Профориентационная работа с учащимися специальных коррекционных школ 8 вида. Опыт, проблемы и пути решения.
статья
Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большой, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционных школ 8 вида очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_k_pedsovetu_prof_orientatsiya.docx | 32.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление: Профориентационная работа с учащимися специальных коррекционных школ 8 вида. Опыт, проблемы и пути решения.
Профориентационная работа с учащимися специальных коррекционных школ 8 вида. Опыт, проблемы и пути решения.
Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большой, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционных школ 8 вида очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности .
Некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако тем не менее и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
— отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;
— неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
— неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.
Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, проф.отбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционных школ, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.
Поэтому проф.ориентационная работа в кооррекционной школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной проф.ориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цели:
- оказания проф.ориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения (ими СХТ, швейное дело, столярное дело) и сферы будущей профессиональной деятельности.
- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
- получение от педагогов и медиков данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения; (Липатов В., Стеганцев С. СХТ.)
- обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, факультативах, кружках и в воспитательной работе;
- дополнительная поддержка некоторых школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся (Котов С.)
- выработка гибкой системы старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города. ( Это экскурсии в училища, в дом пионеров, спортивные школы).
Кроме того, профессиональная ориентация - это много аспектная система. Включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация факультативов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание проф. ориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду. Понимание его роли в жизни человека и в обществе. Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики искусстве, сельском хозяйстве, культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и уроков по выбору педагогов; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профессии.
Проводимая нами работа показывает, что проф. ориентационная работа является одним из важных направлений в деятельности педагога, которая начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе в условиях предметно-практической деятельности, конкретной наглядной ситуации понятий «профессиональная деятельность человека», «профессия». В системе проф.ориентационной работы в школе воспитатель является центральной фигурой, ибо он ближе всех педагогов стоит к школьникам, доверительнее всех общается с ними, кроме того, является координатором всех воспитательных воздействий.
Уже в начальной школе воспитатель начинает знакомить учащихся с формами и содержанием трудовой деятельности окружающих взрослых, организует экскурсии внутри школы с помощью которых, младшие школьники постигают многообразие профессий, познают суть профессиональной деятельности, знакомит с профессиями в школе интернате, а именно: каждая профессия нужна людям, любой труд почётен, каждый человек должен иметь профессию. Ребят знакомят с профессией медицинского работника, библиотекаря, с содержанием работы обслуживающего персонала: уборщицы, кухонных работников, рабочих по обслуживанию здания, раскрывают общественную значимость этих профессий, воспитывают уважение к труду. При посещении школьных учебных мастерских ребята узнают о трудовых дисциплинах, которые им предстоит изучать в дальнейшем в школе.
Особого внимания в профессиональном просвещении школьников заслуживают сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся воспроизводят различные ситуации бытового и производственного труда, учатся быть самостоятельными. Педагог должен быть инициатором и руководителем такой игры с выполнением трудовой роли (уборка помещения, стирка, глажение, сортировка одежды.)
Большое внимание воспитатель уделяет наглядным средствам как форме профессионального обучения. Предметно-сюжетные картинки в доступной форме помогают знакомить учащихся с видами и содержанием трудовой деятельности взрослых. Имеет место в практике воспитательной работы изготовлении ребятами совместно с педагогами альбома на тему «Профессии от А до Я» . Как одну из форм проф.наглядности можно назвать проведение выставок поделок из бумаги, ткани, природного материала. (ПОКАЗАТЬ ПОДЕЛКИ ИХ БУМАГИ И т.д.).
Немаловажное значение в проф.ориентационной работе с учащимися играет выполнение общественно-трудовых поручений в классе, группе которое возлагает на детей постоянную заботу о деле, воспитывает в них ответственность, формирует привычку к трудовому усилию, развивает организаторские способности. Именно от педагога зависит, насколько он сможет способствовать формированию этих качеств личности ребёнка. Важно точно определить круг постоянных обязанностей и поручений, найти и выделить повседневные дела, которые должен выполнять ученик (цветовод ухаживает за цветами, санитар следит за чистотой рук, внешнего вида, и т.д.).
