Организация технологии отрасли
учебно-методический материал на тему

Зайцева Маргарита Игоревна
Рабочая программа дисциплины "Организация технологии отрасли" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_oto_bu-11.docx46.53 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

  Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«НОВОРОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКОНОМИКИ»

(ГАПОУ КК «НКСЭ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины « Организация технологии отрасли»

для специальности 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

2014


Утверждаю

Зам. директора по УР

___________ Н.В. Плющева

   "____" ___________  2014  г

Согласовано

Методический совет

Протокол № ____

от "___" _________2014 г

Cоставитель:

____________М.И.Зайцева

Преп. спец. дисциплин ГАПОУ «НКСЭ» КК

Рецензент:

_______ Л.Л.Клюева

Преп. спец. дисциплин ГАПОУ «НКСЭ» КК

 Рецензент:

_______ О.В.Савина

Ст. преп.

Филиал ФГБОУ ВПО

БГТУ в г. Новороссийске

    Рассмотрено

на заседании цмк «Технологии производства строительных материалов и дисциплин градостроительства»

Протокол № ____

от "___" _________2014  г.

Председатель цикловой комиссии

__________И.И.Недильская

Рабочая программа составлена на основании ФГОС для укрупненной группы специальностей 38.00.00 «Экономика и управление» для специальности 38.02.01

«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» приказ Министерства образования и науки №832 от 28.07.2014 зарегистрирован в Минюсте приказ № 33638. от 19.08.2014г


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МАТЕРИАЛУ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ)


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы. 

Рабочая программа учебной дисциплины «Организация технологии отрасли»  является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Дисциплина «Организация технологии отрасли» входит в состав профессионального цикла общепрофессиональных дисциплин ОП.11

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать теоретические знания в своей практической деятельности;
  •  пользоваться основной технологической документацией

знать:

  • знать отраслевую структуру экономики;
  • важнейшие отрасли материального производства

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины.

Максимальной учебной нагрузки студента - 75 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  - 50 часов,

самостоятельной работы обучающегося - 25 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

75

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

50

в том числе:

        лабораторные работы

        контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося:

25

выполнение индивидуальных проектов

Итоговая аттестация в форме: экзамена.


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Организация технологии отрасли».

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2 

3

4

Введение.

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.

2

1

Раздел 1. Отрасль в структуре экономики

Тема 1.1.  Важнейшие отрасли промышленности

Экономика как совокупность взаимосвязанных отраслей. Понятие отрасли и отраслевой структуры народнохозяйственного комплекса. Две группы отраслей в отраслевой структуре экономики: отрасли материального производства и отрасли социально-культурной сферы и нематериального производства. Принципы классификации отраслей. Промышленность - ведущая отрасль экономики. Важнейшие отрасли промышленности, их характеристика и взаимосвязь: металлургия, машиностроение, химическая и энергетическая отрасли

2

2

Самостоятельная работа. Реферат «Отрасль в структуре экономики».

3

3

Тема 1.2. Характеристика отрасли.

Роль и значение отрасли в системе рыночной экономики. Признаки отрасли, этапы развития, современное состояние. Отрасль как «чистая отрасль». Хозяйственная отрасль и административная отрасль. Технологический процесс, как система. Классификация технологических процессов. Анализ технологического процесса. Критерии эффективности технологического процесса: экономические показатели и технологические показатели. Степень превращения исходного реагента, выход продукта,  селективность, производительность.

2

2

Самостоятельная работа. Реферат «Пути изакономерности развития технологических процессов»

3

3

Тема 1.3. Сырьевая и топливно-энергетическая база отрасли

Основные понятия и классификация сырья, материалов, полуфабрикатов топлива и энергии, потребляемых в отрасли. Виды сырья, используемые в качестве сырьевой базы отрасли. Показатель  материалоемкости.  Использование   новых  видов  сырья  и материалов, вторичных ресурсов, ресурсосберегающих технологий.

2

2

Самостоятельная работа. Творческая работа «Новые альтернативные виды энергии»

2

3

Раздел 2. Организация производства на предприятиях отрасли

Тема 2.1 Производственная структура и инфраструктура предприятия

Типы производства, их экономическая характеристика. Производственная структура предприятия, факторы ее определяющие. Влияние типа производства на производственную структуру. Производственно-структурные подразделения предприятия: основные и вспомогательные цеха, обслуживающие хозяйства производственного назначения. Их основные функции. Производственная структура цехов и участков. Внутрипроизводственные связи.

Принципы организации производственных процессов предприятия: технологический, предметный, предметно-технологический, и> технико-экономические показатели.

Производственная инфраструктура, как необходимая основа для экономического развития предприятия.

6

3

Самостоятельная работа. Творческая работа «Производственная структура и инфраструктура предприятия строительной отрасли»

3

3

Тема 2.2. Производственный и технологический процессы

Производственный процесс на предприятии: сущность и содержание, структура и принципы организации. Факторы, определяющие структуру производственного процесса. Основные стадии производственного процесса, их характеристика.

