Методическая разработка открытого урока по дисциплине ОП.04 Материалы и изделия с применением игровых технологий
методическая разработка на тему

Степурко Татьяна Николаевна

В данной разработке представлена организация работы на уроке материаловедения с применением элементов игровых технологий. Элементы данной технологии оказывают на студентов высокое эмоциональное воздействие, формируют коммуникативные навыки, умение работать в группе, брать на себя ответственность за принятое решение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nanomaterialy_mr.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка открытого урока по

дисциплине ОП. 04 Материалы и изделия

на тему: «Наноматериалы»

с применением игровых технологий

Выполнил:

преподаватель Материаловедения

Степурко Татьяна Николаевна

ст. Брюховецкая

2017 г.

Рассмотрено

учебно-методическим объединением

ОПД и СДСГС

Протокол № _____ от ___________ 20   г.

Председатель УМО

___________________  О.А. Некоз


ПЛАН

Введение.

1.        Методическое обоснование открытого урока.

2.        Разработка плана урока.

3.        Методика проведения урока.

3.1.        Методика проведения организационного момента.

3.2.        Методика проведения актуализации опорных знаний

3.4.        Методика формирования новых знаний.

3.5    Методика закрепления нового материала

3.6.   Методика подведение итогов занятия

3.7.        Методика выдачи домашнего задания.

         Литература

         Приложения


Введение

В данной разработке представлена организация работы на уроке материаловедения с применением элементов игровых технологий. Элементы данной технологии оказывают на студентов высокое эмоциональное воздействие, формируют коммуникативные навыки, умение работать в группе, брать на себя ответственность за принятое решение.

Благодаря применению игровых технологий активизируется мыслительная деятельность, умственные процессы. Студенты должны внимательно слушать преподавателя, объяснения правил игры, понять что они должны сделать.

Для данного урока преподаватель разработал собственную методику его проведения, с применением различных игр на каждом этапе урока, что поспособствовало повысить уровень активности студентов.


План-конспект

часового занятия

Группа 921

12.12.17

УД, МДК   ОП. 04 Материалы и изделия

Тема урока «Наноматериалы»

Вид занятия   урок

Тип урока – комбинированный урок с элементами игровых технологий

Цель занятия

учебная: сформировать у студентов знания о наноматериалах, их классификации и области применения

воспитательная: формирование положительного отношения к знаниям, интереса к науке; воспитание стремления к освоению нового, расширения кругозора, интереса к будущей профессии; показать межпредметные связи комплексного изучения данной темы;

развивающая: развитие аналитического мышления, умения работать индивидуально и в коллективе, дисциплинированности;

деятельностная: ОК 1-9; ПК 3.1

Межпредметные связи

Обеспечивающие Химия, Физика

Обеспечиваемые МДК01.01

                     

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Наглядные пособия авторская презентация

Раздаточный материал  -

Технические средства обучения ноутбук, телевизор

Учебные места (для ПЗ, ЛЗ)

Литература:

основная  Ю.П.Солнцев, С.А. Вологжанина Материаловедение, М: «Академия», 2013г.

дополнительная   Батиенков В.Т., Сеферов Г.Г. Материаловедение; Учебник. – М.: Инфра – М, 2009


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

элемента

Элементы занятия, учебные вопросы

формы и методы обучения

время

1

2

3

4

1.

Организационный момент:

1.1 Взаимное приветствие

1.2 Проверка отсутствующих

1.3 Постановка целей и задач урока

1.4 Мотивация на положительное усвоение материала

Беседа

2 мин.

2.

Актуализация опорных знаний

2.1 Инструктаж «Правила игры»

2.2 Опрос по темам: «Полимеры», «Резина», «Композиционные материалы»

Словесный

Игра «Кто быстрее»  

7 мин.

3.

Формирование новых знаний

3.1 Инструктаж «Правила игры»

3.2 Понятия «Нанотехнологии», «Наноматериалы» и «Наночастицы»

3.3 История наноматериалов

3.4 Классификация наноматериалов

3.5 Применение наноматериалов в нефтегазовой промышленности

Словесный

Рассказ с применением ИКТ,

Игра «Чистая доска»

25 мин.

4.

Закрепление изученного материала

Игра «Своими словами»

6 мин.

5.

Подведение итогов занятия, выставление оценок

Словесный

4 мин.

6.

