Методическая разработка учебного занятия по обществознанию с применением игровых технологий Нуркаевой Раушании Нафисовны, преподавателя обществознания
план-конспект занятия на тему

Нуркаева Раушания Нафисовна

В данной методической разработке показан урок по предмету «Обществознание» с применением игровых технологий.

Урок общеобразовательной  дисциплины базовой ОБД.05  «Обществознание» по теме: «Социальные взаимодействия» состоит из  двух  частей: теоретического обучения, выполнение  практических заданий.

Теоретическая часть проводится в виде  беседы   с использованием электронной презентации.  Во время  практического этапа обучающиеся делятся на группы и выполняют практические упражнения (письменно и устно) в форме игры.

Во время урока преподаватель управляет работой групп, результаты выполнения упражнений обучающиеся заносят в рейтинговую карту. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

филиал государственного автономного профессионального образовательного

учреждения «Лениногорский политехнический колледж» в г. Азнакаево

Методическая разработка учебного занятия по

обществознанию с применением игровых технологий

Разработала:      Нуркаева Р.Н., преподаватель обществознания

Азнакаево, 2016

Краткая аннотация  урока.

В данной методической разработке показан урок по предмету «Обществознание» с применением игровых технологий.

Урок общеобразовательной  дисциплины базовой ОБД.05  «Обществознание» по теме: «Социальные взаимодействия» состоит из  двух  частей: теоретического обучения, выполнение  практических заданий.

Теоретическая часть проводится в виде  беседы   с использованием электронной презентации.  Во время  практического этапа обучающиеся делятся на группы и выполняют практические упражнения (письменно и устно) в форме игры.

Во время урока преподаватель управляет работой групп, результаты выполнения упражнений обучающиеся заносят в рейтинговую карту.

Актуальность: Каждый преподаватель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако такое представление быстро развеивается. Особенно сегодня, когда в нашей стране происходят перемены. Как удивить сегодня ребенка, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причем в позиции активного игрока?

А. С. Макаренко, большой знаток ребячьих душ, часто в своих трудах возвращался к вопросу о роли игры в жизни детей. Многие педагоги, признавая, что в дошкольном возрасте игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка, забывают о том, что и в последующие годы она продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта подростка. А. С. Макаренко характеризовал учебную игру как "могучее средство воздействия на детский коллектив".

Педагоги, использующие учебные игры в своей педагогической деятельности, единогласно отмечают, что "игра порождала радость и бодрость, воодушевляла ребят, обогащала впечатлениями", "помогала педагогам избегать назойливой назидательности", "создавала в детском коллективе атмосферу дружелюбия" и др.

Но до сих пор остаётся нерешённой проблема редкого применения игры в процессе обучения. Среди причин этого стоит назвать следующие. Многие игры не укладываются в урок, требуют трудоёмкой подготовки и длительной организации, максимальной активности обучающихся в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска. Ещё одна  причина заключается в однобоком понимании ведущей деятельности. Игру считают ведущей деятельностью лишь в дошкольном возрасте, а в дальнейшем её, по мнению некоторых педагогов, неизменно должно сменить учение "в чистом виде". Но не учитывается тот факт, что учение должно и может органично вписаться в спектр деятельности ребёнка и гармонично сосуществовать с игровой деятельностью.

Несмотря на это, материалы анкет, результаты интервьюирования выявили, что педагоги заинтересованы в привлечении игровой и творческой деятельности на уроке. Значит, нужны игры, которые облегчат работу преподавателя, необходима эффективная методика организации игр, которая поможет решить дисциплинарные вопросы и сделать время, потраченное на игру, максимально эффективным, способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся. На уроках обществознания использование игровых технологий необходимо еще и потому, что обучающиеся могут не просто перерабатывать информацию, а переживать ее усвоение как субъективное открытие еще неизвестного для себя знания, могут «примерить» на себя роли различных общественных персонажей, почувствовать своеобразие современного мира.

Цель: показать роль и возможности игровой деятельности и ее актуальность в процессе обучения.

Задача:  Дать анализ дидактической игры как педагогической технологии; Привести классификацию игровой деятельности в учебном процессе. Дать методическое обоснование собственной системы уроков, проводимых с использованием игровой деятельности.

        Данный урок по теме «Социальные взаимодействия» разработан в соответствии с программой общеобразовательной  дисциплины базовой ОБД.05  «Обществознание» на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  35.02.07 Механизация сельского хозяйства.

Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса обучающихся. «На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от обучющегося преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы».

Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы и становлении волевых качеств личности, формировании адекватной самооценки.

Рассмотрим структуру организации игры.

Выбор игры.

Преподаватель должен выбрать игру соответствующую программному содержанию и четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.

Подготовка игры.

1) Предварительная подготовка обучающихся к игре. Задача преподавателя заключается в том, чтобы все дети понимали, что они должны делать входе подготовительной работе. Предварительная подготовка зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относится к ролевым играм. Но учителю надо больше доверять детям, не надо полностью организовывать подготовку, пусть они сами проявят самостоятельность.

2) Подготовка непосредственно перед игрой. Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения.

Введение в игру.

