Методические указания для студентов заочного отделения по изучению, подготовке к экзаменам и выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы социологии и политологии» для всех специальностей
учебно-методический материал на тему
Учебная дисциплина "Основы социологии и политологии" относится к общегуманитарному и социально-экономическому циклу дисциплин, устанавливающей базовые знания по дисциплине.
В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление:
-о социологическом подходе в понимании закономерностей развития и функционирования общества и личности.
-о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества.
-о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития.
- сущности власти, субъектах политики, политических отношениях , процессах ( в России и мире в целом).
- о политических системах и политических режимах, человеческом измерении политики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_ukazaniya_po_osnovam_sotsiologii_i_politologii.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Красноярского края
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
КРАСНОЯРСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ
Методические указания для студентов заочного отделения по изучению, подготовке к экзаменам и выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы социологии и политологии» для всех специальностей
Подготовил:
Преподаватель А. А. Тонких
Красноярск 2015 г.
Методические указания для студентов заочного отделения по изучению, подготовке к экзаменам и выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы социологии и политологии" для всех специальностей.
Содержание
Пояснительная записка. 3
Содержание дисциплины. 4
Рекомендации для самостоятельной работы 14
Перечень вопросов для подготовки к зачету и экзаменам 15
Литература. 17
Пояснительная записка.
Учебная дисциплина "Основы социологии и политологии" относится к общегуманитарному и социально-экономическому циклу дисциплин, устанавливающей базовые знания по дисциплине.
В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление:
-о социологическом подходе в понимании закономерностей развития и функционирования общества и личности.
-о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества.
-о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития.
- сущности власти, субъектах политики, политических отношениях , процессах ( в России и мире в целом).
- о политических системах и политических режимах, человеческом измерении политики.
Данная программа состоит из одиннадцати основных разделов. Содержание основных разделов программы:
Раздел 1 Введение. Социология как наука.
Раздел 2 Личность.
Раздел 3 Социальное взаимодействие и социальные отношения
Раздел 4 Социализация . Социальный контроль.
Раздел 5 Культура и язык.
Раздел 6 Социальные группы.
Раздел 7 Социальная стратификация Социальная мобильность
Раздел 8 Общество и мировая система.
Раздел9 Предмет политологии, методы изучения. История политической мысли.
Раздел 10 Политическая система общества.
Раздел 11 Мировая политика и международные отношения.
Содержание учебной дисциплины
Раздел 1
Введение
Социология как наука.
Тема 1.1 Что изучает социология
Объект и предмет социологической науки, структура социологии, ее функции. Место и роль социологии в системе гуманитарных и социально-экономических знаний.
Студент должен:
знать предмет социологии, специфику ее подхода к изучению социальных явлений в сравнении с другими социальными науками (философией, историей, психологией).
иметь представление о роли и месте социологических знаний в процессе освоения основной образовательной программы по специальности.
Тема 1.2 Краткая история развития социологии
Историческая хронология развития социологии: Древность, Средневековье, Новое время, современность. Древность и Средневековье -донаучный этап в развитии социологии с доминированием философии. Представления Платона и Аристотеля об обществе и государстве. Характерные черты и основные направления социально-философской мысли Средневековья. Взгляды Фомы Аквинского о происхождении и сущности государства, власти, права .Основные этапы развития социальной философии Нового времени. Взгляды Н. Макиавелли на законы развития государства и методы правления. Теория гражданского общества Т. Гоббса. Современный этап: основные представления классической социологии Х1 Х - начала ХХ вв. Роль О. Конта в развитии социологии, краткая характеристика его учения. Вклад Э. Дюргейма в развитии социологии. Теория социального конфликта, смена общественных формаций и классов К. Маркса. Развитие социологии в России в дореволюционный и послереволюционный периоды.
Студент должен:
знать основные этапы становления социологии как науки, вклад О.Конта, Э.Дюркгейма, К.Маркса, М.Вебера, русских социологов в этот процесс; особенности современного периода в развитии социологии и ее перспективы;
иметь представление о концепциях общественного развития Платона, Аристотеля, Н.Макиавелли, Т.Гоббса;
уметь продемонстрировать на примерах развитие знаний об обществе.
Тема 1.3 Методы социологического исследования
От теории к инструменту. Зависимость, тенденция и закономерность. Цель и задача социологического исследования. Методы социологического исследования. Значение социологии и ее роль в современных условиях.
