Технические средства обучения в начальной школе. Ответы на вопросы.
материал по теме

Светлана Тиде

Информация для студента педагогического колледжа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tso_otvety_na_voprosy.docx46.65 КБ

Предварительный просмотр:

1.Информация — это новые сведения, которые могут быть использованы человеком для совершенствования его деятельности и пополнения знаний.
Информация — сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-нибудь иным способом.
Виды информации:
1. Графическая или изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;
2. Звуковая – мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретение звукозаписывающих устройств в 1877 г. ее разновидностью является музыкальная информация — для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;
3. Текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;
4. Числовая
 — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;
5. Видеоинформация — способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

2. Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

3. Технология  — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности
Информационная технология – это совокупность методов и средств, для сбора, передачи, обработки, хранения и выдачи информации, выполняемых в определенной последовательности с мощью средств компьютеризации или без таковых.
Информационная технология — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

4.

5. Обучающие компьютерные игры - это компьютерные программы, служащие для организации игрового процесса, основной целью которого является усвоение ребенком конкретного образовательного материала.
игры, направленные на освоение компьютера. Например, начальные представления о языке программирования ребенок может усвоить играя в «ЛогоЧерепашки».
· математические игры. Это различные игры с числами от простого узнавания цифр или определения количества предметов до выполнения математических действий; игры на формирование начальных математических представлений (понятия больше-меньше-равно, геометрические фигуры и т.д.).
· игры на освоение элементарных структур русского языка. Сюда можно отнести игры на запоминание букв, фонематические упражнения, игры на изучение структуры слова, тренажеры для обучения чтению, различные прописи-раскраски (особенно широко представленные программы для планшетного компьютера).
· игры для изучения иностранных языков.
· игры на изучение окружающего мира. Это дидактические игры на запоминание цветов, животных и их детенышей, игры из серии «кто что ест» и «кто где живет», знакомство с днями недели, временами года, временем суток, с категориями транспорт, профессии, фрукты, овощи, целое и его части.

6. ТСО делятся на три группы:
- Информационные
- Контролирующие
- Обучающие
       К информационным относятся аудиовизуальные (учебное кино и телевидение, статическая проекция). С помощью этих средств ученикам предоставляется учебная информация, реализуется принцип наглядности.
       Контролирующие технические средства предназначены для определения уровня и качества усвоения учебного материала.
       Обучающие технические средства предназначены для индивидуального процесса обучения. Дидактические возможности учащих машин определяются мерой совершенства заложенных у них учащих программ.
По способам воздействия на учащихся ТСО делятся на три группы: визуальные (зрительные), аудиальные (звуковые), аудиовизуальные (звукозорови).
Визуальные ТСО - это средства, в которых носителями информации являются диафильмы, диапозитивы, епипосибникы и транспаранты, которые подаются ученикам с помощью диапроекторов, епипроекторив и графопроекторов (кодоскоп).
Аудиальные (звуковые) ТСО - это средства, которые передают информацию, рассчитанную на восприятие органами слуха Носителями звуковой информации является грампластинка, магнитная лента аппаратура, с помощью которой сегодня записывается и воспроизводится звуковая информация, являются: проигрыватели, электрофоны, магнитофоны, радиоприемники.
Аудиовизуальные ТСО: учебное кино, телевидения, видео.

7. По объектам информационного взаимодействия:
Человек — человек
Человек — автомат.
Автомат — автомат.
Обмен сигналами в животном и растительном мире.
Передача признаков от клетки к клетке
Передача признаков от организма к организму.
По способу восприятия:
Визуальная — воспринимаемая органами зрения
Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
По форме представления:
Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.
Звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.
Видеоинформация — передаваемая в виде видеозаписи.
По назначению:
Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
По значению:
Актуальная — информация, ценная в данный момент времени.
Достоверная — информация, полученная без искажений.
Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.
По истинности:
истинная
ложная.
С точки зрения информатики, наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.
Объективность информации. Объективный — существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация — это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения.
Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22°С» — объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения. Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании человека, информация может искажаться (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта, и, таким образом, перестать быть объективной.
Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;
искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации.
Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
Актуальность информации — важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.
Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

8. Аудиовизуальная культура (медиакультура)
Медиакультура - особый тип культуры информационного общества, это часть общей культуры: мира книг, газет и журналов, кинематографа, радио- и телевещания, Интернет-ресурсов, CD-ROMов, DVD... Всего того, что связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует, оказывает воздействие на оценки, мнения и поведение людей.