1) Предложение игры детям. Обычно организатору игры достаточно сказать: «А теперь давайте поиграем в: (Название игры)» или «А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру» или «В связи с этим есть такая игра…». Этого достаточно.

2) Объяснение правил игры. Необходимо сформулировать их кратко и конкретно.

3) Выбор участников игры. Участников преподаватель может сам выбирать, потому что ребята могут обидеться. Преподаватель также может включить в игру всех обучающихся.

Ход игры.

1) Начало игры. Очень важно, чтобы игра набрала обороты. Игры с правилами обычно требуют хорошего темпа. И это «в руках» организатора: кому-то подсказать, кого-то подогнать восклицаниями «Ускоряем темп!», «Долгая пауза!»:

2) Развитие игрового действия (кульминация). Организатору важно следить за выполнением правил и иногда, подбодрить играющего.

3) Заключительный этап игры. Для того чтобы вовремя остановить игру, нужно заранее сказать о приближении ее окончания. Таким образом, у обучающихся, появляется время, чтобы психологически подготовиться к окончанию игры.

Подведение итогов. 

Подведение итогов игры включает в себя как дидактический результат (что нового обучающиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим, и что помогло ему достичь победы).

Анализ игры.

Важно, несмотря на то, что времени всегда катастрофически не хватает, провести анализ игры - он залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства преподавателя.

Конечно, для каждого вида игр существует своя технология.  На мой взгляд, преподавателю необходимо придерживаться некоторых правил при проведении игр:

  1. Стараться вовлечь в игру всех детей без исключения.
  2. Не проводить  специальной подготовки, репетиций, не требовать от детей заучивания текста.

И если проводить игры несложные и, что самое главное, периодически, то дети легко привыкают к этому и затем без особых усилий могут сконцентрироваться. 

Игра – это обучение в действии, она требует полной отдачи от участников, в ней используется полный запас умений и знаний. Игра способствует развитию внимания,  познавательного интереса, помогает созданию благоприятного психологического климата на уроке. Самое главное, у детей получается хорошо тогда, когда они делают все с желанием и только через игру можно достичь успехов.

Предлагаю урок, который использую в своей педагогической практике.

Урок по обществознанию.

Специальность: Механизация сельского хозяйства. Группа МСХ-16

Тема урока: Социальные взаимодействия.

Тип урока: комбинированный урок с использованием игровых технологий.

Вид урока:  смешанный.

Методическая цель:

1.Активизация  мыслительной деятельности обучающихся при выполнении практических упражнений.

2.Развитие познавательной деятельности обучающихся.

Цель урока: рассмотреть сущность социальных взаимодействий, их разнообразие и    стратегию поведения в каждом из них, усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки по определению социальных интересов различных групп, определять формы социального взаимодействия, разрешения конфликтных ситуаций; осуществлять их перенос в новые условия.

Задачи урока:

  • Обучающие

1.  Сформировать представления обучающихся о понятиях: «социальная связь», «социальный контакт», «социальное взаимодействие», «социальные отношения», «социальный конфликт». 

2. Формирование представления о социальных отношениях между индивидами, составление классификации социальных отношений.

3. Формирование представления о социальных конфликтах, их классификации, стратегии поведения в каждом из них.   

  • Развивающие

1. Способствовать развитию мыслительной деятельности обучающихся.

2. Развитие коммуникативной компетенции обучающихся.

  • Воспитательные

Воспитывать толерантное отношение к окружающим

  • Предметные
  1. Создавать условия для усовершенствования умений и навыков решать практические  задачи.
  2. Способствовать комплексному обобщению и закреплению основных методов решения поставленных задач.
  • Метапредметные

Владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить.

  • Направленные на развитие личности

1. содействовать развитию умений работы с информацией;

2. способствовать закреплению умения осуществлять обработку информации;

3. создать условия для формирования объективной самооценки;

4. содействовать накопления опыта совместной деятельности.

Формируемые  компетенции:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Предполагаемые  результаты:

Обучающиеся должны  уметь:

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия

- устанавливать соответствия между существующими чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма)

- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию

- ориентироваться в актуальных общественных событиях

- определять личную гражданскую позицию.

Методы обучения:

- Словесный метод (устное изложение, беседа, работа обучающихся с книгой, с раздаточным материалом ит.д.)

- Практические методы (упражнения (письменные, устные, творческие), имитационные методы (анализ и решение ситуаций), активные методы (игровые технологии)

Оборудование и материалы:

- компьютер

- проектор и экран

- компьютерная презентация по теме  урока

- дидактический материал

Время проведения:   90 минут

Ход урока

Элементы структуры урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный этап. (1 мин)

Приветствие.

Проверка отсутствующих. Создание комфортной рабочей атмосферы на уроке.

Приветствие.

Включаются в процесс.

II.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. (5 мин.)

Слово преподавателя:

С рождения человек нуждается в общении с другими людьми. Наукой установлено, что с 1,5-2-месячного возраста развитие ребенка происходит исключительно в общении со взрослыми. По мере взросления общение становится такой же потребностью, как вода и пища. Неслучайно у всех народов самым тяжелым наказанием является одиночное тюремное заключение, которое применяется как наказание за тяжкие преступления.