Студент должен:
знать: основные методы социологического познания (опрос, наблюдение, анализ документов, социометрия, метод экспертных оценок), характеристики типа знания, добываемого с помощью социологического метода (идеологическая нейтральность, конкретность, реальность, точность); о методике и процедуре социологического исследования (составление программы социологического исследования, выдвижение научных гипотез, понятие сплошного и выборочного опроса, генеральной и выборочной совокупности, репрезентативности опроса, открытых и закрытых вопросов, правил составления шкал, обработки первичных данных);
уметь привести примеры, подтверждающие отличие предметов различных социальных наук, а также примеры решения сложных социальных проблем с использованием средств социологии.
Практическая работа - 4 часа Методы исследования в социологии
Раздел 2 Личность
Тема 2.1 Личность и факторы ее формирования.
Личность как биологический и социальный индивид Личность в структуре общества. Формирование личности. Психологический подход к структуре личности. Подсознание, сознание, сверхсознание. Проблема бессознательного. Цензура и воля. З.Фрейд и П. Сорокин. Самооценка и формирование "Я -концепций". Проблема самоуважение личности.
Студент должен:
знать отличие понятий «человек», «личность», «индивид». Основные факторы развития личности. Биологическая наследственность и социальная сущность личности.
иметь представление о развитии социальных воззрений на личность (в древнем Китае, Индии, в эпоху Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, Просвещения; отличие взглядов на место и роль личности в современном западном и восточном обществах);
уметь самостоятельно проанализировать свой ролевой набор, рассказать о способах выхода из своих ролевых конфликтов.
Раздел 3 Социальное взаимодействие и социальные отношения
Тема 3.1 Социальное взаимодействие
Социальное взаимодействие как динамическая характеристика. Понятие социального статуса, его содержание, права и обязанности. Классификация статусов. Различие между социальным и личностным статусом. Приписываемый и достигаемый статусы.. Прирожденный статус. Смешанный статус. Основные и не основные статусы. Статусные группы. Несовпадение статусов. Иерархия статусов. Статусный набор.
Тема 3.2 Социальные отношения
Параметры социальных отношений. Социальные нормы и социальные
роли. Роль как модель поведения. Ролевой набор. Социальная установка.
Идентификация с ролью и статусом. Межстатусная дистанция. Типология
социального взаимодействия: экономическая, политическая,
профессиональная и.т.д . Первичная и вторичные сферы социальных отношений. Формы социального взаимодействия: кооперация, конкуренция, конфликт.
Студент должен:
знать сущность понятий «социальное», «социальное действие», «взаимодействие»; значение мотива в социальном действии; различные типы мотивации (по М. Веберу) и их влияние на формирование социальной реальности; элементы деятельности: потребности, цель, средства; типы взаимодействия (социальные отношения, социальные институты, социальные общности);основные принципы регуляции социального взаимодействия (личностная целесообразность, взаимная эффективность, социальное равновесие).
иметь представление о влиянии природно-географических факторов на зарождение, формирование и развитие социальных отношений, особенностях биологии и потребностей человека как предпосылке социальной жизни; отличии мнимого и социального действия, о механизме обмена ценностями при социальных отношениях , формах социального взаимодействия (кооперация, конкуренция, конфликт);
уметь привести примеры социального действия с выделением его составляющих, однопорядкового и разнопорядкового обменов ценностями в процессе деятельности.
Раздел 4 Социализация. Социальный контроль
Тема 4.1 Социализация
Социализация как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей. Процесс социализации: этапы и стадии. Социальная изоляция и феральные люди. Первичная и вторичная социализация. Агенты и институты социализации. Социализация и формирование личности. Возникновение "социального Я" . Теория "зеркального Я" Ч. Кули.
Студент должен:
знать, что социализация личности - процесс усвоения ею социальных норм и освоения социальных ролей. Основные этапы социализации, их особенности и противоречия; первичная и вторичная социализация, ее агенты; роль социализации в жизни личности и общества;
иметь представление о механизме самовозобновляемости общественной жизни посредством социализации; последствиях социальной изоляции (феральные люди); об отличии социализации и воспитания; сущности ресоциализации и десоциализации;
уметь привести примеры об особенностях процесса социализации в различные периоды жизни человека и в различных типах обществ.
