Художественный стиль речи
план-конспект урока на тему

Тема урока "Художественный стиль речи"

Задача урока: Показать красоту русского языка и  значимость художественного слова

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon hudozhestvennyy_stil_rechi.zip606.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 8»

Всероссийский фестиваль

«Русский язык – общенациональное достояние народов

Российской Федерации»

Номинация «Педагогическая мастерская»

Методическая разработка урока

« Художественный стиль речи, его основные признаки».

Преподаватель русского языка

и литературы

Ручина Наталья Анатольевна

г. Навашино

2012г

 ТЕМА УРОКА: « Художественный стиль речи, его основные признаки».

 ЗАДАЧА УРОКА:   показать  красоту русского языка и значимость художественного

                                     слова.

 ТИП УРОКА:  комбинированный.                        

 ФОРМА УРОКА: лекция с использованием презентации.

 ЦЕЛИ УРОКА:  

 Образовательная.

 Повторение и углубление знаний о художественном стиле речи, совершенствование навыков анализа текста, умения различать тропы и стилистические фигуры, определения их роли в тексте.

 Развивающая.

 Развитие речи учащихся, развитие потребности в творческой деятельности, совершенствование умения видеть языковые явления, задумываться над их художественным значением.

Воспитательная. 

Формирование познавательного интереса, эстетического вкуса, воспитание чуткого отношения к слову, любви и бережного отношения к родному языку.

ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА:

1.Презентация.

2. Эпиграф к уроку.

 Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

                                                                                                                           К. Г. Паустовский.

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

                                                                                                                           К. Г. Паустовский.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

На доске написана тема урока, эпиграф к уроку и домашнее задание.

  1. Введение в тему.

Считается, что сейчас в мире существует более пяти тысяч языков. Русский язык – один из самых распространенных на земном шаре. Это национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Это один из богатейших языков в мире.        (Слайд 1)

Прочитайте эпиграф к уроку (два высказывания  Паустовского).

Задача этого урока: показать  красоту русского языка и значимость художественного слова.

Все самое лучшее в языке, его возможности, его красота — все это выражается в художественных произведениях.

Язык художественной литературы всегда считался вершиной литературного языка.

 Тема  урока:  «Художественный стиль речи и его основные признаки».

  1. Лекция.

Какова основная функция этого стиля?     (Слайд 2)

( Эстетическая – приобщение к прекрасному с помощью художественных образов)

Что вызывают эти образы?     (Слайд 3)

 ( Они вызывают в читателе эмоциональный отклик, доставляют эстетическое наслаждение, заставляют сопереживать.

 Художественный стиль – это своеобразный ключ к душе человека.)     

Итак, мы определили первую особенность этого стиля – образность.   (Слайд 4)

Художник мыслит образами, а литературный образ может существовать не иначе, как в словесной оболочке.

Писателя называют художником слова, потому что он рисует образы, картины жизни, явления природы, предметы словами. И под его пером слова приобретают изобразительную силу, передают звучание, смысл, переливы цвета, смены настроений, разнообразные впечатления.

Назовите вторую особенность художественного стиля.

(Широкое использование изобразительно-выразительных средств).

Художник слова – поэт, писатель – находит, по выражению Л. Толстого, «единственно нужное размещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать героям .

                                                                                                     (Слайд 5), (Слайд 6)

   Содержание любого литературного произведения определяет заглавие. Заглавие –посредник между текстом и читателем.

Приведите примеры «говорящих названий», которые бы определяли тему и основную мысль произведения.

( «Мертвые души», «Война и мир», «Гроза», «Преступление и наказание», «На дне»).

 А бывают «говорящие имена»? Постарайтесь вспомнить.

( В «Грозе» Островского -  Катерина (чистая и непорочная), Тихон (тихий, безвольный), Кабаниха (деспот, Дикой (самодур)); у Чехова -  мелкие чиновники : Червяковы, Козявкины, Подзатылкины, Невыразимовы; у Достоевского - Раскольников)

Приведите примеры «говорящей детали» в тексте.