В 1957 г. в пустыне Туркмении был найден мальчик. Ему было пять лет, и почти все эти годы он провел в стае волков. Приговор обследовавших его врачей был суров - умственная недоразвитость. Мальчика поместили в психиатрическую больницу. Ему дали имя Джума Джумаев и начали перевоспитывать. Мальчика учили говорить, а не выть; есть руками, а не лакать из чашки; ходить, а не бегать на четвереньках. Впервые человеческое слово он произнес в 10 лет. К 15 годам Джума мог читать и писать, рассказывать о своей жизни в волчьей стае. Джума до самой своей смерти провел в психиатрической больнице, но так и остался Маугли.

- Как вы думаете, где был более счастлив Джума: в стае волков или среди людей?

Участвуют в беседе, отвечают на вопрос

III.  Актуализация знаний (5 мин.)

Вовлечение обучающихся в учебную деятельность через повторение ранее изученного материала.

Проверка знания терминов предыдущей темы:

Что такое общество, социальное неравенство, социальная дифференциация, социальная стратификация, социальная мобильность (устный опрос).

Выполнение тестовых заданий. (Приложение 1)

Задания выводятся на экран. (слайды №2-3).

Отвечают на вопросы.

Выполняют тестовые задания.

III. Первичное усвоение новых знаний. (25 мин)

Слово преподавателя:

В повседневной жизни мы множеством невидимых нитей связаны друг с другом по личным, экономическим, правовым и другим вопросам. Многообразие этих связей и определяет структуру социальных отношений. Но эти взаимодействия оказывают различное влияние на нашу жизнь. Они отличаются по степени важности и значимости для нас.

1. Социальные отношения и взаимодействия. Формулирование понятий (слайд №4-5)

Социальная связь - совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные взаимодействия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности.

Социальный контакт – первый шаг к установлению социальных отношений, скорее, соучастие, но еще не взаимодействие

Социальное взаимодействие – систематические, регулярные, взаимообусловленные социальны действия субъектов, направленные друг на друга

Социальные отношения – социальные взаимодействия, которые превратились в стабильную систему.

Слово преподавателя:

После формулирования и объяснения понятий выводим классификацию социальных отношений:

-  межличностные отношения индивидов;

-  личностно-групповые;

-  межгрупповые

После этого прошу обучающихся привести примеры каждого из видов социальных отношений.

Слово преподавателя:

Формами социальных взаимодействий являются:

- сотрудничество;

- конфликт;

- соперничество

Обучающиеся дают свои пояснения форм социальных взаимодействий, после их вариантов ответов, вывожу на экран более точные формулировки. Предлагаю обучающимся на выбор: записать свою авторскую формулировку, либо воспользоваться той, что на экране.

(Слайд № 6.)

2. Социальный конфликт.

Слово преподавателя:

Задумывались ли вы, что конфликты уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Причины конфликтов разнообразны, но в их основе всегда лежит противоречие, связанное со столкновением социальных интересов, взглядов, позиций, двух или более сторон. Как правило, одна сторона обладает материальными ценностями, властью, образованием, престижем, в то время как другая всего этого лишена.

Вопрос обучающимся: что такое социальный конфликт?

После ответов обучающихся обращаю их внимание на экран, где появляется определение понятия «социальный конфликт»:

   Социальный конфликт - особое  взаимодействие индивидов, групп, объединений при  столкновении их  несовместимых  взглядов, позиций, интересов. (Слайд №7)

Далее вместе с обучающимися, пользуясь текстом учебника, составляем классификацию социальных конфликтов в зависимости от сферы их протекания:

- личностные;

- межличностные;

- внутригрупповые;

- межгрупповые

Конфликты неприятны всем: и тем, кто в них участвует, и их свидетелям. Т.е. сейчас мы говорим с вами об участниках конфликтов, т.н. субъектах. Обратите внимание на следующий слайд (Слайд № 7).

Слово преподавателя:

Объяснение понятий причина конфликта, повод конфликта. (Слайд №8)

Вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт, - это предмет конфликта. Причина и повод конфликта отличаются от его предмета.  

Причина конфликта – это объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон

Повод конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.

Слово преподавателя:

Итак, конфликт назревает. Как узнать о том, какие этапы проходит конфликт в своем развитии. Для того чтобы найти ответ на данный вопрос, вам предлагается самостоятельная работа в группах по 4 человека.

По окончании работы, предлагаю сравнить их с правильными ответами.

Стадии социального конфликта:

  • предконфликтная
  • конфликтная
  • постконфликтная

С одной классификацией социальных конфликтов вы уже знакомы. Настало время познакомить вас с другими. (Слайд №9)

Социальные конфликты можно классифицировать по следующим критериям:

- по длительности;

- по объему;

- по источнику;

- по используемым средствам;

- по влиянию на ход развития общества;

- по характеру развития;

- по сферам общественной жизни;

- по типу отношений.

К сожалению, конфликты в нашей жизни, как правило, неизбежны. Однако все люди ведут себя в ситуации конфликта по-разному. Наверное, и некоторые из вас участвуя в конфликте, находили пути выхода из него.

