Обзор литературных источников по проблеме организации воспитательной работы с учащимися в современной школе
статья по теме

Шабля Иван Николаевич

В статье представлен анализ учебно-методической литературы по вопросам организации воспитательного процесса в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ov-22_sektsiya_2_shablya_i.n.docx45.73 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ  

И.Н. Шабля

Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики, г.Уссурийск

Аннотация: в статье описана ситуация, сложившаяся в деле воспитания в российской школе в конце XX – начале  XXI в.; представлен анализ имеющейся научной и учебно-методической литературы посвященной организации и осуществлению воспитательной работы в современных условиях; отражен комплекс методических рекомендаций, разработанный в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  

Ключевые слова: воспитательная работа; внеурочная деятельность школьников; духовно-нравственное развитие; духовно-нравственное воспитание.

В середине XIX века выдающийся отечественный педагог К.Д. Ушинский,  размышляя о соотношении трех важнейших компонентов любой образовательной системы, таких как «обучение», «воспитание», «развитие», пришел к выводу о том, что «в преподавателе учебного заведения знание предмета далеко не составляет главного достоинства. Главное достоинство преподавателя состоит в том, чтобы он умел воспитывать учеников» [67, с.52]. И с этим нельзя не согласиться, ведь от качества воспитательной работы учителя зависит уровень воспитанности общества в целом. По этой причине вопросам организации и осуществления воспитательной работы должно уделяться пристальное внимание.

Сегодня при переходе на новые образовательные Стандарты (ФГОС) общего образования (начального, основного, среднего) наше общество переживает очередной всплеск интереса к воспитательной деятельности;  к изучению вопросов о включении учащихся в разнообразные виды внеурочной деятельности. И это отрадно, ведь еще не так давно мы переживали период, когда интерес к проблемам воспитания был значительно снижен. Примером этому служат  90-е гг. ХХ века, когда государство было занято в большей степени экономическими преобразованиями и мало заботилось о деле воспитания; родители были вынуждены уделять большую часть времени вопросам пропитания своих детей, вместо того, чтобы тратить это время на занятия с ними; школа как социальный институт находилась в замешательстве – старую систему воспитательной работы, существовавшую в советское время, разрушили, а новую не предложили. По этой причине педагогов заботили вопросы: «Как же теперь заниматься воспитательной работой?», «Какие ориентиры и ценности прививать школьникам?».  Более подробный анализ ситуации по организации и осуществлению воспитательной работы в период 90-х гг. ХХ века см., например, в работе Л.Я. Рубиной [53].

Вместе с тем следует отметить, что проявление интереса к воспитательной работе связано отнюдь не с переходом на новые образовательные Стандарты. Подобный интерес стал проявляться как со стороны государства, так и со стороны научно-педагогического сообщества начиная с середины первого десятилетия XXI века. Примером этому могут служить следующие факты.

Во-первых, появились работы, отражающие новые теоретические подходы к воспитанию (например, «Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике» (автор Н.Ф.Головнева) [7]).

Во-вторых, появились теоретические работы по изучению исторических и сравнительно-исторических аспектов организации воспитательной работы. К числу таких работ можно отнести монографию Б.Л. Вульфсона «Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе» [3], полемическую статью А.А. Кагановича «Проблемы воспитания: размышления о прошлом и настоящем»  [14].

В-третьих,  появились учебники и учебные пособия для студентов – будущих педагогов, раскрывающие смысл и особенности организации современного воспитательного процесса. В них, помимо стандартного вузовского учебника по дисциплине «Педагогика», отражены отдельные аспекты организации воспитательной деятельности с учащимися. Среди таких учебников и учебных пособий можно выделить следующие: «Теория и методика воспитательной работы» (автор В.С. Кукушин) [21]; «Теория и методика воспитания» (автор Л.И. Маленкова) [42]; «Методика воспитательной работы» (под редакцией В.А. Сластенина) [43]; «Воспитание младшего школьника» (автор Л.И. Петрова) [48]; «Теория и методика воспитания» (авторы М.И. Рожков и Л.В. Байбородова) [51].

В-четвертых, в тематических методических журналах по организации воспитательной работы стали появляться  статьи для классных руководителей, в которых рассматривались отдельные вопросы внеурочной деятельности со школьниками. Примером этого служат следующие публикации: «18 форм воспитательной работы с детским коллективом класса» (автор Б.В. Куприянов) [22]; «Классные часы в начальной школе» (автор В.М. Лизинский) [23]; «Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях» [44]; Серия статей о различных аспектах деятельности классного руководителя (автор Е.Н. Степанов) [55–61].