4

3

Самостоятельная работа. Творческая работа «Производственный процесс на предприятии: Сущность, структура и принципы его организации»

3

Тема 2.3. Организация и нормирование труда на предприятии

Организация труда, его понятие: характер, содержание, редукция труда. Особенности организации труда рабочих, занятых на работах основного производства; рабочих обслуживающих основное производство (наладчиков, ремонтников, транспортных рабочих и других категорий); специалистов  (технологов, мастеров и др категорий) и служащих в условии отрасли.

4

3

Самостоятельная работа. Творческая работа «Особенности организации  труда рабочих, занятых на работах основного производства»

3

3

Раздел 3. Производство и обработка материалов строительной отрасли.

Тема 3.1. Классификация современных технологий в строительной отрасли

Определение технологии. Механические технологии. Химические технологии. Классификация химических технологий. Взаимосвязь механической и химической технологии. Процессы вторичной переработки материалов.

2

2

Самостоятельная работа. Творческая работа «Составление тестов по теме 3.1»

2

Тема 3.2. Технология подготовки современных строительных материалов

Технология производства строительной воздушной извести. Технология производства цемента. Технология производства стекла. Технология производства керамических изделий.

12

3

Самостоятельная работа. Рефераты и тесты по производству строительных материалов

2

3

Тема 3.3. Качество, стандартизация и сертификация продукции

Задачи стандартизации. Характеристика стандартов, действующих в Российской Государственной системе. Основополагающие стандарты. Аттестация и сертификация продукции и технологических процессов: понятие, порядок организации и определение работ по сертификации Международная, межгосударственная и национальная система стандартизации и сертификации.

6

2

Самостоятельная работа. Творческая работа. «Аттестация выпускаемой продукции»

2

3

Раздел 4.  Логистика

Тема 4.1 Основы логистики предприятия.

Определение понятия логистика. Этапы развития логистики. Экономический эффект от использования логистики. Принципы логистики. Её объекты.

4

1

Самостоятельная работа. Графструктура по теме «Логистика»

2

3

Тема 4.2. Внутрипроизводственная логистика.

Система логистики на предприятии, как совокупность элементов: управление производственными запасами, закупка сырья и материалов, транспорт, обслуживание процесса производства, складское хозяйство, информационная связь и контроль, кадры работников.

2

1

Дифференцированный зачет

2

3

ВСЕГО:

аудиторных– 50 час, самостоятельной работы – 25 часов

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия кабинета

Оборудование учебной лаборатории:

- оборудованные персональными компьютерами рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект методических указаний по выполнению лабораторно-практических работ по дисциплине.

Технические средства обучения:

- компьютеры с лицензионным программным обеспечением по количеству обучающихся;  

- интерактивная доска;

- маркерная доска.

Программное обеспечение:

- операционная система Windows XP;

- стандартные программы Windows XP;

- пакет программ Microsoft Office;

- интернет-браузер.


3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основная литература

  1. ГОРИФИНКЕЛЬ В.Я. Экономика предприятия. - М: Банки и биржи, 2013
  2. Волкова О.И. Экономика предприятия. — М: Инфра, 2008
  3. Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес. -М: Вита-пресс, 2010
  4. Гаджинский A.M. Основы логистики. - М: 2007
  5. Леонов И.Г.  Управление качеством   продукции. - М:  издательство стандартов, 2011
  6. Астанский     Л.Ю.      Экономика,     организация      и      планирование производства строительных материалов. - М: Стройиздат, 2008
  7. Бутт ОТС-М: Стройиздат, 2009
  8. Таныгин В.А. Основы стандартизации и управления качеством. - М: издательство стандартов, 2009
  9. Кутепов A.M. Общая химическая  технология. — М: Высшая школа, 2010

Перечень Интернет-ресурсов

  1. http://www.klyaksa.net – Информационно-образовательный портал;
  2. http://www.fortran-online.info – Образовательный сайт;
  3. http://www.toehelp.ru – Образовательный сайт;
  4. http://book.kbsu.ru – Образовательный сайт;


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторно-практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

показать связь между важнейшими отраслями промышленности.

Формы контроля обучения

– защита индивидуальных заданий для самостоятельной внеаудиторной работы;

– тестирование.

Формы оценки результативности обучения

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка

Методы оценки результатов обучения

– мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

– формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля.

сравнить экономические и технологические показатели различных технологических процессов

рассчитать экономию материальных ресурсов

рассчитывать длительность производственного цикла

хронометрировать рабочее время, рассчитывать нормы времени

составлять технологические схемы производства

рассчитывать отдельные показатели качества продукции

охарактеризовать систему логистики на предприятии

Знания:

группы отраслей и отраслевую структуру, принцип классификации отраслей

значение отрасли в системе рыночной экономики, критерии эффективности технологического процесса

виды сырья, используемые в качестве сырьевой база отрасли, показатели материалоемкости е

типы производства, структуру предприятия, принципы организации производственных подразделений

Итоговый контроль – дифференцированный зачет


5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МАТЕРИАЛУ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ)

  1. Структура промышленности.
  2. Классификация отраслей промышленности.
  1. Основные организационно-экономические формы предпринимательства.
  2. Основные формы собственности.
  3. Характеристика межотраслевых комплекСОВ.
  4. Характеристика промышленного сырья.
  5. Характеристика минерального сырья.
  6. Характеристики рудного и нерудного сырья.