Поделитесь своим опытом.

Существуют различные способы решения конфликта. (Слайд №10)

- компромисс,

- посредничество,

- переговоры,

- применение силы, власти, закона

Даю возможность обучающимся объяснить смысл каждого из данных способов, затем привожу свой вариант.

- Социальные конфликты могут привести как интегративным, так и дезинтегративным последствиям. Первые из них помогают разрешить проблемы, найти выход из сложившейся ситуации, усиливают сплоченность группы, позволяют ее членам осознать четче осознать свои интересы. Вторые из этих последствий усиливают ожесточение, разрушают нормальные партнерские отношения, отвлекают людей от решения их насущных проблем. (Слайд №11)

Слушают

В ходе объяснения обучающиеся делают записи в тетрадях.

Возможные варианты ответов обучающихся:

Примером межличностных отношений индивидов могут служить отношения между друзьями, родителями и детьми и др.

Примером личностно-групповых отношений являются отношения между учителем и учениками, начальником цеха и рабочими и др.

Примером межгрупповых отношений могут служить отношения между двумя группами, спортивными командами и др.  

Отвечают на вопрос

Делают записи в тетрадь

Составляют классификацию социальных конфликтов

Обучающиеся записывают в тетрадь субъектов конфликта: свидетели, пособники, подстрекатели, посредники.

Обучающиеся соседних друг с другом парт объединяются для совместной работы, на 3-5 минут (Ответ следует искать в учебнике на с.165, где описывается жизненная ситуация). По истечении отведенного времени, представители от каждой группы высказывают свои предположения

Возможные варианты ответов обучающихся: применял силу, договаривалась, уступали, прерывал спор и.т.д.

Дают свои объяснения способов решения конфликта.

Этап актуализации субъективного опыта обучающихся (5 мин.)

Показывается видеоряд, где демонстрируются различные ситуации, профессии и поведение людей.   «Конфликтные ситуации неизбежны, но умный ищет выход из них, а дурак — вход.» Губарев В.

Как вы понимаете эти слова?

Сейчас мы с вами проведем игру «Счастливый случай». Будем работать в малых группах (5-6 чел.). Каждая группа совместно будет выполнять практические задания. После каждого задания, мы все вместе будем обсуждать полученные результаты, работу в группе будет оценивать жюри  – для этого у них есть Маршрутный лист (Приложение 2) с указанием этапов урока (заданий),    Рейтинговая карта (Приложение 3)

Обучающиеся просматривают видеоролик, и выдают ответы о своем восприятии. Предполагаемые ответы:  – изучение, исследование различных объектов; реакция на быстро меняющуюся обстановку; умение правильно и эффективно разговаривать, взаимодействовать;

-тот, кто постоянно   инициирует конфликт и развивает его – теряет время;  умный человек осознает причины конфликта и ищет способы его урегулирования

Задание № 1 . «Социальные интересы» -

10 мин.

Для выполнения данного задания отводится 5 мин. Для обсуждения полученных результатов – 5 мин. Преподаватель управляет работой групп, устанавливая очередность высказываний; задает   вопросы:

У кого такие же результаты? У кого есть дополнения? Озвучьте свои примеры. (Приложение 4)

Обучающиеся выполняют задание в группе; обсуждают полученные результаты; заполняют оценочные листы

Задание № 2 .  «Термины, определения, понятия»

-5 мин.

Для выполнения данного задания отводится 3 мин. Для обсуждения полученных результатов – 2 мин. Преподаватель зачитывает определения, команды поднимают листки с написанным на листе цветным  маркером ответ. Преподаватель озвучивает правильный ответ. (Приложение 5)

Обучающиеся выполняют задание в группе; пишут на отдельных листах цветным маркером ответ; когда преподаватель зачитывает определение -  поднимают листок с ответом;   заполняют оценочные листы

Задание № 3  «Работа с текстом» -

10 мин.

Для выполнения данного задания отводится 5 мин. Для обсуждения полученных результатов – 5 мин. Преподаватель управляет работой групп, устанавливая очередность высказываний; задает   вопросы:

У кого такие же результаты? У кого есть дополнения? Озвучьте свои примеры. (Приложение 6)

Обучающиеся выполняют задание в группе; обсуждают полученные результаты; заполняют оценочные листы

Задание № 4 . «Анализ социального конфликта» - 10 мин.

Для выполнения данного задания отводится 5 мин. Для обсуждения полученных результатов – 5 мин. Преподаватель управляет работой групп, устанавливая очередность высказываний; задает   вопросы:

У кого есть дополнения? Озвучьте свои предложения. (Приложение 7)

Обучающиеся выполняют задание в группе; обсуждают полученные результаты; заполняют оценочные листы

Подведение итогов игры – 3 мин.

Хочется отметить плодотворную и качественную работу групп. Все справились с заданиями превосходно. Давайте оценим результаты нашей работы. Подсчитайте,  пожалуйста,  количество баллов в карте рейтингования. И поставьте себе отметку в соответствии с суммой баллов.

Обучающиеся считают баллы, выставляют оценки.

V. Первичная проверка понимания. (5 мин.)

-    Выскажите собственное суждение по поводу высказывания философа в контексте темы урока.

