Рабочая программа по трудовому обучению. 2 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.
рабочая программа по теме
Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией В.В.Воронковой. Москва: «Просвещение», 2006 год, регионального базисного учебного плана общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_trudovomu_obucheniyu._2_klass.doc | 245 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование уроков трудового обучения во 2 классе (2 ч в неделю).
№ | Тема | Кол-во часов, дата | Цель урока | Содержание работы | Коррекционная работа | Оборудование |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 | 1 четверть (18 часов) Работа с глиной и пластилином. Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел. Лепка дидактического материала с применением стеки и резака: кубик, брусок. Складывание из вылепленных деталей башни, дома. Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы. Лепка по образцу или с натуры игрушек: автобуса, грузового или легкового автомобиля. Работа с природным материалом. Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Изготовление по образцу птички. Самостоятельное изготовление по образцу рыбки, черепахи. Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи. Работа с бумагой и картоном. Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией. Изготовление счётного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов. Оклеивание картона цветной бумагой с одной стороны. Работа с текстильными материалами. Изготовление стилизованных ягод. Изготовление стилизованных фигурок человека. Пришивание пуговиц двумя отверстиями. Экскурсия в швейную мастерскую. 2 четверть. Работы с глиной и пластилином. Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стакана. Лепка с натуры посуды конической формы: ведёрка, цветочного горшка. Лепка с натуры и по представления чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга. Работа с природными материалами (аппликационные работы и панно). Составление композиций по образцу и представления из засушенных листьев, цветов, трав. Работа с бумагой и картоном. Изготовление закладки. Изготовление из картона плоских ёлочных игрушек и гирлянд в форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, животных, игрушек. 3 четверть (20 часов). Работа с глиной и пластилином. Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: цыплёнка и утёнка, утки и гуся. Лепка по образцу стилизованных фигур животных: кошки и белки. Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы. Работа с природными материалами. Коллективное изготовление макета к сказке «Теремок». Изготовление макета к прочитанным сказкам группами в два человека. Работа с бумагой и картоном. Изготовление закладки из тонкого картона. Изготовление аппликации (грузовик, автофургон) с резметкой деталей по линейке. Изготовление из бумаги, картона, материалоотходов поздравительных открыток, сувениров. Работа с текстильными материалами. Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника. Ознакомление с ручными стежками. Упражнения на полосе бумаги в клетку. Вышивание закладки из канвы или ткани, раскроенной по самостоятельно составленной выкройке, смёточным стежком. Оформление концов закладки кисточками. Изготовление игольницы по образцу. 4 четверть (16 часов). Работа с глиной и пластилином. Лепка по представлению свободных композиций: «колобок и лиса», «Маша и медведь», «лиса и журавль». Работа с бумагой. Изготовление по образцу мебели (стол, кресло). Изготовление по образцу плоской модели трёхсекционного светофора. Изготовление по образцу указателя «переход». Изготовление по образцу подушечки для иголок. Работа с текстильными материалами. Выполнение стежка «шнурок»: упражнение на полосе бумаги в клетку. Вышивание закладки. Оформление концов закладки кисточками. Вышивание салфетки из канвы стежками: смёточный и шнурок. | Обучение приёмам обработки пластилина стекой. Развитие умений самостоятельного образца изделий, планирования работы по вопросам учителя. Закрепление приёмов работы резаком и стекой. Закрепление приёмов соединения деталей способом промазывания. Сбор природного материала для уроков труда. Обучение приёмам соединения деталей при изготовлении поделок из природного материала. Закрепление приёмов изготовления поделок с использованием природных материалов, опираясь на образец и