ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
статья

Урок – основная форма организации учебного процесса. Практика работы лучших преподавателей свидетельствует, что каждый урок можно проводить так, чтобы обучающимся было интересно учиться. При учении «с увлечением» эффективность урока заметно возрастает, обучающиеся охотно выполняют задания, преподавателю не нужно трать время на поддерживание дисциплины, внимания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – основная форма организации учебного процесса. Практика работы лучших преподавателей свидетельствует, что каждый урок можно проводить так, чтобы обучающимся было интересно учиться. При учении «с увлечением» эффективность урока заметно возрастает, обучающиеся охотно выполняют задания, преподавателю не нужно трать время на поддерживание дисциплины, внимания.  

Таким образом, если обучающимся интересно учиться, они своим поведением как бы помогают преподавателю, способствуя реализации учебно-воспитательных задач урока. На скучном, неинтересном уроке преподаватель тратит много сил и времени на привлечение внимания обучающихся, поддержание порядка.  В результате план урока не выполняется, а самим уроком не удовлетворены ни обучающиеся, ни преподаватель. Познавательный интерес не только помогает обучающимся хорошо учиться, осваивать свою профессию, но и оказывает влияние на развитие личности. Проблема интереса является ключом ко всей проблеме психического развития в юношеском возрасте.

Нетрадиционный урок – это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах. Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения, возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.  Для обучающихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себе в новом качестве, а значит, новые обязанности и ответственность.

Формой нетрадиционного урока являются игровые технологии. В области педагогики и психологии игры как метод обучения и исследования получили распространение в 70-е годы. В настоящее время они применяются под разными названиями: обучающие игры, педагогические, дидактические, предметно-методические, сюжетно-ролевые игры с элементами театральной педагогики, творческо-ролевые и т.п.

Преподаватель истории и обществознания, который собирается использовать игровые технологии в ходе урока, должен учитывать специфику предмета и конкретной темы, особенности обучающихся конкретной группы.

Игра является формой воссоздания исторической ситуации на уроках истории и социального образа на уроках обществознания, моделирования тех систем отношений и проблем, с которыми ученик может столкнуться в будущем.

При проведении урока-игры преподавателю следует делать ставку на закрепление и углубление изученного материала, обращать внимание на дискуссионные вопросы. В этом случае приобретают значение структурно-оформленные игры моделей «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Своя игра» и т. д. Данные формы игр удобны для тем, что заранее готовый шаблон наполняется необходимым содержанием.

Подобная «Своя игра» может быть представлена при изучении темы «Великая Отечественная война». В рамках игры студенты делятся на команды, что способствует дальнейшему развитию коммуникативных навыков. Участникам предлагается четыре категории вопросов: «Командующие армий», «Герои», «Боевые операции» и «Вооружение армий». Вопросы ранжированы по уровню сложности, которая соответствует стоимости вопроса. Например, в категории «Боевые операции» вопрос стоимостью 50 баллов подразумевает правильное указание названия и сроков следующей операции: «Имя этого легендарного полководца прославило историю имперской России. Именно к нему вернулись в годы Великой Отечественной войны: так была названа советская наступательная операция по освобождению г. Смоленска». В свою очередь более легкие вопросы оцениваются более низким баллом, например, вопрос стоимостью 10 баллов из категории «Вооружение армий», подразумевает ответ на вопрос, в котором нужно указать называние машины советской авиации: «Советский штурмовик времен Великой Отечественной войны, созданный под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Солдаты вермахта называли его «чумой» или «черной смертью».

Проведение подобных игр на уроках истории требует дополнительной подготовки от студентов, их заинтересованности заданной темой. Работа со столь обширным массивом исторической информации предполагает умение работать с текстами, документами, таблицами.