•    Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить.

•    Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать.

•   Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существуют предательства и войны.

-    Что такое поступок и почему он возможен только при наличии свободы действий? (Поступок как социологическая категория предполагает добровольность совершения действий.)

-    Молодежь - понятие не только возрастное, но и социальное. Проанализируйте поведение разных групп молодежи в социальном взаимодействии современного российского общества.

Высказывают свое мнение.

Делают анализ поведения различных групп.

VI. Первичное закрепление. (2-3 мин.)

Вам выдаются карточки-задания, где вы должны установить соответствие. (Приложение 8)

Выполняют задание.

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (2-3 мин.)

Выставление оценок по трем параметрам.  (Приложение 9)

Обсуждение допущенных ошибок.

Каждый обучающийся по очереди говорит оценку по 5ти бальной шкале по трем параметрам.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (2-3 мин.)

Проанализируйте данное высказывание и напишите эссе, высказав свою точку зрения: «Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается непреходящим явлением. Р.Дарендорф».

Составить таблицу «Стратегии поведения в конфликтной ситуации: плюсы и минусы».

Записывают д/з

IV. Рефлексия. (3 мин.)

Преподаватель проводит опрос. (Слайд 12)

Хочу поблагодарить вас за работу на уроке и  закончить наш урок следующими словами Далай Ламы: «Мы привыкли думать, что, возражая кому-то, мы неминуемо вступаем с этим человеком в конфликт, который обязательно должен выявить победителя и побежденного или ущемить чье-то самолюбие. Но давайте не будем воспринимать все в таком свете. Давайте всегда искать между нами что-то общее. Секрет успеха заключается в том, чтобы с самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника. Я совершенно уверен, что это под силу каждому из нас»  (слайд 13)

Ответы обучающихся на вопросы.

В заключение, хотелось бы сказать, что для формирования у детей социальных качеств и нравственного самосознания нужно создавать соответствующие условия, организовывать и постоянно сохранять сферу их "личностных" отношений, стимулировать самодеятельность детей, свободу в установлении отношений друг с другом.

Но как это возможно? Через игровую деятельность, т.к. игра - это средство создания "детского общества". Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всём мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. ТВ, радио, видео, Интернет за последнее время значительно увеличили поток получаемой информации и её разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия.

Развить умения самостоятельного разрешения проблем, самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, социального взаимодействия и коммуникационной компетентности, готовности к самообразованию поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Занимаясь проблемой использования игр на уроках обществознания, мы пришли к следующим выводам:

Игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть. Другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. В игре возможно вовлечение каждого ученика в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок способен выполнять такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В игре также происходит воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось в трудах многих ведущих педагогов. В игре же "именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачиванием сверстников, условием приобретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу - и "обретения себя" (В. М.Букатов)

Приложение 1

Тестовые  задания

 

1. Критерием социальной стратификации является:

1) доход  2) престиж  3) авторитет  4) неравенство

2. Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности? 

А. Социальная мобильность всегда предполагает только добровольное перемещение индивидов или группы.

Б. Общественные изменения — один из факторов, влияющих на социальную мобильность.

1) верно только А                        3) верны оба суждения

2) верно только Б                        4) оба суждения неверны

3. Укажите, по какому признаку образуются такие социальные общности, как католики, православные и протестанты? 

1) территориальному                2) этническому

3) стратификационному           4) конфессиональному

Приложение 2

Рейтинговая карта

Группа _____________ Ф.И._______________________________________________________

Наименование этапа

Наименование формы деятельности

Критерии этапа

Количество набранных баллов

Задание № 1 . «Социальные интересы» -

10 мин.

Работа в   группе : по карточке – заполнение таблицы, приведение своих примеров

(0-5)

 

Задание № 2 .  «Термины, определения, понятия»

-5 мин.

Работа по группам :  пишут определение и поднимают с ответом, после того, как преподаватель зачитает определение.

(0-5)

Задание № 3  «Работа с текстом» -

10 мин.

Работа по группам: выписываю из текста ответы на вопросы, приводят свои примеры

(0-5)

Задание № 4 . «Анализ социального конфликта» - 10 мин.

Работа по группам:  анализируют конфликтную ситуацию, обозначая субъектов и объекты конфликта, субъективную и объективную его  сторону.

(0-5)

ИТОГО

20-17 баллов «5»;

16-14 баллов «4»;

12-10 баллов «3»


Маршрутная карта урока                                                                                                                                                                     Приложение 3

Название работы

Указания

Примечание

Задание № 1 . «Социальные интересы» - 5 мин.

Социальные интересы органически связаны с потребностями определенной социальной общности. Раскройте содержание этой связи. Подумайте, каковы потребности и социальные интересы  каждой из перечисленных ниже социальных групп. Ответ запишите в таблицу.Приведите примеры социальных конфликтов, в которых одной из сторон могут быть представители указанных социальных групп.

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

СОЦИАЛЬНЫЕ

ИНТЕРЕСЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Пример социального конфликта

Студенты

Пенсионеры

Предприниматели (малый бизнес)

Молодожены

Не забудьте внести баллы в карту рейтингования

Задание № 2 .  «Термины, определения, понятия»

-2 мин.

