Социальное партнерство как способ повышения эффективности образования на уроках профессионально – трудового бучения в Специальной (коррекционной) школе VIII вида
статья по теме

Репникова Анна Евгеньевна

Дано понятие "Социальное партнерство", цель социального партнерства, виды социального партнерства, специфика социального партнерства с учетом новых федеральных государственных стандартов для специальных (коррекционных) школ и программе профессионально-трудового обучения по профилю "Цветоводство и декоративное садоводство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_sotsialnoe_partnerstvo.docx23.92 КБ
Файл Презентация к статье219.78 КБ

Предварительный просмотр:

Репникова А.Е.

Социальное партнерство как способ повышения эффективности образования на уроках профессионально – трудового бучения в Специальной (коррекционной) школе VIII вида

Понятие социальное партнерство

Социальное партнерство - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. (И.А.Хоменко)

Толкование самого термина и направлений его развития применительно к образованию и воспитанию:

  1. партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;
  2. партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями разных сфер общественного воспроизводства;
  3. партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества, что позволяет изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования.

В качестве социальных партнеров могут выступать промышленные предприятия, бюджетные организации, учреждения дополнительного образования и, конечно, учреждения профессионального образования. (Социальное партнерство в воспитании школьников. Шадрина, Е.В., библиограф библиотеки НИРО)

Сегодня многие школы работают над созданием эффективной модели взаимодействия с детьми, семьей и внешним сообществом. (Терехина, Е.  Школа партнерского взаимодействия // Директор школы.-2011.-№2.-С.54-60.).

Цель социального партнерства

Целью работы образовательного учреждения с партнерами  является всестороннее повышение качества образования, расширение спектра образовательных услуг, развитие социализации и профориентации обучающихся за счет привлечения дополнительных интеллектуальных, имущественных, социальных и имиджевых ресурсов.

В современном образовательном учреждении меняется многое: его структура и содержание, позиция педагогов и воспитанников, микроклимат их взаимоотношений, методика и содержание обучающих и воспитывающих занятий.

Виды социального партнерства

Модель социального партнерства можно выстраивать в нескольких направлениях:

  • взаимодействие с семьями воспитанников
  • взаимодействие с образовательными учреждениями
  • взаимодействие с учреждениями культуры
  • взаимодействие с местными органами самоуправления
  • взаимодействия с учреждениями здравоохранения

Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию необходимо ориентироваться на задачи образовательной программы школы, требования новых ФГОСТов, которые вступят в силу с сентября 2016 года. Мероприятия по социальному партнерству должны способствовать полноценному, всестороннему развитию учащегося, воспитаннику, сохранению и укреплению здоровья воспитанников; формированию основ базовой культуры личности, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию социализации, обеспечивающей социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях.

Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.

Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие школы с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора обучающихся, воспитанников. Дети посещают музеи, библиотеки, в которых кроме экскурсий, работники проводят занятия. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность.

Можно выделить внешнее и внутреннее партнерство:

Внешнее партнерство

Органы государственной власти

Бизнес-структуры

ПТУ, другие ОУ

Учреждения культуры,

здравоохранения и др.

Общественные организации

Внутреннее партнерство

Общественное участие в управлении ОУ

Школьные институты самоуправления

Школа и семья

Социальное партнерство – соблюдение правовых норм в отношениях «заказчик-исполнитель»

Учитель - учит детей, оказывая услугу

Родитель - формирует заказ, несет ответственность за образование в т.ч. и финансовую

Ученик - учится получая определенное образование, получатель услуги

О важности взаимодействия семьи и школы в деле формирования гражданской идентичности личности учащихся, приобретающем особую актуальность в условиях социокультурной модернизации образования и перехода российского общества к инновационному развитию, говорится и в статье Х.Т. Загладиной (Загладина, Х.Т.  Формирование гражданской идентичности в рамках социального партнерства семьи и школы // Воспитание школьников.-2012.-№4.-С.10-14.).

Путь к оптимальной модели взаимодействия педагогов с родителями воспитанников лежит через переосмысление сущности педагогической профессии, ее целей, задач, содержания, методов. Именно на сферу воспитания распространяется потребность в целевом, системном регулировании. Поэтому сегодня необходимо выработать социально-педагогическую технологию, ориентированную на духовное становление подрастающего поколения и подготовку учителя, способного профессионально развивать и укреплять систему демократических партнерских отношений с родителями учащихся. (Хоменко, И.А. Система работы образовательного учреждения с семьей. Кн.1. Информирование / И.А. Хоменко. - М.: Сентябрь,2009.-160с.; Хоменко, И. А. Семья как педагогическая система и партнер школы

И.А. Хоменко // Народное образование [электронная версия]-2009.-№8.-С.123-127).