9. Коммуникативная, функция передачи информации.
Управленческая, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения (отбор, систематизация, упорядочивание информации), получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.
Кумулятивная, т. е. хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации. Это осуществляется через комплектование и создание фоно- и видеотек, накопление, сохранение и передачу информации с помощью современных информационных технологий.
Научно-исследовательская функция, связана с преобразованием получаемой с помощью ТСО информации учащимися с исследовательской целью и с поиском вариантов использования технических средств обучения и воспитания педагогом, моделированием содержания и форм подачи информации.

10. В учебном процессе ТСО классифицируются по каналу поступления информации:
зрительные, слуховые, зрительно-слуховые.
Учебные материалы, демонстрируемые с помощью технических средств, можно разделить на три группы:
1) фотограммы (диафильмы, слайды, неозвученные фильмы), демонстрируются с помощью проекционной аппаратуры и направляют изучаемый материал только по визуальному каналу сенсорной системы учащихся; 2) фонограммы, предъявляются с помощью звукотехнической аппаратуры и направляют учебную речевую информацию только по слуховому каналу сенсорной системы учащегося;
3) видеофонограммы или учебные фильмы всех типов демонстрируются с помощью звукотехнических устройств и синхронно направляют как языковую, так и экстралингвистическую информацию по аудитивному и визуальному каналам сенсорной системы учащихся.
Классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Перечислим их основные классификации:
1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач);
2) по принципу устройства и работы;
3) по роду обучения;
4) по логике работы;
5) по характеру воздействия на органы чувств;
6) по характеру предъявления информации.
По принципу устройства и работы компьютерной техники выделяют механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные ТСО

11.

12. Сертификация знаний. В режиме дистанционного обучения сертификация знаний проводится с помощью отправки учащемуся контрольных тестов и измерительных материалов в электронном виде. Раньше проблемой было установить достоверность того, что задание выполнено самим учеником, без помощи других людей. Теперь эта проблема решена с помощью новых средств связи (типа Skype – программы интернет-телефонии с возможностями видеозвонков и видеоконференций). Благодаря им контроль знаний можно проводить в режиме реального времени, в том числе – в процессе общения преподавателя с обучающимся «с глазу на глаз».
Организация обратной связи с учащимся. Эта задача важна для своевременной корректировки преподавателем учебного процесса.
Управление учебным процессом – это одна из самых сложных задач дистанционного обучения. Она включает в себя синхронизацию всей учебной деятельности, набор групп учеников, дозирование нагрузки между педагогами, выдачу различных сертификатов и другую организационную деятельность. Эта задача выполнима при помощи современных технологий.

13. Технические средства обучения желательно применять через 5-10 мин после начала урока.
Важное значение имеет и дозировка уроков с применением ТСО. В течение недели количество таких уроков для учащихся младших классов не должно превышать 3-4, старших классов - 4-6. Обязательным минимумом в течение учебного года для всех учащихся можно считать 136 ч, а максимумом (для профильных школ, оснащенных современной техникой) - 442 ч.
Затемнение окон шторами способствует повышению температуры воздуха и увеличению его влажности, возрастает концентрация углекислого газа, поэтому необходимо соблюдать воздушный режим в помещениях, обеспечивать эффективное проветривание перед началом занятия и после его окончания.
При использовании звуковых средств обучения - радио- и звукозаписей - нарушение санитарно-гигиенических норм также может привести к значительному переутомлению учащихся. Длительность применения звукозаписи для учащихся-младших классов допустима в пределах 12-15 мин. Если при этом используется музыка, это время увеличивается до 20 мин. Для учащихся среднего и старшего возраста норма составляет 25-30 мин.
При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть, чтобы уроки с использованием экрана не шли один за другим или вслед за занятиями с применением ТСО не ставились уроки изобразительного искусства, черчения, труда, т. е. тех дисциплин, которые связаны со значительным зрительным напряжением, потому что у учащихся после уроков с применением экранных пособий значительно снижаются работоспособность, учебная активность.
Работать только на исправных ТСО.
Замену деталей электроаппаратуры и ее ремонт проводить при выключенных источниках питания.
При замене проекционной лампы аппарат следует отключить от сети и подождать, пока лампа остынет.
Шнур удлинителя уложите вдоль стены или  прикрепите к плинтусу, корпус поставьте так, чтобы он не  касался  мебели и хорошо проветривался.

