Методические указания для студентов заочного отделения по изучению, подготовке к экзаменам и выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы социологии и политологии» для всех специальностей
учебно-методический материал на тему

Тонких Андрей Александрович

Учебная дисциплина "Основы социологии и политологии" относится к  общегуманитарному   и   социально-экономическому   циклу   дисциплин, устанавливающей базовые знания по дисциплине.

В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление:

-о социологическом подходе в понимании закономерностей развития и функционирования общества и личности.

-о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества.

-о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития.

-    сущности власти, субъектах политики, политических отношениях , процессах ( в России и мире в целом).

-    о политических системах и политических режимах, человеческом измерении политики.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Красноярского края

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

КРАСНОЯРСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ        

Методические указания для студентов заочного отделения по изучению, подготовке к экзаменам и выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы социологии и политологии» для всех специальностей

Подготовил:                                

Преподаватель А. А. Тонких

Красноярск 2015 г.

Методические указания для студентов заочного отделения по изучению, подготовке к экзаменам и выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы социологии и политологии" для всех специальностей.

Содержание

Пояснительная записка.        3

Содержание дисциплины.        4

Рекомендации для самостоятельной работы        14

Перечень вопросов для подготовки к зачету и экзаменам        15

Литература.        17

Пояснительная записка.

        

Учебная дисциплина "Основы социологии и политологии" относится к  общегуманитарному   и   социально-экономическому   циклу   дисциплин, устанавливающей базовые знания по дисциплине.

В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление:

-о социологическом подходе в понимании закономерностей развития и функционирования общества и личности.

-о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества.

-о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития.

  • сущности власти, субъектах политики, политических отношениях , процессах ( в России и мире в целом).
  • о политических системах и политических режимах, человеческом измерении политики.

Данная программа состоит из одиннадцати основных разделов. Содержание основных разделов программы:

Раздел 1 Введение. Социология как наука.

Раздел 2 Личность.

Раздел 3 Социальное взаимодействие и социальные отношения

Раздел 4 Социализация . Социальный контроль.

Раздел 5 Культура и язык.

 Раздел 6 Социальные группы.

Раздел 7 Социальная стратификация Социальная мобильность

Раздел 8 Общество и мировая система.

Раздел9 Предмет политологии, методы изучения. История политической мысли.

Раздел 10 Политическая система общества.

Раздел 11 Мировая политика и международные отношения.

Содержание учебной дисциплины

Раздел 1

Введение

Социология как наука.

Тема 1.1 Что изучает социология

Объект и предмет социологической науки, структура социологии, ее функции. Место и роль социологии в системе гуманитарных и социально-экономических знаний.

Студент должен:

знать предмет социологии, специфику ее подхода к изучению социальных явлений в сравнении с другими социальными науками (философией, историей, психологией).

иметь представление о роли и месте социологических знаний в процессе освоения основной образовательной программы по специальности.

Тема 1.2 Краткая история развития социологии

Историческая хронология развития социологии: Древность, Средневековье, Новое время, современность. Древность и Средневековье -донаучный этап в развитии социологии с доминированием философии. Представления Платона и Аристотеля об обществе и государстве. Характерные черты и основные направления социально-философской мысли Средневековья. Взгляды Фомы Аквинского о происхождении и сущности государства, власти, права .Основные этапы развития социальной философии Нового времени. Взгляды Н. Макиавелли на законы развития государства и методы правления. Теория гражданского общества Т. Гоббса. Современный этап: основные представления классической социологии Х1 Х - начала ХХ вв. Роль О. Конта в развитии социологии, краткая характеристика его учения. Вклад Э. Дюргейма в развитии социологии. Теория социального конфликта, смена общественных формаций и классов К. Маркса. Развитие социологии в России в дореволюционный и послереволюционный периоды.

Студент должен:

знать основные этапы становления социологии как науки, вклад О.Конта, Э.Дюркгейма, К.Маркса, М.Вебера, русских социологов в этот процесс; особенности современного периода в развитии социологии и ее перспективы;

иметь представление о концепциях общественного развития Платона, Аристотеля, Н.Макиавелли, Т.Гоббса;

уметь продемонстрировать на примерах развитие знаний об обществе.