Тема 4.2 Социальный контроль
Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Определение и классификация социальных норм. Норма как стандарт должного поведения. Связь между нормами и ценностями. Определение и типология социальных поощрений и санкций: формальные и неформальные санкции. Внешний и внутренний контроль. Проблема самоконтроля. Общественное мнение как форма социального контроля. Девиантное и деликвентное поведение.
Студент должен:
знать сущность социального контроля как механизма социальной регуляции поведения людей. Основные элементы социального контроля: ценности, нормы, санкции, связь между ними. Определение и классификация социальных норм. Норма как стандарт должного поведения. Контроль и самоконтроль. Социальные отклонения: одобряемые и осуждаемые, индивидуальные и групповые;
иметь представление о конкретных формах социального отклонения: девиантном и делинквентном поведении; теориях, объясняющих причины отклонений;
уметь самостоятельно анализировать проблему влияния отклоняющегося поведения на развитие общества, привести конкретные примеры из истории и современности.
Раздел 5 Культура и язык.
Многообразие определения культуры. Социологическая трактовка культуры как совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей, символов, языка. Черты культуры. Материальная и духовная культура. Элементы культуры: обычаи, нравы, законы. Культура, ценности и ценностные ориентации. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Доминирующая культура, субкультура и контркультура. Специфика молодежной культуры.
Тема 5.1 Язык. Культурно-речевая среда
Язык как предпосылка возникновения и развития культуры. Виды языка. Понятие о культурно-речевом статусе. Культурно-речевая среда. Иерархия форм языка: литературный и разговорный, просторечие, территориальный и социальный диалекты, профессиональные "языки" и корпоративные жаргоны. Студент должен:
знать социологическую трактовку культуры как совокупности ценностей, норм, обычаев, традиций, языка, являющихся результатом реализации человечеством своей социальной природы; социальные причины зарождения, расцвета и гибели культур; социальные функции культуры;
иметь представление о многообразии форм культуры, сущности основных элементов культуры: языка, знаний и убеждений, ценностей, норм, традиций ; специфике молодежной культуры;
уметь самостоятельно раскрыть роль культуры в жизни общества, привести примеры форм языка (литературного, разговорного, диалектов, профессиональных «языков», молодежного сленга).
Раздел 6 Социальные группы
Тема 6. 1 Значение социальных групп для жизнедеятельности общества
Принадлежность к группе: большие и малые группы, номинальные и реальные группы, социальные организации.
Понятие и виды социальных общностей: кровнородственные ( род, племя, клан, семья.), этнокультурные (народность, народ, нация), территориально-поселенческие (деревенская община, городская общность), социально-классовые и профессиональные, политико-идеологические, государственные.
Определение малой группы, ее свойства , состав, численность, структура, принадлежность. Формы и структура малой группы: диады и триады. Представление о групповой динамике. Взаимодействие малых групп.
Тема 6.2 Социологическое изучение публики
Феномен толпы, Основные типы толпы: случайная, конвенциальная, экспрессивная, агрессивная. Формы массового поведения и коллективные действия. Формы организованного протеста. Типология социальных движений: реформаторские, регрессивные, утопические и революционные. Студент должен:
знать отличительные признаки социальных общностей и групп, причины их образования и роль в организации социальной жизни. Многообразие общностей и групп. Критерии зрелости социальной группы. Лидерство в группах;
иметь представление о формах массового поведения и коллективных действиях, социальных последствиях этих действий;
уметь проанализировать внутреннюю структуру (композицию) своей учебной группы, определить социальные факторы, способствующие проявлению лидерства.
Раздел 7 Социальная стратификация. Социальная мобильность Тема 7.1 Социальная стратификация
Понятие социальной стратификации. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование, престиж. Методы исследования престижа и понятие шкалы профессионального престижа. Принадлежность к страте и понятие о социальной страте. Исторические типы стратификации. История возникновения классов
Классы и сословия в дореволюционной России. Классовая система США. Стратификация в СССР и современной России.
Тема 7.2 Социальная мобильность
Понятие о социальной мобильности. Классификация типов мобильности. Групповая мобильность. Индивидуальная мобильность. Структурная мобильность. Объем и дистанция мобильности. Демографические факторы мобильности. Каналы вертикальной мобильности. Феномен групповой замкнутости. Виды и факторы миграции. Текучесть кадров.
