Алгоритм выполнения учебных действий, необходимых на занятиях истории и обществознания
консультация на тему

Иваненко Ольга Николаевна

памятки по выполнению работ по истории и обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение

 среднего профессионального образования

«Государственный медицинский колледж г. Братска»

УТВЕРЖДЕНО

на заседании

Методического совета

Протокол  №________________

  от «____»___________20_____г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГОБУСПО

«Государственный медицинский      колледж г. Братска»

_____________________С. А. Черемных

от «____» _______________20______ г.

Справочное учебно-методическое пособие

 

Алгоритм выполнения учебных действий,

необходимых на занятиях истории  и обществознания.

Братск, 2015г.


Пояснительная записка

Справочное учебно-методическое пособие «Алгоритм выполнения учебных действий, необходимых на занятиях истории  и обществознания» разработано для студентов, обучающихся на базе основного общего образования преподавателем О.Н. Иваненко.

Новые ФГОС придают большое значение самостоятельной деятельности студентов на занятиях и при выполнении домашнего задания.  Определяющим принципом подачи материала стала алгоритмизация действий, которые необходимо совершить учащимся для преодоления трудностей, возникающих при самостоятельной работе с материалом. Теоретический материал, позволяющий учащимся определить свои действия при выполнении задания, находится в алгоритме в качестве памятки.

Предоставленное пособие способно помочь студенту при подготовке домашнего задания,  при составлении устного ответа, письменных работ по истории и обществознанию, будут полезны не только учащимся, но и преподавателям  других образовательных учреждений, реализующих данные образовательные программы.

Рецензент:

Методист «Братский целлюлозно-бумажный колледж»

ФГБОУ ВПО «БрГУ»      Н.Р.Парфёнова


Содержание

Памятка № 1. Как работать с текстом учебника

Памятка № 2. Как готовить домашнее задание по учебнику

Памятка № 3. Как работать с иллюстрацией

Памятка № 4. Как подготовиться к подробному пересказу

Памятка № 5. Алгоритм  исследования исторических документов

Памятка № 6. Составление опорных конспектов

Памятка № 7. Правила составления плана

Памятка № 8. Решение познавательных задач по истории

Памятка № 9. Как подготовиться к выступлению

Памятка № 10. Как оформить презентацию

Памятка № 11. Как дать рецензию на ответ сокурсника

Памятка № 12. Характеристика политического строя государства

Памятка № 13. Характеристика исторического деятеля

Памятка № 14. Характеристика войн

Памятка № 15. Характеристика общественных выступлений

Памятка № 16. Алгоритм на сравнение исторических событий и явлений

Памятка № 17. Алгоритм комментирования политического высказывания

Памятка № 18. Алгоритм написания синквейна

Памятка № 19. Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений

Памятка № 20. Рекомендации по составлению логической схемы (кластера)

Памятка № 21. Правила написания эссе


Памятка № 1

Как работать с текстом учебника

  1. Вспомните объяснение учителя на занятии и те моменты, на которые преподавателем был сделан акцент.
  2. Перечитайте записи, сделанные в тетради на занятии.
  3. При прочтении, постарайтесь связать с материалом параграфа то, что увидел или услышал на уроке, что записал в тетради. Помните! На занятии преподаватель может объяснить не весь материал. Часть его вы должны найти в учебнике.
  4. Прежде чем познакомиться с материалом  параграфа, перечитайте вопросы после него. Они нацелят вас на  то главное, что содержится в параграфе.
  5. Если перед параграфом есть эпиграф, никогда не пропускайте его, обязательно прочитайте. Уясните смысл этого высказывания, оно укажет вам на основную мысль всего параграфа.
  6. Имейте в виду! Новые термины чаще всего выделяются курсивом или жирным шрифтом.
  7. Если краткая четкая формулировка не была записана на уроке, вы можете записать ее сами.
  8. Прочитав весь  параграф, составьте целостное представление об описанных в нём событиях, явлениях.
  9. Обратите особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.
  10. Внимательно рассмотрите карты, схемы, другие иллюстрации.
  11. Выясните значения новых для вас слов, для этого используйте словарь.
  12. Вспомните, что вы читали по изучаемой теме, что видели в музее, в кинофильмах.
  13. Иногда необходимо просмотреть параграфы, изученные ранее.
  14. Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал вас, обратитесь к словарю, энциклопедии.