Тема 1.3 Методы социологического исследования

От теории к инструменту. Зависимость, тенденция и закономерность. Цель и задача социологического исследования. Методы социологического исследования. Значение социологии и ее роль в современных условиях.

Студент должен:

знать: основные методы социологического познания (опрос, наблюдение, анализ документов, социометрия, метод экспертных оценок), характеристики типа знания, добываемого с помощью социологического метода (идеологическая нейтральность, конкретность, реальность, точность); о методике и процедуре социологического исследования (составление программы социологического исследования, выдвижение научных гипотез, понятие сплошного и выборочного опроса, генеральной и выборочной совокупности, репрезентативности опроса, открытых и закрытых вопросов, правил составления шкал, обработки первичных данных);

уметь привести примеры, подтверждающие отличие предметов различных социальных наук, а также примеры решения сложных социальных проблем с использованием средств социологии.

Практическая работа - 4 часа Методы исследования в социологии

Раздел 2 Личность

Тема 2.1 Личность и факторы ее формирования.

Личность как биологический и социальный индивид Личность в структуре общества. Формирование личности. Психологический подход к структуре личности. Подсознание, сознание, сверхсознание. Проблема бессознательного. Цензура и воля. З.Фрейд и П. Сорокин. Самооценка и формирование "Я -концепций". Проблема самоуважение личности.

Студент должен:

знать отличие понятий «человек», «личность», «индивид». Основные факторы развития личности. Биологическая наследственность и социальная сущность личности.

иметь представление о развитии социальных воззрений на личность (в древнем Китае, Индии, в эпоху Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, Просвещения; отличие взглядов на место и роль личности в современном западном и восточном обществах);

уметь самостоятельно проанализировать свой ролевой набор, рассказать о способах выхода из своих ролевых конфликтов.

Раздел 3 Социальное взаимодействие и социальные отношения

Тема 3.1 Социальное взаимодействие

Социальное взаимодействие как динамическая характеристика. Понятие социального статуса, его содержание, права и обязанности. Классификация статусов. Различие между социальным и личностным статусом. Приписываемый и достигаемый статусы.. Прирожденный статус. Смешанный статус. Основные и не основные статусы. Статусные группы. Несовпадение статусов. Иерархия статусов. Статусный набор.

Тема 3.2 Социальные отношения

Параметры социальных отношений. Социальные нормы и социальные
роли. Роль как модель поведения. Ролевой набор. Социальная установка.
Идентификация с ролью и статусом. Межстатусная дистанция. Типология
социального        взаимодействия:        экономическая,        политическая,

профессиональная и.т.д . Первичная и вторичные сферы социальных отношений. Формы социального взаимодействия: кооперация, конкуренция, конфликт.

Студент должен:

знать сущность понятий «социальное», «социальное действие», «взаимодействие»; значение мотива в социальном действии; различные типы мотивации (по М. Веберу) и их влияние на формирование социальной реальности; элементы деятельности: потребности, цель, средства; типы взаимодействия (социальные отношения, социальные институты, социальные общности);основные принципы регуляции социального взаимодействия (личностная целесообразность, взаимная эффективность, социальное равновесие).

иметь представление о влиянии природно-географических факторов на зарождение, формирование и развитие социальных отношений, особенностях биологии и потребностей человека как предпосылке социальной жизни; отличии мнимого и социального действия, о механизме обмена ценностями при социальных отношениях , формах социального взаимодействия (кооперация, конкуренция, конфликт);

уметь привести примеры социального действия с выделением его составляющих, однопорядкового и разнопорядкового обменов ценностями в процессе деятельности.

Раздел 4 Социализация. Социальный контроль

Тема 4.1 Социализация

Социализация как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей. Процесс социализации: этапы и стадии. Социальная изоляция и феральные люди. Первичная и вторичная социализация. Агенты и институты социализации. Социализация и формирование личности. Возникновение "социального Я" . Теория "зеркального Я" Ч. Кули.

Студент должен:

знать, что социализация личности - процесс усвоения ею социальных норм и освоения социальных ролей. Основные этапы социализации, их особенности и противоречия; первичная и вторичная социализация, ее агенты; роль социализации в жизни личности и общества;

иметь представление о механизме самовозобновляемости общественной жизни посредством социализации; последствиях социальной изоляции (феральные люди); об отличии социализации и воспитания; сущности ресоциализации и десоциализации;

уметь привести примеры об особенностях процесса социализации в различные периоды жизни человека и в различных типах обществ.

