГОС СПО под модулем понимается целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную часть более общей функции. Цель разработки модулей – расчленение содержания каждой темы курса на компоненты, которые являются структурными элементами модульной программы дисциплины и предопределяются ее содержанием.

В процессе модульно-рейтингового обучения, прежде всего, должны быть обеспечены условия для самостоятельной работы студентов, осуществлена актуализация их рефлексивного контроля над процессом и результатами своей учебной деятельности.

При существующем многообразии подходов к модульному обучению российские теоретики и практики модульного обучения отмечают, что модульное обучение обеспечивает системный подход к построению курса и определению его содержания, гибкость структуры модульного построения курса, формирует у студентов комплекс креативных умений и т.д. Они рекомендуют включать в него следующие структурные элементы: цель, задачи урока, уровень овладения, содержание учебного материала, формы, виды, методы учебной деятельности студента, направленные на овладение учебным материалом, рекомендации по организации и методике самостоятельной работы студента по данному модулю задания для самоконтроля и самооценки результатов обучения.

Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюстративных материалов, который студент получает перед началом его изучения. Модуль снабжается списком литературы. Каждый студент переходит от модуля к модулю по мере усвоения материала и проходит этапы текущего контроля независимо от своих товарищей.

Для оценки знаний при модульном обучении используется новая, более прогрессивная система, которая состоит в замене традиционного дискретно-сессионного контроля на непрерывно набираемый в период обучения и на этапах промежуточного контроля рейтинг. Такая система оценки знаний называется рейтинговой. Рейтинг представляет собой количественную оценку какого-то качества человека (студента).

Рейтинг — это сумма баллов, набранная студентом в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка.

Фиксированные точки, этапы обучения определяют вид контроля и, как следствие — вид рейтинга: текущий, промежуточный, итоговый.

Все результаты, достигнутые студентом на каждом этапе текущего, промежуточного (рубежного) и итогового контроля, оцениваются в очках или баллах. Все набранные баллы суммируются и составляют индивидуальный интегральный индекс. Цель студента — набрать максимальное число баллов.

При рейтинговой системе резко возрастает роль текущего и промежуточного контроля, поскольку это возможно именно здесь. Текущий контроль дает до 30—35 % общей максимальной оценки в баллах, промежуточный (рубежный) — 20—25 %, практические занятия и курсовая работа — до 25 %. Доля баллов, полученных на экзамене, обычно не превышает 20 % от общей оценки учебного труда студента. Такая система стимулирует повседневную систематическую работу студентов, значительно повышает состязательность е учебе, исключает случайности при сдаче экзаменов.

В ряде систем промежуточный контроль отсутствует. В разных модификациях системы интенсивной технологии рейтингового обучения (РИТМ) в зависимости от видов применяемого контроля используется различная классификация рейтинга, на нее влияет также и различная методика расчета рейтинга.

По целям контроля рейтинг подразделяется на стартовый, технический, теоретический, творческий и синтезированный.

Текущий контроль проводится в виде контрольных мероприятий по модулям или по частям модуля. Контрольные мероприятия — это тесты, расчетно-графические задания, контрольные, лабораторные работы, позволяющие установить уровень знаний студента, стабильность выполнения им учебного графика, его активность.

Кроме приведенных выше, различают три типа рейтинговых оценок качества обучения студента:

- по конкретному учебному предмету (предметный рейтинг);

- по конкретной кафедре (кафедральный рейтинг);

- в целом по всем кафедрам (общий рейтинг).

Рассмотрим методику определения предметного рейтинга для оценки качества обучения студента в семестре или за весь курс обучения.

Преподаватель разрабатывает шкалу оценок качества выполненных студентом заданий в процессе изучения им данного предмета. Величина оценки выбирается самим преподавателем, он описывает, при каком качестве выполнения данного задания какая оценка положена студенту Сумма всех максимально возможных оценок за выполнение каждого задания в течение семестра дает максимально возможную семестровую сумму, а по окончании изучения предмета, например, в течение нескольких семестров, накапливается итоговая предметная рейтинговая сумма — предметный рейтинг студента.

Перед началом учебного процесса для студентов вывешивают по каждому учебному предмету унифицированную предметную рейтинговую шкалу и перечень требований к качеству выполнений контрольных заданий.