Студент выписывал наиболее сложные понятия и их определения на отдельные карточки. Накануне зачета по социологии он не смог найти карточки, на которых был написан ряд понятий. Помогите ему восстановить потерянные записи. Назовите понятия, определения которых  приведены ниже, впишите ответы в таблицу. Цветным маркером на отдельных листах напишите понятия, после того, как преподаватель прочитает определение, поднимите, по вашему мнению, правильный ответ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПОНЯТИЕ

Систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга.

Стратегия поведения людей, суть которой в упорном отстаивании субъектом своих интересов в ущерб интересам других.

Стремления людей, составляющих какую-либо социальную общность (страту, этнос), тот или иной коллектив, объединение (политическую партию, профессиональное объединение и т.п.)

Столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.

Стратегия поведения, ориентированная на совместный поиск решений, удовлетворяющих интересы всех сторон.

Не забудьте внести баллы в карту рейтингования

Задание № 3  «Работа с текстом» -

5 мин.

Современный социолог А.В. Дмитриев о поддержании и развитии сотрудничества.

ТЕКСТ

«Прежде чем вступить в противоборство, и соперники, вероятнее всего, находились в нейтральных отношениях, а возможно, и сотрудничали (сослуживцы, соседи, члены семьи. общественные организации, государства). Надежный путь предупреждения конфликта – налаживание и укрепление  сотрудничества. Конфликтологами разработан ряд принципов и методов поддержания и развития сотрудничества.

Согласие предполагает вовлечение возможного противника в совместную деятельность…

Практическая эмпатия предполагает «вхождение» в положение партнера, понимание его  трудностей, сочувствие и готовность помочь.

Сохранение репутации партнера предполагает уважительное отношение к нему, даже если интересы   одного партнера   расходятся  с интересами другого.

Взаимное дополнение  тех качеств партнера, которыми не обладает другой. Развивая и используя эти черты, можно укрепить взаимное уважение и сотрудничество и избежать конфликта.

Исключение социальной дискриминации предполагает запрещение  подчеркивать свое превосходство над партнером(хотя оно, возможно. и имеется). «Даже если вы делаете работу лучше других, не ведите себя как победитель»

Разделение заслуг. Этим достигается взаимное уважение и снимаются такие негативные эмоции, как зависть, чувство обиды и т.п.

Психологический настрой предполагает в конкретных проявлениях, например, своевременное информирование партнера о возможных  или предстоящих  переменах, обсуждение с ним их последствий и т.п. В нашей действительности государственные руководители зачастую пренебрегают этим методом предупреждения конфликтов….

Психологическое «поглаживание» (синтон) предполагает поддерживание хорошего настроения, положительных эмоций по самым различным поводам, что снимает  напряженность, вызывает чувство симпатии к партнеру и тем самым препятствует возникновению конфликтной ситуации.

        Названные методы и принципы поддержания  и укрепления сотрудничества, конечно, не являются исчерпывающими. Но все, что может способствовать  сохранению нормальных, деловых отношений между людьми, укреплению их взаимного доверия и уважения, противодействует развитию конфликта, предупреждает его возникновение, а если он все-таки возникает, помогает его разрешить»

Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное/А.В. Дмитриев  - М., 2002.- с. 323-324  

Какие виды сотрудничества упомянуты в тексте? Дополните список собственными примерами. Ответы впишите в таблицу.

Какой путь предупреждения  конфликта  автор считает самым надежным? Свой ответ объясните. Ответы впишите в таблицу.

№ п/п

Виды сотрудничества

Собственные примеры

Самый надежный путь предупреждения конфликта и почему?

1

2

3

В тексте приведены разработанные конфликтологами  принципы и методы поддержания  и развития сотрудничества. Что из перечисленного относится к принципам, а что к методам? Ответ впишите в таблицу в графу «№ п/п», обозначив буквам П – принцип, М – метод Чем принципы отличаются от методов? Ответ запишите.

Ответ:  __________________________________________________

Подумайте, чем определяется предпочтение  тех или иных методов в конкретной ситуации? Ответ запишите. Ответ:   ______________________________________

Не забудьте внести баллы в карту рейтингования

Задание № 4 . «Анализ социального конфликта» - 5 мин.

Укажите основных участников конфликта; объективно  существующие противоречия, интересы, цели, а также способы поведения каждого из участников конфликта. Оформите ответы в таблицу.

Характеристики конфликта

УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТА

 № 1  

№ 2  

 № N  

объективно  существующие противоречия

интересы

цели

способы поведения

Что сделать, чтобы не допустить разрастания конфликта?

Эффективные способы разрешения конфликтной ситуации.

Подумайте, можно ли было не допустить разрастания конфликта? Что для этого надо было сделать?

Можно ли было разрешить конфликтную ситуацию более эффективными способами? Какими? Можно ли отнести данный конфликт к социальному? Почему?

Выйдите в интернет  по данному адресу найдите статью в СМИ о социальном конфликте.

Организуйте работу в группе

  Не забудьте внести баллы в карту рейтингования

Подведение итогов – 3 мин.