Тема 4.2 Социальный контроль

Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Определение и классификация социальных норм. Норма как стандарт должного поведения. Связь между нормами и ценностями. Определение и типология социальных поощрений и санкций: формальные и неформальные санкции. Внешний и внутренний контроль. Проблема самоконтроля. Общественное мнение как форма социального контроля. Девиантное и деликвентное поведение.

Студент должен:

знать сущность социального контроля как механизма социальной регуляции поведения людей. Основные элементы социального контроля: ценности, нормы, санкции, связь между ними. Определение и классификация социальных норм. Норма как стандарт должного поведения. Контроль и самоконтроль. Социальные отклонения: одобряемые и осуждаемые, индивидуальные и групповые;

иметь представление о конкретных формах социального отклонения: девиантном и делинквентном поведении; теориях, объясняющих причины отклонений;

уметь самостоятельно анализировать проблему влияния отклоняющегося поведения на развитие общества, привести конкретные примеры из истории и современности.

Раздел 5 Культура и язык.

Многообразие определения культуры. Социологическая трактовка культуры как совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей, символов, языка. Черты культуры. Материальная и духовная культура. Элементы культуры: обычаи, нравы, законы. Культура, ценности и ценностные ориентации. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Доминирующая культура, субкультура и контркультура. Специфика молодежной культуры.

Тема 5.1 Язык. Культурно-речевая среда

Язык как предпосылка возникновения и развития культуры. Виды языка. Понятие о культурно-речевом статусе. Культурно-речевая среда. Иерархия форм языка: литературный и разговорный, просторечие, территориальный и социальный диалекты, профессиональные "языки" и корпоративные жаргоны. Студент должен:

знать социологическую трактовку культуры как совокупности ценностей, норм, обычаев, традиций, языка, являющихся результатом реализации человечеством своей социальной природы; социальные причины зарождения, расцвета и гибели культур; социальные функции культуры;

иметь представление о многообразии форм культуры, сущности основных элементов культуры: языка, знаний и убеждений, ценностей, норм, традиций ; специфике молодежной культуры;

уметь самостоятельно раскрыть роль культуры в жизни общества, привести примеры форм языка (литературного, разговорного, диалектов, профессиональных «языков», молодежного сленга).

Раздел 6 Социальные группы

Тема 6. 1 Значение социальных групп для жизнедеятельности общества

Принадлежность к группе: большие и малые группы, номинальные и реальные группы, социальные организации.

Понятие и виды социальных общностей: кровнородственные ( род, племя, клан, семья.), этнокультурные (народность, народ, нация), территориально-поселенческие (деревенская община, городская общность), социально-классовые и профессиональные, политико-идеологические, государственные.

Определение малой группы, ее свойства , состав, численность, структура, принадлежность. Формы и структура малой группы: диады и триады. Представление о групповой динамике. Взаимодействие малых групп.

Тема 6.2 Социологическое изучение публики

Феномен толпы,  Основные  типы толпы:   случайная,  конвенциальная, экспрессивная, агрессивная. Формы массового поведения и коллективные действия.    Формы   организованного   протеста.    Типология   социальных движений: реформаторские, регрессивные, утопические и революционные. Студент должен:

знать отличительные признаки социальных общностей и групп, причины их образования и роль в организации социальной жизни. Многообразие общностей и групп. Критерии зрелости социальной группы. Лидерство в группах;

иметь представление о формах массового поведения и коллективных действиях, социальных последствиях этих действий;

уметь проанализировать внутреннюю структуру (композицию) своей учебной группы, определить социальные факторы, способствующие проявлению лидерства.

Раздел 7 Социальная стратификация. Социальная мобильность Тема 7.1 Социальная стратификация

Понятие социальной стратификации. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование, престиж. Методы исследования престижа и понятие шкалы профессионального престижа. Принадлежность к страте и понятие о социальной страте. Исторические типы стратификации. История возникновения классов

Классы и сословия в дореволюционной России. Классовая система США. Стратификация в СССР и современной России.

Тема 7.2 Социальная мобильность

Понятие о социальной мобильности. Классификация типов мобильности. Групповая мобильность. Индивидуальная мобильность. Структурная мобильность. Объем и дистанция мобильности. Демографические факторы мобильности. Каналы вертикальной мобильности. Феномен групповой замкнутости. Виды и факторы миграции. Текучесть кадров.

