Ответить на вопросы. Учебник Обществознание.10кл.Человек.
учебно-методический материал на тему

Семкина Нина Ивановна

(под ред. Боголюбова Л.Н.)                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek.docx41.72 КБ

Предварительный просмотр:

Ответить на вопросы. Учебник Обществознание.10кл (под ред. Боголюбова Л.Н.)                                            

Человек.

  1. Сущность человека – человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
  2. Какие этапы проходит личность в процессе социализации?
  3. Как соотносятся понятия «человек», «индивид», «личность»?
  4. Деятельность - ? Структура и мотивы  деятельности человека. Чем человеческая деятельность отличается от поведения животных?
  5. Каковы основные мотивы деятельности человека?
  6. Какие отличительные особенности характеризуют творческую деятельность?
  7. Какие особенности отличают трудовую деятельность человека?
  8. Каковы особенности игровой деятельности человека?
  9. Чем отличается познание как вид деятельности от игры?
  10. Почему живя в обществе человек, не может быть абсолютно свободен?

Индивид, индивидуальность, личность, мотивы, деятельность, общение, самопознание, свобода личности и необходимость, совесть, нравственный выбор.

Тема. Познание.

1.Познание и знание. Формы познания: чувственное и рациональное,

Основные формы чувственного познания.

Основные формы рационального познания.

2.Как связано чувственное и рациональное познание в познавательной деятельности человека?

3.Что такое истина? Назовите виды истины. Что может служить критерием истины?

6.В чем выражается относительность наших знаний? Чем ее можно объяснить?

7.Особенности  научного познания

8.Многообразие форм познания – ненаучное познание.

Вопросы для самостоятельного изучения.

1.Человек духовное существо- мировоззрение, виды мировоззрения, мораль, ее место в жизни общества. общечеловеческие ценности

2.Религия,мировые религии.

Задания на применение знаний

                

Раздел. Человек

  1. Как вы понимаете слова Н. А. Бердяева о том, что личность — это неизменное в изменениях?
  2. Составьте опросник и проведите анкетирование в классе по проблеме выбора жизненного пути. Какое значение имеют способности, образование, ценностные ориентации? Как связаны между собой представления о собственном месте в жизни и представления о счастье?
  3. Проведите анкетирование для определения того, что ваши одногрупники ценят друг в друге, в людях в целом. Полученные данные обобщите, и сделайте выводы.

Тема. Познание

Конкретизируйте схему.

  1. Что такое познавательная деятельность.

                                        

2.        Существует точка зрения, согласно которой только научное знание объективно, любое же другое знание несет на себе отпечаток интересов, взглядов, индивидуальных особенностей познающего субъекта. Опровергните эту точку зрения.

3. Прочитайте отрывок из учебника по истории России.

«24 октября 1917 г, вооруженные отряды Красной гвардии и революционных солдат Петрограда начали захватывать мосты, почту, телеграф, вокзалы. Приход к власти большевиков означал крах буржуазно-либеральной инициативы. Главными причинами этого явились отсутствие твердой государственной власти, замедленный характер реформ, война».

Что в этом тексте вы отнесете к: а) фактам; б) интерпретации; в)оценке?

Проблема человека.

Одной из наиболее обсуждаемых на рубеже тысячелетий проблем является проблема сущности человека, существует с различными подходами к ее решению.

А. Человек воспроизводит в сжатом виде мир общества. Социальные отношения — основа развития интегрального человека. Механизм целостного развития человека состоит во взаимном проникновении, взаимопревращении общества и личности. Социальный макрокосм (общество) и индивидуальный микрокосм (человек) взаимодействуют и взаимно определяют друг друга. Иными словами, интегральный человек в миниатюре воспроизводит потенциальное богатство социального мира.

Б. Подход к человеку как к машине не объясняет его сущности, многообразия его личностных проявлений. Сущность машины состоит в единообразии, тогда как человек разнообразен и уникален.

В. Человек — не «чистая доска». С самого рождения его развитие обусловлено сложным генетическим кодом, который придает человеку индивидуальное своеобразие. Генетический код определяет жизнь человека не в меньшей степени, чем заданный обществом культурный код.

Задание  : оцените высказанные точки зрения и сформулируйте собственную позицию.  

Человеческая деятельность, ее многообразие.

В дискуссионном клубе возникло обсуждение различных моделей, с помощью которых можно описать любой вид деятельности человека.