(«красная рука» Базарова, «халат и туфли» Обломова, «топор» Раскольникова).

Все это говорит о мастерстве писателя.

 В 1906 году А.Блок записал в своем дневнике: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-за них существует стихотворение…»

О каких словах здесь идет речь?

(Это ключевые слова или художественные  образы.)

Назовите ключевое слово в стихотворении Лермонтова «Парус» -   (одинокий)

Какой ключевой образ  у Гоголя в «Мертвых душах»? - (птица тройка)

У Достоевского в «Преступлении и наказании»? – (образ избиваемой лошади)

Все это образы - символы.

  Слова как будто имеют свою душу. Как же они создаются?

В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность нашего языка?

Большинство слов русского языка многозначно, и это их свойство является источником выразительности речи.

Например, какие  значения у слова золотой?

  1. сделанный из золота (золотые украшения); 2) цвета золота, желтый (золотые волосы, золотая нива); 3) очень хороший, ценный (золотой работник); 4) счастливый, радостный (золотая пора юности); 5) дорогой, любимый (золотая моя девочка). 

Связь между этими значениями очевидна: название одного понятия как бы перенесено на другое. Первое значение является прямым, остальные — переносными. Переносные значения могут быть связаны с прямым на основе сходства .

            Вокруг белеющих прудов

             Кусты в пушистых полушубках,

            И проволока проводов

            Таится в белоснежных трубках.

  Маршак сравнивает снег, засыпавший голые кусты, с пушистым полушубком: он тоже белый, мягкий и греет.

Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называются тропами.           (Слайд 7)

Вспомните их.                                                                                          

Наверное, не столь важно, знаете вы их или нет, главное понять – для чего они нужны, почувствовать всю красоту русского языка.

     Наиболее интересна метафора.                                                                (Слайд 8)

Что значит скрытое сравнение?

(Когда не называют, с чем сравнивают, мы видим только результат сравнения)

Таким образом, явление, о котором идет речь в метафоре, только подразумевается.

"Горит восток зарею новой".

Как  это будет выглядеть в прозе?

("яркий свет утренней зари производит впечатление, будто бы восток горит").

Увидели разницу? Во втором случае звучит прозаично, а в первом?

(Воспринимается острее, т.к. усиливается художественный эффект).

Великие поэты создавали метафоры только тогда, когда это способствовало лучшему раскрытию содержания произведения. Внешне красивые, но бессодержательные метафоры были им чужды.

 «Я знаю силу слов, я знаю слов набат» - так выражает силу слова Маяковский.

А это развернутая метафора у Горького:

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький).

Приведите свои примеры метафор:

(золото заката, море цветов, заря жизни, солнечная улыбка)

    Сравнения чаще всего  выступают в форме сравнительного оборота, присоединяемого союзами.                                                                                                      (Слайд 9)

В сравнении обыкновенно менее  известное  показывается через более известное, неодушевленное через одушевленное, отвлеченное через материальное.

Вы все знаете обыденные сравнения: сладкий как сахар, холодный как лед, легкий как пух

«И выла старуха, как раненый зверь».

Это выражение горя. Кто скажет лучше Ахматовой?

А вот  Пушкин:

  Буря мглою небо кроет,

  Вихри снежные крутя;

  То, как зверь она завоет,

  То заплачет, как дитя…

А вот опять Маяковский о силе своего слова:

Мой стих

            трудом

                     громаду лет прорвет

                               и явится

                                         весомо,

                                               грубо,

                                                       зримо,

                                                                как в наши дни

                                                                            вошел водопровод,

                                                                                        сработанный

                                                                                                   ещё рабами Рима.

Как называется троп, когда под пером писателя оживают окружающие нас предметы: море дышит полной грудью, лес настороженно молчит, волны ласкаются к берегу...

(это олицетворение)                                                                              (Слайд10)

   При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку.

Особенно много олицетворений у Есенина.

                      Зеленая прическа, девическая грудь,

                      О, тонкая березка, что загляделась в пруд?  

     

                       Тихо в чаще можжевеля по обрыву.

