Анализ литературных источников по проблеме оценивания результатов обучения в начальной школе
статья на тему

Шабля Иван Николаевич

В статье представлен анализ литературных источников по вопросам организации и осуществления контрольно-оценочной деятельности в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pn-35_sektsiya_2_shablya_i.n.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

  АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ     

И.Н. Шабля

Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики, г.Уссурийск

Аннотация: в статье представлен анализ имеющейся научной и методической литературы посвященной осуществлению контроля и оценки результатов обучения в начальной школе.  

Ключевые слова: контроль и оценка результатов; система оценивания;  предметные результаты; метапредметные результаты.

Оценивание результатов обучения школьников по-прежнему продолжает оставаться одной из проблем современной школы. Связано это с тем, что до сегодняшнего дня окончательно не разрешены многие вопросы организации и осуществления контроля, например: необъективность оценивания знаний, отсутствие четких критериев, узость шкалы оценивания, субъективизм. Все эти вопросы начинают звучать только острее при переходе системы образования на новые образовательные Стандарты.    

Новые образовательные Стандарты (в частности Стандарт начального общего образования) [38] требует от педагога четкого понимания того, каким образом осуществлять контроль и оценку результатов обучения; какие предметные и метапредметные результаты должны быть достигнуты в ходе осуществления учебно-воспитательного процесса. Это, в свою очередь, предполагает умение педагога оценить достижение ученика не по совокупности имеющихся знаний, умений и навыков, а по готовности их применять и использоват для решения поставленных задач. Контроль за учебной деятельностью учащихся, как указывается в учебном пособии И.П. Подласого [32, с. 396], осуществляется для своевременной ее коррекции с целью достижения наибольшей эффективности. К традиционным методам, формам и видам оценки, используемым в настоящее время в общеобразовательных школах, И.П. Подласый относит следующие: опрос на уроке, письменная контрольная (самостоятельная) работа, диктант, сочинение, практическая или лабораторная работа, устный зачет, экзамен. Все они находят свое примение в образовательной практике и используются педагогами начальной школы с учетом специфики преподаваемых ими дисциплин.

Проведенный опрос педагогов Приморского края показал, что учителя используют те способы оценивая результатов обучения, которые характерны для традиционного подхода. Вместе с тем, отмечена положительная тенденция на ориентацию в оценивании на показатели, значимые в рамках нового образовательного Стандарта (готовность применять имеющиеся знания). Это говорит о постепенной перестройке работы педагогов в соответствии с меняющимися требованиями.  Более подробные результаты проведенного исследования представлены в ранее опубликованной нами работе [39].

Вместе с тем, существует противоречие, связанное в первую очередь с тем, что принятая и используемая педагогами шкала оценивания дает только общее представление об уровне знаний ребенка. Выставленный ученику балл, т.е. отметка, не дает сведений о развитии ученика в рамках того или иного учебного предмета. Также, ориентируясь на него, трудно оценить качество учебного процесса, поскольку процедуры измерения и оценки требуют доработки системы показателей и критериев, шкал и новых единиц измерения.

Указанные противоречия позволяют задуматься о выстраивании системы оценивания в изменяющихся условиях. Ведь неслучайно сегодня имеется большой массив учебно-методической, научной и нормативной литературы, в которой рассматриваются различные вопросы контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся. Однако необходимо помнить о том, что многие принципы, идеи и подходы, которые положены в основу оценивания результатов обучения в начальной школе сегодня, начали разрабатываться еще в 80-е годы XX в. трудами отечественных педагогов. К ним можно отнести работы Ш.А. Амонашвили (идея безотметочного обучения) [1; 2], М.Д. Касьяненко (принцип комплексности при оценке учебных достижений) [15], В.М. Монахова (идея дифференцированного обучения) [23], В.М. Полонского (способы диагностики достижений) [33], В.В. Усанова (пути совершенствования системы оценивания) [36] и др.

Для того чтобы иметь целостное комплексное представление об имеющейся литературе посвященной вопросам контроля и оценки результатов обучения необходимо провести работу по ее систематизации и анализу. Представим результаты проведенного анализа.

Теоретическое обоснование существующей системы оценивания представлено в работах Т.В. Василенко [5], А.Г. Асмолова [13], Г.С. Ковалёвой и О.Б. Логиновой [31], М.И. Кузнецовой [18], М.А. Пинской [30]. В данных работах раскрыто современное понимание терминов «контроль», «оценка», «диагностика»; описаны подходы и принципы оценивания результатов обучения; представлены новые формы оценивания результатов; произведено описание предметных и метапредметных результатов обучения, подлежащих оцениванию.