За основу модели, которую ребята назвали колумбовой, взята жизнь Христофора Колумба, который предпринял одно из самых честолюбивых и дерзких деяний: решил открыть новый морской путь из Европы в Индию. Его замысел был рискован и опасен. Ни возможности кораблей, ни навигационные приборы, ни подготовка экипажа не способствовали достижению цели. Колумб получил непредвиденные результаты — он открыл Америку, хотя был уверен, что нашел путь в Индию* Данной модели поведения свойственны смелость, риск, даже авантюризм.

Была предложена и так называемая прометеевская модель. Утверждалось, что в основе деятельности всегда лежит непоколебимая вера в способности человека и коллектива достигать таких целей, как господство над природой, создание совершенного общества, формирование идеального человека. Движение к ним сопряжено со страданиями и жертвами, но цену оправдывают достигнутые результаты.

Альтернативой прометеевской модели деятельности стала в процессе обсуждения сизифова модель. Она исходит из убеждения в том, что человеческая деятельность неэффективна, между замыслами и последствиями всегда есть разрыв. Человек предпринимает действия, которые — вопреки его ожиданиям — не позволяют выйти за рамки существующего порядка вещей. Успех оказывается преждевременно провозглашенным поражением, усилия людей абсурдны и лишены смысла.

Задание: обсудите предложенные модели и выскажите свое мнение.

Тема. Познание

1. Универсальность научных истин.

Казалось бы, уже полностью и окончательно развенчаны попытки создать «арийскую физику» и «пролетарскую биологию», а кибернетику или генетику считать происками классового врага. Однако и сегодня предпринимаются попытки связать науку с конкретными общественными ценностями.

Проблемную ситуацию создают следующие материалы.

Современный американский философ утверждает, что не существует универсальных научных методов: «Каждая культура, каждая нация может построить науку, которая подходит к ее собственным нуждам». Иначе говоря, есть столько видов науки, сколько существует обществ.

Поскольку в прошлом, считает философ, многие культуры на протяжении тысяч лет существовали без помощи науки, не следует навязывать им науку за счет их традиций.

Некоторые турецкие философы выдвигают сегодня задачу создать науку, основанную на исламских ценностях.

При этом наука и ее достижения связываются только с западной цивилизацией, а распространение научных заданий — с попытками Запада подчинить своему влиянию весь остальной мир.

Вопросы и задания для обсуждения:

Соотнесите эти утверждения с такой важнейшей чертой научного познания, как объективность открываемых истин. Сделайте необходимые выводы.

Вспомните,   чем   закончились   предпринимавшиеся ранее попытки подчинить науку идеологическим ценностям.

Чем, на ваш взгляд, можно объяснить возрождение подобных усилий?

2. Проблема научности обществознания.

И сегодня бытует мнение, что общественные науки по сравнению с естествознанием являются науками второго сорта. Живучести этого убеждения немало поспособствовало и само обществознание, которое долгие годы было неразрывно связано с политикой и идеологией. Вместе с тем от точности и объективности представлений об обществе зависит эффективность попыток усовершенствовать различные стороны общественной жизни.

Проблемную ситуацию создает следующая информация.

К основным чертам научного познания, отличающим его от обыденного познания, современные исследователи относят:

строгость и объективность открываемых истин, т. е. их независимость от познающего субъекта;

систематичность, логическую выводимость одних положений из других;

строгие требования к методам, способам и приемам получения нового знания;

наличие специального языка с четкой фиксацией смысла и значения понятий.

Одни ученые утверждают, что эти черты в равной мере присущи естественным, математическим общественным наукам. Другие эту точку зрения отвергают, противопоставляя общественные науки естественно-математическим.

Задание: сформулируйте свою позицию и обоснуйте ее.

Анализ текстов.

Анализ текста включает:

- прием информации — восприятие печатного текста, его распознание на уровне смысловых единиц, установление смысловой и логической связи между ними;

- осмысление прочитанного, которое тесно связано с усвоенной базовой учебной информацией. На осмысление безусловное влияние оказывают уровень специальных заданий, общей культуры, речевого развития;

- свертывание текста— такое преобразование текста, при котором он замещается более кратким по объему изложением. В свернутом тексте не допускается смыслового искажения, утраты значимых положений. Объект не описывается, а лишь указывается;

- переформулирование (трансформация) — обработка информации с целью подготовки ее к последующей фиксации. Результатом переработки информации становится уменьшение ее объема за счет исключения повторов, подроностей или путем обобщения целого ряда однородных компонентов. Новая информация (определения, правила, формулировки закономерностей и т. п.), как правило, нуждается в дословном или почти дословном воспроизведении. Другие типы новой информации переформулируются с сохранением смысла исходного текста.