В ходе учебного процесса рядом с этими двумя документами вывешивают списки студентов данной специальности и курса с показателями рейтинговых приращений в течение прошедшего месяца. То есть осуществляется ежемесячный мониторинг успешности обучения студентов по данному учебному предмету, который активизирует самостоятельную работу студента.

Проставляются также даты начала преподавания этого предмета и проведения рейтингового контроля.

Такая ведомость позволит осуществлять предметно-рейтинговый мониторинг успешности обучения студента в течение семестра.

Мониторинг - рейтинговое отражение динамики качества обучения по результатам рейтингового контроля по модулям.

В результате анализа специальной литературы, статей, описывающих опыт применения рейтингового контроля, можно сделать вывод, что учебные заведения сами выбирают тип рейтинговой оценки качества обучения, величину рейтинговых показателей (оценочные баллы) за выполнение конкретного вида учебно-познавательной деятельности (контрольных точек данного модуля).

С целью экспериментальной проверки эффективности модульнорейтинговой технологии для формирования у студентов познавательного интереса в Нарьян-Марском социально-гуманитарном колледже им И,П. Выучейского, на 3 курсе, было проведено исследование, в котором участвовали студенты, предмет - «Методика преподавания русского языка в начальных классах" (Раздел "Методика преподавания грамматики, правописания и развития связной речи").

Практическая реализация производилась по следующей схеме.

Этап 1. Подготовительный период: сбор и систематизации информации, обобщающей опыт применения данной технологии в системе СПО, вуза.

Этап 2. Деление содержания курса на модули, разработка их содержания.  В результате разработаны модульные тетради. Структура модуля включает ряд основных компонентов: цель, перечень знаний и умений студентов по итогам изучения модуля, уровень овладения, содержание учебного материала, формы, виды, методы учебной деятельности студента, направленные на овладение учебным материалом, рекомендации по организации и методике самостоятельной работы студента по данному модулю, задания для самоконтроля и самооценки результатов обучения.

Этап 3. Ознакомление студентов с системой модульно - рейтингового контроля.

Рейтинговая система баллов должна быть понятна студентам. Опыт накопления баллов, описанный Оселедчик Ю.С. и др. был взят за основу, система адаптирована для реализации относительно данной дисциплины, представлена в таблице 1.

Таблица 1

Критерии

Баллы

Проверка домашнего задания

2-6

Защита семестровой контрольной работы (теста) в отведенный срок

1

Выполнение лабораторной, практической работы в отведенный срок

5

Выполнение самостоятельной работы:

1-й уровень сложности-

2-й уровень сложности-

3-й уровень сложности-

1

2

3

Выполнение дополнительных заданий: оформление плакатов, подготовка рефератов, участие в заседании научного семинара, выступление на конференции

6

Выполнение промежуточных тестов

1/задача

Штрафные баллы:

За неготовность к занятию

-1

За неумение объяснить домашнее задание

-2

Семестровая контрольная работа (тест) не сдана в срок

-10

Лабораторная, практическая работа не сдана в срок

-10

Результаты проверки знаний, умений заносились в таблицу 2, аналогичные индивидуальные таблицы были выданы студентам для самоконтроля.

Раздел 3. Методика преподавания грамматики, правописания

и развития связной речи

Таблица 2

№ п/п

ФИО студента

МОДУЛИ (БЛОКИ ТЕМ)

№ 1

(тема 3.1, 3.2, 3.3)

№ 2

(тема 3.4.)

№ 3

(тема 3.5.)

№ 4

(тема 3.6, 3.7)

Проверка домашнего задания (2  -6 б.)  

Текущий опрос (3-6 б.)

Активность на занятии (1 б.)

С.Р. № 1 : 1б. (1ур.), 2 б. (2ур.), 3 б. (3 ур.)

С.Р. № 2 : 1б. (1ур.), 2 б. (2ур.), 3 б. (3 ур.)

С.р. № 1 : 1б. (1ур.), 2 б. (2ур.), 3 б. (3 ур.)

Дополнительное задание – 6 б.

Тест – 1 б./задание

Активность на занятии (1 б.)

Дополнительное задание – 6 б.

Контрольная работа  - 1 б./задание

Активность на занятии (1 б.)

.С.р. № 4 : 1б. (1ур.), 2 б. (2ур.), 3 б. (3 ур.)

Дополнительное задание – 6 б.

Тест – 1 б./задание

Проверка домашнего задания (2  - 6 б.)

Текущий опрос (3-6 б.)