показ учителя. Закрепление приёмов соединения деталей. Совершенствование приёмов разметки по шаблону. Закрепление приёмов резания по прямым и кривым линиям. Совершенствование приёмов смазывание поверхности бумаги клеем. Ознакомление с новыми текстильными материалами. Обучение связыванию ниток. Закрепление приёмов разрывания, наматывания, разрезания ниток. Закрепление приёма шитья: «игла вверх-вниз». Ознакомление с текстильными материалами, выставкой работ учащихся, с профессией швеи. Обучение приёмам лепки способом «вдавливания» и «расплющивания», нанесение рисунка стекой. Обучение приёмам лепки способом «вдавливания» и «расплющивания», нанесение рисунка стекой. Закрепление приёмов лепки, украшение изделий. Обучение составлению композиций из различных природных материалов с помощью клея. Обучение приёмам рациональной разметки. Обучение приёмам сгибания бумаги под прямым углом по трафаретам и разметке. Обучение приёмам обработки пластического материала руками и стекой с соблюдением пропорций, соединение деталей в одно целое способом «примазывания». Обучение приёмам обработки пластического материала руками и стекой с соблюдением пропорций, соединение деталей в одно целое способом «примазывания». Закрепление приёмов обработки пластического материала руками и стекой с соблюдением пропорций, соединение деталей в одно целое способом «примазывания». Обучение правилам составления макета, приёмам закрепления деталей на подставке. Формирование навыков коллективного труда. Закрепление правил составления макета, приёмов закрепления деталей на подставке. Формирование навыков коллективного труда. Обучение приёмам разметки с помощью линейки, приёмам оклеивания картона бумагой с двух сторон. Закрепление приёмов разметки с помощью линейки. Закрепление приёмов разметки с помощью линейки. Обучение приёмам раскроя ткани по выкройке. Обучение приёму смёточного стежка. Закрепление приёмов раскроя материала, выполнения смёточного стежка.
Закрепление приёмов раскроя материала по выкройке, выполнение смёточного стежка. Формирование навыков лепки по каркасу, правильного расположения деталей, соблюдения пропорций между элементами композиции. Совершенствование приёмов разметки по шаблону, склеивания деталей. Совершенствование приёмов разметки по линейке, склеивания деталей. Закрепление приёмов разметки по шаблонам и линейке. Закрепление умений в планировании и контроле при выполнении изделий из бумаги и картона. Обучение приёмам работы при отделке изделий стежком «шнурок». Закрепление приёмов выполнения вышивки стежками (смёточный и шнурок). | Назначение глины. Знакомство с понятием «геометрические тела», сравнение геометрических фигур и геометрических тел. Формовка куба из шара и бруска из столбика. Приёмы работы с холодным пластилином. Изготовление кубиков и брусков разного размера. Повторение приёмов работы с инструментами. Анализ образца и сравнение его с инструментом Беседа о профессии столяра. Анализ объекта и сравнение его с игрушкой. Изготовление поделки с помощью учителя. Беседа о природе осенью, наблюдение осеннего парка. Сбор природного материала, сортировка, подготовка к хранению. Анализ образца по вопросам. Сравнение пропорций деталей на образце. Пооперационное выполнение работы. Контроль выполнения работы с опорой на образец. Сравнение своего изделия с образцом с помощью учителя. Анализ образца по вопросам учителя, повторение приёмов соединения деталей. Анализ образца в совместной беседе, самостоятельное изготовление поделки. Применение и назначение бумаги и картона. Повторение приёмов разметки по шаблону, показ приёма разметки. Планирование с использованием предметной карты. Выполнение работы с показом учителем приёма нанесения клея. Украшение пакета аппликацией. Повторение приёмов резания. Разметка и резание бумаги и картона с использованием шаблонов. Повторение правил при работе с клеем, выполнение работы. Анализ образца, планирование последовательности изготовления ягод из связанных пучков нитей, выполнение работы с частичной помощью учителя. Анализ образца. Планирование последовательности изготовления фигурки, обучение приемам наматывания ниток и перевязывания. Анализ образца крепления пуговиц с двумя отверстиями. Пришивание пуговиц с использованием палочки. Завязывание узелка. Беседа о текстильных материалах, их особенностях и применении. Беседа