Памятка № 2

Как готовить домашнее задание по учебнику

 

  1. Составьте развёрнутый план – он облегчит подготовку домашнего задания.
  2. Проверьте, знаете ли вы материал темы, перескажите его, сначала пользуясь планом, потом и без него.
  3. Подготовьте ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа.
  4. Выполните задания, предложенные преподавателем

Памятка № 3

Как работать с иллюстрацией

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрацию.
  2. Опишите, что вы видите на иллюстрации. Сначала опишите, что изображено на переднем плане иллюстрации, затем – что находится на заднем плане, слева и справа.
  3. Обратите внимание на внешний вид людей, их действия, другие детали.
  4. Предположите, правдиво ли это изображение?
  5. В чём ценность информации, которую несёт в себе данная иллюстрация?

Памятка № 4

Как подготовиться к подробному пересказу

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Выясните значение непонятных слов.
  3. Сформулируйте тему и основную мысль текста
  4. Разделите текст на смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.
  5. Закройте книгу. Перескажите текст. В случае, если у вас нет навыков пересказа, напишите первый вариант пересказа, затем после проверки и исправления перепишите его.

Памятка № 5

Алгоритм  исследования исторических документов

1. Происхождение текста

Кто написал?

Когда?

Вид источника (письмо, дневник, официальный документ, литературное произведение и т.д.)

Полный документ или отрывок?

На языке оригинала или в переводе?

2. Содержание текста

Следует сделать обзор структуры текста:

- озаглавить отдельные абзацы,

- подчеркнуть ключевые слова, события, персоналии

3. Достоверность информации текста:

Автор – свидетель  первой или второй очереди (рассказывает с чужих слов)?

Текст первичен или вторичен (приводится цитата из другого текста)?

4. Предрассудки в тексте:

Были ли у автора специальные намерения? Какие?

Является ли автор квалифицированным обозревателем?

Есть ли у автора особые симпатии, предпочтения?

Является ли автор представителем определенной точки зрения или предлагает исключительный взгляд на события?

Является ли данный источник единственным по этому событию?

Памятка № 6

Составление опорных конспектов

Конспект (в переводе с латинского означает «обзор», «изложение») — краткое последовательное изложение содержания книги, статьи, произведения. Конспект отражает не только основные положения текста, но и связь между ними, а также краткое обоснование или конкретизацию основных положений. Конспект — синтезирующая форма записи, она может включать в себя и план, и выписки, и тезисы.

Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический.

Составление конспекта включает 3 этапа:

  1. Подбор фактического материала.
  2. Генерализация материала.
  3. Кодирование материала.

Принципы создания опорных конспектов:

  1. Опора на сигнал – эквивалент смыслового значения.
  2. Лаконичность.
  3. Структурность. Автономность блоков.
  4. Удобство восприятия и воспроизведения.
  5. Непохожесть опорных конспектов между собой.
  6. Принцип акцента на основных смысловых элементах.
  7. Принцип привычных стереотипов и ассоциаций.
  8. Принцип занимательности, парадоксальности.
  9. Унификация обозначений.
  10. Цветовое оформление.
  11. Шрифт.
  12. Разнообразие опорных сигналов.

                - Смысловые.

                - Вербальное (словесное).

                - Ассоциативные.

                - Аббревиатурные.

                - Графические.

                - Орфографические.

                - Комбинированные.

  1. Вариативность речевых образований.
  2. Принцип свертывания и развертывания информации

Правила составления конспекта

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

3. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте  своими словами или приводите в виде цитат.

4. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

5. Составляя конспект, можно отдельные  слова и предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

6. Чтобы форма конспекта как можно нагляднее отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», применяйте различные способы подчеркивании, используйте ручки разного цвета.

7. Названия тем писать ручкой с цветной пастой. Подзаголовки – обычной пастой, подчеркивать – цветной.

8. Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль, выделяется главное (ключевое) слово, отражающее данную мысль. Каждый абзац пишется с красной строки. Между абзацами оставляется чистая строка.

9. В конце конспекта сделать обобщение (вывод), начиная словами «итак» или «таким образом».

Как составить тематический конспект

Тематический конспект — это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала по определенной теме.

Изучи несколько источников и сделай из них выбор материала па определенной теме.

Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана.

Пользуясь этим планом, кратко, своими словами изложи отобранный из разных источников и осмысленный тобой материал по данной теме.