Студент должен:

знать причины социального неравенства как основы стратификации общества, исторические типы социальной стратификации (рабство, касты, сословия, классы, страты), критерии социальной стратификации: богатство, власть, престиж, отличительные черты и параметры высшего, среднего и низшего социальных слоев; сущность и виды социальной мобильности, понятие открытого и закрытого общества;

иметь представление о социальном неравенстве и стратификации в современном российском обществе; роли и значении среднего класса в стабилизации общественной ситуации; об абсолютной и относительной бедности, ее социальных причинах, государственной политике по борьбе с бедностью; о каналах социальной мобильности, проблемах, сопровождающих этот процесс;

уметь привести примеры проявлений стратификационных различий и социальной мобильности в жизни.

Раздел 8 Общество и мировая система

Тема 8.1 Общество и мировая система

Понятие об обществе как социальном институте. Функционирование социальных институтов. Типология и функции институтов. Гражданское общество. Признаки общества и государства. Мировая система и цивилизация. Социальный прогресс и развитие общества. Типология и эволюция обществ. Теория модернизации.

Студент должен:

знать отличие понятий «страна», «государство», «общество», основные признаки общества, основные тенденции развития и конкретно-исторические типы, отличительные особенности доиндустриального, индустриального и постиндустриального типов обществ;

иметь представление о прогрессе и регрессе как направлении развития общества, проблемах развития современного российского общества, условиях саморазрушения общества, аномии;

иметь представление о функциях и дисфункциях социальных институтов, проблемах их устойчивости и изменчивости, основных направлениях институциональных изменений;

уметь привести примеры в подтверждение теоретических положений, анализировать характерные черты и особенности различных типов обществ.

Раздел 9 Введение в предмет политологии. Методы изучения. История политической мысли

Тема 9.1 Введение в предмет политологии. Методы изучения

Политика как социальное явление. Её роль в развитии общества и личности. Предмет политологии. Основные понятия науки и политики. Методы изучения политической жизни общества. Политология в системе с другими науками об обществе. Её функции.

Тема 9.2 История политической мысли

Политические идеи в истории человеческой цивилизации. Элементы политологии в учениях Платона "Государство" и Аристотеля "Политика.". Политические идеи Средневековья и эпохи Возрождения. Политические учения Нового времени. Политическая мысль ХХ века. Политическая мысль России.

Раздел 10 Политическая система общества Тема 10.1 Понятие политической системы

Содержание и структура политической системы. Разновидности политических систем. Авторитаризм, тоталитаризм, демократия. Монархия и республика. Унитарное государство, федерация, конфедерация. Политические партии, однопартийные и многопартийные политические системы.

Студент должен:

знать структуру партийного аппарата и политической программы, функции и признаки политических партий, классификацию политических партий (по способу организации, по отношению к власти, по типу членства, по отношению к обществу, по типу политической программы);

иметь представление об истории формирования партии как представительной структуре, выражающей определенные групповые интересы;

уметь анализировать структуру политических программ различных партий Российского государства и современной общественно-политической ситуации стране.

Тема 10.2 Политическая власть

Источники власти и особенности ее легитимности (узаконения и оправдания). Исторические типы и формы власти. Понятие суверенитета. Разделение власти и ее основные формы.

Студент должен:

знать принцип организации власти, главные формы правления, основные разновидности республики, основные функции парламента, систему методов осуществления государственной власти и степень реализации демократических прав и свобод личности; источник принимаемых в обществе законов;

иметь представление о понятие «импичмент»; об «извращённых» формах правления (тирания, олигархия, охлократия), о исторических примерах различных устройств государства, об истории становления представительного законодательного органа власти (парламента)

уметь правильно классифицировать формы правления, анализировать внутреннюю структуру правления современной России.

Тема 10.3 Государство и общество

Природа и сущность государства. Признаки государства. Функции и формы государства. Типы государства. Правовое государство и гражданское общество.

Студент должен:

знать сущность понятий: «государство», «суверенность», «гражданское общество», «гражданин», «гражданство», «избирательное право», «демократия», «тоталитаризм»; особенности современной системы государств;

иметь представление о причинах возникновения государства, о правозащитных движениях: в Древнем Риме, в Англии и США, в Европе и

СССР;

уметь различать понятия «страна», «государство», «общество», самостоятельно анализировать различные территориальные организации государств (унитарное государство, федерация, конфедерация).