В-пятых, появились работы, в которых особое внимание обращалось на такую важную составляющую деятельности любого классного руководителя как работа с родителями. Примером этого служат статьи: «Педагогическое просвещение родителей» (автор И. Крупина) [20]; «Родительское собрание: методика подготовки и проведения» (автор Е.Н. Степанов) [60];  «Сюжетное стратегирование: классный руководитель – родители» (авторы Ю.С. Тюнников и М.А. Мазниченко) [66].

В-шестых, стали осуществляются выплаты учителям за выполнение функций классного руководителя (в соответствии с постановлением Правительства от 30.12.2005 № 854).

В-седьмых, стала оформляться важная отрасль педагогической науки – этнопедагогика, вбирающая в себя знания о специфике и особенностях организации обучения и воспитания различных народностей, проживающих как в России, так и вне ее пределов. В качестве иллюстрации этого можно привести учебное пособие А.Н. Джуринского «Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом» [10], а также более позднюю расширенную и дополненную работу данного автора «Педагогика в многонациональном мире» [11]. Кроме того в периодических изданиях имеются статьи теоретического характера (например, «Становление этнопедагогики в России» (автор Г.В. Нездемковская) [46]) и работы отражающие результаты различных социологических исследований по отдельным аспектам поликультурного образования и этнопедагогики (например, «Толерантность в полиэтнической студенческой среде» (автор Л.В. Рожкова) [52]).  

Представленные выше факты свидетельствуют о том, что после провала в системе воспитания 90-х годов ХХ века и педагогическая общественность, и государство стали признавать важность и значимость воспитательной работы в школе; стали задумываться о ее методическом обеспечении и сопровождении.

Эта тенденция проявилась и в последующем, в частности, при внедрении в систему образования новых образовательных Стандартов общего образования, в связи с разработкой, обсуждением и принятием которых на страницах журнала «Педагогика» развернулась дискуссия о роли и месте воспитательной работы в структуре Стандартов.  Примером этой дискуссии могут быть следующие публикации: «Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (автор А.М. Кондаков) [17];  «Духовно-нравственное развитие младших школьников» (автор А.Я. Данилюк) [8];  «Духовные ценности и воспитание в современной России» (автор Н.Д. Никандров) [47]; «Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен» (автор И.А. Колесникова) [16]; «Проблемы воспитания патриотизма» (авторы В.И. Лутовинов и С.И. Мешкова) [41]. Результатом дискуссии стала разработка и принятие Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [18], которая определяет воспитательную работу в  современной школе в свете перехода на новые образовательные Стандарты общего образования.  

В документе определены цель, задачи, принципы и основные направления воспитания. Среди направлений  воспитательной работы авторы документа выделяют следующие: 1) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; 2) воспитание нравственных чувств и этического сознания; 3) воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни; 4) воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); 5) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Следует отметить, что Концепцию как рамочный документ, развивают ряд методических рекомендаций и разработок. Они составляют единый методический комплекс по реализации идей, заложенных в Концепции. При их составлении авторский коллектив руководствовался ступенчатым принципом реализации ФГОС, что можно наглядно увидеть по структуре и особенностям пособий. В частности, первоначально были разработаны методические пособия для начальной школы, затем для первой ступени основного общего образования (5–7 классы), затем для второй ступени основной школы (8–9 классы). Остановимся на освещении пособий входящих в методический комплекс.  

Во-первых, в составе комплекса имеются «Методические рекомендации» для учителей начальной школы (в 2-х частях) [12; 13] и педагогов основной школы [15] в которых рассматривается специфика и особенности духовно-нравственного воспитания учащихся; представлены основные принципы и направления работы; подробно раскрывается содержание каждого из направлений. В методических рекомендациях приведены тематические планы; освещены особенности деятельности педагога.

Во-вторых, в комплекс входят «Методические пособия» по мониторингу результатов воспитательной работы в начальной школе [24–27] и по мониторингу результатов для первой ступени основной школы [28]. В пособиях в соответствии с выделенными направлениями воспитательной работы подобраны  задания и тестовые методики для оценки результатов на контрольном и интерпретационном этапе исследования; дана характеристика каждой группы возможных результатов деятельности; даны рекомендации по работе с книгой размышлений для учащихся и рабочим блокнотом педагога

В-третьих, имеется «Книга размышлений для учащихся» (1–9 классов), в которой представлены задания, с помощью которых можно оценить динамику нравственного развития  и воспитания школьников [29–37]. Данная книга является неким аналогом портфолио, существующего в рамках учебной деятельности. Однако здесь, вместо учебных достижений, фиксируются совсем иные результаты. В ней каждый школьник самостоятельно выполняет ряд заданий в рамках каждого из пяти направлений воспитательной работы. После их выполнения классный руководитель может зафиксировать результаты; скорректировать свою программу и план деятельности; дать советы и рекомендации родителям.