Памятка № 7

Правила составления плана

План текста – это краткое перечисление основных вопросов содержания текста.

Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план — опорная схема

Как составлять простой план:

Простой план – это перечисление главных вопросов содержания, состоит не более чем из 3-5 пунктов.

1. Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).

2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавьте части.

4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

5. Запишите план.

Как составлять сложный план:

Сложный план кроме основных пунктов имеет еще и подпункты, которые  раскрывают содержание главных вопросов.

1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Как составить вопросный план:

Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: как.., сколько.., когда.., почему… и т. д., но не есть ли…, пришел ли… и  т. п.).

Как составить цитатный план:

Цитата - это дословная передача чужого высказывания.

Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те мысли, которые войдут в конспект.

 В соответствии с правилами записи и сокращения цитат выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:

1-й вариант:

1. (цитата);

2. (цитата);

3. (цитата).

2-й вариант

Основные вопросы.

Доказательства (цитаты)

Как составить тезисный план:

Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.

1.Прочитайте текст. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается главная мысль абзаца.

2. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они предъявлены в тексте.

3. В процесс записи пронумеруйте их. У вас получатся тезисы текста.

Как составить план — опорную схему:

План — опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Построение схемы

1. Логико-смысловой анализ текста:

а) членение на законченные смысловые части;

б) определение ключевых мыслей или понятий каждой части;

в) определение главной мысли текста;

г) определение логико-смысловых отношений между ключевыми

мыслями.

2. Словесно-графическое оформление схемы:

а) озаглавливание;

б) изображение ключевых мыслей или понятий в виде смысловых

точек;

в) изображение связей между точками с помощью

соединительных линий.

Памятка № 8

Решение познавательных задач по истории

1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней.

2. Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос.

3. Если в условии текста познавательной задачи не хватает данных для решения, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что их этих знаний может помочь решению.

4. Своё решение обязательно докажите. Если из условия задачи следует нескольких выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.

5. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?

6. Ещё раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли?

7. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали?

8. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия?

Памятка № 9

Как подготовиться к выступлению

1. Точно установи, о чем будешь говорить, подумай зачем.

2. Тщательно отбери тот материал, который раскрывает данную тему.

3.Составь план, располагающий материал в строгой последовательности.

4. Подумай, как интереснее начать, не торопись с первым предложением.

 Оно должно определять последующие. 

5.Определи, что главное в твоем сообщении, расскажи об этом подробно, последовательно, понятно. Не увлекайся малозначащими подробностями.

6. Для доказательства своих положений привлекай необходимые историко-литературные факты, установи причинно-следственные связи событий.

7. Рассказывая, делай по ходу сообщения, выводы, характеризуй, обобщай, помогай слушателям понять все полностью.

8. Заканчивая, сделай правильные выводы и обобщения, постарайся помочь слушателям понять твою основную мысль быстрее и точнее, четко выскажи свое отношение к сказанному.

9. Заранее обдумай заключительное предложение, чтобы оно сделало текст завершенным.

Памятка № 10

Как оформить презентацию

Презентацию очень важно эстетически оформить, не переборщив при этом анимационными эффектами, которые режут глаза и затрудняют её восприятие. Всё должно быть в меру и соответствовать общему стилю изложения материала.

На титульном листе кроме основного заголовка необходимо обязательно указать внизу (лучше в колонтитуле) фамилию, имя, отчество, название учреждения, группу автора!

На последнем слайде обязательно указать все использованные ресурсы (литературу, документы, интернет ресурсы)! Заголовок - «Источники».

Картинки должны быть только высокого качества! Не стоит вставлять картинки по всему полю которых расположены водяные знаки электронного ресурса, на котором вы их скачали.

Не нужно «втискивать» картинку в слайд, деформируя её: вытягивая вдоль или поперёк. Сохраняйте изначальные пропорции. Если вставляете картинку и текст, то текст должен быть расположен под картинкой.

Текст должен быть легко читаем, а это значит размером не менее 18, заголовок - не менее 24 кегль.

В пределах одной презентации используйте один тип шрифта.

Не перегружайте текстом презентацию. Презентация должна помогать слушателям воспринимать материал студента, выступающего по теме.

Презентация должна быть выдержана в едином стиле. Не следует каждый слайд снабжать отдельным шаблоном - это затрудняет восприятие, нарушает логическую целостность творческой работы, ее эстетичность!