Домашнее задание

6.1 Читать конспект

6.2 Ю.П.Солнцев, С.А. Вологжанина Материаловедение

6.3 rusnano.com

Словесный

1 мин


1. Методическое обоснование открытого урока

Урок с применением игровых технологий побуждает интерес к предмету, снимает напряжённость, неуверенность, помогает усвоению материала.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

  • дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности);
  • развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения);
  • воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.).

Игры обеспечивают эмоциональное воздействие, активизируют резервные возможности личности. Они облегчают овладение знаниями, навыками и умениями, способствуют их активизации, создают учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Игры дают возможность моделировать реальную жизнь, в ходе которой ее участники ведут напряженную умственную работу, производят более интенсивный обмен идеями, информацией, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.


2. Разработка плана урока

Открытый урок некоторым образом отличается от обычного урока. А именно – на открытом занятии преподаватель демонстрирует свой положительный или инновационный опыт, реализует методические идеи, а также реализует методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещающим.

Организационные моменты реализуются, как правило, за 2'. Актуализация опорных знаний проводится в виде игры «Кто быстрее». Длится не более 7', при этом опрошенными являются все студенты. На изложение нового материала отводится порядка 25'. На данном этапе урока проводится игра «Чистая доска». Детально продумана и подготовлена авторская мультимедийная презентация для максимальной наглядности. Перед началом игры проводится инструктаж «Правила игры». Закрепление нового материала проводится в виде игры «Своими словами» в течение 6'.

В конце урока подводятся итоги занятия, выставляются оценки и выдаётся домашнее задание. На это приходится порядка 5'.


3. Методика проведения урока

3.1. Методика проведения организационного момента

За 10' до начала урока преподаватель проверяет мультимедийное оборудование, наличие раздаточного материала, подготавливает учебно-методическую документацию, обеспечивает вместе с дежурным порядок в аудитории.

По звонку происходит взаимное приветствие преподавателей и студентов, студентам дается информация о специфике проведения данного урока, осуществляется проверка присутствующих. Сообщается тема, цели и задачи урока. Выполняется настрой на работу.

Группа разделена на три команды, студенты выбирают капитанов каждой из команд, придумывают название своей команде.

3.2 Методика проведения актуализации опорных знаний

Актуализация приобретенных ранее знаний проводится в виде игры «Кто быстрее». Перед началом игры проводится инструктаж «Правила игры». Студентам задаются вопросы. Студенты должны поднимать руку, ни в коем случае не выкрикивать ответы. За правильный полный ответ студент получает красный квадрат, за неполный – жёлтый. Тем самым команда зарабатывает очки. В ходе игры (когда озвучен ответ) преподаватель вместе со студентами обсуждает правильные ответы. Данный метод позволяет сэкономить время и опросить большую часть обучающихся.

3.3 Методика формирования новых знаний

Студентам вновь сообщается тема и цель урока. На данном этапе урока проводится игра «Чистая доска». Также проводится инструктаж о правилах игры. При изложении материала для наглядности и концентрации внимания используется авторская мультимедийная презентация, что способствует положительному восприятию информации. Основные моменты лекции студенты конспектируют в тетрадях. Также, для экономии времени, студенты получают опорный конспект с терминами и определениями.

На доску прикреплены листы с вопросами, на которые обучающиеся дают ответы. Вопросы построены на материале изучаемой темы. За правильные ответы студенты получают карточки (баллы).

3.4    Методика закрепления нового материала

Закрепление новых знаний проводится в виде игры «Своими словами». В игре принимают участие капитаны команд. Каждый из них получает карточку, на которой написано одно из основных определений изучаемой темы. Капитан должен своими словами объяснить своей команде какое определение написано на карточке, а члены команды должны правильно назвать это определение.

3.5 Методика подведение итогов занятия

На данном этапе происходит подведение итогов урока с применением игровых технологий. Подсчитываются баллы, набранные командой, оценивается участие членов команды в игре, на основе этого производится выставление оценок с комментариями по каждому студенту подгруппы.

3.6  Методика выдачи домашнего задания

Преподаватель сообщает, на каких страницах учебника изложен изучаемый материал. В заключении, преподаватель спрашивает у студентов, понятно ли им домашнее задание, есть ли какие вопросы. Если вопросов нет, преподаватель благодарит за внимание, объявляет об окончании урока, прощается со студентами, напомнив дежурным об их обязанностях.


Литература

                1. Ю.П.Солнцев, С.А. Вологжанина Материаловедение, М: «Академия», 2013г.