В-четвертых, в состав методического комплекса входит «Рабочий блокнот педагога» для классного руководителя 1–4 классов [38]; классного руководителя 5–7 классов [39]; классного руководителя 8–9 классов [40]. В рабочих блокнотах представлены комплексы бланков для фиксации результатов проведенных диагностических методик по каждому из направлений воспитательной работы.  

В-пятых, разработана «Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального образования» [9]. В данной программе представлены методические указания и рекомендации по составлению программы и плана воспитательной работы каждым классным руководителем начальной школы.

Рассмотренные выше пособия и рекомендации призваны  помочь классному руководителю в его деятельности с учащимися и их родителями в рамках требований Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Кроме того, помимо охарактеризованного комплекса, на сегодняшний день имеется ряд методических работ предназначенных для классных руководителей и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе. Их можно разделить на две больших группы: 1) Методические рекомендации и справочная литература; 2) Примерные программы внеурочной деятельности. Остановимся на обзоре работ, входящих в каждую из групп.  

Методические рекомендации и справочная литература

1) «Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах» (автор Л.В. Байбородова) [1]. В пособии рассматриваются вопросы создания разновозрастных групп учащихся и организации воспитательной и развивающей деятельности в них. Подобное направление деятельности становится актуальным в свете требований, представленных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Профессионального стандарта педагога. Автор уделяет особое внимание организации работы с разновозрастными группами учащихся в условиях сельской школы. Представлены разнообразные модели и программы внеурочной деятельности; критерии ее успешности и эффективности.

2) «Справочник классного руководителя» (авторы составители Г.П. Буданова и Л.Н. Буйлова) [2]. В пособии содержатся различные международные и российские нормативно-правовые документы, необходимые классному руководителю в организации его деятельности. Представлены диагностические методики для оценки эффективности и результативности воспитательной работы, а также анкеты, опросники, тесты для классных руководителей и учащихся.

3) «Внеурочная деятельность школьников»  (авторы Д.В. Григорьев и П.В. Степанов) [3]. В пособии представлены методические указания и рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся. В книге рассматриваются такие основные направления воспитательной работы как: познавательная, досугово-развлекательная, игровая, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристическо-краеведческая, художественное творчество, социальное творчество, проблемно-ценностное общение. При их рассмотрении авторы проводят взаимосвязь между содержанием каждого из направлений деятельности и запланированными результатами. Пристальное внимание уделяется вопросам разработки программы внеурочной деятельности со школьниками; диагностике эффективности воспитательной работы по трем ключевым направлениям: изучение изменений в личности школьника, изучение детского коллектива, изучение профессиональной позиции педагога. Помимо этого в пособии представлены  нормативные документы, которые должны оказывать помощь классным руководителям в деятельности со школьниками.

4) «Моделируем внеурочную деятельность обучающихся» (коллектив авторов) [45]. В пособии представлены материалы по организации внеурочной деятельности со школьниками, на ступени начального образования, в свете принятия Федерального государственного образовательного стандарта. Авторы рассматривают основания для выбора моделей внеурочной деятельности, возможные алгоритмы ее реализации, ключевые принципы построения воспитательной системы. Представлена детальная характеристика каждой из существующей моделей внеурочной деятельности: модели дополнительного образования; модели школы полного дня; оптимизационной модели; модели взаимодействия с учреждениями дополнительного образования; инновационной модели. Дано описание и структура программы внеурочной деятельности начальной школы (для каждого из классов).

5) «Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной компоненты ФГОС» (автор Т.В. Плахова) [49]. В книге представлен опыт и методические материалы работы классных руководителей: конспекты и схемы занятий; бланки для фиксации собственных достижений и достижений учащихся; тестовые задания и методики для проведения как индивидуальных, так  и коллективных исследований. В работе содержится материал, который может оказать помощь классному руководителю в аспекте повышения его теоретической грамотности. Это информация о технологиях и методах воспитания; о содержании и средствах воспитательной работы; о различных системах воспитания, существовавших и существующих в системе образования.