Памятка № 11

Как дать рецензию на ответ сокурсника

1. Оцените, насколько правильно и грамотно был дан ответ, какие ошибки или неточности были допущены.

2. Следовал ли отвечающий намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.

3. Вспомните, выразил ли учащийся своё личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.

4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия.

5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Памятка № 12

Характеристика политического строя государства

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).

2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

4. Структура органов власти:

-глав государства, его полномочия,

-законодательные органы (структура, способ формирования,

полномочия),

-исполнительные органы (способ формирования, функции,

подчинённость),

-судебные органы,

-соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной

власти,

-местные органы власти.

5. Прав граждан (подданных):

-избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)

-политические права и свободы,

-личные права и свободы,

-возможность использования провозглашенных законом прав.

6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).

7. Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.

Памятка № 13

Характеристика исторического деятеля

        Характеристика исторического деятеля – представление образа личности путем описания её внешности, перечисления биографических сведений.

  1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению?
  2. Если возможно, опиши внешность, черты характера исторического деятеля.
  3. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Каким путем добивался своей цели? Установи по делам, поступкам, какие  сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?
  4. Оцени результаты его деятельности: для государства, народа,  живущих рядом с ним людей, для развития культуры, страны.
  5. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой вашего описания.
  6. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.

Памятка № 14

Характеристика войн

  1. Причина войны
  2. Хронологические рамки.
  3. Воюющие страны или группировки стран.
  4. Цели сторон.
  5. Соотношение сил воюющих стран.
  6. Повод к войне.
  7. Ход военных действий (по этапам):

-планы сторон в начале каждого этапа,

-военные и политические итоги этапа.

  1. Характер войны.
  2. Условия мирного договора.
  3.  Военные и политические итоги войны.

Памятка № 15

Характеристика общественных выступлений

1. Время и место выступления.

2. Связь с другими событиями.

3. Причины.

4. Социальный состав участников.

5. Требования, лозунги, цели.

6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).

7. Масштабы выступления.

8. Уровень организованности,

9. Имена участников, руководителей.

10. Развитие событий, основные этапы.

11. Значение выступления, его результаты.

Памятка № 16

Алгоритм на сравнение исторических событий и явлений

1. Проанализируй событие или явление, выдели линии сравнения.

2. Определи черты сходства и различия.

3. Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.

4. Сделай все необходимые выводы из произведенного сравнения.

5. Свои действия оформить в текстовую таблицу:

Линии сравнения

Общее

Различное

Памятка № 17

Алгоритм комментирования политического высказывания

  1. Изложить высказывание своими словами.
  2. Выразить свое отношение к высказыванию, пояснить свою точку зрения.
  3. Дополнить высказывание, если это необходимо.
  4. Оценить высказывание с моральной точки зрения.
  5. Сделать вывод.

Памятка № 18

Алгоритм написания синквейна

Синквейн – это стихотворение которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

1 строка – ключевое слово, понятие, определяющее содержание синквейна.

2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

3 строка – три глагола, показывающих действие понятия.

4 строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё

отношение.

5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое выражаются чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Например:

Культура –

Наследие.
Материальная. Духовная.
Творить. Создавать. Сохранять.
Без прошлого нет будущего.
Цивилизация.

Памятка № 19

Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений

1. Причины возникновения явления:

-противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,

-потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.

2. Содержание явления, его развитие:

-важнейшие факторы, связанные с борьбой за  разрешение

противоречия,

-социальная направленность действий различных сил, борьба за

разрешение противоречий.

3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.

4. Последствия развития и значение явления:

-разрешение данным явлением назревших противоречий,

-влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

Памятка № 20

Рекомендации по составлению логической схемы (кластера)

Логическая схема (кластер) – это графическое изображение в систематической последовательности какого-либо понятия или процесса, которое показывает различные типы связей между объектами или явлениями

Рекомендации по работе над составлением логической схемы (кластера)

1. Просмотрите внимательно содержание блока по учебнику, материалу лекции и выпишите заголовки подразделов, название параграфов.

2. Внимательно изучите каждый параграф (подраздел блока), выписывая из них основные понятия.

3. Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия, термины.

4. Найдите наиболее общие понятия, категории, объединяющие все содержание текста (не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста).

5. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия с учетом взаимодействия между ними.

