«Государство и право»
методическая разработка на тему

Герасимова Татьяна Евгеньевна

Материал к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvo_i_pravo.docx140.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Государство и право»

будем разбираться со структурой органов государственной власти РФ.

Для начала вкратце напомню, что такое государство и откуда оно взялось. Вот мы живем в государстве Россия, понятно, что оно возникло очень давно — около IX века н.э... Вот есть государство США. Оно возникло совсем недавно по меркам России-то. Однако есть общие признаки у любого государства.

И первый самый важный признак — аппарат власти. Без него не возможно представить себе ни одно государство. Как он формировался? Ну есть множество теорий. Так, есть теория теологическая (авторы Августин Блаженный и Фома Аквинский), говорящая, что любая власть есть от Бога, чтобы обуздывать пороки людей через законы. Есть и другие теории. Лично мне близка классовая теория.   О ней я рассказывал в курсе по обществознанию.

Вот сегодня мы с вами и разберемся с аппаратом власти. У него есть три что ли свойства. Форма власти, политический режим и государственно-территориальное устройство. Для начала разберемся с формой власти. Их всего две: монархия и республика. При монархии власть принадлежит монарху, который все органы власти назначает самолично. А при республике все органы власти избираются народом. Вот и вся разница! Сами понимаете, что сегодня Россия — это республика, а когда-то была монархия!

Какая же структура органов государственной власти есть у республики Российской Федерации? Вот она:

Структура органов государственной власти РФ

Давайте разберемся что здесь к чему. Во-первых, все органы власти РФ разделены по ветвям власти: на законодательную (которая законы принимает), исполнительную (законы, не поверите, исполняет, чтоб они действовали) и судебную (судит).

Законодательная власть представлены парламентом — который у нас в России называется Федеральной собрание. Именно он принимает законы. Кто может предлагать законопроекты? Ответ в иллюстрации:

Инициаторы законотворчества РФ

Народ может только избирать Госдуму и Президента. Предлагать законопроекты он не может. Сначала законопроект поступает в нижнюю палату Парламента — Госдуму. Там проходит три чтения, если проходит — дальше поступает в Совет Федерации, и если подходит — то на подпись Президенту. Президент РФ может закон отправить на доработку. Если он так сделает больше 3-х раз — Госдума может ему объявить вотум недоверия и будет в общем плохо всё...

Президент же назначает Председателя Правительства. Правительство законы НЕ принимает, оно их ИСПОЛНЯЕТ. Например, вот Парламент принял закон «О повышении минимального размера оплаты труда до 20 000 рублей» (к примеру, сегодня она составляет 4600, а минимальный прожиточный минимум — 7 500). Правительство должно его исполнить  то есть Министр Финансов должен что хочет делать, но найти эти деньги! И обеспечить, чтобы закон исполнялся!

Понятно, что судебная власть нужна для того, чтобы судить. Также судебная власть в лице Конституционного суда сверяет содержание принимаемых и действующих законов с Конституцией — основным законом страны — , чтобы они ей не противоречили. Верховный суд РФ — высшая судебная инстанция для большинства судебных дел. Высший арбитражный суд — решает дела, связанные с экономической и финансовой сферой.

Какое же место занимает Президент в структуре органов государственной власти РФ? Президент РФ НЕ относится ни к одной ветви власти, а стоит над ними, координируя их функционирование! Это, дорогие абитуриенты, крайне важно понят и запомнить! В тестах ЕГЭ по обществознанию крайне много заданий на этот принцип! Как-то так! 

Далее, Россия — имеет республиканскую форму власти. Это означает, что высшие органы власти в РФ выбирает российский многонациональный суверенный (независимый) народ — то есть мы с вами, дорогие друзья (смотрите иллюстрацию).

Схема избрания органов власти РФ

Народ избирает Президента и Государственную Думу (голубые стрелочки). По теории он ещё должен избирать губернаторов, местные парламенты и мэров городов! У нас в Перми, к сожалению, народ отстранен от избрания мэра и губернатора. А ведь если бы избирали — они наверное бы были более старательными — пришлось бы выполнять свои обещания, а иначе больше их не изберут! 

Белыми стрелочкам показаны те органы власти, которые назначает Президент РФ. Всё до жути просто!

Далее, Россия — федеративное государство (федерация). Что это означает. Есть две формы государственного устройства — унитарное и федеративное. При унитарном — все территории подчиняются центральной власти и не имеют никакой независимости от центра, послушно выполняя его распоряжения. При федеративном типе государственно-территориального устройства есть центральная (федеральная) власть и местная. Полномочия этих властей определяет договор. В РФ — это Федеративный договор 1992 года — федеральный конституционный закон.

Местная власть обязана исполнять федеральные законы, но может и свои законы принимать, не противоречащие федеральным! Таким образом, по структуре органов государственной власти РФ, местные органы власти дублируют федеральные: губернатор — играет роль президента, в каждом субъекте Российской Федерации есть свой парламент (у нас в Перми — это Законодательное Собрание Пермского Края), и свои министерства.

Важно понять, что в Федерации могут состоять и целые государства, имеющие своего Президента. Так есть республика Башкортостан, республика Татарстан и пр. Однако эти государства в государстве (России) не имеют внешней независимости. Однако имеют большую автономию внутри государства. Есть и другие виды субъектов РФ: автономные округа, области, края и пр. Всё это — субъекты Российской Федерации! Такова структура органов государственной власти РФ. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теории государства и права. Тема:" Система права".

В данной презентации представлены слайды по теме "Система права" для проведения урока по дисциплине Теория государства и права....

Рабочая программа по дисциплине Теория государства и права для специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

Программа учебной дисциплины "Теория государства и права" является частью основной профессиональной образовательной пограммы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 400201 "Право и организация соци...

КТП по дисциплине "Теория государства и права" для специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

КТП по дисциплине "Теория государства и права" для специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения"(повышенный образовательный уровень)....

Программа промежуточной аттестации по дисциплине "Теория государства и права" по специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (повышенная подготовка)

Программа промежуточной аттестации по дисциплине "Теория государства и права" по специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (повышенная подготовка)...

Экзаменационный материал по дисциплине «Теория государства и права» для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Экзаменационный материал по дисциплине «Теория государства и права»для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине ОП. 01 «Теория государства и права» для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Теория государства и права» составлены в соответствии с рабочей программой ФГО...