                       Осень  - рыжая кобыла - чешет гриву…

           

                       Рыжий месяц жеребенком

                       Запрягался в наши сани…

                        Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

                        Что стоишь, нагнувшись под метелью белой?

                        Или что увидел? Или что услышал?

                        Словно за деревню погулять ты вышел.

Он как бы оживляет все неживое. Это говорит о его близости с природой.

 А теперь послушайте, как красиво сказал А.Фет:

                         «Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами».

     Близка метафоре аллегория (иносказание).                                          (Слайд 11)

 В то время как метафора обычно дается в тексте,  аллегория охватывает все произведение в целом: под изображаемыми в аллегорических произведениях существами, явлениями, предметами всегда  подразумеваются другие лица, факты, вещи. Аллегоричны во многих случаях пословицы («Повадился кувшин по воду ходить - там ему и голову сложить»; «Отведала свинья полена - помнит, где поела»), народные загадки («Конь бежит - земля дрожит»; «Черная корова весь мир поборола»), басни и ряд других произведений, которым специально придана форма иносказания.

    Аллегория, как, и другие тропы, выделяет существенное, главное. Особенно ясно это сказывается в баснях, изображающих черты людей в образах животных (изображение хитреца в образе лисы, жадного и злого человека в образе волка, труса в образе зайца).

Аллегорические выражения  встречаются чаще всего в произведениях, близких традициям устного народного творчества. Например, в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: «Замок - собачка верная: не лает, не кусается, а не пускает в дом!» О топоре говорится: «Всю жизнь свою ты кланялся, а ласков не бывал».

Все прекрасно помнят стихи Пушкина   «Унылая пора! Очей очарованье!»                                                                                                                          

 Каким образом  поэт создает красочность и пышность увядающей осени?

(Главную роль здесь играют эпитеты)                                             (Слайд 12)

Это образные определения.  Назовите их.

(Прощальная краса, пышное природы увяданье, свежее дыханье)

Какими эпитетами Пушкин воспевает красоту женщины в стихотворении «Я помню чудное мгновенье»?

(Как мимолетное виденье, как гений чистой красоты, порыв мятежный, голос нежный)

А вот другие стихи:

 И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною ослепшею стеной.

Это Анна Ахматова.

 Эпитеты «красная» и «ослепшая» по отношению к стене создают образ стены, красной от крови и ослепшей от слез, пролитых жертвами и их близкими.

  Все эпитеты в ее поэме «Реквием» подобраны так, чтобы вызвать ужас и отвращение перед насилием,  подчеркнуть мучения. Тоска «смертельная», шаги солдат «тяжелые», Русь «безвинная», «каменное слово», «окаменелое страдание».

О метонимии поговорим на примере  стихотворения Лермонтова «Бородино»

    Метонимия – ( переименование  ) – название одного предмета вместо  другого.

                                                                                                                       (Слайд 13)                                                                                                                                                                                       

Зачем это надо? Вспомним некоторые строчки из стихотворения Лермонтова «Бородино»:

«Недаром помнит вся Россия про день Бородино».

(они  придают речи мощь, делают ее более торжественной).

«Чужие изорвать мундиры о русские штыки».

( Мы конкретно представляем себе рукопашный бой).

«Тогда считать мы стали раны…», то есть потери.

(Слово потери – отвлеченное, а раны можно наглядно представить, остро почувствовать тяжелую цену победы).

Разновидностью метонимии является синекдоха, что в переводе с латинского означает «часть вместо целого».                                                                                                  (Слайд14)

Наша речь так богата, что мы иногда не замечаем, что употребляем этот троп в повседневной речи.

 «Сколько лет» ( лето в смысле года) , «дожить до седых волос» (до старости), «иметь свой угол» ( дом); «белый воротничок» (работник умственного труда).

А помните у Гоголя : «Пуще всего береги… копейку».