Если удастся найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы получится иерархическая структура (дерево).

Если одни понятия вытекают из других, можно установить причинно-следственные связи и построить логические цепочки.

Если понятия, факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы (последовательности).

6. Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости уточните структуру.

Этапы составлением логической схемы (кластера)

1. Написать ключевое слово или предложение;

2. Записать слова или предложения, которые приходят на ум по этой теме;

3. Установить связь между идеями, которые покажутся подходящими;

4. Выписать подходящие идеи.

Требования к составлению логической схемы:

  • Простота (минимальное количество схемных элементов и их связей).
  • Целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение (основные, вспомогательные и т. д.).
  • Наглядность схемы (цветовые оттенки и т. д.).

Пример:

 

Памятка № 21

Правила написания эссе

Эссе — прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо.

Требования, предъявляемые к эссе:

  • Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной;
  • Эссе не должно содержать лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия позиции, идеи;
  • Эссе должно быть логичным, четким по структуре;
  • Эссе должно показывать, что автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи;
  • Эссе должно содержать убедительную аргументацию по заявленной проблеме, позиции.

Структура эссе (объяснение 1):

1. Начало (актуализация заявленной темы эссе) - 20%

2. Тезис. Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих личное мнение (позицию) и имеющих в своей основе научный подход. Переформулировка тезиса (при опровержении) - 60%

3. Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение) - 20%

Пояснения:

Тезис — суждение, которое надо доказать.

Вывод — мнение, основанное на анализе фактов.

Оценочные суждения — мнения, основанные на убеждениях, верованиях, взглядах.

В качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях.

Для удобства накопления и последующего использования можно воспользоваться следующей таблицей:

Вступление

Основная часть

Заключение

Для меня эта фраза является ключом к пониманию...

Во-первых, ...
Во-вторых, ...
В-третьих, ...

Таким образом, ...

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями...

Рассмотрим несколько подходов...
Например, ...

Подведем общих итог рассуждению...

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание...

Проиллюстрируем это положение следующим примером...

Итак, ...

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...

Для полемического эссе:
С одной стороны, ...
С другой стороны, ...

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

Структура эссе (объяснение 2):

1. Введение

Должно включать краткое изложение вашего понимания и подход к ответу на данный вопрос. Очень полезно осветить и то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели).

Если в вашем эссе даются исследования и оценки того, как или почему, тогда вам необходимо отразить эти моменты во введении. Собственные же суждения следует привести в основной части эссе.

2. Содержание основной части эссе

Данная часть предполагает развитие вашей аргументации и анализа, а также обоснование их, возможно изложение разных позиций по этому вопросу.

При написании эссе (или другого типа письменной работы) для того, чтобы оно было выполнено на хорошем уровне, чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения).

Прежде, чем их использовать, убедитесь в том, что они соответствуют необходимому для ваших исследований времени и месту. Даже если вы используете, скажем, таблицу данных по социальной мобильности в Британии, укажите время проведения этого исследования и т.д.

Соответствующая спецификация данных по времени и месту — один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение, результатом которого может стать предположение о том, что все страны по некоторым важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно быть доказано это, а не быть голословным утверждением).

Важно помнить, что в рамках эссе используемые вами данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают ваши аргументы и рассуждения, и свидетельствуют о том, что вы умеете использовать их должным образом.

От вас не ждут, что вы дадите определенный или окончательный ответ (никто и никогда не согласится с тем, что это есть единственно правильный ответ!). Но то, что вы можете сделать — это понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом.

При цитировании (используя чьи-то слова) всегда берите текст в кавычки и давайте точную отсылку к источнику (включая номер страницы). Если вы не будете делать этого, т.е. будете выдавать чужие мысли за свои, то это будет считаться плагиатом (одной из форм обмана); даже в том случае, когда вы передаете текст своими словами (приводите краткое его содержание или перефразируете) не забудьте дать отсылку к источнику.

Не ссылайтесь на работы, которые не читали сами; единственным исключением из этого правила может быть случай, если вы ссылаетесь на автора, цитирующего другого автора.

3. Заключительная часть эссе

Может включать краткое изложение ваших основных аргументов, но постарайтесь, чтобы оно было очень кратким, либо следует сказать несколько предложений, объясняющих, почему это было бы полезно, или что исследование дало оно лично вам.