14. Рабочее место - это зона пространства, оснащена необходимым оборудованием, где происходит трудовая деятельность одного работника или группы работников.
Рациональная планировка рабочего места должна обеспечивать: наилучшее размещение орудий и предметов труда, не допускать общего дискомфорта, уменьшать утомляемость работника, повышать его продуктивность труда Площадь рабочего места должна быть такой, Чтобы работник не делал лишних движений и не чувствовал неудобства во время работы.
Проведенные исследования показывают, что при рациональной организации рабочих мест производительность труда растет знать на 15-25%.
- на рабочем месте не должно быть ничего лишнего Все Необходимые для работы предметы Должны быть рядом с работником, но не мешать ему;
- те предметы, которыми пользуются чаще, располагаются ближе, чем предметы, которыми пользуются реже;
- предметы, Которые берут левой рукой, Должны быть слева, а то предметы, Которые берут правой рукой - справа;
- если используют обе руки, то местоположение приспособлений выбирается с учетом удобства захвата его двумя руками;
- рабочее место не должно быть загроможден;
- организация рабочего места должна обеспечивать Необходимую обзорность
Статические напряжения работника в процессе труда связаны с поддержания в неподвижно состоянии предметов и орудий труда, а также поддержание рабочей позы

15. 1. Подготовительный этап. Учитель определяет факт необходимости применения Интернет-технологий на уроке определенного типа. На подготовительном этапе учитель должен, прежде всего, познакомиться с теоретическими аспектами использования Интернет-технологий, а также с опытом проведения уроков с применением Интернет-технологий своих коллег в школе, районе, регионе. На этом этапе педагог должен оценить ситуацию по применению Интернет-технологий: Насколько эффективно применение Интернет-технологий? Как повлияет применение Интернет-технологий на качество обучения? Как повлияет применение Интернет-технологий на социальное развитие учащихся? и т.д.
2. Анализ и оценка. Постановка цели урока, определение задач учебной дисциплины, предусмотреть развитие личностных и социальных качеств учащихся, формирование информационной культуры субъектов обучения в условиях информационного общества.
Анализ ситуации предполагает знакомство преподавателя с Интернет-технологиями, возможности практического использования их на этапах подготовки и проведения уроков. При выборе Интернет-технологий важно учитывать возраст учащихся.
3. Выбор Интернет-технологий для урока. Педагог, учитывая анализ ситуации, должен принять самостоятельное решение о том, какая из Интернет-технологий будет им использована на уроке. Рекомендуем не забывать о следующих позициях:
∙​ какие цели должны быть достигнуты на уроке с применением Интернет-технологий;
∙​ какие знания учащихся по другим школьным дисциплинам будут опорой на данном уроке;
∙​ какие социальные задачи будут решены в процессе урока.
4. Проектирование урока. С учетом поставленных учебно-воспитательных целей и задач, а также прогнозируемого результата учитель готовит проект (подробный план и конспект) уроков по преподаваемой дисциплине.
Прежде всего, он перерабатывает учебно-методический материал по учебным темам, пошагово представляет ход урока.
5. Реализация проекта урока. Перед началом урока, в процессе и после урока учитель должен помнить о поставленных целях и задачах урока. Реализация проекта урока предполагает следующие действия учителя:
подготовить и проверить доступность методических рекомендаций и инструкций по использованию того или иного программного продукта;