Вопросы и задания к текстам для анализа, предлагают проверку умений:

— распознавать   в   тексте   термины   и   понятия, включенные в обязательный минимум или иные объекты усвоения;

— объяснять используемые в тексте научные термины, связанные с изученным материалом, или находить эти объяснения в оригинальном тексте;

— описывать с опорой на используемый текст изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью имеющихся в тексте или собственных аргументов, конкретных примеров;

 - характеризовать  изучаемый  объект,   выделяя ведущие признаки, их соотношение, связи, зависимости, представленные в тексте;

-  выделять в тексте содержащиеся в нем оценочные суждения, отражающие позицию автора текста;

 - выделять главную мысль текста;

 - самостоятельно формулировать основные положения анализируемого фрагмента с опорой на текст оригинала;

-  сравнивать   несколько   социальных   объектов, предъявленных в анализируемом объекте или на основе нескольких источников;

 - делать выводы по изученному тексту и аргументировать их;

-  сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной - позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

- составлять справочный аппарат к анализируемому фрагменту (объяснять термины, указывать на связь между основными понятиями и т. п.);

- преобразовывать текстовую информацию в условно-графическую (составлять на основе анализируемого текста схемы, таблицы, символические рисунки и т.п.).  

Реферат

Реферирование - один из видов речевой деятельности, занимающий промежуточное положение между продуктивными и репродуктивными видами речевой деятельности. Референт оперирует не своими идеями, а идеями автора первоисточника, в тексте которого эти идеи материализованы. В тоже время эти идеи, преломляясь через субъективные идеи самого референта, вновь материализуются, приобретая форму реферата.

Как вид речевой деятельности реферат характеризуется всеми существенными признаками деятельности и включает:

- этап ориентации (осмысление объекта реферирования, осмысление структурно-композиционной и смысловой структуры первоисточника, определение цели реферирования, соотнесение полученных при чтении первоисточника сведений со знаниями референта);

- этап планирования (составление программы высказывания);

- этап реализации (перевод внутренней речи во внешнюю, переформулирование и представление информации в более емкой форме с учетом семантических, структурно-композиционных, языковых особенностей текста, реферата, его функционального назначения);

- этап контроля (соотнесение результата с первоначальным замыслом, совершенствование текста реферата).

В энциклопедиях и справочниках слово «реферат» (от лат. refere - докладываю, сообщаю) определяется как краткое изложение в письменной или устной форме содержания книги, статьи или научной работы. Это вторичный текст, по своему смыслу соответствующий первоисточнику, ограниченный меньшим объемом и вместе с тем максимально излагающий содержание исходного текста. Реферат должен дать представление о характере освещаемой работы или проблемы, методике проведения исследования, его результатах.

В реферате выделяют:

- собственно реферативную часть, включающую основную информацию первоисточника. Наличие именно этой части и делает реферат самостоятельным, особым видом текста со своим целевым назначением;

- справочный аппарат.

Различают несколько видов рефератов:

В зависимости от количества реферируемых источников выделяют монографические (результат переработки одного источника) и обзорные (написанные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).

По виду представленной информации и способу ее изложения рефераты делятся на информативные (более полно излагающие информацию источников, не только указывающие на какой-то факт, явление, проблему, но и разбирающие пути ее решения) и индикативные (указывающие на основные аспекты содержания исходного текста, но не передающие его подробно). Целевое назначение информативного реферата - заменить собой первоисточник, индикативного - помочь ответить на вопрос: следует ли обращаться к первоисточнику, есть ли там необходимая информация?

Рефератом также называют доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие в себя критический обзор литературы и других источников. Именно это значение обычно подразумевается, когда идет речь об итоговом представлении результатов обучения по курсу.

В устном представлении реферата предполагается - обоснование актуальности избранной темы;

- анализ реальной ситуации, выделение противоречия, требующего разрешения в процессе выполнения работы;

- цель работы;

- определение гипотезы;                                                 - исследовательские задачи.

Темы рефератов

Раздел. Человек.

1. Человек в древнейших философских системах.

2. Эпоха Возрождения: становление идеи гуманизма.

3. Кризисы переходного возраста.

4. Социализация и ее агенты.

5. Ближайшее окружение подростка: вхождение в мир взрослых.