Активность на занятии (1 б.)

С.Р. № 1 : 1б. (1ур.), 2 б. (2ур.), 3 б. (3 ур.)

С.Р. № 2: 1б. (1ур.), 2 б. (2ур.), 3 б. (3 ур.)

С.р. № 1 : 1б. (1ур.), 2 б. (2ур.), 3 б. (3 ур.)

Практическая работа № 10 – 5 б.

Лабораторная работа № 7 – 5 б.

Дополнительное задание – 6 б.

Тест – 1 б./задание

1

2

В зависимости от набранных рейтинговых баллов студенты получали ряд преимуществ на экзамене:

173-148 б. (100- 86%) – соответствует оценке "отлично", студент получает ее автоматически.

147 – 122 б. (85-71%) – соответствует оценке "хорошо", студент имеет право отвечать на один из вопросов билета. В зависимости от качества ответа выставляется экзаменационная оценка.

121 – 103 б. (70- 60%)- соответствует оценке "удовлетворительно". Студент сдает экзамен в полном объеме. Экзаменационная оценка зависит от качества ответа.

Менее 102 б. (менее 60%) – студент допускается к экзамену по мере получения зачета и сдает экзамен на общих основаниях.

Этап 4. Реализация модульно-рейтинговой системы обучения.

В результате исследования отмечены следующие преимущества рейтинговой системы контроля знаний:

  • повышается активность студентов, так как только самостоятельная работа дает желаемый результат;
  • проявляется самостоятельность и индивидуальность студентов в    выборе вопросов для определения уровня качества знаний;
  • отсутствует субъективность в оценке знаний, так как всегда есть письменный ответ студента, а в содержании программы рейтинга есть точный ответ;
  • отрабатывается единый понятийный аппарат;
  •  повышается мотивация, формируется познавательный интерес и у студентов появляется возможность совершенствования качества знаний и т.д. рейтингового контроля, когда:

- каждый занимающийся имеет представление о целях и содержании учебной деятельности, требованиях к уровню овладения учебным материалом, критериях оценки различных видов учебно- познавательной деятельности, своих возможностях;

- обеспечивается своевременная прямая и обратная связь (преподаватель-студент-преподаватель);

- достигаются объективность, всесторонность, своевременность, наглядность контроля и оценивания;

- используются методы стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности.

Литература.

1. Гладковский В.И. Рейтинговые технологии в учебном процессе высшей школы. Мн.: НИО, 2002.

2. Еремина С.В. Рейтинговая система оценки качества подготовки специалиста. //СПО.- № 10

3. Колычева З.И. и др. Теоретические основы педагогической технологии. – Тобольск, 2003. – С. 185–191.

4. Методические рекомендации: По анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях: методические рекомендации. – С-Пб, ГОУ ИПК СПО, 2010. – 63с.

5. Оселедчик Ю.С. и др. Модульная технология обучения и контроль результатов учебной деятельности. //СПО, - № 6.- 2003.

6. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/Под общей ред. В.С. Кукушина.-Серия "Педагогическое образование".-Москва: ИКЦ "МарТ", 2004.

7. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технологии модульного обучения в школе.-М.: Новая школа, 1997.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]/ www. adu.ru. – 2010.-23 июля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания к организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования очной формы обучения

Методические указания к организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования очной формы обучения по ОГСЭ.01 Осн...

Разработка учебного плана в условиях вступления образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО) в процесс внедрения наиболее востребованных, новых и перспективных профессий специальностей становится неотъемлемой частью методическо

1.1. Учебный план образовательной программы среднего профессионального образования (далее учебный план) – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение ...

Приглашаем к общественно-профессиональному обсуждению руководителей и специалистов образовательных организаций среднего профессионального образования

В рамках реализации государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) по проекту «Разработка примерных рабочих программ, примерных фондов оценочных средств для промежуточной аттест...

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Подготовка квалифицированных учащихся колледжах, ПУ, профессиональных лицеях осуществляется по учебным планам, утверждаемым Министерством образования. Учебный план--документ, определяющий состав учебн...

Усовершенствование обучения дисциплин государственно-правового цикла в образовательных организациях среднего профессионального образования с применением методики интерактивного обучения (научная статья)

Усовершенствование обучения дисциплин государственно-правового цикла в образовательных организациях среднего профессионального образования с применением методики интерактивного обучения (II Всероссийс...