6) «Справочник заместителя директора по воспитательной работе» (авторы-составители Л.В. Голубева и Г.П. Попова) [54]. В пособии представлены справочные и методические материалы, необходимые для организации воспитательной работы в школе по основным направлениям и вопросам деятельности: вопросам планирования воспитательной работы, организации школьного самоуправления, организации работы с родителями, организации клубов и кружков по интересам учащихся, вопросам анализа эффективности воспитательного процесса и др. Помимо этого, в пособии имеется обширное приложение, содержащее в себе материалы, помогающие в организации воспитательной системы школы.

7) «Оценка качества и анализ воспитания в основной школе и средней школе» (авторы П.В. Степанов и И.В. Степанова) [65]. В пособии представлены материалы по оценке качества и анализу воспитательной работы в современной школе. Авторы рассматривают основные вопросы, связанные с организацией оценивания воспитательного процесса. Среди них можно выделить следующие: воспитание как объект оценивания; проблема оценки качества воспитания; критерии оценки качества воспитательного процесса; проведение и организация процедуры оценивания качества работы школьника, работы педагога, всего коллектива; организация анализа воспитательной работы. Пособие содержит большое количество бланков, анкет и схем для анализа, которые могут использовать в своей деятельности как классные руководители, так и заместители директора, отвечающие за воспитательную работу в школе.

8) Методические рекомендации по составлению собственной программы воспитательной работы в свете требований ФГОС, присутствующие в периодической литературе (П.В. Степанов), которыми также можно воспользоваться в своей непосредственной педагогической деятельности [62; 63].

Представленные выше работы, входящие в группу «Методические рекомендации и справочная литература», призваны помочь классному руководителю в его деятельности по организации и осуществлению воспитательного процесса с учащимися.

Примерные программы внеурочной деятельности

1) «Программы внеурочной деятельности» (авторы-составители Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Б.В. Куприянов) [5; 6]. В пособиях представлены программы по следующим направлениям: познавательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество, проблемно-ценностное общение школьников. Авторы описывают цели и задачи внеурочной деятельности, связывая их с планируемыми результатами воспитательной работы; рассматривают систему форм воспитательной работы, подходящих для достижения каждого уровня результатов; предлагают примерное содержание и тематическое планирование нескольких вариантов программ для каждого из направлений деятельности.

2) «Программа развития познавательных способностей учащихся (5–8 классы)» (автор Н.А. Криволапова) [19].  Программа курса направлена на формирование и развитие такого важного компонента деятельности любого школьника как познавательная. Программа составлена таким образом, чтобы развивать творческие способности и интересы учащихся во взаимосвязи с формированием метапредметных результатов. В работе приводится содержание и учебно-тематический план курса, который состоит из двух основных блоков: «Развитие интеллектуальных умений. 5–7 классы» (102 ч.) и «Учимся работать с информацией. 8 класс» (34 ч.). Подробно описана структура и особенности проводимых в рамках курса занятий. Представлены диагностические задания для оценки интеллектуального развития учащихся.

3) «Примерные программы внеурочной деятельности» (под ред. В.А. Горского) [50]. В сборнике представлены примерные программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы. Программы созданы в соответствии с основными направлениями воспитательной работы: спортивно-оздоровительного; художественно-эстетического; военно-патриотического; научно-познавательного. Каждая программа содержит в себе учебно-тематический план; основное содержание курса, где подробно раскрыто содержание тем и модулей, выделы практические работы для учащихся; список рекомендуемой литературы. В рамках спортивно-оздоровительного направления представлено 4 примерных программы: Шахматы, Лыжи, Плавание, Спортивный туризм. В рамках художественно-эстетического направления представлено 7 примерных программ: Художественное ковроделие, Юный гитарист, Хореография, Декоративно-прикладное искусство и др. В рамках военно-патриотического направления представлены 6 примерных программ: Юные моряки, Юные пожарные, Юные авиаторы и др. В рамках научно-познавательного направления представлены 18 примерных программ: Юные музееведы, Мир лекарственных растений, Моделирование (самолетов, парусных судов, вертолетов), Азбука содержания животных и др.