∙​ устранить барьеры, препятствующие оперативному доступу к необходимым ресурсам;
∙​ провести постоянно-действующие предметные семинары (в том числе виртуальные), Интернет-конференции по актуальным проблемам, тематические ЧАТы и форумы для организации анализа проблем и достижений участников учебного процесса.
Информационная безопасность – это один из приоритетных вопросов, который должен быть решен на этапе проведения урока. Проблемы информационной безопасности на уроках с применением Интернет-технологий должны быть обязательно рассмотрены с участниками учебного процесса.
6. Мониторинг качества урока. Мониторинг качества урока с применением Интернет-технологий предполагает анализ соответствия поставленных целей с реально достигнутыми, а также уровень решения поставленных учебных ситуаций и реально осуществимых в ходе урока. Все дело в том, что не единичными являются случаи даже у квалифицированных учителей, когда фактический ход урока не совпал с проектируемым. Мониторинг призван показать уровень соответствия проекта урока и реально проведенного, выявить причины расхождения, принять оптимальное управленческое решение о корректировке проекта урока, если реально проведенный урок получил позитивную оценку, или выявить проблемы, которые не позволили реализовать проект урока.
7. Оценка результатов. Главное назначение данного объекта модели урока –дать объективную оценку эффекта использования выбранных Интернет-технологий на каждом из этапов урока.
Какими критериями необходимо пользоваться?
∙​ Как правило, большая часть учителей использует неформальный метод оценки - собственное ощущение от общения с учениками во время урока и после урока, а также заметный стимул или спад интереса к изучению предмета
∙​ Можно провести анализ рефлексивных высказываний учащихся после урока или в процессе урока в форуме, чате, блогах или других средах
∙​ Наиболее корректным считается применение формализованного экспериментального метода и суждение на основании активности учащихся на уроках, анализа полученных оценок в экспериментальной группе и в обычной учебной группе

16. Немецкий ученый Х.Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения:
1) опасность подавления межличностного общения, так как в связи с общением с компьютером понижается количество и качество личных контактов, что может нанести вред и эмоциональному воспитанию;
2) опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;
3) ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая дигитализация – приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры;
4) отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;
5) пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;

17.

18. Для успешного психолого-педагогического воздействия важно, чтобы в процессе восприятия учащихся участвовало как можно больше видов восприятия. На первом месте по значимости и эффективности в условиях применения ТСО находятся комбинированные зрительно-слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные и, наконец, слуховые. Таким образом, одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы (или их синтетическое воздействие) обладает особой силой, особой эмоциональностью и яркостью. Поэтому организм обучаемого, воспринимающего информацию с помощью ТСО, находится под воздействием мощного потока информации, создающей сначала эмоциональную основу, а затем на ее базе от чувственного образа учащемуся легче переходить к интеллектуальному осмыслению, к  логическому мышлению, к абстрагированию.