Социальное партнерство и уроки профессионально – трудового обучения в Специальной (коррекционной) школе VIII вида

Социальное партнерство является необходимым условием повышения эффективности образования на уроках профессионально – трудового бучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида и социализации обучающихся воспитанников в самостоятельной трудовой деятельности после окончания школы. Для этого в школе:

  • осуществляется анализ тенденций развития социального партнерства в образовательном учреждении как фактора повышения качества профессионально- трудового образования;
  • определяются стратегии социального партнерства для реализации направленных изменений в политике и практике образовательного учреждения;
  • реализуются технология проектного управления образовательным учреждением профессионально- трудового образования;
  • реализуется многоуровневый подход к реализации социального партнерства в начальном  профессиональном учреждении.

Социальное партнерство и специальный федеральный государственный стандарт (ФГОСТ)

        В пункте 1.3. к особым образовательным потребностям, являющимся общими для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся:

  • специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой;
  • стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Пунктом 3.3.предусмотрено, что организация создает условия для реализации адаптивных основных общеобразовательных программ, обеспечивающих возможность:

  • выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе с использованием возможностей организаций дополнительного образования;
  • расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья;

В пункте 4.2. отмечено, что достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности, овладением доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия.

В разделе профильный труд выделяются задачи:

Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.

Реализация адаптивных основных общеобразовательных программ в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку обучающегося к индивидуальной трудовой деятельности.

Совершенствование трудовых умений по выбранному профилю труда осуществляется в процессе трудовой практики, определение ее содержания и организация осуществляется самостоятельно образовательной организацией с учетом региональных условий и потребности в рабочих кадрах, а также в соответствии с требованиями санитарных нормам и правил. (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт)

Таким образом социальное партнерство осуществляется через развитие личностных и интеллектуальных качеств; через расширение социального опыта и социальных контактов; важным условием является практическая ориентированность трудового обучения; также необходимо учитывать региональные возможности, потребность в кадрах.

В программе прфессионально-трудового обучения по прфилю «Цветоводство и декоративное садоводство» также подтверждается что, неизменной остается задача ознакомить школьников с многообразием однолетних и многолетних цветковых растений и древесно-кустарниковых пород, используемых в цветоводстве и декоративном садоводстве, научить приемам их выращивания, тем самым способствуя социальной адаптации ребят.Успешность обучения напрямую зависит от связи школы с местным озеленительным хозяйством. Учащиеся могут и должны выращивать по его заказам рассаду для цветковых культур, выполнять некоторые работы по уходу за парковыми насаждениями. Знания и навыки, приобретенные за пять лет обучения, позволят выпускникам рассчитывать на трудоустройство в этом хозяйстве рабочими-озеленителями. (В.В.Воронкова и др. | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 классы. Сборник 2)

Второй этап предполагает обучение в ПТУ или в учебно-производственном отделении учебно-воспитательного комплекса для детей с ограниченными возможностями здоровья. (В.В.Воронкова и др. | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 классы. Сборник 2)

Литература:

  1. В.В.Воронкова и др. | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 классы. Сборник 2
  2. Загладина, Х.Т.  Формирование гражданской идентичности в рамках социального партнерства семьи и школы // Воспитание школьников.-2012.-№4.-С.10-14.
  3. Терехина, Е.  Школа партнерского взаимодействия // Директор школы.-2011.-№2.-С.54-60.
  4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт 
  5. Хоменко, И.А. Система работы образовательного учреждения с семьей. Кн.1. Информирование / И.А. Хоменко. - М.: Сентябрь,2009.-160с.; Хоменко, И. А. Семья как педагогическая система и партнер школы
  6. И.А. Хоменко // Народное образование [электронная версия].-2009.-№8.-С.123-127.
  7. Социальное партнерство в воспитании школьников. Шадрина, Е.В., библиограф библиотеки НИРО (сайт НИРО)

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальное партнерство как способ повышения эффективности образования на уроках профессионально – трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида Репникова А.Е. Педсовет 25.03.2015

Слайд 2

Понятие социальное партнерство Социальное партнерство - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. И.А.Хоменко

Слайд 3

Толкование термина и направлений его развития применительно к образованию и воспитанию: партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями разных сфер общественного воспроизводства; партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества, что позволяет изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования.

