Методическая разработка: Родительское собрание "Школа любящих родителей"
методическая разработка

Карганова Татьяна Евгеньевна

 

РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА

 

Цель: изучение событий русско-японской войны и отображе­ние их в литературе.

 

Предварительное задание. 1. Прочитать рассказ Л. Андреева «Красный смех», выбрать для выразительного чтения эпизоды об «ужасах этой войны» (по 1 мин.); 2. Подготовить исторические справки об основных событиях войны (по 5 мин.).

 

Формы работы. Сообщения учителя и учащихся; чтение фраг­ментов художественных произведений (Л. Андреев «Красный смех»; А. Степанов «Порт-Артур»; статья Л. Толстого «Одумайтесь!»; Но­виков-Прибой «Цусима», В. Брюсов «Цусима», Вяч. Иванов «Цу­сима»), работа с картой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russko-yaponskaya_voyna_2.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА

Цель: изучение событий русско-японской войны и отображение их в литературе.

Задачи. 1. Знать причины, характер, основные этапы войны, условия Портсмутского мира. 2. Уметь извлекать из различных источников информацию по данной теме, находить на карте историко-географические объекты. 3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гуманизма даже на примере трагических страниц отечественной истории.

Предварительное задание. 1. Прочитать рассказ Л. Андреева «Красный смех», выбрать для выразительного чтения эпизоды об «ужасах этой войны» (по 1 мин.); 2. Подготовить исторические справки об основных событиях войны (по 5 мин.).

Формы работы. Сообщения учителя и учащихся; чтение фрагментов художественных произведений (Л. Андреев «Красный смех»; А. Степанов «Порт-Артур»; статья Л. Толстого «Одумайтесь!»; Новиков-Прибой «Цусима», В. Брюсов «Цусима», Вяч. Иванов «Цусима»), работа с картой.

Оформление урока:

-портреты Куропаткина А. Н., Макарова С. О., Кондратенко Р. И., Алексеева Е. И.

- настенная карта «Русско-японская война 1904-1905 гг.»;

- выставка книг «Слава и горечь русского флота в русско-японской войне»: Новиков-Прибой «Цусима», Худяков П. К. «Путь к Цусиме», Семёнов В. «Расплата», Степанов А. «Порт-Артур», Озерецкая Е. «Доблесть русского флота» и др.;

- таблица «Основные события войны», где будут записаны даты основных событий и число погибших в этих сражениях:

«Основные события войны» ( заполняется по ходу урока)

Сражение Хронологические рамки

Потери русских

Потери японцев

Оборона Порт-Артура (с 27.05. 1904-2.01. 1905)

27 000 чел. убитыми и ранеными.

90 000 чел. убитыми и ранеными.      

Сражение под Ляояном.08.-21. 08.1904)

16 500 чел.

24 000 чел.

Сражение под Мукденом (6.02.-25.02.1905)

89 000 чел.

71 000 чел.

Цусима (14.05.-15.05.1905)

Около 4 000 чел.

(  спорная )

Эпиграф:

Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война...

В. Плеве

Ход урока

I. Слово учителя.

На рубеже веков, с началом стадии империализма, усилилась неравномерность развития капиталистических стран. Обгоняя по темпам и уровню развития старые колониальные державы: Англию, Францию, молодые капиталистические страны - США, Германия и Япония - стремились к территориальным приобретениям и новым рынкам сбыта. Создалась чрезвычайно сложная и напряженная международная обстановка. Ее определяли франко-германское и англо-германское соперничество, а также противоречия России с Англией, Германией и Японией. Политика России на Балканах и Ближнем Востоке не была активной. Она направлялась на поддерживание сложившегося соотношения сил с Австро-Венгрией, Германией и Англией в этих регионах. На среднем Востоке Россия действовала активнее, распространяя свое влияние на север Ирана.