Раздел 11 Мировая политика и международные отношения

Тема. 11.1 Мировая политика и международные отношения

Природа международной политики. Глобальная взаимосвязь государств и народов в современную эпоху. Проблемы мира и войны в мировой политике. Типология международных отношений. Особенности современного этапа международных отношений. Россия в системе современных международных отношений. Студент должен:

знать суть цивилизационного и глобалистического подходов, основные типы мировых экономических систем, новейшие тенденции перестройки международного пространства; основные понятия «международные отношения», «международная политика», «международное право»,

«дипломатия», «суверенитет, «внешняя политика», «консулы», «атташе»;

иметь представление о различных классификациях геополитического и геоэкономического пространств;

об основных приоритетах международной политики начиная с древнего мира вплоть до исхода XX столетия;

уметь привести примеры цивилизационного развития стран первого, второго, третьего и четвёртого миров и особенности их международной политики.

Рекомендации для самостоятельной работы.

Дисциплина «Основы социологии и политологии» входит в состав цикла гуманитарных и социально - экономических дисциплин.

Основные цели изучения данного курса состоят в приобретении студентами знаний о современном обществе, ведущих тенденциях и культурных особенностях его развития, политических и общественных процессах, овладении методами социологического и политического анализа. Самостоятельную работу следует начинать с ознакомления с программой курса и рекомендуемой литературы. Завершая работу над каждой темой, в целях систематизации знаний, необходимо составить опорные конспекты, которые помогут Вам подготовиться к экзамену.

Для получения дополнительной информации и углубления знаний по дисциплине необходимо использовать не только рекомендуемую литературу, но и публикации в журналах «Общественные науки и современность», «Социально-политический журнал», «Социологические исследования», «Политические исследования».

Основные требования к написанию контрольной работы:

  1. Контрольную работу оформляют в тетради или на листах бумаги А4 объемом 20 страниц. Текстовой материал выполняют в печатном или в разборчивом рукописном виде.
  2. Оформление титульного листа смотрите в Приложении.
  3. На второй странице работы необходимо представить оглавление, на предпоследней - перечень использованных источников литературы, последняя страница должна быть чистой и предназначена для замечаний преподавателя при

проверке работы.

  1. В тексте контрольной работы должны присутствовать ссылки на все использованные в ходе выполнения задания источники.
  2. Контрольная работа должна быть сдана на кафедру до начала экзаменационной ceccии.

Тема 1. Объект, предмет и метод социологии

1.1.   Социология как наука. Объект и предмет изучения социологии.

1.2. Функции социологии.

1.3.   Уровни социологического анализа и социологические парадигмы.

1.4. Теоретические подходы в социологии.

1.5. Социологические исследования как инструмент познания социальной ре-

альности.

1.6.   Методы социологических исследований, их взаимосвязь с теориями различ-

ных уровней.

1.7.   Социальный прогресс. Уровни социального прогресса, его исторические

особенности.

1.8.   Структура социологии.

Тема II. История становления и развития социологии

II.1. Социально-философские предпосылки возникновения социологии.

II.2. Становление научной социологии в 40-е годы Х1Х в.

II.3. Формирование основ социологической науки в трудах О. Конта.

II.4. Социология М. Вебера и «Веберовский ренессанс» в развитии современной

социологии.

II.5. Социологическая теория Э. Дюркгейма.

II.6. Основные направления и этапы развития социологии в России.

II.7. Социологическая мысль в России как интегральная часть европейской

культуры.

II.8. Социологическая теория К. Маркса.

II.9. Современные социологические теории и концепции.

II.10. Социологические теории П. Сорокина.

II.11. Развитие отраслевой социологии в ХХ в.

II.12. Современное развитие социологии в России.

Тема III. Общество как социокультурная система

III.1. Понятие «общество» и его основные компоненты.

Ш.2. Социальная система и социальная культура.

Ш.3. Общество как социетальная система.

Ш.4. Понятие социального статуса и социальной роли личности.

Ш.5. Формы культурной регуляции: обычаи, традиции, ритуалы, обряды.

Ш.6. Мода в современном обществе. Проблема восстановления традиции и обы-

чаев в русской культуре. Традиции села.