6. Социальные институты вторичной социализации.

Тема. Познание.

1. Роль знаний в информационном обществе.

2. Чувственное и рациональное в познавательной деятельности человека.

3. Проблема истинности знания и его критериев: истории философской мысли.

4. Научные знания: признаки, способы познания, значение в жизни человека и общества.

5. Роль эксперимента в научном познании (на примере любой области естествознания).

6. Естественные науки и общественные науки: общее и различия.

7. Объективное и субъективное в социальном познании.

8. Паранаука как явление социальной жизни.

Эссе.

Требования к эссе.

Эссе (от франц. essai) - жанр критики, публицистики и др., прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.

Цель эссе по обществознанию - выявить умение  обучающихся самостоятельно в письменной форме целостно высказывать мнение, основанное на тех или иных источниках или научной литературе, по определенному законченному вопросу (теме).

Обучающийся должен показать:

- адекватное программе знание раздела или темы, на которой основан вопрос (тема эссе);

- умение использовать необходимую и достаточную аргументацию, не выходя за рамки поставленного вопроса;

- понимание требований и объема вопроса (умение, держась в рамках вопроса, раскрыть его сущность);

- навыки письменной презентации материала (владение стилистикой научной речи, обществоведческой терминологией);

- навыки организации материала (умение построить план ответа, изложить факты в повествовательной форме, приводить связные и убедительные аргументы, анализировать, обобщать, обсуждать и объяснять, сравнивать и противопоставлять, критически оценивать различные факты и свидетельства).

Объем эссе, как правило, не превышает 3-5 страниц. Время выполнения работы ограничивается 90 минутами.

Темы эссе.

Раздел. Человек.

1. «Без многого может человек обойтись, только не без человека» (Л. Берне).

2. «Человек - индивидуальное животное, способности которого ограничены, желания же безграничны (У. Газлит).

3. «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть (К. Гельвеций).

4. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся ее»                    (Б. Шоу).

5. «Свобода есть право делать все, что дозволено законами» (Ш. Монтескье).

6. «Деятельность - единственный путь к знанию» (Б. Шоу).

Тема. Познание.

1. «Всякое знание исходит из науки и опыта» (Ш. Сент - Бев).

2. «Даже простой летописец и тот пристрастен» (Н. В. Гете): к вопросу об особенностях социального познания.

3. «Не сердце, а разум - судья истины» (А. Герцен).

4. «Нужно уметь отличать себя одного от себя другого» (М. Монтень): проблема многоликости образа - Я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технические средства обучения в начальной школе. Ответы на вопросы.

Информация для студента педагогического колледжа....

Итоговая аттестация по МДК 02.01 "Техническое обслуживание котлов" в виде теста из 25 вопросов с ответами

Профессия «Оператор котельной»  МДК 02.01 Техническое обслуживание котлов.Итоговая аттестация по МДК  02.01 содержит 25 вопросов (многие с иллюстрациями), ответы на них, количест...

Итоговая аттестация по МДК 01.01 "Подготовка металла к сварке в виде теста из 25 вопросов с ответами

Итоговая аттестация по МДК 01.01 "Подготовка металла к сварке" в виде теста из 25 вопросов с ответами...

Итоговая аттестация по МДК 02.01 "Оборудование, техника и технология электросварки" в виде теста из 25 вопросов с ответами

Итоговая аттестация по МДК 02.01 "Оборудование , техника и технология электросварки" в виде теста из 25 вопросов с ответами...

Итоговая аттестация по МДК 02.02 "Технология газовой сварки" в виде теста из 25 вопросов с ответами

Итоговая аттестация по МДК 02.02 "Технология газовой сварки" в виде теста из 25 вопросов с ответами...

Задание 14 22.12.2021 Чтение чертежей ,условные обозначения ,записать основы в конспект .Внимание 24 числа контроль пройденного по форме вопрос ответ ,присылать ответы и фото конспектов нужно будет мне на почту ,ответ без фотографии конспекта Незачет!

, Чертеж это полноценный документ ,выдаваемый на одну конкретную деталь или целую металлоконструкцию. Он содержит всю информацию, которая может понадобиться сварщику. Профессиональное чтение сварочных...

Ответы на вопросы по видеолекции по истории

Ответы на вопросы по видеолекции Шубина "Российская федерация в 1994-2000 годы"1. Из каких основных социальных слоев происходили новые российские капиталисты? 2. Что общего и различного было...