Студент должен:
знать причины социального неравенства как основы стратификации общества, исторические типы социальной стратификации (рабство, касты, сословия, классы, страты), критерии социальной стратификации: богатство, власть, престиж, отличительные черты и параметры высшего, среднего и низшего социальных слоев; сущность и виды социальной мобильности, понятие открытого и закрытого общества;
иметь представление о социальном неравенстве и стратификации в современном российском обществе; роли и значении среднего класса в стабилизации общественной ситуации; об абсолютной и относительной бедности, ее социальных причинах, государственной политике по борьбе с бедностью; о каналах социальной мобильности, проблемах, сопровождающих этот процесс;
уметь привести примеры проявлений стратификационных различий и социальной мобильности в жизни.
Раздел 8 Общество и мировая система
Тема 8.1 Общество и мировая система
Понятие об обществе как социальном институте. Функционирование социальных институтов. Типология и функции институтов. Гражданское общество. Признаки общества и государства. Мировая система и цивилизация. Социальный прогресс и развитие общества. Типология и эволюция обществ. Теория модернизации.
Студент должен:
знать отличие понятий «страна», «государство», «общество», основные признаки общества, основные тенденции развития и конкретно-исторические типы, отличительные особенности доиндустриального, индустриального и постиндустриального типов обществ;
иметь представление о прогрессе и регрессе как направлении развития общества, проблемах развития современного российского общества, условиях саморазрушения общества, аномии;
иметь представление о функциях и дисфункциях социальных институтов, проблемах их устойчивости и изменчивости, основных направлениях институциональных изменений;
уметь привести примеры в подтверждение теоретических положений, анализировать характерные черты и особенности различных типов обществ.
Раздел 9 Введение в предмет политологии. Методы изучения. История политической мысли
Тема 9.1 Введение в предмет политологии. Методы изучения
Политика как социальное явление. Её роль в развитии общества и личности. Предмет политологии. Основные понятия науки и политики. Методы изучения политической жизни общества. Политология в системе с другими науками об обществе. Её функции.
Тема 9.2 История политической мысли
Политические идеи в истории человеческой цивилизации. Элементы политологии в учениях Платона "Государство" и Аристотеля "Политика.". Политические идеи Средневековья и эпохи Возрождения. Политические учения Нового времени. Политическая мысль ХХ века. Политическая мысль России.
Раздел 10 Политическая система общества Тема 10.1 Понятие политической системы
Содержание и структура политической системы. Разновидности политических систем. Авторитаризм, тоталитаризм, демократия. Монархия и республика. Унитарное государство, федерация, конфедерация. Политические партии, однопартийные и многопартийные политические системы.
Студент должен:
знать структуру партийного аппарата и политической программы, функции и признаки политических партий, классификацию политических партий (по способу организации, по отношению к власти, по типу членства, по отношению к обществу, по типу политической программы);
иметь представление об истории формирования партии как представительной структуре, выражающей определенные групповые интересы;
уметь анализировать структуру политических программ различных партий Российского государства и современной общественно-политической ситуации стране.
Тема 10.2 Политическая власть
Источники власти и особенности ее легитимности (узаконения и оправдания). Исторические типы и формы власти. Понятие суверенитета. Разделение власти и ее основные формы.
Студент должен:
знать принцип организации власти, главные формы правления, основные разновидности республики, основные функции парламента, систему методов осуществления государственной власти и степень реализации демократических прав и свобод личности; источник принимаемых в обществе законов;
иметь представление о понятие «импичмент»; об «извращённых» формах правления (тирания, олигархия, охлократия), о исторических примерах различных устройств государства, об истории становления представительного законодательного органа власти (парламента)
уметь правильно классифицировать формы правления, анализировать внутреннюю структуру правления современной России.
Тема 10.3 Государство и общество
Природа и сущность государства. Признаки государства. Функции и формы государства. Типы государства. Правовое государство и гражданское общество.
Студент должен:
знать сущность понятий: «государство», «суверенность», «гражданское общество», «гражданин», «гражданство», «избирательное право», «демократия», «тоталитаризм»; особенности современной системы государств;
иметь представление о причинах возникновения государства, о правозащитных движениях: в Древнем Риме, в Англии и США, в Европе и
СССР;
уметь различать понятия «страна», «государство», «общество», самостоятельно анализировать различные территориальные организации государств (унитарное государство, федерация, конфедерация).