Самой деятельной была русская политика на Дальнем Востоке. В этот период внимание Англии, США и Японии привлекают Китай, Корея, Маньчжурия (Северо-восточный Китай). Россия тоже вступает в борьбу за влияние на них. После японо-китайской войны 1894 г. Китай уступил Японии Ляодунский полуостров. Россия, сознавая угрозу своим интересам на Дальнем Востоке, предложила Японии отказаться от аннексии Ляодунского полуострова. Россию поддержали Франция и Германия, после чего Япония вынуждена была уступить. В 1896 г. Россия заключила с Китаем оборонительный союз против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). В 1898 г. Россия получила от Китая в аренду Порт-Артур с правом превращения его в военную базу. Через год началась открытая колониальная экспансия капиталистических государств в Китай. В Китае вспыхнуло народное восстание (1900 г.), которое было подавлено совместными силами империалистических государств. Русское правительство под предлогом охраны КВЖД ввело войска в Маньчжурию, тем самым резко обострив противоречия между Россией, с одной стороны, и Японией и Англией - с другой. Союзный договор Японии и Англии в 1902 г. против России был поддержан США. В конце лета 1902 г. Япония направила требование к России о признании полного японского протектората над Кореей в обмен на признание Японией права за Россией свободы действий в Маньчжурии в зоне КВЖД. 31 декабря 1903 г. русской стороне вручены новые требования: Япония настаивала на безраздельном господстве в Корее и признании равных с Россией прав в Маньчжурии. Требования были приняты, но японский телеграф намеренно не передавал их русскому посланнику до 25 января.

25 января 1904 г. Япония разорвала дипломатические отношения с Россией и в ночь на 26 января без объявления войны напала на русскую эскадру в Порт-Артуре. Началась русско-японская война.

П. Беседа с классом о причинах войны.

- Определите причины русско-японской войны исходя из характеристики внешней политики России в конце XIX - начале XX вв. и положения на Дальнем Востоке.

Столкновение русских и японских интересов в Корее и Маньчжурии.

Причину войны записать на доске.

- Нужна ли эта война была России, несмотря на то, что войну начала Япония? Какие цели преследовало царское правительство в этой войне? При ответе используйте эпиграф.

Во-первых, Россия к началу века являлась империалистической державой и Маньчжурия и Корея входили в сферу ее колониальных интересов.

Во-вторых, из слов В. Плеве становится понятно, что царскому правительству выгодно участие в этой войне, потому что в России к началу века сложилась революционная ситуация, следовательно, победа в войне подняла бы престиж власти и помогла бы избежать революции.

Соотношения сил  и  планы сторон :

Основные планы Японии Японское командование основными военными целями ставило: достижение полного господства на море, на суше – овладение Порт–Артуром и затем распространение своих военных успехов на Корею и Маньчжурию, вытесняя из этих районов русских.

Из воспоминаний А.И.Деникина:

К началу 1904 года находилось всего 108 батальонов, 66 конных  сотен и 208 орудий, т.е. около 100тыс. Офицеров и солдат подкрепления могли подвозиться из России с громадных расстояний, причем пропускная способность Сибирской магистрали равнялась всего 3 парам в сутки. Но, самое главное, мы недооценили военной силы Японии…  Так, максимальным напряжением Японии считалось нами постановка под ружье 348тыс. человек, причем на театр военных действий 253тыс. Между тем Япония призвала 2727000, из которых использовано было на войне 1185000, т.е. в три раза больше предположенного.

III. Характеристика военачальников.

1.  Слово учителя. Главнокомандующим сухопутными и морскими силами России был назначен вице-адмирал Алексеев Евгений Иванович (1903-1905 гг. царский наместник на Дальнем Востоке).

Его помощник - командующий Маньчжурской армии генерал-адъютант Куропаткин Алексей Николаевич. 

2. Сообщение учащегося.

Куропаткин Алексей Николаевич. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. проявил себя храбрым офицером, был начальником штаба у генерала Скобелева, который якобы сказал ему: «Помни, что ты хорош на вторые роли. Упаси тебя бог когда-нибудь взять на себя роль главного начальника; тебе не хватает решительности и твердости воли». В 1898-1904 гг. - военный министр, входил в политическую группу СЮ. Витте, стремившуюся к экономической экспансии на Дальнем Востоке. Куропаткин один из виновников неподготовленности России к войне с Японией. Во время русско-японской войны после отставки Алексеева стал командующим всеми вооруженными силами на Дальнем  Востоке. Показал себя безвольным и бездарным военачальником, смещен с этого поста в марте 1905 г. после поражения русской армии под Мукденом.

