Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида
методическая разработка

Белякова Галина Михайловна

«Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

 

У детей обучающихся в коррекционных школах VIII чаще всего страдают процессы внимания, памяти, недостаточность познавательной сферы. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе.

Одной из задач , которую я ставлю перед собой - пробуждать у воспитанников интерес через всевозможные виды деятельности одним из которых является сказкотерапия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление  на Методическом объединении учителей сложной структуры

ГБОУ Школы № 108

учителя  4 «А» класса  Беляковой Г.М.

«Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

У детей обучающихся в коррекционных школах VIII чаще всего страдают процессы внимания, памяти, недостаточность познавательной сферы. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе.

Одной из задач , которую я ставлю перед собой - пробуждать у воспитанников интерес через всевозможные виды деятельности одним из которых является сказкотерапия.

Обычно сказка выполняет три функции – терапевтическую, диагностическую и прогностическую.

Диагностическая сказка позволяет определить уже сложившийся жизненный сценарий у ребёнка и его стратегии поведения. Диагностическая сказка может помочь выявить отношение или состояние ребёнка, о котором он не говорит вслух.

Прогностические сказки диагностируют потенциальное развитие событий, позволяют раскрыть суть будущего жизненного сценария человека.

Благодаря терапевтической функции сказки происходят положительные изменения в поведении и состоянии ребёнка.

Используя различные приёмы сказкотерапии, мы сможем помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья преодолеть самые различные ситуации, с которыми он может столкнуться в будущем, уже во взрослой жизни. Это поможет расширить его мировоззрение, научит взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром.

«В некотором царстве, в некотором государстве…»

Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно:

может быть, за тридевять земель,

а может быть, и рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих

в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.

Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно.

  • Можно рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте?
  • Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди.
  • Также возможен вариант, когда учитель предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему.
  • Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.

Формы работы со сказкой которые я применяю на уроках устной речи:

Анализ сказок.
Цель — осознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией.

Я заранее подготавливаю вопросы: О чем сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как это знание мы будем использовать в своей жизни?

Далее мы обсуждает мнение героев сказки, мотивы их поступков. Назначение этого обсуждения — выявление видимой и скрытой мотивации героев.

Чтобы выявить скрытую мотивацию, я задаю следующие вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чтобы помочь детям увидеть способы разрешения его трудной жизненной ситуации посредством сказки задаю специальные вопросы: Как решает герой проблему? Какой он выбирает способ решения — активный или пассивный? Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому?

Рассказывание сказок.
Можно рассказывать сказку одному ребенку или группе от первого лица, в частности от имени сказочного персонажа. Данный прием позволяет поставить себя на место другого.

Постановка сказок (с помощью кукол, по ролям).
С помощью кукол. Дети вместе со своими куклами занимают места в классе за партами. Я начинаю рассказывать сказку. Дети, выходят на сцену тогда, когда я расскажу о их персонаже. На то время, пока персонаж в сказке не участвует, ученик возвращается на своё место.

Я использую в своей работе этот элемент сказкотерапии в постановке нескольких сюжетов народных сказок, например в 3 классе на уроках устной речи мы разыгрываем сказки: «Три медведя», «Красная шапочка».

Разыгрывание сказочного сюжета. Для того, чтобы подготовить сказку с помощью реальных персонажей я провожу коррекционно-развивающее сказкотерапевтическое занятие. На основе индивидуальных особенностей каждого участника подбираю им соответствующие роли в сказке. Недавно мы разыгрывали сказку«Волк и семеро козлят».Дети с удовольствием принимали участие в данном действии, буквально вживаясь в роли.
 
Игры. 

Игры по сказкам я использую для закрепления усвоения содержания сказок, для развития памяти, внимания, мышления и развития речи у детей с ОВЗ. Например:

  • «Что сначала – что потом»

Используются иллюстрации из сказки, повторяющие последовательность сюжета. Эти картинки нужно перепутать и предложить ребенку восстановить последовательность сюжета, расставив картинки по порядку. Либо, убрав одну из них, предлагаем рассказать, какого эпизода в сказке не хватает. В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.

  • «Собери картинку»

Иллюстрации к сказке можно разрезать  на несколько частей, по принципу мозаики, предложив ребенку собрать картинку из частей и угадать из какой сказки этот эпизод.  Эта игра развивает воображение, развивает способность к высказываниям.

Таким образом, комбинируя различные приемы и элементы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Ведь прежде всего наша с вами задача помогать ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Отмечать достижения ребенка, а не неудачи. Делать ошибки нормальным и нужным явлением. Формировать веру в успех. Давать, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

Таким образом, инновационные технологии существенно помогают в работе с детьми с ОВЗ.

Тезисы

Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью в коррекционной школе VIII вида.

  1. У наших детей обучающихся в коррекционных школах VIII чаще всего страдают процессы внимания, памяти, недостаточность познавательной сферы. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе.

Одной из задач , которую я ставлю перед собой - пробуждать у воспитанников интерес через всевозможные виды деятельности одним из которых является сказкотерапия.


  1. Обычно сказка выполняет три функции – терапевтическую, диагностическую и прогностическую.