Раздел 11 Мировая политика и международные отношения
Тема. 11.1 Мировая политика и международные отношения
Природа международной политики. Глобальная взаимосвязь государств и народов в современную эпоху. Проблемы мира и войны в мировой политике. Типология международных отношений. Особенности современного этапа международных отношений. Россия в системе современных международных отношений. Студент должен:
знать суть цивилизационного и глобалистического подходов, основные типы мировых экономических систем, новейшие тенденции перестройки международного пространства; основные понятия «международные отношения», «международная политика», «международное право»,
«дипломатия», «суверенитет, «внешняя политика», «консулы», «атташе»;
иметь представление о различных классификациях геополитического и геоэкономического пространств;
об основных приоритетах международной политики начиная с древнего мира вплоть до исхода XX столетия;
уметь привести примеры цивилизационного развития стран первого, второго, третьего и четвёртого миров и особенности их международной политики.
Рекомендации для самостоятельной работы.
Дисциплина «Основы социологии и политологии» входит в состав цикла гуманитарных и социально - экономических дисциплин.
Основные цели изучения данного курса состоят в приобретении студентами знаний о современном обществе, ведущих тенденциях и культурных особенностях его развития, политических и общественных процессах, овладении методами социологического и политического анализа. Самостоятельную работу следует начинать с ознакомления с программой курса и рекомендуемой литературы. Завершая работу над каждой темой, в целях систематизации знаний, необходимо составить опорные конспекты, которые помогут Вам подготовиться к экзамену.
Для получения дополнительной информации и углубления знаний по дисциплине необходимо использовать не только рекомендуемую литературу, но и публикации в журналах «Общественные науки и современность», «Социально-политический журнал», «Социологические исследования», «Политические исследования».
Основные требования к написанию контрольной работы:
- Контрольную работу оформляют в тетради или на листах бумаги А4 объемом 20 страниц. Текстовой материал выполняют в печатном или в разборчивом рукописном виде.
- Оформление титульного листа смотрите в Приложении.
- На второй странице работы необходимо представить оглавление, на предпоследней - перечень использованных источников литературы, последняя страница должна быть чистой и предназначена для замечаний преподавателя при
проверке работы.
- В тексте контрольной работы должны присутствовать ссылки на все использованные в ходе выполнения задания источники.
- Контрольная работа должна быть сдана на кафедру до начала экзаменационной ceccии.
Тема 1. Объект, предмет и метод социологии
1.1. Социология как наука. Объект и предмет изучения социологии.
1.2. Функции социологии.
1.3. Уровни социологического анализа и социологические парадигмы.
1.4. Теоретические подходы в социологии.
1.5. Социологические исследования как инструмент познания социальной ре-
альности.
1.6. Методы социологических исследований, их взаимосвязь с теориями различ-
ных уровней.
1.7. Социальный прогресс. Уровни социального прогресса, его исторические
особенности.
1.8. Структура социологии.
Тема II. История становления и развития социологии
II.1. Социально-философские предпосылки возникновения социологии.
II.2. Становление научной социологии в 40-е годы Х1Х в.
II.3. Формирование основ социологической науки в трудах О. Конта.
II.4. Социология М. Вебера и «Веберовский ренессанс» в развитии современной
социологии.
II.5. Социологическая теория Э. Дюркгейма.
II.6. Основные направления и этапы развития социологии в России.
II.7. Социологическая мысль в России как интегральная часть европейской
культуры.
II.8. Социологическая теория К. Маркса.
II.9. Современные социологические теории и концепции.
II.10. Социологические теории П. Сорокина.
II.11. Развитие отраслевой социологии в ХХ в.
II.12. Современное развитие социологии в России.
Тема III. Общество как социокультурная система
III.1. Понятие «общество» и его основные компоненты.
Ш.2. Социальная система и социальная культура.
Ш.3. Общество как социетальная система.
Ш.4. Понятие социального статуса и социальной роли личности.
Ш.5. Формы культурной регуляции: обычаи, традиции, ритуалы, обряды.
Ш.6. Мода в современном обществе. Проблема восстановления традиции и обы-
чаев в русской культуре. Традиции села.
Тема 1У. Социальные общности
1 У.1. Социально-территориальная общность.
1 У.2. Понятие урбанизации. Проблемы адаптации в городской среде.
1 У.3. Специфика города и деревни как среды жизнедеятельности человека.