 3. Слово учителя.

Командовать Тихоокеанским флотом в ходе русско-японской войны был назначен вице-адмирал Макаров Степан Осипович.

4. Сообщение учащегося.

Макаров Степан Осипович. Флотоводец, изобретатель, теоретик военно-морского дела, написавший более 50 научных работ, мореплаватель, дважды обогнувший земной шар, исследователь Арктики. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг., во время которой немало способствовал активизации русских морских сил на Черном море. В 1897-1898 гг., будучи уже вице-адмиралом, построил по собственному проекту ледокол «Ермак», на котором плавал в морях Арктики. С 1899 г. главный командир Кронштадтского порта и военный губернатор Кронштадта. 1 февраля 1904 г. назначен командующим I Тихоокеанской эскадрой и 24 февраля прибыл в Порт-Артур. Он вдохнул энергию в моряков, заставил флот начать активные боевые действия. Погиб 31 марта 1904 г. на броненосце «Петропавловск», который подорвался на минной банке. А ведь никто не уделял большего внимания развитию минного оружия, никто так не предупреждал об его всё возраставшей опасности, как сам Макаров! После его гибели флот ограничился оборонительными действиями.

IV. Хронологическое   освещение   хода   войны.   Основные сражения.

Слово учителя. Русско-японскую войну делят на 3 хронологических периода

Предлагается временные рамки этих периодов записать в тетрадь (см. табл.).

 1-й период (26 января 1904г. - август 1904г.)

1.   Сообщение  об  основных  событиях  первого  периода:

26 января 1904 г. одновременно с нападением на Порт-Артур японцы атаковали находящиеся в корейском порту Чемульпо крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». Японцы послали на захват крейсера и лодки целую эскадру - шесть крейсеров, восемь миноносцев. После неравного ожесточенного боя, не желая сдаваться врагу, русские моряки потопили свои корабли.

2. Чтение эпизода из романа А. Степанова «Порт-Артур». «...Между тем «Варяг» медленно опрокидывался на левый бок.

Сотни глаз с затаенным дыханием следили за гибелью героического корабля. Русские матросы, эвакуированные на иностранные суда, с тоской и болью в сердце смотрели на родной «Варяг», которым они привыкли гордиться и на котором только что пережили трагические минуты неравного боя, ежесекундно рискуя своей жизнью... Медленно погружавшийся корабль вдруг на мгновение замер и, вздрогнув всем своим огромным телом, быстро пошел под воду. Все матросы сняли фуражки и закрестились. Многие плакали, не стыдясь своих слез...»

3. Слово учителя. Впоследствии о подвиге «Варяга» была написана песня, в которой есть такие слова:

Не скажут ни камень, ни крест, где легли Во славу мы русского флага, Лишь волны морские прославят вовек Геройскую гибель «Варяга»!

4. Сообщение учащегося у карты. 5 мая 1904 г. пять японских дивизий высадились на побережье Порт-Артура и атаковали близлежащий холм; после нескольких атак при поддержке морской артиллерии 27 мая холм был занят. Таким образом, генерал Ноги смог окружить Порт-Артур с суши и обстреливать русские корабли в гавани. Порт-Артур был отрезан от Маньчжурии. Началась длительная семимесячная осада.

5. Слово учителя. В августе 1904 г. в Маньчжурии 3 японские армии, продолжая наступление, соединились у Ляояна.

6. Сообщение ученика у карты. Здесь с 11-21 августа произошло сражение между 152-тысячной русской армией генерала А. Н. Куропаткина и японскими войсками маршала Оямы (130 000 чел.).

Японцы планировали решительное наступление с обходом обоих флангов русской армии, однако их силы были недостаточны для решения такой задачи.