19. Использование ТСО будет эффективным и продуктивным, если содержательный материал, передаваемый с помощью ТСО, будет отвечать следующим дидактическим принципам:
Принцип доступности — обычно понимаемый смысл этого принципа заключается в том, что на каждом этапе обучения, воспитания, развития следует предлагать ученику такую информацию через ТСО, которую он сможет тут же понять.
Принцип научности означает, что учащимся предлагаются для усвоения прочно установленные в науке положения, учебная информация, шедевры культуры и искусства.
Принцип наглядности или «золотое правило дидактики». Классическая дидактика установила принцип наглядности исходя из того очевидного факта, что успешным оказывается такое обучение, которое начинается с рассмотрения явлений, вещей, предметов, процессов и событий окружающей действительности.
Сознательность и творческая активность. Принцип заключается в задаче обеспечить оптимально благоприятное соотношение педагогического руководства и сознательного творчества учащихся.
Принцип систематичности, означающий, что в обучении все должно быть взаимосвязанным и  целесообразным.
Принцип связи обучения с жизнью и практикой. Практика является основой познания, поэтому принцип связи обучения с жизнью и практикой является необходимым.
Принцип прочности усвоения знаний и развития познавательных сил учащихся. Принцип прочности усвоения знаний и развития познавательных сил учащихся означает способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное через ТСО и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности.
Принцип положительного эмоционально фона обучения.
Принцип воспитывающего обучения означает, что обучение должно давать не только знания, развивать интеллектуально-эмоциональную сферу ребенка, но и формировать в целом личность: воспитывая, мы, обучаем, а, обучая – воспитываем.
Принцип проблемности. Данный принцип означает, что развитие индивидуальности школьника зависит от характера его деятельности.
Принцип мотивации соответствует законам единства познания и оценочной деятельности (единство знания и отношения), активности субъекта в процессе отражения и изменения им объекта.

20.

21. Термин «интерактивность» происходит от английского слова «interaction», которое в переводе с английского означает «взаимодействие».В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой приставка «интер» трактуется как «образующая существительные и прилагательные с теми же значениями, что меж или между».Слову «активность» в словаре дается объяснение через сушествительные «деятельность, энергичность». Таким образом, можно сделать вывод, что интерактивность означает взаимодействие, общение, диалог, наличие обратной связи и т.д. Следовательно, будем рассматривать интерактивность как способ самовыражения или возможность общаться с другими участниками диалога, высказывать свое мнение. Наряду с понятием «интерактивность» сейчас широко употребляются понятия «интерактивное обучение», «интерактивная среда», «интерактивное общение» и т.д.
Один из исследователей интерактивных технологий обучения В.С.Дьяченко считает, что интерактивное обучение – это «способ познания, основанный на диалоге между всеми участниками образовательного процесса»
По мнению М.С. Помеловой, интерактивное обучение – это «прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется освоение опыта обучаемого на базе взаимодействия с чем-либо (компьютером) или кем-либо (человеком)».
Г.М. Коджаспирова считает, что «интерактивная среда – это среда, в которой происходит интерактивное общение», а «интерактивное общение – это взаимодействие, т.е. организация совместной деятельности людей».
Следовательно, мы приходим к выводу, что главной особенностью информационного этапа развития средств обучения, является интерактивность, которая обеспечивается благодаря использованию интерактивных средств обучения. Важно, что такая среда предоставляет возможность обучаться в диалоговом режиме, т.е. обеспечивает обратную связь.
Итак, интерактивность – это свойство, которое отличает информационный этап от всех предыдущих этапов развития средств обучения. На информационном этапе развития средств обучения образовательная среда становится интерактивной, обеспечивая, таким образом, взаимодействие всех участников образовательного процесса.

22. Компьютерная грамотность — владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества. Позволяет широко использовать компьютер в качестве средства познавательной деятельности, расширяет возможности хранения и предъявления информации, усиливает мотивацию учения, позволяет осуществлять систематический самоконтроль и рефлексию деятельности, выполняет психотерапевтические функции, повышает самочувствие и самоутверждение. Рассматривается сейчас, как умение, такое же необходимое, как умение читать и писать.