4) «Примерный план внеурочной деятельности в основной школе» (авторы Д.В. Григорьев и П.В. Степанов) [64]. В пособии рассматриваются такие вопросы организации и осуществления внеурочной деятельности со школьниками в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования как: достижение личностных результатов; временные рамки занятия внеурочной деятельностью; требования к разработке программы внеурочной деятельности и ее структуре; виды внеурочной деятельности в школе. Особое внимание уделено вопросам разработки содержания и планирования внеурочной деятельности. Представлен примерный общешкольный план внеурочной деятельности, в котором подробно описаны следующие направления работы: физкультурно-спортивное и оздоровительное; духовно-нравственное; общекультурное; общеинтеллектуальное развитие учащихся; социальная работа со школьниками. Детально рассмотрены формы воспитательной работы с учащимися.

Представленные выше материалы, входящие в группу «Примерные программы внеурочной деятельности», созданы с целью оказания методической помощи и поддержки, как начинающему, так и опытному классному руководителю. Ведь, опираясь на них, можно составить собственную программу и план внеурочной деятельности.

Таким образом, подводя итог проведенного литературного обзора, можно говорить о том, что переход на новые образовательные Стандарты актуализирует вопросы, связанные с организацией и осуществлением воспитательной работы с учащимися. Однако при этом необходимо помнить, что выстраивание воспитательной системы в новых меняющихся условиях не должно отвергать имеющийся накопленный в нашей стране опыт. Проведенная работа была осуществлена с целью систематизации имеющегося массива учебно-методической литературы по различным вопросам осуществления внеурочной деятельности со школьниками. Автор понимает, что в обзор попали далеко не все имеющиеся литературные источники по заявленной проблематике. Однако, надеемся, что проведенная работа будет полезна как педагогам-теоретикам, так и педагогам-практикам в их профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.

2. Буданова, Г.П. Справочник классного руководителя: пособие для учителя / Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с.

3. Вульфсон, Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: Актуальные проблемы: монография / Б.Л. Вульфсон. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. – 336 с.

4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

5. Григорьев,  Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.

6. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.

7. Головнева, Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н.Ф. Головнева // Педагогика. – 2007. – № 10. – С. 38–47.

8. Данилюк, А.Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников / А.Я. Данилюк // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 88–93.

9. Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. – М.: Просвещение, 2012. – 32 с.

10. Джуринский, А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом: учебное пособие / А.Н. Джуринский. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 224 с.

11. Джуринский, А.Н. Педагогика в многонациональном мире: учеб. пособие для студентов вузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 240 с.

12. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений в 2 ч. / Под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – Ч. 1. – 127 с.

13. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений в 2 ч. / Под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – Ч. 2. – 142 с.

14. Каганович, А.А. Проблемы воспитания: размышления о прошлом и настоящем / А.А. Каганович // Педагогика. – 2008. – № 7. – С. 46–50.

15. Казачёнок, Н.В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации. 5–9 классы. Пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н.В. Казачёнок, Н.В. Шмелёва. – М.: Просвещение, 2014. – 238 с.

16. Колесникова, И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен / И.А. Колесникова // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 25–33.

17. Кондаков, А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А.М. Кондаков // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 13–20.

18. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.

19. Криволапова, Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5–8 классы / Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012. – 47 с.  

20. Крупина, И. Педагогическое просвещение родителей / И. Крупина // Воспитание школьников. – 2001. – № 1. – С. 18–20.

21. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ»; «Феникс», 2010. – 352 с.

22. Куприянов, Б.В. 18 форм воспитательной работы с детским коллективом класса / Б.В. Куприянов // Классный руководитель. – 2007. – № 6. – С. 103–125.

23. Лизинский, В.М. Классные часы в начальной школе / В.М. Лизинский // Завуч начальной школы. – 2007. – № 7. – С.55–60.

24. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. 1 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012. – 79 с.

25. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 2 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012. – 92 с.

26. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 3 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2013. – 88 с.

27. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 4 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2013. – 101 с.

28. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 5–7 классы / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2014. – 171 с.

29. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 1 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2014. – 24 с.

30. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 2 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2014. – 46 с.

31. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 3 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2014. – 40 с.

32. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 4 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2014. – 48 с.

33. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 5 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2014. – 46 с.

34. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 6 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2014. – 46 с.

35. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 7 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2014. – 47 с.

 36. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 8 класс / А.А. Логинова. – М.: Просвещение, 2014. – 38 с.

 37. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 9 класс / А.А. Логинова. – М.: Просвещение, 2015. – 48 с.

38. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Рабочий блокнот педагога. 1–4 классы / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2014. – 54 с.

39. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Рабочий блокнот педагога. 5–7 классы / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2014. – 47 с.

40. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Рабочий блокнот педагога. 8–9 классы / А.А. Логинова. – М.: Просвещение, 2015. – 48 с.