     К тропам относятся гипербола и литота.                                    (Слайд 15),  (Слайд 16)

 Гипербола - художественное преувеличение, а литота - художественное преуменьшение. Переносный смысл заключается в том, что огромное, не соответствующее реальности преувеличение или преуменьшение размеров  не является буквальным. Это нужно, чтобы заострить внимание  на этих признаках  как на существенных. Когда Гоголь, описывая Днепр, восклицает: «Редкая птица долетит до середины Днепра», то  в нашем сознании возникает лишь представление о той «величавой ширине» Днепра, которую любовно рисует писатель.

Когда Некрасов показывает своего малютку мужичка и говорит о том, что этот мальчик «сам - с ноготок», то мы опять-таки не воспринимаем данного выражения буквально. Мы представляем себе очень маленького мальчика, у которого в условиях того времени  было отнято детство, и который был вынужден выполнять работу взрослого человека.

Применяется в литературных произведениях и прием иронии.          (Слайд 17)

 Иронией называется такое выражение насмешки, при котором внешняя форма ее противоположна внутреннему значению. Вот два примера. В басне  Крылова Лисица спрашивает Осла: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?»

 В своем романе «Мертвые души» Гоголь пишет, что только после смерти прокурора близкие ему люди, увидев «бездушное тело», «с соболезнованием узнали, что у покойника была, точно, душа, хотя он, по скромности своей, никогда ее не показывал».  Ирония выявляет существо изображаемого предмета и отчетливо раскрывает авторское отношение к нему.
Высшая степень иронии -  сарказм.

При обозначении того или иного лица или явления писатель вместо точного названия прибегает порой к описательному выражению. Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта» вместо имени Пушкина употребляет выражение «невольник чести».

С какой целью?

(Чтобы подчеркнуть мотивы, заставившие Пушкина драться с Дантесом).

      Замена собственного имени или названия описательным выражением называется перифразом.                                                                                               (Слайд 18)

Можно сказать Япония, но лучше  -    (страна восходящего солнца).

Можно сказать полицейский, но точнее - ( блюститель порядка).

А как Пушкин называет осень? ( Унылая пора! Очей очарованье!)

И не так уж мало в нашей повседневной речи образных определений-эпитетов, метафор и т. п., только не всегда мы их замечаем, потому что в значительной мере наша речь «автоматизирована», состоит из готовых выражений, извлекаемых из памяти.

Для усиления выразительности речи применяются стилистические фигуры.

Это особые стилистические обороты, суть их состоит в особом синтаксическом построении речи.                                                                                     (Слайд 19), (Слайд 20)

Они разнообразны.                                                  

Тропы и фигуры не противопоставлены друг другу, они образуют пересекающиеся множества.

  Поэзия, например, не мыслима без стилистических фигур, которые позволяют оценить повышение и понижение голоса, темп речи, паузы, словом – все оттенки звучащей фразы. Человек в процессе чтения, игнорирующий стилистические фигуры и ориентирующийся лишь по знакам препинания, лишает себя всех тонкостей поэзии и, следовательно, не понимает глубины произведения.                                                                      (Слайд 21)

   Риторическое обращение — это обращение к кому-либо или чему-либо не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать его характеристику:

Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан (А. С. Пушкин).

Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая. (М. Исаковский)

Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!      (С. Есенин).

Риторическое обращение придает авторской интонации непринужденность, интимность, лиризм, торжественность, патетичность, иронию.

 Такие обращения  кажутся уместными  в стихах, речах к умершим, к неодушевленным предметам, отвлечённым явлениям: родине, потомкам, хотя очевидно, что такое обращение практически не может быть услышано.                                      (Слайд 22)                                                                                                                                                                 

  Риторический вопрос не требует ответа, т.к. ответ подразумевается в самом вопросе.

 Вопрос нужен, чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению, эмоционально выразить утверждение.

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли, наконец, желанная заря?        (А.С.Пушкин).

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н. В. Гоголь).

Напряжённость и выразительность речи усиливают также риторические восклицания:

Эх, тройка! Птица тройка!    (Н. В. Гоголь)

Ох! Лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…             (А.С.Пушкин)

Все эти фигуры нагнетают настроение и усиливают впечатление.