1 У.4. Понятие социальной группы. Взаимодействие как основа ее формирования.
1 У.5. Социально-этническая общность.
1У.6. Этническая стратификация.
Тема У. Социология культуры
У.1. Понятие социологии культуры, ее структура и содержание.
У.2. Компоненты культуры.
У.3. Специфика социологического подхода к изучению и регуляции явлений
культуры.
У.4. Этнокультура: городская и сельская, культура классов и различных социаль-
ных групп.
У.5. Роль культуры в жизнедеятельности личности. Механизмы освоения и
производства культуры личности. У.6. Методы сравнительного анализа динамики культурных процессов в социаль-
ных обязанностях: группах, коллективах, семье.
У.7. Развитие и распространение культуры, преемственность в развитии культу-
ры.
У.8. Социально-культурные традиции и особенности развития российского
Общества.
У.9. Кризис культуры в российском обществе и пути его преодоления.
Тема У1. Социология личности
У1.1. Особенности социологического изучения личности.
У 1.2. Диалектика биологического и социального в человеке.
У1.3. Понятие социализации личности.
У 1.4. Социализация в течении жизненного цикла.
У1.5. Сущность, структура и типология личности.
У 1.6. Демократизация свободы личности.
У 1.7. Девиантное (отклоняющееся) поведение личности.
У 1.8. Анализ криминогенной мотивации в современных условиях.
У 1.9. Новые тенденции взаимодействия личности, общества и природы в
современных условиях.
У 1.10. Формирование личности в семье.
У1.11. Механизмы регуляции поведения и социализации личности.
Тема УП. Социальная структура общества и социальная стратификация
УП.1. Социальная структура общества и ее основные элементы.
УП.2. Понятие «страта». Источники и факторы социальной стратификации.
УП.3. Социальная стратификация и дифференциация.
УП.4. Социальная мобильность.
УП.5. Стратификационные модели социального неравенства. УП.6. Классификация социальных групп.
УП.7. Демографические факторы мобильности в современной российской деревне.
УП.8. Дифференциация общества и распределительные отношения.
Тема УШ. Социальные институты и социальные организации
УШ.1. Понятие «социальный институт». Процесс институционализации и
развитие институтов
УШ.2. Особенности и функции социальных институтов.
УШ.3. Семья как важнейший социальный институт.
УIII.4. Интегративная функция систем образования.
УШ.5. Социальные функции религии.
УШ.6. Основные черты социальной организации.
УШ.7. Понятие «управление» в социологии организаций.
УШ.8. Государство как наиболее крупная социальная организация общества.
УШ.9. Наука как социальный институт и тенденции развития науки.
Тема 1Х. Социология семьи
1 Х.1. Понятие брака и семьи в социологии.
1Х.2. Анализ общественных функций семьи и ее особенности как
социального института и психологической группы на современном этапе социального развития общества.
1Х.3. Изучение исторических типов и форм брачно-семейных отношений.
1 Х.4. Семья и семейные отношения в современном российском обществе.
1 Х.5. Раскрытие диалектики общего, особенного и индивидуального в семье
на каждом этапе ее развития.
Тема Х. Социология образования
Х.1. Понятие социологии образования. Характеристика составных частей
социологии образования.
Х.2. Социальные функции образования.
Х.3. Система образования и ее функции.
Х.4. Эволюция социального института образования.
Х.5. Образование в современной России.
Х.6. Методы изучения групповых отношений в учебных заведениях. Х.7. Функционалистский подход к образованию. Х.8.Конфликтология об образовании. Х.9. Реформы системы образования в России.
Тема Х1. Социальные движения. Социальные конфликты и их разрешение
Х1.1. Сущность социального действия, его особенности, элементы, ситуации. Х1.2. Понятие социального движения. Типология. Стадии развития. Х1.3. Понятие социального конфликта. Этапы развития. Классификация
конфликтов.
Х1.4. Конфликт и компромисс в проблеме о собственности на землю.
Х1.5. Социальные проблемы.
Х1.6. Конфликты в современном российском обществе.
Тема ХП. Социальные изменения и социальное развитие
ХП.1. Понятия «социальные изменения» и «прогресс». ХП.2. Факторы социальных изменений.
ХП.3. Социальные общности как источник самодвижения общества,
социальных изменений.
ХП.4. Социальные изменения в России.
ХП.5. Социальные изменения и социальная стабильность.