23. Компьютер в сфере образования выступает в разных функциях:
а) как предмет изучения;
б) как средство в учебно-воспитательном процессе;
в) как компонент системы педагогического управления;
г) как компонент управления образовательными учреждениями;
д) как средство научно-педагогической деятельности.
Классификация видов их применения:
1. Учебное - использование компьютера как средства обучения на материале конкретного учебного предмета с применением педагогических программных средств специального назначения.
2. Орудийное - компьютерная поддержка универсальных видов деятельности: письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникации и др.
3. Профессиональное и профориентационное - применение компьютеров для углубленного изучения информатики и профессиональной ориентации в разного рода профессиях. Профориентационное применение компьютеров в учебном процессе предполагает использование программных средств для решения прикладных задач из соответствующей предметной области.
4. Дефектологическое - компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и недостатками развития.
5. Досуговое - все виды использования компьютера, связанные с личными интересами (увлечения и развлечения, ведение личного архива и т. п.). Досуговое использование компьютеров охватывает разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы учащихся: проведение самостоятельной исследовательской работы, ведение личного архива, компьютерные игры и т. п.
6. Учительское - применение компьютера в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно-методической и организационно-методической деятельности, т. е. использование компьютера для подготовки необходимых учебных материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные работы и т. д.), для ведения личного архива учителя и т. д.
7. Организационное - использование компьютера для управления школой и другими учебными заведениями, для обеспечения работы учреждений управления народным образованием разного уровня.
8. Педвузовское - все виды применения информационных технологий в педагогических институтах, ориентированные на подготовку учителя, способного работать с ними в образовательных учреждениях

24. В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; - эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:
- повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;
- обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;
- углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

25. Электронная библиотека — это тематически ориентиро­ванная система доступа к удаленным или локальным ресурсам, способная обслуживать электронными ресурсами локальных или удаленных пользователей. Неоспоримым преимуществом электронных библиотек является сокращение времени и дру­гих затрат на поиск необходимой публикации, а также возмож­ность одновременного обслуживания большого количества пользователей.
Электронный учебник, или образовательное электронное издание, — это электронное издание, содержащее система­тизированный материал по соответствующей научно- практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение пользователями знаниями, умениями и на­выками в этой области. В настоящее время они получили широ­кое распространение и доказали свою эффективность в препо­давании некоторых дисциплин, например иностранного языка.
Экспертные обучающие системы реализуются на базе идей технологий искусственного интеллекта. Такие системы моделируют деятельность экспертов при решении достаточ­но сложных задач, т.е. способны приобретать новые знания, обеспечивать ответ на запрос обучаемого и решение задач из определенной предметной области. При этом экспертная сис­тема обеспечивает пояснение стратегии и тактики решения задач в ходе диалоговой поддержки процесса решения.
Образовательные интернет-порталы имеют большое значение для обеспечения единой информационной образова­тельной среды. В настоящее время создается система образо­вательных интернет-порталов, состоящая из взаимосвязанных веб-сайтов, посвященных различным сферам образования. К образовательным порталам предъявляются высокие требова­ния. Они должны постоянно функционировать, эффективно обеспечивать образовательное сообщество качественными об­разовательными ресурсами для соответствующих уровней об­разования, а также быть функционально и информационно свя­занными со всей системой образовательных порталов.

26. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ, комплекс технических средств, предназначенных для передачи информации на расстояние. Информация поступает в самых разнообразных видах: как цифровые сигналы, звуки, печатные слова или изображения. Пересылка выполняется посредством ТЕЛЕГРАФА, ТЕЛЕФОНА и РАДИО, по проводам или РАДИОВОЛНАМИ; иногда эти способы комбинируются. Наиболее известна телекоммуникационная система Интернет.
Компьютерные телекоммуникации - это средства дистанционной передачи информации с одного компьютера на другие.
Существуют локальные и глобальные компьютерные сети.
Локальные компьютерные сети обычно объединяют несколько десятков компьютеров, размещённых в одном помещении или здании (например, в нашем классе). В локальных сетях компьютеры соединяются между собой с помощью проводов (кабелей).
Глобальные компьютерные сети могут объединять тысячи и миллионы компьютеров. Существуют, также, понятия региональные сети (объединяют компьютеры в пределах региона) и корпоративные сети (объединяют организации, заинтересованные в защите информации от несанкционированного доступа). Все эти сети можно отнести к глобальным, так как в них компьютеры соединяются друг с другом не проводами, а с помощью телефонных линий. Для подключения компьютеров к телефонной линии используется специальное устройство - модем.