Выполните самооценивание и взаимооценивание

Внесите баллы в Оценочный лист


Приложение 4

Задание № 1 . «Социальные интересы»  

Группа № ______________

  1. Социальные интересы органически связаны с потребностями определенной социальной общности. Раскройте содержание этой связи. Подумайте, каковы потребности и социальные интересы  каждой из перечисленных ниже социальных групп. Ответ запишите в таблицу.
  2. Приведите примеры социальных конфликтов, в которых одной из сторон могут быть представители указанных социальных групп.

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

СОЦИАЛЬНЫЕ

ИНТЕРЕСЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Пример объекта социального конфликта

Студенты

Пенсионеры

Предприниматели (малый бизнес)

Молодожены

Приложение 5

Задание № 2 .  «Термины, определения, понятия»

Группа № ______________

Студент выписывал наиболее сложные понятия и их определения на отдельные карточки. Накануне зачета по социологии он не смог найти карточки, на которых был написан ряд понятий. Помогите ему восстановить потерянные записи. Назовите понятия, определения которых  приведены ниже, впишите ответы в таблицу. Цветным маркером на отдельных листах напишите понятия, после того, как преподаватель прочитает определение, поднимите, по вашему мнению, правильный ответ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПОНЯТИЕ

  1. Систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга.

  1. Стратегия поведения людей, суть которой в упорном отстаивании субъектом своих интересов в ущерб интересам других.

  1. Стремления людей, составляющих какую-либо социальную общность (страту, этнос), тот или иной коллектив, объединение (политическую партию, профессиональное объединение и т.п.)

  1. Столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.

  1. Стратегия поведения, ориентированная на совместный поиск решений, удовлетворяющих интересы всех сторон.

 

Приложение 6

Задание № 3  «Работа с текстом»  Группа № ______________

ТЕКСТ

Современный социолог А.В. Дмитриев о поддержании и развитии сотрудничества.

«Прежде чем вступить в противоборство, и соперники, вероятнее всего, находились в нейтральных отношениях, а возможно, и сотрудничали (сослуживцы, соседи, члены семьи. общественные организации, государства). Надежный путь предупреждения конфликта – налаживание и укрепление  сотрудничества. Конфликтологами разработан ряд принципов и методов поддержания и развития сотрудничества.

Согласие предполагает вовлечение возможного противника в совместную деятельность…

Практическая эмпатия предполагает «вхождение» в положение партнера, понимание его  трудностей, сочувствие и готовность помочь.

Сохранение репутации партнера предполагает уважительное отношение к нему, даже если интересы   одного партнера   расходятся  с интересами другого.

Взаимное дополнение  тех качеств партнера, которыми не обладает другой. Развивая и используя эти черты, можно укрепить взаимное уважение и сотрудничество и избежать конфликта.

Исключение социальной дискриминации предполагает запрещение  подчеркивать свое превосходство над партнером(хотя оно, возможно. и имеется). «Даже если вы делаете работу лучше других, не ведите себя как победитель»

Разделение заслуг. Этим достигается взаимное уважение и снимаются такие негативные эмоции, как зависть, чувство обиды и т.п.

Психологический настрой предполагает в конкретных проявлениях, например, своевременное информирование партнера о возможных  или предстоящих  переменах, обсуждение с ним их последствий и т.п. В нашей действительности государственные руководители зачастую пренебрегают этим методом предупреждения конфликтов….

Психологическое «поглаживание» (синтон)предполагает поддерживание хорошего настроения, положительных эмоций по самым различным поводам, что снимает  напряженность, вызывает чувство симпатии к партнеру и тем самым препятствует возникновению конфликтной ситуации.

        Названные методы и принципы поддержания  и укрепления сотрудничества, конечно, не являются исчерпывающими. Но все, что может способствовать  сохранению нормальных, деловых отношений между людьми, укреплению их взаимного доверия и уважения, противодействует развитию конфликта, предупреждает его возникновение, а если он все-таки возникает, помогает его разрешить»

Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное/А.В. Дмитриев  - М., 2002.- с. 323-324  

 

  1. Какие виды сотрудничества упомянуты в тексте? Дополните список собственными примерами. Ответы впишите в таблицу.
  2. Какой путь предупреждения  конфликта  автор считает самым надежным? Свой ответ объясните. Ответы впишите в таблицу.

№ п/п

Виды сотрудничества

Собственные примеры

Самый надежный путь предупреждения конфликта и почему?

  1.  

  1. В тексте приведены разработанные конфликтологами  принципы и методы поддержания  и развития сотрудничества. Что из перечисленного относится к принципам, а что к методам? Ответ впишите в таблицу в графу «№ п/п», обозначив буквам П – принцип, М – метод Чем принципы отличаются от методов? Ответ запишите.

Ответ:  __________________________________________________

  1. Подумайте, чем определяется предпочтение  тех или иных методов в конкретной ситуации? Ответ запишите.

Ответ:   __________________________________________________

______________________________________________________________________________

 Приложение 7

Задание № 4 . «Анализ социального конфликта»

Группа № ______________

Ознакомьтесь с описанием социального конфликта.