Помимо этого, на страницах периодической педагогической литературы появились статьи М. Бамбуляка [3], В.А. Болотова [4] А.А. Остапенко [25] Т.А. Снегирёвой [35] в которых исследуется вопрос о возможностях существующей системы оценивания, а также о том, как ее можно видоизменять. Так же имеется ряд методических пособий, в которых раскрываются подходы к оцениванию результатов обучения [12; 14; 29]. Изучение данных статей и пособий позволит педагогу иначе посмотреть на существующую сегодня систему оценивания; наметить изменения собственной, сложившейся в ходе практической педагогической деятельности, системы оценивания.

Вместе с тем, необходимо помнить, что любое изменение собственной педагогической деятельности не должно противоречить имеющимся нормативным актам и документам, определяющих систему оценивания результатов обучения в современной школе[16; 17; 24].

Для осуществления контроля результатов обучения существуют специально разработанные диагностические задания под общей редакцией О.Б. Логиновой, применяемые в начальной школе «Мои достижения. Итоговые комплексные работы» для 1-4 классов [19-22]. Данные задания построены в соответствии с трехтомником «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» [26-28], в котором предлагается ряд заданий и методик по проверке уровня усвоения программы и овладения универсальными учебными действиями для каждого отдельного предмета. Опора на данные источники помогает учителю с первого класса верно начинать работу по осуществлению процедуры контроля и оценки результатов обучения.  

Помимо «Моих достижений» существуют и другие диагностические задания, не так широко применяемые: «Диагностика уровней сформированности предметных умений и УУД» для 1-3 классов (автор-составитель Т.М. Лаврентьева) [7-9]; «Итоговая аттестация выпускников начальной школы» под редакцией Г.С. Ковалёвой [11]. В данных работах также представлены задания по проверке предметных результатов обучения у учащихся.

Поскольку в рамках Стандарта начального основного образования необходимо осуществлять контроль не только за предметными результатами, но и за метапредметными результатами, которые достигаются посредством формирования и развития у младшего школьника определенных универсальных учебных действий (коммуникативных, регулятивных, познавательных, личностных), то для педагогов разработаны специальные методические пособия, с помощью которых можно оценить тот или иной вид УУД. К таким пособиям можно отнести: «Диагностика сформированности познавательных умений у  учащихся 1-4 классов» [6]; «Диагностика сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников» [10]; «Диагностика уровня сформированности рефлексивных умений у младших школьников» [37]; «Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов» [34]. Использование их позволит оценить каждую из групп универсальных учебных действий.

Таким образом, подводя итог проведенного анализа, можно говорить о том, что переход на новые Стандарты актуализирует пересмотр системы оценивания. Однако при осуществлении такого пересмотра необходимо помнить, что выстраивание системы оценивания в новых меняющихся условиях не должно отвергать имеющийся накопленный в нашей стране опыт. Проведенная работа была осуществлена с целью систематизации имеющегося массива литературы по проблеме контроля и оценки результатов обучения. Надеемся, что она будет полезна как педагогам-теоретикам, так и педагогам-практикам в их профессиональной деятельности.

Литература

1. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш.А. Амонашвили. – М.: Знание, 1980. – 96 с.

2. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование / Ш.А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с.

3. Бамбуляк, М. Каким должно быть оценивание. Рассуждение на тему: «Введение новой системы оценки в образовательных школах России» / М. Бамбуляк // Педагогическая техника. – 2005. – № 1. –С. 78–79.

4. Болотов, В.А. Условия эффективного использования результатов оценки образовательных достижений школьников / В.А. Болотов, И.А. Вальдман // Педагогика. – 2012. – № 6. – С. 39–45.

5. Василенко, Т.В. ФГОС второго поколения: словарь терминов / Т.В. Василенко. – М.: «Грамотей», 2013. – 32 с.

6. Диагностика сформированности познавательных умений у  учащихся 1-4 классов: методическое пособие / Сост. М.В. Минова и др. – Волгоград: Учитель, 2014. – 79 с.

7. Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД. 1 класс / Авт.-сост. Т.М. Лаврентьева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 71 с.

8. Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД. 2 класс / Авт.-сост. Т.М. Лаврентьева, О.А. Исакова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 198 с.

9. Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД. 3 класс / Авт.-сост. Т.М. Лаврентьева, О.А. Исакова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 242 с.

10. Запятая, О.В. Диагностика сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников: методическое пособие / О.В. Запятая. – Волгоград: Учитель, 2013. – 49 с.

11. Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа / Под ред. Г.С. Ковалёвой. – М.: Просвещение, 2012. – 75 с.