27. Средства ИКТ:
Обучающие, тренажёры, информационно-поисковые и справочные, демонстрационные, имитационные, лабораторные, моделирующие, расчётные, учебно-игровые.
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением.
В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат, автоматизированные поисковые средства.
Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях

28. Службы сети Internet - это системы, предоставляют услуги пользователям сети. К ним относятся:
- электронная почта (E-mail);
- Internet-пейджеры - бесплатные программы для непосредственного общения в сети. Они могут выполнять функции передачи файлов, электронной почты, голосовых сообщений, новостей и т. п. Лучший и самый распространенный современный Internet-пейджер - ICQ (Аська);
- Телеконференции (форумы) -
 услуга Internet, с помощью которой абонент может покидать свое открытое сообщение в сети. Позже его могут просмотреть заинтересованные пользователи и дать такую же открытую ответ. Фактически телеконференции представляют собой коллективную тематическую электронную почту. ;
- Списки рассылки (mail lists) - услуга, которая заключается в объединении по одному адресу электронной почты адрес многих подписчиков списка рассылки. Если на такую адрес высылается письмо, то его получают все подписчики этого списка. Эта служба не имеет собственного не имеет собственного протокола и работает только через электронную почту;
- WWW - служба прямого доступа, требующий полноценного подключения к Internet и позволяет интерактивно взаимодействовать с представленной на Web-серверах информации. Она базируется на принципе гипертекста и может представлять информацию с применением всех возможных мультимедийных средств: аудио, видео, текст, графика и т.п.;
- FTP - служба прямого доступа к файлам в файловой Internet-архивах, которая требует полноценного подключения к сети;
- IRC (Internet Relay Chat) - система "разговорных комнат", так называемых чатов. Это интерактивная служба, которая дает возможность общения пользователей в режиме реального времени с помощью текстовых сообщений, которые набираются на клавиатуре.
Ресурсы и сервисы сети Интернет (как специально разработанные для нужд системы образования России и зарубежных стран, так и ресурсы и сервисы общего назначения, удовлетворяющие требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению ресурсов образовательного назначения) могут и должны активно внедряться в образовательный процесс. Их грамотное использование развивает творческие способности учащегося, позволит существенно повысить наглядность обучения, предоставить учителям и школьникам большое количество актуальной дополнительной информации, а также обеспечить возможности быстрой коммуникации между участниками образовательного процесса и удобства дистанционного получения образовательных услуг.

29.Учебный телекоммуникационный проект - это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров , организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель – исследование какой-то проблемы, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Любой телекоммуникационный проект проводится в несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются. В настоящее время принято выделять семь основных этапов работы над проектом.
1. Организационный. Он включает представление и поиск партнеров. Как правило, занимает от одной до нескольких недель.
2. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта. Включает определение целей и задач (зачем я затеваю этот проект, что мои ученики узнают и чему на­учатся по завершении работы над этим проектом), обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем проектов (т.е. ка­кие конкретно темы будущих проектов помогут моим ученикам получить определенную информацию, при­обрести необходимые навыки, каков общий план работы над конкретным проектом, обеспечивающий достижение поставленной мною задачи).
3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время. Предполагает работу координатора индивидуально с каждым учителем.
4, Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов. Общий простой план становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их реше­ния, оформления.
5. Работа над проектом.
Тщательно разработанные задания для каждой группы (по 2 — 5 человек) учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами между партнерскими группами разных школ.
6, Подведение итогов, оформление результатов.
На этом этапе группы (в отдельности или совместно с партнерами, по заранее достигнутой договоренности) обобщают результаты своей работы, оформляют их в виде книги, журнала, видеофильма, других продуктов своего творческого исследовательского труда.
7. Презентация проекта.
Готовый и оформленный проект должен пройти заключительный этап презентации в классе, телеконференции в Интернет, на школьной конференции, как решат участники проекта. Конечно, речь идет о более или менее крупных проектах или даже программах, которые выполняются не на одном - двух уроках, а занимают достаточно продолжительный отрезок времени.