о геометрических телах и фигурах. Анализ образца и планирование работы в беседе по вопросам. Обучение приёмам работы со стекой при нанесении узора. Беседа о предметах конической формы, анализ натуральных предметов, планирование последовательности выполнения работы. Нанесение с помощью стеки орнамента из прямых и волнистых линий. Анализ изделий, планирование последовательности изготовления посуды. Отделочная работа (с помощью стеки, орнамент из пластилина, окраска гуашью). Проведение игры «Накрой стол». Беседа, анализ образца, планирование последовательности работы. Подбор необходимого материала, правильное размещение композиции на подложке. Повторение приёмов резания по линиям разметки предметов сложной конфигурации. Анализ образца и планирование работы по предметной карте. Оформление закладки аппликацией. Закрепление приёмов резания по кривым разметочным линиям. Предварительный анализ работы и планирование по предметной карте. Выполнение изделия, соединение деталей с помощью клея. Закрепление нитки-петли с помощью клея. Беседа о пропорциональности частей тела птиц. Анализ образцов. Определение последовательности лепки, повторение приёмов лепки и соединения деталей. Беседа о пропорциональности частей тела животных. Анализ образцов. Определение последовательности лепки, повторение приёмов лепки и соединения деталей. Соблюдение последовательности выполнения работы, расчленение изделия на детали, изготовление каждой детали и соединение их в одно целое. Беседы по иллюстрациям сказки «Теремок». Анализ макета образца. Определение материала, из которого изготовлены детали. Распределение заданий отдельным учащимся и попарно. Анализ макета образца по мотивам сказки, вычленение деталей и частей макета. Распределение заданий учащимся попарно. Анализ изделия. Планирование с частичной помощью учителя. Выполнение работы. Анализ образца. Ориентировка в задании с помощью учителя. Планирование с помощью учителя. Выполнение работы по предметно-операционному плану. Усвоение контрольных действий при разметке с помощью линейки. Анализ образца. Ориентировка в задании с помощью учителя. Планирование с помощью учителя. Выполнение работы по предметно-операционному плану. Усвоение контрольных действий при разметке с помощью линейки. Беседа о сортах, свойствах, назначении ткани, лицевой и изнаночных сторонах. Упражнения в резании ткани по разметочным линиям. Составление коллекции ткани. Анализ образца. Первоначальное усвоение двигательных действий при выполнении стежка. Проведение упражнений на полосе из бумаги в клетку. Составление выкройки по заданным размерам под руководством учителя. Раскройка материала по выкройке. Рациональное размещение выкройки на ткани. Выполнение смёточного стежка, оформление кисточками. Анализ образца, планирование по вопросам учителя. Самостоятельное вычерчивание выкройки в форме квадрата. Выполнение работы. Анализ своей работы и работы товарища по вопросам учителя. Беседа по содержанию сказки с использованием иллюстраций. Изготовление персонажей композиции по памяти с использованием готового каркаса. Расположение элементов макета на подставке. Анализ образца и планирование работы с частичной помощью учителя. Разметка деталей по шаблону. Подбор цвета бумаги и оклеивание самостоятельно. Анализ образца, разметка прямоугольных деталей по линейке, самостоятельное изготовление модели с частичным контролем учителя. Изготовление стрелки указателя с разметкой по шаблону, стойки – по линейке. Изготовление самостоятельно и под контролем учителя. Анализ своей работы и работы товарищей. Анализ образца, планирование работы совместно с учителем, разметка. Изготовление самостоятельно. Беседы о видах ручных стежков, анализ образца. Выполнение стежка «шнурок», вышивки с использованием напёрстка. Анализ выполненной работы. Анализ образца и планирование работы по предметному плану. Изготовление работы самостоятельно. Анализ результата. | Расширение знаний о пластических свойствах пластилина, цвете и форме. Обучение употреблению в речи слов, обозначающих пространственные признаки: высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий. Расширение словарного запаса: форма, брус, куб, шар. Коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности: анализ объекта по вопросам учителя, составление плана работы над изделием с помощью учителя. Коррекция недоразвития моторных функций. Формирование навыка правильного чтения слов: молоток, ручка, боёк. Развитие устной речи в процессе изучения объекта, планирование работы и словесного отчёта о проделанной работе. Расширение социального опыта. Коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности: установление логической последовательности изготовления изделия, определение приёмов работы и инструментов. Коррекция мелкой моторики рук. Расширение представления о растительном мире. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Развитие зрительного, слухового восприятия, пространственной ориентировки. Компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы (самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя). Коррекция недостатков развития моторики рук. Расширение представления о растительном мире (ясень, дуб). Развитие умения анализировать объект, ориентируясь на его признаки и свойства, оценивать своё изделие по вопросам учителя. Расширение представления о растительном мире. Формирование умения составлять план выполнения поделки и оценивать своё изделие по вопросам учителя. Формирование навыка правильного чтения слов: шишка, кочерыжка, скорлупа. Развитие комментирующей речи. Коррекция недоразвития координации движений рук. Обучение синхронной работе обеих рук. Повышение познавательной активности. Формирование умения правильно распределять мышечное усилие при работе ножницами. Расширение знаний о картоне: физических свойствах, цвете, сортах. Коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности (ориентировка в задании, планирование хода работы, самоконтроль). Коррекция зрительной координации и моторики рук. Формирование умения анализировать изделие, выделяя его признаки и свойства (форма, величина, цвет деталей). Формирование навыка правильного чтения слов: сувенир, украшение. Формирование пространственных представлений: от себя, на себя, снизу, сверху; пространственной связи частей: посередине, выше, ниже. Развитие мелкой моторики рук. Расширение представления об окружающем мире. Расширение понятия «декоративные украшения». Коррекция недостатков мыслительной деятельности, которая выражается в развитии навыков изготовления изделия по плану. Коррекция регуляции мышечного усилия. Коррекция зрительно- двигательной координации, точности движения, внимания. Развитие ритмической упорядоченности движений при выполнении практических действий «вверх», «вниз». Расширение представлений об одежде. Осуществление социально- бытовой ориентировки учащихся. Формирование навыка правильного чтения слов: застёжка, петля, пуговица. Расширение социального опыта детей, формирование представлений об инструментах (иглы, швейные машины) и изделий из ткани. Знакомство с профессиями, первичная профессиональная ориентировка. Расширение представления о геометрических телах, закрепление умения сравнивать форму геометрического тела с предметами быта (банка, кашпо, скалка). Закрепление знаний о величине. Формирование умения осуществлять контроль способом сравнивания длины вылепленной из пластилина заготовки и мерки. Развитие мелкой моторики: регуляция мышечного усилия. Овладение понятиями «конус», «усечённый конус». Расширение представления о способах лепки (конструктивный способ). Развитие мелкой моторики рук: координация движений. Формирование навыка правильного чтения слов: конус, горшок, лепить, жгутик, колечко. Формирование умения анализировать объект, выделяя его признаки и свойства (название, назначение, форма, цвет, величина). Закрепление знания о геометрических телах. Формирование умения употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения (сверху, снизу, слева, справа). Развитие мышечного усилия и координация движений рук. Расширение социального опыта ребёнка. Расширение социального опыта ребёнка (украшение предметов быта). Формирование представления о направлении, положении и пространственных связях частей в композиции. Развитие пространственной ориентировки. Развитие комментирующей речи. Коррекция недоразвития координации движения рук. Формирование умения распределять мышечные усилия при выполнении разрезов. Компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы. Коррекция недостатков мыслительной деятельности, которая выражается в формировании умений выделять признаки и свойства изделия: название, назначение, детали, форма, величина, цвет, материал. Развитие мелкой моторики рук. Повышение познавательной активности: воображения, наблюдательности, речи (составление плана лепки с помощью учителя). Коррекция двигательно-моторной сферы: развитие координации рук, дифференциация движения пальцев. Коррекция мыслительной деятельности на основе формирования умения анализировать образец, выделяя в нём геометрические формы. Введение в активный словарный запас слов, обозначающих пространственные характеристики. Развитие самоконтроля: определение правильности действия и результата. Формирование умения составлять план работы при выполнении задания и отчёт о проделанной работе. Коррекция моторики рук. Коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности: выделение главного и второстепенного в изделии, выявление пропорционального и цветового соотношения элементов макета. Развитие пространственной ориентировки при определении положения деталей. Употребление в речи технической терминологии: макет, детали, скатывание, сплющивание, вытягивание. Компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы: формирование умения работать в группе, формирование адекватной реакции на замечания. Развитие комментирующей речи. Коррекция мелкой моторики рук. Первичная профориентация (экономная разметка деталей на материале). Формирование навыка правильного чтения слов: разметка, шаблон, стороны, углы. Расширение словарного запаса понятиями: контур, силуэт. Развитие зрительно-двигательной координации при закреплении умений вырезать ножницами по контурной линии. Развитие моторики рук. Расширение социального опыта ребёнка (декоративные украшения). Коррекция мыслительной деятельности, которая выражается в формировании умения анализировать изделие, выделяя его признаки и свойства (назначение, форма, величина, детали, цвет, материал). Развитие пространственных представлений. Формирование навыка правильного чтения слов: ткань, иголка, булавка, ножницы, портной, выкройка. Формирование правильных движений рук при работе ножницами в процессе раскроя ткани. Профориентация учащихся: знакомство с профессией портного и швеи. Развитие координации движения рук, регуляция мышечного усилия, дифференциации движения пальцев. Расширение словарного запаса понятиями: шитьё, вышивка, стежок. Коррекция зрительно-двигательной координации, внимания. Развитие ритмической упорядоченности движения рук при выполнении практических действий «вверх», «вниз». Расширение словарного запаса понятиями: шитьё, вышивка, стежок. Коррекция зрительно-двигательной координации, внимания, точности, развитие плавности движений рук. Развитие ритмической упорядоченности движения рук при выполнении практических действий «вверх», «вниз». Коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности: выделение главного и второстепенного в изделии, выявление пропорционального и цветового соотношения элементов макета. Развитие пространственной ориентировки при определении положения деталей. Употребление в речи технической терминологии: макет, детали, скатывание, сплющивание, вытягивание. Коррекция недостатков мыслительной деятельности, которая выражается в формировании умений анализировать объект, планировать ход работы над изделием. Коррекция недоразвития моторных функций. Коррекция недостатков развития сенсомоторики (величина, форма, цвет). Развитие зрительно-двигательной координации. Развитие мелкой моторики рук при разметке и вырезании деталей. Коррекция недостатков мыслительно-речевой деятельности при ориентировке в задании и планировании хода работы над изделием. Развитие умения контролировать свою работу. Развитие устной речи в процессе изучения объекта и планировании работы. Формирование навыка самоконтроля. Коррекция мелкой моторики рук. Расширение социального опыта ребёнка на основе формирования представлений о разных способах украшения изделий. Коррекция зрительно-двигательной координации, внимания. Развитие ритмической упорядоченности движения рук при выполнении практических действий «вверх», «вниз». Расширение словарного запаса понятиями: шитьё, стежок, кисточка. Коррекция зрительно-двигательной координации. Развитие точности, плавности движения рук, внимания. | Стека, пластилин, подложка, геометрические фигуры , образцы изделий. Образцы кубика и бруска; графический план, пластилин, стека, резак.