ХП.6. Мировая система и процессы глобализации.
ХП.7. Социологическая теория модернизации.
ХП.8. Тенденции современного мирового развития.
Тема ХШ. Методология и методы социологического исследования
ХШ.1. Виды и сущность социологического исследования. ХШ.2. Программа социологического исследования. ХШ.3. Методология и методы социологического исследования. ХШ.4. Прогнозирование в социологии.
ХШ.5. Опросы общественного мнения и социальный прогноз.
Таблица для определения номеров вариантов контрольных заданий
Номер варианта контрольного задания (контрольной работы) выбирается из
таблицы, исходя их двух последних цифр номера зачетной книжки студента-
заочника. Эти номера заданий состоят из двух цифр, разделенных точкой.
Индивид. шифр | Номер | Индивид. шифр | Номер |
студента - 2 | Контрольного | Студента - 2 | Контрольного |
Последние цифры | Задания | Последние цифры | Задания |
Зачетной книжки | Зачетной книжки | ||
...01 | 1.1 | ...33 | 1 У.6 |
...02 | 1.2 | .34 | 1 У.7 |
...03 | 1.3 | .35 | У.1 |
...04 | 1.4 | .36 | У.2 |
...05 | 1.5 | .37 | У.3 |
.06 | 1.6 | .38 | У.4 |
.07 | 1.7 | .39 | У.5 |
.08 | 1.8 | .40 | У.6 |
.09 | П.1 | .41 | У.7 |
...10 | П.2 | .42 | У.8 |
...11 | П.3 | .43 | У.9 |
...12 | П.4 | .44 | У1.1 |
...13 | П.5 | .45 | У1.2 |
...14 | П.6 | .46 | У1.3 |
...15 | П.7 | .47 | У1.4 |
...16 | П.8 | .48 | У1.5 |
...17 | П.9 | ...49 | У1.6 |
...18 | П.10 | ...50 | У1.7 |
...19 | П.11 | .51 | У1.8 |
.20 | П.12 | .52 | У1.9 |
.21 | Ш.1 | .53 | У1.10 |
.22 | Ш.2 | .54 | У1.11 |
.23 | Ш.3 | .55 | УП.1 |
.24 | Ш.4 | .56 | УП.2 |
.25 | Ш.5 | .57 | УП.3 |
.26 | Ш.6 | .58 | УП.4 |
.27 | Ш.7 | .59 | УП.5 |
.28 | 1 У.1 | .60 | УП.6 |
.29 | 1 У.2 | .61 | УП.7 |
.30 | 1 У.3 | .62 | УП.8 |
.31 | 1 У.4 | .63 | УШ.1 |
.32 | 1 У.5 | .64 | УШ.2 |
..65 | УШ.3 | ...83 | Х.3 |
.66 | УШ.4 | .84 | Х.4 |
.67 | УШ.5 | .85 | Х.5 |
.68 | УШ.6 | .86 | Х.5 |
.69 | УШ.7 | .87 | Х.6 |
.70 | УШ.8 | .88 | Х.7 |
.71 | УШ.9 | .89 | Х.8 |
.72 | 1 Х.1 | .90 | Х.9 |
.73 | 1 Х.2 | .91 | Х1.1 |
...74 | 1Х.3 | ...92 | Х1.2 |
...75 | 1Х.4 | ...93 | Х1.3 |
.76 | 1 Х.5 | .94 | Х1.4 |
.77 | 1 Х.6 | .95 | Х1.5 |
.78 | 1 Х.7 | .96 | ХП.1 |
.79 | 1 Х.8 | .97 | ХП.2 |
.80 | 1 Х.9 | .98 | ХП.3 |
.81 | Х.1 | .99 | ХШ.1 |
.82 | Х.2 | .100 | ХШ.2 |
Пояснение: каждая тема из разделов учебной программы курса в данном
списке обозначается римскими цифрами. Эти темы разбиты на ряд пунктов, обозначаемых арабскими цифрами. Первая римская цифра номера отсылает к определенному разделу программы (или учебной теме) курса социологии; вторая
арабская цифра указывает порядковый номер одного из пунктов внутри этой учебной темы (раздела программы).
Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету и экзаменам по дисциплине «Основы социологии и политологии»
Раздел I. Основы социологии.
- Объект и предмет социологической науки, структура социологии, ее функции.