Профессиональная ориентация в деятельности педагога - не только отдельные мероприятия, но целый комплекс педагогических воздействий, с помощью которых он выполняет направляющую и координирующую роль.
Изучая ребёнка путём психолого-педагогического наблюдения, педагог выделяет положительные и отрицательные проявления трудовых качеств учащихся, представляет информацию о предпочтениях, склонностях, психофизических возможностях учащихся, вносит свои предложения при определении профиля трудового обучения.
Эффективность проф. работы повышают межпредметныесвязи.Например, на уроках Русского языка, СБО учащиеся пишут упражнения по теме профессионального определения, которое используется классным руководителем, воспитателем как источник сведений о его воспитанниках, их мечтах, стремлениях, сомнениях, склонностях. Эти упражнения используются на классных часах для изучения профессиональных интересов, анализа трудностей детей. Первостепенное значение имеет взаимодействие классного руководителя , воспитателя, учителей трудового обучения, СБО, СХТ. Это сотрудничество даёт возможность проследить адаптацию учащегося к предложенному трудовому профилю и внести необходимые коррективы в процесс обучения. Родителям учащихся предоставляется возможность посетить мастерские, присутствовать на уроках, познакомиться с условиями труда и обучения своих детей. Задача педагогов - продемонстрировать достижения детей, показать значимость приобретаемых ребёнком профессионально-трудовых навыков в стенах учебного заведения.
В вопросе оказания помощи школьнику при выборе профессии важнейшая задача педагогов - формирование у ребенка склонностей и интересов к определённому виду труда. Это, в первую очередь, достигается привлечением к кружковой работе. Рекомендуя тот или иной кружок, педагог соотносит преобладающие у него интересы с одним из типов профессиональной деятельности. Широкий выбор кружков и секций в нашей школе предоставляет возможность каждому учащемуся реализовывать свои способности Например в нашей школе работают такие кружки как, « Тестопластика», «Вязание»,» Школьный театр», « Теннис» « Спортивные секции», «Игратека», »Кукольный театр»,«Озорная кисточка».
Одна из главных задач воспитательной и проф.ориентационной работы умелая организация общественно-полезного и профессионального труда. Педагог приобщает школьников к посильному участию в труде, организует организация общественно-полезного и профессионального деятельность в трудовых делах школы- интерната:
- разведение цветов для помещений школы интерната.
- уход за клумбами;
- уборка школьных территорий;
-дежурство по столовой, интернату, школе;
Трудовая практика- это одна из лучших и полезных школьных традиций, это живое коллективное дело, в котором проявляются лучшие качества личности учащегося. Трудовую практику мы с ребятами начинаем с проведения рейдов по школе-интернату. Выясняем, какую школьную мебель нужно починить, какие работы необходимо выполнить по благоустройству территории школы. Затем определяются трудовые бригады, которые будут заниматься определённым видом работы: починка мебели, уход за цветами, уборка школьной территории, перекопка почвы. При распределении поручений классный руководитель, воспитатель старается учесть не только умения ребят, но и состояние здоровья ребёнка. Тот, кто не может выполнять ремонтные работы, помогает приводить в порядок книжный фонд в школьной библиотеке, моет и чистит кабинеты и другие школьные помещения, рассаживает цветы на школьной клумбе и т.д. Каждый педагог трудится вместе с ребятами на своём участке работы. Это зачастую помогает многое узнать друг о друге и сделать взаимные неожиданные и приятные открытия. Ребята с энтузиазмом и творчески трудятся на порученных участках работы, стараясь выполнить её не только качественно и в срок, но и красиво. Но наиболее ценно то, что, многие ребята, справившись со своей работой раньше, не отсиживаются в стороне, а сами приходят на помощь тем, кто в ней нуждается. Так проявляется личная и коллективная ответственность за результаты своего труда, неподдельное чувство товарищества и взаимовыручки во имя общего дела. Все эти качества играют важное значение в дальнейшем профессиональном самоопределении выпускников коррекционной школы. Много раз я наблюдала, что не очень активные ребята, не нашедшие себя в классном коллективе, буквально преображались во время практики. (Белоконов А. Стеганцев С., Семенова Т.) Дети в большинстве своём ценят оказанное им взрослыми доверие и стремятся достойно оправдать его. Особенно те, на долю которых нечасто приходятся похвалы в других видах деятельности. ( Котов С. И другие.) Окончание трудовой практики- праздник для всех: преображается школа, радуются ребята и учителя результатам своего труда и наступлению долгожданных и заслуженных каникул.