За что можно получить хорошую оценку при написании эссе?

За способность построить и доказать вашу позицию по определенным проблемам на основе приобретенных вами знаний.

Помните, что, не существует абсолютно «правильных» или «неправильных» ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике - существуют только более или менее аргументированные точки зрения. От вас ждут самостоятельного мышления.

При выдвижении вашей собственной позиции в центре внимания оказывается ваша способность (возможность) критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения, аргументацию других, способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов; умение дифференцировать (что является более, а что менее важным); понимать аналитические подходы и модели; дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальных вопросах, проведение

Необходимо писать коротко, четко и ясно.

Алгоритм написания эссе:

  • внимательно прочитайте все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;
  • выберите ту, которая будет отвечать следующим требованиям: а) интересна Вам; б) Вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме Вам есть что сказать (Вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);
  • продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
  • определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
  • набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если Вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, Ваше эссе может носить полемический характер);
  • для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;
  • просмотрите подобранные иллюстрации (примеры): использовали ли Вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, знания законодательства и т.д.);
  • продумайте, какие литературные приемы Вы будете использовать, чтобы сделать язык Вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);
  • придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему Вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору и т.д.);
  • изложите свою точку зрения, сформулируйте общий вывод работы.

Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:

  • структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);
  • искренность тона (избегайте слишком эмоциональных, экспрессивных определений);
  • единство стиля (в работе не следует перескакивать с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);
  • объем эссе (работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);
  • привлекательность работы, ее индивидуальность (есть ли в работе что-то особенное).

Примеры написания эссе:

«Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М. Амстердам.)

М. Амстердам дал, на мой взгляд, очень точное определение слова «бизнес». Удачно подобрано сравнение бизнеса и искусства, как вида творчества. Действительно, без творческого отношения построить удачный бизнес сложно. Но словом искусство называют не только вид творчества, но и определённые умения, знание дела, мастерство. Попробую доказать, что бизнес есть искусство.

Развитие рыночных отношений в современной России подтолкнуло к проявлению экономической самостоятельности значительное количество людей. Появилась большая социально-экономическая группа, называемая предпринимателями или бизнесменами. Не каждого  ждал успех. Выстояли те, кто обладал предпринимательскими способностями.

Любой предприниматель, организуя своё дело, руководствуется принципом: доходы должны превышать расходы. Как соблюсти этот принцип?

Прежде всего, для начала бизнеса нужен стартовый капитал. Где его взять? Существуют внутренние и внешние источники финансирования. К внутренним источникам относится  самофинансирование, т.е. финансирование бизнеса за свой счёт. Если же своих средств не хватает, можно взять кредит в банке или найти инвестора. Но потом придётся отдавать проценты за деньги, полученные на развитие бизнеса. Выбор кредитора, инвеститора очень ответственный шаг. Они должны быть надёжными и давать деньги под меньший процент, предоставлять отсрочки платежа. Иначе твой бизнес будет не столь успешным. Конечно, открывать своё дело за счёт личных сбережений куда выгоднее, только такое не всем начинающим бизнесменам под силу. Бывает и так, при чём очень часто, что удачный старт берут и те предприниматели, которые прибегают к внешним источникам финансирования.

Принятие самостоятельного решения что? как? для кого производить? Может не принести многим ожидаемого результата. Везёт тем, кто сумеет вовремя сориентироваться на потребности рынка и платёжеспособность потребителя.

Умение выстоять в условиях рыночной конкуренции – удел не многих бизнесменов. Знание способов цивилизованной конкуренции и законов о конкуренции делает бизнес прибыльным.

Таким образом, можно получать прибыль, не прибегая к насилию. А это настоящее искусство, мастерство, о которых говорил М. Амстердам. И мне, как потребителю, хочется, чтобы каждый бизнесмен в совершенстве овладел этим искусством. Искусный бизнесмен выгоден и обществу и государству!

«Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М. Амстердам.)

Я полностью согласна с точкой зрения М. Амстердама, о том, что бизнес есть искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию. Автор затрагивает актуальную проблему: как бизнесмену заставить потребителя покупать именно его товар.

 Действительно, на современном рынке между товаропроизводителями идёт борьба за «кошелёк потребителя». Что же делают бизнесмены, чтобы расположить потребителя к себе?