30. Мультимедиа — совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.
К средствам мультимедиа относятся устройства речевого ввода и вывода информации; широко распространенные уже сейчас сканеры (поскольку они позволяют автоматически вводить в компьютер печатные тексты и рисунки); высококачественные видео- (video-) и звуковые- (sound-) платы, платы видеозахвата (video grabber), снимающие изображение с видеомагнитофона или с видеокамеры и вводящие его в ПК; высококачественные акустические и видеовоспроизводящие системы с усилителями, звуковыми колонками, большими видеоэкранами.

31. УСТРОЙСТВА ВВОДА ДАННЫХ
Клавиатура (keyboard) – традиционное устройство ввода данных в компьютер. Клавиатурами оснащены как персональные компьютеры, так и терминалы мэйнфреймов. Клавиатура современного компьютера содержит обычно 101 или 102 клавиши
Компьютерная мышь - подключается к компьютеру с помощью кабеля. Пользоваться мышью легко – вы передвигаете ее по столу, а на экране компьютера синхронно перемещается курсор. Чтобы активизировать некоторую опцию, нужно щелкнуть левой (left) клавишей мыши. С помощью мыши можно также "рисовать" на экране картинки.
Сенсорные экраны (touch screens) предназначены для тех, кто не может пользоваться обычной клавиатурой. Пользователь может ввести символ или команду прикосновением пальца к определенной области экрана.
Устройства автоматизированного ввода информации - устройства этого типа считывают информацию с носителя, где она уже имеется. Примерами таких систем могут служить кассовые терминалы, сканеры штрих-кодов и другие системы оптического распознавания символов (Системы распознавания магнитных знаков, Системы оптического распознавания символов, Сканеры, Системы распознавания речи, Сенсорные датчики, Устройства видеозахвата)
УСТРОЙСТВА ВЫВОДА ИНФОРМАЦИИ
Основные устройства вывода информации – мониторы и принтеры.

32. Принцип оптимального структурирования и распределения учебного материала требует отбора основной, базовой информации из различных источников, не допуская дублирования и перенасыщенности.
Принцип мультимедийного предъявления учебного материала предполагает собой комплексное восприятие различных современных видов информации при предъявлении учебного материала. Такое расширенное воздействие с учетом психофизиологических и личностных особенностей разных типов обучаемых позволяет повысить эффективность усвоения учебной информации, одновременно воздействуя на различные органы чувств, обеспечивая максимальную наглядность обучения. Благодаря этому формируется наиболее полный образ учебных знаний, более глубоко и всестороннее рассмотреть изучаемые предметы и явления.
Принцип интерактивности на основе технологий гипермедиа позволяет активизировать познавательный интерес, обеспечить гибкость подачи учебной информации, максимально эффективно использовать учебные разработки в конкретных условиях их применения. Мультимедиа обеспечивают высокий эмоциональный уровень восприятия информации, при котором обучаемый не просто пассивно воспринимает информацию, но проявляет к ней интерес и активное внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе

Методические рекомендации по организации обучения английскому языку в начальной школе...

«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ».

В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно...

Анализ литературных источников по проблеме оценивания результатов обучения в начальной школе

В статье представлен анализ литературных источников по вопросам организации и осуществления контрольно-оценочной деятельности в начальной школе....

ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ЧООДУ (ЧАШ-ООЛ) ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА (Уфа)

УДК 373.31    ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО.   ЧООДУ (ЧАШ...

Где найти сайты с дополнительными материалами к обучению в начальной школе по математике

Вот несколько ссылок, которыми я пользуюсь лично1 КЛАССМоро, Волкова, Степанова учебникИздательство: Просвещение 2016-2020Серия: Школа РоссииТип книги: УчебникАвторы: Моро М.И., Во...

Комплект цифровых образовательных ресурсов по применению интерактивных форм обучения в начальной школе

Комплект цифровых образовательных ресурсов по применению интерактивных форм обучения в начальной школе предназначен для учителей начальной школы для подготовки к урокам и их проведению их или для допо...

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе

Современное общество нуждается в высокообразованных, способных к непрерывному творческому саморазвитию гражданах. В связи с этим возрастает значение фундаментального образования, которое невозможно по...