Картина «В столярной мастерской». Игрушки (автобус, автомобили), заготовки деталей из пластилина. Папки и коробки для природного материала. Образец, рисунки птиц, природный материал (жёлуди, перья, палочки), Образец, рисунки рыб, черепахи, природный материал (крылатки ясеня, жёлуди). Образец, иллюстрация свиньи, природный материал (кукурузная кочерыжка, скорлупа яйца, еловая шишка). Коллекция «Виды бумаги и картона». Образец, предметная карта, плакаты «Правила работы с клеем», «Правила работы с ножницами». Цветная бумага, картон, образцы счётного материала, шаблоны, плакаты по ТБ при работе с клеем и ножницами. Картон, бумага, кисточка, клей, подложка, плакат по ТБ при работе с клеем. Коллекция текстильных материалов, образец изделия, плакат по ТБ при работе с ножницами. Образец изделия, шпагат, нитки, тесьма, пуговицы, плакаты по ТБ при работе с ножницами. Образец, кусок ткани, пуговицы, палочки, плакаты по ТБ при работе с ножницами и иглой. Коллекция тканей, выставочные работы учащихся. Керамические изделия из глины (чайная посуда, декоративная посуда), образцы изделий. Ведёрко, цветочный горшок, образцы изделий, изобразительно-графический план. Чайная и столовая посуда, образцы украшения изделий из глины, плакат «Сервировка стола», образцы изделий. Береста, сухие листья, цветы, перья птиц, ракушки, образцы изделий, плакат «Правила при работе с клеем». Картон, цветная бумага, образцы закладок, шаблоны, трафареты для аппликации, плакат правила ТБ при работе с ножницами. Картонные ёлочные игрушки, трафареты, шаблоны, предметные карты, нитки, плакаты по ТБ. Игрушки птиц, рисунки с изображением птиц, образцы поделок. Игрушки животных, иллюстрации и рисунки кошки и белки, образцы поделок. Игрушки животных, иллюстрации и рисунки, образцы поделок. Макет к сказке «Теремок», иллюстрации к сказке. Макет к сказке. Образцы закладок, предметно-операционный план, таблицы по ТБ при работе с ножницами и клеем. Образцы, предметно-операционный план, таблицы по ТБ при работе с ножницами и клеем. Образцы, предметно-операционный план, таблицы по ТБ при работе с ножницами и клеем. Образцы тканей, ткань, выкройка, таблица по ТБ при работе с ножницами. Образец, полоска бумаги, схема выполнения стежка, таблица по ТБ при работе с ножницами и иглой. Образец закладки, выкройка, ткань, правила ТБ при работе с ножницами и иглой. Образец изделия, выкройка, ткань, плакаты по ТБ при работе с ножницами и иглой. Иллюстрации к русским народным сказкам, образцы композиций. Образцы мебели из коробочек, картона и бумаги, плакаты «Правила работы с клеем», «Правила ТБ при работе с ножницами». Образец светофора, таблица «Правила перехода перекрёстка», плакаты по ТБ. Образец указателя, шаблоны стрелки, игра «Переход улицы», плакаты по ТБ. Подушечка для иголок, графический план, плакаты по ТБ. Образец закладки, схема выполнения Стежка «шнурок», образцы отделки изделий, плакаты по ТБ. Образец изделия, предметный план, схемы выполнения стежков, плакаты по ТБ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-развлечение "Поле Чудес" для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Игра-развлечение "Поле Чудес". Тема: "Ее Величество Буква"....
Программа по русскому языку и чтению для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Программа по русскому языку и чтению для учащихся 5-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Социальное партнерство как способ повышения эффективности образования на уроках профессионально – трудового бучения в Специальной (коррекционной) школе VIII вида
Дано понятие "Социальное партнерство", цель социального партнерства, виды социального партнерства, специфика социального партнерства с учетом новых федеральных государственных стандартов для специальн...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Слесарное дело" для 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Календарно-тематическое планирование по предмету "Слесарное дело" для 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Слесарное дело" для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Календарно-тематическое планирование по предмету "Слесарное дело" для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Календарно-тематическое планирование факультативного курса по "Электроделу" для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Календарно-тематическое планирование факультативного курса по "Электроделу" для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Слесарное дело" для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Календарно-тематическое планирование по предмету "Слесарное дело" для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...