Финляндия усиливает охрану на границе с Мурманской областью

Финляндия выделит дополнительные ресурсы для охраны восточной границы, в результате чего на пограничных пунктах в Мурманской области появятся 160 новых сотрудников. Об этом сообщает ресурс YLE.


Усиление пограничной охраны прописано первым в истории Финляндии рапортом о внутренней безопасности, который был опубликован 19 мая. В местном МВД опасаются новых угроз для страны. Среди них — ухудшение отношений России и Запада, широкомасштабная нелегальная иммиграция, а также гибридные и киберугрозы.


В конце марта 2016 года Финляндия и Россия договорились о частичных запретах на пересечения границы. Инициатором стала финская сторона. Такие меры были введены в связи с наплывом мигрантов. Ограничения на въезд действуют с 10 апреля на КПП Салла и Рая-Йоосеппи на границе с Мурманской областью.


В марте 2016 года в городе Кандалакша Мурманской области мигранты устроили несанкционированный митинг с требованием выпустить их в Финляндию.


Европейские государства, в частности, Финляндия и Норвегия столкнулись с большим числом беженцев летом 2015 года. Многие мигранты из стран Ближнего Востока и Африки используют Мурманскую область для проникновения в страны Скандинавии.

  1. Укажите основных участников конфликта; объективно  существующие противоречия, интересы, цели, а также способы поведения каждого из участников конфликта. Оформите ответы в таблицу.

Характеристики конфликта

УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТА

 № 1  

№ 2  

 № N  

объективно  существующие противоречия

интересы

цели

способы поведения

Что сделать, чтобы не допустить разрастания конфликта?

Эффективные способы разрешения конфликтной ситуации.

  1. Подумайте, можно ли было не допустить разрастания конфликта? Что для этого надо было сделать?
  2. Можно ли было разрешить конфликтную ситуацию более эффективными способами? Какими?
  3. Можно ли отнести данный конфликт к социальному? Почему?

Приложение 8

Установите соответствие

Социальное взаимодействие

совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные взаимодействия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности.

Социальная связь

систематические, регулярные, взаимообусловленные социальны действия субъектов, направленные друг на друга

Социальные отношения

особое  взаимодействие индивидов, групп, объединений при  столкновении их  несовместимых  взглядов, позиций, интересов

Социальный конфликт

социальные взаимодействия, которые превратились в стабильную систему.

Сотрудничество

первый шаг к установлению социальных отношений, скорее, соучастие, но еще не взаимодействие

Социальный контакт

основа объединения людей в группы, проявление взаимопомощи, поддержки.  

Приложение 9

Каждый обучающийся по очереди говорит оценку по 5ти бальной шкале по трем параметрам.

Ф.И.

Ценность изученного на уроке (5 б)

Оценка себе за работу на уроке (5 б)

Оценка группы (5 б)

Список использованных источников:

  1. Обществознание 11 класс, учебник,  профильный уровень под ред. Боголюбова Л.Н.,  М., «Просвещение», 2010
  2. Обществознание 11 класс, практикум,  профильный уровень под ред. Боголюбова Л.Н.,  М., «Просвещение», 2010
  3. Двигалева А.А. Обществознание . Экзамен на пять, С.Пб, Victory, 2007
  4.  Ковалева О. 5 стратегий поведения в конфликтной ситуации http://www.b17.ru/article/9910/
  5. Борзова Л. П.. Игры на уроке обществознания. Методическое пособие для учителя / М.: Владос - Пресс, 20с.
  6. Воронцов А. Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность: введение в систему Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова. / М.: Издатель Рассказов А. И., 20с.
  7. Григорьев В. М. Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков, Диссертационная работа / ил РГБ ОД 61:85-13/54 /http://www. /diss/cont/157833.html
  8. Губанова Т. М. Опыты мыследеятельностной педагогики: Методическое пособие. / М.: Пайдейя, 199с.
  9. Короткова М. В., Студеникин М. Т. Практикум по методике преподавания обществознания в школе. Москва, 20с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровой технологии на уроках товароведения продовольственных товаров

ИГРА – прекрасное средство развития, она не только даёт дополнительные знания, но и развивает целый спектр разнообразных способностей, является полигоном общественного и творческого самовыражения кажд...

Использование игровой технологии на уроке по дисциплине обществознание тема " Человек и его деятельность"

Урок " Человек и его деятельность" проведен на начальном этапе изучения  дисциплины "Обществознание". Идея данного урока  заключается в возможности актуализировать прежние знания,умения,навы...

Конспект по применению игровых технологий на занятиях тхэквондо

Конспект показывает применяемые игровые технологии на занятиях тхэквондо....

Методическая разработка открытого практического занятия по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: Оформление документации на складе (с применением игровой технологии обучения)

Методическая разработка открытого  практического занятия с применением игровой технологии обучения по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: оформление ...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине ОП.04 Материалы и изделия с применением игровых технологий

В данной разработке представлена организация работы на уроке материаловедения с применением элементов игровых технологий. Элементы данной технологии оказывают на студентов высокое эмоциональное воздей...

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Урок – основная форма организации учебного процесса. Практика работы лучших преподавателей свидетельствует, что каждый урок можно проводить так, чтобы обучающимся было интересно учиться. При уче...