РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
статья на тему

Львова Яна Игоревна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья по Ветеринарии36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Львова Яна Игоревна,

преподаватель специальных дисциплин,

ГБОУ СПО МО «ВАКЗО», г. Сергиев Посад, Московская область.

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальностям предусматривает, что современный специалист должен обладать  не только профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности, но и должен обладать общими компетенциями, реализовать которые помогают современные образовательные технологии.

Игру как метод  обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали еще с давних времен. В наше время широкое распространение игровые технологии получили в учебно- воспитательных процессах различного уровня, в том числе –среднего профессионального образования. В современном образовании, делающего ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность  широко используется  и как технология внеклассной работы.

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

Основным  содержанием  игр для подростков в возрасте 16 -17 лет   является предметная деятельность, отражающая отношения между людьми и, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения [1].

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для классных руководителей. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности подростка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами [2].

В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ организации воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, изучаются формы и способы оптимизации игровой деятельности современного поколения.

Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру органично будут входить целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект.

В классном часе игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия преподавателя и студентов через реализацию определенного сюжета игры. При этом образовательные задачи включаются в содержание игры.

Цели классного часа:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование профессиональных и общепрофессиональных компетенций, необходимых в практической деятельности.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей,  рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Познавательная и развивающая эффективность и воспитательная функция классного часа в виде деловой игры.

Познавательная эффективность: в процессе деловой игры студенты знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), углубляют знания, осваивают общепрофессиональные компетенции на личном примере.

Воспитательная функция: в процессе проведения деловой игры формируется сознание принадлежности к коллективу, закрепляются взаимосвязи при решении коллективных задач, а коллективное обсуждение общих вопросов формирует критичность, сдержанность, уважение к другому мнению, внимание к коллегам.

Развивающая эффективность: в процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность поиска ответов на поставленные вопросы, речь и речевой этикет, умение участвовать в дискуссии и эффективно общаться.

Деловая игра решает «серьезные» задачи по развитию личности специалиста; обучаемые усваивают знания, умения в контексте профессии, приобретают и профессиональную компетенцию и социальную компетенцию (навыки взаимодействия в коллективе производственников, навыки профессионального общения с людьми и управления ими). Но эта «серьезная» деятельность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально «раскрепоститься», проявлять творческую инициативу [1].

Условность игровых отношений мобилизует и активизирует возможности личности, способствует реализации человеком своего творческого потенциала, побуждает его искать новые, еще неосвоенные способы решения игровых (жизненных) проблем, соблюдая предписываемые игровой ролью правила и нормы поведения.

Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью.

Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором студенты совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Результативность классного часа:

По окончании классного часа было проведено анкетирование студентов.

Анкета по итогам классного часа

«ДЕНЬ ПОДАРКОВ ПРОСТО ТАК!»

1. Ваше отношение к проведению классного часа в форме деловой игры.

2. Пригодятся ли Вам умения взаимоотношений между людьми в вашей будущей профессии?

3. Помог ли Вам классный час лучше узнать друг друга?

4. Какое из трех выражений Вы постараетесь реализовать в жизни? (расставьте выражения по приоритету).

1) Самый дорогой подарок жизни не бриллианты или розы, шоколад, а внимание, тепло, понимание.

2) Там где меня окружают вниманием – там я чувствую себя как дома.

3) Любовь есть ни что иное, как желание счастья другому человеку.

Можно сделать следующие выводы:

Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 286 с.

2. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5474


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровой технологии на уроках товароведения продовольственных товаров

ИГРА – прекрасное средство развития, она не только даёт дополнительные знания, но и развивает целый спектр разнообразных способностей, является полигоном общественного и творческого самовыражения кажд...

Урок с применением игровых технологий по дисциплине «История» «Великая война и Великая победа » посвящённый 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945г.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Брюховецкий аграрный колледж»         Урок с применением...

Урок с применением игровых технологий по дисциплине «История» «Великая война и Великая победа » посвящённый 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945г.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Брюховецкий аграрный колледж»         Урок с применением...

Конспект по применению игровых технологий на занятиях тхэквондо

Конспект показывает применяемые игровые технологии на занятиях тхэквондо....

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию с применением игровых технологий Нуркаевой Раушании Нафисовны, преподавателя обществознания

В данной методической разработке показан урок по предмету «Обществознание» с применением игровых технологий.Урок общеобразовательной  дисциплины базовой ОБД.05  «Обществознание» по теме: «Со...

Применение игровых технологий в образовательном процессе

Включение игровых технологий в урочную и внеурочную деятельность позволяет преодолеть «барьер» перед занятиями математикой, поверить в свои силы. Игра создает ситуацию успеха. В играх, осо...

ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ».

В статье представлен обмен опытом по воспитательной работе со студентами СПО специальности "Дошкольное образование"...