Перед уроком по теме «Отмена крепостного права. Основные положения реформы 19 февраля 1861 г.» обучающихся разбиваем на группы: 1 - помещики; 2 – крестьяне; 3 – государство; и вводим участников в атмосферу того времени. Конкретизируем задачи, стоящие перед участниками: определить позицию помещиков, крестьян, государства по отношению к отмене крепостного права; разработать проекты документа, определяющего содержание выкупной сделки (уставной грамоты).

В соответствии с задачами на этапе проведения игры групповая работа состоит из выполнения двух заданий:

 1. Охарактеризовать отношение героев к отмене крепостного права, аргументировав свою позицию. Предлагаем для работы над данным заданием источники, дифференцируя по содержанию материала.

«Помещикам» предложены следующие документы: 1) отрывок из письма председателя Редакционной комиссии Я.И. Ростовцева Александру II, в котором содержится обзор мнений помещиков о способах освобождения крестьян; 2) Отрывок из книги «Россия под скипетром Романовых», 3) «Отношение дворян к реформе отмены крепостного права» из мемуаров П.П. Семенова-Тян-Шанского; 4) выдержки из Манифеста 19 февраля 1861 г.

«Крестьяне» работают над: 1) отрывками из стихотворений Некрасова А.Н. 2) Над «Положением крепостного крестьянина» (Федоров В.А. «Конец крепостничества в России»), 3) Высказывание Кошелева А.И. о барщинном труде, 4) выдержки из Манифеста 19 февраля 1861 г.

«Государством» рассматриваются: 1) «Выступление Александра II 30 марта 1856 г. перед московскими губернским и уездными предводителями дворянства», 2) «Указания Александра II Главному комитету по крестьянскому делу 18 октября 1858 г.», 3) «Речь Александра  в Государственном совете 28 января 1861 г.»,  4) отчет III отделения.

После обсуждения в группе докладчик представляет точку зрения своей группы.

2. Составить свой вариант проекта уставной грамоты по плану: а) угодья, передаваемые крестьянам; б) размер полевого надела; в) порядок и условия выкупной сделки.  

Для работы предлагаются образцы Уставных грамот и Выкупных договоров, «Манифест об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости» и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 года.

В ходе межгрупповой дискуссии составляется окончательный вариант уставной грамоты. На этапе обобщения обучающиеся разрешили проблемное задание, сформулированное в начале урока.

В заключении во время рефлексии обучающиеся отвечали на вопросы: Что нового вы узнали? Чья точка зрения на событие была более убедительной? Кто показал себя лучшим знатоком истории?

Игровая деятельность вовлекает обучающегося в урок, заставляет самостоятельно идти за знаниями. А эффективность курса истории и обществознания зависит от степени самостоятельности студента в его изучении. Первыми в походе за знаниями должны идти сами обучающиеся.  А при применении игровых технологий развиваются умения критически мыслить, анализировать прошлое и настоящее, делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровой технологии на уроках товароведения продовольственных товаров

ИГРА – прекрасное средство развития, она не только даёт дополнительные знания, но и развивает целый спектр разнообразных способностей, является полигоном общественного и творческого самовыражения кажд...

Урок с применением игровых технологий по дисциплине «История» «Великая война и Великая победа » посвящённый 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945г.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Брюховецкий аграрный колледж»         Урок с применением...

Урок с применением игровых технологий по дисциплине «История» «Великая война и Великая победа » посвящённый 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945г.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Брюховецкий аграрный колледж»         Урок с применением...

Конспект по применению игровых технологий на занятиях тхэквондо

Конспект показывает применяемые игровые технологии на занятиях тхэквондо....

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию с применением игровых технологий Нуркаевой Раушании Нафисовны, преподавателя обществознания

В данной методической разработке показан урок по предмету «Обществознание» с применением игровых технологий.Урок общеобразовательной  дисциплины базовой ОБД.05  «Обществознание» по теме: «Со...

Методическая разработка открытого практического занятия по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: Оформление документации на складе (с применением игровой технологии обучения)

Методическая разработка открытого  практического занятия с применением игровой технологии обучения по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: оформление ...