41. Лутовинов, В.И. Проблемы воспитания патриотизма / В.И. Лутовинов, С.И. Мешкова // Педагогика. – 2008. – № 7. – С. 50–53.

42. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учебник / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 480 с.

43. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: «Академия», 2009. – 160 с.

44. Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях // Классный руководитель. – 2006. – № 8. – С. 5–13.

45. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др. – М.: Просвещение, 2014. – 92 с.

46. Нездемковская, Г.В. Становление этнопедагогики в России / Г.В. Нездемковская // Педагогика. – 2009. – №. 7. – С. 17–26.

47. Никандров, Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России / Н.Д. Никандров // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 3–12.

48. Петрова, Л.И. Воспитание младшего школьника: учебно-методическое пособие / Л.И. Петрова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 347 с.

49. Плахова, Т.В. Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной компоненты ФГОС: методическое пособие / Т.В. Плахова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 157 с.

50. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / Под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.

51. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб.з аведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.

52. Рожкова, Л.В. Толерантность в полиэтнической студенческой среде / Л.В. Рожкова // Социология образования. – 2009. – № 11. – С. 71–79.

53. Рубина, Л.Я. Воспитание и воспитательная работа в школе: взгляд социолога  / Л.Я.Рубина // Образование и наука. – 2006. – № 3. – С. 97–108.

54. Справочник заместителя директора по воспитательной работе / Сост. Л.В. Голубева, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 239 с.

55. Степанов, Е.Н. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. – 2007. – № 1. – С. 5–12.

56. Степанов, Е.Н. Личностно-ориентированный классный час: особенности содержания и организации / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. – 2006. – № 2. – С. 5–14.

57. Степанов, Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. – 2006. – № 3. – С. 5–16.

58. Степанов, Е.Н. Воспитательная система класса / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. – 2006. – № 4. – С. 5–19.

59. Степанов, Е.Н. Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. – 2006. – № 6. – С. 5–16.

60. Степанов, Е.Н. Родительское собрание: методика подготовки и проведения /  Е.Н. Степанов // Классный руководитель. – 2006. – № 7. – С. 7–13.

61. Степанов, Е.Н. Самоуправление в классном коллективе / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. – 2006. – № 8. – С. 14–20.

62. Степанов, П.В. Как в соответствии с требованиями ФГОС разработать программу воспитания и социализации учащихся / П.В. Степанов // Управление воспитательным процессом в школе. – 2014. – № 1. – С. 93–100.

63. Степанов, П.В. Как в соответствии с требованиями ФГОС разработать программу воспитания и социализации учащихся / П.В. Степанов // Управление воспитательным процессом в школе. – 2014. – № 2. – С. 95–127.

64. Степанов, П.В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с.

65. Степанов, П.В. Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций / П.В. Степанов, И.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.

66. Тюнников, Ю.С.  Сюжетное стратегирование: классный руководитель – родители / Ю.С. Тюнников, М.А. Мазниченко // Школьные технологии. – 2003. – № 4. – С. 114–122.

67. Ушинский, К.Д. Избранные труды: в 4 кн. / К.Д. Ушинский // Сост., вступ. статья, примеч. и комментарии Э.Д. Днепров. – М.: Дрофа, 2005. – Кн. 1. Проблемы педагогики. – 638 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАХИМОВЦАМИ.

Важным компонентом поддержания высокой дисциплины в подразделениях Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Нахимовское военно-морское учи...

Анализ литературных источников по проблеме оценивания результатов обучения в начальной школе

В статье представлен анализ литературных источников по вопросам организации и осуществления контрольно-оценочной деятельности в начальной школе....

Использование современных подходов планирования и организации воспитательной работы

Организация воспитательной работы в условиях введения ФГОС.  Формирование у студентов общих компетенций....

Использование современных подходов планирования и организации воспитательной работы.

Работа воспитательного отдела, участие обучающихся в мероприятиях воспитательного отдела. Формирование ОК....

Использование современных форм организации воспитательной работы

Использование современных форм организации воспитательной работы...

Профориентационная работа с учащимися специальных коррекционных школ 8 вида. Опыт, проблемы и пути решения.

Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юнос...

Современные технологии организации воспитательной работы в профессиональной образовательной организации как средство формирования общих и профессиональных компетенций, а также реализация личностных результатов обучения будущих специалистов.

laquo;Мы несем ответственность за то, чтобы каждый человек имел возможность получить качественное образование, от дошкольного до начального и среднего образования, до специального, технического и выс...