Тема 1У. Социальные общности

1 У.1. Социально-территориальная общность.

1 У.2. Понятие урбанизации. Проблемы адаптации в городской среде.

1 У.3. Специфика города и деревни как среды жизнедеятельности человека.

1 У.4. Понятие социальной группы. Взаимодействие как основа ее формирования.

1 У.5. Социально-этническая общность.

1У.6. Этническая стратификация.

Тема У. Социология культуры

У.1. Понятие социологии культуры, ее структура и содержание.

У.2. Компоненты культуры.

У.3. Специфика социологического подхода к изучению и регуляции явлений

культуры.

У.4. Этнокультура: городская и сельская, культура классов и различных социаль-

ных групп.

У.5. Роль культуры в жизнедеятельности личности. Механизмы освоения и

производства культуры личности. У.6. Методы сравнительного анализа динамики культурных процессов в социаль-

ных обязанностях: группах, коллективах, семье.

У.7. Развитие и распространение культуры, преемственность в развитии культу-

ры.

У.8. Социально-культурные традиции и особенности развития российского

Общества.

У.9. Кризис культуры в российском обществе и пути его преодоления.

Тема У1. Социология личности

У1.1. Особенности социологического изучения личности.

У 1.2. Диалектика биологического и социального в человеке.

У1.3. Понятие социализации личности.

У 1.4. Социализация в течении жизненного цикла.

У1.5. Сущность, структура и типология личности.

У 1.6. Демократизация свободы личности.

У 1.7. Девиантное (отклоняющееся) поведение личности.

У 1.8. Анализ криминогенной мотивации в современных условиях.

У 1.9. Новые тенденции взаимодействия личности, общества и природы в

современных условиях.

У 1.10. Формирование личности в семье.

У1.11. Механизмы регуляции поведения и социализации личности.

Тема УП. Социальная структура общества и социальная стратификация

УП.1. Социальная структура общества и ее основные элементы.

УП.2. Понятие «страта». Источники и факторы социальной стратификации.

УП.3. Социальная стратификация и дифференциация.

УП.4. Социальная мобильность.

УП.5. Стратификационные модели социального неравенства. УП.6. Классификация социальных групп.

УП.7. Демографические факторы мобильности в современной российской деревне.

УП.8. Дифференциация общества и распределительные отношения.

Тема УШ. Социальные институты и социальные организации

УШ.1. Понятие «социальный институт». Процесс институционализации и

развитие институтов

 УШ.2. Особенности и функции социальных институтов.

УШ.3. Семья как важнейший социальный институт.

 УIII.4. Интегративная функция систем образования.

УШ.5. Социальные функции религии.

 УШ.6. Основные черты социальной организации.

 УШ.7. Понятие «управление» в социологии организаций.

УШ.8. Государство как наиболее крупная социальная организация общества.

 УШ.9. Наука как социальный институт и тенденции развития науки.

Тема 1Х. Социология семьи

1 Х.1. Понятие брака и семьи в социологии.

1Х.2. Анализ общественных функций семьи и ее особенности как

социального института и психологической группы на современном этапе социального развития общества.

1Х.3. Изучение исторических типов и форм брачно-семейных отношений.

1 Х.4. Семья и семейные отношения в современном российском обществе.

 1 Х.5. Раскрытие диалектики общего, особенного и индивидуального в семье

на каждом этапе ее развития.

Тема Х. Социология образования

Х.1. Понятие социологии образования. Характеристика составных частей

социологии образования.

Х.2. Социальные функции образования.

Х.3. Система образования и ее функции.

Х.4. Эволюция социального института образования.

Х.5. Образование в современной России.

Х.6. Методы изучения групповых отношений в учебных заведениях. Х.7. Функционалистский подход к образованию. Х.8.Конфликтология об образовании. Х.9. Реформы системы образования в России.

Тема Х1. Социальные движения. Социальные конфликты и их разрешение

Х1.1. Сущность социального действия, его особенности, элементы, ситуации. Х1.2. Понятие социального движения. Типология. Стадии развития. Х1.3. Понятие социального конфликта. Этапы развития. Классификация

конфликтов.

Х1.4. Конфликт и компромисс в проблеме о собственности на землю.

Х1.5. Социальные проблемы.

Х1.6. Конфликты в современном российском обществе.