Для формирования практических представлений о профессиях немаловажное значение для детей с нарушением интеллекта приобретают профессиональные экскурсии на предприятия, на которых ребята получают объективную информацию от людей представленных профессий. Для учащихся старших классов организуются экскурсии за пределы образовательного учреждения- на промышленные предприятия, учреждения службы быта, обслуживания и социальной сферы.( На почту, в магазины, на завод КБИ, Овощную базу «ХЛОДКО» в совхоз «Ахтубинец» и другие.) Большое количество экскурсий проводится на уроках СБО,. Задача педагога - провести предварительную работу перед экскурсией, дать обязательное обоснование- зачем это нужно, с какой целью мы идём на экскурсию, можно дать учащимся задание. Например, это может быть ряд вопросов, на которые учащиеся должны получить ответы в ходе экскурсии. Педагог обязательно должен найти время для подведения итогов экскурсии и проверки выполнения заданий. После такого рода экскурсии учащиеся могут выполнить письменный отчет, ответить на заранее поставленные вопросы (например, чем тебе понравилась эта профессия, хотел бы ты работать на этом предприятии и т.д.), принять участие в деловой игре и пр.
В этом году учащиеся выпускных классов нашей школы посетили Центр занятости населения рабочего поселка Средняя Ахтуба. Специалисты центра, подробно знакомили школьников с рынком труда города, рассказывали о наиболее востребованных рабочих специальностях, о возможности трудоустройства после окончания школы, об условиях труда, предъявляемых требованиях к работнику, провели тестирование учащейся, (Овраговой Юлии) помогали определиться в выборе профессии. (Оврагова Ю. парикмахер, плетение касичек.) ( Слайды). По итогам экскурсии на классном часе провели диспут, на уроках русского языка учащиеся пишут сочинение, воспитатель тестирует детей. Результаты тестирования обсуждаются с родителями на собрании, помогают педагогу наметить дальнейший план работы по профессиональному просвещению воспитанников.
Экскурсии в центр занятости Средней Ахтубы позволили старшеклассникам получить информацию о дополнительных профессиях, доступных выпускникам коррекционной школы. (Оврагова Ю) Особое внимание хочется уделить сотрудничеству Школы интерната с Училищем № 3 г.Волжского. Совместная проф.ориентационная деятельность позволяет максимально полно знакомить учащихся с рабочими профессиями, воздействовать на процесс их профессионального самоопределения. При посещении училища учащиеся знакомятся с традициями учреждения, с жизнью их сверстников, условиями учёбы, труда, отдыха. (Слайды у Ларисы)
Социальный педагог интересуется успехами бывших учеников.
Одной из основных форм профессионального просвещения и пропагандыявляются классные часы, на которых педагог в доступной форме знакомит учеников с определённой профессией, её социальной значимостью, престижем, перспективой трудоустройства, условиями труда и приёма в учебные заведения, даёт обоснованный, квалифицированный совет о целесообразности выбора учащимися конкретной профессии.
Предлагаю вашему вниманию, отдельные мероприятия, которые я проводила с учащимися группы « Успех» например:
Мероприятие:
1.« Выбор профессии – дело серьезное» - на котором я старалась помочь учащимся понять свою проф.пригодность, расширить их знания о мире профессионального труда. При помощи тренинга, проблемных ситуаций, помогала учащимся « Найти себя»- понять свое назначение, определить свои интересы и склонности.