12. Казачкова, С.П. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности: методическое пособие / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – 256 с.

13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие дл учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.

14. Калинина, Н.В. Методика оценки учебных достижений в начальной школе: практическое пособие / Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова, А.Я. Горбылева. – М.: АРКТИ, 2006. – 71 с.

15. Касьяненко, М.Д. Комплексный контроль учебной деятельности / М.Д. Касьяненко // Советская педагогика. – 1986. – № 10. – С. 46–49.

16. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе: методическое письмо // Начальная школа. – 1999. – № 4. – С 10–23.

17. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Библиотечка «Вестника образования». – 2002. – № 12. – С.3–26.

18. Кузнецова, М.И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений учащихся: пособие для учителя / М.И. Кузнецова. – М.: Вента-Граф, 2014. – 432 с.

19. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс / Под ред. О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.

20. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс / Под ред. О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с.

21. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс / Под ред. О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2015. – 192 с.

22. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс / Под ред. О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2015. – 59 с.

23. Монахов, В.М. Дифференцированное обучение как средство индивидуализации развития личности школьника / В.М. Монахов, В.А. Орлов, В.В. Фирсов // Советская педагогика. – 1990. – № 8. – С. 26–31.

24. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Инструктивное письмо № 13-51-120/13 от 03.06.2003 // Учительская газета. – № 52 (9977) / 2003–12–23.

25. Остапенко, А.А. Может ли школьная оценка быть объективной? / А.А. Остапенко // Народное образование. – 2006. – №  1. – С. 125–131.

26. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. / Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – Ч. 1. – 215 с.

27. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. / Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – Ч. 2. – 240 с.

28. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. / Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой.– М.: Просвещение, 2012. – Ч. 3. – 273 с.

29. Оценка образовательных результатов в условиях модернизации образования: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. А.Н. Саврасова. – Мурманск: МГПУ, 2007. – 216 с.

30. Пинская, М.А. Новые формы оценивания: пособие для учителя / М.А. Пинская, И.М. Улановская. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.

31. Планируемые результаты начального общего образования: пособие для учителя  / Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.

32. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб. для студентов пед. училищ и колледжей / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 463 с.

33. Полонский, В.М. Оценка знаний школьников / В.М. Полонский. – М.: Знание, 1991. – 96 с.

34. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов: методическое пособие / Сост. И.В. Возняк. – Волгоград: Учитель, 2014. – 83 с.

35. Снегирёва, Т.А. Разработка контрольных измерительных материалов для диагностики структуры знаний обучаемых / Т.А. Снегирёва // Школьные технологии. – 2007. – № 2. – С. 173–177.

36. Усанов, В.В. Совершенствовать проверку и оценку знаний учащихся / В.В. Усанов, А.А. Кузнецов, Э.А. Красновский // Советская педагогика. – 1986. – № 10. – С. 42–46.

37. Ушева, Т.Ф. Диагностика уровня сформированности рефлексивных умений у младших школьников: методическое пособие / Т.Ф. Ушева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 41 с.

38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.        

39. Шабля, И.Н. Оценивание результатов обучения в современной школе / И.Н. Шабля, Д.Ю. Микулич // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: сборник докладов X юбилейной международной научной конференции (г. Липецк, 23 июня 2012 г.) / Отв.ред. А.В. Горбенко. – Липецк: Издательский центр «Гравис», 2012. – С. 33–39.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе

Методические рекомендации по организации обучения английскому языку в начальной школе...

«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ».

В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно...

Обзор литературных источников по проблеме организации воспитательной работы с учащимися в современной школе

В статье представлен анализ учебно-методической литературы по вопросам организации воспитательного процесса в современной школе....

Технические средства обучения в начальной школе. Ответы на вопросы.

Информация для студента педагогического колледжа....

Где найти сайты с дополнительными материалами к обучению в начальной школе по математике

Вот несколько ссылок, которыми я пользуюсь лично1 КЛАССМоро, Волкова, Степанова учебникИздательство: Просвещение 2016-2020Серия: Школа РоссииТип книги: УчебникАвторы: Моро М.И., Во...

Комплект цифровых образовательных ресурсов по применению интерактивных форм обучения в начальной школе

Комплект цифровых образовательных ресурсов по применению интерактивных форм обучения в начальной школе предназначен для учителей начальной школы для подготовки к урокам и их проведению их или для допо...

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе

Современное общество нуждается в высокообразованных, способных к непрерывному творческому саморазвитию гражданах. В связи с этим возрастает значение фундаментального образования, которое невозможно по...