В этих условиях все атаки японцев были отбиты, и командующий японскими войсками дал приказ об отступлении, но Куропаткин опередил Ояму на 2 часа, также дав приказ об отступлении. Хотя русская армия превосходила по численности и была лучше оснащена, ей с большим трудом удавалось сдерживать натиск противника по причине незнания местности, отсутствия карт, данных разведки. Преувеличенные сведения о силах противника заставили Куропаткина принять решение об отступлении к Мукдену

 2-й период (сентябрь 1904г. - февраль 1905г.)

1. Сообщение об основных событиях второго периода: После поражения под Ляояном судьбу войны решала оборона Порт-Артура, который оттягивал значительные силы японцев. 7 месяцев длилась осада, японцы предпринимали многократные штурмы, не прекращали бомбардировок.

Задание. Прослушав отрывки из воспоминаний, сделайте вывод о соотношении сил.

Из воспоминаний БЛ. Романова. (Очерки дипломатической истории русско-японской войны. 1895 - 1907. М., Л., 1955, с. 303.)

«В техническом отношении армия начинала кампанию с 8 пулеметами; пополнялась полевой артиллерией вместо горной, хотя с 1900 г. можно было воочию видеть гористый характер будущего театра военных действий; не располагала точными картами, без которых часто плутали и попадали не туда, куда шли. Порт-Артур начинал кампанию с 153 снарядами для 12-дюймовых орудий, тогда как во Владивостоке таких снарядов лежало 1037 и не было ни одного 12-дюймового орудия...

Сухопутные войска насчитывали 100 тыс. человек, в составе военно-морского флота на Дальнем Востоке были 7 броненосцев, 4 бронекрейсера, 32 миноносца. Япония к началу военных действий имела сухопутную армию, считая и резервные силы в 330 тыс. человек, на вооружении армии имелись 1068 орудий разных калибров».

Мнение Л. И. Деникина, в годы русско-японской войны - молодого офицера: «... очень плохо обстояло дело со знакомством с качествами и моральным духом японской армии... о которой генерал Куропаткин после первых боев доносил государю: «Мы имеем дело с весьма серьезным противником, отлично подготовленным, обладающим обширными и самыми усовершенствованными силами и средствами, многочисленным, весьма храбрым и отлично руководимым».

 Обороной руководил генерал Роман Кондратенко.

2. Сообщение учащегося.

Кондратенко Роман Исидорович. Генерал-майор, военный инженер. Перед русско-японской войной командовал Седьмой Восточносибирской стрелковой бригадой в Порт-Артуре. С началом войны назначен командующим сухопутной обороной крепости Порт-Артур, организатор и герой ее защиты. Погиб в декабре 1905 г., защищая крепость.

3.  Слово учителя. После гибели Романа Исидоровича командование принял генерал Стессель Анатолий Михайлович, который принял решение о сдаче крепости, хотя возможности обороны исчерпаны не были.

4.  Сообщение учащегося. За сдачу Порт-Артура японцам был отдан в 1906 г. под суд вместе с другими виновниками сдачи крепости - генералами Фоком, Рейсом, Смирновым. Следствие выявило полную бездарность Стесселя, сознательно подготовившего крепость к сдаче. Верховный военно-уголовный суд 7 февраля 1908 г. приговорил Стесселя к расстрелу, замененному десятилетним заключением в Петропавловской крепости, но уже в мае 1908 г. он был освобожден по распоряжению Николая II и уехал за границу.

5.  Слово учителя. После падения Порт-Артура Куропаткин попытался разбить главные японские силы под Мукденом до прибытия им на помощь войск из-под Порт-Артура. Решающая битва произошла в феврале 1905 г.

6.  Сообщение ученика у карты. По плану Куропаткина русские войска должны были, прикрывая Мукден с севера и запада, подтянуть резервы и перейти в наступление. Но японцы сорвали русский план своим наступлением на правом фланге, обошли Мукден с севера, прорвали фронт и вышли к железной дороге, после чего Куропаткин отдал приказ об отступлении. Мукденское сражение, беспрецедентное по напряженности, длительности и масштабам (ширина фронта до 150 км), явилось крупной неудачей русских, повлиявшей на дальнейший ход войны.