Диагностическая сказка позволяет определить уже сложившийся жизненный сценарий у ребёнка и его стратегии поведения. Диагностическая сказка может помочь выявить отношение или состояние ребёнка, о котором он не говорит вслух.


  1. Формы работы со сказкой которые я применяю :

Анализ сказок.
Цель — осознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией.

Я заранее подготавливаю вопросы: О чем сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как это знание мы будем использовать в своей жизни?


  1. Таким образом, комбинируя различные приемы и элементы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

1.Сказкотерапия является одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ. У детей с умственной отсталостью, обучающихся в коррекционных школах VIII вида чаще всего страдают процессы внимания, памяти, недостаточность познавательной сферы. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе.

Одной из задач , которую я ставлю перед собой - пробуждать у воспитанников интерес через всевозможные виды деятельности, одним из которых является сказкотерапия.

2. Обычно сказка выполняет три функции – терапевтическую, диагностическую и прогностическую.

  • Диагностическая сказка позволяет определить уже сложившийся жизненный сценарий у ребёнка и его стратегии поведения. Диагностическая сказка может помочь выявить отношение или состояние ребёнка, о котором он не говорит вслух.
  • Прогностические сказки диагностируют потенциальное развитие событий, позволяют раскрыть суть будущего жизненного сценария человека.
  • Благодаря терапевтической функции сказки происходят положительные изменения в поведении и состоянии ребёнка.

3. «В некотором царстве, в некотором государстве…»

Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно:

может быть, за тридевять земель,

а может быть, и рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих

в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.

  1. ФОРМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ КОТОРЫЕ Я ПРИМЕНЯЮ НА УРОКАХ УСТНОЙ РЕЧИ:

Анализ сказок.
Цель — осознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией.

Я заранее готовлю вопросы: О чем сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как это знание мы будем использовать в своей жизни?

Далее мы обсуждаем мнение героев сказки, мотивы их поступков. Назначение этого обсуждения — выявление видимой и скрытой мотивации героев.

  1. Чтобы выявить скрытую мотивацию, я задаю следующие вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чтобы помочь детям увидеть способы разрешения его трудной жизненной ситуации, посредством сказки, задаю специальные вопросы: Как решает герой проблему? Какой он выбирает способ решения — активный или пассивный? В каких ситуациях нашей жизни эффективен данный способ решения проблем и преодоления трудностей?

  1. Рассказывание сказок.
    Можно рассказывать сказку одному ребенку или группе от первого лица, в частности от имени сказочного персонажа. Данный прием позволяет поставить себя на место другого.

Постановка сказок (с помощью кукол, по ролям).
Дети вместе со своими куклами занимают места в классе за партами. Я начинаю рассказывать сказку. Дети выходят на импровизированную сцену тогда, когда я расскажу о их персонаже. На то время, пока персонаж в сказке не участвует, ученик возвращается на своё место.

  1. Я использую в своей работе этот элемент сказкотерапии в постановке нескольких сюжетов народных сказок, например, в 3 классе на уроках устной речи мы разыгрываем сказки:

«Маша и медведь», «Красная шапочка».

  1. фото
  2. фото

  1. Разыгрывание сказочного сюжета. Для того, чтобы подготовить сказку с помощью реальных персонажей, я провожу коррекционно-развивающее сказкотерапевтическое занятие. На основе индивидуальных особенностей каждого участника подбираю им соответствующие роли в сказке. Недавно мы разыгрывали сказку«Волк и семеро козлят». Дети с удовольствием принимали участие в данном действии, буквально вживаясь в роли.


  1. Фото

  1. ИГРЫ

Игры по сказкам я использую для закрепления усвоения содержания сказок, для развития памяти, внимания, мышления и развития речи у детей с ОВЗ. Например:

«Что сначала – что потом»

Используются иллюстрации из сказки, повторяющие последовательность сюжета. Эти картинки нужно перепутать и предложить ребенку восстановить последовательность сюжета, расставив картинки по порядку. Либо, убрав одну из них, предлагаем рассказать, какого эпизода в сказке не хватает. В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.

  1. Рис

  1. «Собери картинку»

Иллюстрации к сказке можно разрезать  на несколько частей, по принципу мозаики, предложив ребенку собрать картинку из частей и угадать из какой сказки этот эпизод.  Эта игра развивает воображение и способность к высказываниям.

  1. Рис
  2. Таким образом, комбинируя различные приемы и элементы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых

он столкнется во взрослой жизни, а так же значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

hello_html_60ac2499.jpg

hello_html_3726789c.jpg hello_html_m169f9db7.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому обучению. 2 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под реда...

Игра-развлечение "Поле Чудес" для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Игра-развлечение "Поле Чудес". Тема: "Ее Величество Буква"....

Программа по русскому языку и чтению для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Программа по русскому языку и чтению для учащихся 5-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Тесты и задания для проверки знаний учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида по всем темам истории Отечества в 9 классе.

Тесты и задания для проверки знаний учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида по истории Отечества в 9 классе составлены в соответствии с материалом учебника для 9 класса специальных (корре...

Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.

Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.(из опыта работы)...

внеклассное занятие по географии для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида "Вокруг света за 45 минут"

внеклассное занятие по географии материков и океанов для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида...

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания детей начальных классов в специальной коррекционной школе (VIII вида)»

Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, оч...