9.        Горючее минеральное сырье и топливо.
10.Растительное и животное сырье.

11 .Комплексное использование минерально-сырьевых ресурсов.

12.Вода в промышленности.

13.Конкуренция и предприятие.

14.Предпринимательская деятельность предприятия.

15.Экономические, социальные, правовые условия, необходимые для предпринимательской деятельности предприятия.

16.Классификация предпринимательской деятельности.

17.Основные формы коммерческих предприятий в экономически-развитых структурах.

18.Современные формы предпринимательской деятельности в России.

19.Факторы производства.

20.Коммерческое предпринимательство.

21 .Консультативное предпринимательство.

22.Формы предприятия.

23.Химические и энергетические отрасли.

24.Химическая технология и охрана окружающей среды.

25.Классификация промышленных загрязнений.

26.Методы очистки промышленных выбросов.

27.Производство серной кислоты.

28.Производственная структура предприятия.

29.Производство азотной кислоты.

30.Типы производственной структуры предприятия.

31 .Производственный процесс и его структура.

32.Формы предприятий.

33.Основные принципы организации производственного процесса.

34.Производственный цикл и его структура.

35.Производственная мощность предприятия.

36.Понятие производства и производственной структуры предприятия,

37.Типы производственной структуры.

38.Типы организации производства.

39.Основные пути совершенствования производственной структур.

40.Генеральный план предприятия.

41.Основные направления повышения эффективности производства.

42.Организация труда на предприятии.

43.Понятие биотехнологии.

44.Основные правила организации труда.

45.Организация и обслуживание рабочих мест.

46.Эргономические требования к оборудованию.

47.Особенности организации труда ИТР и служащих.

48.Значение и содержание технического нормирования труда.

49.Нормы и классификация рабочего времени.

50.Методы установления норм времени.

51.Хронометраж рабочего времени.

52.Фотография рабочего дня.

53.Стадии технической подготовки производства.

54.Оценка экономической эффективности новой техники.

55.Техническая подготовка.

56.Виды и комплектность технических документов.

57.Выбор рационального технологического процесса.

58.Понятие производительности труда.

59.Основные факторы повышения эффективности производства.

60.Основные показатели эффективности производства.

61.Методы привлечения покупателей и сбыта продукции.

62.Научно-технический процесс - основа развития и  интенсификации

производства.

63.Виды и комплектность технологических документов. 64.Показатели качества продукции.

6 5. У правление качеством продукции.

66.Цель, задачи и объекты стандартизации.

67.Национальна^ региональная", международная система стандартизации, 68.Система органов и служб стандартизации РФ.

69.Категории и виды стандартов, действующих в РФ.

70.Законодательная база сертификации в РФ.

71.Порядок проведения сертификации.

72.Определение и понятие логистики.

73.Этапы развития логистики.

74.Экономический эффект от развития логистики.

75.Закупочная логистика.

76.Задача выбора поставщика.

77.Понятие производственной логистики.

78.Традиционная и логистическая концепция организации производства. 79.Толкающие системы управления материальными потоками в производственной логистике.

80.Тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике.

81.Эффективность применения логистического подхода к управлению

материальными потоками на производстве.

82.Распределительная логистика.

83.Задачи распределительной логистики.

84.Определение оптимального количества складов в системе распределения.

85.Принятие решения по построению системы распределения.

86.Задача оптимизации расположения распределительного центра на обслуживаемой территории.

87.Составить технологическую схему производства гипсовых вяжущих в

варочных котлах.

88.Составить технологическую схему производства воздушной извести. 89.Составить технологическую схему произ во детва цемента по мокрому

способу.

90.Составить технологическую схему производства асбестоцементных

изделий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТРАСЛИ» И «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»

Целью  работы являлось изучение особенностей, способов и методов проведения занятий с применением информационных технологий, а также формирование навыков применения информационных технологий у ст...

Рабочая программа ОП. 08 Технология отрасли

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОП.08  Технология отрасли      для специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатацияпромышленного оборудования...

МАТЕМАТИКА Сборник тестов Специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания, 21.02.05 Земельно-имущественные отношения, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, 40.02.02

Настоящий сборник тестов разработан по дисциплине «Математика» специальностей 19.02.10, 21.02.05, 38.02.01, 40.02.01, 40.02.02 блока естественнонаучных дисциплин и соответствует требованиям ФГОС СПО. ...

Контрольно-оценочные средства ОП.08 Технология отрасли

Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения ОП.08 Технология отрасли...

Основы планирования в организации строительной отрасли

Планирование деятельности – составная часть экономики любого субъекта строительной отрасли. В условиях регулируемой рыночной экономики существенное значение планирования для любого субъекта сохраняетс...

Рабочая программа учебной дисциплины Технология отрасли 2022 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 15.02....

Курс презентаций, к рабочей программе Технология отрасли 2022 г.

В данном материале предоставлен курс презентаций к рабочей программе Технология отрасли по специальности 15.02.01 Монта и техническая эксплуатация промышленного оборудования целлюлозно-бумажной промыш...