Тема ХП. Социальные изменения и социальное развитие

ХП.1. Понятия «социальные изменения» и «прогресс». ХП.2. Факторы социальных изменений.

ХП.3. Социальные общности как источник самодвижения общества,

социальных изменений.

ХП.4. Социальные изменения в России.

ХП.5. Социальные изменения и социальная стабильность.

ХП.6. Мировая система и процессы глобализации.

ХП.7. Социологическая теория модернизации.

ХП.8. Тенденции современного мирового развития.

Тема ХШ. Методология и методы социологического исследования

ХШ.1. Виды и сущность социологического исследования. ХШ.2. Программа социологического исследования. ХШ.3. Методология и методы социологического исследования. ХШ.4. Прогнозирование в социологии.

ХШ.5. Опросы общественного мнения и социальный прогноз.

Таблица для определения номеров вариантов контрольных заданий

Номер варианта контрольного задания (контрольной работы) выбирается из

таблицы, исходя их двух последних цифр номера зачетной книжки студента-
заочника. Эти номера заданий состоят из двух цифр, разделенных точкой.

Индивид. шифр

Номер

Индивид. шифр

Номер

студента - 2

Контрольного

Студента - 2

Контрольного

Последние цифры

Задания

Последние цифры

Задания

Зачетной книжки

Зачетной книжки

...01

1.1

...33

1 У.6

...02

1.2

.34

1 У.7

...03

1.3

.35

У.1

...04

1.4

.36

У.2

...05

1.5

.37

У.3

.06

1.6

.38

У.4

.07

1.7

.39

У.5

.08

1.8

.40

У.6

.09

П.1

.41

У.7

...10

П.2

.42

У.8

...11

П.3

.43

У.9

...12

П.4

.44

У1.1

...13

П.5

.45

У1.2

...14

П.6

.46

У1.3

...15

П.7

.47

У1.4

...16

П.8

.48

У1.5

...17

П.9

...49

У1.6

...18

П.10

...50

У1.7

...19

П.11

.51

У1.8

.20

П.12

.52

У1.9

.21

Ш.1

.53

У1.10

.22

Ш.2

.54

У1.11

.23

Ш.3

.55

УП.1

.24

Ш.4

.56

УП.2

.25

Ш.5

.57

УП.3

.26

Ш.6

.58

УП.4

.27

Ш.7

.59

УП.5

.28

1 У.1

.60

УП.6

.29

1 У.2

.61

УП.7

.30

1 У.3

.62

УП.8

.31

1 У.4

.63

УШ.1

.32

1 У.5

.64

УШ.2

..65

УШ.3

...83

Х.3

.66

УШ.4

.84

Х.4

.67

УШ.5

.85

Х.5

.68

УШ.6

.86

Х.5

.69

УШ.7

.87

Х.6

.70

УШ.8

.88

Х.7

.71

УШ.9

.89

Х.8

.72

1 Х.1

.90

Х.9

.73

1 Х.2

.91

Х1.1

...74

1Х.3

...92

Х1.2

...75

1Х.4

...93

Х1.3

.76

1 Х.5

.94

Х1.4

.77

1 Х.6

.95

Х1.5

.78

1 Х.7

.96

ХП.1

.79

1 Х.8

.97

ХП.2

.80

1 Х.9

.98

ХП.3

.81

Х.1

.99

ХШ.1

.82

Х.2

.100

ХШ.2

Пояснение: каждая тема из разделов учебной программы курса в данном

списке обозначается римскими цифрами. Эти темы разбиты на ряд пунктов, обозначаемых арабскими цифрами. Первая римская цифра номера отсылает к определенному разделу программы (или учебной теме) курса социологии; вторая

арабская цифра указывает порядковый номер одного из пунктов внутри этой учебной темы (раздела программы).

Примерный  перечень  вопросов  для  подготовки  к  зачету  и экзаменам по дисциплине «Основы социологии и политологии»

Раздел I. Основы социологии.

  1. Объект и предмет социологической науки, структура социологии, ее функции.
  2. Краткая история развития социологии. Древность, Средневековье и Новое время, современность.

3.Развитие социологии в России.

4. Предмет, принципы и методы социологического исследования.

5.Человек как биологический и социальный индивид. Роль природного и

общественного факторов в формировании личности.