3-й период (март-август 1905 г.)

 1. Слово учителя. После сдачи Порт-Артура Война уже была проиграна, однако царизм настаивал на продолжении бессмысленного похода 2-ой Тихоокеанской эскадры под командованием Рожественского из Кронштадта во Владивосток.

   Рожественский Зиновий Петрович (1848 – 1909)- Родился в семье военного врача, получил разностороннее образование. В 1864 поступил в Морской корпус, затем в Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге и в 1873 был выпущен по первому разряду лейтенантом. Работал в Комиссии морских артиллерийских опытов, увлекался электротехникой. В 1898 был произведен в контр-адмиралы и назначен командующим учебно-артиллерийским отрядом Балтийского флота.  В 1904 произведен в вице-адмиралы и занимался подготовкой 2-й Тихоокеанской эскадры к походу из Балтийского моря на Дальний Востоке поддержку 1-й Тихоокеанской эскадры, запертой японцами в Порт-Артуре. Рожественский, раненный в этом бою, был оправдан военно-морским судом. В 1906 уволен в отставку.

2. Сообщение ученика у карты.

Последним сражением русско-японской войны стало морское сражение, произошедшее 14-15 мая 1905 г. в Корейском проливе у острова Цусимы. В нем участвовали русская 2-я Тихоокеанская эскадра (11 броненосцев, 10 крейсеров, 9 эсминцев) под командованием адмирала 3. П. Рожественского и японский флот (4 броненосца, 48 крейсеров, 21 эсминец и 42 миноносца) под командованием адмирала Того.

Задание учащимся: чтобы нагляднее представить себе силы сторон, составьте таблицу.

Русская 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием 3. П. Рожественского

Японский флот под командованием адмирала Того

11 броненосцев 10 крейсеров 9 эсминцев

4 броненосца 48 крейсеров 21 эсминец 42 миноносца

Русская эскадра вошла в Корейский пролив, пытаясь прорваться во Владивосток, но была обнаружена японцами, после чего русские корабли перестроились в две колонны. При появлении главных сил японского флота Рожественский начал перестраивать корабли в одну колонну, задержав открытие огня.

Чтение фрагмента «Гибель "Ослябя"» из книги Новикова-Прибоя «Цусима».

«Когда 14 мая после перестрелки с неприятельскими разведочными крейсерами... показалась японская эскадра, на броненосце «Ослябя» пробили боевую тревогу...

Но вот здесь-то и случилось то, чего никто не ожидал от командующего 2-й эскадрой адмирала Рожественского, в боевые способности которого так слепо верили в Петербурге. С первого же момента благодаря несуразным манёврам адмирала «Ослябя», как мы знаем, был поставлен в такое положение, что вынужден был застопорить машины, чтобы не протаранить впереди идущее судно. Противник воспользовался этим и, делая последовательный поворот на шестнадцать румбов и ложась на параллельный с нами курс, открыл по нему сильнейший огонь...

Японцы быстро пристрелялись к стоячей мишени... Снаряды начали сыпаться градом... А броненосец покорно подставлял свои борта и ничего не предпринимал, чтобы выйти из-под обстрела Когда ему представилась возможность двинуться вперёд и когда внутри его заколотились все три машины в четырнадцать тысяч пятьсот индикаторных сил, а за кормой зарубили все три винта, он уже имел несколько пробоин в носовой части...

По всем палубам, по всем многочисленным отделениям пронеслись отчаянные выкрики:

- Броненосец опрокидывается!

- Погибаем! -Спасайся!

... Командир Бэр, без фуражки, с кровавой раной на лысой голове, но с папиросой в зубах... сказал своим офицерам:

- Да, тонем, прощайте!

Потом в последний раз затянулся дымом и громко скомандовал:                                                                                          

- Спасайтесь! За борт! Скорее за борт!