2. Рогачева Л.В. Материаловедение. М.:»Колос-прес», 2002

3. http://www.materialscience.ru

4. http://metallovedeniye.ru 

5. www.rusnano.com


Приложение 1

Опорный конспект по дисциплине ОП.04 Материалы и изделия

Тема: «Наноматериалы»

        Нанотехнологии – совокупность методов и приёмов, которые позволяют создавать  и модифицировать объекты (материалы), включающие в себя компоненты с размерами менее 100 нм хотя бы в одном измерении. В результате данные материалы обладают заданными свойствами.

Наноматериалы – это материалы, созданные с использованием наночастиц и посредством нанотехнологий, обладающие какими-либо уникальными свойствами, обусловленными присутствием этих частиц в материале. 

Наночастица – это изолированный твёрдофазный объект, имеющий отчётливо выраженную границу с окружающей средой, размеры которого во всех трёх измерениях составляют от 1 до 100 нм.

Классификация НМ

Нановолокна — это волокна, диаметр которых не превышает 100 нм. Используются нановолокна в биомедицине, а также при создании специальных тканей и фильтров. Кроме того, нановолокна используются в качестве армирующего вещества для упрочнения керамики, пластика и других материалов

(нанокомпозиты)

Наножидкости (коллоидные растворы, нанозоль) — это жидкости, в которых равномерно распределены твердые наночастицы. Используются наножидкости в различных вакуумных системах (электронные микроскопы, вакуумные печи и т.д.).

Нанокристаллы — это наночастицы вещества, строение которых упорядочено.

Нанокристаллы, как и обычные кристаллы имеют выраженную огранку.

Используются нанокристаллы во флуоресцентных маркерах и электролюминесцентных панелях.

Нанокластеры — это скопление наночастиц, которое в целом можно рассматривать, как поликристаллическую или аморфную наноструктуру. Хотя бы один базовый размер нанокластера должен лежать в пределах от 1 до 10 нм.

Нанотрубка — это нанокристаллы цилиндрической формы. Внешне нанотрубки могут напоминать графитовую плоскость, свернутую в цилиндр. Диаметр нанотрубки находится в пределах от 1 до 100 нм. Используются нанотрубки для создания сверхпрочных нитей, в сферах медицины и электроники. Так же, как и фуллерены нанотрубки изготавливаются методом электродугового распыления.

Фуллерены — это молекулярные соединения, которые представляют собой многогранники с замкнутой структурой. Используют фуллерены для получения сверхпроводников, фоторезисторов, в качестве добавок для роста алмазных пленок CVD. Получение фуллеренов осуществляется методом сжигания углерода и дуговым методом (сжигание графитовых электродов в электрической дуге).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «Теоретические основы товароведения » на тему : «Анализ сахара-песка »

Методическая разработка предназначена  для преподавателей, работающих по активным инновационным формам проверки занятий по итоговому и рубежному контролю знаний и проведению практики для по...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Сольфеджио" на I курсе МВМУ "Простые диатонические интервалы"

28 октября 2013 года в Московском военно-музыкальном училище прошёл плановый открытый урок по сольфеджио на I курсе преподавателя отдельной дисциплины (музыкально-теоретические дисциплины и форте...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне»

Открытый урок по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне» представляет собой  комбинированный урок с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - тран...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине : " История " "Отечественная война 1812 года "

Целью данной методической разработки является показ влияния всемирной истории на историю Отечества. Патриотическое воспитание студентов....

методическая разработка открытого урока по дисциплине "Финансы и кредит"

в данном уроке раскрываются темы: функции денег. для наглядности готовая презентация, которая оформляет текстовую часть лекции....

Методическая разработка открытого урока по модулю ПМ.03 Выполнение каменных работ МДК.03.01 Технология каменных работ Тема урока: «Способы кладки кирпича»

Методическая разработка открытого урока по модулю ПМ.03   Выполнение каменных работМДК.03.01 Технология каменных работТема урока: «Способы кладки кирпича»Продолжительность учебно...

Методическая разработка открытого урока по модулю ПМ.03 Выполнение каменных работ МДК.03.01 Технология каменных работ Тема урока: «Способы кладки кирпича»

Методическая разработка открытого урока по модулю ПМ.03   Выполнение каменных работМДК.03.01 Технология каменных работТема урока: «Способы кладки кирпича»Продолжительность учебно...