  1. Проблема самооценки личности. Самоуважение.
  2. Социальное взаимодействие. Понятие социального статуса. Классификация статусов.

8.Социальные отношения. Социальные нормы и социальные роли. Роль как модель поведения.

9.Формы социального взаимодействия; кооперация, конкуренция, конфликт.

  1. Социализация как усвоение культурных норм и социальных ролей.
  2. Первичная и вторичная социализация, агенты и институты социализации.
  3. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения
    людей. Нормы и санкции социального контроля.
  1. Общественное мнение как форма социального контроля. Девиантное и деликвентное поведение.
  2. Многообразие определение культуры. Черты культуры. Элементы культуры. Обычаи, нравы, законы.
  3. Формы разновидности культуры - народная, массовая, элитарная. Специфика молодежной культуры.
  4. Язык как предпосылка развития культуры.
  5. Социальные группы. Классификация социальных групп - большие и малые, номинальные и реальные.

18.Понятие и виды социальных общностей. Род, племя, клан, семья. раса, нация, народность.

19.Социальная стратификация. Понятие о страте. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование, престиж.

  1. Классы и сословия. История возникновения классов.
  2. Роль и значение среднего класса в современном обществе.

22.Социальная мобильность. Классификация типов мобильности.

23.Демографические     факторы     мобильности.     Каналы     вертикальной мобильности (армия, церковь, школа, собственность, семья)

24.Виды и факторы миграции. Текучесть кадров. Процессы, протекающие в современной России.

25.Понятие об обществе как социальном институте. Развитие социальных институтов и их основные функции.

26.Социальный прогресс и регресс. Революционный и эволюционный путь развития общества. Типология обществ по Д. Беллу и К. Марксу.

Раздел II. Основы политологии.

27.Предмет политологии. Методы изучения политической жизни. Ее функции. 28.История политической мысли. Древность, средневековье, новое время. Современность XX века.

29.Политическая власть. Источники власти и особенности ее легитимности. 30. Исторические типы и формы власти. Понятие суверенитета. Принцип разделения власти.

31.Природа и сущность государства. Форма и функции государства.

  1. Правовое государство и гражданское общество.
  2. Современные избирательные системы.
  3. Природа политической партии и ее функции. Партийные системы.
  4. Политическая культура, понятие и структура. Роль и функции политического сознания.

36.Природа политической идеологии. Мировая идеология; либерализм, консерватизм, социализм, фашизм.

  1. Природа международной политики. Типология международных отношений.
  2. Особенности современного этапа международных отношений. Россия в системе современных международных отношений.

Литература

Основная литература

  1. Гидденс Э. Социология.- М.: Эдоториал УРСС, 1999.
  2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3-х тт. - М.: Инфа-М.,,

2000.

  1. Кравченко А.И. Основы социологии. - М.: Академия, 2002.
  2. Кравченко А.И. Социология и политология. - М.: Академия, 2000.
  3. Кравченко А.И. Социология: задачник. - М.: Академия, 1997.
  4. Левада Ю.Я. Лекции по социологии. - М.: 1994.
  5. Осипов Г.В. Социология. - М.: Феникс, 2003.
  6. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.
  7. Фролов С.С. Основы социологии. - М.: Юристъ, 1997.
  8. Эфендиев А.Г. Основы социологии. - М.: общество «Знание», 1993.

Дополнительная литература

  1. Гаджиев К.С. Введение в политологию. М., 1993.
  2. Громыко А.Л. Политические режимы. М.,1994.
  3. Зборовский.Г.А., Орлов Г.П. Социология. Учебник для студентов гуманитарных вузов.
  4. Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 2000.
  5. Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология: методы исследования. - М., 1998.
  6. Мухаев Р.Т. Политология, М.,1997.
  7. Олищук В.А., Павленко В.Б. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. Год 1997. - М., 1997.
  8. Панарин А.С. Философия политики. М., 1994.
  9. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М., 1995.

10.

11.        Социология: Практикум .Сост. и отв. редакторы А.В. Миронов, Р.И.

Руденко. - М., 1993.

  1. Фельдман Д.М. Политология конфликта. - М., 1998.Власть: Основы отношения к властям, обществу и государству. -М.,1998.
  2. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М.,2000.

14.        Ярулин И.Ф. Гражданское общество: история и современность. -
Хабаровск, 1997.