Но время было упущено. Корабль стал быстро валиться на левый борт. Все уже и без приказа командира поняли, что наступил момент катастрофы. Из погребов, кочегарок, отделений минных аппаратов по шахтам и скобам полезли люди, карабкаясь, хватаясь за что попало, срываясь вниз и снова цепляясь. Каждый стремился скорее выбраться... рассчитывая выскочить наружу, за борт...

Командир Бэр, несмотря на разгорающийся вокруг него пожар, не покидал своего мостика. Для всех стало ясно, что он решил погибнуть вместе с кораблём. Казалось, все его заботы теперь были направлены только к тому, чтобы правильно спасались его подчинённые. .. Он командовал, стараясь перекричать вопли других:

-Дальше от бортов! Чёрт возьми, вас затянет водоворотом! Дальше отплывайте!

В этот момент, перед лицом смерти, он был великолепен...

Из машинистов и механиков ни один не выпрыгнул за борт. Все они, в числе двухсот человек, остались задраенными в своих отделениях. Каждый моряк может себе представить, что произошло с ними... В жаркой тьме вопли смешались с грохотом и треском падающих тяжестей. Но одна из трёх машин и после этого продолжала некоторое время работать, разрывая попадавших в нее людей на части. Это были последние судороги погибающего корабля. Водой эти закупоренные отделения корабля заполнились не сразу. Значит, те, которые не были ещё убиты, долго оставались живыми, проваливаясь в пучину до самого морского дна. И, может быть, прошёл не один час, прежде чем смерть покончила с ними».

 4. Слово учителя. Превосходство японских кораблей в скорости движения, бронировании и скорострельности решило исход сражения: 4 русских броненосца были потоплены, остальные корабли получили повреждения. Ночью, в темноте, русские корабли потеряли связь между собой, и к утру русская эскадра перестала существовать как боевая единица. Во Владивосток сумели прорваться лишь один крейсер и два эсминца. Никогда ещё русский флот не подвергался такому разгрому. Лучшие корабли были потоплены, сам Рожественский со своим штабом попал в плен, погибло 5000 моряков. После этого сражения воюющие стороны пошли на заключение перемирия, предложенного президентом США Теодором Рузвельтом.

V. Работа с учебником., с документом

Из воспоминания Деникина

Ко времени заключения мира русские армии на  Сипингайских позициях Имели 446тыс. бойцов (под Мукденом – около 300 тыс.); располагались войска не в линию, как раньше, а эшелонированно в глубину, имея в резерве общем и армейском более половины

cвоего состава, что предохраняло от случайностей и обещало большие активные возможности; Фланги армий надежно прикрывались корпусами генералов Ренненкампфа и Мищенки; Армия пополнила и омолодила свой состав и значительно усилилась технически;

Связь с Россией поддерживалась уже не 3-мя парами поездов, как в начале войны, а 12 парами. Наконец, дух армии не был сломлен…

Японская армия, стоявшая против нас, имела на 32%меньше бойцов. Страна была истощена. Среди пленных попадались старики и дети. Былого подъема в ней не наблюдалось. ..

Россия отнюдь не было побеждена. Армия могла бороться дальше. Но… Петербург «устал» от войны более, чем армия. К тому же тревожные признаки надвигавшейся революции, в виде участившихся террористических актов, аграрных беспорядков, волнений и забастовок, лишили его решимости и дерзания, приведя к заключению преждевременного мира.

Вопрос классу:  Какой вывод вы можете сделать, анализирую документ?

                 

1. Чтение раздела в учебнике «Портсмутский мир».

2. Выводы после прочтения.

- Когда был подписан Портсмутский мир? Дату записать в тетрадь.

25 августа (5сентября) 1905 года.

- Перечислите условия этого мирного договора. В результате «Портсмутского мира» Россия

1) уступила Японии южную часть Сахалина;

2) разрешила бесконтрольный рыболовный промысел в российских дальневосточных водах;

3) признала Корею и Маньчжурию сферой влияния Японии;

4) передала права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и портом Дальним Японии.

- Определите, какое условие было наиболее тяжелым для России?

Я считаю, что первое условие договора было наиболее тяжелым, так как это территориальные потери.

  - А какие условия считаете вы?