  Потребитель хочет всегда одного: приобрести товар лучшего качества и по наименьшей цене. А какие методы для этого использует производитель? Многие производители с целью завоевания «кошелька потребителя» используют рекламу, стараются придать товару внешне привлекательный вид, предлагают товары, которых нет у конкурентов.

На первый взгляд, ничего предосудительного в этих методах нет. Но на самом деле та же самая реклама может принести большой вред обществу и государству. Поэтому государство приняло закон о рекламе, в котором говорится о многих тонкостях рекламы, в том числе и о том, к каким методам не следует прибегать рекламодателю. В рекламных роликах, например, запрещено популяризировать культ насилия, жестокости. Сейчас при рекламе спиртных напитков и табачных изделий запрещено использовать образы людей. Многие помнят рекламу пива, героями которой были молодые люди. В своё время она сыграла пагубную роль. Трудно было устоять перед соблазном, когда со всех экранов призывали пить пиво и быть такими же крутыми, как герои донного ролика. Результат -  массовое увлечение молодёжи привело к росту алкоголизма. Эта реклама есть не что иное как насилие над сознанием потребителя с целью завладения его «кошельком».

Другим методом завоевания кошелька потребителя является создание внешней привлекательности товара. Хорошо, если внешняя привлекательность соответствует внутреннему содержанию. А то случается и так, что товар какой-либо фирмы не раскупается из-за низкого качества. И на какие уловки идут недобросовестные производители? Они улучшают внешний вид товара, а качество остаётся плохим. Потребитель покупает эту хитрость и оказывается обманутым. Это также насилие над сознанием потребителя

«Объявить себя гением легче всего по радио» (Дон Аминадо)

Радио в XIX веке стало первым шагом к появлению массовой культуры.

Радио, телевидение, пресса, Интернет – продукты информационной эпохи, которые состоят на службе массовой культуры сегодня. Именно в постиндустриальном обществе возможно искусственное создание кумиров литературы, поп-музыки, кино и т.д., так называемые «фабрики звезд». Зачастую звездами подобного рода становятся люди, не обладающие должными способностями в реальности. Об их мнимой талантливости трезвонят радио, телевидение, пресса, Интернет. Так, за короткий промежуток времени огромные массы людей вдруг узнают имена и фамилии людей, находившихся ранее в неизвестности. В таких случаях говорят: «Он проснулся знаменитым». Вот более позитивный пример влияния СМИ на сознание общества: чтобы Александра Исаевича Солженицына признали классиком русской литературы, ему пришлось пройти длинный путь непризнания и гонений равный почти 90 годам жизни, а о талантливом писателе Евгении Гришковце сообщили СМИ, и его имя стало широко известным в короткий строк. Через сколько лет мы бы узнали поэта и барда Владимира Высоцкого, если бы не «магнитофонная революция» в СССР 70-х годов.

Согласимся с мнением русского поэта ХХ века Д. Аминадо, что сообщить человечеству, что кто-то гений легче всего по радио, но является ли человек гением на самом деле, выяснится через много-много лет, когда будет осмыслен вклад данной личности в развитие общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритмы выполнения инъекций.

Алгоритмы выполнения инъекций: подкожной, подкожной с особенностями введения инсулина, гепарина и фраксипарина; внутрикожной с особенностями введения туберкулина и диаскинтеста; внутримышечной и внутр...

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию с применением игровых технологий Нуркаевой Раушании Нафисовны, преподавателя обществознания

В данной методической разработке показан урок по предмету «Обществознание» с применением игровых технологий.Урок общеобразовательной  дисциплины базовой ОБД.05  «Обществознание» по теме: «Со...

Методическая разработка «Алгоритм выполнения заданий №28 ЕГЭ по обществознанию» преподавателя истории и обществознания ГБПОУ МССУОР №3 Москомспорта Щербаковой Ольги Вадимовны

В разработке предложена технология проведения индивидуально-групповых занятий по подготовке учащихся-спортсменов к ЕГЭ по обществознанию (выполнения задания №28) с использованием интерактивных техноло...

«Применение технологии развития критического мышления и группового способа обучения на занятиях истории и обществознания»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ППО( передового педагогического опыта)«Применение технологии развития критического мышления и группового способа обучения на занятиях истории и обществознания»...

Методическая разработка открытого учебного занятия по обществознанию по теме : "Конституция РФ"

Методическая разработка открытого учебного занятия по обществознанию по теме : "Конституция Российской Федерации"...