Мероприятие:
2. «Как выбрать профессию» (кухонного работника, плиточника, штукатура-маляра) ребята узнавали:
- Историю возникновения и развития профессии;
- Социальную значимость профессии т.е. (значение, важность, потребность, актуальность ее);
- Массовость и уникальность профессии ( это значит требования к профессии и ее перспективы);
- Риски профессии (ее плюсы, минусы, трудности);
- Где получить данную профессию (начало в школе, продолжить обучение в Профессиональном Училище);
Мероприятие:
3.»Как искать работу»: где искать источник информации о работе: в средствах массовой информации, государственные службы занятости, газетные статьи, друзья, родственники, телефонные звонки.
Мероприятие:
3.»Как успешно выдержать собеседование» - мы обсуждали с детьми, как правильно, собрать необходимые документы, психологический настрой перед встречей с работодателем, поведение в кабинете;
Мероприятие:
4».Как сохранить работу»- мы разговаривали о поведение в коллективе, поведение на работе, умение выхода из конфликтных ситуаций
Мероприятия:
5.»Основы законодательства в области трудового права « - целью таких бесед, которые проводились с детьми в форме круглого стола, является:
- Расширение правовых знаний в области «трудовых отношений»;
- Знакомство с разнообразием законов РФ., регулирующих отношения в области труда;
Разъяснялись понятия: трудоустройство, трудовой договор, трудовая книжка, испытательный срок, время отдыха, увольнение;
Мероприятие:
6.»Учащийся профессионального училища» - ребята познакомились с информацией о том, кто имеет право на поступление в училище, говорили о стипендиях, специальном образовании.
А также, проводились тренинги, анкетирование, игры, обсуждались проблемные ситуации : вот некоторые из них
тренинг »Моя будущая работа похожа на..» (по кругу передается пакет с предметами, необходимо его достать, показать и придумать, почему его будущая профессия похожа на этот предмет)
---Проблемные ситуации «Два плуга»
( ОТ чего ты тык блестишь - от труда дорогая.)
--Игры «Окончи пословицу»;
-ИГРА «Ринг профессий»
( по очереди называть профессию);
-ИГРА - «Угадай профессию»
Проводилась в виде игры - Крестики-нолики; (необходимо было по 4 подсказкам угадать профессию).
Ребята составляли устные рассказы
-- О профессиях родителей.
И так далее.
Одним из условий, способствующих совершенствованию проф.ориентационной работы является сотрудничество семьи и школы. Работа ведется по двум направлениям, заключается:
- подготовке родителей к оказанию помощи детям при выборе профессии;
-привлечению некоторых родителей для проведения бесед, рассказов о профессиях и т.д.
Формы и методы могут быть самые разнообразные:
- участие родителей в выставках;
- классные родительские собрания;
- индивидуальные и групповые беседы;
Анализируя социально -педагогические характеристики семей учащихся виден низкий образовательный уровень и социальный статус родителей. Среди состава родителей наблюдается рост количества малообеспеченных семей, неполных. Многие родители страдают алкоголизмом, не работают, ведут аморальный образ жизни. Большинство родителей уклоняются от взаимодействия со школой-интернатом, не выполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей. Отсюда вытекает актуальность проблемы крайне низкого воспитательно-педагогического потенциала семьи и общего культурного уровня родителей, неспособность оказать действительной помощи выпускникам в профессиональном определении. Поэтому проф.ориентационная работа педагогов с семьей зачастую сводится к просветительской, координирующей.
В целях обеспечения объективного, динамического изучения профессиональных качеств учащихся, определения профессиональных возможностей ведётся учёт результатов изучения каждого ребёнка. Результаты наблюдений фиксируются в журналах «жизненных планов», характеристик учащихся ведущихся педагогами в течение всего периода обучения. В них отражается динамика развития личности ученика. Данные, зафиксированные в них, оказываются весьма полезными для проведения проф.ориентационной работы. Корректировка журналов жизненных планов , характеристик качеств учащихся проводится педагогом в разные возрастные этапы становления личности ребёнка(, 5, 6,7,8, 9 классах). Наличие, либо же отсутствие таких качеств как ответственность ,трудолюбие, отношение к делу, к окружающим учитываются при организации трудовых дел с учащимися.
Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа, растянувшаяся на годы. Причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Конечно, не все выпускники выберут профессии, по которым их обучали в школе. На это есть много объективных причин. Но не надо считать свои усилия в профориентировании напрасными. От педагогов зависит, что явится результатом трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.
Чтобы работа педагогов нашей школы интерната направленная на формирование готовности учеников к достойной ориентации и профессионального самоопределения была более эффективной можно выделить следующие пути решения проблемы :
-Продолжить ведение тетрадей «Жизненных планов « учащихся для оказания проф.ориентационной поддержки учащихся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности.
-Создание системы работы различных кружков по интересам и охват ими учащихся 8-9 классов;
-Работа со службой занятости по выстраиванию дальнейшего трудоустройства и занятости учащихся;
-Обеспечить каждую мастерскую современным электро- оборудованием;
- Организовывать регулярные встречи с ветеранами труда, работниками сельского хозяйства для более широкого знакомства с профессиями и их дальнейшей социализации;
-Совместно со школьным психологом проводить беседы по профориентации, тестирование, анкетировании е для более глубокого выявления профпригодности учащихся и развитию способности к осознанному выбору профессии;
-Совместно с родителями формировать у учащихся способность соотносить свои индивидуально-технологические способности и возможности с требованиями профессии.
Хочется отметить, что связь с выпускниками нашей школы поддерживается педагогами на протяжении многих лет. Многие ребята приходят в школу. Наши выпускники овладевают не только профессией штукатура- маляра-плиточника, но и, водителя, продавца, трудоустраиваются на производстве, в строительстве, на транспорте, в торговле.
Радует, что большинство выпускников продолжают свое обучение в ПТУ №3 г.Волжского. Результаты поступлений учащихся свидетельствуют и о качестве образовательного процесса, и о качестве проводимой проф.ориентационной работы в нашей школе в целом..
В заключении хотелось бы сказать, что в процессе проф.ориентационной работы с учащимися школы интерната, уровень сформированности профессиональной мотивации у учащихся повысился.
Проведенная проф.ориентационая работа на всех этапах обучения обеспечила формирование устойчивой мотивации школьников к выбору будущей профессии. Многие школьники продолжили свое обучение в ПТУ. Повысился уровень самостоятельности выбора профессии, имеются положительные результаты влияния такой работы на детей. Мы видим, что используя различные формы работы с учащимися, применяя их в воспитательном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании школьников.
Профессиональная ориентация - процесс сложный. Чтобы подросток сделал правильный выбор, недостаточно его продиагностировать и рассказать о той или иной профессии. Он должен быть убежден в том, что это для него лучший выбор из всех возможных, соответствующий его возможностям, способностям и стремлениям.
И
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект как оформить документы (загранпаспорт) для учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида, с целью социализации в обществе.
Данный проект разработан с целью научить воспитанников правильному оформлению документов (загранпаспорта), которые им пригодятся в самостоятельной жизни....
Программа по русскому языку и чтению для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Программа по русскому языку и чтению для учащихся 5-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Материаловедение Тетрадь для самостоятельной работы 10 класс Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
Тетрадь для самостоятельных работ по материаловедению в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....
Тесты и задания для проверки знаний учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида по всем темам истории Отечества в 9 классе.
Тесты и задания для проверки знаний учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида по истории Отечества в 9 классе составлены в соответствии с материалом учебника для 9 класса специальных (корре...
Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.
Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.(из опыта работы)...
внеклассное занятие по географии для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида "Вокруг света за 45 минут"
внеклассное занятие по географии материков и океанов для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида...
Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида
laquo;Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида» У детей обучающ...