VI. Художественная иллюстрация событий русско-японской войны.

1. Слово учителя. И всё-таки самым тяжёлым для страны оказалась гибель русских людей. Ради чего стоило затевать войну?

Обращение к эпиграфу.

Многие писатели откликнулись на русско-японскую войну. Свое «простое слово» сказал В. Гаршин, который сам был на войне. В Англии была опубликована антивоенная статья Л. Толстого «Одумайтесь!».

Своей бессмысленной жестокостью поразила русско-японская война Леонида Андреева, своё негодование он выразил в рассказе «Красный смех» (первоначально «Война»).

Действительно, «Красный смех» - сильнейшая из проповедей, которыми человечество порывается «умертвить бессмертного, загадочного духа войны» (В. Иванов). Леонид Андреев воспроизвел не только ужасы маньчжурской резни, но и беспримерное жестокосердие власть имущих, которые увеличивали эти ужасы. Нужна ли война человеку? Конечно же, нет. Не случайно антивоенное произведение Андреева имело такую популярность во всём мире. Рассказ был переведен на английский, испанский, болгарский, французский, финский, польский, румынский, венгерский, сербский языки и даже эсперанто.

VII. Подведение итогов урока.

- Оцените шансы русской армии и флота на победу. Русская армия перед войной насчитывала около 1 млн человек,

но на Дальнем Востоке их было немногим более 120 тыс. человек. Японские вооружённые силы в 2 раза превышали по численности и в несколько раз превосходили русские войска по числу стволов в артиллерии. Соотношение военно-морских сил было практически равным. Поэтому изначально шансы на победу были невелики

-Проанализируйте роль географического фактора в предстоящей войне.

Общепризнано, что геополитический фактор влияет на развитие страны, равно как и на ведение военных действий. Далеко находящаяся Япония, трудность с доставкой личного состава, боеприпасов, продовольствия, отсутствие карт местности, плохое знание противника - всё это не оставляло возможности для победы в этой войне.

- Какие основные сражения были в этой войне? {Этапы). Были ли примеры русского героизма? - Каково было общественное мнение на ведение Россией предстоящей войны?

Общественное мнение не было единодушным. Однако, по-моему, определяющими были слова «Зачем это нужно?» Статья Толстого «Одумайтесь!», произведения Л. Андреева, В. Иванова, В. Брюсова и есть тому подтверждение.

Домашнее задание. 1. Учитывая сделанные на уроке выводы, ответьте письменно в тетради на вопрос: почему при очевидной невозможности победить в войне Россия начала её? 2. Выскажите предположение о том, какими будут последствия поражения России для внутреннего положения в стране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка семинара-практикума для родителей обучающихся: «Легко ли быть подростком?»

В условиях значительных изменений в социальной жизни нашей страны проблемы взаимодействия семьи и школы-интерната являются особенно актуальными. В сложных современных условиях семье требуется си...

Методическая разработка семинара-практикума для родителей обучающихся: «Легко ли быть подростком?»

В условиях значительных изменений в социальной жизни нашей страны проблемы взаимодействия семьи и школы-интерната являются особенно актуальными. В сложных современных условиях семье требуется си...

Методическая разработка родительского собрания

Методическая разработка родительского собрания на тему: "Воздействие средств массовой информации на сознание нового поколения" с приложениями. Предназначена для социальных педагогов в системе СПО....

Методическая разработка родительского собрания «Подростковая агрессивность»

Методическая разработка родительского собрания «Подростковая агрессивность»Вопросы для обсуждения:1.            Анализ проблемы агрессивности.2....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА родительского собрания «ПАРАДОКСЫ ВОСПИТАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА родительского собрания  «ПАРАДОКСЫ ВОСПИТАНИЯ»...

Методическая разработка "Система работы с родителями обучающихся детских объединений "Юный пешеход", "Пешеходная грамота", "Школьник-дорога-автомобиль", "Юный мотоциклист", "Юный водитель"

В работе представлена "Система работы с родителями обучающихся детских объединений "Школьник-дорога-автомобиль", "Юный мотоциклист", "Юный водитель" ИУЦ "Автогр...