- Краткая история развития социологии. Древность, Средневековье и Новое время, современность.
3.Развитие социологии в России.
4. Предмет, принципы и методы социологического исследования.
5.Человек как биологический и социальный индивид. Роль природного и
общественного факторов в формировании личности.
- Проблема самооценки личности. Самоуважение.
- Социальное взаимодействие. Понятие социального статуса. Классификация статусов.
8.Социальные отношения. Социальные нормы и социальные роли. Роль как модель поведения.
9.Формы социального взаимодействия; кооперация, конкуренция, конфликт.
- Социализация как усвоение культурных норм и социальных ролей.
- Первичная и вторичная социализация, агенты и институты социализации.
- Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения
людей. Нормы и санкции социального контроля.
- Общественное мнение как форма социального контроля. Девиантное и деликвентное поведение.
- Многообразие определение культуры. Черты культуры. Элементы культуры. Обычаи, нравы, законы.
- Формы разновидности культуры - народная, массовая, элитарная. Специфика молодежной культуры.
- Язык как предпосылка развития культуры.
- Социальные группы. Классификация социальных групп - большие и малые, номинальные и реальные.
18.Понятие и виды социальных общностей. Род, племя, клан, семья. раса, нация, народность.
19.Социальная стратификация. Понятие о страте. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование, престиж.
- Классы и сословия. История возникновения классов.
- Роль и значение среднего класса в современном обществе.
22.Социальная мобильность. Классификация типов мобильности.
23.Демографические факторы мобильности. Каналы вертикальной мобильности (армия, церковь, школа, собственность, семья)
24.Виды и факторы миграции. Текучесть кадров. Процессы, протекающие в современной России.
25.Понятие об обществе как социальном институте. Развитие социальных институтов и их основные функции.
26.Социальный прогресс и регресс. Революционный и эволюционный путь развития общества. Типология обществ по Д. Беллу и К. Марксу.
Раздел II. Основы политологии.
27.Предмет политологии. Методы изучения политической жизни. Ее функции. 28.История политической мысли. Древность, средневековье, новое время. Современность XX века.
29.Политическая власть. Источники власти и особенности ее легитимности. 30. Исторические типы и формы власти. Понятие суверенитета. Принцип разделения власти.
31.Природа и сущность государства. Форма и функции государства.
- Правовое государство и гражданское общество.
- Современные избирательные системы.
- Природа политической партии и ее функции. Партийные системы.
- Политическая культура, понятие и структура. Роль и функции политического сознания.
36.Природа политической идеологии. Мировая идеология; либерализм, консерватизм, социализм, фашизм.
- Природа международной политики. Типология международных отношений.
- Особенности современного этапа международных отношений. Россия в системе современных международных отношений.
Литература
Основная литература
- Гидденс Э. Социология.- М.: Эдоториал УРСС, 1999.
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3-х тт. - М.: Инфа-М.,,
2000.
- Кравченко А.И. Основы социологии. - М.: Академия, 2002.
- Кравченко А.И. Социология и политология. - М.: Академия, 2000.
- Кравченко А.И. Социология: задачник. - М.: Академия, 1997.
- Левада Ю.Я. Лекции по социологии. - М.: 1994.
- Осипов Г.В. Социология. - М.: Феникс, 2003.
- Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.
- Фролов С.С. Основы социологии. - М.: Юристъ, 1997.
- Эфендиев А.Г. Основы социологии. - М.: общество «Знание», 1993.
Дополнительная литература
- Гаджиев К.С. Введение в политологию. М., 1993.
- Громыко А.Л. Политические режимы. М.,1994.
- Зборовский.Г.А., Орлов Г.П. Социология. Учебник для студентов гуманитарных вузов.
- Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 2000.
- Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология: методы исследования. - М., 1998.
- Мухаев Р.Т. Политология, М.,1997.
- Олищук В.А., Павленко В.Б. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. Год 1997. - М., 1997.
- Панарин А.С. Философия политики. М., 1994.
- Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М., 1995.
10.
11. Социология: Практикум .Сост. и отв. редакторы А.В. Миронов, Р.И.
Руденко. - М., 1993.
- Фельдман Д.М. Политология конфликта. - М., 1998.Власть: Основы отношения к властям, обществу и государству. -М.,1998.
- Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М.,2000.
14. Ярулин И.Ф. Гражданское общество: история и современность. -
Хабаровск, 1997.