  Анафора  -  повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.        (Слайд 23)

       Люблю тебя, Петра творенье,

       Люблю твой строгий, стройный вид...                           (А. Пушкин)

В основе анафоры, как и любого повтора, лежит взволнованность, эмоциональность.

Она является  выразительным средством прежде всего ораторской речи.

Но, увлекаясь анафорой, желательно не терять меры, такта и вкуса. А иначе красноречие переходит в краснобайство.

Певцом анафоры можно назвать Фета. Вспомните хотя бы его стихотворение «Я пришел к тебе с приветом».

   Эпифора - стилистическая фигура, противоположная анафоре( повторение последних слов или фраз).                                                                                                (Слайд 24)

            Вот на берег вышли гости,

             Царь Салтан зовёт их в гости...          (А. С. Пушкин).

Рифма - вид эпифоры (повтор последних звуков). Поэтому о значении эпифоры даже не стоит говорить.

      Антитеза – противопоставление.                                                                  (Слайд 25) «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень...». (А.С.Пушкин).

 «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок...» (С.Есенин).

 Ты богат, я очень беден;

 Ты прозаик, я поэт;

 Ты румян, как маков цвет,

 Я, как смерть, и тощ и бледен.                                 (А.С. Пушкин).

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.          (Пословица).

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

 Ты и бессильная.                    (Н. Некрасов).  (Анафора и антитеза).

 Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу антитезы построено все произведение. Приведите примеры.  («Война и мир», «Отцы и дети», «Преступление и наказание»)

     Оксюморон  - соединение логически несовместимых понятий.          (Слайд 26)                                                                                       

Слияние контрастных значений осознается как вскрытие противоречия между названием предмета и его сущностью, между традиционной оценкой предмета и его подлинной значимостью. Здесь даже можно говорить о парадоксе.

   Смотри, ей весело грустить,

 Такой нарядно обнажённой.

 (А. А. Ахматова «Царскосельская статуя»)

   Оксюморон не только в литературе, но и в обыденной речи воспринимается как изысканное образное средство и потому часто используется авторами в заглавиях произведений («Живой труп» Л. Н. Толстого, «Горячий снег» Ю. В. Бондарева).

     Градация - последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи.                                          (Слайд 27)

Восходящая:  пришел, увидел, победил.

Нисходящая: не сломлюсь, не дрогну, не устану.

     Эллипсис - пропуск в речи  подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста.                                                                                                          (Слайд 28)

           День в тёмную ночь влюблён,

           В зиму весна влюблена,

           Жизнь – в смерть…

           А ты?... Ты в меня!                                   (Г. Гейне).                      

                                                                                                                                 

     Парцелляция - Членение цельного высказывания на интонационно самостоятельные части, используемое для большей выразительности речи ( «Он любил ее. Преданно. Безответно. И безнадежно. Как любят только в старости»).                    (Слайд 29)

     Инверсия часто употребляется в эмоциональной, взволнованной речи, ср.: Летние ночи не долги (прямой порядок, спокойное, ясное изложение). Не долги летние ночи! Обратный порядок помогает выразить не только сообщение, но и эмоции говорящего. Такой экспрессивный порядок слов встречается в разговорной речи, поскольку она по природе своей эмоциональна.

Я знаю, никакой моей вины…                                  (А.Т.Твардовский).

Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А.Пушкин).

 Досадно было, боя ждали. (М.Лермонтов)

 Я памятник себе воздвиг нерукотворный…           (А.С.Пушкин).

 Параллелизм — аналогия, сходство, общность. Это одинаковое построение нескольких предложений, когда в одной последовательности расположены члены предложения, одинаково выраженные:

 Что ищет он в стране далекой?

 Что кинул он в краю родном?       (М. Лермонтов).

 Твой ум глубок, что море.

 Твой дух высок, что горы.        (В. Брюсов).

Я не знаю, где граница

Между Севером и Югом,

Я не знаю, где граница

Меж товарищем и другом…          (М. А. Светлов).

 Параллелизм особенно характерен для произведений устного народного творчества

 (былин, песен, частушек, пословиц) и близких к ним по своим художественным особенностям литературных произведений («Песня про купца Калашникова» М. Ю.

 Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Василий Теркин» А.

 Т. Твардовского).

    Многосоюзие - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску (для показа единства перечисляемого):

«По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались чёрные тела на виселицах, и над ними кричали вороны».  (А. И. Куприн).

«И скучно и грустно, и некому руку подать…»( М.Ю. Лермонтов).

И для него воскресли вновь:

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.                           (А.С.Пушкин).

Конструкции с многосоюзием чаще встречаются в эмоциональной речи.

 Противоположная фигура - бессоюзие.

   Бессоюзие – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура, придающая речи динамичность и насыщенность.

        Ночь, улица, фонарь, аптека,

        Бессмысленный и тусклый свет.

        Живи ещё хоть четверть века -

        Всё будет так. Исхода нет.

                                                (А. Блок).

Швед, русский — колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…                 (А. С. Пушкин).

Вопрос:

Для чего нужно использовать стилистические фигуры?

(Украсить речь, придать словам и мыслям особое значение, выделяя или повторяя ее содержание).

      В фонетике средствами выразительности являются звуки, их подбор и сочетание.

      Аллитерацией называется повторение согласных звуков. Например: «По небу голубому проехал грохот грома».         (С. Маршак).

Звонкий дрожащий [р] в сочетании с [г] создает впечатление раската грома.

 Я вольный ветер, я вечно вею,

 Волную волны, ласкаю ивы,

В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,

Лелею травы, лелею нивы.

 (К Бальмонт).

 Повторение [л], [л], [в], [в] создает образ ветра, дуновение которого ощущаешь почти физически.

        Ассонансом называют повторение гласных:

« Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою».      (Н. Некрасов).        

 Повторяется звук [у], создавая впечатление гудящего мчащегося поезда.

Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

 Свеча горела.                                   (Б. Пастернак).

 Здесь ассонанс на [э] сочетается с аллитерацией на [м], [л], [в], [с]. Все это создает особую музыкальность поэтических строк.

 Есть слова, которые своим звучанием напоминают называемые ими действия        (шуршать, шипеть, бренчать, храпеть, цокать, тикать и т. п.).

 Уже более двух веков образцом звукоподражания остаются строки А. Сумарокова, где кваканье лягушек изображено так: О как, о как нам к вам, бога, не гласить!

    Художественный текст нельзя просто пробегать глазами, фиксируя смысл, его надо хотя бы мысленно слышать, поэтому в художественном произведении так важен синтаксис: в нем  живые интонации звучащего слова. Недаром многие писатели стремились к музыкальности своей фразы, а Чехов писал, что запятые служат «нотами при чтении». Художественный стиль содержит все виды предложений.        (Слайд 30)

      Любое высказывание произносится с интонацией. Интонация — явление сложное, она состоит из нескольких компонентов.

 1. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логического ударения можно уточнить смысл высказывания, например: а) Завтра мы поедем в театр (а не на следующей неделе); б) Завтра мы (наш класс, а не другой) поедем в театр; в) Завтра мы поедем в театр (а не пойдем); г) Завтра мы поедем в театр (а не на экскурсию).

 2. Интонация состоит из повышений и понижений голоса — это мелодика речи. Она в каждом языке своя.

 3. Речь протекает ускоренно или замедленно — это образует ее темп.

 4. Интонацию характеризует тембр речи, зависящий от целевой установки. Он может быть «мрачным», «веселым», «испуганным» и т. д.

 5. Пауза — остановка, перерыв. Очень важно делать паузы в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания. Как удивили его слова / брата!

 Как удивили его / слова брата!

 Паузы бывают логическими (смысловыми) и психологическими (диктуемыми чувствами). Логические паузы отделяют друг от друга группы слов, объединенные общим смыслом. Психологические паузы К. Станиславский называл «красноречивым молчанием».

Морфологические особенности тоже играют свою роль.                 (Слайд 31)

Нагнетание глаголов активизирует читательское напряжение.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят...

Назывные предложения создают ощущение неподвижности, например,  у Блока  - «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека».