Слайд 4

В качестве социальных партнеров могут выступать промышленные предприятия, бюджетные организации, учреждения дополнительного образования и, конечно, учреждения профессионального образования. (7) Сегодня многие школы работают над созданием эффективной модели взаимодействия с детьми, семьей и внешним сообществом. Толкование термина и направлений его развития применительно к образованию и воспитанию:

Слайд 5

Цель социального партнерства Целью работы образовательного учреждения с партнерами является всестороннее повышение качества образования, расширение спектра образовательных услуг, развитие социализации и профориентации обучающихся за счет привлечения дополнительных интеллектуальных, имущественных, социальных и имиджевых ресурсов . В современном образовательном учреждении меняется многое: его структура и содержание, позиция педагогов и воспитанников, микроклимат их взаимоотношений, методика и содержание обучающих и воспитывающих занятий .

Слайд 6

Виды социального партнерства Модель социального партнерства можно выстраивать в нескольких направлениях : взаимодействие с семьями воспитанников взаимодействие с образовательными учреждениями взаимодействие с учреждениями культуры взаимодействие с местными органами самоуправления взаимодействия с учреждениями здравоохранения

Слайд 7

Можно выделить внешнее и внутреннее партнерство Внешнее партнерство Органы государственной власти Бизнес-структуры ПТУ, другие ОУ Учреждения культуры, здравоохранения и др. Общественные организации Внутреннее партнерство Общественное участие в управлении ОУ Школьные институты самоуправления Школа и семья

Слайд 8

Семья и школа О важности взаимодействия семьи и школы в деле формирования гражданской идентичности личности учащихся, приобретающем особую актуальность в условиях социокультурной модернизации образования и перехода российского общества к инновационному развитию, говорится и в статье Х.Т. Загладиной (2.). Путь к оптимальной модели взаимодействия педагогов с родителями воспитанников лежит через переосмысление сущности педагогической профессии, ее целей, задач, содержания, методов. Именно на сферу воспитания распространяется потребность в целевом, системном регулировании. Поэтому сегодня необходимо выработать социально-педагогическую технологию, ориентированную на духовное становление подрастающего поколения и подготовку учителя, способного профессионально развивать и укреплять систему демократических партнерских отношений с родителями учащихся. (5, 6). Семейное воспитание закладывает отношение ребенка к труду. Дети из асоциальных семей трудиться не желают.

Слайд 9

Социальное партнерство и уроки профессионально – трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию необходимо ориентироваться на задачи образовательной программы школы, требования новых ФГОСТов , которые вступят в силу с сентября 2016 года. Мероприятия по социальному партнерству должны способствовать полноценному, всестороннему развитию учащегося, воспитаннику, сохранению и укреплению здоровья воспитанников; формированию основ базовой культуры личности, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию социализации, обеспечивающей социальную успешность, развитие способностей и компетенций в различных областях .

Слайд 10

Социальное партнерство и уроки профессионально – трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников. Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие школы с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора обучающихся, воспитанников. Дети посещают музеи, библиотеки, в которых кроме экскурсий, работники проводят занятия. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность.

Слайд 11

Социальное партнерство является необходимым условием повышения эффективности образования на уроках профессионально – трудового бучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида и социализации обучающихся воспитанников в самостоятельной трудовой деятельности после окончания школы. Для этого в школе : осуществляется анализ тенденций развития социального партнерства в образовательном учреждении как фактора повышения качества профессионально- трудового образования; определяются стратегии социального партнерства для реализации направленных изменений в политике и практике образовательного учреждения; реализуются технология проектного управления образовательным учреждением профессионально- трудового образования; реализуется многоуровневый подход к реализации социального партнерства в начальном профессиональном учреждении.

Слайд 12

Социальное партнерство и специальный федеральный государственный стандарт (ФГОСТ) В пункте 1.3. к особым образовательным потребностям, являющимся общими для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся : специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой; стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру .

Слайд 13

Социальное партнерство и специальный федеральный государственный стандарт (ФГОСТ) Пунктом 3.3.предусмотрено, что организация создает условия для реализации адаптивных основных общеобразовательных программ, обеспечивающих возможность: выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе с использованием возможностей организаций дополнительного образования; расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья.

Слайд 14

Социальное партнерство и специальный федеральный государственный стандарт (ФГОСТ) В пункте 4.2. отмечено, что достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности, овладением доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия. (4)

Слайд 15

В разделе ФГОСТа «профильный труд» выделяются задачи: Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи .

Слайд 16

В разделе ФГОСТа «профильный труд» выделяются задачи: Реализация адаптивных основных общеобразовательных программ в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку обучающегося к индивидуальной трудовой деятельности .

Слайд 17

В разделе ФГОСТа «профильный труд» выделяются задачи: Совершенствование трудовых умений по выбранному профилю труда осуществляется в процессе трудовой практики, определение ее содержания и организация осуществляется самостоятельно образовательной организацией с учетом региональных условий и потребности в рабочих кадрах, а также в соответствии с требованиями санитарных нормам и правил. (4)

Слайд 18

Программа профессионально-трудового обучения по профилю «Цветоводство и декоративное садоводство» В программе профессионально-трудового обучения по прфилю «Цветоводство и декоративное садоводство» также подтверждается что, неизменной остается задача ознакомить школьников с многообразием однолетних и многолетних цветковых растений и древесно-кустарниковых пород, используемых в цветоводстве и декоративном садоводстве, научить приемам их выращивания, тем самым способствуя социальной адаптации ребят.Успешность обучения напрямую зависит от связи школы с местным озеленительным хозяйством. Учащиеся могут и должны выращивать по его заказам рассаду для цветковых культур, выполнять некоторые работы по уходу за парковыми насаждениями. Знания и навыки, приобретенные за пять лет обучения, позволят выпускникам рассчитывать на трудоустройство в этом хозяйстве рабочими-озеленителями. (1) Второй этап предполагает обучение в ПТУ или в учебно-производственном отделении учебно-воспитательного комплекса для детей с ограниченными возможностями здоровья. (1)

Слайд 19

Вывод: Таким образом социальное партнерство осуществляется через развитие личностных и интеллектуальных качеств; через расширение социального опыта и социальных контактов; важным условием является практическая ориентированность трудового обучения; также необходимо учитывать региональные возможности, потребность в кадрах.

Слайд 20

Спасибо за внимание! Использованная литература : 1 . В.В.Воронкова и др . / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 классы. Сборник 2 2 . Загладина , Х.Т. Формирование гражданской идентичности в рамках социального партнерства семьи и школы // Воспитание школьников.-2012.-№4.-С.10-14. 3 . Терехина, Е. Школа партнерского взаимодействия // Директор школы.-2011.-№2.-С.54-60. 4 . Федеральный Государственный Образовательный Стандарт 5 . Хоменко, И.А. Система работы образовательного учреждения с семьей. Кн.1. Информирование / И.А. Хоменко. - М.: Сентябрь,2009.-160с.; Хоменко, И. А. Семья как педагогическая система и партнер школы 6. И.А. Хоменко // Народное образование [электронная версия].-2009.-№8.-С.123-127. 7. Социальное партнерство в воспитании школьников. Шадрина, Е.В., библиограф библиотеки НИРО (сайт НИРО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому обучению. 2 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под реда...

Игра-развлечение "Поле Чудес" для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Игра-развлечение "Поле Чудес". Тема: "Ее Величество Буква"....

Программа по русскому языку и чтению для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Программа по русскому языку и чтению для учащихся 5-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Тесты и задания для проверки знаний учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида по всем темам истории Отечества в 9 классе.

Тесты и задания для проверки знаний учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида по истории Отечества в 9 классе составлены в соответствии с материалом учебника для 9 класса специальных (корре...

План-конспект урока по слесарному делу специальной (коррекционной) школе VIII вида, 8 класс, тема "Инструменты для паяния"

P { margin-bottom: 0.21cm; } План-конспект урока по слесарному делу специальной (коррекционной) школе VIII вида, 8 класс, тема урока"Инструменты для паяния"...

Рабочая программа по предмету "Слесарное дело" 6 класс для специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Рабочая программа по предмету "Слесарное дело" 6 класс для специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Повышение мотивации на уроках в специальных (коррекционных) школах VIII вида

Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с проблемами в интелл...