Хотя у Фета те же назывные предложения, но картина динамична:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

Поэт – это не тот, кто пишет стихи, это тот, кто приводит в гармонию слова и звуки.

В художественном стиле выделяются поэзия и проза.

«Точность и краткость – вот первые достоинства прозы», – писал Пушкин.

А Толстой как можно подробнее старался объяснить читателю свою мысль.

У каждого свой стиль, свои особенности мастерства, свой набор синтаксических приемов и фигур.

Если провести аналогию  с физикой, то проза – это последовательное соединение, поэзия – параллельное. Или, чтобы было понятнее, проза – матч целиком, стихотворение – голы и голевые ситуации. Именно эта способность поэзии  - в малом  увидеть большое (мир в чашечке цветка) вынуждает читателя запоминать поэтические формулы, обладающие философской глубиной и образной емкостью.

     Чтобы оценить вклад поэта, мы должны уметь видеть художественные средства, которыми пользовался поэт, слова-образы.

Проведем небольшой эксперимент.

Из стихотворения Волошина (оно написано на доске)

Гряды синеющих холмов

И груды белых облаков

На фоне мраморного неба.

 вычеркните эпитеты (они обозначают цвет) и звуковую анафору (гряды-груды).

Что получилось?    (Холмы и облака на фоне неба)

Это простая надпись, а не художественный текст.

 Т.о. мы увидели роль изобразительных средств  в создании  поэтической речи.

Все самое лучшее в языке, его возможности, его красота — все это выражается в художественных произведениях.

В художественной речи слова приобретают особое качество, некую глубину, начинают значить больше того, что они значат в обычной речи, оставаясь внешне теми же словами.

В художественном стиле  кроме типичных для него языковых средств используются средства и всех других стилей, в особенности разговорного.                               (Слайд 32)

Бедность словаря приводит к повторению одних и тех же слов. Выразительность речи усиливают синонимы,   поэтому поиск синонимичного ряда при написании стихотворения – одна из главных задач автора. Чем выше лексический запас, тем «легче» и «интереснее» идет процесс создание стихов.

Уста и губы — суть их не одна, И очи — вовсе не гляделки!

 Одним доступна глубина, Другим — глубокие тарелки!

  К сожалению, сейчас все чаще и чаще при оценке какого-либо произведения используют только 2 слова: интересно – неинтересно. И почти не используют такие слова, как глубокое, волнующее, восхитительное.

Русский язык обладает широким спектром изобразительно-выразительных средств.

Изучить его в полном объёме за ограниченное время просто нет возможности, поэтому читайте больше.                                                                                             (Слайд 33)

   Русский язык — это прежде всего Пушкин — нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Горький.

         Закончить наш урок мне хотелось бы вновь словами К. Паустовского:

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

И словами И.С. Тургенева:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Попробуйте сами  понаблюдать, увидеть прекрасные явления в природе и словами нарисовать незабываемую картину ее пробуждения.

Напишите миниатюру на тему «Весна пришла».  (10-15 предложений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа « Язык и речь. Функциональные стили речи»

Контрольная работа по разделу « Язык и речь. Функциональные стили речи». 2 варианта по 15 вопросов. ...

Тест по разделу "Язык и речь. Функциональные стили речи"

Тест по разделу "Язык и речь. Функциональные стили речи"...

Художественный стиль речи

Урок на тему "Художественный стиль речи."Цели урока: -образовательные: обобщить и углубить знания учащихся, полученных ранее как на уроках русского языка, так и литературы по теме &laqu...

Анализ текста "художественный стиль"

Анализ текста "Художественный стиль"...

Презентация к уроку русского языка по теме "Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур"

Презентация может быть использована в качестве сопровождения к уроку русского языка по теме "Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур" для студентов 1 курса....

Дополнительные теоретические материалы в помощь студентам для освоения раздела «Функциональные стили литературного языка» (Художественный стиль)

Дополнительные теоретические материалы в помощь студентам для освоения раздела № 8 "Функциональные стили литературного языка" ."Изобразительно-выразительные средства языка и речи"....